Интегральная йога учение шри ауробиндо

Самое главное по теме: "интегральная йога учение шри ауробиндо" с полным пояснением от профессионалов.

Интегральная йога учение шри ауробиндо

6. “Интегральная йога” Шри Ауробиндо

Ауробиндо Гхош (1870–1950) родился в Калькутте, в семье врача. В пятилетнем возрасте поступил в закрытую английскую школу, а еще через два года был отправлен отцом на обучение в Англию, где закончил Кембридж. В1893 г. вернулся в Индию, владея несколькими европейскими и классическими языками.

Здесь он изучал индийские языки, культуру и религии. Огромное влияние на Ауробиндо оказала неоведанта Вивекананды. Примкнув к национально-революционному движению, Гхош стал террористом, [368] создал сеть тайных кружков, а после 1910 г. сбежал на территорию Тамиланда, которую контролировали французы, где затворился в ашраме, основанном им в Пондичерри (ныне Путтучери), вне досягаемости английских колониальных властей. С ним могли видеться немногие ближайшие сподвижники, прежде всего его шакти — французская еврейка Мирра Ришар, которую ауробиндовцы называли “Мать” и которой поклонялись как зримой богине Кали. Она фактически управляла всеми делами ашрама. В 1968 году она основала второй мировой центр ауробиндовского движения: на берегу Инда, недалеко от ашрама Шри Ауробиндо его последователи построили Ауровилль (в переводе с латыни — “город зари”) — действующую модель “города будущего”. Несмотря на то, что ашрам отделяет от Ауровилля всего несколько километров, отношения между ними весьма прохладные, что вызвано прежде всего редукцией религиозной основы учения Ауробиндо, осуществленной “Организацией Ауровилль” . [369]

Сейчас движение Шри Ауробиндо имеет свой ашрам и в Дели. Ашрамы Ауробиндо — это закрытая организация с жестким полумонастырским уставом и культом Ауробиндо и Матери. Перед их портретами совершается ежевечерняя групповая медитация, в начале которой участники полчаса слушают традиционную индийскую музыку, затем медитируют в тишине. Ауровилль же представляет из себя достаточно открытый международный ньюэйджевский центр с населением в 400–500 человек; в нем нет жесткой управленческой структуры, и каждый из населяющих его духовно-социальных экспериментаторов должен жить на собственные средства. В результате Ауровилль не избежал социального расслоения: в домах недостаточно обеспеченных ауровиллевцев нет даже электричества и водопровода, поэтому многие уезжают, особенно выходцы из бывших социалистических стран, которые начали появляться в Ауровилле с конца 80-х годов. [370]

Высшее состояние сознания, соответствующее воссоединению с абсолютом, есть прекращение непроизвольной мыслительной деятельности и безвидное самосозерцание. С помощью “интегральной йоги” его можно достичь без отрыва от активной творческой и общественно-политической деятельности.

Ауробиндо разделял известный тезис магии, гласящий, что сознание человека обладает энергией, способной изменять материю. Человек, достигший безмолвия разума, может направить силу своего сознания на изменение клеток собственного тела и достичь физического бессмертия (“йога клеток”). После смерти Ауробиндо “йогу клеток” 22 года практиковала Мирра Ришар. Свои переживания она диктовала ученику. Записи составили 13 томов и были изданы под названием “Прохождение (Агенда) Матери”, в которых описываются в том числе различные оккультные галлюцинации: излучение света предметами, исчезновение чувства времени, утрата автоматизма рефлексов (тело перестает слушаться), ощущение быстрого полета и др. Умерла Ришар в возрасте 95 лет. Последователи считают, что Гхош и Ришар сами “оставили” свои физические тела, чтобы в “тонких мирах” работать над преображением человечества. [372]

Ауробиндо вслед за Вивеканандой пытался обосновать необходимость научного познания. Использовать для этого адвайта-веданту они не могли, так как эта монистическая система говорите иллюзорности мира. Таким образом, им пришлось искать опору в тантрическом видении материального мира как порождения и вместилища Шакти (Материя = Матерь = Кали), своего рода космического тела божества, что долженствовало придать миру некоторый онтологический статус.

“Интегральная веданта” утверждает религиозный характер национализма. Ауробиндо выстраивает следующую цепочку соотнесений: Мать Индия — Великая мать — явленная богиня Кали. Борьба за национальное освобождение Индии есть, таким образом, религиозный долг каждого индуса. Однако в будущем человечество должно перейти в новый “духовный век”, когда, вместе с объединением всех религий, философий и мировоззрений, нации объединятся (но не сольются) в Мировой социалистический союз.

Среди последователей Ауробиндо было много иностранцев. Это, а также отсутствие у него посвящения какой-либо парампары, не дало Ауробиндо возможность войти в число индуистских гуру, к чему он, впрочем, и не стремился, оставаясь свободным религиозным мыслителем, мистиком и оккультистом, многие идеи которого имеют параллели в теософии.

В Москве с 1993 года как общественная организация действует Центр Шри Ауробиндо и Матери . В Центре есть помещение для занятий и медитаций, библиотека, аудио и видеотека. Регулярные собрания для совместной медитации и пения “мантры Света Шри Ауробиндо” проводятся по средам и четвергам (по два с половиной часа); весь день воскресенья (с 10.30 до 17.00) посвящен лекциям и семинарам по учению Шри Ауробиндо и “йоге музыки”, по завершении которых раздается прасад, то есть пища, посвященная богам (идоложертвенная). В Центре отмечаются праздники культа Шри Ауробиндо: дни рождения и смерти (махасамадхи — “великого освобождения”) Гхоша и Ришар, праздник Дурги, “Рождество «Нисхождение света»” (25 декабря — sic!) и еще три других.

