Асаны йоги и их воздействие на организм

Содержание

Содержание
  1. Механизмы влияния упражнений Йоги — Страница 3
  2. Энциклопедия Йоги. Йога — способ жизни на земле. > Книги по йоге он-лайн > Сафронов Андрей. Президент Украинской Федерации Йоги, эзотерик, философ, целитель > Механизмы влияния упражнений Йоги > Механизмы влияния упражнений Йоги — Страница 3
  3. II. Пранаямы
  4. III. Бандхи
  5. Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам:
  6. Следуйте путем Дхармы, проявляйте любовь и непричиняйте вреда кому бы то ни было. Это принесет великий прогресс всей нации.
  7. Виды асан и их воздействие на организм
  8. Механизмы воздействия асан на организм изучались в работах Д. Эберта, В. Райха , А. Сафронова, Р. Минвалеева и других учёных. Например, гуморальный механизм был выделен Д. Эбертом (1986). Он показал, что изменение гидростатического давления в различных его полостях при выполнении асан оказывает влияния на деятельность физиологических систем организма. В работах Г. Захарьина и Г. Геда (1883) был изучен рефлекторный механизм, суть которого заключается в компенсаторном усилении кровообращения после растяжения или сжатия зон физического тела, позволяющих напрямую влиять на функции различных органов. В ыделяют также стрессовый (Л. Гаркави) и гормональный ( Р. Минвалеев ) механизмы влияния хатха-йоги на организм человека.
  9. Fire Spire
  10. Как разные асаны влияют на наше тело, эмоции и психику
  11. Асаны йоги и их влияние на организм.
  12. Физиология йоги: воздействие перевернутых асан на организм человека
  13. 10 положительных воздействий йоги на организм
  14. Сплошные плюсы
  15. Как йога влияет на здоровье: результаты научных исследований
  16. Тема: Здоровье
  17. П сихика человека проецируется на его физическое тело и наоборот
  18. Позитивное влияние йоги на основные физиологические системы

Механизмы влияния упражнений Йоги — Страница 3

Энциклопедия Йоги. Йога — способ жизни на земле. > Книги по йоге он-лайн > Сафронов Андрей. Президент Украинской Федерации Йоги, эзотерик, философ, целитель > Механизмы влияния упражнений Йоги > Механизмы влияния упражнений Йоги — Страница 3

II. Пранаямы

Человек может полагать, что его состояние совершенно спокойно. Но любой сторонний наблюдатель, посмотрев на особенности дыхания, легко определит, так ли это. Дыхание выражает истинное эмоциональное состояние. И, наоборот, контролируя дыхание, можно научиться контролировать эмоциональное состояние. Опираясь на более детальное знание чакральной системы и других принципов психосоматических взаимодействий, можно подробно анализировать текущее состояние психики человека, только наблюдая или слушая его дыхание.

Однако для целей йоги важно, что работает и обратный принцип: сознательно формируя и удерживая некоторый тип дыхания, мы формируем определенное, заранее выбранное состояние сознания. Именно на этом принципе и базируется следующий тип упражнений йоги — ПРАНАЯМЫ. Пранаяма — это контроль дыхания. Йогакундалья-упанишада утверждает: «Есть две причины, принуждающие разум блуждать — васаны (желания, вызванные скрытыми впечатлениями чувств) и дыхание. Если одно покоряется, то и другое само по себе поддается управлению. Из этой пары прежде следует овладевать дыханием».

Данные эффекты исследовались современными медиками, которые сделали выводы, аналогичные сделанным в древности в йоге. Так, уже упомянутый Л.Х. Гаркави и соавторы показали, что гиперкапнию можно успешно использовать как фактор повышения неспецифической резистентности организма. Другой исследователь, С.П. Павленко, писал, «»гиперкапния» — обычно эффект патогенетический, но, возбуждая до определенного момента дыхательный центр, она играет и саногенетическую роль».

Аналогичные исследования проводились и в «противоположной» области — при избытке кислорода. Так, исследования активности мозга в состоянии холотропного дыхания, проведенное в Институте высшей нервной деятельности РАН, показали, что при выполнении такого дыхания у человека активными становятся задняя левая и передняя правая зоны мозга, так называемая «ось сверхсознания». Они же активизированы в состоянии творчества. В обычном же состоянии активизированы передние (лобные) доли левого полушария и задние — правового («когнитивная ось»).

2.7. Сидя в Падмасане, пусть йогин делает вдох через левую ноздрю,задерживает воздух, сколько сможет, и делает выдох через правую ноздрю.
2.8. Затем он должен вдохнуть через правую ноздрю, задержать дыхание и выдохнуть через левую ноздрю.
/Хатха-йога прадипика/

Дыхание может быть успешно скомбинировано с медитативными техниками. Существуют целые группы дыхательных медитаций, основанных на структурировании сознания (не обязательно успокоении) через дыхание. Самая простая из них: практикующий садится, и начинает слушать свое дыхание. В одной из шастр эта техника сформулирована таким образом: «Слушая свое дыхание, ты слушаешь дыхание Вселенной». Следует сидеть и дышать, просто дышать и ничего не делать. Нужно дышать и слушать дыхание. С помощью этой медитации можно очень быстро впасть в трансовое состояние.

III. Бандхи

Бандха в переводе с санскрита означает «замок», что и характеризует сущность их механизма влияния. Бандхи перекрывают определенные токи энергии и связанные с ними перемещения жидкостей внутри организма, поэтому чаще всего бандхи делаются при выполнении упражнений, изменяющих корпоральное давление. В классической йоге выделяют три основные бандхи: джаланадхара-бандха, уддияна-бандха и муладхара-бандха.

