Допустимо ли христианину заниматься йогой

Самое главное по теме: "допустимо ли христианину заниматься йогой" с полным пояснением от профессионалов.

Как не предать Христа. Православие против йоги

Любое занятие йогой погружает человека в восточную нехристианскую религиозность. Такая мысль прозвучала на встрече в миссионерском апологетическом центре «Ихтис» при Успенском храме Архангельска. Участники беседы поговорили, можно ли совмещать веру во Христа и увлечение восточными практиками. Одна из гостей встречи поделилась личной историей духовных поисков — она заинтересовалась христианством после того, как стала вникать в йогу. Сейчас женщина хочет понять, как относится Православная Церковь к этим занятиям.

«В индуизме есть разные стадии посвящения, — отметил один из гостей встречи, сектовед Денис Данилов. — Любой опыт йоги — это уже некая степень посвящения. Не секрет, что определенными техниками дыхания можно достичь состояния, когда критическое мышление пропадает, сознание расширяется и человек теряет способность сосредотачиваться на чем-либо. В этот момент его можно переформатировать — вложить против воли определенные религиозные убеждения, которые он изначально не хотел принимать».

Общественник отметил, что границу между физическими упражнениями и духовными практиками в йоге провести невозможно, потому что это учение пантеистическое. Оно предполагает единый путь изменения человека. Физические упражнения имеют религиозный смысл, они служат ступенями более широкого и общего духовного восхождения.

Эту мысль поддержал модератор встречи, руководитель «Ихтиса» священник Кирилл Кочнев: «Человек в йоге ищет духовности, поэтому выбирает именно эти занятия, а не лечебную физкультуру. Я консультировался с одной женщиной, которая сама прошла через разные восточные практики. Она общалась с сертифицированными инструкторами йоги. Все они говорят, что любой человек, занимающийся йогой, проходит духовные практики, а не только делает физические упражнения».

По словам отца Кирилла, заниматься йогой православный христианин не может: «Это равносильно отречению от Спасителя. Вспомним первые века после Рождества Христова. Десятки тысяч мучеников пострадали за то, что не хотели уважать языческих богов. А ведь требовалось лишь формально признать римский пантеон, который запросто мог вбирать в себя даже Христа наравне с идолами. Нет! Мученики стояли до конца, они не признавали никого, кроме Христа, не желали совершать никаких действий по отношению к богам пантеона, даже формальных. Мученики отдавали себя на растерзание львам, на распятия и сожжения, лишь бы не предать Господа!»

Отец Кирилл напомнил, что Сам Спаситель говорил о невозможности поклонения одновременно двум господам, Богу и мамоне: «Мамона — это не только богатство, но и вообще поклонение земному. Здоровье относится к этому же. Если ты готов ради здоровья приступить духовные принципы — ты отказываешься от веры во Христа. Какая связь между Богом и велиаром?»

Священник привел в пример опыт архимандрита Софрония (Сахарова), который в молодости семь лет занимался йогой. И не просто физическими упражнениями, но и глубокой медитацией. Впоследствии он покаялся в этом и уверовал во Христа, а со временем стал монахом на Святой Горе, учеником преподобного Силуана Афонского.

Читайте также по теме:

Люди зачастую ищут в йоге то, что можно найти в других увлечениях, продолжил дискуссию Денис Данилов: «Есть те, кто ищет здоровья и красоты, а есть экспериментаторы, «сталкеры». Они ищут форму нестандартного поведения в обществе. Для таких людей я бы предложил взять соску в рот и пройтись по Троицкому проспекту. Или встать напротив памятника Козьмы Пруткова и начать декламировать его же тексты. Внешнего эффекта от этого будет гораздо больше. Возьмите Евангелие от Марка — вы увидите такой образец нестандартного поведения, что дальше идти не надо. Христос вам все это покажет! И вы поймете, что здоровье и красота вещи относительные. Когда я преподавал единоборства, то говорил ребятам, что через год или два можно потерять все навыки, рано или поздно мы придем к возрасту, когда эти умения будут утрачены в силу нашей природы. Но останется навсегда терпение, внимание, уважение и любовь друг к другу. Эти добродетели перейдут вместе с нами в Царство Небесное. Йога таит в себе искушение, работа с безличной энергией фокусирует человека на себе, ограничивает его лишь собственными потребностями».

По словам Дениса Данилова, за вывеской «восточных практик» могут скрываться страшные вещи. В 2007-2008 годуах в Архангельске тоталитарная секта «Ашрам Шамбалы» вербовала десятки молодых девушек через занятия йогой. Четыре девушки разорвали связи со своими родными и уехали из Архангельска неизвестно куда. Организатор секты Константин Руднев был посажен на 11 лет за распространение наркотиков и изнасилования. Благодаря усилиям нескольких сектоведов и журналистов деятельность секты в Архангельске была остановлена.

