Индийская йога для начинающих

Содержание

20 видеоуроков «йога для начинающих»

С каждым годом йога становится все более популярной. Ей занимаются те, кто хотят стать более гибкими, дольше оставаться молодыми и поддерживать хорошее здоровье. По словам Татьяны Бородаенко, которая является петербургским Президентом Федерации йоги, этот вид активности подойдет всем. Не существует ограничений по возрасту или физической подготовке. В деле занятия йогой главное – найти тренера, который поделится своими знаниями и доходчиво объяснит, как следует выполнять упражнения.

Немаловажно также изучить, на что направлена каждая асана и какие ошибки могут быть при ее выполнении. Из-за современного темпа жизни далеко не у всех находится время на то, чтобы посещать занятия. Тем не менее, каждый хочет хорошо выглядеть и не испытывать проблем со здоровьем. Именно для того, чтобы вы могли поддерживать физическое и эмоциональное состояние в хорошей форме, разработан курс йоги, предназначенный для новичков. Тренер Татьяна позаботится о том, чтобы вы получили от занятий удовольствие и избежали ошибок при выполнении упражнений.

Для урока вам потребуется полчаса свободного времени. Для закрепления знаний и освоения техники нужно уделить ему примерно неделю. Спешка здесь не лучший союзник. Если вы будете придерживаться основных советов, то примерно через неделю вы заметите, что появились первые результаты. Эмоциональное состояние будет более здоровым, тело обретет гибкость, а фигура начнет принимать более приятные очертания.

Йога для начинающих — 2 видео урока

Этот простой видео урок Йога для начинающих ведут Луиза Сиар и Рейчел Зинман. Занятие длится около часа, под спокойную и расслабляющую музыку. Все асаны представленные в нём рассчитаны людей с малой практикой, либо без неё. Девушки работают в паре, одна из них показывает как асана должна выглядеть в идеале, а вторая более упрощенный вариант для начинающих.

Йога обозначает союз — союз духа, разума и тела. А вместе с союзом приходит и баланс. Ежедневные упражнения йогой помогут Вам обрести стойкость, силу вашего тела, помогут расслабиться и выведут Ваш разум на новый уровень восприятия. В нашем суитном и хаотичном мире древнее искусство йоги поможет Вам обрести спокойствие. Каждая асана специально создана для глубинного и целостного воздействия на каждый орган вашего тела.

Эффект йоги можно сравнить с внутренним массажем, она развивает не только мышцы тела и гибкость, но так же влияет на Ваше внутренние органы. Вас приятно удивит то, каких значительных результатов можно достичь благодаря последовательным занятиям йогой. За каждой из поз кроется определенное состояние сознания, путь существования, основанный на большей уверенности в себе и творчестве.

Йога — это радость! Йога для всех! Наслаждайтесь собой!

Йога и Индия или правда, которую вам забыли поведать

Давно хотел высказаться на тему, которая совершенно неадекватно воспринимается соотечественниками. Вины у них никакой нет, ибо, начиная с культового в 70х годах фильма “Индийские йоги, кто они”, соотечественникам привили абсолютно ошибочную картинку, которую с тех пор никто не удосужился исправить (по понятным причинам: йогу в её натуральном виде невозможно монетизировать – банально не будет спроса).

В реальности всё с йогой очень и очень просто, поэтому полагаю, настало время расставить все точки над i.

Дабы не утомлять читателей хитросплетениями причинно-следственных связей, библиографией и экскурсами в историю предмета, ограничусь лишь перечислением ключевых положений, связанный с йогой и Индией, которые я сформулировал на основании 30-летнего опыта ежедневных занятий и погружения в тему, начавшихся в середине 80-х годов с уроков бомбейского гуру Лакшмана, преподававшего в Индийском посольстве в Москве, и изучения санскрита, и продолжающихся по сей день после 10 лет пребывания в Индии.

Йога никогда не была элементом физической культуры и никогда терапевтический эффект от занятий асанами (позами) и пранаямой (дыхательной гимнастикой) не мотивировался заботой о здоровье. Более того, влияние йоги на чисто физический аспект жизни человека, в лучшем случае нейтрально, в худшем (при систематических ошибках в практике) – пагубно.

Йога задумывалась, создавалась и развивалась на протяжении столетий как ещё одна дхарма. У термина “дхарма” (как, собственно, и у любого понятия в системе индийского мышления) множество самых различных и зачастую противоречащих друг другу значений, и в данном случае нужно уточнить, что речь идёт не о Долге, не о Порядке, а о Пути. Так вот, йога, точнее то, что под ней понимается повсеместно за пределами Индии – аштанга-йога Патанджали (в широком смысле слова) или хатха-йога (как элемент аштанги – в узком смысле слова) – это не оздоровительная гимнастика, не терапия, не забота о здоровье, а ДХАРМА как Путь к Постижению Божественного.

