Асаны аштанга виньяса йоги

Самое главное по теме: "асаны аштанга виньяса йоги" с полным пояснением от профессионалов.

Для чего заниматься аштанга-йогой?

Аштанга йога развивает гибкость, физическую силу и способность концентрировать внимание.

Большинство людей воспринимают аштанга-йогу как интенсивную, динамичную практику. Да, это так, но развитие силы и гибкости — далеко не все, что способна дать аштанга. По словам Шри К Паттабхи Джойса — основателя этого направления, аштанга-йога — это путь к познанию своей истиной природы, к Духу, пребывающему в каждом из нас.
Для чего же еще заниматься данной практикой? Об этом и не только, нам рассказала Оксана Петрова, преподаватель нашей студии “Yoga & Practice”

Подходит ли данное направление новичкам и тем, кто совсем далек от йоги?

— Аштанга-йога в стиле Майсор подходит всем, кто проявляет к ней неподдельный интерес, независимо от природной гибкости и физической подготовки. Практикуя в своем темпе и на своем уровне, не забывая наблюдать за дыханием, состоянием тела и ума каждый день, вы будете шаг за шагом достигать своей цели. Майсор класс учит не поддаваться искушению сравнивать с себя с другими, а ценить собственный маленькие победы. Как я уже говорила, Аштанга-йога состоит из 6 серий. И первую из них способен освоить любой человек. Считается, что вторая серия — это уже уровень преподавателя, а все остальные серии можно рассматривать как показательное выступление (show off).

Как аштанга-йога воздействует на организм и психологическое состояние человека?

— Прежде всего, практика аштанга-йоги развивает гибкость, физическую силу, а также способность концентрировать внимание.
Прана, получаемая при специфическом дыхании со звуком (уджжайи), наполняет тело энергией. А благодаря практики асан с дыханием уджжайи, кислород в большем объеме поступает в кровь и быстрее проникает в ткани. Также, дыхание во время практики асан помогает избавиться от ненужного напряжение в мышцах и сухожилиях. А специфическое дыхание со звуком укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает жизненный объём легких. Это отличная профилактика и лечение многих респираторный заболеваний, включая бронхиальную астму.
Первая серия аштанга-йоги так и называют: йога-чикитса (cikitsa-терапия). В эту серию входят асаны, которые помогают избавиться от болезней или предотвратить их. Практика помогает избавиться от лишнего жира и хронической боли, а также улучшает кровообращение, очищает внутренние органы, развивает способность концентрировать и удерживать внимание. Человек возвращает себе здоровое тело, гибкость и силу. А также и укрепляет и уравновешивает психику.

Существуют ли противопоказания и ограничения для занятий аштанга-йогой?

— Для каждой асаны существуют свои противопоказания. В этом то и преимущество аштанга йоги и стиля преподавания — «Майсор». Преподаватель индивидуально адаптирует те или иные асаны последовательности (если это необходимо), или вообще исключает определенные асаны из практики ученика, чтобы не навредить ему.

Оксана, с чего посоветовали бы начать практику?

— С практики:). Приходите на занятие, расстилайте коврик и начинайте. Все остальное придет со временем. Йога – это 99% личной практики и только 1% теории. Вы не узнаете, что вам нужно, пока не расстелите коврик. Только так, и не иначе.

Что, на ваш взгляд, йога дает человеку?

— Прежде всего йога дает человеку дорогу домой… Практика йоги — это путь, который ведет нас к осознанию себя и пониманию того “Кто мы”. Приходите на занятия, будем вместе идти по этому интересному и увлекательному пути.

Йога — путь, а не цель. И мы полностью с этим согласны. Здесь, как и в любом другом деле — главное начать, не откладывая на месяцы и годы то, что можно попробовать уже сегодня. И мы приглашаем вас на занятия в нашу студию йоги и практик, где вы сможете познакомиться с Оксаной Петровой и задать ей все интересующие вопросы. Перемены начинаются уже сегодня.
До встречи на коврике!

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, следите за обновлениями и приходите в гости в наш красивый и многофункциональный MULTIFORM. Будет интересно!

Йога и здоровье человека

Школа Аштанга винъяса йоги основана Шри Кришна Паттабхи Джойсом , учеником Шри Кришнамачарьи. Если сравнивать его с Айенгаром, который ориентировал йогу на широкие слои учеников, то Паттабхи Джойс для своей школы выбирал лучших из лучших. По мнению Паттабхи Джойс, выполнить сложные упражнения могут все. Такой же позиции придерживался и его учитель, который за две недели сделал из Айенгара преуспевающего ученика. Нужно приложить только старание и победить своё бессилие, найти в себе гибкость и силу.

Практика аштанга виньяса йоги – это действительно сильный вызов для преодоления собственных границ и барьеров.

Школа аштанга-виньяса йоги подойдет не для каждого желающего заниматься йогой.

Упорство и настойчивость – качества, которые требуют от учеников упражнения аштанга виньяса йоги. Ученики должны сосредоточиться на выполнении асан и развитии мускулатуры. Выделяют 4 этапа сложности в практике аштанга виньяса йоги. Самый простой этап предполагает выполнение сложных асан, которые в других школах изучаются через один-два года после начала занятий йогой. От 1,5 до четырёх часов тренировок приходится на выполнение последовательностей. Связующими элементами между асанами в данной школе являются виньясы. Они предназначены для разогревания тела перед выполнением асан.