Нужна ли православному христианину йога?

В наше время здоровый образ жизни становится настоящим культом, особенно среди жителей развитых государств. И одной из быстро распространяющихся практик, нацеленных на поддержание здоровья, становится йога. Эта восточная практика вышла из религиозной традиции и прочно осела на секуляризованном Западе. Остается открытым вопрос: рассталась ли йога со своим религиозным багажом или продолжает исподволь приобщать людей к духовным традициям, ее сформировавшим? И как реагировать православному христианину на это явление претендующее на повседневность в нашей жизни?

Нередко, проезжая по Москве, можно увидеть рекламные плакаты, с которых «дышащие» здоровьем молодые мужчины и женщины предлагают заняться йогой. «Присоединяйтесь», — их строгий императив и решительный внешний вид не дают шанса усомниться в жизненной необходимости рекламируемой практики. «Здоровье, здоровье и еще раз здоровье. Развитие и поддержание новых качеств», — читаем мы на сайте рекламируемой московской «Федерации Йоги». И доверяя такой рекламе, многие начинают думать, что йога — это восточная разновидность фитнесса. Такое мнение можно встретить и среди православных. Однако на самом деле все обстоит иначе.

Йога представляет собой учение, использующее систему упражнений, нацеленных на управление психикой и психофизиологией человека ради достижения более высокого психического и духовного состояния. И думать, что йогой можно заниматься исключительно ради телесного здоровья, по меньшей мере, неверно. Йога — это, прежде всего система духовных воззрений, и цели йоги — духовные, а не физические. Известный православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается». Надо отметить, что о. Серафим знал не понаслышке что такое йога, поскольку в молодости (до своего прихода к православию) активно увлекался ею.

Не физические упражнения, различные позы и движения являются сущностью йоги. В ее центре стоит медитация. Тело здесь лишь помогает сконцентрировать ум. Отец Серафим пишет: «Цель йоговских приемовсделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям». Занимаясь йогой даже всего несколько недель, человек уже может обнаружить, что он стал более спокойным, мягким, уравновешенным, понимающим, испытывать духовный подъем. «В конечном счёте, медитацияэто «сольное внутреннее путешествие», и все виды внешних зависимостей должны быть отброшены с целью нахождения внутреннего Источника», — снова читаем мы на сайте «ФЙ». Но кажущееся благополучие обманчиво. Состояние, достигнутое человеком, делает его более восприимчивым к той «духовности», которая содержится в йоге. И «сольное путешествие» может закончиться очень плачевно.

Читайте так же:  Йога замок для живота

Дело в том, что всякий духовный опыт в йоге считается положительным, лишь бы он был. В ней не существует различения духов, к которому призван каждый христианин. И опыт с точки зрения христианина понимаемый, как прелестный, может приниматься и рекомендоваться йогой. Приведем пример из довольно популярной сейчас кундалини-йоги. Она говорит о раскрытии путем различных психотехник некой энергии «кундалини», которая концентрируется в «спящем» состоянии в основании позвоночника. Йогин «пробуждает» эту энергию — человек чувствует тепло, берущее свое начало у основания позвоночника. Однако святые отцы-аскеты однозначно пишут, что любые ощущения при молитве идущие из областей, располагающихся ниже сердца надо отвергать. Христианин не знающий православного учения о молитве легко может поддаться той «духовности», которая им овладеет.

Разница между молитвой и медитацией существенна. «Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу», — пишет другой выдающийся православный богослов и подвижник архимандрит Софроний (Сахаров). Молитва, напротив, выражает решительную веру в Бога, она борется, стучится к Богу, в ней нет места безличному — она всегда диалог. Здесь можно вспомнить слова старца Силуана Афонского: «Молиться за людейкровь проливать».

К чему же приводит медитация? Отец Софроний, также как и иеромонах Серафим в молодости увлекавшийся восточными медитациями, нам отвечает: «Она может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым». Стать чуждым Богу — что может быть страшнее для христианина?

При отсутствии личной встречи с Богом человек, практикующий йогу, обращает свой взор на самого себя. «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие. Отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человекабожественна; она есть бог, об остальном можно только молчать», — читаем мы в книге монаха-бенедиктинца Ж.-М.Дешане, который полвека назад пытался показать совместимость христианского учения и йоги. Но даже в словах этого человека можно увидеть принципиальную несовместимость учения йоги с христианством.

