Философия йоги для начинающих

Самое главное по теме: "философия йоги для начинающих" с полным пояснением от профессионалов.

Йога для начинающих: упражнения, уроки, комплексы, курсы, занятия, программы

Современная йога настолько разнообразна, что у новичков часто возникает вопрос – с чего начать? На сайте «YogaTimeClub» вы найдете множество уроков йоги для начинающих, в которых объясняются как философские аспекты занятий, так и техника выполнения асан. Особенно интересна, пожалуй, энциклопедия йоги. Эта иллюстрированная книга (которую можно скачать абсолютно свободно) идеально подойдет для начинающих осваивать уроки йоги. В ней рассматривается множество упражнений, даны все необходимые указания, полезные на начальном этапе.

Проверенная, хорошая йога для начинающих в Санкт-Петербурге >> (классическая аштанга йога. сертифицированные преподаватели, удобное время)

Также у нас вы можете скачать книги опытных мастеров йоги, содержащие советы по занятиям для начинающих. Освоить все техники на практике можно на наших фестивалях йоги.

Айенгар Б. К. С. «Древо йоги»

Замечательная книга великого Б. К. С. Айенгара, раскрывающая суть йоги. Обязательно прочитайте!

Айенгар Б. К. С. «Йога прадипика. Прояснение йоги»

В этой книге описаны три уровня системы Айенгара, от простого к более сложному. Читать полностью »

Айенгар Гита «Йога для женщин»

Имя Гиты Айенгар широко известно в нашей стране всем, кто когда-либо интересовался йогой, — много лет самиздатовский перевод книги ее отца Б.К.С. Айенгара служил им руководством к действию. Читать полностью »

Верещагин В. Г. «Физическая культура индийских йогов»

Раритетная книга 1982 г. издания о физических упражнениях системы йогов. Читать полностью »

Вуд Э. «Словарь йоги»

Эта книга — первый последовательный словарь, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.

Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии.

Доктор Суреш Бабу «Презентация по основам йоги»

Доктор Суреш Бабу — ведущий преподаватель интегральной йоги (сочетание хатха-йоги и аштанга-виньясы) индийского посольства в Москве. У него множество учеников, и он помогает им добиваться действительно впечатляющих результатов! Читать полностью »

Йога. Большая иллюстрированная энциклопедия

Благодаря этой книге вы познакомитесь с классическими позами йоги, которые могут выполнять люди с любым уровнем физической подготовки и гибкости и любого возраста. Под воздействием этих упражнений ваш ум успокоится, а тело станет менее скованным и более расслабленным. Читать полностью »

Струджесс С. «Практическая йога до и после 40»

Йога не только избавляет от многих заболеваний, но и приносит душевное равновесие, освобождает от стрессов. Руководствуясь рекомендациями и подробными описаниями автора книги — опытного мастера, вы можете заниматься йогой в любом возрасте. Читать полностью »

Шри К. Паттабхи Джойс «Йога-мала»

Автор издания — К. Паттабхи Джойс, всемирно известный Гуру аштанга-виньяса йоги. В книге определяется концепция Йоги как таковой и содержатся ее клю­чевые теоретические аспекты. В ней вы найдете подробное описа­ние техники исполнения двух видов комплексов — Сурья Намаскара и практическое руководство тренировочной последовательности первого уровня сложности аштанга-виньяса-йоги. Читать полностью »

Философия йоги (стр. 1 из 4)

Философия йоги является неоценимым даром великого индийского мудреца Патанджали для всех, склонных к осознанию (realisation) духа. Эта философия оказывает огромную поддержку тем, кто стремится понять существование духа как независимого начала, свободного от всех ограничений тела, чувств и ума Она носит также имя своего основателя и называется системой Патанджали ‘Йога-сутра’, или ‘Патанджала-сутра’,- первая работа этой философской школы Вьяса написал к ней краткий, но важный комментарий под названием ‘Йога-бхашья’, или ‘Вьяса-бхашья’. Кроме того, ‘Таттва вайшаради’ Вачаспати представляет собой хороший подкомментарий к работе Вьясы, ‘Вритти’ и ‘Йогамани-прабха’ Бходжараджи являются весьма просчыми и популярными работами, посвященными системе йоги Имеются и другие полезные руководства по философии йоги -‘Йога-варттика’ и ‘Иога-сара-санграха’ Виджнянабхикшу.

