8 ступеней йоги патанджали

Самое главное по теме: "8 ступеней йоги патанджали" с полным пояснением от профессионалов.

8 ступеней йоги – ваш путь к освобождению

Быстрая экскурсия по 8-ми ступеням йоги Патанджали.

Что такое настоящая йога?

Для тех, кто недавно приобщился к йоге, возможно, будет интересно узнать, что йога не ограничивается рамками коврика и во всей красе расцветает в нашей повседневной жизни, выражаясь в соблюдении особых йогических принципов.

Эти принципы составляют уникальную философию «восьмеричного пути» или 8-ми ступеней йоги, сформулированных индийским мудрецом по имени Патанджали в труде «Йога-сутра». В соответствии с его концепцией, йога состоит из 8 этапов, которые следует поочередно осваивать для становления гармоничной личности, достижения состояния просветления. То есть это своеобразное руководство по истинной йоге: от практики асан до абсолютного единения со Вселенной.

Мы решили сделать общую выжимку по Йога-сутрам Патанджали для тех, кто еще не успел познакомиться с этим творением, а также для тех, кто решил освежить знания.

Яма

Первое, с чего следует начинать свое восхождение на вершины просветленного существования – это первая ступень или «Яма». На этом этапе человек стремится обрести здоровое тело, разум, баланс, которые достигаются путем соблюдения определенных правил воздержания: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), отказ от воровства (астея), умеренность в потребностях (апариграха), целомудрие (брахмачарья).

Не освоив первую степень, не рекомендуется переходить на следующую. К тому же жить в соответствии с этими принципами в обычной жизни не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Старайтесь взращивать в себе каждый день сострадание к себе и окружающим существам, будьте честны – особенно с собой, ищите радость в мелочах, не тратьте энергию попусту, чувствуйте себя, а не играйте социальные роли.

Нияму

Научившись жить в ладу с внешним миром и очистившись от пороков, человек поднимается на вторую ступень, Нияму, на которой он стремится к гармоничному взаимодействию со своим внутренним миром. Здесь главенствуют следующие 5 ниям: чистота разума, речи и внешнего вида (шауча), удовлетворенность (сантоша), дисциплина (тапас), самопознание (свадхъяя), вера в Божественное присутствие (ишвара-пранидхана).

В течение дня носите чистую одежду, чистые мысли, чистые слова. Будьте благодарны за то, что имеете. Тренируйте дисциплину, устремляйте внимание внутрь себя, наблюдайте себя. Узнайте разницу между отчаянием и смирением и практикуйте последнее.

Асанам

Человек, который говорит, что он собирается на йогу, подразумевает, что он будет уделять внимание третьей ступени – Асанам. Это одна из самых противоречивых граней йоги: одни могут причислять ее к разновидности примитивной физкультуры, другие считают, что вся йога происходит в рамках йога-класса. Чтобы пролить свет на эту дилемму, будет уместно уточнить, что физическая работа очень важна: мы снимаем различные ментальные блоки, запускаем энергетические процессы и приносим невообразимую пользу своему организму. Однако йогические позы – не цель, а средство, которое помогает достичь духовного развития. Поэтому практика асан – лишь 1/8-я часть йоги, и если человек может стоять 10 минут на голове и выполнять акробатические номера, но не способен соблюдать остальные принципы, соответственно, он на столько и йог, то есть даже меньше, чем наполовину.

Пранаям

Четвертая ступень принадлежит Пранаямам, суть которых состоит в особых дыхательных техниках, позволяющих накапливать энергию и контролировать дыхание. Учитывая то, что наша жизнь на сто процентов состоит из вдохов-выдохов, пранаямы становятся одним из ключевых и могущественных аспектов йоги, которые нежелательно обделять вниманием.

Пратьяхара

Пратьяхара – пятая ступень, с которой начинается Раджа Йога. Фактически, это состояние нахождения в своем внутреннем мире, а не во внешнем. Но, чтобы не пугать общественность таким странным определением, легче объяснить это понятие на примере: когда мы практикуем йогу в классе, инструктор всегда напоминает нам концентрироваться на собственных ощущениях, а не глазеть по сторонам, сравнивая себя с другими – вот, это и есть пратьяхара! Также можно объяснить ее, как безусловный контроль ума.

Дхарана

Приручив ум, человек продвигается дальше, оказавшись на шестой ступени Дхараны – или стадии абсолютной концентрации. Здесь он собирает все свои навыки контроля ума и направляет на конкретное направление – так он приближается к своей истинной природе, а значит, постепенно и к главной цели йоги.

Дхаяна

После Дхараны наступает Дхаяна, в которой человек ощущает только то, что является предметом его медитации. Это словно Дхарана во второй степени.

Самадхи

И наконец, финальная ступень йоги – Самадхи. Здесь человек постигает состояние сверхсознания, исчезают временные и пространственные рамки, в глубокой медитации он постигает Божественное.a

Итак, если вы еще не вознеслись в абсолютный мир и не постигли Дзен, и все-таки успели дочитать нашу статью до конца, то теперь вы знаете наверняка, в чем истинная суть йоги, и к чему можно стремиться в ближайшие сто лет. Будьте терпеливы и регулярно практикуйте. Успехов!

Ступени йоги: аштанга, шаданга.