В нашей стране, кроме того, существует Общество духовной культуры Шри Ауробиндо и Мирры Ришар в Санкт-Петербурге. Общество было основано в 1997 году группой ауробиндовцев, начавших практиковать “интегральную йогу” еще с начала 1990-х годов. Как сообщает сайт Общества в Интернете, [373] в 1998 г. питерские ауробиндовцы получили из Пондичерри некие реликвии Ауробиндо.

Русские поклонники Шри Ауробиндо издают журнал “Садхана”; книги о Рамакришне, Вивекананде и Ауробиндо, а также труды двух последних во множестве переведены на русский язык и пользуются неизменным спросом среди паломников “в Индию духа”.

Магазин Книги Шри Ауробиндо, Матери, Сатпрема.

Интегральная йога Шри Ауробиндо

Учение и методы практики

В этот сборник вошли письма Шри Ауробиндо, касающиеся различных аспектов его духовного учения и методов йогической практики. В первых четырёх разделах речь идёт, глав­ным образом, о философских и психологических основах этого учения, в последующих семи — о методах духовной практики, а заключительный, двенадцатый раздел включает в себя и то и другое.

Шри Ауробиндо назвал свою систему «Интегральная Йога», поскольку она предполагала «достижение единства (йоги) всех частей нашего существа с Божественным и последующее преображение и приведение всех их элементов, ныне конфликтующих друг с другом, в гармонию более высокого божественного сознания и существования».

Большую часть писем Шри Ауробиндо написал в 30-е годы прошлого века, отвечая на вопросы мужчин и женщин, живших в его ашраме, который находился в индийском го­роде Пондичери. В этот период он был сосредоточен на соб­ственной духовной практике и почти ни с кем не виделся и не разговаривал; однако он переписывался с собиравшими­ся вокруг него искателями и таким образом сохранял с ними контакт. Ученики отправляли ему письма или дневниковые записи, подробно рассказывая о своей внутренней и внеш­ней жизни. Он отвечал иногда очень подробно, иногда про­сто делая пометки на полях.

Читайте так же:  Упражнения йоги для повышения потенции у мужчин

Чтобы отобрать письма, включённые в этот сборник, пришлось просмотреть более двух тысяч страниц различных томов Юбилейного собрания сочинений Шри Ауробиндо. Ссылки на эти тома даются в конце сборника. Обычно опуб­ликованное письмо воспроизводится целиком. Несколько длинных писем, затрагивающих две или более тем, были раз­делены и частично воспроизведены в тех или иных разделах. Те места в письмах, которые, по нашему мнению, не имели отношения к темам, рассматриваемым в данном сборнике, опускались. Такого рода пропуски выделены многоточиями.

Читатели должны помнить о том, что каждое письмо было написано определённому человеку по определённому поводу.

Шри Ауробиндо однажды предостерёг: «Множество недо­разумений возникает из-за привычки рекомендовать то, что я писал для одного человека, другому, без учёта существую­щих между ними различий».

Во всех трудах Шри Ауробиндо встречаются слова из сан­скрита и других индийских языков. Он также придавал не­которым английским словам (таким, как «психическое», «ви­тальное») свой собственный смысл и создал целый ряд новых терминов и понятий: «сверхразум», «окружающее сознание» и т. д. Мы настоятельно рекомендуем читателям, незнакомым с терминологией Шри Ауробиндо, обращаться к глоссарию, приведённому в конце книги.

Данный сборник подготовлен Питером Хизом и Бобом Цвикером, сотрудниками Архивов и исследовательской биб­лиотеки Ашрама Шри Ауробиндо.

1. Интегральная йога и обычная жизнь

  • Единственно важное
  • Цель Интегральной йоги
  • Йога и обычная жизнь
  • Аскетизм и Интегральная йога
  • Побудительные мотивы в поисках Божественного

2. Интегральная Йога и другие системы йоги и философии

  • Метафиизческая мысль и Высшая Истина
  • Доктрина Майи (Майявада)
  • Йога Гиты
  • Тантрическая традиция
  • Вайшнавская бхакти
  • Интегральная йога и другие йоги

3. Планы сознания и составные части человеческого существа

  • Эволюция сознания
  • Градации сознания — градации планов
  • Внутреннее и внешнее существо
  • Ум, витал и физическое
  • Центральное существо — Дживатман и психическое существо
  • Возвышенный разум, Озарённый разум, Интуиция, Верховный разум и Супраментал
  • Супраментал и Сат-Чит-Ананда
  • Сверхразум и Земля
  • Супраментальная Эволюция

4. Божественное, Боги и Божественная Сила

  • Божественное
  • Боги
  • Невидимые силы и Божественная сила
  • Божественная Мать
  • Сила Матери
  • Божественная Милость

5. Основы йоги

  • Зов к йоге
  • Интегральная йога: отсутствие фиксированного метода
  • Открытость
  • Самоотдача
  • Согласие
  • Воля
  • Стремление
  • Вера
  • Терпение и настойчивость
  • Искренность
  • Мир, покой, спокойствие и тишина
  • Широта
  • Уравновешенность

6. Садхана через выполнение работы, медитацию, любовь и преданность

  • Садхана через выполнение работы
  • Садхана через практику медитации
  • Садхана через любовь и преданность Божественному

