Содержание
- 1 Йога-Геометрия
- 2 Как выстроить последовательность асан?
- 3 Анатомия Асан. Знания Гималайских Йогов (18 июля 2014 – 18 июля 2014)
- 4 Восемь направлений практики асан Хатха-йоги
- 5 Алгоритм выполнения асан
- 6 Что из себя представляют асаны в йоге?
- Йога-Геометрия
- Как выстроить последовательность асан?
- Анатомия Асан. Знания Гималайских Йогов (18 июля 2014 – 18 июля 2014)
- Восемь направлений практики асан Хатха-йоги
- Варианты практики асан
- Рекомендации по выполнению асан
- Развитие и прогресс в практике асан
- Алгоритм выполнения асан
- Что из себя представляют асаны в йоге?
- Почему позы в йоге названы в честь животных?
- Сколько асан в йоге?
- Как правильно выполнять асаны?
- Классификация асан
- 10 самых важных и эффективных асан
Йога-Геометрия
На данных классах вы научитесь правильно выстраивать асаны и успокаивать ум!
Внимание людей часто направлено вовне, их сознание наполнено бесконечным потоком мыслей. Они не чувствуют того, что происходит внутри их тела, как правило с трудом могут оценить его расположение в пространстве. Поэтому при выполнении асан важно знать основные меры предосторожности и понимать, какие мышцы должны быть задействованы в позе.
Учитывая ваши индивидуальные пропорции тела мы достигаем правильной геометрии.
Для стабильности используется дополнительный инвентарь.
Занятия подходят и новичкам и продвинутым практикам.
Как выстроить последовательность асан?
Воздействие асан на чакры важно прежде всего тем, что мы можем догадаться, какой примерно эффект будет иметь целенаправленная практика той или иной асаны. Целенаправленной можно назвать интенсивное удержание асаны более 5-10 минут в день. Если вы просто делаете комплекс из 10-30 асан, то в нем воздействие на чакры будет сбалансировано, для начинающих это идеальный вариант. Когда ваша практика продвинется настолько, что понадобится дополнительное «укрепление» слабых чакр или воздействие только на верхние — придет понимание, как это сделать без опасности и с пользой для здоровья и практики.
Если для начинающих рекомендован стандартный полуторачасовой класс, то мастера йоги могут практиковать в течение получаса одну только Сиршасану (стойку на голове) или Випарита-карани-мудру (Перевернутый психический жест), и оставшиеся полчаса — несколько других поз, на другие чакры, уделив таким образом, больше внимание «прокачке» верхних чакр. По воздействию это не рекомендуется в первые месяцы даже интенсивной практики (и чаще всего — годы практики в обычном для нашей эпохи режиме, то есть 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа), тем более долгое удержание перевернутых поз безопасно только для мастеров. К слову сказать, иногда — для создания «восходящего потока» — мастера могут в начале комплекса сделать Сиршасану, а потом уже приступать к другим позам. Это задает правильную Санкальпу (направление, цель практики).
Нет смысла и целенаправленно воздействовать на нижние чакры. Разговор о «йоге для солдат» применительно к современным направлениям практики — до известной степени, философский. Однако очевидно, что если делать упор на удержание позиций, активизирующих нижние чакры (вы узнаете о них ниже), то эффект на сознание будет нежелательным, в русле традиционной восьмиступенчатой йоги Патанджали. Классическая йога-садхана — это постепенная проработка и утончение от более плотного к больше тонкому, от практики «оздоравливающих» асан на нижние центры к более длительному удержания позиций на верхние чакры, а затем и вообще к смещению акцента на дыхательные и медитативные упражнения. Нет и речи о том, что прорабатывать нижние чакры якобы «стыдно» или «опасно», но и фиксироваться на «Позах Воина» или одних скрутках, прогибах или другом отдельно взятом направлении работы — тоже нежелательно.
В русле собственной практики, не стоит также практиковать «тематические» наборы асан: например, только прогибы или только скрутки, или только перевернутые. Каждое занятие должно быть выстроено по чакрам снизу вверх, т.к. включать асаны разного типа, а также, в случае выполнения сложных, травмоопасных асан — разминку.
И еще один важный момент. Все асаны практикуются хотя бы по несколько циклов дыхания (некоторые мастера говорят — минимум 5 вдохов-выдохов) в статике, если мы хотим получить эффект воздействия на внутренние структуры (органы, железы, и чакры). Быстрая смена поз («виньяса») воздействует, по всей очевидности, лишь на плотные структуры: мышцы, связки, сухожилия — т.е. укрепляет мышечный корсет, способствует оздоровлению организма, повышает витальность. Однако долгосрочные эффекты такого выполнения асан, фактически, еще не изучены, т.к. это сравнительно молодое направление йоги (появилось в 20-м веке в Индии и США). Также при динамичном выполнении имеет место явно выраженный пранический эффект — активизация внутреннего «Ветра» (Прана-вайю), что желательно для людей Капха-доши (слизистая конституция тела), и может быть вредно для здоровья людей Питта («огонь» не раздувают!), и особенно Вата (ветреной) конституции. В этом материале речь идет о классическом подходе — статичном удержании асан (по схеме: вход-удержание от 2-3 дыхательных циклов и дольше — выход). Асану можно считать освоенной, если тело может провести в ней полчаса и более без дискомфорта.