Система Патанджали, то есть йога, делится на четыре части

Первая часть, называемая самадмтада, посвящена характеру, целям и формам йоги, в ней рассматриваются модификации внутреннего органа (читты) и различные методы досгижения йоги.

Вторая часть — садханапада — посвящена средствам достижения самадхи: клеша , то есть духовным состояниям, причиняющим несчастья, плодам действий и их мучительной природе, четырехсторонней форме страданий, их причине, прекращению и средствам прекращения страданий.

Третья часть — вибхутипада — дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых посредством применения ее на практике, и т. д.

Четвертая часть называется кайвальяпада; она посвящена описанию природы и форм освобождения, рассматривая реальность трансцендентного Я и другого мира, и т. д.

Йога тесно примыкает к системе санкхьи.

Патанджали занимается специальным изучением природы и форм йоги, различных ступеней ее практического применения, а также других связанных с этим важнейших вопросов. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности — я.

Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями. Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия — освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине.

Читайте так же:  Йога для похудения для двоих

Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения. Но это будет объяснено ниже, в разделе ‘Этика йоги’; здесь же мы должны рассмотреть психологию йоги, предметом которой является изучение природы Я, ума и его функций, а также их взаимоотношения.

II. Психология йоги

В системе санкхья-йоги душа считается свободным духом, объединенным с физическим телом и более тесно связанным с тонким телом, состоящим из чувств, ума-манаса, эмпирического я и интеллекта.

По своей природе Я представляет собой чистое сознание, не ограниченное телом и не зависящее от колебаний ума-читты. Я по незнанию смешивает себя с читтой. Читта является первым продуктом пракрити, в котором элемент сатгва, то есть сила проявления, естественно преобладает над силами раджас и тамас. Ум-читта но своей сущности лишен сознания, но, находясь вблизи Я, он с присущей ему силой проявления отражает сознание Я в такой степени, что начинает казаться обладающим сознанием и разумным. Читта отличается от манаса, представляющего собой внутреннее чувство. Когда ум-читта связан с каким-либо объектом через ум-манас, он принимает форму этого объекта. Я познает объекты через модификации ума-читты, которые соответствуют формам познаваемых объектов. Хотя Я в действительности не претерпевает никаких изменений, или модификаций, однако ввиду своего отражения в меняющихся состояниях и процессах ума-читты оно должно быть, невидимому, субъектом изменений и проходить через различные состояния ума-читты, подобно тому как луна кажется движущейся, когда мы видим ее отраженной в движущихся волнах.

Имеется много различных модификаций ума-читты, то есть состояний ума. Их можно разбить на пять групп: истинное познание, ложное познание, знание слов, сон и память. Истинное познание подразделяется на восприятие, логический вывод и устное свидетельство. В системе йоги они объясняются почти так же, как и в системе санкхьи.

Неправильное познание — это познание того, чего нет в действительности. В него входит также сомнение, или неопределенное знание.

Знание слов — это знание их смысла, порождаемое одним звучанием слов, без каких бы то ни было реальных фактов, соответствующих их сочетанию. Когда вы слышите слова ‘голова Раху’1, вы имеете понятие о различии между Раху и его головой, хотя на самом деле между ними нет различия, поскольку Раху является только головой. Равным образом фраза ‘сознание души’ вызывает представление о двух связанных различных сущностях (душа и сознание), в действительности тождественных.

Сон — это своеобразная модификация ума. Он возникает благодаря преобладанию в уме-читте тамаса, а также следующему за этим прекращению бодрствующего состояния сознания и возникновению сновидений. Сон может быть глубоким, без сновидений. Некоторые философы полагают, что при здоровом сне деятельность ума, или сознание, совершенно прекращается. Но это неверно. После пробуждения от здорового сна мы говорим: ‘Я спал хорошо’, ‘Я ничего не помню’ и т. п. Такое воспоминание о том, что происходило во время сна, предполагает непосредственное переживание состояния сна. Следовательно, сон предполагает наличие некоторого духовного состояния, процесса, в котором ощущается отсутствие познания.