Джаланадхара-бандха перекрывает движение энергии в голову и препятствует повышению внутричерепного давления в упражнениях, связанных с повышением корпорального, например, в кумбхаке. Действительно, «снимите» джаланадхара-бандху при выполнении кумбхаки и Вы почувствуете гидравлический удар в голову, т.е. резкое повышение внутричерепного давления, которое выразится в виде «зябликов» перед глазами или шума в голове.

Уддияна-бандха уплотняет энергию в манипуре и перекачивает ее оттуда в анахату. Именно поэтому после бхастрик делается кумбхака и уддияна-бандха. Избыток энергии, накачанной посредством бхастрики в манипуру, перемещается в анахату. Помимо описанного, уддияна-бандха оказывает позитивное влияние на органы брюшной полости за счет их механического массажа.

Муладхара-бандха уплотняет энергию в нижних чакрах. Она также делается во всех случаях, когда существует избыточное давление или избыточная концентрация энергии для того, чтобы препятствовать уходу энергии в землю. Кроме того, муладхара-бандха препятствует оттоку энергии муладхары, связанной с жизненной силой, на других людей. Если при общении с некоторым человеком Вы начинаете чувствовать резкое похолодение конечностей, озноб или ухудшение физического (не эмоционального!) самочувствия, вероятно, имеет место именно такой отток и мулабандха поможет устранить соответствующие симптомы. На механическом уровне муладхара-бандха стимулирует внутренние половые органы, способствует развитию интимных мышц, нужных мужчине для контроля семяизвержения, а женщине — для усиления оргаистических ощущений и внутреннего массажа мужского полового органа при сексе.

Слово крийя переводится с санскрита как «движение», поэтому в последнее время этим термином стали называть многие динамические практики йоги. Однако, в действительности крийи — это упражнения, оказывающие динамические воздействия, по сути, массаж, внутренних органов. Крийи — одно из «ноу-хау», поскольку они не имеют аналогов в других системах физической культуры. К крийям относятся, в частности: уддияна-бандха крийя, наули крийя. Также крийями или шаткармами называются процедуры физического очищения, связаные с ниямой. Они предназначены для выведения шлаков из организма. Отдельное внимание уделяется очищению пищеварительного тракта, кровеносной системы и других систем. Существует шесть видов очистительных процедур: Дхаути, Басти, Нети, Тратак, Наули, Капалабхати. К каждому виду относятся различные процедуры и техники очищения. Принципы воздействия этих упражнений в большинстве случаев очевидны.

Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам:

Следуйте путем Дхармы, проявляйте любовь и непричиняйте вреда кому бы то ни было. Это принесет великий прогресс всей нации.

Асана – это положение тела, в котором, с позиций индийской философии и религии, управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счёт перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле. Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода, однако обязательно статическое пребывание в позе в течение некоторого времени.

Виды асан и их воздействие на организм

Ас аны можно классифицировать по типам исполнения: сидячие позы, лежачие позы, перевёрнутые позы, скрученные позы, позы с наклонами в разные стороны, позы равновесия.

По типам воздействия: растягивающие , скручивающие , силовые, перевёрнутые , сдавливающие и комбинированные.

По задачам: медитативные, т. е. подготавливающие к практике высших ступеней йоги, и терапевтические, т. е. обладающие конкретным психо-физиотерапевтическим воздействием на организм.

Читайте так же:  Нидра йога с роговой

Релаксационные асаны (медитационные) снижают возбудимость нервной системы, дают разрядку отрицательным эмоциям. Падмасана

Растягивающие асаны оказывают воздействие на группы мышц, расположенных на передней и задней поверхности тела. Бхуджангасана

Скручивающие асаны действуют на группы мышц, расположенных по бокам тела, на диагональные меридианы. Ардха матсиендрасана

Перевёрнутые асаны (антигравитационные, или королевские асаны хатха-йоги) выполняются при таком положении тела, когда таз находится выше головы. Сарвангасана

Сдавливающие асаны осуществляют давление на некоторые зоны тела. Гомукхасана

В « Хатха Йога Прадипика » Сватмарамы основные асаны йоги разделены на две группы. К первой гр уппе относятся: Свастикасана , Гомукхасана , Вирасана , Курмасана , Куккутасана , Уттана Курмасана , Дханурасана , Матсиасана , Пашимоттанасана , Маюрасана , Шавасана . Ко второй: Сиддхасана , Падмасана , Симхасана , Бхадрасана .

Значения названий некоторых асан:

Баддха Конасана – поза сжатого треугольника

Бхэтасана – поза лягушки
Бхуджангасана – поза кобры
Ваджрасана – поза алмаза
Вакрасана – поза улитки
Випарита-карани – стойка на локтях
Вирабхадрасана – поза Виры
Врикшасана – поза дерева
Гомукхасана – поза коровы
Дханурасана – поза лука
Йога-мудра – поза йоги
Курмасана – поза черепахи
Кукутасана – поза петуха
Майюрасана – поза павлина
Макрасана – поза крокодила
Мандукасана – поза жабы
Матсьясана – поза рыбы
Матсиендрасана – поза бога рыб
Паванмуктасана – антигазовая поза
Паданжустасана – растягивание ног
Падахастасана (Хастападасана) – поза «ноги-руки»

Падмасана – поза лотоса

Парсвоттанасана – поза «голова-колени»
Пашчимоттанасана – поза заднего растягивания
Пурвоттанасана – выгибание вперед
Сарвангасана – поза свечи
Салабхасана – поза кузнечика
Сарпасана – поза змеи
Сиддхасана – совершенная поза
Симхасана – поза льва
Сиршасана (Ширшасана) – стойка на голове
Сукхасана – удобная поза
Сурья намаскар – приветствие солнца
Тадасана – поза горы
Триконасана – поза треугольника
Уттанасана – поза растяжения позвоночника
Уштрасана – поза верблюда
Халасана – поза плуга
Чакрасана – поза колеса
Чандрасана – поза полумесяца
Шавасана – поза покоя
Шванасана – поза собаки

Механизмы воздействия асан на организм изучались в работах Д. Эберта, В. Райха , А. Сафронова, Р. Минвалеева и других учёных. Например, гуморальный механизм был выделен Д. Эбертом (1986). Он показал, что изменение гидростатического давления в различных его полостях при выполнении асан оказывает влияния на деятельность физиологических систем организма. В работах Г. Захарьина и Г. Геда (1883) был изучен рефлекторный механизм, суть которого заключается в компенсаторном усилении кровообращения после растяжения или сжатия зон физического тела, позволяющих напрямую влиять на функции различных органов. В ыделяют также стрессовый (Л. Гаркави) и гормональный ( Р. Минвалеев ) механизмы влияния хатха-йоги на организм человека.