Последовательность асан для самостоятельной практики:
- Муладхара-чакра: позы на раскрытие таза. Бхунаманасана, Супта ХастаПадАнгуштасана, Титали-асана, Вамадевасана, Хануманасана и др.;
- Свадхистана-чакра: наклоны вперед. Падахастасана (Падангуштасана), Двиконасана, Пасчимоттанасана, Вирабхадрасана, Триконасана, Пурвоттасана, Джанусиршасана и др.;
- Манипура-чакра: скрутки и силовые позы. Паривритта Триконасана, Ардха Матсьендрасана, Дандасана, Бака Дхьянасана, Брахмачари-асана, Маюрасана, Шалабхасана Наукасана (Навасана) и др.;
- Анахата-чакра: прогибы, раскрытие грудной клетки. Дханурасана, Чакрасана, Кхандарасана, Гомукхасана, Шалабхасана с руками вперед, Марджари-асана, Бхуджангасана, Бхекасана, Сарпасана, Матсьясана и др.;
- Вишуддхи-чакра: перевернутые позы, и все позы, где прижат подбородок. Сарвангасана, Йогасана (Йога-мудрасана), Халасана, Карна Пидасана, Сету Бандхасана, и др.;
- Аджна-чакра: балансовые позы. Врикшасана (Дхрувасана, Бхагиратхасана), Гарудасана, Эка Падасана, Бакасана и Кагасана, Уттхита Пасчимоттанасана, Уттхита Джанусиршасана, и др.;
- Сахасрара-чакра: Сиршасана, Пранамасана, Врисчикасана, Адхо Мукха Врикшасана.
После практики асан делают Шавасау — расслабление в неподвижности, лежа на спине, затем дыхательные упражнения — пранаямы, и медитацию. Часть пранаям можно сдвинуть в начало комплекса, если неудобно долго сидеть для выполнения всего цикла пранаям (спина либо колени проблемные).
Техника безопасности. Многие позы имеют вариации, которые отличаются по сложности, часто значительно: надо делать ту вариацию, в которой удается удержать прямым позвоночник, избежать мышечной дрожи, в которой дыхание не сбивается, а ум спокоен. Практика на завышенном уровне сложности никогда не приносит пользы, т.к. укрепляет только одно — эго.
Читайте так же: Фитнес йога для детей
Поза-противопоза. После удержания каждой асаны надо сделать компенсацию (если есть), либо на половину времени удержания сделать позу, противоположную по воздействию на позвоночник (после прогиба — наклон вперед и т.п.). Не стоит думать, что это касается только мастеров, которые удерживают позу по 3-1 минут: на деле, новичкам, удерживающим позу всего несколько секунд, компенсация даже нужнее. Ассиметричные позы выполняются на обе стороны, потом следует сделать компенсацию. После удержания поз, в которых дыхание сбивается (силовые позы) хорошо перед компенсацией полежать до восстановления дыхания в Шавасане (время восстановления дыхания индивидуально, и кроме того, может меняться от занятия к занятию). Этими правилами могут пренебрегать мастера, в том числе в личной практике, на интенсивах, тематических семинарах или при записи видеокурсов (с обучающими целями), но начинающих йогов и тем более тех, кто занимается йогой для восстановления здоровья, это не должно вводить в заблуждение.
Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga
Анатомия Асан. Знания Гималайских Йогов (18 июля 2014 – 18 июля 2014)
Кокосовое чипсы KING ISLAND с карамелью, 40 г
Благовоние Snowlion Tibetan Incense.
Ruchi Bhog. Рис Басмати, 1 кг
Болстер с ватином 23х70 см, без чехла
Royal Forest. Кэроб необжареный (порошок из плодов рожкового дерева) 200 г
Ремень для йоги «Manduka UnfoLD 2.0 — Thunder» (243cm)
Когда: 18 июля 10:00-20:00
Кто: Йогачарья Навин Джоши, Йогачарья Ашиш Кумар Шарма, Суриндер Сингх Джассал, Курдина Анастасия.
Вас ждет насыщенная и разнообразная программа занятий йогой на всех уровнях сложности. Семинар станет прекрасной возможностью понять, что йога значит именно для Вас, что она Вам даёт.