В школе аштанга виньяса йоги также практикуются энергетические замки ( бандха ), варьирование количества дыханий (от привычных 5-8 на одну асану до 50-80 в уджаии), сочетание асаны с концентрацией внимания (дришти). Взаимосвязаны между собой виньянсы, асаны, бандхи, пранаямы, дришты, а также выполняются в медитативном состоянии (дхьяны).

Отличительной особенностью данной школы является последовательность асан, применение бандхи и уджайи, виньясы (динамической последовательности движений, связывающей асаны), тристана (концентрация на асане, дыхании и дришти запускает процессы очищения тела, нервной системы и сознания), дришти (точки фиксации взгляда).

Обильному потоотделению и возгоранию внутреннего огня способствует наличие большого числа сложных динамических упражнений. По мнению Паттабхи, только через синхронность движений и дыхания ученик сможет привести сознание и тело в соответствие друг другу, преодолевая тем самым психологические и физиологические барьеры. Люди неподготовленные, которые больны либо физически неразвиты, не смогут выдержать нагрузок практики аштанга виньяса йоги.

Несмотря на видимый терапевтический эффект, по словам Паттабхи, не все смогут пройти через трудности обучения. Для гуру были не важны возможности учеников. Он ездил по многим странам, где у него много последователей. Это даже поспособствовало тому, что цены на обучение в его школе в Мансорс были самыми высокими во всей Индии. В Америке проживает наибольшее количество его учеников.

Читайте так же:  Артур паталах йога для спины

Паттабхи написал всего одну книгу «Иога-мала», и она является единственной «Библией» аштанга виньяса йоги.

Аштанга Виньяса йога

Аштанга Виньяса йога – знаменитая на весь мир йогическая система, это жесткая динамическая практика, в основе которой лежат последовательности асан, совмещенные с пранаямой и связанные между собой виньясами (повторяющимися комплексами движений). На протяжении всего урока ученики не забывают о трех главных бандхах и дришти (концентрации внимания на определенных точках в теле).

Аштанга Виньяса йога — это не выхолощенный и адаптированный под массы стиль, она не потворствует несовершенству и слабостям ученика, а растит духовно и физически сильную личность, вопреки возникающим во время занятий трудностям и препятствиям.

История направления

Основателем школы Аштанга Виньяса йоги, открытой в 60-х годах прошлого века в Индии, является Шри Кришна Паттабхи Джойс, обучавшийся у прославленного индийского учителя йоги и великого гуру Шри Тирумалая Кришнамачарьи более тридцати лет.

После смерти Джойса основными хранителями традиции стали его дочь Сарасвати Рангасвами и внук Шарат Рангасвами.

Этот знаменитый на весь мир стиль является разновидностью Хатха йоги, телесно-ориентированной практикой, которая получила широкое распространение на Западе несколько десятилетий назад. Именно тогда к Паттабхи Джойсу стали приезжать первые ученики из Европы и Америки.

Данная йогическая традиция находит свое философско-практическое обоснование в Бхагават-гите, Шива-самхите, Хатха-йога-прадипике, Патанджали-даршане и других основополагающих трудах.

Несмотря на то, что Аштанга йога считается весьма жесткой системой развития физического тела, Патабхи Джойс до конца жизни оставался непоколебим в своем намерении сохранить первоначальный подход школы к практике йоги.

В России это направление стало распространяться с 90-х годов прошлого века, когда книга Джойса «Йога мала», считающаяся «учебником» Аштанга йоги и ее самым достоверным трактатом, впервые была переведена на русский язык и привлекла внимание широкого круга практикующих. В настоящий момент эта школа, как система психофизического развития, вызывает живой интерес у активных и физически сильных молодых людей, стремящихся развить себя до соответствия идеалам Традиции.

Особенности стиля

Главной отличительной особенностью Аштанга Виньяса йоги является использование виньяс для связки асан. Виньяса – это способ дыхания и движения, который позволяет сохранять концентрацию во время перехода к следующей асане. Для всех поз установлено определенное количество виньяс (минимальное количество виньяс в асане – от пяти до восьми). Для чего это нужно? Виньясы сильно разогревают тело, по словам Джойса, заставляют кровь бурлить, что способствует очищению внутренних органов и самой субстанции от загрязнений и токсинов. Благодаря тому, что значительно усиливается приток крови к тканям и суставам, выполнение асан становится более комфортным и безболезненным.

Особое внимание уделяется создающим внутренний огонь и «запечатывающим» энергию бандхам (Мула-бандха, Джаландхара-бандха и Уддияна-бандха), а также дришти (дополнительная техника концентрации внимания во время выполнения асаны), каждое из которых соответствует определенной виньясе. Всего существует девять дришти. Это нос, район «третьего» глаза, пупок, большой палец, ладони, стопы, а также направления взгляда вверх, вправо и влево.

Аштанга йога учит, что истинная сущность работы виньясы проявляется только при достижении состояния Тристханы. Она охватывает три уровня очищения: тело, нервную систему и ум. Тристхана – это контроль за позой, способом дыхания и направлением взгляда (дришти).

Асаны укрепляют физическую оболочку, дришти очищает ум и обеспечивает его устойчивость, а Уджайи-Пранаяма разогревает тело изнутри и накапливает большой объем энергии за счет синхронизации дыхания и движения.

Уровни Аштанга Виньяса йоги

Аштанга Виньяса йога состоит из шести уровней (последовательностей поз), восходящих по уровню сложности.

Два нижних уровня (Йога Чикитса или начальная последовательность и Нади Шодхана или средняя последовательность) являются самыми важными для начинающего йога. На их освоение может уйти несколько лет усердной практики. Последующие серии, входящие в Стхира Бхага (продвинутые последовательности) доступны не всем.