Существует столько асан, сколько видов

различных живых существ. Шива говорил

о 8 400 000 асанах, и только он знал их.

Из этого числа он отобрал 84, из которых

4 являются наиболее важными и полезными.

Эти четыре – сиддха, падма, симха и бхадра асаны – самые лучшие.

(один из 84 индийских махасиддхов)

Сиддха означает «совершенный», « завершённый ». Сиддха – тот, кто приобретает сверхъестественные способности благодаря самоконтролю.

Йог, который сосредоточивается на душе, умерен в своей диете, может получить сверхъестественные способности, если он практикует Сиддхасану в течение двенадцати лет без перерыва. (Хатха-Йога-Прадипики I,40)

Сиддхасана – одна из важнейших асан (лучшая из 8 400 000 асан); она очищает 72 000 нади в теле человека. Тот, кто овладел Сиддхасаной, тот покорил «Я». Это наиболее важная асана для контроля над дыханием, дисциплины ощущений, концентрации, медитации и самореализации.

1. Сесть на пол, ноги вытянуть прямо перед собой.

2. Согнуть левую ногу в колене. Взяться кистями за левую стопу, поместить пятку около промежности, а подошву – к правому бедру.

3. Согнуть правую ногу в колене и положить правую стопу на левую лодыжку, удерживая правую пятку против лобковой кости.

4. Поместить подошву правой стопы между бедром и икрой левой ноги.

5. Не садиться на пятки.

6. Вытянуть руки перед собой и положить кисти тыльной стороной на колени ладонями вверх. Большой и указательный пальцы рук соединить, остальные пальцы вытянуть. Это Джнана (Гьян)-мудра.

7. Спину, шею и голову держать прямо. Взгляд направить внутрь, словно на кончик носа.

8. Освободить ноги и расслабиться на некоторое время. Затем повторить позу с такой же длительностью, поменяв положение ног: сначала поместить правую пятку у промежности, а затем опустить левую стопу на правую лодыжку.

Эта поза сохраняет здоровье половых органов, является одн ой из наиболее релаксирующих поз, рекомендуется для практики пранаямы и медитации. О на очень полезна для излечения тугоповижности коленей и лодыжек. Усиливается циркуляция крови в области поясницы и живота, что тонизирует нижний отдел позвоночника и органы брюшной полости.

От слова падма – лотос. Поза лотоса предназначена для медитации и пранаямы , в этой позе нередко изображают Будду. Это одна из основных поз, она часто используется в вариациях Ширшасаны и Сарвангасаны.

1. Сесть на пол, выпрямив ноги.

2. Согнуть правую ногу в колене, взять правую стопу кистями и положить ее на основание левого бедра так, чтобы пятка находилась около пупка.

3. Затем согнуть левую ногу и, держа левую стопу кистями, поместить ее на основание правого бедра, так чтобы пятка оказалась около пупка. Подошвы должны быть повернуты кверху. Это основная поза Падмасаны.

4. Люди, не привыкшие сидеть на полу, редко имеют гибкие колени. Вначале они будут испытывать мучительную боль. При упорной и продолжительной практике боль исчезнет, и они смогут оставаться в этой позе долгое время.

5. От основания до шеи позвоночник должен оставаться прямым. Руки можно вытянуть, положив кисти на колени. Большие и указательные пальцы согнуть и соединить. Можно также положить одну ладонь на другую в середине, где перекрещиваются ноги.

6. Затем переменить положение ног так, чтобы левая стопа легла на правое бедро, а правая – на левое. Н оги будут развиваться равномерно.

Когда преодолена первоначальная боль в коленях, Падмасана становится одной из самых релаксирующих поз. Падмасана хорошо излечивает тугоподвижность коленей и лодыжек. Позвоночник и органы брюшной полости тонизируются, поскольку усиливается циркуляция крови в области живота и поясницы.

Н ачинающим сразу пробовать садиться в Лотос очень опасно. Можно получить необратимые травмы коленей. В Падмасану можно садиться только тем, кто практикует йогу давно и выполняет в совершенстве подготовительные асаны, а также тем , кто освоил Сиддхасану, т. е . может спокойно находиться в ней максимальное время – 31 минуту. Так что не рискуйте, друзья.

Читайте так же:  Джо йога для начинающих

Fire Spire

Сайт, который вас вдохновит

Как разные асаны влияют на наше тело, эмоции и психику

Когда по счастливой случайности человек однажды попадает на йогу, его первой мыслью нередко является: «И зачем себя скрючивать в эти странные позиции?». Если интерес возьмет верх над здравым смыслом скепсисом, то со временем появляется вкус к асанам, а главное к ощущениям в теле после их выполнения. Вырисовываются свои любимчики и аутсайдеры, при названии которых, практикующий тяжело вздыхает и закатывает глаза: «Только не это!». Превратить болезненную или пока сложную позу в терпимую, а затем и в любимую, сможет лишь регулярная практика, а также понимание цели и воздействия этой асаны на тело.