В процессе собственной реализации и развития, человек проходит ряд стадий. Гита Айенгар разделила этот поиск на 3 стадии. Согласно Патанджали, для достижения самореализации душа, интеллект, сознание и органы чувств должны действовать в унисон. Патанджали во второй сутре своего трактата дает такое определение йоги, знакомое многим, но? важна и следующая, третья сутра, продолжающая мысль первой:

Йога — это остановка вихря мыслей.

(yoga citta vritti nirodhah).

Тогда Зрящий в своей сущности остается.

Ищущему следует предпринять тройной поиск: бахиранга садхана (внешний поиск), антаранга садхана (внутренний поиск) и антаратма садхана (духовный поиск). Приведем схему, которая позволит лучше понять в чем состоит тройной поиск:

Согласно Йога Сутрам Патанджали как и Атхарваведе, йога – это система, состоящая из 8 частей или ступеней. В Амританада Упанишаде йога представляется как система, состоящая из 6-ти частей. Составные части каждой из ступени в разных Упанишадах может отличаться.

Йога Сутры Патанджали

Амританада Упанишада

Шандилья задал Атхарвану вопрос о восьми ангах (частях) йоги. Жрец огня Атхарван ответил ему: «Восемь анг йоги – это яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Яма, в свою очередь, подразделяется на десять частей; так же и нияма. Существует восемь асан (свастикасана, гомукхасана, падмасана, вирасана, симхасана, вирабхадрасана, муктасана и майюрасана. Пранаяма бывает трёх видов; существует пять видов пратьяхары; столько же видов и у дхараны. Дхьяна бывает двух видов, а самадхибывает только одного вида».

Сочетание концентрации, медитации и созерцания, т.е. практика Дхарана+Дхьяна+Самадхи — называется одним словом саньяма. Патанджали уверяет, что успешная практика саньямы, приводит к получению паранормальных сверхспособностей, так называемых сиддх.

Читайте так же:  Курс йога для лица

О саньяме, сансакарах (предыдущий опыт влияющий на нашу жизнь) на примере манной каши можно почитать — здесь.

1. Яма (Запреты — «Обуздать»)

– совокупность этических правил поведения. «Не делай». Яма – это и бог смерти и ограничение – «не делай другому того, чего не желаешь себе». В Шандилья-упанишаде, I, упоминаются десять Ям. Согласно по Йога-сутрам Патанджали – ям 5:

Ямы (Йога Сутры Патанджали)

Ямы ( Шандилья-У панишада, Атхарваведа)

Нестяжательство, отсутствие зависти и отказ от накопления больше того, чем нам нужно

умеренность в еде

2. Нияма (Личные обеты — «Соблюдать»)

— сфера духовности и самодисциплины. Регулярное посещение храмов, личные медитационные практики, привычка к созерцательным прогулкам – все это нияма в действии.

Чистота, удовлетворенность, рвение, изучение самого себя и поклонение Богу — вот пять наставлений, данных Патанджали.

1. Шауча – чистота,

2. Сантоша – удовлетворенность,

3. Тапас – пыл, религиозное рвение,

4. Свадхьяя – самоисследование и изучение священных текстов.

«Сва» означает «свое» или «собственное я», а «адхьяя» — «изучение, исследование». С помощью свадхьяи мы познаем самих себя. Это не так просто, поскольку у нас нет такого же чистого зеркала для души, какое есть для тела. Но существуют тексты, читая, изучая и обсуждая которые, мы можем увидеть отражение своей души. Изучая подобные тексты, мы можем увидеть себя.» Дешикачар «Сердце йоги».

5. Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога.

Мудрец Атхарван причисляет к ниямам следующие обеты:

6. сиддханта вакья шравана,

Тапас – это освобождение тела посредством жара аскезы, практики сжигания страстей и добродетели.

Сантоша – это удовлетворённость практикой, жизнью и всем тем, что происходит и что приходит к нам.

Астикья – вера в существование Высшего и в догматы Вед, Шастр и Пуран.

Данам – это пожертвование полученных законным путём благ и т.д. достойным и заслуживающим личностям.

Ишварапуджана – это посвящение всех своих действий Богу, без помыслов о пладах. Поклонение Вишну, Шиве, Рудре и т.д. с чистым умом в соответствии с личными способностями.

Сиддханта вакья шраванам – это исследование и анализ значения веданты.

Хри – это скромность и благопристойность, а также смирение при выполнении предписанных дел.

Мати – это вера в истину.

Джапа – это повторение мантр (устное или мысленное).

Врата – соблюдение предписанных Ведами религиозных обрядов.

В Хатхайога Прадипике описываются те же ниямы (Х.Й.П.1-16:1-2):

  1. Тапас (аскезы, дарующие силу)
  2. Сантоша (чувство удовлетворенности)
  3. Астикея (вера в высшее)
  4. Дана («Давать», благотворительность)
  5. Ишварапуджана (служение Высшему)
  6. Сиддхантавакьяшравана (слушание и обсуждение священных писаний)
  7. Хри (чувство стыда совершить неприемлемый поступок)
  8. Мати (интеллект, способный отличить истину от лжи).

3. Асана

Переносит нас с физического плана в духовный, раскрывая значение «психосоматический», устраняют колебания разума. «Позы приносят стабильность телу и равновесие уму» (ПЙС). Тело — храм души, и забота о нем – важная стадия духовного роста. Практика асан делает нас более дисциплинированными и формирует способность к концентрации. И то, и другое необходимо для медитации.