Как проходит занятие?

Традиционно занятие начинается с пения мантры, затем ученики выполняют комплекс Сурья-намаскар. В продолжение всей практики поддерживается Уджайи (Победоносное дыхание) вместе с легкой уддияна-бандхой.

Класс для начинающих отличается несколько замедленным темпом и более подробными объяснениями. Новички не выполняют полностью первую серию (она состоит из 90 поз, с учетом выполнения ассиметричных асан в обе стороны, а также многократного выполнения некоторых поз), они доходят только до Навасаны, после которой приступают к заключительному блоку. Остальные позы из первой серии добавляются в практику постепенно, по мере освоения простейших.

Когда ученик достигает успеха в первой серии, он начинает добавлять асаны из следующей последовательности. С этого момента темп занятия постепенно наращивается, поскольку при слишком размеренном темпе практика может растянуться на несколько часов.

Завершается занятие заключительным блоком, в который обязательно входит стойка на голове (Ширшасана).

Аштанга Виньяса йога создает «внутренний огонь», который запускает процессы очищения в теле, вместе с обильным потоотделением выводит шлаки. Затем происходит «очищение» нервной системы и органов чувств.

Регулярные занятия формируют гибкое, сильное и крепкое тело, успокаивают ум и учат глубокой концентрации.

Шри К. Паттабхи Джойс говорил о необходимости внутреннего очищения от шести ядов, которыми покрыто сердце человека. Это кама (желание), кродха (гнев), моха (иллюзия), лобха(жадность), матсарья(зависть) и мада (лень). Согласно Аштанга Виньяса йоге, внутренний жар, сопровождающий усердную практику, способен растопить эти яды и открыть сердце для Бога.

Хатха-йога с элементами аштанга-виньясы

Занятия по видеозаписи

Занятия завершены

Занятие начнётся через

Длительность

Занятие по видеозаписи

С элементами стилей

Что нужно для занятия

«О, Йогин! Не делай асану без виньясы!» – повествует древний индийский трактат «Йога Корунта».

Дословно с санскрита слово «виньяса» переводится как ‘укладывать в определённом порядке’.

Ключевое правило «виньясы»: движение следует за дыханием. Движение стартует с началом дыхания и длится столько, сколько длиться вдох (или выдох). За счёт синхронизации движения с дыханием набор асан превращается в единый поток, практика становится медитацией в движении.

Аштанга-виньяса йога является одной из самых эффективных и мощных практик Хатха-йоги, известной в настоящее время, действие которой проверено годами.

Целительная сила йоги многократно доказана опытом. Болезни, которые современная медицина признаёт неизлечимыми, поддаются лечению йогой. Кроме внешнего воздействия на тело, такого, как тонус и вытяжение мышц, а также развитие физической силы, каждая асана имеет определённое положительное воздействие на внутренние органы, а ровное и спокойное дыхание в асанах позволяет нормализовать обменные процессы в организме. После очищения и оздоровления физического тела происходит очищение сознания и ума. Однако первоначальные процессы, связанные с физической подготовкой тела, требуют регулярной практики и соблюдения дисциплины.

Практикуя ради практики, а не для достижения какого-либо результата, занимающийся заново открывает свой полный потенциал на всех уровнях человеческого сознания: физическом, психологическом и духовном. Благодаря практике правильного дыхания (уджджайя пранаяма), позы (асаны) и фокусирования взгляда (дришти), мы обретаем контроль над чувствами, глубокое самосознание, устойчивое тело и стабильный ум.

Читайте так же:  Йога вечером для похудения

На наших занятиях по вторникам мы будем делать упор на классическую Хатха-йогу, направленную на специализированную проработку и раскрепощение различных отделов тела, а по четвергам мы будем практиковать Аштанга-виньяса Йогу по традиции Ш.К. Паттабхи Джойса.

Данные практики подойдут как для новичков, которые ещё никогда не занимались йогой, так и для опытных практиков, т.к. на занятиях даются разные уровни сложности.

Во время практики вы всегда можете задать интересующие вас вопросы в режиме реального времени.

Что такое «виньяса» в Аштанга-йоге?

Главная » Здоровье » Организм » Понятие виньяса в Аштанга-йоге и для чего они нужны

В предыдущей статье мы прошлись по азам Аштанга-йоги для новичков. Теперь будем продвигаться дальше в теорию и практику, узнаем что такое виньяса.

Асана «Собака мордой вниз»

Динамический стиль Аштанга-виньяса-йоги состоит из асан и плавных перемещений между ними, которые именуются виньясами. Это санскритское слово имеет два корня: «ви» — означающее начальное разделение, начало движения, действия, а «ньяса» — это размещение определенным образом, установка, посадка. Санскрит очень многогранный язык, в котором одно слово может переводиться до пятнадцати вариаций русских слов, поэтому все переводы с него очень приблизительные и не всегда передающие главный смысл. Возможно поэтому некоторые инструкторы или практикующие неверно трактуют данный термин.

Что такое виньяса в практике асан?

В Аштанга-йоге виньясой называют динамический переход от одной асаны к другой, сопровождающийся специальным дыханием уджджайи, при чем синхронизация дыхания и движения тела: вдох – это одно движение, выдох -уже другое. Движение телом вверх или на расширение грудной клетки и объема легких – это всегда вдох, движение вниз или на сжатие легких – это всегда выдох. Это первый принцип виньясы.

Второй принцип – это движение тела, равное по темпу дыхания. Например, перемещение между Собакой мордой вверх и Собакой мордой вниз занимает три секунды, а выдох при этом движении продлился всего секунду – это неправильно, необходимо либо дыхание растянуть, либо движение тела сделать более быстрым.