Память представляет собой воспроизведение минувших переживаний без каких-либо изменений или добавлении.

Эги пять видов модификаций охватывают все возможные умственные состояния, или процессы (читта-вритти>. Поэтому пет необходимости в каких-либо других видах познавательных функций ума (читта-вритти).

Когда читта переходит в то или иное духовное состояние, Я отражается в нем и склоняется к тому, чтобы считать его своим состоянием. Отсюда создается впечатление, что Я само переходит от одного состояния ума-читты к другому и переживает различные стадии жизни. Я кажется, что оно рождается и растет, со временем стареет и умирает. Все это приводит к убеждению, будто Я спит и пробуждается, воображает и вспоминает, делает промахи и исправляет ошибки и т. д. Однако в действительности Я (пуруша) выше всех явлений, имеющих отношение к телу и уму, выше всех физических и психологических состояний — таких, как сон и бодрствование, рождение и смерть и т. д. Именно ум-читта, а не Я находится в состоянии сна и бодрствования, познает и сомневается, думает и вспоминает. Я кажется субъектом этих функций, потому что в читте, как в зеркале, отражается все то, что происходит перед Я.

По-видимому, Я должно быть также субъектом пяти источников несчастий:

1) ошибочное понимание невечного как вечного; не-Я как Я; неприятного как приятного, нечистого как чистого;

2) ложное понимание или восприятие Я как тождественного с интеллектом;

3) желание наслаждений и средств их достижения;

4) отвращение к боли и ее причинам;

5) инстинктивная боязнь смерти у всех живых существ.

До тех пор пока в читте происходят изменения, или модификации, Я отражается в нем и при отсутствии умения отличить себя от всего остального мира отождествляет себя с ним. В результате Я чувствует удовольствие или страдание от объектов мира и соответслвенно любит их или ненавидит. Для Я это означает зависимость. Следовательно, если мы хотим добиться освобождения, io мы так или иначе должны сдерживать активность тела, чувств и ума-манаса и, наконец, прекратить все модификации ума-читты. Когда волны эмпирического сознания (карья-читты) утихают и оставляют читту в состоянии совершенного спокойствия, Я осознает себя как нечто отличное от комплекса ум-тело, как свободное, бессмертное, самосветящееся сознание. Целью йоги и является достижение этого состояния посредством прекращения функции ума-читты.

Читайте так же:  Легкие упражнения йоги для начинающих

Философская школа йоги

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии.

Йога — это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах , священных текстах Индии (II тыс. до н.э.).Патанджали выступил систематизатором этого учения.

Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух , духовное начало. Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства.

Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования. Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.

Читайте так же:  Занятия йогой самостоятельно дома

Раджа-йога. Йога углубления сознания. Часть 1

В Классической йоге есть два основных компонента: Хатха-йога — система очищения организма, развития и баланса жизненных энергий и Раджа-йога — система методов управления психическими процессами в сознании. Раджа-йога — это путь углубления и расширения сознания. Углубление осуществляется по мере сосредоточения ума на внутренней природе разума, основе сознания. Это необходимо для устранения, накопленных в бессознательном, негативных энергий (вритти) и блоков искаженной информации (кармических санскар).

Расширение сознания возникает как результат проявления свободного потока чистой энергии разума, которая более не ограничена обусловленностями и стереотипами, омрачающими психику человека.

Теория и практика Йоги
Философия Раджа-йоги — основы учения о сознании
Цели Раджа-йоги. Познание и Освобождение — направление развития в практике
Что такое очищение ума? — истинное состояние естественного ума
Равновесие ясности и покоя — сосредоточенность и расслабление
Сущность контроля над неустойчивым умом — механизмы управления психикой
Стабилизация и развитие саттвы ума — гармоничное состояние разума
Этапы развития Знания — элементы Раджа-йоги
Мантры в практике Раджа-йоги — использование вибраций для управления умом
Визуализации в практике Раджа-йоги — визуальные образы для развития концентрации
Асаны для практики медитаций Раджа-йоги — наилучшие позы для медитативных практик
Пранаяма в практике Раджа-йоги — дыхание во время сеансов концентрации и медитации
Раджа-йоги и Кундалини-йога — контроль над умом и энергией
Переживания во время практики — психические феномены возникающие в процессе Раджа-йоги
Достижение сверх способностей (сиддхи) — раскрытие особых уровней энергетики и психики
Почему применение сиддх может создавать препятствия — ошибка использования сверх способностей