Каждая позиция в йоге при корректном выполнении оказывает глубокое влияние одновременно на нескольких уровнях: физическом, эмоциональном и тонком плане. Для того, чтобы не утонуть в океане информации, рассматривая позы по отдельности, удобно объединять асаны в группы и работать с каждой из них последовательно.

Позы стоя

Позы йоги в положении стоя очень динамичны, требует значительных физических усилий и включает в работу практически все крупные группы мышц. Они готовят новичка к выполнению перевернутых асан, дают почувствовать свое тело и осознать его границы. Эти позы учат стойкости, целеустремленности и выдержке. Они тонизируют все тело, наполняют его энергией и силой. При регулярном выполнении поз стоя повышается выносливость и способность противостоять ударам судьбы, появляется настойчивость и решительность.

На физическом уровне: укрепляют все крупные группы мышц (ноги, руки, корпус), раскрывают таз и расширяют грудную клетку.

На эмоциональном плане: растет количество энергии, уверенность в себе и своих силах, тренируется выдержка и устойчивость.

На тонком плане: Возрастает осознанность в теле, появляется умение разделять работу ног, корпуса и рук, нарабатывается способность равномерно распределять усилия.

Асаны: Тадасана (Поза Горы), Уткатасана (Поза Ярости), Уттхита Триконасана(Поза Треугольника), Уттхита Паршваконасана, Вирабхадрасана 1,2,3 (Поза Воина), Ардха Чандрасана(Поза полумесяца), Паршвоттанасана, Прасарита Падоттанасана.

Позы йоги в положении сидя

После интенсивных поз стоя группа со вздохом облегчения обычно переходит к позам сидя. Они улучшают подвижность тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, снимают напряжение в диафрагме и горле, «освобождая» дыхание, укрепляют позвоночник, успокаивают мозг и растягивают мышцы сердца. В этих позах практикующий учится расслаблять тело и выдыхать в места напряжения, постепенно развивая гибкость и подвижность всего тела.

На физическом уровне: вытяжение задней поверхности ног, удлинение боков талии, размягчение суставов, укрепление мышц корпуса.

На эмоциональном плане: снижение уровня стресса, уменьшение раздражения, скованности и тревожности.

На тонком плане: появляется умение жить в потоке, легко адаптироваться к новым условиям, уходят блоки связанные с проявлением своей сексуальности, при выполнение наклонов развивается смирение и терпимость.

Асаны: Сукхасана, Вирасана, Адхо Мукха Вирасана, Дандасана, Гомукхасана, Баддхаконасана, Парипурна Навасана, Ардха Навасана, Упавиштаконасана, Маласана, Падмасана, Джануширшасана.

Скручивания

Вот и добрались мы до скручиваний. Очень часто практикующие выполняют их достаточно вяло и неосознанно. А зря! Позы с поворотом увеличивают подвижность позвоночника и плеч, активизируют работу органов брюшной полости и таза, улучшают их питание, снимают боль в спине и тазобедренных суставах. Позвоночник становится более подвижным, улучшается приток крови к нервным окончаниям, что повышает уровень энергии.

На физическом уровне: увеличивается питание и гибкость позвоночника, происходит массаж внутренних органов, обеспечивается приток свежей крови к ним, который улучшает пищеварение и устраняет застои в кишечнике, а также разбивает жировые залежи в зоне живота и талии.

На эмоциональном плане: помогает избавиться от усталости, устраняет сомнения.

На тонком плане: ваши возможности расширяются, вы начинаете смотреть на проблему комплексно и с разных сторон, вы легко и интуитивно принимаете верные решения.

Асаны: Маричасана, Бхарадваджасана, Вирасана с поворотом, Паривритта Триконасана, Паривритта Паршваконасана, Паривритта Паршвоттанасана, Паривритта Ардха Чандрасана.

Внимание! Позы на скручивания выполняются только при вытянутом позвоночнике. Если пока хорошо вытянуться вам не удается, берите дополнительную подставку под таз (в позах сидя) либо используйте руку( в позах стоя) для лучшего вытяжения позвоночника и не уходите слишком глубоко в скручивания.

Прогибы или вытяжение назад

Когда в студиях проводят занятия с упором на прогибы у всех резко улучшается настроение, и тут и там становятся слышны хихиканье, болтовня и радостные возгласы…

На физическом уровне: Прогибы улучшают осанку, увеличивают объём легких, снимают напряжение с сердечной мышцы, стимулируют щитовидную и вилочковую железы. Расслабляют голову, шею, плечи и усиливают иммунитет.

На эмоциональном плане: улучшают настроение, помогают справиться с хандрой и депрессией, заряжают энергией.

На тонком плане: высвобождают творческую энергию, помогают сбросить груз старых проблем и идти по жизни легко и просто. Повышается уверенность и умение ценить себя.

Асаны: Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Сету Бандха Сарвангасана, Урдва Дханурасана,Урдва Мукха Шванасана, Эко Пада Раджакапотасана, Чатурангадандасана.

Балансы

Равнодушным эти позы не оставляют никого. Они либо входят в разряд любимых, которыми хвастаются перед всеми, либо наоборот попадают в немилость, и тогда адепты во время их выполнения откровенно филонят. Действительно балансы выглядят очень эффектно, но кроме красоты и внешней легкости они также несут невероятное благо, в первую очередь, нашему уму.

На физическом уровне: балансы на одной ноге укрепляют мышцы стабилизаторы, мелкие мышцы спины, делают коленный сустав более компактным. Балансы на руках укрепляют мышцы рук, вытягивают заднюю поверхность ног и спины.

На эмоциональном плане: увеличивается внимательность, умение сосредоточиться на цели, стабильность, уравновешенность.