7. Йогические переживания и духовные реализации

  • Духовные опыты и реализации
  • Погружение в себя
  • Сознание — свидетель
  • Сознание истинного «Я»
  • Космическое сознание
  • Промежуточная зона
  • Тонкое видение, слышание и чувствование
  • Опыты во сне
  • Выход из тела

8. Тройная трансформация: психическая, духовная, супраментальная

  • Значение трансформации
  • Психическая трансформация
  • Духовная трансформация
  • Супраментальная трансформация

9. Трансформация Природы

  • Внутренние переживания и трансформация
  • Трансформация ума
  • Трансформация витала
  • Трансформация физического
  • Трансформация подсознания
  • Бессознательное

10. Трудности в преображении Природы

  • Сопротивление Природы
  • Трудности и депрессия
  • Солнечная тропа
  • Отстранённость от трудностей
  • Позитивная сторона Садханы
  • Трудности из-за враждебных сил
  • Эго
  • Желание
  • Гнев и насилие
  • Секс
  • Страх
  • Слабость, усталость, инерция
  • Сон
  • Еда
  • Болезни

11. Человеческие взаимоотношения в йоге

  • Дружба, привязанность и любовь
  • Отношения между мужчиной и женщиной
  • Семейные узы
  • Взаимообмен с другими
  • Разговоры
  • Гармония с другими

12. Другие аспекты учения Шри Ауробиндо и практики

  • Перерождение, карма и судьба
  • Аватар и Вибхути
  • Гуру
  • Религия
  • Красота
  • Живопись, поэзия, музыка, литература
  • Ментальное развитие, чтение и учёба
  • Западная и индийская йога

Ауробиндо Шри. Книги онлайн

Шри Ауробиндо — личность, широко известная в мире, чью роль в истории философии и духовности нашего века трудно переоценить.

Эти беседы велись начиная с 18 декабря 1925 года вплоть до 20 ноября 1926 года. [1] Павитра (Филипп Б. Сент-Илер), выпускник политехнического института, прибыл в Пондишери 17 декабря 1925 года. Тогда ему был 31 год. С тех пор он уже не покидал Пондишери, проведя там 44 года в служении Шри Ауробиндо и Матери. Он оставил свое тело 16 мая 1969 года в возрасте семидесяти пяти лет. Эти короткие беседы были записаны по памяти, вначале по-французски, а затем по-английски. Таким образом, они не передают слова Учителя буквально, но представляют собой по возможности наиболее точное их изложение.

Книга — наиболее полное прозаическое изложение мировоззрения Шри Ауробиндо. Как пояснял сам автор: «В этой книге я попытался дать метафизическое обоснование Йоги и нового способа жизни на Земле». Шри Ауробиндо подробно рассматривает, каким образом эта жизнь может и должна быть утверждена на Земле благодаря процессу трансформации человеческой и земной природы.

«Жизнь Божественная» состоит из двух книг, первая из которых посвящена исследованию соотношений между вездесущей Реальностью и вселенной, а вторая (в двух частях) — духовной эволюции человека.

Основная философская работа Шри Ауробиндо: теория духовной эволюции, преобразующей человека из мыслящего существа в существо супраментальное и приводящей к установлению на Земле божественной жизни.

«Жизнь Божественная» — произведение, в котором наиболее полно изложено мировоззрение Шри Ауробиндо.

Сам автор пояснял: «В этой книге я попытался дать метафизическое обоснование Йоги и нового способа жизни на Земле». Шри Ауробиндо подробно рассматривает, каким образом эта жизнь может и должна быть утверждена на Земле благодаря процессу трансформации человеческой и земной природы. «Жизнь Божественная» состоит из двух книг, первая из которых посвящена исследованию соотношений между вездесущей Реальностью и вселенной, а вторая (в двух частях) — духовной эволюции человека.

Предлагаемый том содержит перевод второй части второй книги.

Основополагающий труд выдающегося индийского мыслителя Шри Ауробиндо о истории и путях эволюции человеческой расы.

Это канва, в которую вплетаются нити последующих комментариев, с течением времени также приобретающих свою собственную традицию. В данном случае перед нами несколько иной материал, непосредственно обладающий высокой художественной и познавательной ценностью, в своем полном объеме представляющий вполне завершенную литературную форму.

Кроме того, творчество Шри Ауробиндо не ограничивается этими сутрами. Все последующие труды, в известном смысле, можно рассматривать в качестве обширнейшего и исчерпывающего комментария к его афоризмам.

«Махабхарата» — одно из самых известных и, вероятно, наиболее важных священных писаний Древней Индии, в состав этого эпоса входит «Бхагавад-Гита», в сжатой форме передающая суть всего произведения.

Гита написана в форме диалога между царевичем Арджуной и его колесничим Кришной, являющимся Божественным Воплощением, который рассказывает царевичу великие духовные истины. Гита утверждает позитивное отношение к миру и вселенной и учит действию, основанному на духовном знании — Карма-йоге.

Читайте так же:  Йога 108 китай город

Веды — священные писания древней Индии, свод таинственных гимнов богам, созданных легендарными провидцами-риши. На протяжении веков и тысячелетий смысл древнего знания был утрачен, в результате возникли самые разнообразные трактовки гимнов, подчас туманные и противоречивые.

В настоящем томе приводится «психологический» подход к интерпретации Вед, данный Шри Ауробиндо, форма изложения которого отличается от принятой в современной европейской индологии. Здесь мы встречаем скорее не строгое рационалистическое исследование, изложенное сухим языком научного тракта, а выражение мистического видения, стремящегося проникнуть в самые глубины сокровенного знания и мысли древнего писания.