Переводя на язык бытовых понятий практика йоги – это РЕЛИГИОЗНАЯ практика. Почти исключительно религиозная, а всё остальное, что можно обнаружить в йоге – позитивные для физического состояния практикующего влияния, психотерапевтическая коррекция и т.п. – лишь побочные бонусы, которые прилагаются к достижению основной цели.

Это ОЧЕНЬ важный момент, поэтому остановлюсь на нем чуть подробнее. Чтобы было понятно, до какой степени в классической концепции йоги забота о здоровье практикующего подчинялась эзотерическим требованиям, приведу лишь маленький пример. Т.н. “кхечари мудра” – техника выворачивания языка в обратную сторону, преследующая цель создания дополнительных препятствий (блокировок) на пути свободного течения жизненной энергии (праны) – в классическом трактате “Гхеранда Самхита” (один из самых авторитетных источников хатха-йоги) получает такую рекомендацию: “Для увеличения хода языка перережьте подъязычную связку”.

С учетом только что обозначенной природы йоги (один из путей постижения бога и трансцендентного) популярность йоги в Индии, даже вопреки всем усилиям государства, направленным на превращение её в принудительный вариант школьной и производственной гимнастики, стремится к нулю. На уровне личного опыта: за 10 лет я не встречал НИ ОДНОГО индуса, который бы в личной жизни практиковал йогу! Ни одного! Учителей (гуру) йоги – пруд пруди, особенно в туристических регионах, а так чтобы самому по собственной воле заниматься йогой – увольте.

Соответственно, на всех иностранных туристов, занимающихся йогой, смотрят хоть и доброжелательно (индусы на всех и всё смотрят доброжелательно), однако непременно как на диковинных зверушек, увлеченных какой-то глупостью.

И индусов тут можно понять, потому что йога – это путь постижения бога, а в Индии 99 % верующего населения свято придерживаются Бхакти – пути религиозного служения, которое целиком и полностью завязано на ритуалы и слепую веру. Чтобы читателям было легче себе представить путь бхакти – это один в один православие. Только не в версии Булгакова – Бердяева, а в версии храмовых бабушек в платочках, со всеми их свечками, святцами, праздниками, постами, культом мощей, страстотерпцев, святых и так далее.

Как я уже сказал, в Индии из всех путей религиозного познания 99 % последователей приходится на бхакти, которая реализуется в бесчисленных региональных культах и объединяется в магистральные течения (вайшнавизм, шайвизм, шактизм и проч.). Оставшийся крохотный процент делится между дхармой Джняны (постижение божественного через знание) и Кармы (путь добродетельной жизни). И лишь какие-то микроскопические доли поклонения достаются хатха-йоге, агхори и паре сотен совсем маргинальных дхарм вроде кровожадных сект богини Кали или уцелевших после праведной британской чистки вариаций на тему тхагов.

К чему это я всё рассказываю? Во-первых, к тому, что, приезжая в Индию, не нужно строить иллюзий и следует понимать, что число учителей (гуру) в этой стране многократно превосходит количество местных адептов. Во-вторых, приступая к занятиям йогой, нужно понимать, что к гимнастике и физкультуре она имеет весьма отдаленное отношение. Йога – это форма религиозного сознания, это религиозная практика, завязанная на бесконечно далекие от традиционных и привычных бхакти-вариантов Западной цивилизации (католицизма, протестантизма, православия). Разве что иудаизм с его могучей традицией кабалы почувствует себя комфортно в системе энергетических центров (чакр), эманации божественной энергии (праны), первичных звуковых вибраций (мантр) и пробуждения внутренней латентной энергии (кундалини).

Если вы готовы к такому необычному путешествию – тогда добро пожаловать! Но только не попадайтесь в сети, расставленные охочими до денег неучами, выдающими себя за Великих Гуру. Правильно обучить вас йоге смогут ТОЛЬКО в правильных местах и только единицы. В первую очередь, это серьезные школы в Ришикеше и Бихаре. Ну а уж в Гоа почти гарантированно вместо йоги вам продадут выхолощенный от подлинной сути суррогат под соусом “волшебного оздоровления”. А чтобы вы не догадались о подделке, физкультуру для вас приправят изрядной толикой туманных санскритских слов, о подлинном смысле которых сами гуры не догадываются (элементарно потому, что не знают санскрита и, естественно, не читали классических сутр, пуран и упанишад).

Нужно ли ехать в Индию, чтобы научиться йоге

Когда-то давно истинное знание о йоге было доступно лишь в Индии, но в наше время все изменилось.

Один знакомый, партнер крупной юридической компании, говорил мне как-то за ланчем: «Я хочу заняться йогой». «Супер, хочешь завтра пойдем вместе в центр, где я занимаюсь уже несколько лет? Это прекрасная школа!» – предложила я. Но он был не в восторге от идеи.