На тонком плане: появляется умение распределять энергию равномерно по всему телу, увеличивается контроль ума и смирение. Развивается способность находится в моменте здесь и сейчас.

Асаны: Бакасана, Аштавакрасана, Бхуджа Пидасана, Титибхасана, Адхо Мукха Врикшасана, Эка Пада Галавасана, Вишвамитрасана, Врикшасана, Ардха Чандрасана, Натараджасана, Гарудасана, Уттхита Хаста Падангуштхасана, Вирабхадрасана 3.

Перевернутые

Перевернутые асаны не зря называют королевами среди прочих поз. Асаны, при которых таз находится выше головы улучшают кровообращение мозга, способствуют укреплению мышц корпуса, стимулируют деятельность желез внутренней секреции, делают позвоночник крепче и гибче, нормализуют сон и увеличивают концентрацию, ясность ума и работоспособность. Кроме этого перевернутые асаны оказывает омолаживающий эффект на весь организм. Но достигается этот благотворный эффект только при длительном удержании позы от 5-ти минут и более. Поэтому, прежде чем их осваивать, следуют укрепить все тело и развить определенную гибкость в грудном отделе позвоночника.

На физическом уровне: происходит отток венозной крови от конечностей, увеличивается плотность костной системы, укрепляется иммунитет, обновляются клетки головного мозга, организм очищается от токсинов.

Читайте так же:  Йога ушинского 3 планета перемен

На эмоциональном плане: проясняется ум, укрепляется память, речь становится более связной и емкой, появляется заряд бодрости, улучшается настроение, снижается подверженность стрессам.

На тонком плане: высвобождаются страхи потерять почву под ногами, жизненные ориентиры смещаются в сторону духовности и потребностей души, уходят вредные привычки.

Асаны: Саламба Сарвангасана, Саламба Ширшасана, Халасана, Випарита Карани Мудра, Пинча Маюрасана, Адхо Мукха Врикшасана(Стойка на руках).

Видео (кликните для воспроизведения).

Проанализируйте свою практику и обратите внимание, какие асаны вам даются легко, а какие нет. К примеру, тело гибкое и мягкое: прогибы и вытяжения вперед даются хорошо, а вот в перевернутых долго стоять не получается? Значит необходимо сделать упор на позы стоя и балансы, чтобы обрести компактность и силу во всем теле. Возможно, после этого в вашей жизни появится больше решимости для реализации собственных планов.

Если тело наоборот жесткое, мускулистое, а наклоны вперед кроме боли и раздражения не вызывают никаких приятных чувств. Скорее всего следует поработать над смирением и мягкостью и больше выполнять «эго-понижающие» асаны: наклоны, позы сидя на раскрытие тазобедренных суставов и перевернутые асаны. Накрыла депрессия? Прогибы вас спасут.

И помните, что практика йоги не заканчивается на коврике, все наработанное во время занятий нужно постараться сохранить и привнести в свою жизнь. А какие позы йоги ваши самые нелюбимые? Ответили? Теперь вы знаете, с чего начнется ваше следующее утро :).

Асаны йоги и их влияние на организм.

Читайте также:

  1. C.) . воспитания — прерогатива государства, которая под влиянием науки и общества формирует ее как главный компонент педагогической работы
  2. E) Влиянием уровня цен на товары и услуги.
  3. III. Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия
  4. III. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ.
  5. L.3.3. Влияние примесей на рост и форму кристаллов.
  6. А) взаимовлияние индивида и общества
  7. Аграрно-животноводческий комплекс и его влияние на окружающую среду
  8. Акустические колебания, их характеристика и воздействие на организм.
  9. Анализ платежеспособности предприятия. Факторы, оказывающие влияние на повышение (снижение) платежеспособности предприятия.
  10. Анализ факторов, оказывающих влияние на величину процентных доходов банка.

Лекция № 1

Тема:

Йога как комплексная система оздоровления человека (4 часа)

План

1.Асаны йоги и их влияние на организм.

2.Дыхательные упражнения йоги и их влияние на организм.

3. Методические особенности занятий йогой.

4.Механизмы воздействия асан на организм.

История йоги уходит своими корнями в древние времена. «Йога» в переводе с санскрита означает «связь», «единение». На нескольких пе­чатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской ци­вилизации (3300–1700 года до н.э.) изображены фигуры людей в йогических позах. Считается, что йога развилась из аскетических практик ведической ре­лигии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам (X — VI века до н. э.). Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (VI век до н. э.), а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.).

Существует восемь последовательных аспектов учения:

1. Этические принципы или общие нравственные требования (яма)

2. Принципы поведения и дисциплины (нияма)

3. Работа с телом (практика асан)

4. Ритмический контроль дыхания (пранаяма)

5. Освобождение ума от влияния чувств и внешних раздражителей (пратъя­хара)

6. Концентрация (дхарана)

7. Медитация (дхъяна)

8. Сверхсознание (самадхи)

Асаны йоги и их влияние на организм.

«Асана» с санскрита переводится как устойчивое или удобное положение тела. Асаны – позы, при выполнении которых достигается управление физи­ческим телом.

Асаны йоги представляют систему чередования определенного напря­жения и расслабления мускулатуры (степень расслабления предельно высо­кая), мак­симального сжатия и последующего растяжения и расслабления внутренних органов.

По исходному положению выделяют асаны, выполняемые стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, перевёрнутые асаны.

К асанам, выполняемым стоя, относятся: тадасана, таласана – поза «пальма», тирьяка-таласана – поза «качающаяся пальма», ардха-кати-чакрасана – «поза бокового полумесяца», кати-чакрасана, ардха-чакрасана, тарасана – поза «звезда», двиконасана – поза «двойной угол», триконасана – поза «треугольник», падахастасана – поза «аист».