В настоящем томе подробно излагаются основы духовного учения Шри Ауробиндо, объясняется, в чем заключается новизна целей и практического метода Интегральной Йоги, рассматриваются отличия духовного пути познания от научного, философского и религиозного подходов, а также многие другие вопросы.

В настоящем томе дается подробное описание строения человеческого существа с точки зрения духовного знания, а также сложной иерархии супрафизических планов сознания, с которыми человек непосредственно связан.

Кроме того в книге рассматриваются вопросы, касающиеся божественных и враждебных Сил, их влияния на сознание и жизнь человека, подробно объясняется смысл явления перевоплощения, кармы, судьбы и свободы воли, говорится о роли Аватара в эволюционном развитии земного сознания и о трудностях, связанных с выполнением этой миссии.

В настоящем томе собраны письма Шри Ауробиндо, в которых он объясняет, в чем заключается цель и духовная практика Интегральной Йоги, объединяющей в себе пути Карма-йоги, Джняна-йоги и Бхакти-йоги; какими качествами должен обладать человек, вставший на путь Интегральной Йоги, как обрести эти качества, каковы внутренние трудности, возникающий в садхане, и как их преодолеть.

«Письма о Йоге» составлены на основе переписки Шри Ауробиндо со своими учениками. Эта книга занимает ведущее место в литературном наследии Шри Ауробиндо с точки зрения разъяснения практических вопросов Интегральной Йоги. Кроме того, она отличается необычайной широтой охвата — в ней обсуждаются практически все сферы человеческой жизни: религия, наука, политика, социология, искусство, поэзия, метафизика, мистицизм, оккультизм, психология, философия, йога.

Те, кто намерен заниматься практикой Интегральной Йоги, смогут найти здесь важные указания, предостерегающие их от опасных заблуждений и самообмана на пути духовного развития.

«Ригведа» представляет собой древнейший памятник индийской духовной культуры. Она практически целиком состоит из гимнов, обращенных к различным богам ведийской эпохи, среди которых три главных места принадлежат Индре, Агни и Соме.

Шри Ауробиндо перевел гимны, посвященные Агни, на английский язык, так как посчитал, что именно они имеют первостепенную важность. В йоге Агни символизирует внутренний огонь — волю и действующую силу, позволяющую выполнять духовную практику и достигать благодаря ей великого совершенства, свободы, ясности сознания и бессмертия.

Шри Ауробиндо перевел гимны Агни, передав в поэтической форме основные переживания, связанные с духовным откровением, содержащимся в этих гимнах.

Среди нескольких десятков созданных Шри Ауробиндо фундаментальных трудов значительное место занимают работы, посвященные древнейшим Писаниям Индии.

В них он глубоко и подробно исследует все основные Писания: Веды, Бхагавадгиту, эпические сказания — и, конечно, Упанишады. Особую ценность представляет то, что его переводы и интерпретация древних текстов основаны не на умозрительных рассуждениях, но на глубоком знании, полученном благодаря непосредственному контакту с истиной.

Своими переводами и комментариями Шри Ауробиндо воскрешает для нас подлинный эзотерический смысл этих древних писаний, вдохновенные строки которых зовут человека к пробуждению от Неведения, к познанию своего высшего, истинного «Я», единой и единственной Реальности, к обретению Блаженства и Бессмертия Брахмана.

В настоящем томе представлены материалы многолетней работы Шри Ауробиндо по изучению и исследованию величайшего памятника древней ведантистской культуры — Упанишад: переводы, заметки, комментарии.

Сюда вошли переводы и исследования всех Упанишад, над которыми работал Шри Ауробиндо, кроме Иша Упанишады. В них он воскрешает для нас подлинный эзотерический смысл этих древних писаний, вдохновенные строки которых зовут человека к пробуждению от Неведения, к познанию своего высшего, истинного «Я», единой и единственной Реальности, к обретению Блаженства и Бессмертия Брахмана.

Этот том, в который вошли сочинения Шри Ауробиндо на бенгальском языке, занимает особое место в Собрании сочинений.

В нем представлены все основные аспекты его многогранной творческой личности. Здесь мы найдем и блестящие рассказы, и вдохновенные стихотворения и гимны, и пламенные патриотические воззвания, и, прежде всего, — откровения великого мудреца и провидца, объясняющего сокровенный смысл древних священных писаний, и наставления учителя, с любовью направляющего своих учеников на тернистом пути Интегральной Йоги.

Шри Ауробинто подвергает детальному исследованию основные направления развития индийской культуры: искусство и литературу, религию и философию, социально-политическую и общественную сферу.

Раскрывает ее истинное значение и место среди народов мира, а также секрет ее удивительной жизнеспособности, предвидя выдающуюся роль, которую Индии уготовано сыграть в духовной эволюции земли.

Вашему вниманию представляются фрагменты эпической поэмы «Савитри» — главного произведения Шри Ауробиндо, видного общественного деятеля Индии, великого духовного первопроходца, мыслителя, поэта-провидца. «Савитри» — необычное произведение: плод сверхсознательного видения и опыта великого йогина.

В настоящей книге представлены все части поэмы, посвященные противоборству Савитри с Богом Смерти.

В данной работе автор рассматривает тенденции развития человеческого общества с психологической точки зрения. Все настоящее развитие общества подтверждает выводы, которые были сделаны автором в начале века.

Книга не потеряла своей актуальности и в настоящее время, а наоборот объединяет тенденции дальнейшего развития человеческого общества.

Шри Ауробиндо известен русскоязычному читателю, в первую очередь, как великий йогин, выдающийся мыслитель, автор ряда фундаментальных мировоззренческих произведений.