4. Пранаяма (Контроль дыхания)

— контроль над дыханием. Она включает в себя техники, которые учат контролировать дыхание в процессе обнаружения связи между дыханием, умом и эмоциями. Дословный перевод слова «пранаяма» – «расширение жизненной энергии» или «контроль над дыханием». Аяма – означает увеличение глубины, длины и объема дыхания.

5. Пратьяхара (Отстраненность и контроль над чувствами)

— отвлечение (отключение) чувств от внешних объектов. На этой стадии мы прилагаем усилия, чтобы направить сознание внутрь себя и сохранять внутреннюю сфокусированность, не отвлекаясь на внешние объекты. Состояние, в котором чувства перестают блуждать от одного предмета к другому, помогает нам пристальнее присмотреться к самим себе и разглядеть установки (самаскары), которые определяют нашу жизнь и – не исключено – препятствуют внутреннему росту.

Я понимаю это как осознанность своих действий, отношений и слов.

6. Дхарана (Концентрация)

Пратьяхара создает условия для овладения дхараной – концентрацией. Научившись отвлекаться от внешнего мира, мы теперь в состоянии справиться со своим умом – тем, что отвлекает нас внутри. Практика концентрации учит нас замедлять мыслительный процесс путем сосредоточения на каком-то ментальном объекте. Это может быть энергетический центр в теле, образ божества, звук. Но, несмотря на то, что в асане и пранаяме мы концентрируемся на своих движениях, внимание блуждает. Пытаясь разобраться с малейшими нюансами позы или дыхательного упражнения, мы то и дело смещаем фокус внимания. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем внимание на одной точке. Продолжительные периоды концентрации рано или поздно приводят к медитации.

У философа Мартина Хайдеггра есть понятие «вслушивание»: он говорит, что бытие нельзя созерцать, ему можно только внимать. Вспомните, момент, когда вы очень внимательно кого-то слушали. Например где-нибудь на банкете в честь 200-летия Хайдеггера. Какой-то докладчик начинает говорить что-то, что вас крайне заинтересовало, и вдруг ваше внимание полностью переключается на него. Все посторонние звуки, движения официантов, дергание вас за рукав вашей подружкой, желание съесть застывшее в руке канапе — все отходит куда-то на второй план вашего сознания. При крайней сосредоточенности на чем-то все посторонние звуки, касания, чувства отходят на второй план и ваше внимание заставляет ваш мозг пребывать в одной точке звука, формы, цвета, движения и т.д. Это то, как я пытаюсь для себя разделить эти схожие в переводе понятия пратьяхара, дхарана и дхьяна.

Шандилья Упанишада описывает пять способов достижения сосредоточения: концентрация сознания на индивидуальном Я; развитие внутреннего видения; контролирование состояния пяти элементов в организме; постоянная память о Брахмане и мысль об Шта Девате — личном божестве.

7. Дхьяна (Медитация или созерцание)

— непрерывный поток концентрации. Между концентрацией (дхараной) и медитацией (дхьяной) существует тонкое различие. В то время как дхарана предполагает однонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует, индивидуальная душа сливается с универсальной. На этой стадии ум уже успокоен и в своей безмятежности не рождает мыслей.

8. Самадхи (Состояние блаженства завершённости)

— Медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного Я. Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами, постигать смысл вещей и событий. В самадхи уже нет разделения на кто мыслит и о чем он мыслит: мыслящий, мышление и мыслимое сливаются. Вместе с этим приходит «мир, который превыше всякого ума», переживание блаженства и единения со всей вселенной.

Читайте так же:  Эффективная йога для мужчин

Самадхи это также состояние самореализации. Дословный перевод слова: «sam» — собрать, «а» — движение вовнутрь, «dhi» — неподвижность. Что-то вроде «собрать неподвижно внутри». Заключительная ступень йоги – это просветление, которое можно только переживать и цена за это переживание – бесконечная преданность, с которой вы осуществляете свою практику.

Патанджали йога и ее восемь ступеней

Йога сутра Патанджали – это библия йоги, она подразделяется на четыре пады (главы), которые охватывают все сферы жизнедеятельности человека (искусство, науку, философию жизни). Но объяснения сутр академическими учеными не могут служить практическим пособием практикующим йогу, их компасом или картой. Перевод, сделанный Б.К.С. Айенгаром, базируется на его более чем 50-летней преданности йоге и практике, уникален своей ясностью и пригодностью для современных адептов.

Метафизические аспекты йоги

Йога намного старше, чем текст Патанджали, но более ранние правила никогда не были написаны (или текст не сохранился). Не было ни одного текста, который мог бы послужить учебником для практикующих. Только Патанджали подготовил сутры, и это значительно облегчило поиск духовной свободы.

Йога сутры – классическая работа индийской философии. Написанная в глубокой древности, она до сих пор поражает. Это руководство ко всем состоянием нашего сознания, подробно описывающее, как работает ум во время занятий йоги, медитации или других духовных практик.