Обращая взгляд лишь на свою сущность и обожествляя её, человек в йоге повторяет грех Адама, который пожелал стать богом и выйти за пределы того, что определил ему Господь. Но «спасение совершается не «в себе и через себя», но в Боге», — пишет православный богослов митрополит Иерофей (Влахос). А известный московский мастер дзен-йоги Борис Орион открыто говорит: «Что же такое дзэн? Это религия, где нет понятия «Бога» или «Творца», где главным является не молитва, а обращение к своему сознанию».

Кроме того, современная широко популяризируемая йога обещает своим адептам быстрое достижение «духовных плодов». А это настраивает многих на потребительский лад, вводит в эйфорию и одновременно в состояние гордыни, связанное с высоким мнением о себе и своих способностях. Архимандрит Софроний предупреждает: «Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом и в короткий срок». А современные «гуру» предлагают «просветление» всего за несколько сеансов и умеренную плату, конечно же.

Что же может искать православный христианин в йоге? Покоя, гармонии с собой, духовного комфорта, физического здоровья, совершенства? Все это так желанно и так притягательно, а главное очень приятно. Но жития святых подвижников показывают нам совсем другой идеал жизни — не достижение гармоничного и комфортного сосуществования с миром и самим собой, а добровольное мученичество за Христа. Через него достигается совершенство, через него человек восходит к Богу. Присоединяйтесь.

Противопоказания для занятия йогой

Здоровым людям йогическая практика нужна для укрепления своего организма и душевной гармонии. Но у кого есть какие-либо заболевания, необходимо знать противопоказания к занятиям йогой.

Общие сведения

Если во время занятий, вы почувствовали резкую боль или появилось плохое самочувствие, нужно прекратить занятие и сказать об этом инструктору или доктору.

Правильно подобранные упражнения не должны вызывать каких-либо резких болей. Нужно уметь отличать мышечную и суставную боль. На первых этапах, любая боль считается ошибкой. Нагрузку наращивать постепенно, с целью предотвращения травм.

Противопоказания для занятий йогой существуют, и их необходимо знать.

Есть случаи, когда йога запрещена, а есть временные ограничения занятий. Небольшие ошибки при занятиях йогой могут навредить организму.

Особенно это важно тем, кто решил заниматься йогой самостоятельно.

В какое время можно заниматься йогой

Начинать занятия необходимо не ранее, чем через два часа после еды. После бани, нужно подождать 4 часа. А вот какое время дня выбрать, зависит от вас, но предпочтение отдается утренним часам.

В каком возрасте можно начинать занятия

По мнению специалистов, детям с 5 лет можно заниматься йогой. Важно правильно подобрать упражнения. Можно ли заниматься йогой пожилым? Конечно, но лучше с инструктором.

Как часто заниматься

Нужен индивидуальный подход. Врач или инструктор должен сказать сколько раз в неделю заниматься. Но только систематическая практика принесет желаемый результат. Заниматься каждый день могут люди с хорошим здоровьем.

Постоянные противопоказания

Это когда запрещены любые йогические практики. К таким относятся следующие диагнозы:

  • Серьезные психические болезни (пограничные состояния психики, эпилепсия, психологические расстройства, психоз, шизофрения). Но при депрессиях, йога нужна.
  • Онкология.
  • Болезни крови.
  • Сложные повреждения органов пищеварительной системы и позвоночника.
  • Инфекция опорно-двигательной системы.
  • Поражения опорно двигательного аппарата тяжелые формы.
  • Тяжелые позвоночные и черепно-мозговые травмы.
  • Грыжи в паху.
  • Гипертония хронического характера.
  • Серьезные заболевания органов сердечно-сосудистой системы (мерцательная аритмия, аневризм аорты, некомпенсированные сердечные пороки, тахикардия пароксизмальная).
  • Инфекция в головном и спинном мозге.
Читайте так же:  Гамак для йоги как повесить дома

Временные противопоказания

В некоторых случаях йога противопоказана на определенный промежуток времени:

  • Полгода после перенесенного инсульта, инфаркта. Далее только после консультации с доктором.
  • После операций на грудной клетке, в брюшной полости на 2-3 месяца.
  • Беременность после трех месяцев и три месяца послеродового периода.
  • Хронические болезни в острой стадии (холецистит, панкреатит, кишечная язва, аппендицит и др.)
  • Повышенная или пониженная температура тела.
  • Простудные болезни, грипп.
  • Температура тела выше 37 и ниже 36.
  • Чрезмерное переутомление.
  • Небольшой дисбаланс деятельности вестибулярного аппарата.
  • Повышение внутричерепного и глазного давления временного характера.
  • Употребление лекарственных препаратов в больших объемах.

Только доктор должен сказать, когда можно приступать к занятиям йоги.