Философия Раджа-йоги

Раджа-йога — учение о достижении совершенства сознания или путь овладения умом. Йога есть «читта вритти нироддха» — прекращение модификаций ума (читты) — так утверждает классический текст по Раджа-йоге «Йога-сутра». Само по себе выражение «прекращение модификаций или видоизменений ума» может пониматься очень неоднозначно. В литературе и среди практикующих йогу можно встретить самые разноплановые толкования: (1) остановка ума (смерть ума); (2) волевое прекращение; (3) подчинение или подавление ума; (4) растворение ума;
и так далее.

Но что стоит за подобными определениями на самом деле?
Действительно, через понятие «нироддха» речь идёт о преднамеренном контроле работы ума с целью его упорядочивания и баланса, так как психические процессы в сознании обычного человека крайне нестабильны и окрашены омрачающими влияниями как извне, так и из глубины самого ума, из подсознания.
Видео (кликните для воспроизведения).

Невозможно привести к покою и равновесию ум, который пребывает в нестабильном состоянии, если не приложить определённое усилие усмиряющее «беспокойное море бессознательного». Но следует понимать, что само усилие по контролю может создать возбуждающий фактор, выраженное напряжение, которое будет препятствовать обретению баланса и спокойствия в измерении ума.

Поэтому процесс активного подчинения на определённой стадии должен плавно переходить к более свободному искусному уравновешиванию психического состояния через гармонизацию ментального и энергетического состояния. Иначе действительного чистого, сбалансированного духовного состояния сознания не возможно будет добиться. Исходя из этого основного принципа и следует рассматривать всю психическую работу по «очищению ума».

Цели Раджа-йоги. Познание и достижение Освобождения

Целью медитации могут быть самые разные задачи и результаты. Высшая цель йоги — достижение Кайвальи или Мокши (окончательного освобождения сознания от омрачающих ограничений), это предельная задача. Но на промежуточных этапах могут быть значимы и тактические цели — развитие конкретных позитивных качеств тела и ума или устранение их негативных противоположностей, овладение энергией (накопление праны и её уравновешивание), достижение определённых состояний сознания (разного уровня самадхи).

Что такое очищение ума?
Поскольку с безначальных времён живое существо накопило в собственном бессознательном огромное количество кармы в виде самскар и васан (бессознательных склонностей и омрачений), требуется провести настойчивую работу по очищению ума от действия этих психических аффектов (вритти). Через состояния концентрации и медитации освобождается эмоционально-ментальная энергия личности, праническая энергия, блокируемая психическими «связанностями» и ум обретает подлинную спонтанность и чистоту, личность достигает состояния естественности самовыражения.

Процесс очищения приводит сознание к восстановлению природного потенциала психики, что раскрывает утраченный доступ к творческим силам человека, прежде блокируемым внутренними «психо-зажимами». Фактически, самоочищение ума начинает происходить во время применения методов концентрации и погружения в состояние медитации. Удержание ума в «однонаправленном потоке» выводит из подсознания глубоко укоренившиеся психические травмы и комплексы и самоосвобождает их, трансформирует эти негативные факторы в «чистые качества и силы». Таким образом, через практику Раджа-йоги способности человека растут и духовное начало (Атман) проявляется всё более ярко.

На предельно глубоком уровне достижения чистоты сознания и обретается состояние мокши (освобождения или нирваны). Истинная чистота сознания равноценна переживанию «пустоты» или свободы от всех омрачающих качеств и признаков, что даёт возможность незамутнённым умом беспрепятственно воспринимать удивительную полноту бытия.

Занятия и упражнения йога для начинающих

В этой статье собраны полезные советы и рекомендации начинающим йогам.

Итак, начнем с главного.

1. Что такое йога?

В последние годы слова йога, асаны, хатха-йога и так далее у всех на слуху.