Он объяснил, что все нужно брать от первоисточника, и йоге должен учить индус. Вот только в Индию он пока не собирался: «Ближайший отпуск проведу в Испании, как раз время корриды, о которой так захватывающе писал Хэменгуей, потом в горы покататься на лыжах», – перечислял он ближайшие планы.

Я улыбнулась: «Даже если ты и вклинишь Индию на пару недель в ближайший год, то за это время йоге ты не научишься, а отлучиться на больший срок из Москвы ты не можешь».

Прошло уже больше года, но йогой он так и не занялся.

Первый раз я поехала в Индию с убеждением, что между йогой и населением Индии можно ставить знак равно. Как в Буэнос-Айресе каждый аргентинец умеет танцевать танго, так и каждый индус практикует йогу, думала я. Всех, кого встречала в Индии, я спрашивала: «Ты занимаешься йогой?», но среди всех индусов в Керале, с кем поговорила, практиковал йогу только один – тот, кто приходил к нам в отель преподавать медитацию и йогу (и даже он умудрялся похрапывать в медитации, сидя с абсолютно ровной спиной).

Да, я была удивлена, что местные, где зародилось это богатство, просто встают утром, подносят рис и благовония нарядным позолоченным статуэткам и погружаются в ежедневные заботы, или просто спят в гамаке. В Индии живут обычные люди с повседневными простыми заботами. Не удивлюсь, если в процентном соотношении американцы или русские более увлечены йогой, чем индусы.

Когда-то давно знания о правильных упражнениях были доступны лишь в Индии, обучались йоге лишь немногие, но сейчас существует тысячи преподавателей и сотни разновидностей школ йоги в разных уголках планеты.

Есть видео курсы, блоги, специальные сайты многочисленные книги, известные йоги путешествуют по разным странам и дают уроки. Выбор учителей огромен, и для того, чтобы начать, не нужно ехать в другую страну. Для начала даже лучше не ехать в другую страну, поскольку йоге нельзя научиться за 10 дней отпуска.

Это как изучение языка – нужно узнать алфавит (асаны), грамматику (научиться правильному дыханию), поработать над произношением (научиться расслабляться в каждой позе и пребывать здесь и сейчас). Даже если вы занимаетесь спортом, у вас хорошая выносливость и гибкое тело, нужно будет время для того, чтобы укрепить и растянуть те группы мышц, которе обычно вы не задействуете, повысить подвижность суставов и позвоночника. Часто начинающие в своих первых впечатлениях о йоге говорят, что узнали о таких своих участках тела, о которых даже не подозревали. Для знакомства с собой нужно время.

Но после того, как ваши мышцы окрепли, а позвоночник стал гибким, можно поехать для углубления практики и отдыха на йога-ретрит, например, в один из ашрамов на берегу Ганги. И тогда эта поездка будет абсолютно своевременной и, что важно, оправдает ваши ожидания.

Юлия Орлова – из семьи врачей. С детства искала полезное занятие, чтобы изменить мир к лучшему. Проведя свой первый урок по йоге, нашла решение задачи, поставленной еще в детстве. Йога – это то, что меняет людей, а значит, меняет и мир.

Энциклопедия асан

Практика йоги смывает грязь с тела и ума, и из сердце-
вины существа начинает струиться свет мудрости и
зрелого разума.

Энциклопедия асан

Адхо мукха означает «лицом вниз», а швана — «собака». Поза напоминает собаку, которая потягивается, опуская голову и передние лапы вниз, а таз и задние лапы поднимает вверх — отсюда и название.
Техника
1. Лягте на живот и разведите стопы на ширину 30 см.
2. Поместите ладони на пол по обеим сторонам от.

Карна — это «ухо», а приставка «а» означает «по направлению», «рядом».
Дхану — «лук». В этой позе одна стопа притягивается рукой к голове и пяткой касается уха, что напоминает лучника, натягивающего лук. Большой палец другой ноги, которая вытягивается вдоль пола.

Ананта — это имя Вишну и одновременно змея Шеши, который служит местом отдохновения Бога . В индийских мифах Вишну спит в первобытном океане на своем ложе — тысячеглавном змее Шеши. Пока он спал, из его пупка вырос лотос. В этом лотосе родился Брахма, сотворивший мир. После сотворения мира Вишну проснулся и воцарился на высочайшем из.

Ардха означает «половина», баддха — «связанный», «ограниченный», а падма — «лотос». Пашчимоттанасана — это поза, в которой вся задняя поверхность тела интенсивно вытягивается.
Техника
1. Сядьте в Дандасану.
2. Согните левую ногу в колене и поместите левую стопу на правое бедро.