Йога в особых состояниях

Беременность

Женщинам во время беременности рекомендуются мягкие асаны. Они расслабляют организм. Используются дыхательные техники, позы для суставов. Есть специальные комплексы йоги в период беременности.

Менструальный цикл

Во время месячных разрешаются не все асаны. В такой период практика должна быть легкой, без перенапряжений. Запрещены перевернутые асаны, скручивания. Желательно применение простых асан, но если самочувствие плохое, лучше не заниматься.

Вегето-сосудистая дистония

Заниматься желательно в утренние часы. Позы стоя выполнять медленно, перевернутые асаны — с осторожностью.

Предпочтение отдается мягким релакс-асанам, дыхательным практикам. Такой метод подойдет также при неврозах, синдроме хронической усталости.

Не давать сильные нагрузки на нижние конечности. При варикозе на ногах позы стоя следует выполнять не спеша. Необходимо удерживать равновесие, придерживаясь руками о стенку. Упражнения выполнять с упором ног не рекомендуется.

Болезни ЖКТ

При таких заболеваниях не рекомендуются скручивания, занятия проводятся по облегченной программе. При проблемах с органами брюшной полости, каждую асану выполнять в медленном темпе, контролируя свое самочувствие.

Если у вас есть сомнения относительно вашего здоровья, лучше проконсультироваться с доктором или инструктором. Вы получите информацию, какие упражнения вам подходят, а какие не рекомендуется выполнять.

Советы новичкам и людям старшего возраста

С возрастом, многие люди теряют подвижность, что усиливает обострение физических недомоганий. Часто люди воспринимают это как старение организма и не обращают внимание на проблемы с суставами, стопами и.т.д. Но йогические асаны способны возвратить подвижность, прежнюю осознанность, чувствительность.

  • Люди снова ощущают всю полноту жизни.
  • Для новичков и людям старшего возраста важно заниматься не спеша, нужно беречь силы.
  • Спокойный ритм дает возможность лучше осознавать, что происходит с собственным телом, выполняя различные асаны.
  • Самой распространенной болезнью для людей старшего поколения является гипертония, артрит, остеопороз, а также, женщин беспокоит лишний вес.

Главное, подобрать асаны со специалистом, которые не повредят здоровью.

При повышенном давлении, нельзя применять перевернутые позы. Для них должен быть составлен облегченный комплекс, снимающий стресс, напряженность.

Если давление повышается время от времени, к перевернутым асанам переходить постепенно. При остеопорозе, каждую позу выполнять с осторожностью, особенно те, которые дают нагрузку на суставы.

Когда поставлен диагноз артрит, важно, чтобы сустав двигался. Это вызывает боль, но необходимо набраться терпения и повторять упражнения по мере возможности. Постепенно сустав приобретает прежнюю подвижность. Желательно заниматься под наблюдением доктора или инструктора.

При избыточном весе, также нужно подобрать комплекс по индивидуальной программе. Сколько сжигается калорий за один час? Все зависит от разновидности практики и индивидуальных особенностей. В среднем — 100-200. Лишний вес уходит быстрее, если применяются йоговские практики и правильное питание.

Опасные асаны

Чем опасна йога для новичков? Получить травму позвоночника, суставов, связок и.т.д. Повреждение позвоночника особенно опасно. Поэтому необходимо знать травмоопасные позы и выполнять их с осторожностью.

К таким относятся:

  • стойка на голове, плечах и другие перевернутые позы;
  • асаны, раскрывающие таз (шпагаты);
  • упражнения с прогибами.

Для новичков самые опасные асаны следующие: Халасана (поза плуга), Падмасана (поза Лотоса), Сиршасана (стойка на голове), Бхуджангасана (поза Кобры), Триконасана (поза вытянутого треугольника).

Нужна ли православному христианину йога?

В наше время здоровый образ жизни становится настоящим культом, особенно среди жителей развитых государств. И одной из быстро распространяющихся практик, нацеленных на поддержание здоровья, становится йога. Эта восточная практика вышла из религиозной традиции и прочно осела на секуляризованном Западе. Остается открытым вопрос: рассталась ли йога со своим религиозным багажом или продолжает исподволь приобщать людей к духовным традициям, ее сформировавшим? И как реагировать православному христианину на это явление, претендующее на повседневность в нашей жизни?

Нередко, проезжая по Москве, можно увидеть рекламные плакаты, с которых «дышащие» здоровьем молодые мужчины и женщины предлагают заняться йогой. «Присоединяйтесь», — их строгий императив и решительный внешний вид не дают шанса усомниться в жизненной необходимости рекламируемой практики. «Здоровье, здоровье и еще раз здоровье. Развитие и поддержание новых качеств», — читаем мы на сайте рекламируемой московской «Федерации Йоги». И доверяя такой рекламе, многие начинают думать, что йога — это восточная разновидность фитнесса. Такое мнение можно встретить и среди православных. Однако на самом деле все обстоит иначе.