Также иногда попадаются сахаджа йога, раджа йога, универсальная йога, интегральная йога, йога нидра, карма-йога, ишвара йога, кундалини йога, стретч-йога, йога-пилатес, аштанга-йога, лайт йога пауэр йога и другие.

Что же все это означает??

Дабы не быть голословными, обратимся к авторитетным источникам.

Вот как определяют слово «йога» словари:

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

a) У индусов – название мистического единения с Богом.

b) Индийская философская школа II в. до Р.Хр., основанная Патанджали.

c) Необходимость благочестивых упражнений и умерщвления плоти для достижения тождества живого духа с верховным.

Читайте так же:  Йога после удаления матки

Для начинающих йогов в Питере — начиная с лета 2015 года у вас появилась уникальная возможность заниматься в настоящей йога шале. Можно приходить даже тем, кто вообще не занимался. Уникальность в том, что можно приходить в удобное время + вами будут заниматься индивидуально внутри группы (для тех кто понимает это формат Майсор класса)
Подробнее >>

Большая советская энциклопедия:

a) В самом общем смысле – учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний.

b) Одна из шести ортодоксальных систем индийской идеалистической философии, суммарно изложенная в «Йога-сутре» Патанджали (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.).

c) Йога как форма последовательного умозрения (в веданте), противопоставленного психофизиологическим упражнениям (т.н. хатха-йога). Эта разновидность йоги, получившая наименование раджа-йога, даёт интеллектуальное осмысление всем йогическим действиям, представляя их как особые рефлексивные процедуры по установлению тождества познающего субъекта с абсолютной реальностью.

Индийский мудрец Патанджали определил йогу так: «Йога есть устранение неконтролируемых флуктуаций сознания».

Из вышесказанного можно понять, что йога – это не только система упражнений, направленных на развитие физического тела, но и путь внутреннего развития, система ценностей, мировоззрение. И отрывать один из аспектов от другого не представляется правильным. Дабы иметь полное и объемное представление об этой древней методике, нужно не только посещать занятия, но и изучать теоретическую часть путем чтения соответствующей литературы.

«Сердце Йоги». Т.К.В. Дешикачар. Также можно (и нужно!) задавать вопросы опытным учителям и инструкторам йоги. (Некоторых из них можно будет обнаружить на фестивале «Йога Open Air»). Вот приблизительный список литературы, на которую новичку стоит обратить внимание:

  • «Прояснение йоги. Йога Дипика». Б.К.С. Айенгар.
  • «Личная гигиена йога». Шри Йогендра
  • «Йога-мала». Шри К. Паттабхи Джойс.
  • «Йога и здоровье современного человека». С. Есудиан и Э. Хейч.
  • «Йога – молодость на всю жизнь». Йоги Гупта

Для тех, кто желает двигаться вглубь:

  • «Йога-Сутры». Патанджали
  • «Психология Йоги». Рамамурти Мишра
  • «Хатха-йога-Прадипика». Сватмарама

Однако йога может остаться для вас просто способом хорошо проводить время со своим телом – и это тоже замечательно.

Деление на йоги виды и подвиды довольно условно, поскольку все направления йоги являются составными частями друг друга. Существуют различные школы, направления или линии преемственности, где по-разному расставлены акценты, т.е. в одной школе большее внимание уделяют одному аспекту практики, а в другой другому. Разные учителя создают разные последовательности асан и методики их преподавания, и нужно просто выбрать то, что подходит именно вам.
Даже понятие «хатха йога» может подразумевать самые разные направления и стили. Каждый практик привносит что-то своё, поэтому есть возможность для поиска и различных трактовок своего личного опыта, а он у всех индивидуален. Парадокс в том, что при этом йога как была, так и остаётся самой стабильной, мало изменяющейся системой знаний.

2. Зачем нужна йога?

Как было сказано выше, йога подразумевает не только работу с телом, но и с духом. И конечной целью является единение Брахмана и Атмана, то есть источника всего сущего с его проявлением в каждом из человеческих существ.