Уникальные знания, полученные на семинаре, будут Вам очень полезны если:
— Вы только начали или собираетесь практиковать йогу;
— Вы хотите повысить уровень своей практики и сделать ее более осознанной и травмобезопасной.
Семинар будет интересен и «продвинутым пользователям» йоги, поскольку Вы сможете полностью погрузиться в практику и, не отвлекаясь на будние заботы, узнать много нового и интересного.
Семинар поможет Вам достичь ясного понимания процесса корректного выполнения асан и работы тела при занятиях йогой.
Целых 8 часов мы будем вместе разбираться в тонкостях процесса практики!
Под руководством опытных Йога-мастеров мы разберем:
— Как работают различные виды важных и базовых асан;
— Этапы их освоения;
— Принципы безопасности в практике;
— Принципы построения структуры занятий или личной практики.
Все учителя — гости из Индии!
Вас ждет встреча сразу с тремя Мастерами Йоги — представителями индийской традиции йоги, и с хрупкой очаровательной девушкой, Мастером Йоги, нашей соотечественницей, профессионалом и знатоком анатомии асан.
Все Учителя практикуют Йогу практически всю жизнь, и являются признанными Мастерами в индийском городе Ришикеш. Этот древний город расположен на берегах мистической реки Ганга у подножья Гималаев, и по праву считается мировой столицей йоги.
На занятиях Учителей залы всегда полны и интернациональны, места на обучение часто забронированы на недели вперед. Со всех уголков света приезжают студенты познавать науку йоги под чутким руководством мудрых Гималайских Йогов. А теперь и у Вас есть возможность прикоснуться к сокровищам знаний о древнейшей системе самосовершенствования на планете! Все Учителя представят разные ступени практики, поделятся уникальными знаниями о том, как работает та или иная асана. Каждый продемонстрирует свой уникальный подход к техникам йоги — асанам, пранаямам, медитациям.
Семинар проводят:
Йогачарья Навин Джоши
Самый юный йог — воплощение молодости, энтузиазма, запала, энергии, вдохновения. Навин обучался йоге в Санскритском Университете в Дерадуне (Dehradun, Uttarakhand), где получил степень магистра йоги и прикладной аюрведы. Он сочетает классический статический подход с виньясами и энергетическими практиками кундалини, чутко чувствует группу и умеет подстраивать практику под энергетические потребности студентов.
Его занятия создают ощущения радости, в практике рождается эффект объединения в один поток тела, ума, дыхания и духа.
Йогачарья Ашиш Кумар Шарма
Практика Ашиша — это более зрелый подход, где большое значение уделяется изучению глубинных механизмов работы тела и ума.
Один из немногих преподавателей хатха-йоги в Ришикеше, способный идеально отстроить асану при минимальном контакте с учеником. Его практика это классическая хатха-йога, где особое внимание уделяется отстройкам и геометрии асан.
Ашиш обладает удивительным пониманием биомеханики тела, тесно знаком как с принципами отстройки асан, так и с терапевтическим аспектом практики йоги.
В целом практика Ашиша направлена на самоизучение, развитие контроля и самодисциплины.
Суриндер Сингх Джассал
Один из самых уважаемых и востребованных учителей классической Хатха йоги в Ришикеше и за его пределами.
Суриндер — опытный педагог, тренер будущих инструкторов, даст вам широкое понимание всех практик йоги и видение её применения в повседневной жизни.
Суриндер проведет нас от разрозненных техник работы с телом, энергией и умом, до создания целостного опыта единой практики, искусства жизни.
Курдина Анастасия
Анастасия один из организаторов Гималайской Академии Йоги в Ришикеше, она поделится с Вами тонкостями выстраивания безупречной формы, способствующей скорейшему достижению высших ступеней йоги, а также обучит глубокому контролю над телом и, впоследствии, над сознанием. Поможет скорректировать Вашу личную практику, исходя из ваших личных особенностей или проблемных участков в теле.
Семинар состоит из четырех блоков.
Расписание:
10.00 — 12.00 Йогачарья Навин Джоши. «Практика пробуждения.»
12.00 — 13.00 Обед
13.00 — 15.00 Анастасия Курдина. Лекция «Анатомия асан.»
15.30 — 17.30 Йогачарья Ашиш Кумар Шарма. «Терапевтические аспекты практики йоги.»
18.00 — 20.00 Суриндер Сингх Джассал. Мастер-класс «Геометрия асан. Принципы выравнивания. Методы точечной правки в асанах.»
Стоимость:
Семинар «Анатомия Асан. Знания Гималайских Йогов» + Мастер-класс Суриндера Сингха Джассала. «Геометрия асан. Принципы выравнивания. Методы точечной правки в асанах»
— 5500 руб. при оплате до 01 июля
— 6000 руб. с 01 июля.