Йога представляет собой учение, использующее систему упражнений, нацеленных на управление психикой и психофизиологией человека ради достижения более высокого психического и духовного состояния. И думать, что йогой можно заниматься исключительно ради телесного здоровья, по меньшей мере, неверно. Йога — это прежде всего система духовных воззрений, и цели йоги — духовные, а не физические. Известный православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается». Надо отметить, что о. Серафим знал не понаслышке что такое йога, поскольку в молодости (до своего прихода к православию) активно увлекался ею.

Не физические упражнения, различные позы и движения являются сущностью йоги. В ее центре стоит медитация. Тело здесь лишь помогает сконцентрировать ум. Отец Серафим пишет: «Цель йоговских приемов — сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям». Занимаясь йогой даже всего несколько недель, человек уже может обнаружить, что он стал более спокойным, мягким, уравновешенным, понимающим, испытывающим духовный подъем. «В конечном счёте, медитация — это «сольное внутреннее путешествие», и все виды внешних зависимостей должны быть отброшены с целью нахождения внутреннего Источника», — снова читаем мы на сайте «ФЙ». Но кажущееся благополучие обманчиво. Состояние, достигнутое человеком, делает его более восприимчивым к той «духовности», которая содержится в йоге. И «сольное путешествие» может закончиться очень плачевно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дело в том, что всякий духовный опыт в йоге считается положительным, лишь бы он был. В ней не существует различения духов, к которому призван каждый христианин. И опыт, с точки зрения христианина понимаемый как прелестный, может приниматься и рекомендоваться йогой. Приведем пример из довольно популярной сейчас кундалини-йоги. Она говорит о раскрытии путем различных психотехник некой энергии «кундалини», которая концентрируется в «спящем» состоянии в основании позвоночника. Йогин «пробуждает» эту энергию — человек чувствует тепло, берущее свое начало у основания позвоночника. Однако святые отцы-аскеты однозначно пишут, что любые ощущения при молитве идущие из областей, располагающихся ниже сердца надо отвергать. Христианин не знающий православного учения о молитве легко может поддаться той «духовности», которая им овладеет.

Читайте так же:  Йога перед сном для начинающих

Разница между молитвой и медитацией существенна. «Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу», — пишет другой выдающийся православный богослов и подвижник архимандрит Софроний (Сахаров). Молитва, напротив, выражает решительную веру в Бога, она борется, стучится к Богу, в ней нет места безличному — она всегда диалог. Здесь можно вспомнить слова старца Силуана Афонского: «Молиться за людей — кровь проливать».

К чему же приводит медитация? Отец Софроний, также как и иеромонах Серафим, в молодости увлекавшийся восточными медитациями, нам отвечает: «Она может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым». Стать чуждым Богу — что может быть страшнее для христианина?

При отсутствии личной встречи с Богом человек, практикующий йогу, обращает свой взор на самого себя. «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие. Отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать», — читаем мы в книге монаха-бенедиктинца Ж.-М.Дешане, который полвека назад пытался показать совместимость христианского учения и йоги. Но даже в словах этого человека можно увидеть принципиальную несовместимость учения йоги с христианством.

Обращая взгляд лишь на свою сущность и обожествляя её, человек в йоге повторяет грех Адама, который пожелал стать богом и выйти за пределы того, что определил ему Господь. Но «спасение совершается не «в себе и через себя», но в Боге», — пишет православный богослов митрополит Иерофей (Влахос). А известный московский мастер дзен-йоги Борис Орион открыто говорит: «Что же такое дзэн? Это религия, где нет понятия «Бога» или «Творца», где главным является не молитва, а обращение к своему сознанию».

Кроме того, современная широко популяризируемая йога обещает своим адептам быстрое достижение «духовных плодов». А это настраивает многих на потребительский лад, вводит в эйфорию и одновременно в состояние гордыни, связанное с высоким мнением о себе и своих способностях. Архимандрит Софроний предупреждает: «Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом и в короткий срок». А современные «гуру» предлагают «просветление» всего за несколько сеансов и умеренную плату, конечно же.

Что же может искать православный христианин в йоге? Покоя, гармонии с собой, духовного комфорта, физического здоровья, совершенства? Все это так желанно и так притягательно, а главное очень приятно. Но жития святых подвижников показывают нам совсем другой идеал жизни — не достижение гармоничного и комфортного сосуществования с миром и самим собой, а добровольное мученичество за Христа. Через него достигается совершенство, через него человек восходит к Богу. Присоединяйтесь.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Нужна ли православному христианину йога?