Также йога помогает выработать новые ценности и ориентиры, которые помогают жить свою жизнь радостно, удовлетворяясь тем, что есть в данный момент, без нытья, самосожаления и негативности. Впрочем, не выработать новые – а начать использовать хорошо известные, но не пользующиеся популярностью старые, такие как отказ от насилия, честность, непривязанность к материальным вещам.

Еще йога помогает быть сильным, здоровым и красивым! И это не преувеличение. После 6-7 месяцев регулярной практики тело начинает постепенно меняться, причем в лучшую сторону. Кроме того, – каким бы ваше тело не было в данный момент, вы начнете чувствовать себя в нем гораздо удобнее и комфортнее, как в обустроенном по вашему вкусу доме. Продвинутые йоги говорят, что красота и здоровье – это не цель, а побочный эффект, однако на начальных этапах это нередко основная мотивация для занятий йогой. Мало кто приходит в зал, чувствуя себя здоровым, красивым и довольным. Именно неудовлетворенность различными аспектами нашей жизни подталкивает нас к поиску методов и систем, которые могут изменить ситуацию. А поскольку большинство внутренних проблем, которые мы не осознаем, проявляется именно через тело, то мы и начинаем работать в первую очередь с телом, хотя это следствие, а не причина. И постепенно, развивая тело и наблюдая за ним, начинаем видеть и осознавать свой внутренний мир.

3. Рекомендации для начинающих

Приступая к занятиям йогой, хорошо помнить о некоторых правилах и рекомендациях, которые помогут избежать типичных ошибок и позволят сделать практику безопасной.

Лучшее время для занятий — когда вас никто не беспокоит.
Интенсивная программа лучше всего подходит для утренних часов, это дает заряд энергии на весь день. Вечером хорошо использовать более мягкую программу, уделять больше времени перевернутым позам. Но 2 раза в день время для йоги может выделить далеко не каждый.
Начинающим легче заниматься вечером, так как тело более податливое. В любом случае, лучше выбирать одно и то же время каждый день, например, ежедневно с 8 до 9 утра, или с 19 до 20 и т. д.

Частота занятий в идеале должна составлять хотя бы 1 час в день. Этого достаточно для поддержания здоровья. Если невозможно практиковать ежедневно, нужно стремиться хотя бы к 3 занятиям в неделю. Лучше заниматься 3 раза в неделю по 30 минут, чем 1 раз неделю 1,5 часа. Принцип регулярности очень важен.

Если вы хотите заниматься индивидуально, дома, помните: на групповых занятиях новичкам дают азы йоги, и ученики приобретают необходимые навыки. Групповая практика – это только первый этап, подготавливающий к самостоятельным занятиям и построению индивидуальной практики. После первого занятия приступать к индивидуальной практике рановато. А после – самостоятельные занятия, в дополнение к групповым, не только не воспрещаются, но всячески поощряются и приветствуются. При желании и/или необходимости инструктор подберет вам индивидуальную программу.

Читайте так же:  Йога путь к здоровью бкс айенгар

Менять образ жизни и привычки специально ради занятий йогой не нужно. Наше питание, образ жизни, желания – это результат нашего воспитания и влияния внешней среды. Просто запрещая себе что-либо (например, курить), добиться результата невозможно. Наше тело – слишком тонкий механизм, чтобы обращаться с ним так грубо, и его работа и состояние непосредственно связаны с работой и состоянием нашего сознания.

Когда вы начинаете заниматься, тело постепенно меняется. Хорошо, если пища разнообразная и питательная. Лучше употреблять чистые, свежие, не консервированные продукты. Питание должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить необходимое количество энергии для тела. Очень хорошо употреблять молочные продукты, приготовленные овощи, рис. Чай и кофе в небольших количествах не вредят. Если вы привыкли есть мясо, не нужно пытаться сразу от него отказаться.

Алкоголь и курение действительно сильно мешают практике йоги, поэтому следует стремиться к освобождению от этих привычек. Хорошая, регулярная практика способствует этому.

Занимаясь йогой, вы начнете очищать свое тело и сознание, избавляться от истинных причин тех или иных пагубных пристрастий. Вскоре вы обнаружите, что уже не хотите того, что для вас вредно, например, курить. Нужно заниматься регулярно, и образ жизни постепенно изменится.