Меньше он известен как выдающийся поэт и совсем не известен как поэт-драматург. Главный герой пьесы Эрик — монарх Норвегии, средневековый король, который ищет единства для своей страны и добивается его благодаря силе любви, побеждающей смерть, а также распри и междоусобицы, терзающие страну.

Комментарии читателей

Иван / 4.01.2014 «Шри Ауробиндо: .. в вас существует нечто жаждущее похвалы, хотя ум и борется с этим желанием. Но ум может только сдерживать – изменить он ничего не может.»
А изменить может только Божественная Сила Шакти. Медитации Ошо это простое созерацине без никакой реальной трансформации и очищения.

«Шри Ауробиндо: Нужно быть готовым к подобного рода вещам. Сила спустилась на ваш призыв и готовит проводники вплоть до физического тела. Все в человеке противится работе силы, все нужно преобразовывать. Впоследствии будут преображены даже клетки.»

EzoBox.ru Библиотека эзотерики

Трансерфинг реальности: пространство вариантов

Моделирование будущего

Секрет (Тайна)

Внутренний Путь — обучение медитации

Шри Ауробиндо — Интегральная йога

С самых древних времен каждая система Йоги развила свою дисциплину во всех деталях. Их все можно изучать и применять. Но согласно учению Шри Ауробиндо каждая из них имеет свои ограничения и дает только частичный результат. Вот почему он советовал тем, кто захочет следовать интегральной Йоге, найти их собственную дисциплину, основанную на древнем знании, но приспособленную к нуждам и условиям каждой личности.

Читайте так же:  Моя новая девушка тренер по йоге

В этой книге вы найдете указания, совершенно необходимые для движения по пути Йоги. Может быть, практикующие, прочитав эту книгу, получат ту подсказку, которая поможет им совершить значительное продвижение на Пути. Для читателя, незнакомого с духовным совершенствованием посредством Йоги, она может послужить толчком к осознанию истинного смысла бытия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Шри Ауробиндо — Интегральная йога, скачать книгу бесплатно в фб2 (fb2), txt, pdf, epub, mobi

Интегральная йога. Шри Ауробиндо. Учение и методы практики

В сборник вошли письма Шри Ауробиндо, касающиеся различных аспектов его духовного учения и методов йогической практики. В первых четырёх разделах речь идёт, главным образом, о философских и психологических основах этого учения, в последующих семи – о методах духовной практики, а заключительный, двенадцатый раздел включает в себя и то и другое.

Шри Ауробиндо 1

1 — Интегральная Йога и обычная жизнь 2

2 — Интегральная Йога и другие системы йоги и философии 7

3 — Планы сознания и составные части человеческого существа 12

4 — Божественное, боги и Божественная Сила 20

5 — Основы Йоги 24

6 — Садхана через выполнение работы, медитацию, любовь и преданность 32

7 — Йогические переживания и духовные реализации 43

8 — Тройная трансформация: психическая, духовная, супраментальная 51

9 — Трансформация Природы 60

10 — Трудности в преображении Природы 68

11 — Человеческие взаимоотношения в йоге 80

12 — Другие аспекты учения Шри Ауробиндо и практики 85

Примечания к тексту 91

Интегральная Йога Шри Ауробиндо. Учение и методы практики
Избранные письма Шри Ауробиндо

Перемены, которые мы наблюдаем сегодня в мире, судя по их идеалам и целям, – суть перемены интеллектуальные, нравственные и физические; духовная революция ещё ждёт своего часа, но между тем волны её уже вздымаются здесь и там. До тех пор, пока она не произойдёт, невозможно оценить смысл всех иных перемен, и все интерпретации происходящего ныне, как и любые пророчества о будущем человека, будут тщетными. Ибо только её природа, её сила и её исход смогут определить следующий цикл развития нашего человечества.

От издателя

В этот сборник вошли письма Шри Ауробиндо, касающиеся различных аспектов его духовного учения и методов йогической практики. В первых четырёх разделах речь идёт, главным образом, о философских и психологических основах этого учения, в последующих семи – о методах духовной практики, а заключительный, двенадцатый раздел включает в себя и то и другое.

Шри Ауробиндо назвал свою систему «Интегральная Йога», поскольку она предполагала «достижение единства (йоги) всех частей нашего существа с Божественным и последующее преображение и приведение всех их элементов, ныне конфликтующих друг с другом, в гармонию более высокого божественного сознания и существования».

Большую часть писем Шри Ауробиндо написал в 30-е годы прошлого века, отвечая на вопросы мужчин и женщин, живших в его ашраме, который находился в индийском городе Пондичери. В этот период он был сосредоточен на собственной духовной практике и почти ни с кем не виделся и не разговаривал; однако он переписывался с собиравшимися вокруг него искателями и таким образом сохранял с ними контакт. Ученики отправляли ему письма или дневниковые записи, подробно рассказывая о своей внутренней и внешней жизни. Он отвечал иногда очень подробно, иногда просто делая пометки на полях.

Чтобы отобрать письма, включённые в этот сборник, пришлось просмотреть более двух тысяч страниц различных томов Юбилейного собрания сочинений Шри Ауробиндо. Ссылки на эти тома даются в конце сборника. Обычно опубликованное письмо воспроизводится целиком. Несколько длинных писем, затрагивающих две или более тем, были разделены и частично воспроизведены в тех или иных разделах. Те места в письмах, которые, по нашему мнению, не имели отношения к темам, рассматриваемым в данном сборнике, опускались. Такого рода пропуски выделены многоточиями.

Читатели должны помнить о том, что каждое письмо было написано определённому человеку по определённому поводу.