Ардха означает «половина», баддха — «связанный», «ограниченный», «закрепленный», «стесненный». Падма — «лотос», а уттана — «интенсивное вытя жение».
Техника
1. Встаньте в Тадасану.
2. На вдохе оторвите правую стопу от пола, согните правую.

Ардха означает «половина», а Матсиендра — имя мудреца, который считается одним из основоположников учения хатха-видьи. В «Хатха-йогапрадипике» Матсиендра упоминается как один из основателей хатха-видьи. Рассказывают, что однажды Шива отправился на пустынный остров и стал объяснять своей супруге Парвати тайны йоги.

Эта вариация Ардха Матсиендрасаны I, в которой происходит более глубокое скручивание позвоночника.
Техника
1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.
2. Согните правую ногу в колене и поместите стопу в основание левого бедра, прижав пятку к пупку.
3. С выдохом разверните корпус на 90° влево. Разверните левую руку от плечевого сустава.

Техника
1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.
2. Согните левую ногу в колене и поместите левую стопу в основание правого бедра, прижав пятку к пупку.
3. Согните правую ногу в колене, оторвите стопу от пола и прижмите ее к коврику слева от таза. В этом положении внешняя сторона правой лодыжки касается внешней стороны левого бедра.

Ардха означает «половина», а нава — это «корабль», «лодка». Поза напоминает лодку, отсюда и название.
Техника
1. Сядьте в Дандасану.
2. Переплетите пальцы, заведите руки за голову и прижмите ладони к затылку.
3. На выдохе откиньтесь назад и одновременно оторвите от пола ноги. Подтяните колени и.

Ардха означает «половина», а чандра — «луна». Поза напоминает полумесяц, отсюда и название.
Техника
1. Встаньте в Тадасану и выполните Уттхита Триконасану вправо, следуя инструкциям, указанным выше.
2. В Триконасане поместите правую ладонь на пол в 30 см перед правой стопой. Для этого согните правую ногу в колене.

Асана посвящена мудрецу Аштавакре, духовному наставнику митильского царя Джанаки, который был отцом Ситы. Рассказывают, что, когда мудрец был еще в материнском чреве, его отец Кагола сделал несколько ошибок, повторяя Веды (Священное писание). Услышав это, нерожденный мудрец рассмеялся. Разгневанный отец проклял своего сына, повелев ему родиться.

Баддха означает «ограниченный», «связанный», а кона — «угол». В этой позе в Индии сидят сапожники: таз на полу, пятки возле промежности, руки на стопах. При этом бедра отводятся в стороны до тех пор, пока колени не коснутся пола.
Техника
1. Сядьте в Дандасану.
2. Согните ноги в коленях и приблизьте.

Баддха означает «связанный», «органиченный». В этой позе руки перекрещиваются за спиной и захватывают большие пальцы ног. Таким образом, тело заключается между перекрещенными ногами спереди и перекрещенными руками сзади, благодаря чему асана и получила свое название.
Техника
1. Сядьте в Падмасану.
2. На выдохе.

Баддха означает «связанный», «ограниченный», а хаста переводится как «рука ». Это очередная вариация Ширшасаны.
Техника
1. Сложите коврик или одеяло вчетверо и встаньте перед ними на колени.
2. Сложите руки перед грудной клеткой, захватив левой ладонью правое плечо возле локтя, а правой ладонью —.

Асана названа в честь мудреца Бхарадваджи . Бхараваджа был отцом Дроны — военного наставника Кауравов и Пандавов, великая война которых описана в «Махабхарате». Эта асана посвящена Бхарадвадже.
Техника
1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.
2. Согните ноги в коленях и отведите ноги вправо так, чтобы стопы оказались.

Техника
1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Согните левую ногу в колене, захватите стопу руками и поместите ее в основание правого бедра так, чтобы левая пятка оказалась прямо у пупка. Таким образом, левая нога находится в положении Падмасаны.
3. Согните правую ногу в колене и отведите правую стопу вправо так, чтобы правая.

Бхека означает «лягушка». Тело в такой позе напоминает это земноводное, отсюда и название.
Техника
1. Лягте на живот и вытяните руки вдоль корпуса.
2. На выдохе согните ноги в коленях и приблизьте пятки к тазу. Захватите правую подошву правой рукой , а левую подошву — левой. Сделайте два цикла дыхания. С выдохом оторвите.

Бхуджанга означает «змея». Положение тела в этой асане напоминает змею, готовую к нападению.
Техника
1. Лягте на живот. Вытяните ноги и соедините стопы. Направьте пальцы ног от себя и подтяните колени.
2. Опустите ладони на пол по обеим сторонам от таза.
3. На вдохе крепко прижмите ладони к полу и поднимите корпус. Сделайте два.