Есть до занятия асанами можно — за 4 часа (нормальный прием пищи) и за 2 часа (легкий). После практики нужно подождать 20—30 минут. Слишком скорый прием пищи нарушает течение энергии в теле. Перед выполнением пранаямы есть ничего нельзя. После практики пранаям прием пищи должен быть не раньше, чем через 40—60 минут.
Пить можно непосредственно перед асанами, но не во время. После занятия пить можно сразу.
Перед выполнением пранаямы лучше ничего не пить. После занятия пить можно сразу.

Если при выполнении асан вы чувствуете боль, сделайте небольшой перерыв в занятиях, пока неприятные ощущения не исчезнут. Не игнорируйте один из основных принципов йоги – ненасилие. Он относится и к вашему собственному телу. Не стоит мучить себя, стремясь за короткое время научиться выполнять асану идеально. Выполняйте, как получается, уделяя достаточно времени расслаблению и адаптации в позе.

Если после практики на следующий день болят растянутые мышцы, посетите мягкое, разогревающее занятие, построенное на дыхании, сделайте самомассаж – особенно тех областей, в которых чувствуете боль. Если заниматься регулярно – это проходит. Нецелесообразно на другой день повторять все тоже самое, что привело к болям в мышцах.

Если неприятные ощущения возникли после группового занятия – вы просто перетрудились. Сделайте перерыв, и на следующий раз больше внимания уделите расслаблению.

Если вы выполняете асаны механически, «витая в облаках», отвлекаясь, сознание не успевает очиститься от повседневных мыслей и успокоиться, переключиться на «здесь и сейчас», и формируется неверный стереотип практики. Это не позволяет вам как следует проработать свое тело, ведь наше тело и сознание взаимосвязаны, и тишина ума способствует расслаблению тела. Часто это происходит потому, что для занятия выделено слишком мало времени (15-20 минут). Лучше выбирать для занятий специально отведённое время, и его должно быть достаточно для возникновения внутренней тишины и для работы в этом состоянии. Нужно учиться на время практики полностью погружаться в йогу, опустошать тело от напряжений. Если вы ваше внимание отвлеклось, мягко верните его вновь к объекту сосредоточения (в практике асан этим объектом является тело) и продолжайте находиться «здесь и сейчас».

Если вас беспокоят необычные ощущения – тепло, покалывание, зуд, перед закрытыми глазами мелькать разные образы, световые картинки, знайте: все это не имеет никакого сакрально-мистическиого смысла, и ощущения эти не следует усиливать и культивировать. Ведь в первую очередь работа в асане направлена на успокоение сознания. Дайте возможность пройти всем этим спецэффектам, не обращая на них особого внимания и продолжая успокаивать ум.

Один из лучших способов не делать ошибок – заниматься как можно чаще, и научиться выполнять асаны правильно. Очень часто мы не слышим сигналы, которые подает нам наш собственный организм, потому что слишком увлечены воображаемой картиной себя – уже совершенного йогина-) Преподаватели фестиваля «Йога Open Air» помогут сделать практику безопасной и радостной, научат по-настоящему слушать и слышать свое тело. Медитации, массаж, море позволят расслабить тело и подготовить его к следующему дню практики.

4. Где и у кого можно заниматься йогой?

Как уже было сказано выше, существует множество направлений и школ йоги. Из книг и на чужом опыте выбрать то, что нужно именно вам, невозможно. И невозможно что-то получить или понять, не вложив ни своего капли труда, основываясь на умозрительных заключениях. Поэтому единственный способ разобраться, что для вас хорошо и что плохо – это посетить несколько йога-центров и занятий разных преподавателей.
Выбирая методику или стиль, прислушивайтесь к своему состоянию после занятия. Если вам комфортно, продолжайте практику. Если в ходе практики, после занятий возникает устойчивый дискомфорт, значит, такой тип практики вам не подходит, и надо поискать другие варианты. Наблюдайте и анализируйте свои ощущения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку популярность йоги все возрастает, то нередки случаи мошенничества и обмана на йога-почве. Вот несколько советов, которые помогут отличить настоящего инструктора и хорошую школу от подделки.

Философия йоги для начинающих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here