Шри Ауробиндо однажды предостерёг: «Множество недоразумений возникает из-за привычки рекомендовать то, что я писал для одного человека, другому, без учёта существующих между ними различий».

Во всех трудах Шри Ауробиндо встречаются слова из санскрита и других индийских языков. Он также придавал некоторым английским словам (таким, как «психическое», «витальное») свой собственный смысл и создал целый ряд новых терминов и понятий: «сверхразум», «окружающее сознание» и т. д. Мы настоятельно рекомендуем читателям, незнакомым с терминологией Шри Ауробиндо, обращаться к глоссарию, приведённому в конце книги.

Данный сборник подготовлен Питером Хизом и Бобом Цвикером, сотрудниками Архивов и исследовательской библиотеки Ашрама Шри Ауробиндо.

Шри Ауробиндо

Шри Ауробиндо родился 15 августа 1872 года в Калькутте. В возрасте семи лет он был отправлен в Англию для получения образования. С отличием закончив школу св. Павла в Лондоне, а затем королевский колледж в Кембридже, он в 1893 году вернулся в Индию. В последующие четырнадцать лет он работал в княжестве Барода в качестве личного помощника махараджи и преподавателя бародского колледжа и одновременно занимал различные административные должности. В это время он выучил санскрит и бенгали и написал большое количество стихов и литературных рецензий. Также, намереваясь положить конец британскому правлению, он тайно готовил вооружённое восстание.

После разделения Бенгалии в 1905 году Шри Ауробиндо ушёл со всех постов, занимаемых им в Бароде, и уехал в Калькутту, где стал одним из лидеров националистического движения. Будучи редактором газеты «Банде Матарам», он смело высказывался за предоставление Индии полной независимости. Его три раза арестовывали за подстрекательство к мятежу и государственную измену, но всякий раз отпускали за недостаточностью улик.

Шри Ауробиндо начал практиковать йогу в 1905 году. В 1910-м он уехал в Пондичери, намереваясь посвятить один или два года медитации, но вскоре он понял, что должен сосредоточить всё своё внимание на духовной практике, и постепенно отошёл от революционного движения, у истоков которого стоял. Во время своего пребывания в Пондичери, длившегося сорок лет, он создал новую систему духовного развития, названную им «Интегральной Йогой». В 1926 году с помощью своей духовной соратницы, Матери, он основал ашрам, в котором были созданы условия, позволявшие воплотить его лозунг: «Вся жизнь есть Йога». К наиболее известным произведениям, написанным в Пондичери, относятся «Жизнь Божественная», «Синтез Йоги» и поэма «Савитри».

Шри Ауробиндо оставил своё тело 5 декабря 1950 года.

Шри Ауробиндо про интегральную йогу

Хоть йога и пришла к нам из глубины веков, она не является застывшей статичной массой, не превратилась в абсолютную догму, как христианство и другие крупные религии. Она развивается и совершенствуется, в ней появляются новые течения и направления, отражающие влияние йоги на современную жизнь человечества. Одним из таких новых направлений стала интегральная йога, разработанная в начале прошлого века Шри Ауробиндо.

Читайте так же:  Жк йога официальный сайт

Что представляет собой учение?

Интегральная йога – это способ объединения в единое целое духовной сущности мира и человека без необходимости отказа от мирского и бренного. Духовным центром мира Шри Ауробиндо считает Брахмана, чья сущность представляет собой материю и дух, неразрывно соединенные вместе. Понятие Брахмана объединяет в себе Сат, Чит и Ананда – бытие, знание, блаженство.

На Шри Ауробиндо большое влияние оказали идеи Свами Вивекананды, но не принятые им как догма, а лишь как база для дальнейшего развития идеи. В частности, понимание Ауробиндо сути Брахмана противоположно мнению Вивекананды.

Создатель интегральной йоги считал, что в мире происходят два основных процесса: инволюция и эволюции. Если не учитывать эти противоположные процессы, то определение истинного места человека в мире станет невозможным.

Это философское понятие означает поэтапное движение от высших форм жизни и низшим. Таким образом, эволюционный процесс оказывается неразрывно связанным с инволюцией, представляя собой цикличное движение снизу вверх и сверху вниз. Без инволюции не может быть и эволюции, иначе все сущее было бы творением случайным или созданным при помощи силы, пришедшей извне.

Интегральная йога рассматривает этот процесс как поэтапное развитие духа, или сознания, а не с точки зрения материалистической эволюционной теории Дарвина.

Шри Ауробиндо свойственно стремление к целостному подходу к осмыслению мира и роли человека в нем. Он критически относился к материалистической и другим теориям сути человеческой природы. Высшей стадией развития человечества должно стать его преобразование при помощи интегральной йоги. Оно осуществляется поэтапно в соответствии с такой схемой:

  • Отделение каждого элемента человеческой природы от деформирующего воздействия других частей.
  • Объединение составляющих человека с мировыми.
  • Проникновение сознания вглубь бессознательного.
  • Развитие способностей, созвучных высшим уровням существования (суперразум, мега-сознание).
  • Супраментальное, сверхъестественное преобразование банальной человеческой природы.

Цитируя создателя этого направления в йоге, можно больше понять и глубже разобраться в его эволюционной теории: «Супраментальное существо смотрит иначе, с иной точки, не сквозь дебри фактов и феноменов сиюминутного, но сверху, не извне и не по поверхности судя, но изнутри, из самой истины сердца всякой вещи».