Также виньясами в повседневной практике сокращенно называют Jumping back (прыжок назад) и Jumping through (вперед) – это динамическая мини-связка между асанами сидя.

Асана Утткатасана

Фул-виньяса

«Фул» в переводе с английского – полный, а значит фул-виньяса – это полная, то есть вся от начала до конца. Так иногда называют Сурью Намаскар А в традиции Аштанга-виньяса-йоги, в середине которой вставляют необходимую асану. Такому стилю практики обучал своих учеников Шри Кришнамачарья, в первой половине 20 века. В те времена практика асан занимала не менее трех-четырех часов подряд и выносливость учеников-йогинов поражала. С прогрессом цивилизации времени на практику становилось все меньше, и последователь великого мастера йоги Паттабхи Джойс решил сократить виньясу, оставив только центральную ее часть, которую назвали халф-виньяса.

Халф-виньяса

«Халф» на английском – это половина. Такая виньяса – это всем известные и так желаемые всеми практиками Jumping back и Jumping through: прыжок из асаны в Чатурангу и наоборот из позы Собака мордой вниз в положение сидя. Каждое положение тела в такой виньясе строго следует за дыханием:

  • Лоласана – это вдох
  • Чатуранга Дандасана – выдох
  • Урдхва Мукха Шванасана (Собака мордой вверх) – на вдох
  • Адхо Мукха Шванасана (Собака мордой вниз) – на выдох
  • прыжок в положение сидя – вдох

За одно занятие по Первой Серии Аштанга-йоги таких мини-связок йогин выполняет более 60 (!), и это всего за полтора часа практики. Неудивительно, что «аштангисты» терпеливые и равнодушные к тяготам жизни люди: их к этому приучила йога.

Сурья Намаскар — комплекс асан плавно переходящих из одной в другую (виньяса)

Виньяса с Чакрасаной

Среди асан лежа и в перевернутом положении (когда таз находится намного выше головы) имеется еще интересная виньяса: с Чакрасаной. В многих школах йоги так называют позу Мостика, но в Аштанга-йоге это кувырок назад из положения лежа на спине в Чатуранга Дандасану, который делается на вдох, нарушая все принципы перемещения (но исключения имеются в любой системе).

Для начинающих это довольно сложное движение не сколько из-за закрепощенного тела, сколько из-за страха. Чего только не услышишь от практикующих в такие моменты: «а вдруг шея сломается», « я не смогу так никогда», «это нечеловеческое движение», но когда учитель направит своими руками тело ученика в нужное движение – изумленные глаза сделавшего невозможное говорят сами за себя: бояться было нечего.

Для чего нужны виньясы?

Практика осознанного движения, не дающая ни малейшего шанса уму для отвлечения на посторонние объекты – вот главная задача виньясы. Ведь пока асана удерживается – ум сосредоточен на дришти, бандхах, а когда начинается перемещение тела – ум с легкостью отвлекается и ищет новых впечатлений вне тела. Вот тут йогину на помощь приходит связь дыхания и тела – виньяса и ум продолжает сосредотачиваться уже на сохранении баланса движения и длины вдоха-выдоха.

На физическом уровне практика виньяс (халф в особенности) разогревает тело, постоянно поддерживая внутренний жар, который очищает тело на клеточном уровне, избавляя от шлаков и токсинов. Тело постепенно становится свободным от болезней, сильным и гибким, а ум спокойным и устойчивым благодаря умению концентрироваться на одном процессе, избегая ненужных колебаний сознания.

Самый простой способ понять принцип виньясы и почувствовать, как она работает – это освоить Сурья Намаскар, которая состоит из динамических движений тела и одной асаной в статической фиксации. Об этом пойдет речь в следующей статье.

Асаны аштанга виньяса йоги

Впервые Михаил познакомился с йогой в 1979 году, в рамках своего тогдашнего увлечения боевыми искусствами, прочтя несколько самиздатовских книг по йоге. Занимался около трех лет в различных подпольных кружках йоги города Москвы самыми разными вариантами того, что тогда считалось йогой, от попытки выполнения асан и пранаям до различных вариантов медитации.

В 1989 году Михаил закончил Государственное медицинское училище, чуть позже закончил Курсы по массажу при РГУФКе. В 1991 году закончил Курс по биоэнергетическим практикам Джуны Давиташвили, и тогда же получил сертификат по специальности «Боевые искусства» при РГУФКЕ.

С той поры за плечами у Михаила огромное число пройденных курсов, семинаров,

Видео (кликните для воспроизведения).

В сентябре 1999 года Михаил Константинов стал одним из основателей и ведущих преподавателей московского Аштанга Йога Центра.

В 2002 году на базе АНО «ЦСИТ «Ритамбхара» он создал подразделение «Ритамбхара йога продактс», первое на российском рынке осуществляющее полный спектр обеспечения интересующихся йогой всеми необходимыми материалами и адекватной информацией для практики.

Читайте так же:  Ролик для йоги полнотелый

В 2003 году Михаил начал обучение в Институте исследования Аштанга Йоги в Майсоре, Индия (сейчас – Аштанга Йога Институт Кришна Паттабхи Джойса), под руководством Шри К. Паттабхи Джойса, где продолжает обучаться и по настоящее время уже под руководством его дочери – Срасвати Рангасвами и внука – Р. Шарата Джойса.

В 2003 году он основал выпуск и стал Главным Редактором первого на русском языке специализированного журнала «ЙОГА».