Читайте так же: Движения йоги для двоих
Также у вас есть возможность отдельно посетить Мастер-класс Суриндера Сингха Джассала «Геометрия асан. Принципы выравнивания. Методы точечной правки в асанах».
— 1500 руб. при оплате до 01 июля
— 2000 руб. с 01 июля.
* Запись на семинар производится с момента его оплаты.
Место проведения: «Прана» на Тимирязевской.
Восемь направлений практики асан Хатха-йоги
Восемь основных направлений воздействия на тело, которые позволяют с помощью йогических упражнений (асан) создать наиболее полное и гармоничное влияние на организм. Очень часто начинающие практикующие не могут правильно организовать личные занятия йогой. Построение комплекса практики вводит многих неофитов в сомнения — как подобрать подходящие упражнения, каких правил придерживаться, что является главным при составлении программы занятий и т.п. вопросы.
Иногда упражнения подбираются сумбурно безо всякой системы, то, что легче всего выполняется или «красиво выглядит» внешне, но это ошибочный подход. В наше время, когда на человека обрушивается значительная психологическая и социальная нагрузка, важно применять наиболее сбалансированные методики, для использования которых затрачивается не много времени и сил, но тем не менее, достигается намеченный результат.
Если говорить о применении йогических техник с телом — асан хатха-йоги, то мы знаем, что основой физического тела является позвоночник и воздействуя на него в различных вариациях можно добиться разностороннего влияния на все тело. Фактически тело можно вписать в своеобразную трехмерную мандалу-схему, содержащую восемь основных направлений или векторов. А потому этот принцип пространственного воздействия на организм, изменяя положение тела в восьми основных направлениях, будет наиболее оптимальным при разработке гармоничного комплекса асан йоги. Универсальность этого подхода проверена во многих йогических школах, этот метод практики исходит из естественных особенностей физической структуры организма.
Принцип построения комплекса асан с применением восеми векторов может быть основой для разработки наиболее оптимальной персональной тренировки. Итак, для того, чтобы создать универсальную нагрузку на организм, задействуйте следующие вариации асан:
Варианты практики асан
1. Наклоны вперед — все позиции сжимающие фронтальную плоскость тела
2. Прогибы назад — все позиции сжимающие плоскость спины и растягивающие фронтальную часть тела
3. Наклоны вправо — все асаны растягивающие левую сторону тела
4. Наклоны влево — все асаны растягивающие правую сторону тела
5. Скручивание вправо — позы вращающие корпус слева на право
6. Скручивание влево — позы вращающие корпус справа налево
7. Вытяжение вверх — растягивание всего тела снизу вверх
8. Перевернутые позы — позы с эффектом обратного потока крови, от нижней части тела к голове
Комплекс асан хатха-йоги, включающий перечисленные восемь направлений, будет наиболее гармонично воздействовать на физическое и энергетическое тела практикующего. Такое векторное воздействие позволяет создать оптимальную дозированную нагрузку на все основные органы, железы и элементы тела. Проработка главных структур жизнедеятельности позволяет поддерживать все внутренние функции организма на должном уровне. Если же, постепенно наращивая нагрузку, занимающийся будет прогрессивно развивать свой комплекс, то способности практикующего будут неумолимо прирастать.
Рекомендации по выполнению асан
1. Желательно предварять практику комплекса асан небольшой серией дыхательных упражнений (пранаямой), которые активизируют организм, нервную систему, повысят потенциал энергии и сбалансируют ее (15-30 мин);
2. Каждое из направлений может включать несколько позиций или вариантов асан (серии упражнений);
3. Серии асан должны включать вариации с воздействием на различные сегменты тела (позвоночника) для наилучшей проработки в каждом из восьми направлений;
4. Важно чередовать противоположные направления воздействия или группы асан (например: наклоны вперед и прогибы назад, наклоны вправо и влево, повороты в разные стороны);
5. После выполнения серии асан одного направления используйте позы релаксации (стоя, сидя,лежа) для отдыха и уравновешивания энергии;
6. Если время комплекса невелико (от 20 до 40 мин), то вы можете выполнить по одной позиции на один из восьми векторов, но удерживать асану более длительно, постепенно углубляя свое состояние и достигая наилучшей адаптации всех составляющих организма — дыхания, мышц и связок;
7. Обязательно завершайте комплекс длительным расслаблением в Шавасане лежа.

Развитие и прогресс в практике асан
Основные аспекты совершенствования в практике асан
Достигнуть прогресса в занятиях йогой можно различными методами, но если классифицировать их, то определяются следующие шесть основных задач:
1. Отработка совершенной геометрии позы (форма)
2. Углубление состояния расслабления, не утрачивая качества позы (покой)
3. Увеличение числа повторов асаны выполняемой в определенном режиме (выносливость)
4. Увеличение длительности фиксации позы с ритмичным дыханием (ритм праны)
5. Увеличение длительности выполнения позы с задержками дыхания с воздухом и без (мощность)
6. Повышение сложности асан, применение более продвинутых вариантов позиций (уровень)
Эти шесть аспектов прогресса в практике асан могут применяться последовательно или комбинироваться, в зависимости от характеристик позиций и целей практикующего.