Благодаря способности распознавать различие интеллекта, сознания, эго и пуруша, йоги достигают всезнания, вездесущности и всемогущества. Сутры с необычной убедительностью вникают в познание человеческого тела и разума. Включают размышления о том, как мы учимся, как думаем, как и откуда возникают страдания и как мы можем положить этому конец. Четкие комментарии Айенгара являются отличным дополнением к сутрам, подчеркивая их обоснованность и усиливая их значение.

Айенгар сказал: «Йога – друг того, кто подходит к ней искренне и с полной преданностью».

Практикующие освобождаются от мук боли и страдания, живут в радости. Практика помогает ленивому телу стать активным и эффективным, изменяет ум, делая его устойчивым. Помогает гармонизировать тело и ум с душой, чтобы все три состояли в единстве».

Свет Патанджали

Учитель Патанджали жил между 500 и 200 годами до н.э. О нем существует больше легенд, чем исторической правды, но известно, что он является автором 196 сутр, которые до сих пор являются основой всей системы йоги и называются библией йоги. До сих пор «Патанджали Йога сутры» – самая известная книга нашего времени, написанная самым выдающимся учителем йоги.

Книга впечатляет во всех отношениях. Все сутры в ней сначала разобраны на элементы и сложены вновь, а затем объяснены. Текст обширный и не слишком легкий для чтения, но необходимый для всех, кто интересуется йогой и даже для тех, кто хочет только ориентироваться в духовных системах.

Как пишет Б.К.С. Айенгар: «Йога — это искусство, наука и философия. Это касается каждого уровня человеческой жизни — физического, умственного и духовного. Это практический способ придать своей жизни смысл, полноту и благородство».

Видео (кликните для воспроизведения).

Исходный текст «Патанджали Йога сутры» написан на санскрите, самом сложном восточном языке, поэтому он очень тяжелый из-за лаконичной формы и трудностей в поиске эквивалентов конкретной психологии и теории познания сутр в европейской терминологии. Существует много переводов сутр и каждый переводчик несколько иначе интерпретирует текст и семантические комплексы. Но Б.К.С Айенгар и его перевод Патанджали йога сутр — это полный и правильный текст, который позволяет читателю более полно понять смысл Йога сутр Патанджали. А также дает более полное понимание загадочных слов мудреца.

Сутры – это живое наследие мира знаменитого Патанджали. Здесь каждая сутра – это житейская мудрость, кладезь знаний и мыслей, которые приводят к пониманию истинной природы человека. Работа Патанджали является замечательным достижением и данью постоянным усилиям человека в достижении совершенства в понимании свободы без ограничений. Это одно из самых важных и просвещенных исследований человеческой природы и поиска духовной свободы. Практик (садхака) изучая сутры и понимая их, получает полное просветление. Знание дарует ему радость жизни, гармонию и полный покой.

В различных школах и различных переводах сутры трактуются по-разному, каждый накладывает на них свое собственное мнение и толкование. Более полно раскрыл значение и понятие, а также особенный путь к самопостижению, не уходя от традиций, Айенгар.

Исследование сутр Патанджали

Айенгар смог, используя множество практических ссылок, объяснить текст Патанджали. Глубина его практики и понимания видна в строгой точности, с которой он подходит к телу в йогической позиции. Однако, его практика намного глубже. В своих уникальных исследованиях Патанджали, растяжения и симметрии Айенгар обнаруживает не только терапевтическую необходимость сохранения структурной целостности тела, но тонкое не менее важное влияние асан на поток энергии и сознание.

Айенгар показал, что любое разделение на материю и дух, тело и душу, физическое и духовное — ложно.

Подчеркивая структурную целостность тела, он открыл врата духовности миллионам людей, для которых тонкость ума оставалась неизвестной территорией. С разъяснениями сутр Айенгаром эти двери широко открыты для всех. Особенно это верно для адептов, чья академическая подготовка не самая лучшая — например, их неправильная практическая интерпретация сутр, асан и пранаямы. Гений Айенгара — необычайный дар ясности, интуиции и поддержки тех, кто искренне практикует.

Непревзойденный опыт Айенгара, как индийского учителя для людей Запада, в сочетании с его опытом брахмана и учителя и правильной линией пересказа, придает переводу сутр аутентичность и авторитет, которых не хватает в других публикациях йога сутр Патанджали. Он предлагает понятную и прагматичную, полную интуитивного понимания интерпретацию истинного гуру йоги.

Практика без глубоких и панорамных знаний внутренних карт Йога сутр похожа на дрейф через сложный и опасный океан. Но чтобы использовать эту карту без помех, необходим компас в форме глубокого и полного авторитетного опыта Айенгара. Каждый адепт должен руководствоваться этой классической и чрезвычайно ценной работой.

Йога сутры в переводе Б.К.С. Айенгара – это новый перевод классического текста с древнего санскрита, богатый практикой, а не только философскими комментариями. Автор указывает, как благодаря правильной, сознательной практике самосовершенствоваться, преодолеть различные препятствия на пути развития для достижения своей цели.

Йога сутры чрезвычайно полезны для тех, кто интересуется йогой с точки зрения практики или философии.