В 2007 году Михаил совершил паломничество в Тибет (Китай), где совершил обряд парикрамы (ритуального обхода) священной для трех религий горы Кайлаш.

В тоже время Михаил принял шиваизм, получив посвящение в Традицию Вирашиваизма из рук Шри 1008 Джагадгуру доктора Чандрашекхара Шивачарьи Махасвавмиджи в Джагамвадиматхе в Варанаси (Индия).

Михаил Константинов организовал и регулярно проводит с 2007 года первый в России 50-часовой курс по введению в практику аштанга виньяса йоги Традиции Шри К.Паттабхи Джойса, построенный по международным стандартам, руководит инновационной программой по обучению «с нуля» аштанга виньяса йоге – “step by step”.

Асаны аштанга виньяса йоги

Йога как система психофизического развития человека появилась давно: последние открытия археологов показывают, что этой науке не мене 5000 лет. По одной из версий, она возникла в долине реки Инд на северо-западе Индии во времена ариев. Йога упоминается в ранних сборниках индоарийских священных гимнов — «Яджурведе», «Ригведе», «Самаведе».

Йога — одна из 6 основных философских систем (школ) Индии. Мировоззрение йоги близко мировоззрению школы санкхьи, однако йога носит более практический характер, более полагаясь на непосредственный опыт, чем на размышления и анализ. Основная задача йоги — полное раскрытие потенциала человеческого сознания, постижение истинной природы вещей.

Учения йоги до последнего времени передавались исключительно от учителя к ученику, поэтому до нас дошло совсем немного текстов о йоге, да и эти книги невозможно читать без глубокого комментария (желательно — личного). Ниже представлена линия преемственности учителей (санскр. парампара), благодаря которым традиция йоги сохранилась и стала доступной современным людям.

Риши Патанджали

Риши (великого мудреца) Патанджали считают систематизатором йоги. В тексте «Йога-сутры», сборнике кратких афоризмов, он описал методы восьмиступенчатого пути йоги, получившего название Аштанга йога (санскр. «аштау» — «восемь»). Цель этого пути — постижение человеком своей истинной природы. Патанджали разбил систему на 8 ступеней, каждая из которых содержит определенные техники для развития тела и сознания. Среди них — всем известные асаны, устраняющие загрязнения на уровне физической оболочки.

Изучать «Йога-сутры» самостоятельно очень трудно, так как каждая сутра — это поучения в закодированном виде, и, чтобы разобраться в них, нужен ключ, который можете передать только опытный и сведущий наставник. Во времена Патанджали знания передавались напрямую от учителя к ученику, и система «кодировки» информации позволяла избежать ее попадания к несведущим людям, которые могли неправильно понять услышанное и использовать во вред себе или другим.

О Патанджали известно немного. Время жизни датируется весьма приблизительно — начало нашей эры. Патанджали был великим ученым, и написал фундаментальные труды по математике и санскриту. Перед каждой практикой мы благодарим его за оставленное нам учение.

Риши Вамана

Ваманариши — автор знаменитого текста «Йога-корунта». Говорят, что трактат был создан 2000 лет назад. Копию, написанную на пальмовых листьях, передал Кришнамачарье его учитель, Рамамохан Брахмачари. Тот впоследствии обучил этой системе Паттабхи Джойса.

В первой части текста описывались асаны и принципы практики йоги, а вторая содержала комментарии на «Йога-сутры» Патанджали. Асаны были представлены в определенной последовательности, и выполнять их следовало обязательно в комбинации с особым дыханием, виньясасми, бандхами и дришти. Представленная в книге практика содержала в себе все восемь ступеней йоги, о которых говорится в «Сутрах» Патанджали, и поэтому называть ее стали «Аштанга йога».

Наиболее известным постулатом из трактата Ваманы стали слова «О йогин! Не делай асану без виньясы». По утверждению Риши, виньяса геренрирует внутреннее тепло, запускает процессы очищения внутренних органов и нервной системы, переводит ум в медитативное состояние.

К сожалению, манускрипт не сохранился: его съели муравьи и термиты. Однако благодаря Паттабхи Джойсу и его ученикам эта практика сохранилась и продолжает приносить пользу многим.

Шри Тирумалай Кришнамачарья (18.11.1888-28.02.1989)

Шри Кришнамачарья родился в Южной Индии, в деревне Мучукунда, в браминской семье. В юности изучил много индийских языков и санскрит, получил полную браминскую подготовку. Некоторое время провел в Варанаси, где брамины традиционно повышали свое образование. Затем у Кришнамачарьи пробудился интерес к хатха-йоге и энергетическим практикам, и учитель посоветовал ему поехать в Тибет, к гуруджи Рамамохану Брахмачари, который жил в пещере на берегу тибетского озера Манасаровар. Кришнамачарья провел у него 7 лет, изучая практику и теорию хатха-йоги, получил знания о йогатерапии. Вообще, его интересы были столь разносторонними, что его нередко называют «Леонардо от йоги».

По прошествии времени учитель отправил Кришнамачарью назад в Индию — распространять и преподавать йогу. Наказал ему жениться и завести семью, чтобы показать, что йога – не только для отшельников, практиковать может любой. Для того времени это, прямо скажем, была непростая задача, так как интерес к йоге в Индии угас, и практикующих можно было пересчитать по пальцам. Кришнамачарья выполнил пожелание гуру: женился, вернулся в Калькутту, где ещё 2 года изучал аюрведу, а затем начал учить на юге Индии: давал уроки йоги, устраивал публичные демонстрации, и лечил методами аюрведы и йогатерапии. Однажды к нему за помощью обратился правитель города Майсора — махараджа Водияр, страдавший от серьезной болезни. Кришнамачарья полностью восстановил его здоровье, и в благодарность махараджа подарил ему зал, где Кришнамачарья учил и лечил в 30-е годы. Так появилась майсорская школа йоги.