Супраментальное существо мыслит сферически, не выделяя отдельные объекты, цели или желания, но объединяя их в единое целое. Все сущее предстает в его сознании цельным, видимым отовсюду – и изнутри, и извне. Такое восприятие мира и всех его составляющих максимально приближает его к высшей Божественной сущности, делая фактически равным ему. Супраментальные существа будут жить в супраментальном мире, лишенном уродства и боли, страданий и увядания. Сам учитель считал, что он вернется в этот мир первым человеком в супраментальном теле.

Понятие эволюции в интегральной йоге

Учение Шри Ауробиндо в теоретической части изложено в его книге «Жизнь Божественная», а его практическая часть в «Синтезе Йоги» и «Письмах о Йоге».

Интегральная йога оперирует тремя базовыми принципами эволюции: расширением, возвышением и интеграцией. Соединяясь воедино, они дают развитие по спирали, то есть каждый последующий виток эволюционного развития не только поднимается выше, но и становится шире. На высшие уровни развития поднимаются не отдельные индивидуумы, но все человечество в целом. При этом эволюционные изменения достигаются путем радикального изменения человеческой природы.

Шри Ауробиндо считал, что единственно правильным и возможным путем преобразования и совершенствования человека может быть только следование йогической практики. Он считал, что все есть йога. Весь путь человечества от зарождения до вершин можно считать путем самопознания от примитивного состояния к постижению божественной сущности. Для Шри Ауробиндо это возможно либо путем эволюционного развития, либо следованием его методу – революционному индивидуальному усилию (садхана). Он назвал свое учение интегральной, или полной йогой – Пурной.

Два метода познания в интегральной йоге

Согласно учению Шри Ауробиндо, существует два основных метода интегральной йоги. Один путь – внутренний, направленный извне внутрь, когда сознание погружается во внутреннюю реальность и раскрыть свои возможности путем сверхчувственного опыта, пройти через осознание этой силы и прийти к возможности использовать новые силы и знания.

Второй метод – внешний. По нему разум занимает позицию наблюдателя и раскрыть себя внешнему воздействию. Только тогда он сможет увидеть и осознать, как на его призыв откликаются и нисходят внешние силы, с каждым разом все сильнее и ярче проявляя свое присутствие и воздействие.

Оба метода могут оказаться действенными лишь в том случае, если человек перестанет существовать только во внешней реальности и воспринимать окружающее с позиции экстраверта. Сомнения разума, не желающего или неспособного полностью открыться, препятствуют развитию самосознания.

Шри Ауробиндо считал, что Земля и все человечество стоит на пороге больших перемен. Эти изменения он признавал не столько материальными, сколько духовными, ведущими к изменению самой человеческой природы, к ее преображению и преобразованию. По его мнению, в истории человечества уже неоднократно случались подобные просветления, которые помогали делать очередной шаг в витке эволюции, поднимаясь от низших форм к высшим. В настоящее же время человечество достигло такой стадии развития, что необходим качественный скачок для изменения самой сути человеческого существа. По Шри Ауробиндо, интегральная йога призвана стать инструментом, помогающим преображению.

Бог в человеке хочет воплотить себя на Земле в каждом отдельном индивидууме и в обществе в целом, считал учитель. Его цель – воплощение Бога в жизнь, когда каждый человек может стать Богочеловеком, а все человечество в целом – царством Божьим на Земле.

Особенности интегральной йоги

Несмотря на то, что учение Шри Ауробиндо базируется на многовековой йогической традиции и практике, данный вид йоги имеет ряд отличий, делающих ее особым явлением:

Создатель учения утверждал, что для постижения души нет необходимости покидать этот мир и отказываться от обычной жизни, так как Божественное просто пронизывает все окружающее. Мир буквально наполнен божественным сиянием, и чтобы его увидеть, не нужно физического уединения или лишения себя жизненных благ. Божественное скрыто от глаз лишь того, кто не хочет его увидеть. Стоит лишь научиться доверять своим чувствам и раскрыть душу и разум, как вселенские силы начнут проникать в них и раскрывать свои тайны и знания. Чтобы найти Бога, нужно попробовать открыть его в своей душе.

Автор учения писал, что его интересует Земля, а не блага, предлагаемые в потусторонней жизни. Он стремился к воплощению Божественного в земной жизни, а не к спасению вдали от нее. По мнению учителя, все остальные йоги считают эту жизнь иллюзорной или лишь переходным этапом в жизни будущей. Лишь супраментальная йога рассматривает ее как нечто, созданное Божеством специально для своего постепенного проявления и воплощения. Именно поэтому она ставит себе цель полного раскрытия всех возможностей, которые заключены в жизни и в теле.

Читайте так же:  Йога на весу в гамаках

Школа интегральной йоги Шри Ауробиндо

Доброго времени дня, дорогие читатели! Многие об ней слышали, но из-за глубины философского посыла создателя, далеко не все понимают ее смысл. Сегодня хочу в доступной форме объяснить вам, что же такое эта загадочная интегральная йога практика и реально ли ее освоить.

Автор и последователи

Интегральная йога была разработана, полностью изучена и представлена миру выдающимся индийским философом и духовным гуру Шри Ауробиндо, первое имя которого – Ауробиндо Гхош. Очень быстро стало появляться много адептов его учения и вскоре он открыл для них ашрам. В 1943 году на базе ашрама открылась также школа, позже ставшая Международным центром образования.

Его ученицей, союзницей и последовательницей стала Мирра Альфасса, которой он дал духовное имя – Мать. После ухода учителя она продолжила переданное ей попечительство над ашрамом. В 1968 году она основала на юге Индии международный город Ауровиль, в самом центре которого был возведен знаменитый храм Матримандир. Его внутренний зал полностью воспроизводит повторяющиеся видения Матери во время медитаций.