Ватаяна означает «лошадь». Положение тела в позе напоминает морду этого животного, отсюда и название.
Техника
1. Сядьте на пол и поместите левую стопу в основание правого бедра в неполное положение Падмасаны.
2. Опустите руки на пол по обеим сторонам от таза. С выдохом поднимитесь и опустите левое колено на пол. Приблизьте правую.

Однажды Дакша устроил большое жертвоприношение, но не пригласил на него ни свою дочь Сати, ни ее мужа Шиву, главу богов. Сати все же пришла на праздник, но, будучи глубоко оскорбленной и униженной, бросилась в жертвенный огонь и погибла. Когда Шива услышал об этом, он рассвирепел, вырвал волос из своих спутанных кудрей и бросил его на землю.

Техника
1. Встаньте в Тадасану.
2. Сделайте глубокий вдох и прыжком расставьте стопы на ширину 120–135 см. Вытяните руки в стороны, выровняв их на одной линии с плечами; ладони развернуты вниз к полу.
3. Разверните правую стопу вправо на 90°, а левую слегка заверните внутрь. Подтяните левое колено и вытяните левую ногу. Удлините.

Техника
1. Встаньте в Тадасану.
2. Сделайте глубокий вдох и прыжком расставьте ноги на ширину 120–135 см.

3. Выполните Вирабхадрасану I в правую сторону.
4. На выдохе наклоните корпус вперед и опустите грудную клетку на правое бедро. Вытягивайте руки , ладони прижаты друг к другу. Задержитесь в этом положении на два вдоха.
5. С.

Вира — это «герой», «воин», «победитель». Это поза сидя, в которой стопы помещаются на плюсны по обеим сторонам от таза, а колени соприкасаются.
Поза хорошо подходит для практики медитации и пранаямы.
Техника
1. Встаньте на колени и приставьте их друг к другу. Разведите стопы на ширину 45 см.
2.

В переводе с санскрита врикша означает «дерево».
Техника
1. Встаньте в Тадасану.
2. Согните правую ногу в колене и поместите правую пятку в основание левого бедра.
3. Прижмите всю правую стопу к левому бедру, направив пальцы вниз.
4. Балансируя на левой ноге, соедините ладони и вытяните руки над головой.
Задержитесь в позе.

Где лучше учиться йоге в Индии и к чему стоит быть готовым студенту-йогу?

Меня, как преподавателя йоги, часто спрашивают – где лучше учиться на инструктора: в Индии или в России? Отечественных курсов сейчас полно, и программа на них достаточно обширная: история и философия йоги, асаны, отстройки, анатомия и физиология йоги. С другой стороны, если вы собираетесь узнать все грани йогической практики, то без погружения в индийскую атмосферу не обойтись. Однако при этом стоит знать — к чему надо быть готовым, если планируешь учиться йоге в Индии.

Благодаря пресс-туру в честь Международного дня йоги я смогла освежить свои воспоминания о собственной учебе в Индии, а также получить информацию о том, как строится учебный процесс в других заведениях.

Где и как?

Попасть в Индию на учебу не слишком сложно. Выбор курсов и учебных заведений очень большой: при желании вы можете получить даже высшее образование с дипломом бакалавра или магистра по специальности «Йогатерапия», «Йога и реабилитация» или «Натуропатия и йогические науки». Или даже защитить диссертацию и получить почетное звание доктора философии в йоге (Doctor Philosophy in Yoga).

Все эти специальности преподаются, например, в специализированном институте йоги SVYASA в г. Бангалор (штат Карнатака). Институт является также научным центром: здесь действует научно-исследовательский комплекс: изучается воздействие практик йоги на организм и психическую систему человека, проводятся исследования по лечению методами йоги сахарного диабета и других заболеваний.

Специализированный институт один, но несколько сотен других индийский вузов также имеют факультеты йоги. Во многих из них существуют специальные экспресс-курсы для иностранцев, которые не готовы на 2-3 года полностью погружаться в индийскую жизнь (хотя такие и находятся!). Структура обучения на этих курсах выстроена по-разному.

Так в SVYASA курсы для иностранцев длятся один месяц. Поскольку институт находится за городом, то студент все эти 30 дней проводит безвылазно на его территории – живет в общежитии, питается в столовой. Проживание и питание входят в оплату обучения.

Другое известное учебное заведение — Кришнамачарья йога мандирам в г. Ченнаи -предлагает программы, специально рассчитанные на иностранных студентов. Офици­ально курс обучения длится два-три-четыре года — в зависимости от выбранного профиля. Однако в Институт студенты приезжают один-два раза в год — на месяц. В этот период их ждет интенсивная учеба и экзамены. Жильем и едой на время сессий студенты себя обеспечивают самостоятельно. Все остальное время они применяют знания на практике в своем родном городе под руководством куратора, которому отчитываются о своей работе. Правда, к сожалению, в России пока нет представителей ченнай­ской школы, среди которых можно было бы выбрать себе ментора.