Кришнамачарья всеми силами стремился сделать йогу доступной для всех, вывести ее за ворота закрытых ашрамов и монастырей. Он первым стал учить женщин асанам и мантрам, хотя многие брамины были против. (Одной из первых известных западных учениц Кришнамачарьи стала Индра Деви, русская жена шведского посла, которая потом много лет сама преподавала йогу).

Кришнамачарья прожил 101 год и оставил после себя грандиозное наследие, из которого выросла современная хатха-йога, ставшая, благодаря его усилиям, доступной каждому.

У Кришнамачарьи было два широко известных ныне ученика: Паттабхи Джойс и Б. К. С. Айенгар. Поскольку мы рассказываем об Аштанга йоге, здесь мы поговорим только о первом, ведь именно Паттабхи Джойсу Кришнамачарья передал эту методику.

Паттабхи Джойс (26.07.1915-18.05.2009)

Гуру Аштанга йоги был родом из браминской семьи, жившей в Карнатаке (штат на юге Индии). В молодости он приехал в Майсор поступать в колледж санскрита, и случайно увидел на улице Кришнамачарью, который демонстрировал возможности йоги. Это произвело на него огромное впечатление, и он стал учеником гуруджи. 30 лет Паттабхи Джойс был студентом, а затем и учителем в его школе.

Читайте так же:  Ганга йога центр арбат

Паттабхи Джойс, следуя наставлениям учителя, всю жизнь преподавал Аштанга йогу в той форме, которую прлучил от Кришнамачарьи. Основы стиля он описал в своей книге «Йога Мала». До конца 60-х годов учеников у него было совсем немного, однако в начале семидесятых в Индию хлынул поток американских дауншифтеров, уставших от идеологии массового потребления. Некоторые из них очень заинтересовались йогой, которой учил Паттабхи Джойс. Среди наиболее известных его учеников — Дэвид Свенссон, Андре ван Лисбет, Ричард Фримен, Дэвид Уильямс. Последний организовал поездку Паттабхи Джойса по США в 1975 году, и с этих пор эта драгоценная методика стала доступна и открыта для всех.

Пошаговое руководство по аштанге-виньясе йоге

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Вы хотите похудеть и обрести гибкость тела? Вывести свое здоровье на качественно новый уровень и развиваться духовно? Тогда вам необходимо узнать об аштанга йоге!

И в данной статье как раз рассказываем о сбалансированной системе упражнений и дыхания этого вида йоги. Применяя наши советы и рекомендации, вы сможете узнать подробнее об этой динамической практике и приступить к занятиям совершенствуя дух, тело и разум.

История появления Аштанга йоги

Истоки аштанга йоги связаны с именем Шри Кришнамачарья. Он родился в 1888 г. и практиковал хатха йогу. Получив древние знания от просветленного гуру Брахмачари в Тибете, он открыл школу йоги в Индии. Его ученик Паттабхи Джойс позже дал начало новому учению в русле приобретенных знаний и собственных наработок. Практика, в которой он достиг совершенства, была названа аштанга йога.

Знания школы Джойса были открыты для всех. В 1975 году Паттабхи осуществил поездку в США делясь своим учением на Западе. В течение нескольких лет после этого аштанга йога стала известной во всем мире. Среди известных последователей Джойса звезды Мадонна, Стинг, Том Круз, Гвинет Пэлтроу.

Что представляет собой аштанга йога?

Аштанга йога является динамической практикой, в отличие от хатха йоги, где в основе статические упражнения. Аштанга виньяса йога – это определенная последовательность асан, связанная между собой виньясами, которые по сути являются комплексами движений. Система упражнений основывается на йоговском дыхании – пранаяме.

В процессе занятий этой йогой, необходимо пребывать в состоянии дришти или концентрации на определенных телесных точках. Благодаря пению мантр, медитативное погружение дхьяна, наполняет практикующего. Также обязательно выполнять бандхи (энергетические замки) – напряжение, сжатие определенных частей тела. Это стимулирует кровообращение и оказывает воздействие на человеческие энергетические центры.

Основные ступени аштанга йоги

Аштанга буквально переводится с санскрита как «восьмиступенчатый путь восхождения к Цели». 8 этапов аштанги йоги составляют цепь последовательностей, которую необходимо преодолеть: Йама – Нийама – Асана – Пранаяма – Пратьяхара – Дхарана – Дхьяна – Самадхи.

Йама и Нийама, соответственно, переводятся как «напряжение и расслабление». Первые две духовные ступени направлены на усвоение важных жизненных правил поведения, на гармонизацию с окружающим миром и самодисциплину. Эти уровни проходятся одновременно, очищая дух адепта и готовят его к переменам в жизни.

Асана – следующий этап, который заключается в принятии специальных поз.

Асаны совмещаются с дыхательной энергией – Пранаямой. Правильное дыхание является неотъемлемой частью на пути постижения аштанга йоги.

Пятый этап – Пратьяхара, учит йога покидать физическую оболочку тела, познавая духовный мир и окружающее пространство.

Дхарана – это этап концентрации и поддержка ее на должном уровне. Это помогает ученику стать на начало пути слияния с Творцом мироздания.

Дхяна, седьмая ступень аштанга йоги, предполагает медитативную практику, дающую возможность человеку получить необычные ощущения, приближаясь к единению сознания с вселенскими силами.