В наше время здоровый образ жизни становится настоящим культом, особенно среди жителей развитых государств. И одной из быстро распространяющихся практик, нацеленных на поддержание здоровья, становится йога. Эта восточная практика вышла из религиозной традиции и прочно осела на секуляризованном Западе. Остается открытым вопрос: рассталась ли йога со своим религиозным багажом или продолжает исподволь приобщать людей к духовным традициям, ее сформировавшим? И как реагировать православному христианину на это явление претендующее на повседневность в нашей жизни?

Нередко, проезжая по Москве, можно увидеть рекламные плакаты, с которых «дышащие» здоровьем молодые мужчины и женщины предлагают заняться йогой. «Присоединяйтесь», — их строгий императив и решительный внешний вид не дают шанса усомниться в жизненной необходимости рекламируемой практики. «Здоровье, здоровье и еще раз здоровье. Развитие и поддержание новых качеств», — читаем мы на сайте рекламируемой московской «Федерации Йоги». И доверяя такой рекламе, многие начинают думать, что йога — это восточная разновидность фитнесса. Такое мнение можно встретить и среди православных. Однако на самом деле все обстоит иначе.

Йога представляет собой учение, использующее систему упражнений, нацеленных на управление психикой и психофизиологией человека ради достижения более высокого психического и духовного состояния. И думать, что йогой можно заниматься исключительно ради телесного здоровья, по меньшей мере, неверно. Йога — это, прежде всего система духовных воззрений, и цели йоги — духовные, а не физические. Известный православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается». Надо отметить, что о. Серафим знал не понаслышке что такое йога, поскольку в молодости (до своего прихода к православию) активно увлекался ею.

Не физические упражнения, различные позы и движения являются сущностью йоги. В ее центре стоит медитация. Тело здесь лишь помогает сконцентрировать ум. Отец Серафим пишет: «Цель йоговских приемов — сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям». Занимаясь йогой даже всего несколько недель, человек уже может обнаружить, что он стал более спокойным, мягким, уравновешенным, понимающим, испытывать духовный подъем. «В конечном счёте, медитация — это «сольное внутреннее путешествие», и все виды внешних зависимостей должны быть отброшены с целью нахождения внутреннего Источника», — снова читаем мы на сайте «ФЙ». Но кажущееся благополучие обманчиво. Состояние, достигнутое человеком, делает его более восприимчивым к той «духовности», которая содержится в йоге. И «сольное путешествие» может закончиться очень плачевно.

Читайте так же:  Йога при артрите коленного сустава

Дело в том, что всякий духовный опыт в йоге считается положительным, лишь бы он был. В ней не существует различения духов, к которому призван каждый христианин. И опыт с точки зрения христианина понимаемый, как прелестный, может приниматься и рекомендоваться йогой. Приведем пример из довольно популярной сейчас кундалини-йоги. Она говорит о раскрытии путем различных психотехник некой энергии «кундалини», которая концентрируется в «спящем» состоянии в основании позвоночника. Йогин «пробуждает» эту энергию — человек чувствует тепло, берущее свое начало у основания позвоночника. Однако святые отцы-аскеты однозначно пишут, что любые ощущения при молитве идущие из областей, располагающихся ниже сердца надо отвергать. Христианин не знающий православного учения о молитве легко может поддаться той «духовности», которая им овладеет.

Разница между молитвой и медитацией существенна. «Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу», — пишет другой выдающийся православный богослов и подвижник архимандрит Софроний (Сахаров). Молитва, напротив, выражает решительную веру в Бога, она борется, стучится к Богу, в ней нет места безличному — она всегда диалог. Здесь можно вспомнить слова старца Силуана Афонского: «Молиться за людей — кровь проливать».

К чему же приводит медитация? Отец Софроний, также как и иеромонах Серафим в молодости увлекавшийся восточными медитациями, нам отвечает: «Она может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым». Стать чуждым Богу — что может быть страшнее для христианина?

При отсутствии личной встречи с Богом человек, практикующий йогу, обращает свой взор на самого себя. «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие. Отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать», — читаем мы в книге монаха-бенедиктинца Ж.-М.Дешане, который полвека назад пытался показать совместимость христианского учения и йоги. Но даже в словах этого человека можно увидеть принципиальную несовместимость учения йоги с христианством.

Обращая взгляд лишь на свою сущность и обожествляя её, человек в йоге повторяет грех Адама, который пожелал стать богом и выйти за пределы того, что определил ему Господь. Но «спасение совершается не «в себе и через себя», но в Боге», — пишет православный богослов митрополит Иерофей (Влахос). А известный московский мастер дзен-йоги Борис Орион открыто говорит: «Что же такое дзэн? Это религия, где нет понятия «Бога» или «Творца», где главным является не молитва, а обращение к своему сознанию».