Вы можете использовать эти приемы в самостоятельных занятиях, но если во время практики возникнут вопросы, что следует применять в первую очередь — воспользуйтесь советом более опытных практикующих или получите консультацию у преподавателей Лесной Школы Йоги.
В некоторых случаях наиболее продуктивный способ практики может подсказать только знающий инструктор йоги. Детально все шесть аспектов прогресса в практике асан йоги описаны в статье: Развитие и прогресс в практике асан — Читать подробнее.
Алгоритм выполнения асан
I. на растяжку и гибкость:
1. принять позу (форму, положение тела), доступную на данный момент, закрыть глаза (если это удобно), расслабить тело:

а) мышцы, не участвующие в сохранении формы — по возможности отпустить;
б) работу мышц задействованных данной формой — минимизировать.
Читайте так же: Йога при плоскостопии у взрослых
Явные ощущения, возникающие при выполнении асаны, нужно последовательно растворять до тех пор, пока они не станут фоновыми, маневрируя формой, релаксацией и временем выдержки. Если ощущение не уходит — форму нужно упростить. Неприятные ощущения — это сигнал перегрузки, боль — состоявшаяся травма.
Итак, выполняя асану, сгибаемся до первого ощущения. Как только оно начинает возникать — неважно где — следует остановиться и застыть, намеренно расслабляя мышцы. Если оно начинает «таять» — это правильно. Затем в теле может возникнуть самопроизвольное движение (улучшение формы), нужно позволить ему продолжаться (либо согнуться произвольно, выбирая возникшую «слабину») до касания к новому ощущению (в том месте, где оно было вначале или нет — всё равно), и растворение повторить. Если очередной «гвоздь» ощущения устранить не удаётся ни мышечной, ни ментальной релаксацией, и спонтанного «прироста» формы больше нет, значит, тело пришло к абсолютному на сегодняшний день её пределу.
Вообще асану не нужно делать в обычном понимании этого слова (хотеть, чтобы получилось как на картинке, стараться, измысливать способы сделать лучше, ждать, когда же, наконец, получится, понукать тело согнуться силой), в ней нужно просто быть. Невероятно просто — когда к этому придёшь. И практически необъяснимо на словах. В асане не нужно думать, её следует ощущать как завершённую, неподвижную и комфортную целостность.
Ментальная релаксация. Когда удалось разобраться с ощущениями в теле, необходимо очистить ум. Отрелаксировать сознание — это значит, избавиться от мыслительного процесса, как в целенаправленной, так и непроизвольной его формах. Прежде всего, нужно «выключить» произвольную ментальную деятельность (не думать ни о чём нарочно), а затем избавиться и от автономной работы ума, чтобы в итоге ментальное пространство стало пустым. Для этого нужно:
а) не выстраивать логические цепочки;
б) не делать умозаключений;
в) не втягиваться в поток мелькающих в сознании мыслей (сюжетов);
г) не впадать в эмоции всплывающих воспоминаний;
Пусть мысли «тасуются» сами по себе, нужно как бы отойти в сторону, отпуская их на самотек (в какой бы то ни было форме — картинки, голос, диалог, монолог, смесь всего этого). Если к тому, что происходит в ментальном пространстве отнестись равнодушно, оставаясь безразличным свидетелем происходящего, произвольная активность ума сначала «выцветает» и потом и замирает.
Конечно, если с мышечной релаксацией и ощущениями при хорошем раскладе можно разобраться за полгода, то с ментальной всё обстоит намного сложнее.
Если не получается дистанцироваться от спонтанной суеты ума, нужно экспериментировать: скажем — привязать внимание к дыханию, непрерывно ощущая касание воздуха в ноздрях на вдохе-выдохе (аналогично випассане). Если это не подходит — наблюдайте дыхательные движения живота или грудной клетки. Если не получается и это, вы сбиваетесь на дыхательный контроль (чего быть никак не должно!), можно ощутить лицо или отдельные его участки — подчелюстную мышцу, лобную, шею, или удерживать внимание на каких-то наиболее сенсибилизируемых местах (точках) тела.