К асанам, выполняемым сидя, относятся: дандасана, пашимоттасана – головоколенная поза, вакрасана – скручивание позвоночника, ардха-матсиендрасана (поза бога рыб), уштрасана – поза «Верблюд», шашахасана – поза кролика, чатушпадасана, шарабаасана, шашанкасана – поза «Луна», шашанка-бхуджангасана, йога-мудра, симхасана – поза «Лев», гомукхасана – поза «Коровья морда», тадаги-мудра.

К асанам, выполняемым лёжа на спине, относятся: паванамуктасана, супта-ударакаршанасана – скручивание двумя коленями, универсальное скручивание (скруивание одним коленом), шавасана.

К асанам, выполняемым лёжа на животе, относятся: поза «Сфинкс», сарпасана – поза «Змея», сарпасана со скручиванием, макарасана – поза «Крокодил», бхуджангасана – поза «Кобра», триака бхуджангасана – поза «Кобра со скручиванием», шалабхасана – поза «Кузнечик», дханурасана – поза «Лук».

К перевёрнутым асанам относятся: випарита-карани-мудра поза полусвечи, сарвангасана – поза свечи, матсиасана – поза рыбы, поза «Мостик», кандрасана – плечевая поза.

Засчёт статичности выполнения упражнений, мышцы, сухожилия и даже кости прорабатываются очень глубоко, вплоть до костного мозга, чего достичь другими видами упражнений. Асаны продуманы таким образом, что даже при обычном их выполнении начинается централизованное воздействие на все системы организма. Засчёт такого эффекта занятия хатха-йогой делают тело гибким и сильным, помогают очистить его от шлаков, оказывают терапевтический эффект. Путём растяжения, скручивания и сжатия, асаны улучшают работу сердца и кровеносной системы, а так же позволяют проводить мягкий массаж органов и желез внутренней секреции, которые в результате этого активизируют свою работу. Активизация желез внутренней секреции приводит к нормализации гормонального фона. В свою очередь, эндокринная система напрямую связана с нервной, что позволяет укрепить её и сделать более управляемой.

В процессе практики асан прорабатываются глубинные мышцы, окружающие позвоночник и составляющие его «мышечный корсет», больше питания получает и спинной мозг, проходящий внутри позвоночника. Это наилучшим образом влияет на оптимизацию работы всех систем организма в целом и нервной в частности.

При помощи асан достигается развитие головного мозга и его деятельности. Опорно-двигательный аппарат и другие системы, работая по-новому, заставляют мозг искать новые режимы в управлении организмом. В свою очередь, мозг предоставляет органам новые, улучшенные, режимы управления их работой. Подобные совместные действия помогают в итоге добиться контроля сознания над физиологическими процессами, протекающими в организме.

Дата добавления: 2015-04-26 ; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

Физиология йоги: воздействие перевернутых асан на организм человека

Воздействие перевернутых поз на организм человека происходит не только на физическом уровне, но и на более тонких – ментальном и эмоциональном.

Эти асаны являются неотъемлемы в практике хатха-йоги, одной из их характерных особенностей является замедление процессов старения.

Выполняя перевернутые позы, мы работаем с механизмом гравитационного притяжения, что воздействует но наш энергетический уровень. Энергия, прана, которая в обычном положении текла сверху низ, подчиняясь гравитационной силе, вынуждена изменить направление своего течения опять же под действием сил гравитации, но уже изменения положения тела.

Правильное выполнение обеспечивает приток крови в мозг, которой не нужно преодолевать силу земного притяжения, что способствует увеличению работоспособности, снятию усталости, а следовательно, и возможности лучшей работы со своим сознанием.

При регулярной практике выполнения перевернутых поз на эмоциональном уровне происходит «переворот» психологических застоявшихся шаблонов, моделей поведения.

В большинстве шаблонов лежит самооценка и система убеждений. Личностный или духовный рост, чего ищут многие представители современного общества, невозможен при сохранении старой системы убеждений, низкой самооценки, принижения своего достоинства и достоинства других людей. Повторяющиеся негативные ситуации в жизни любого человека являются отражением его внутреннего состояния. Работа в перевернутых позах не включает сознательной, насильственной работы с сознанием (что чаще приводит к еще более негативным последствиям), поэтому подходит всем, у кого нет противопоказаний к данной практике.

Есть мнение, что после выполнения перевернутых поз мы как бы рождаемся заново. Стоя в ширшасане или сарвангасане, мы обращаемся головой к земле, голова, покоясь на ней, становится необычной опорой нашего тела, медленно выходя из асаны и восстанавливая кровообращение, мы как бы снова рождаемся. Результат – пересмотр наших взглядов, застоявшихся воззрений относительно самого себя (изменение я-концепции) и окружающего мира.

Пока мы пребываем в перевернутой позе, наше сердце находится выше головы, мозга, что символизирует преобладание интуиции над разумом, таким образом, активизируется личное бессознательное, становится выше сознательного уровня восприятия вещей.

Кроме того, задерживаясь в перевернутом положении, когда все «с ног на голову», мы приспосабливаемся к необычным условиям существования, что способствует выработке стрессоустойчивости, готовность к непредвиденным ситуациям, жизненные силы, необходимые для того, чтобы пройти сложные периоды в жизни.

Более того, во время выполнения ширшасаны стимулируется сахасрача чакра, открывающая дверь в божественному сознанию, зеркалом которого является личное сознание каждого из нас.

Таким образом, выполнение перевернутых асан является настоящей не только физической, но и духовной практикой, которая способствует психо-эмоциональному росту и самореализации человека в жизни.

Работа студентки Московского Университета Йоги Натальи Разеповой

10 положительных воздействий йоги на организм

Приветствую дорогих мне читателей. Я рад представить вам очередную статью, на этот раз несущую информацию о том, какова польза йоги для организма и есть ли она вообще. Для тех, кто ею правильно и стабильно занимается, в этом сомнений нет, ведь первые проявления не заставляют себя долго ждать. Эта статья для тех, кто все еще погружен в противоречивые сомнения.