Кроме того, современная широко популяризируемая йога обещает своим адептам быстрое достижение «духовных плодов». А это настраивает многих на потребительский лад, вводит в эйфорию и одновременно в состояние гордыни, связанное с высоким мнением о себе и своих способностях. Архимандрит Софроний предупреждает: «Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом и в короткий срок». А современные «гуру» предлагают «просветление» всего за несколько сеансов и умеренную плату, конечно же.

Что же может искать православный христианин в йоге? Покоя, гармонии с собой, духовного комфорта, физического здоровья, совершенства? Все это так желанно и так притягательно, а главное очень приятно. Но жития святых подвижников показывают нам совсем другой идеал жизни — не достижение гармоничного и комфортного сосуществования с миром и самим собой, а добровольное мученичество за Христа. Через него достигается совершенство, через него человек восходит к Богу. Присоединяйтесь.

Йога и православие

В настоящее время многие православные люди занимаются йогой и не считают это чем-то неразумным. Однако, существует и версия о том, что йога и православие — несовместимые вещи. Несмотря на то, что позиции эти крайне полярны, найти золотую середину вполне возможно.

Позиция православной церкви к учению йоги

Православная вера не подразумевает выполнение каких-либо специфических действий или движений, подобных асанам в йоге. Тем не менее существует множество людей, которые относят себя к православным, но при этом занимаются йогой.

Поскольку в России большинство людей считаются приверженцами православной церкви, необходимо задуматься о том, что думает православие о йоге. Большинство православных батюшек достаточно отрицательно отзываются о том, когда человек встает на путь практики йога. Но некоторые современные батюшки могут высказать и положительную точку зрения. Необходимо помнить, что это сугубо индивидуальная реакция каждого конкретного служителя церкви и единую правильную позицию определить практически невозможно.

Тем не менее можно выделить основные негативные моменты, по которым православие и йоги считаются несовместимыми. Среди них наиболее часто выделяются:

  • многие сторонники православия выделяют негативное влияние медитации, называя ее «околорелигиозным» аспектом в йоге;
  • необходимо иметь различие между приверженцем практики йоги как физической нагрузки и как философии, мировоззрения и религии;
  • неизученные способности практики и влияние их на разум человека;
  • различие православных канонов и заповедей с аюрведическими;
  • разница в питании и постах;
  • разница в принятии человеком Бога;
  • разница в ощущении энергии.

В йоге существует ответвление под названием кундалини-йога. В целом кундалини — это специфическая энергия, проистекающая в теле человека и являющаяся жизненно важной. При этом йога подразумевает начало и концентрацию ее около основания позвоночника, то есть область ниже сердца. Православная церковь полагает, что ощущения во время чтения молитв или просьб к Богу не должны находиться ниже зоны сердца. Если же это происходит, то необходимо отвергать такие ощущения. Таким образом, многие аспекты православия и йоги практически несовместимы.

Мнение Патриарха Кирилла такое, что йога может дополнять православие в том случае, если человек занимается ей как физической нагрузкой, но продолжает веровать как православный человек и придерживаться всех канонов этой веры.

Отличие православия и восточных религий

Если йога и православие, по мнению патриарха Кирилла, совместимы в некотором роде. То совместимы ли йога и восточные религии?

Читайте так же:  Йога или растяжка что лучше

Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо углубиться в понимание термина «восточные религии», ведь их существует множество. Если по взгляду православной церкви наш дух и человеческие потребности и желания должны усмиряться путем подавления своей плотской похоти, уничтожения в себе греховности. То в традиции Востока главенствует не только душа, но и тело.

Приверженцы восточных религиозных направлений полагают, что крепкое и здоровое тело — доказательство веры. В связи с этим душа и тело взаимосвязаны друг с другом.

Поскольку йога позволяет развивать свои физические способности, а именно, гибкость, выносливость, физическую силу, то можно сказать, что она позволяет улучшить тело человека. Поэтому такая работа над собой приносит пользу человеку, который верен восточной религии.

Главные причины неприятия йоги православием

Многие православные люди занимаются йогой долгие годы и не находят в этом чего-либо предосудительного. Хотя встречаются и ситуации, когда человек, будучи православным, занимается данной практикой, в последующем больше и больше начинает углубляться в буддизм, в последствии у него может появиться желание вступить в буддистскую веру.

Нельзя сказать, что церковь крайне отрицательно относится к аюрведическим практикам. Однако, некоторые моменты все таки невозможны для православного.