У свободно видящих образы, а также людей невротического склада глазные яблоки находятся в беспрерывном движении. Если от него как-то избавиться (например — трижды очень медленно проведя глазные яблоки, при закрытых глазах, слева — направо, через верх), активность сознания сразу падает. Другой способ — отпустить (расслабить) закрытые глаза где-то вверху, в глубине головы, после чего они ещё больше запрокидываются назад и кверху, становясь неподвижными. Нижняя челюсть при этом немного отвисает, кончик языка уходит вперёд к разжатым зубам, в коже лба появляется тяжесть и лицо становится обмякшим. Если соблюдать этот приём как в асанах, так и в промежутках между ними (как ни странно, он даже лучше получается в «стоячих») сознание тормозится. Но волевым образом остановить движение глаз нельзя, это усилит внутреннее напряжение. Только если оставить их в покое, со временем они сами найдут удобное положение и перестанут мешать падению тонуса сознания. Если любая попытка привязать внимание к телу не влияет на спонтанную ментальную суету (белый шум), можно попробовать вспомнить момент засыпания.
Как бы то ни было, получив гарантированный доступ в состояние между сном и бодрствованием, асаны следует с начала до конца занятий в этом предмедитативном состоянии и практиковать. При этом возникает важнейший эффект — временное понижение степени сложности системы. Именно оно даёт «зелёный свет» процессу общей регенерации, в результате чего постепенно устраняются все разрешимые (по состоянию) проблемы, как известные, так и неизвестные субъекту. И лишь после сброса вытесненного травматического материала, после того как система очистится и придёт в устойчивое равновесие, наступает душевный покой (оптимальное состояние психосоматики). С этого момента жизнь человека (его судьба) сворачивает на иной путь, радикально отличающийся от того, который имел бы место без йоги.
Бывает и так что репрезентация имеет весьма специфические особенности, например раздвоение. Человек говорит: одной частью сознания я расслабляюсь, растворяю ощущения, соблюдаю технику асан. А в другой его части одновременно с кем-то что-то обсуждаю, решаю и так далее. Что делать с этим? Каковы бы не были особенности ментального пространства, какие бы не возникали фокусы с автономной работой ума, закон один: нужно неизменно, раз за разом возвращать внимание в тело и пытаться закрепить его там. Это похоже на то, как ребёнок учится ходить: проковылял шаг, два, три — упал. Снова поднялся и пошёл — снова упал. И так сотни раз, пока рано или поздно действие не начнёт получаться. Иногда определяются сугубо индивидуальные признаки, сопровождающие наступление ментальной релаксации. Например, у одного адепта йоги через год с лишним практики сознание начало «отъезжать», при этом в определённых местах между переносицей и скулами на коже возникали две симметричные горячие точки. Впоследствии, разогревая их сознательным «усилием», он тут же получал изменённое состояние сознания и молчание ума.
Читайте так же: Практика кундалини йоги для женщин
Оно сопровождается «исчезновением» дыхания, которое становится незаметным и не проступает в восприятии, что бы вы ни делали с телом. Кроме того, значительно убыстряется субъективный ход времени.
Перенести акцент занятий на ментальную релаксацию имеет смысл лишь после того, как:
• практика стала систематической и освоена релаксация мышечная;
• удалось убрать непроизвольную «суету» глазных яблок;
• полностью освоена геометрия асан и растворение ощущений; Ментальная релаксация всегда существенно углубляет и физическую.
II. Силовые позы
Поскольку в них приходится иметь дело с явным мышечным напряжением (усилием), возникновение медитативного состояния «молчания ума» проблематичнее, по крайней мере, без соответствующих наработок.
Аналогично тому, как в позах на гибкость и растяжку из восприятия устраняются ощущения, в этой категории асан усилия должны быть приведены к такому уровню, который не возбуждал бы нервную систему (симпатическое преобладание).
Как этого достичь?
• Живот должен быть абсолютно расслаблен (кроме тех поз, которые задействуют его напрямую).
• Дыхание сохраняется полностью свободным.
• Не должно быть даже намека на дрожь, общий разогрев тела, испарину, прилив крови к лицу (с «перевёрнутыми» позами песня отдельная), пульсацию в отдельных местах (её вообще не должно быть в асанах, это плохой признак, с которым нужно разбираться особо).
• В наиболее загруженной зоне нет явных физических ощущений, равно как и общего дискомфорта от самой нагрузки (физического усилия).
Время выдержки силовых поз определяется согласно принципу, описанному в технике Парипурна и Ардха Навасане. Пусть оно невелико, но, повторив позу несколько раз, в сумме вы имеете то же самое максимальное воздействие, но без перегрузки!
Если предмедитативное состояние в силовых позах, а главное — в паузах между ними! — освоено, то нервная поддержка мышечной работы «отцепляется» от восприятия, после чего выполнение позы становится совершенным, сама практика превращается в моторный шаблон, а основные изменения происходят в психике.