Этапы прохождения йогического пути

Существует восемь элементов йоги, ведущих к просветлению, описанных мудрецом Патанджали в классическом тексте Йога-сутры. Это:

  • яма (запреты);
  • нияма (заповеди);
  • асаны (позы тела);
  • пранаяма (контроль дыхания);
  • пратьяхара (чувства);
  • дхарана (концентрация ума);
  • дхьяна (медитация);
  • самадхи (состояние сверхсознания).
Читайте так же:  Слушать йога нидра для снятия стресса

Мы знаем из физики законы ньютоновской динамики – если одно тело воздействует на другое с определенной силой и энергией, то другое тело воздействует на первое с той же силой и энергией, но сила меняет направление. Признавая правоту этого закона, должны признать, что каждая мысль, задуманная в нашем уме, каждое слово, сказанное нами, и каждое из наших действий вернется к нам. Это принцип кармического возмездия или причинно-следственных связей.

Иногда эффекты наших действий проявляются очень быстро, но чаще они возвращаются к нам после столь длительного времени, что нам трудно найти связь между причиной и следствием. И отсутствие восприятия этих зависимостей часто является причиной нашего незнания этого закона. Йога Патанджали предоставляет возможность перестать жить слепо, стать более внимательными в жизни, игнорируя незнание, а соблюдение божественного закона появляется спонтанно.

Восемь принципов йоги

Первые три ступени – это внешние практики, они помогают овладеть эмоциями, жить в гармонии с обществом.

Асаны делают его тело здоровым и сильным. Следующие три шага – это внутренний поиск. Они учат контролировать дыхание и ум. Последние, дают гармонию с самим собой и Его Создателем.

Хотя сутры родились более тысячи лет назад, они не потеряли своего импульса и восьмиэтапный путь по-прежнему остается ценным ориентиром для современных учеников этой благородной дисциплины. Нет необходимости каждый раз выполнять все шаги, чтобы перейти к следующему. Вы можете попытаться жить принципами Ямы (Ахимса, Сатья, Астейя, Брахмачарья, Апариграха) и Ниямы (Шауча, Сантоша, Тапас, Свахайя, Ишвара пранидханана), практиковать асаны, научиться контролировать свое дыхание. Дальнейший поиск будет следствием предыдущих. Даже без практики всех восьми путей стремление к самадхи сделает жизнь красивее.

Первый шаг на пути йоги. Универсальная моральная заповедь, этическая дисциплина, проповедующая ненасилие, правду, принцип «не укради», умеренность во всем. Это правила, которые должны применяться к обществу и отдельным лицам. Это этические дисциплины, универсальное руководство, чтобы избежать хаоса в жизни. Не Бог наказывает нас, как мы привыкли считать во время неудачи, мы обречены страдать, не соблюдая законы, действующие в материи.

Индивидуальная дисциплина. Чистота, удовлетворенность, энтузиазм, самореализация, преданность делу.

Соблюдение Ямы и Ниямы помогает совладать с эмоциями, страстями. Делает более терпимыми, помогает искоренить неприятности. Она является основой для дальнейшего развития на пути йоги.

Положение тела, оно воздействует на многие уровни человеческого тела. Поддерживает суставы в работоспособном состоянии, что позволит сохранять движение до конца своей жизни. Для того, чтобы суставы работали систематически, без перегрузки, мышцы должны быть надлежащим образом развиты — усилены и растянуты в правильном направлении. Гармоничная практика поддерживает функционирование внутренних органов, которые подвержены растяжению, укреплению и массажу. Асаны дают стабильность, здоровье, легкость, снимают усталость и успокаивают нервы. Правильное и неподвижное положение тела способствует достижению душевного равновесия.

Слово прана переводится как дыхание, жизнь, энергия, а яма означает растяжение, распространение, удлинение. Пранаяма работает с дыханием, контролируя все его стадии: вдох, выдох, задержку дыхания. Выдох вытесняет загрязненный воздух и токсины, вдох насыщает кислородом, распределяет энергию по всему телу. Благодаря использованию правильных техник дыхания обильно поглощается кислород и в теле происходят тонкие химические изменения, приводящие к улучшению здоровья, равновесию тела и разума в организме.

Пратьяхара

Управление чувствами. Благодаря непрерывной работе по самообучению мы учимся различать объекты, которые привлекают наше внимание, наши чувства. Пратьяхара успокаивает чувства, направляет их внутрь, ведет к понятию, ясности и спокойствию.

Концентрация, полное сосредоточение внимания на действии, выполняемом в данную минуту. Состояние концентрации может быть достигнуто благодаря предварительному изучению тела в асане, разума в пранаяме и чувств в пратьяхаре. Дхарана стимулирует внутреннюю осознанность и освобождает от напряжения.

Медитация – седьмая ступень. Это непрерывное состояние концентрации в течение длительного времени. Тело, дыхание, ум, чувства, интеллект и эго интегрированы в объект медитации.

Последняя восьмая ступень йоги Патанджали – цель поиска йогов. В самадхи практикующий достигает состояния вечного спокойствия, превосходя сознание тела, дыхание, ум, разум, эго.

8 ступеней йоги патанджали

Патанджали в трактате «Йога-сутры» дает йоге наименование – аштанга, перевод которого означает «восемь ступеней» («ашта» — восемь, «анга» — ступень, ветвь, конечность).

Восемь ступеней аштанга-йоги можно рассматривать в качестве руководства, как прожить полную и, главное, счастливую, жизнь, помогая человеку приблизиться к духовным граням природы.

Совокупность этических норм поведения, определенным образом упорядочивающих наши отношения с другими людьми.