Последний восьмой уровень Самадхи – это наивысший уровень духовных возможностей, который заключается в просветлении. Это и есть конечная цель получения блаженства от объединения с Высшими разумом.

Мантра аштанга йоги

Прежде чем начать практику, в аштанга йоге по старой традиции Шри Паттабхи Джойса принято произносить мантру. Она написана на санскрите и читается так:

Ом
ВАНДЕ ГУРУНАМ ЧАРАНАРАВИНДЕ
САНДАРШИТА СВАТМАСУКХАВАБОДХЕ
НИХШРИЯСЕ ДЖАНГАЛИКАЙЯМАНЕ
САМСАРА-ХАЛАХАЛА-МОХА-ШАНТЙАЙ

АБАХУПУРУШАКАРАМ
ШАНКХА ЧАКРАСИ ДХАРИНАМ
САХАСРА ШИРАСАМ ШВЕТАМ ПРАНАМАМИ
ПАТАНДЖАЛИМ
Ом

Первые 4 строки взяты из «Йога Таравали» Шри Шанкарачарьи Вторая часть мантры представляет собой часть молитвы, посвященной основателю йога-сутр Патаджали. Открывающая Мантра заключает в себе благодарность мудрым учителям.

По окончании занятий читается завершающая мантра пожелания добра, мира и счастливого существования всему сущему:

СВАСТИ-ПРАДЖА БХИАХ ПАРИ ПАЛА ЯНТАМ

НЬЯ-ЙЕНА МАРГЕНА МАХИМ-МАХИШАХА

ГО-БРАМАНЕБХЬЯХА-ШУБХАМ АСТУ НИТЬЯМ

ОМ ШАНТИ, ШАНТИ, ШАНТИ.

Правильное произношение мантр можно освоить вместе с учителем Джойсом, скачав видео из интернета.

Аштанга йога для начинающих

Нужно признать, что человеку, который ранее уделял недостаточно времени своему физическому развитию придется нелегко. Продвигаясь по духовному пути аштанга йоги, нужно будет преодолеть динамичные и активные нагрузки, выполняемые в высоком темпе. Начинающему нужно быть готовым к не совсем обычным для йоги силовым упражнениям, сменяющимися асанами на растяжку с правильным дыханием. Для этого потребуется терпение и постоянная практика для развития тела и духа.

Начинающим подготовить тело к силовым упражнениям и растяжке можно, практикуя йоговский несложный комплекс Сурья Намаскар. Очистить организм для предстоящих тренировок поможет известная йоговская практика пракшалана. Она заключается в питье соленной воды утром натощак с последующими упражнениями для выведения жидкости из тела, освобождая тело от всевозможных ядов и токсинов.

Рекомендуем новичкам приступить к занятиям под руководством мастера, который поможет быстро и эффективно продвинуться в этом учении, избегая травм. Со временем можно будет выполнять упражнения самостоятельно, применяя видео уроки из мировой сети. Заниматься лучше всего утром в свободной одежде и обязательно на голодный желудок.

Польза аштанга йоги

Аштанга йога считается практикой для продвинутых. Она прекрасно подойдет амбициозным, в том числе и молодым людям, спортсменам. Не отступив в первый месяц занятий, ваши физические и ментальные показатели начнут неуклонно расти.
Благодаря виньясам, тело сильно разогревается, кровь активно циркулирует, удаляя шлаки из организма. В процессе расслабления происходит объединение ума, духа и тела. Избыточная энергия практикующего в аштанга йоге расходуется в правильном ключе, способствуя спокойствию и умиротворению.

Интенсивные упражнения на растяжку помогают привести в тонус мышцы живота. Также вы сможете растянуть мышцы позвоночника и почувствуете себя намного лучше при болях в спине. Активная система быстрых и резких упражнений аштанга йоги очень эффективна для похудения. При должном усердии ваше тело уже в течение 1-2 месяцев обретет упругость и стройность, наполняя вас мощной энергией.

Читайте так же:  Сурья йога для начинающих

Противопоказания к антанга йоге

По причине высокой динамики некоторых упражнений данный вид йоги не рекомендуется:

  • для беременных;
  • имеющим грыжу позвоночника;
  • людям с последствиями черепно-мозговых травм;
  • при хронических заболеваниях;
  • в послеоперационный период;
  • при высокой температуре и под воздействием сильнодействующих лекарственных препаратов.

Дополнительные источники для познания учения аштанга йоги

Шри Паттабхи Джойс умер в 2009 году, оставив после себя достойных учеников во всех уголках Земли. Можно заниматься, используя видео уроки великого учителя и его последователей. Отзывы о невероятных позитивных изменениях в жизни практикующих йоги вы можете почитать на различных сайтах.

Углубленно изучать индийское учение можно и по книгам. Дипломированный ученик Паттабхи Джон Скотт изложил подробные знания в книге «Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство». Другой преданный ученик Джойса Петри Райсянен создал не менее интересный труд «Аштанга-йога». В результате более чем 20-летней активной практики ещё один известный последователь Лино Миеле издал иллюстрирование произведение, посвященное этому виду йоге.

Все эти книги переведены на русский и помогут вам в преодолении себя на пути к самосовершенствованию и крепкому здоровью.

Травмы в Аштанга Виньяса Йоге и как их избежать

Правильная практика Аштанга Виньяса Йоги не имеет противопоказаний. Но только в том случае, если мы следуем традиционному подходу освоения практики. Иногда под практикой Аштанга Виньяса Йоги понимают полную последовательность, выполняемую в зале под ведение инструктора (LED-класс). В таком виде практика подходит далеко не всем, а многим может даже навредить.