И, конечно, существует неисчислимое количество просто учебных курсов и ретрит-центров, где можно поучиться на курсах от двух недель до нескольких месяцев.

Как правило, чтобы попасть на краткосрочные курсы, от вас не требуется ничего, кроме желания. Вступительные экзамены не проводятся, уровень вашей практики никого особо не волнует. У нас на курсах были как опытные люди, легко выполняющие стойку на голове, так и те, кто здесь впервые сделал «собаку мордой вниз». Поэтому за уровень своей практики (возьмут или нет?!) можно не переживать. Вас попросят прислать разные документы – заявление на учебу, копии вашего диплома и сертификатов. Но, насколько я поняла, требуется это, скорее, для внутреннее отчетности, чем для оценки будущего студента.

А дальше – вы покупаете билет, получаете визу, и — летите в Индию.

Практика – личное дело практикующего

Если вы рассчитываете вернуться из Индии продвинутым практиком, который умеет делать самые удивительные трюки со своим телом, стоит об этом забыть. В большинстве учебных заведений, будущим инструкторам дается довольно простой набор асан – штук 10-15. Правда, с очень подробным разбором и отстройками. Упор делается на качество. Поэтому, если ваша практика уже на хорошем уровне (вы делаете балансы на руках, сложные скрутки, сидите в лотосе), то на здешних уроках вам будет скучновато. У нас в SVYASA на инструкторских курсах этот вопрос решался тем, что в послеобеденное время были добровольные занятия для продвинутых практиков. Экзамена по ним не сдавали, посещения не отмечали, но желающие могли ходить и заниматься сами для себя. Однако такие бонусные занятия есть не везде.

Есть и еще одна особенность местной практики, которую лично я считаю бонусом: здесь не используются вспомогательные средства – те, к которым мы привыкли к российских залах. Никаких кирпичиков, ремешков и других пропсов. В этом смысле для начинающих практика более суровая. Но зато быстрее учишься доверять собственному телу. Так, до поездки в Индию я делала стойку на голове только около стены. В Индии же быстро пришлось научиться стоять без опоры – просто потому, что выбора не было: мы занимались в круглом зале, где не было возможности опереться на стену.

Начинка

Для большинства русских практиков, особенно начинающих, йога ассоциируется, в первую очередь, с асанами – то есть, с позами йоги. А «йог» — с человеком, который умеет себя завязать в узел.

Однако для индусов йога – это, в первую очередь, духовная практика. А духовность идет рука об руку с наукой. Многие учебные заведения являются одновременно научными и духовными центрами: каждое утро здесь начинается с всеобщего баджана – пения и чтения религиозных текстов. А в течение дня ведутся научные работы. И, окунаясь в здешнюю жизнь, вам не избежать ни того, ни другого.

Помимо практических занятий вас ждет много часов лекций о йоге — о ее философской составляющей, о великих учителях, о влиянии йоги на ум и дух. А также — обязательные лекции о правильном «йогическом» образе жизни. Духовная сторона жизни здесь не ставится под знак вопроса. Карма, дхарма и сансара являются не предполагаемой, а самой что ни на есть настоящей реальностью, которая не подвергается сомнению. Так, если вы будете разбирать асаны, то их влияние будет расписано на трех уровнях: физическом, ментальном и духовном.

Обязательной часть обучения являются бхаджаны и разучивание религиозны гимнов, шлок и мантр. Да, на общих песнопениях можно тихонько молчать, склонившись над книжкой. Но, например, у нас по текстам был отдельный экзамен, на котором требовалось прочитать или пропеть хотя бы одну сутру и одну шлоку. Кроме того, экзамены включают и теоретическую часть – нужно писать тексты и реферат по какой-то теме, связанной с духовным или научным аспектом йоги.

В Кришнамачарья йога мандирам огромное внимание уделяется «чантингу» — правильному чтению и интонированию мантр. В других местах, где существуют краткосрочные курсы, вы также не избежите участия в пуджах (богослужениях) и бхаджанах. Конечно, все зависит от степени вашей религиозности: так, у нас на курсе учились и мусульмане, которых, похоже, ничего не смущало. Но иметь это в виду стоит.

А в знаменитой Бихарской школе в городе Мунгер, где было издано множество замечательных книг по йоге, несколько часов в день посвящено «карма-йоге». А именно – простому физическому труду на благо окружающих: уборке территории, работе в саду, приготовлению еды.

График и быт

Индия, безусловно, страна для жаворонков. Утренние практики начинаются в 5 часов. На долгих формах обучения (от одного года) у студентов есть один выходной в неделю. Но… пятичасовая практика остается обязательной даже в выходной день.