Итак, уже в начальном этапе освоения йоги, при работе с телом, следует:
• не обращать внимания на форму (не стремиться выполнить асану как на картинке, нужно просто делать её так, как она получается), применяя по необходимости различные пропсы, в том числе и вертикальную плоскость (стену); Помним, что асану, после того, как тело к ней привыкнет, и вы научитесь растворять ощущения, нужно не делать, в ней нужно просто быть;
• после выполнения асаны в какую-то одну сторону — отдыхать около минуты в удобной сидячей позе (либо сидя на стуле, с прямой спиной);
• после выполнения позы вправо-влево нужно ложиться в Шавасану и пребывать в ней (применяя описанные выше способы ухода от непроизвольной ментальной активности) до тех пор, пока сознание не «поплывёт». Если репрезентация у субъекта визуальная, то признаком приближения состояния успокоения ума (являющимся ключевым понятием в йоге) будет начавшаяся хаотичность образов, содержимое экрана ума утрачивает смысл. Если аудиальная — то внутренняя болтовня (монолог, диалог, голос) также становится непонятной. Если человек ничего не видит и не слышит (ведущей репрезентативной системой является кинестезия — ощущения), то могут дёргаться конечности или всё тело, возникает иллюзия изменения его положения в пространстве, величины отдельных частей и так далее. Одним словом, показателем начала релаксации (торможения) сознания будет хаотичность в любой её форме.
Какими должны быть тогда промежутки между асанами, не получатся ли они слишком большими, если в каждой паузе ждать «отпада»? Всё зависит от того, с преобладанием каких проблем (физического или нервного свойства) человек пришёл в йогу. Если физических — начальные паузы могут быть от двух до пяти минут, если нервно-психологических, то и больше. И в том и в другом случае схема действий одинакова: выполнил позу (или несколько, так называемый блок), лёг в Шавасану — «стёрся» (до «расплывания» сознания, «отъезжания», погружения — как угодно). И так — раз за разом в течение всей тренировки. В любом случае достижение молчания ума, о котором идёт речь — центральный пункт практики, это сущность Хатха-йоги как этапа системы Патанджали. Йога Тантры преследует совсем иные цели, не говоря уже о современных «авторских стилях» и йога-спорте.
Как ни странно, уже одно только дозированное «выключение» ума оказывает мощный лечебный эффект на громадное число функциональных расстройств. Если параллельно с этим реализована ещё и грамотная практика асан, то эффект йоги становится абсолютно уникальным!
Не счесть известных школ и систем физических упражнений, выполняемых в обычном состоянии сознания, более того — привносящих в него дополнительное нервное напряжение, но, кроме Хатха-йоги, нет прецедента, когда посредством работы с телом сознание деактивируется. Именно в этих паузах ментального молчания начинается и происходит самонастройка психосоматики.
С одной стороны практикующий йогу достигает успокоенного, безэнтропийного состояния сознания. А с другой — снижается порог восприятия. ум становится чувствительным к малым влияниям. Видимо, устанавливаются связи с тонким и слабым, но огромным миром — подсознанием.
Для восстановления здоровья Шримат Кувалаянанда включил в свой курс йогической культуры всего одиннадцать асан, одну бандху, две крийи и два типа пранаям. В наше время повальной гиподинамии и нервно-психических перегрузок оправданным будет применение, скажем, полусотни поз.
По мере системного восстановления общее состояние улучшается, с одной стороны потребное для релаксации время между позами становится меньше.
«Как рыбу поток уносит, так ранее совершённые дела уносят человека», и Айенгар абсолютно прав, говоря: «Подлинная йога это ослиная работа (по затратам времени и труда — В.Б.), но результат — великолепный!»
Читайте так же: Район метро молодежная йога клубы
По материалам книги «Йога. Искусство коммуникации» ,В. Бойко
Что из себя представляют асаны в йоге?
Главное в йоге – медитация. Однако во время занятий приходится выполнять необычные упражнения, балансировать и растягиваться. Эти положения называются асанами, что в дословном переводе с санскрита означает «место для сидения». Все асаны в йоге выполняются осознанно, с приятным усилием и без лишнего напряжения. Во время практики тело человека принимает формы, напоминающие разных существ. Так, очень популярна поза кобры в йоге – Бхуджангасана. Не менее известна Баддха Конасана – классическая поза бабочки в йоге, которая помогает беременным готовиться к родам. Помимо простых базовых асан существуют и замысловатые, такие как Маюрасана. Трудновыполнимая поза павлина в йоге даже имеет несколько уровней сложности. Существуют и другие позиции, которые не меньше способствуют сбалансированному физическому и психоэмоциональному развитию человека. Какими они бывают – рассмотрим дальше.
Почему позы в йоге названы в честь животных?
Каждое название состоит из нескольких частей. «Асана» – второй элемент слова. Первая часть может означать предмет, имя изобретателя, растение, живое существо (например, Бакасана – поза журавля или ворона в йоге). Образы зверей отмечены как в санскритских названиях, так и в переведенных английских.