Последовательная последовательность

Первая последовательность Аштанга Виньяса йоги, которая называется Йога-Чикитса (Йога-терапия) направлена на оздоровление и укрепление тела, устранение проблем опорно-двигательного аппарата. Но чтобы первая последовательность приносила свои положительные результаты, а не травмировала практика (как это, к сожалению, часто бывает) начинать ее выполнение надо внимательно и поэтапно.

Аштанга Виньяса Йога эффективна и безопасна только в варианте Майсор-класс, когда каждый из присутствующих в зале выполняет последовательность в таком ритме, и в таком виде, в каком она доступна ему сейчас. Майсор-класс позволяет максимально адаптировать последовательность под потребности конкретного человека и помогает очень быстрому продвижению в практике. В классическом варианте освоения первой серии новичок первое время делает только Сурья Намаскар, выполняя его 10-20 кругов. И завершает практику упрощенными перевернутыми позами. Так, продолжается около двух месяцев, пока тело не укрепится и не будет готово перейти к следующему этапу — блоку асан стоя.

Позы стоя укрепляют колени (предотвращая дальнейшие травмы), мягко раскрывают таз, отстраивают правильные оси тела, учат практика чувствовать внутреннюю работу мышц, включать “бандхи”. Пока позы стоя не будут выполняться легко и с ровным дыханием, практикующему не стоит двигаться дальше к сидячим лотосным положениям, которые могут оказаться травматичны для коленей, особенно для новичка.

LED и Майсор

Есть всеобщее заблуждение, что нужно приходить на LED-классы, чтобы поскорее запомнить последовательность. Чаще всего именно после LED-классов, люди делают вывод, что Аштанга Виньяса Йога им не подходит, что это жесткая и травматичная практика.

Многие привыкли заниматься в группе, повторяя упражнения за преподавателем, и LED-классы очень распространены и популярны. Это создает массу негативных стереотипов об Аштанга Виньяса Йоге. Майсор-классы обычно смущают нового практика, занятие кажется недостаточно динамичным или наоборот слишком сложным. Но это и есть Аштанга Виньяса Йога — самостоятельная работа над последовательностью под присмотром учителя.

Жесткость в плечах и грудном отделе

Корректное выполнение виньясы — основа безопасной практики. Именно ошибки в чатуранге и собаке мордой вверх — причина распространенной проблемы закрепощения плеч и грудного отдела при освоении Аштанга Йоги в традиции Паттабхи Джойса.

В чатуранга дандасане вес тела должен поддерживаться мышцами кора, тогда снимается основная часть нагрузки с плеч и трапеции. Очень важна корректная отстройка тела в “собаке мордой вверх”: когда точка в центре груди активно подается вперед, а лопатки вниз к тазу, чтобы грудной отдел мягко прогибался. Пока раскрытие грудного отдела недостаточное, не нужно запрокидывать голову, это травматично для шеи и перенапрягает область трапеции. Правильное выполнение собаки мордой вверх также является подготовкой и подводящим положением к финальным мостам.

5 дыханий и больше

Традиционная практика Майсор-класса позволяет фиксировать асаны дольше чем на пять дыханий. Если мы обратимся к трудам самого Паттабхи Джойса, основателя стиля, то увидим, что мастер никогда не ограничивал пребывание в асанах пятью дыхательными циклами. Изначально фиксации были дольше и на выполнение полной последовательности уходило значительно больше времени. Пять дыханий — компромиссный минимум позднего варианта АВЙ, адаптированный под ритм жизни современных людей.

Если вы чувствуете, что в какой-то асане необходимо задержаться дольше для более точной отстройки и углубления позы — Аштанга Виньяса йога не только позволяет, но и приветствует это. Главное — поддерживать устойчивый дыхательный ритм с уджайи и выполнять виньясы.

Пробросы: красота и здоровье

Пробросы ног — узнаваемый элемент, который отличает Аштанга Виньяса йогу от других традиционных стилей. Пробросы не только делают практику плавной и воздушной, внося элемент гимнастической эстетики, но и являются инструментом самодиагностики. Проброс показывает слабые места практика, помогая направить усилия на их совершенствование.

Чтобы сделать проброс, необходимо овладеть работой внутренних мышц, “замков” — уддияна и мула бандхой, хорошо укрепить мышцы кора (пресс и поясницу). Контроль и сила этих мышц являются основой безопасной и корректной практики. Подготовить тело к пробросам помогают многочисленные виньясы. И при правильном их выполнении бывает достаточно несколько месяцев регулярной практики, чтобы начать делать пробросы.

Шея и стойки на голове

Стойка на голове — завершающая асана первой серии. Она идет последней не только потому, что успокаивает нервную систему, подготавливая тело к отдыху, но и поскольку требует от практика подготовки.

При стойке на голове в первой серии вес тела должен переноситься на плечи. Голова и шея при этом остаются максимально свободны. Во второй серии есть вариации ширшасаны без опоры на плечи. Но переходить к их выполнению рекомендуется только подготовленным практикам, когда мышцы шеи достаточно укреплены и нет никаких проблем в шейном отделе позвоночника.

Успехов в практике!

О правильной практике Аштанга Виньяса Йоги Yogasecrets.ru рассказала Татьяна Кривчикова

Видео (кликните для воспроизведения).

Опыт практики йоги около 10 лет. Преподаватель Аштанга Виньяса Йоги студии Yogatemple (Харьков). Ученица Марка и Джоан Дарби, Алены Наасан, Валентины Малиновской.

Асаны аштанга виньяса йоги
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here