Ее трактуют еще и как универсальный закон, который сводится к золотому правилу нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Всего известно пять ям:
Апариграха – не стяжательство,
Брахмачарья – воздержание,
Астейя – не воровство,
Сатья – правдивость,
Ахимса – ненасилие.

Самодисциплина, а также к духовная сфера в целом. На деле она проявляется в регулярном посещении храмов, личных медитационных практиках, созерцательных прогулках и пр.

Пять ниям:
Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога,
Свадхьяя – исследование самого себя и изучение священных текстов,
Тапас – религиозное рвение и пыл,
Самтоша – удовлетворенность,
Шауча – чистота.

Это система техник, обучающих контролю над дыханием в процессе установления связи между ним, умом и эмоциями. «Пранаяма» дословно переводится как «расширение жизненной энергии». И это вполне закономерно, ведь занятия пранаямой – отличный способ омоложения организма и продления его жизни.

Отвлечение от внешних объектов. На этом этапе человек направляет свои усилия на то, чтобы обратить сознание в себя и не нарушить внутренней сосредоточенности. Крайне важно при этом не отвлекаться на внешние раздражители.

После того как чувства прекратят свои брожения от одного предмета к другому, человек получает возможность пристальнее посмотреть на самого себя, разглядеть те исходные установки, которые предопределяют его жизнь и мешают внутреннему росту.

Каждая ступень аштанга-йоги – это подготовка перед следующей. На стадии пратьяхары создаются все условия для овладения дхараной – концентрацией.

Практика концентрации учит замедлению мыслительного процесса благодаря сосредоточению на каком-либо ментальном объекте: звуке, божественном образе, энергетическом центре в теле и др. Предполагается, что в процессе освоения предшествующих трех стадий человек обрел определенные навыки концентрации.

Однако в асане и пранаяме внимание, хоть человек и концентрируется на своих движениях, продолжает блуждать. На стадии пратьяхары человек наблюдает сам себя, в дхарне же внимание обращено в одну точку.

Читайте так же:  Йога для 45 лет

8 ступеней йоги

8 ступеней йоги.

Лестница саморазвития. Вкратце о главном. Многие знают что существуют 8 ступеней йоги, согласно Патанджали.
Патанджали — это мудрец, живший примерно 2500-2200 лет назад. Йога была и до него, но он систематизировал эту систему самосовершенствования в 8 последовательных ступеней, для удобства тех потомков, кто будет её практиковать.
Что это за ступени и куда ведет эта «лестница»?
Что нам дает их применение в жизни и стоит ли придерживаться этой последовательности?
Попробуем разобраться…

Называются эти ступени следующим образом, по-порядку:

Что это за ступени и куда ведет эта «лестница»? Что нам дает их применение в жизни и стоит ли придерживаться этой последовательности? Попробуем разобраться…

1) Яма: 5 помогающих правил и принципов, которых стоит придерживаться чтобы жить в гармонии с окружающим миром. Чтобы мир не страдал от того что мы в нём живём. 5 пунктов Ямы:
— Ахимса = не причинение вреда (не насилие)
— Астейя = не воровство (не присвоение чужого)
— Сатья = правдивость (честность, искренность)
— Брахмачарья = воздержание от чувственных наслаждений
— Апариграха = не принятие даров (не стяжательство, не накопительство)

2) Нияма: 5 помогающих правил и принципов, которых стоит придерживаться чтобы жить в гармонии с самим собой. 5 пунктов Ниямы:
— Шауча = чистота (внешняя и внутренняя, выполнение различных очистительных практик)
— Сантоша = удовлетворенность (принятие, довольство тем что есть)
— Тапас = самообуздание, огонь практики (аскезы, накопление внутренней энергии, силы)
— Свадхьяйя = самообразование (беспрестанное саморазвитие и ученичество)
— Ишвара Пранидхана = посвящение плодов своего труда Всевышнему (действия в Акарме, жизнь без эгоизма)

Вкратце: Яма + Нияма = жить по-Совести, в ладу с Природой.
Яму и Нияму стоит применять на трёх уровнях: мыслей, речи и действий тела. Например, рассмотрим третью из Ям (Сатья) при одновременном применении её на всех трёх уровнях: это значит, что то, что мы в мыслях задумали, нужно и говорить (речь не расходится с мыслью…), а потом в соответствии со сказанным — действовать. Т.е. если я задумала встать в 6 утра, сказала об этом, то потом обязательно выполняю. Вообще пункт Сатья — ключевой пункт для успешного саморазвития, т.к. применяя Сатью вышеописанным способом, мы себе сильно облегчаем путь жизни, ведь получается, что нам нужно научиться контролировать только свои мысли — свой ум (пользоваться голосом Совести), а дальше просто действовать в соответствии с этими праведными мыслями!