Не переживайте, ваши чувства вполне понятны. В интернете публикуются противоречивые статьи и в компетентности их авторов сложно быть уверенным. Я как преподаватель с 17-летним стажем готов заверить любого, что при грамотном подходе к занятиям польза более, чем очевидна.

Сплошные плюсы

В статьях «Что дает йога» и «Польза и вред йоги» этот вопрос уже был мною рассмотрен под определенными углами. Сегодня же я расскажу, каким образом она влияет именно на организм, на его здоровье.

Вот таких ошеломительных результатов можно добиться, занимаясь любимым и приятным делом. Возможно для вас оно таким еще не стало, но поверьте, это придет вместе с занятиями. Не забывайте, что многое зависит от компетентности учителя. Напомню, что существуют противопоказания к занятиям йогой, о которых я писал в одноименной статье.

В качестве такового выступаю и я в студии йоги «Индиго» . Там я преподаю классическую хатха-йогу с некоторым настроением йоги Айенгара. Приходите, чтобы почувствовать эти результаты на себе! Вам понравится! Также не забываете делиться этой информацией в соц сетях и пишите комментарии.

Как правило, при упоминании о йоге и йогах, человек первым делом вспоминает людей, находящихся в необычных позах – асанах. К сожалению, зачастую на этом представление о йоге и заканчивается. На самом деле, асаны – это не просто экзотика, а глубоко продуманная система упражнений, дошедшая до нас из глубины веков, и прекрасно подходящая для людей любого пола, возраста и физической подготовки.

Асана является третьей ступенью классической восьмиступенчатой йоги, которая подразделяется на Яму, Нияму, Асану, Пранаяму, а так же высшие ступени – Пратьяхару, Дхарану, Дхиану и Самадхи. Первые четыре раздела, в свою очередь, составляют Хатха-йогу. То есть, можно сказать, что асана – это раздел Хатха-йоги.

У Патанджали асана определяется, как «любое удобное положение тела, способствующее сосредоточению». Если верить древним легендам, то в давние времена асаны были подарены людям Богом Шивой для сохранения здоровья души и тела. Упоминается разное количество данных им асан – от 84 до 84000. Так или иначе, в настоящее время используется несколько десятков наиболее важных из них. Этого вполне достаточно для сохранения здоровья на долгие годы. Следует отметить также, что если в прежние времена для плодотворных занятий йогой необходимо было стать аскетом-отшельником, то в наши дни в этом нет никакой необходимости.

Необходимо сказать и о главной опоре нашего организма – позвоночнике. В процессе практики асан прорабатываются глубинные мышцы, окружающие позвоночник и составляющие его «мышечный корсет», помимо этого, больше питания получает и спинной мозг, проходящий внутри позвоночника. Это, безусловно, наилучшим образом влияет на оптимизацию работы всех систем организма в целом и нервной в частности.

Но самый, пожалуй, интересный эффект от регулярных занятий йогой заключается в том, что при помощи асан достигается развитие головного мозга и его деятельности. Это происходит за счёт того, что опорно-двигательный аппарат и другие системы, работая по-новому, заставляют мозг искать новые режимы в управлении организмом. В свою очередь, мозг предоставляет органам новые, улучшенные, режимы управления их работой. Подобные совместные действия помогают в итоге добиться контроля сознания над физиологическими процессами, протекающими в организме.

Однако настоящая йога направлена не только и не столько на работу исключительно с физическим телом. Начнём с того, что разучивание той или иной асаны можно разделить на несколько этапов. Вначале находиться в ней очень не удобно и хочется поскорее вернуться в привычное положение. Со временем тело постепенно начинает слушаться и человек уже перестаёт испытывать дискомфорт. И только после этого наступает момент, когда выполнение асаны начинает приносить определённое удовольствие. Так вот, только тогда, когда человек освоил третью стадию выполнения упражнений, и начинается настоящая йога, потому, что занимающийся уже может не отвлекаться на положение тела, а переключает своё сознание на внутреннюю работу. Собственно говоря, настоящий глубинный эффект от выполнения асан и возникает только тогда, когда практикующий занимается с внутренней концентрацией внимания на определённых участках своего организма. Можно сказать, что занятия в школе йоги именно тем и отличаются от занятий в фитнес-центре, что во время выполнения асан практикующий проводит осознанную и глубокую внутреннюю работу с дыханием, энергиями и даже начальную работу с сознанием, что позволяет в дальнейшем перейти к освоению более высоких ступеней йоги.

Нетрудно придти к выводу о том, что физические упражнения не являются основной целью в занятиях йогой, а представляют собой лишь её подготовительную, хотя и очень важную, ступень, необходимую для дальнейшей, более серьёзной работы.

Примеры выполнения асан учениками Школы Йоги

(для того, чтобы узнать название асаны — наведите курсор на фотографию)

Читайте так же:  Растяжка йогой для начинающих при болезни бехтерева

Как йога влияет на здоровье: результаты научных исследований

Тема: Здоровье

Крепкое здоровье

— это то, зачем большинство людей приходит в йогу. Будь то физическое, эмоциональное здоровье, здоровье ума или души. Йога может решить практически все проблемы со здоровьем. Но даже если недуг ей не под силу, она способна изменить наше отношение к нему и уже этим принести огромное облегчение.

Йога, в отличие от западной медицины, совсем иначе подходит к вопросу о том, что входит в понятие здоровья.

В своей книге «Йога — путь к здоровью» Б.К.С.Айенгар пишет:

« Быть здоровым

— значит не просто не болеть. Здоровье подразумевает совершенный баланс и гармонию между суставами, тканями, мышцами, клетками, нервами, железами и всеми системами организма. Здоровье — это идеальное равновесие тела и ума, разума и души».