В йоге упоминаются: лебедь, лягушка, змея, голубь, кошка, скорпион, кролик, черепаха, саранча, верблюд. Это далеко не весь перечень живых существ, у которых человек может многому научиться: мудрости, проворности, быстрой реакции, терпеливости.
Согласно древним трактатам, прежде чем получить человеческое тело, люди проживают череду жизней в телах живых существ. Душа должна выполнять заповеди каждого животного, за что вознаграждается его положительными качествами. Если предписания нарушаются, то человеку передаются пороки и заболевания. Так формируется карма человека.
Устранить нежелательные отпечатки прошлых жизней помогают асаны. Человек, регулярно практикующий йогу, со временем сжигает свою отрицательную карму и получает взамен положительную. В начале пути йогин нейтрализует негативные тенденции и болезни отходят на второй план. Но стоит ему на начальном этапе прекратить практиковать йогу, как все возвращается на круги своя.
Сколько асан в йоге?
В индийской практике столько же поз, сколько и видов живых существ. Согласно древним текстам, их 8,4 миллиона. Интересно, что выводы древних мудрецов близки к подсчетам современных ученых, по оценке которых сейчас на планете обитает примерно 8,7 миллионов видов живых организмов.
Шиве, великому божеству из индийской мифологии, были под силу все 8 400 000 поз древней йоги, ведь у него было необычное тело с четырьмя руками. Такое количество асан не по силам человеку, поэтому Шива обозначил основные 84, которые могут использовать люди.
В 1975 году знаменитый ветеран йоги Шри Дхарма Миттра решил найти все позы из древней йоги. Он посвятил изучению трактатов несколько лет и нашел 908 разных асан с описанием.
Вместе со всевозможными вариациями их получилось 1300. Он повторил каждую позу, объяснил ее значение и разработал схему с подробными фото.
Учителя продолжают придумывать новые асаны, а в старые добавляют свои элементы. Но не обязательно изучать все существующие позы. Главное – выполнять базовые положения, без которых практика не будет продуктивной и полноценной.
Как правильно выполнять асаны?
Профессиональные спортсмены имеют превосходную гибкость и регулярно растягиваются на тренировках, но зачастую недовольны собой и страдают из-за проблем со здоровьем. Все потому, что они тренируют только свое тело, оставляя разум и психику нетронутыми.
Нельзя достигнуть просветления и получить максимальную пользу от асан, бездумно повторяя движения. Чтобы обратится внутрь себя, нужно соблюдать правила:
- неподвижность (кроме некоторых поз в сидячем положении);
- ментальная тишина;
- максимальное расслабление;
- правильное йоговское дыхание и плавное наполнение легких воздухом.
Для каждой асаны нужно делать от 3 до 10 дыхательных циклов (вдохов-выдохов). Во время занятий недопустима нестерпимая боль, которая в йоге считается страданием организма – физические истязания не способствуют достижению внутреннего баланса и гармонии.
Огромное преимущество занятий состоит в том, что человек с любым уровнем физической подготовки может практиковать йогу. У каждой позы есть базовый вариант исполнения, упрощенный и множество сложных модификаций. Помимо асан частью практики являются:
виньясы – динамические движения (например, подготовительная асана «вращение мельницы»);
- пранаямы – дыхательные упражнения;
- шаткармы – комплекс очистительных практик для тела и сознания (промывание носа, очищение желудка, концентрация взгляда на пламени и пр.);
- медитации – расслабление с выходом за пределы тела и сознания.
Классификация асан
Существует множество разных классификаций асан, поскольку учителя из разных школ йоги (Айенгара, Бикрам, Аштанга Виньяса, Кундалини и пр.) могут иметь свое видение на этот счет. В целом йогические позы можно разбить на универсальные группы:
В Антигравити йоге перечисленные позы выполняются не на полу, а с упором на гамак. Существуют и специальные позы для двоих и даже для трех человек. Осваивать их, как и позы на одного, желательно с опытным учителем на индивидуальном уроке или в группе. Самостоятельное изучение техники асан дома по наглядным фото или видео грозит травмами.
10 самых важных и эффективных асан
Инструкция по выполнению асан, без которых практику нельзя считать полноценной:
Видео (кликните для воспроизведения).
Для современного человека, привыкшего к суете и отдавшегося течению жизненных волн, йога – это возможность остановиться, зацепиться и замереть на некоторое время. К сожалению, практика не решает всех жизненных трудностей. Зато асаны позволяют найти баланс в моменты, когда кажется, что земля уходит из-под ног.
Геометрия асан в йогеОценка 5 проголосовавших: 1 Татьяна Федосова
Образование: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК).
Профессия: Частный тренер.
Специализация: Йога.
Стаж работы: 7 лет.