Таким образом, человек сначала должен в своих повседневных делах утвердиться в исполнении этих правил (Ямы и Ниямы), и уже после этого переходить к третьей ступени: Асанам. Почему так? Почему не стоит «перепрыгивать через 2 ступеньки) и начинать с асан? ведь так многие поступают… когда люди приходят в фитнесс-клуб на йогу, их никто не спрашивает — соблюдают ли они Яму и Нияму.. готовы ли они к 3 ступени — Аснам…

Дело в том, что наше тело (физическое и энергетическое) является отражением нашей кармы на сегодняшний момент. У нас уже есть ранее накопленная карма, а кроме неё — мы постоянно накапливаем новую, т.к. живём и действуем. Следовательно, если мы живем не по совести (не соблюдаем Яму и Нияму) — мы постоянно «кармуем» и отягощаем свои тела всё больше. И если в этом случае человек начнет делать асаны — его результат в них, и в саморазвитии в целом будет несравнимо мал, нежели у того кто соблюдает (или пытается соблюдать) Яму, Нияму, и практикует те же асаны. Соблюдением Ямы и Ниямы мы минимизируем накопление не благой кармы в своей текущей жизни и, таким образом, можем легче двигаться дальше, занимаясь практиками йоги и осваивая следующие ступени, т.к. имеем прочный нравственный фундамент под собой. Это важно ещё и в целях общественной безопасности Представляете, если безнравственный человек с помощью практик йоги накопит большое количество энергии (а это неизбежно)… он же может натворить очень много безнравственных дел, и причинить окружающим страдания своим эгоизмом, да ещё и накопит себе плохую карму.

3) Асана: есть 2 типа асан: асаны как статичные позы для внутренних практик (медитации), и асаны как позы для поддержания здоровья тела. Второй тип асан — это то что в основном практикуется в виде комплексной последовательности на групповых тренировках йоги. Асан существует великое множество, все они по своему полезны и имеют различное воздействие на физическое и энергетическое тело. Пребывая в них мы воздействуем на внутренние органы, на мышцы и суставы, на токи энергий, и на ум, приводя все системы в гармонию, и избавляясь от закрепощений и застойных зон. Причём «застойные зоны» могут быть как в физическом теле — малоподвижные и скованные суставы и мышцы; так и в энергетическом теле — фобии, страхи, ментальный мусор, принципы, страсти. Если регулярно прикладывать усилия в асанах — человек очень сильно меняется к лучшему. Проверено личным опытом!

4) Пранаяма: управление праной (энергией) с помощью дыхательных упражнений. Пранаям существует великое множество. Они имеют разный эффект. В основном, есть 3 эффекта: очищение энергетических каналов (нади) в тонком теле, накопление энергии (расширение собственной энергетики), успокоение ума. …И тут мы подходим к следующей ступени! С успокоенным умом можно двигаться дальше «по лестнице»!

5) Пратьяхара: отключение ума от господства чувств. Как это происходит? Пребывая в аскетичных асанах, испытывая дискомфорт, мы тем самым обуздываем свой ум, а тело выступает как инструмент по работе над собой. Например, вытягивая ноги в шпагате, мы терпим, дышим, пытаемся расслабиться. Т.е. мы, находясь в асане (3я ступень), с помощью дыхания (пранаяма — 4ая ступень), отключаем внимание ума от чувств тела (5ая ступень — Пратьяхара). И легче этому научиться, испытывая в начале выполнения асаны лёгкий дискомфорт. Мы начинаем понимать что мы — не тело… тело отдельно.. ум — отдельно. В такие моменты погружения в асану — мыслей почти нет, а всё внимание сконцентрировано на попытке расслабиться и дыхании. Когда ум натренируется отключаться от внешних объектов и ощущений и концентрироваться на чем-то одном — появляется следующая ступень.

6) Дхарана: концентрация или полное внимание. Состояние ума, когда мы не отвлекаясь сосредоточенно наблюдаем какое то явление или сосредоточенно мыслим о чем то одном, не допуская отвлечения на посторонние мысли. В качестве объектов концентрации может быть наше дыхание, например при выполнении практики Пранаямы; или звуковые вибрации, во время практики воспевания Мантры; или образ, при выполнении практики визуализации; и т.д.

Читайте так же:  Польза асан в йоге

7) Дхьяна: однонаправленный поток сознания. Это углубленная Дхарана (6ая ступень). Это медитация. Что тут ещё скажешь?

8) Самадхи: единение и слияние с объектом медитации. Поэтому важно — на чём мы концентрируемся и медитируем. Желательно выбирать возвышенные объекты. Например, Абсолют (Единый и многопроявленный Бог) — истинное Я всего сущего. Таким образом, медитируя на это и слившись с этим, можно познать свою истинную природу, и ответить себе на вопросы: кто я? в чём смысл жизни? и т.п.

..И тут начинается настоящая йога!… А человек, прошедший эти ступени называется йогом!
Тот человек кто осознал единство со всем мирозданием уже не может жить эгоистично, и все свои силы он начинает направлять на помощь всему окружающему в развитии к самоосознаванию, просветлению и гармонии. Он живёт осознанно на благо всех и вся.

Самое главное в этой статье, что всё это более чем осуществимо! Будем прикладывать усилия и обязательно освоим эту лестницу пути саморазвития!
Всех благ, друзья, в путь! ОМ!

“Йога-сутры” Патанджали: восемь ступеней йоги

За века существования йоги сформировалось немало определений этому учению. В переводе с санскрита, йога – это «соединение», «единство», «связывание нитей ума», «сосредоточение», «единение с божественным началом». Если смотреть на это слово в контексте традиции, в которой оно использовалось, то йога подразумевает довольно глубокие понятия, такие как дисциплина, духовный путь, духовные трансформации, восстановление связи с источником бытия.