Здоровье для занимающегося йогой означает гораздо больше, чем просто избавление от головной боли или боли в колене. Это, скорее, оптимизация функций всего организма

, от мышц до пищеварения, кровообращения и иммунитета. Это эмоциональное равновесие, духовная устойчивость, оптимизм и даже радость.

Йога учит видеть, что все в нас связано со всем. Тимоти Маккол, автор книги «Йога. Исцеляющие асаны» пишет:

«С терапевтической точки зрения, стараясь улучшить работу всего организма, вы улучшаете работу какого-либо органа или системы. Йога представляет собой систематизированную методику улучшения тела, которая помогает понять разум и освободить дух».

Диапазон эффективного влияния йоги на здоровье человека очень широк. Можно привести больше 30 лечебных воздействий йоги, которые подтверждены многолетними исследованиями, проводившимися в Европе, Америке, Австралии, Индии.

П сихика человека проецируется на его физическое тело и наоборот

Взаимосвязь между организмом и психикой человека известна давно. В глубокую древность уходят своими корнями также и попытки диагностировать особенности характера человека по тем или иным внешним признакам, такие как физиогномика, хирология, френология. Однако в современной психологии данная проблема была поднята совсем недавно. Только в середине ХХ века В. Райх, У.Джеймс, А.Лоуэн, Д. Эберт и другие ученные выявили, что психика человека проецируется на его физическое тело в виде конституционных особенностей, мышечных зажимов и суставно-мышечных контрактур

Читайте так же:  Кундалини йога 5 чакра

(ограничение подвижности в суставах и уменьшение активизации механизма сокращения мышечных волокон) отражаясь на его физическом развитии.

Верно также и обратное: воздействуя на физическое тело определенным образом можно изменить психологическое и физиологическое состояние человека

. Также, в работах последователей школ экспериментальной психологии В.Вундта, А.Бине, И.Павлова, И.Сеченова и др. было показано наличие связи между отдельными психическими процессами, прежде всего, чувственно-эмоциональными и соматическими процессами.

Позитивное влияние йоги на основные физиологические системы

В работах Д.Эберта, В.Райха, А.Сафронова, Р.Минвалеева и других ученых выявлено позитивное влияние элементов хатха-йоги на основные физиологические системы:

нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую, мочеполовую, эндокринную, пищеварительную и на систему опорно-двигательного аппарата.

Исследования физиологических аспектов хатха-йоги Д.Эбертом (1986) показали, что одним из механизмов влияния на деятельность физиологических систем организма является изменение гидростатического давления в различных его полостях при выполнении упражнений хатха-йоги.

Кроме гуморального механизма в работах Г.Захарьина и Г.Геда (1883) также был выделен и рефлекторный механизм, суть которого заключается в компенсаторном усилении кровообращения после растяжения или сжатия зон физического тела, а также кожно-висцеральных и моторно-висцеральных рефлексах, позволяющих напрямую влиять на функции различных органов. Их существование основано на том, что чувствительные нервы внутренних органов, участков кожи (зоны Захарьина-Геда) и мышц пересекаются на уровне сегментов спинного мозга. Как следствие, напряжение определенных мышц и стимуляция определенных участков кожи воздействует на внутренние органы (А.Сафронов, 2005).

Кроме этого можно выделить также: стрессовый (Л.Гаркави), психосоматический (В.Райх, У.Джеймс, А.Лоуэн), гормональный (Р.Минвалеев) и энергетический (Д.Эберт, А.Сафронов) механизмы влияния элементов хатха-йоги на организм человека.

Также, необходимо подчеркнуть механизм механического влияния элементов хатха-йоги на организм человека за счет специфических деформаций формы тела. Благодаря чему оказывается механическое воздействие не только на мышечную систему, но и на внутренние органы, а также на различные участки вегетативной нервной системы, которая принимает участие в регуляции деятельности всех внутренних органов и желез, а также обмена веществ.

На основе выше приведенных исследований становятся очевидными результаты занятий хатха-йогой. Благодаря которым достигается общая рекреация организма, регулируется вес, нормализируется психоэмоциональное состояние, сон, повышается работоспособность, активизируются иммунные функции организма, улучшается иннервация и кровоснабжение внутренних органов, развивается физиологическая адаптационная реакция организма, гибкость и подвижность опорно-двигательного аппарата, происходит тренировка внутренней мускулатуры и коррекция позвоночника.

Социальное значение практики Хатха-йоги основано на активизация энергетического потенциала человека, профилактике психологического стресса и воспитании здоровой гармоничной личности.

Йога предоставляет способы, которые помогут преодолеть один из основных современных факторов ухудшения здоровья и плохого самочувствия: разбалансировку системы, предназначенной противостоять стрессу.

Однако стоит отметить один немаловажный момент.

В классическом труде Патанджали «Йога-сутрах» сказано, что практика йоги должна быть длительной, непрерывной и внимательной.

Йога — сильное лекарство, которое, однако, действует медленно. Поэтому, не ждите быстрых результатов (хотя кому-то может стать легче уже после первого занятия). При этом положительные результаты от таких занятий будут намного долговечнее.

В этом случае йогу можно сравнить с обучением игре на музыкальном инструменте; чем усерднее и чаще вы занимаетесь, тем лучших результатов вы достигаете и тем больше пользы извлекаете из занятий.

Eggheado — это сообщество людей, расширяющий свой кругозор ежедневно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Присоединяйтесь к Eggheado и получайте познавательную статью к завтраку.

Асаны йоги и их воздействие на организмОценка 5 проголосовавших: 1

Образование: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК).

Профессия: Частный тренер.

Специализация: Йога.

Стаж работы: 7 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Йога для начинающих
Добавить комментарий