В йоге большое значение уделяется человеческой энергии, при этом чакры располагаются вдоль линии позвоночника, начинаясь от самого его основания. Также и энергия кундалини протекает от его начала. В православии все человеческие благостные чувства должны располагаться в области сердца. Таким образом, в данном понимании практики можно сказать, что они несовместимы как философия.

Также большое значение в практике уделяется понятию собственной сексуальности, раскрытию либидо и сексуальной энергии женщинами и мужчинами. Православие крайне категорично относится к данным понятиям, считая их греховными.

Основным неприятным моментом по христианской вере, является медитация. Она позволяет человеку расслабиться и усмиряет разум, но по одной из версий, она видится как самообожествление. Поскольку во время медитации человек отстраняется от обыденной реальности, приближая себя к Богу и к Вселенной.

Еще одним нюансом является отношение человека к молитвам. Верующий человек обязательно должен молиться, обращаясь к Богу. При этом во время медитации йоги обращаются в основном к самому себе, к собственной душе.

Также негативно христианская вера отзывается о йоге потому, что во время практики человек приводит себя в неопределенное состояние сознания, тем самым утверждая в себе демонов.

Разные ли православие и йога в действительности

В понимании физического тела и упражнений, практика полезна для здоровья и имеет множество положительных сторон. Несмотря на это, христианская вера несколько негативно относится к многим аспектам практики. На это имеются свои причины.

Православие полагает, что в целом они совместимы, но с учетом некоторых особенностей. Данные направления могут быть совместимы человеком, но он должен понимать, что необходимо осторожно относиться ко многим моментам, а именно, медитации, выполнению асан и в целом йоге как философии.

Установки йоги

Для того, чтобы правильно использовать мантры, не навредив отношению человека к собственной религии, следует понимать цель этих двух направлений.

К основным установкам практики относятся:

Основная их цель — препятствование вытеканию энергии, а также способность не навредить. Главной заповедью в православии является заповедь «не убий». Одним из пересекающихся моментов они сопоставимы с практикой йоги, поскольку она также полагает, что необходимо нести лишь свет и благостное состояние себе и окружающему миру.

Самадахи в практике называется высшее состояние духа человека. Йоги обычно стремятся достичь этого состояния, но для этого требуется прикладывать очень большие усилия.

Практика подразумевает полный и постоянный контроль над своим разумом и чувствами. Если человек учится этому и способен концентрироваться на чем-то одном, то его сознание сможет перенаправляться на другую концентрацию объекта.

Очень тонкая грань находится между разумом и чувствами, поэтому данный факт должен тщательно контролироваться человеком.

В православной вере существует понятие «исихазм», которое подразумевает безмолвие и покой. Своеобразная молитва, работа над собой, чтобы взойти к Господу.

Многократное повторение особенной молитвы к Господу, при этом мысли должны быть полностью освобождены от каких-либо мирских привязанностей или дум. Таким образом, во время этой молитвы, человек находит в себе силы и становится на путь к Богу, очищает свой ум.

Этот путь выбирают немногие и не все люди способны пройти верно по такому пути. Однако, тех, кто смог достичь такого состояния спокойствия и блаженства, причисляют к лику святых.

Очень многое в этой молитве сродни медитативной практике, однако, их направленность очень сильно отличается.

Что делать христианину

В современном мире практически нет человека, который не знает о йоге. Многие люди, приверженцы разных религий, в том числе и православной, занимаются йогой и не находят в ней чего-либо греховного или не совпадающего с законами церкви. Однако, для того, чтобы правильно работать с мантрами верующему человеку, необходимо знать многие моменты.

Если православный человек желает практиковать йогу, ему следует сопоставить аспекты веры и практики и выделить для себя наиболее совместимые и возможные.

Что касается приема пищи, то в большинстве своем, православному человеку доступно множество различных блюд, но только не во время поста. Йоги же редко едят или практически не употребляют в пищу мясо. Таким образом, здесь можно обнаружить золотую середину.

Человеку, занимающемуся практикой, необходимо понимать и принимать то, что он православный, но практикует по собственному желанию для своего здоровья и не наносит этим никому вред.

Йога в православии

Не все люди понимают настоящую суть йоги. Ведь она заключается не только в регулярном повторении выполнения физических упражнений. Это целое философское учение, вера людей, основанная на определенной позиции.

Если человек, приверженец другой религии, занимается практикой, ему следует понимать, что он должен определенным образом пользоваться мантрами и исполнять некоторые технические особенности практики.

Существует даже так называемая православная йога, которая была создана американкой Лоретт Уиллис. Она создала специфическую систему практики, которая основана на совмещении ее с христианской верой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Допустимо ли христианину заниматься йогой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here