Йога – это одна из систем древне-индийской философии, основоположником которой является Патанджали, автор «Йога-Сутр» (примерно 2 век до н.э.). Патанджали определяет йогу, как «читта-вритти-ниродха» – состояние, в котором ум абсолютно однонаправлен. То есть, это способность йогина направлять свой ум на один объект, ни на что не отвлекаясь. Согласно Патанджали, в результате такой фиксации внимания мы достигаем правильного и полного понимания объекта. Беспокойному уму сложно придерживаться одному направлению, понимание предмета становится ошибочным, происходит погружение в заблуждения. Счастлив лишь тот, кто отличает заблуждение от истины.

Для многих людей йога стала методом изучения самого себя, своего сознания. Внутри своего собственного сознания мы находим скрытое от объективной оценки знание и понимание мира. В ходе самоисследования мы приходим к спокойному состоянию ума и научаемся жить в полном согласии с миром. Можно сказать, что йога – это путь к себе, к своей божественной сущности, возврат к своему первоначальному состоянию – состоянию спокойного ума.

Подчинить себе свой ум – весьма нелегкая задача. В своем труде «Йога-Сутры», Патанджали перечисляет способы и вспомогательные средства йоги для контроля над своим умом.

Начинать Патанджали предлагает с практики асаны и пранаямы. Асана и пранаяма помогают почувствовать, понять, исследовать свое тело, научиться пользоваться телом и дыханием. С асаны и пранаямы начинать проще, чем с изменения своих взглядов, образа жизни, принципов.

Асана практикуется осознанно, не через напряжение, а через расслабление, но без вялости. С практикой асаны, человек улучшает свое самочувствие, устраняются последствия неправильного образа жизни. В процессе практики наблюдаем за ощущениями в теле, дыханием. Если делать это осознанно, то практикующий учится контролировать свое тело и дыхание. Патанджали указывает, что важным моментом здесь является регулярность практик. Регулярная практика асан йоги делают тело сильным, а ум гибким и уравновешенным.

После достаточно хорошего овладения асанами, следующим шагом является освоение пранаямы. Пранаяму практикуют в сидячей позе с прямой спиной. Поэтому первым шагом в йоге является освоение асаны и ее правильная отстройка. Начинающим практиковать йогу очень трудно долгое время находиться в позе сидя с прямой спиной. Регулярно практикуя асану, мы подготавливаем свое тело к следующей ступени на пути освоения йоги.

Пранаяма это осознанное дыхание, это регулирование длительности вдоха, выдоха и задержки дыхания. Пранаяма позволяет накапливать и управлять жизненной энергией. Регулярно практикую пранаяму, мы очищаемся от загрязнения сознания, устраняем то, что препятствует чистому и ясному восприятию и подготавливаем свой ум к концентрации.

Регулярно практикую асану и пранаяму, мы расширяем свое сознание, открываем в себе своего внутреннего гуру, внутренний свет. Регулярная практика частично освобождает наши чувства от порабощённости страстями, желаниями, ум перестает метаться. На данном этапе, практикующий йогу подходит к следующей ступени йоги – Пратьяхара – это освобождение ума от власти чувств и отвлечений на внешние объекты. Наш жизненный выбор становится более осознанным. Осознанным становится и образ жизни и питание. На данном этапе практикующий йогу зачастую приходит к вегетарианскому питанию, заметно сужает круг своего общения, начинает читать духовную литературу, первоисточники по йоге, знакомится с морально-этическим сводом законов йога. Яма и Нияма – это первые две ступени йоги, с которых в традиционных школах и начинают практику йоги, но в современном мире, где жизнь вращается вокруг желаний, потребностей, удовольствий, эти ступени зачастую теряются. Регулярно практикующие асану и пранаяму значительно позже приходят к изучению Ямы и Ниямы и привносят эти принципы в свою жизнь.

Следующей ступенью на пути к постижению йоги является концентрация (Дхарана) – осознанная направленность ума на один объект. На данном этапе происходит полное обуздание чувств, и они не реагируют на внешние раздражители. Ум подчиняется и следует в одном направлении, на объект концентрации. Объектом концентрации может выступать дыхание, внутренние процессы или внешний объект. Концентрируясь на каком-то одном объекте, мы обретаем знания о нем.

Когда практикующий научился фиксировать ум в одном направлении, он переходит к овладению медитацией (Дхьяна). Медитация это однородное течение содержания сознания, четкая сфокусированность на одном выбранном объекте. Регулярно практикуя медитацию, йогин открывает в себе своего внутреннего гуру, божественный свет, находит внутри себя неисчерпаемый источник мудрости и знаний и все меньше отвлекается на внешние объекты.

В «Йога-Сутрах» восьмой ступенью йоги Патанджали называет Самадхи – состояние сознания, которое наступает в очень глубокой медитации, когда йогин полностью сливается с объектом созерцания. Практикующий теряет свою собственную форму и полностью сливается с объектом медитации. Это и есть цель йоги – победить свой ум и сделать его поток однонаправленным. Йогин излучает внутренний свет, состояние покоя, умиротворенности, безусловной любви, и сам является источником знаний. Йогин больше не ищет Бога вовне, он находит Бога внутри себя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Работа студентки Московского Университета Йоги Воякиной Елены

8 ступеней йоги патанджали
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here