Предполагается, что студенты рано ложатся спать, но по факту с таким насыщенным графиком это не слишком легко. Например, у нас в SVYASA занятия шли до девяти вечера. В десять можно было лечь спать, но почти все мы шли писать письма родным, читать книги, писать какие-то учебные работы. Засыпали в лучшем случае в одиннадцать. В половине пятого нужно было встать. А если хотелось помыться – то и раньше. При больших физически и умственных нагрузках усталость неизбежно накапливается. И в конце курса большинство студентов засыпало уже не только на медитациях, но и на лекциях.

Есть вещи, которые являются нормой для индийского быта. Например, отсутствие горячей воды. Или же – редкое ее наличие в кране, например, с 4 до 6 утра.

Формально нам горячую воду давали в этот промежуток и еще с 9 до 10 утра, чтобы можно было помыться после утренней практики и карма-йоги. Однако фактически, после 9-ти вода в лучшем случае была едва теплая. Что уже тоже было неплохо по сравнению с ее температурой в обычное время. В целом эта норма и для отелей Индии. Когда мы останавливались в Гокарне, хозяин отеля, помнится, удивлялся, что нам недостаточно воды комнатной температуры. «Ну, если вы хотите, мы вам ее погреем!»

В Бихарской школе йоги режим и быт еще более суровы: ученики подчиняются жесткой дисциплине. Подъем в 4 утра, отбой в 20.30. А, чтобы избежать соблазнов, студентов лишают доступа к интернету и магазинам. Во время еды и после 6 время практикуется молчание.
В целом, быт в учебном заведении, если вы там живете, будет, скорее всего, не просто скромным, а довольно скудным. Стирать приходится на руках. А с учетом того, что у нас был всего один комплект униформы на все время, стирать приходилось ежедневно, вывешивая тунику и штаны сушиться на улице. Климат хотя и жаркий, но влажный, поэтому одежда не всегда высыхала к следующему утру. Приходилось натягивать влажную и радоваться тому, что утро не слишком холодное. Хотя, к слову, бывает и прохладно.

Резюме

Если говорить о практических навыках, необходимых для преподавания, то, безусловно, их можно получить сегодня и в России. На хороших долгих курсах вы сможете и повысить свой уровень практики, и получить знания по физиологии йоги. Но если хотите погрузиться в йогу с головой, почувствовать, что значит «йога как мировоззрение», «йога как образ жизни», то используйте возможность, чтобы поучиться в Индии.

Станете ли вы дальше читать тексты Свами Вивекананды, использовать йогу для лечения болезней, петь мантры и молиться Сарасвати – это ваше дело. Но вы будете знать, что стоит за теми практиками и текстами, на которых выросли различные ветви йоги.

Благодарим Министерство туризма Индии и агентство IndeBo за обогащающую и познавательную поездку.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Подписывайтесь на рассылку самых свежих новостей от редакции OrganicWoman

С 20-ти лет я занималась различными телесными практиками – шейпингом, танцами, фехтованием, ушу, айкидо. Однако по-настоящему глубоко меня зацепила хатха-йога. Придя на занятия в маленькую домашнюю группу в 2006 году, я поняла, что эта практика глубоко влияет не только на мое тело, но и на сознание: …

Йога в Индии

История йоги в Индии уходит своими корнями далеко в прошлое. На некоторых документах и печатях, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, есть изображения людей, сидящих в характерных позах асан. Индусы считают что данное учение людям дали боги, для того чтобы самые достойные могли жить среди них. Подразумевается, что эти практики, настолько меняют миро восприятие человека, что земные потребности, становятся, ему непонятны, и чужды. Он начинает видеть окружающий мир совсем в другой плоскости. Йога, через работу индивидуума с телом и духом, позволяет вывести, состояние человека, на более высокий уровень. Обычно йогой, занимаются люди, стремящиеся улучшить свое физическое и духовное состояние. Путём медитаций, дыхательных упражнений. Человек приводит к балансу, тонкие, внутренние силы организма и грубые, внешние. Добиваясь баланса, человек переходит на другую ступень бытия. Преосвященные, из йогов, могут, многие дни, обходится без пищи и воды, питаясь исключительно праной. Прана, это энергия вселенной, которая находится вокруг нас.

Ради чего стоит ехать в Индию? Ответов много, но среди них главным является океан, подробнее: Океан Индия.

Она не нуждается в производстве, в хранении, Если научится её потреблять, то человечество может приблизиться к состоянию богов. Весь пантеон древнеиндийских божеств питался исключительно праной, благодаря чему, они были бессмертны и очень сильны. Но достижение духовного равновесия, подразумевает каждодневный труд, над своим телом и духом. Не все могут идти этим путём. Сейчас, многие школы йоги в Индии, в основном учат своих слушателей, правильному дыханию и умению медитировать, сосредотачиваясь на внутренних токах анергии. Главное научится избавляться от мышечных и духовных блоков, не дающих, свободно передвигаться пране, по организму. Научившись этому, человек может перейти к более сложным практикам, так как его тело будет готово к этому готово. Разных направлений в школе йогов много. Все они разработаны разными людьми, пришедшими к каким-то результатам, благодаря занятиям хатха йогой.