На протяжении девятнадцати лет с Матерью тесное духовное общение поддерживал ее ученик – Сатпрем. До того, как она дала ему это имя, его звали Бернар Анженже. У Сатпрема было глубокое понимание идей Шри Ауробиндо и Матери, он сильно продвинулся в этом направлении и написал множество книг, помогающих современному неофиту понять суть этих идей.

Суть практики

Сразу скажу, что в самом названии интегральной йоги заложено ее определение. Многие из вас уже успели узнать, что в большинстве своем поиск Высшей Истины подразумевает отстранение от физической природы человека и стремление развить духовную ее часть. Безусловно, это действенные методы и нельзя их отрицать.

Но уважаемый Шри Ауробиндо посмотрел на это иначе и интегрировал в своем подходе одновременное развитие обеих этих человеческих форм – Духа и Материи. Он говорил о том, что наше физическое тело так же реально, как и наша душа, а значит нужно уделять ему не меньше внимания.

Поэтому целью его практики стало привнесение Божественного Света во все формы его существования. Для этого необходимо следовать определенной садхане, которая при условии беспрерывной и искренней работы над собой позволит без преград проникать этому Свету во все формы Бытия.

Интересно то, что проникновение того света, о котором идет речь, ощущается практикующим на физическом уровне, тем самым давая понять, что человек движется в правильном направлении.

Возможно вам покажется, что такого сложно достичь, но это только на первый взгляд. Дальше постараюсь объяснить еще проще.

Эволюция сознания

Важнейшая роль отводится теме сознательного и бессознательного. По мнению неизменного автора методики, в нынешней природе человека очень много бессознательных и даже животных проявлений. Чтобы изменить это, абсолютно необходима эволюция сознания Человека и проникновение сознания в каждую частицу человеческого тела.
Принято считать, что ум человека – это наивысший уровень развития сознания на Земле. Но Шри Ауробиндо полагает, что человеческий ум – это лишь очередная ступень в эволюции сознания, а тело человека со своими желаниями и инстинктами — не что иное, как материя, тормозящая и сбивающая с толку осознавшее само себя сознание.

Для изменения такого положения вещей автор методики советует подготовить себя для трансформации, затем на всех уровнях открыться Божественному источнику и, полностью доверившись, просить его войти в нас. Причём войти не только в наш Дух, но и в материальное тело. Таким образом, одним из главных отличий этой йоги от других является иное направление энергии – не снизу вверх, а сверху вниз.

Условия реализации

Йога интегрального знания хоть и не предполагает жесткого соблюдения каких-то рамок, но все же имеет ряд довольно важных условий для успешного продвижения в этом направлении:

  • Избавление от привязанностей к чему- и кому-либо.
  • Искренность намерения.
  • Открытость для новых энергий.
  • Непоколебимая вера.
  • Сильная воля.
  • Стремление достичь цели.
  • Терпение и спокойствие.
  • Тишина и безмолвие.

Для начинающих также важно сохранять неподвижность тела и находиться в уединенной обстановке, но со временем эти внешние факторы не должны вас больше ограничивать.

Особое значение уделяется нахождению контакта с Божественной Матерью – Шакти и ее милостью к вам, ведь именно благодаря ей происходит нисхождение энергии. Об этом написаны целые философские труды, которые совсем не будет лишним изучить. Подборка книг Ауробиндо здесь

Садхана может быть осуществлена тремя путями:

  1. Работа ради Божественного. Предполагает отсутствие эгоистических целей. Это так называемая карма-йога, доработанная под интегральное видение.
  2. Медитация и концентрация. Подразумевает полное успокоение ума от любых мыслей. Существует несколько способов это делать. Один из них описан в раджа-йоге Свами Вивеканандой.
  3. Любовь. Сюда относится бхакти-йога, джапа-йога, пение мантр (в особенности, Гаятри-мантры) и др. Для женщин часто становится предпочтительным этот вариант садханы.

Однако сам Шри Ауробиндо в своих переписках с учениками не раз говорил, что эти три метода можно и нужно сочетать между собой.

Возможные результаты

В случае наблюдения стабильного прогресса в практике вы можете надеяться на проявление у себя таких возможностей:

  • трансформация своей природы (духовной и физической);
  • отключение от ненужных эгрегоров (в том числе, городских, рабочих и т.д.);
  • очищение от негативной и родовой кармы;
  • избавление от заболеваний (иногда изначально неизлечимых);
  • развитие сиддхов (особых умений);
  • достижение нирваны;
  • переживания во сне, выход из тела;
  • и даже изменение внешности, как это было у Матери, которая в свои 40 лет неожиданно для своих приближенных начала выглядеть на 18.

Все эти перспективы не должны вас отвлекать от истинной цели интегральной йоги, а именно – воссоединении с Божественным.

Напутствие

Если вас всерьез заинтересовало это учение, то для того, чтобы по-настоящему в него погрузиться и понять глубочайший замысел, вам придется прочитать не один десяток томов, написанных просветленными мастерами и их учениками. Потребуется немало усилий, но, как вы уже поняли, результаты этой практики с лихвой оправдывают потраченные силы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Спасибо, что выбираете мой блог для ознакомления с новыми для вас темами. Желаю вам постоянного прогресса и помните, что какой бы йогой вы ни занимались, занятия должны проходить на регулярной основе! Не забывайте делиться в социальных сетях и писать комментарии и задавать вопросы.

Интегральная йога учение шри ауробиндо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here