Аштанга виньяса йога

Этот способ, базируется на мощном и динамичном выполнении ассан. Он напрямую связан с дыханием и движением. Умением индивидуума, концентрировать свое сознание, на определённых энергетических узлах и точках. Впервые Паттабхи Джойс описал основы этой практики, в тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году. На русский язык она была переведена, в тысяча девятьсот девяносто девятом. Набрала сразу огромную популярность, среди многих почитателей йоги. Очень многие, знаменитые люди современности, практикуют этот стиль. Сюда входят Мадонна, Стинг, Том Круз и многие другие артисты и политики со всего мира. Занятие аштангой, подразумевает, что человек должен иметь неплохую физическую подготовку. Если же он давно не занимался элементарными физическими нагрузками, то даже самые простые упражнения, могут привести к ненужным нагрузкам и травмам. Поэтому во всех школах занимающихся подобными практиками, ревностно следят, за физической подготовкой претендентов.

Йога Айенгара

Эта школа также очень популярна во всем мире и имеет огромное количество почитателей. В основе её, лежит метод, очень тщательного подбора ассан. Пошагового его выстраивания. Нужно научиться, очень правильно, располагать руки, ноги, вплоть до каждого пальца. Так же в этой школе допускается использование подручных средств, таких как ремни, одеяла или даже кирпичи. Главное чтобы человек мог выполнить ассану, даже не имея хорошей физической подготовки. Со временем мог перейти к более сложным занятиям. Айенгара, очень хорошо подходит, всем начинающим занятия. Особенно если до этого человек вёл малоподвижный образ жизни. В этой школе, главное терпение и целеустремлённость. Постепенно, осваивая все новые ассаны, можно почувствовать, как изменяется ваше тело. Эта методика, описывается во многих трудах издаваемых на разных языках, в разных странах.

Йога туры в Индию

Постоянно растущий интерес, среди многих людей к занятиям йогой, породил такое понятие как йога туры в Индию. Группа людей проявляющих общий интерес к занятию в одной из школ Индии договаривается и выезжает на обучение. Одно время, существовало даже такое понятие, как йога виза. Главное чтобы школа брала на себя ответственность за проживание и питание этой группы на все время обучения. Сейчас таких специальных виз уже нет. Выдаются простые студенческие визы. Возраст не имеет значения.

Йогой можно заниматься в любом возрасте. Нужно только выбрать место нахождения этой школы, в которой человек хочет заниматься. Можно начать свое знакомство с этими практиками с краткосрочных семинаров. Они дадут возможность глубже разобраться в сути и предназначении этого ученья. После этого под контролем мастеров выбрать направление и тогда уже более плотно заняться изучением всех таинств этого способа душевного и физического совершенства. Йога это умение останавливать и контролировать постоянный и бесполезный поток мыслей. Возможность направлять эти мысли в нужное для организма русло. Отправляясь в йога тур в Индию, вы должны искренне хотеть этого. Нужно понимать, что едете не развлекаться, не на экскурсию, Правила в ашраме могут быть достаточно жёсткими и человек должен идти на это осознанно.

Йога в Индии это часть национальной культуры, подробнее: Йога в Индии.

Нужно достаточно хорошо владеть разговорным английским, так как преподавание идёт исключительно на этом языке. Нужно понимать, что попав в ашрам нельзя употреблять алкоголь, курить или есть мясную пищу. Кроме всевозможных курсов и школ, рассчитанных на новичков, в Индии есть университеты, занимающиеся подготовкой высококлассных специалистов, по обучению занятием йогой. Один из таких это Гималайская академия йоги. За несколько курсов преподаватели высшей категории и мастера практик йоги помогут вам освоить это искусство и получить хорошее образование в этом направлении. Оплата этих занятий, может быть самая разная, все будет, зависит от выбранного способа учёбы. Одно можно сказать с уверенностью, начав эти занятия можно ожидать изменения вашего самочувствия в лучшую сторону. Йогой можно заниматься, просто приехав на любой из курортов Индии, в целях ознакомления с этими практиками, можно посетит какие-то ознакомительные курсы, которых великое множество, в любом курортном городке. Если устав от ежедневных развлечений, захочется улучшить свое здоровье, это можно сделать в любой момент.

Видео (кликните для воспроизведения).

Индийские йоги среди нас, видео:

Индийская йога для начинающихОценка 5 проголосовавших: 1

Образование: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК).

Профессия: Частный тренер.

Специализация: Йога.

Стаж работы: 7 лет.

Читайте так же:  Йога сат нам на таганке

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Йога для начинающих
Добавить комментарий