Йога для 4 лет

Самое главное по теме: "йога для 4 лет" с полным пояснением от профессионалов.

Bookitut.ru

Шаг 6 Особенности физического и психического развития малышей от 1,5 до 3-х лет

Возрастной период от 1,5 до 3 лет характеризуется значительным увеличением физических возможностей малыша. Это период быстрых методов развития аспекта Энергии. За три года дети практически достигают максимума в естественном развитии физического тела, которое возможно в течение жизни. Тогда как сознание в самом начале этого пути. Ребенок использует каждую минуту для своего развития. Цель и способы познания окружающего мира совпадают. Он научился самостоятельно ходить, свободно ориентируется в знакомом пространстве, с большим интересом исследует все новое. Это позволяет совершить ему качественный сдвиг в развитии. У ребенка нет страха.

На протяжении всего возрастного периода ребенок все сильнее осознает себя отдельной личностью. Это период разъединения тонких и причинных групп тел матери и малыша, но телесный контакт по-прежнему очень важен. Малыш постепенно осознает себя отдельно от мамы. Основной вывод этого периода на всю жизнь – самостоятельность (позитивный отпечаток на причинном уровне) или зависимость (негативный отпечаток). Этот период наиболее важен в развитии ребенка до 5 лет. Маленький человек осознает себя отдельной Личностью! Все сильнее проявляется воля — стремление получить желаемое, появляется настойчивость. Любимая фраза: «Я сам!»

На физическом уровне закладываются основы здоровья и гармоничного развития личности. Формируется правильная осанка, походка. Он учится бегать, прыгать, лазить, управлять своим телом. К 2м годам появляется чувство равновесия. Скелет продолжает интенсивно формироваться. Костная ткань еще не окрепла. Походка достаточно неуклюжая, тело неустойчивое, т.к. ножки еще непропорционально маленькие, а голова большая. Работа мышц у малыша еще недостаточно согласована, поэтому его ходьба неритмична: он то бежит, то замедляет шаг. Ножки при этом уже сильные: малыш подолгу может ходить, приседать, наклоняться, поворачиваться, может перешагнуть невысокое препятствие. Разучивает комбинированные движение, например подниматься – спускаться по лестнице. Только к трем годам у ребенка вырабатывается индивидуальная походка, которая останется у него на всю жизнь.

Происходит интенсивный рост головного мозга. Малыш усваивает колоссальное количество информации. Интеллектуальные и психические возможности ребенка возрастают на порядок. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к различным положительным и отрицательным влияниям окружающей среды. Крайне важно развитие мелкой моторики, что существенно ускоряет развитие мышления.

Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Дети понимают намного больше слов, чем употребляют сами. Поэтому с ними следует больше разговаривать, общаться. Появление речи влияет на формирование других психических функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и т. д. Детям очень нравится подражать. Они могут долго повторять одни и те же звуки или движения.

Особенность сердечно-сосудистой системы состоит в том, чем младше ребенок, тем ниже артериальное давление. Пульс маленького ребенка чаще, чем у взрослого, в норме 110–115 ударов в минуту, причем частота его сильно увеличивается при волнении, беге, крике, высокой температуре.

Органы дыхательной системы еще слабо развиты: носовые ходы узкие, слизистая оболочка носоглотки рыхлая, гортань, трахея, бронхи и легкие также имеют ряд особенностей в строении и функционировании. Все это предрасполагает к частому возникновению острых респираторных заболеваний. Дети очень чувствительны к свежему воздуху, им постоянно нужна подпитка праны. Поэтому очень важны прогулки на улице, иначе они становятся капризными и вялыми.

Кожа и подкожно-жировой слой ранимы и нежны. Ребенок легко перегревается и переохлаждается.

Особенности занятий йогой с указанной возрастной категорией.

1. Ребенку важна близость мамы, близкого взрослого. Присутствуют упражнения парной йоги, направленные на укрепление контакта с близким человеком. Приобщая малышей к йоге уже в таком возрасте, мы больше работаем с тонкими и причинными группами тел ребенка. Если мы сами занимаемся йогой, дети очень органично приобщаются к практике. Ведь они так любят подражать родителям! Активные действия взрослого в занятии делает его автоматически интересным для малыша и побуждает присоединиться.

2. Деткам сложно усидеть на месте дольше 3-5 минут. Подбираются упражнения, чтобы совмещать и чередовать разные виды активности. Они с трудом контролируют внимание на чем-то одном. Занятия необходимо строить по принципу сознание – энергия, потрудились — отдохнули. Во время отдыха малыши могут заниматься, чем им интересно.

3. Дети могут не сразу освоить некоторые упражнения. Они любят знакомое и повторяющееся. Включаем в практику много повторяющихся ритуалов. В освоенный материал постепенно вводим новые упражнения. Хорошо, если занятие на какую-либо тему (например, времена года). Они должны быть больше похожи на игру. Это прекрасная возможность для полноценного общения, возможность дарить и получать в ответ радость от маленького Абсолютика.

4. Йога поможет заложить основы физического здоровья на всю жизнь. Хорошо известно благотворное влияние асан на гармоничное развитие тела во всех аспектах.

5. Хотя, по сути, дети занимаются йогой постоянно. Понаблюдайте за своим чадом. Что не поза, то асана! Дети – наши учителя! И если у вас есть ребенок, у вас есть чудесная возможность самим поучиться у него.

Виды упражнений, рекомендуемых для практики с малышами.

Итак, занятия с детьми ориентированы на всестороннее развитие растущего человека (физическое, интеллектуальное, психическое, нравственное, творческое). Основной метод – соединить игру, характерную для малыша 1,5-3 лет с йогой. Для этой возрастной группы рекомендуется включить в практику следующие виды йоги:

● Короткие стишки-зарисовки, под которые можно показывать движения (хатха-йога, крия йога), разучивать звуки (мантра йога) и тренировать дыхание (например, «ветер дул-дул», «заяц вздохнул» — пранаяма йога). Лучше собственного сочинения.

● Игры, с помощью которой разучивается одна-две асаны или крии (например, начинаем ползать по полу, изображая кошечку, – как кошечка сердиться, выгибает спинку и какая она ласковая, мы ее гладим)

● Сенсорные упражнения (на развитие зрительной, обонятельной, осязательной и аудиальной чувствительности) – например, нюхать ватки с разными запахами из коробочек, залезать в мешочек и ощупывать там предметы, по-разному играть на тонких музыкальных инструментах – колокольчиках, треугольнике и др.)

● Подвижные игры и спокойные игры.

● Игры «вдох-выдох», обучающие быстрому расслаблению (например, бегаем-бегаем, а потом легли и отдыхаем, затем опять бегаем-бегаем)

● Разыгрывание сказки. Делать движения, использовать игрушки кукольного театра, сопровождать речитативом движения и накладывать на музыку.

● Парные упражнения (упражнения с мамой или близким взрослым).

● Ритуалы на занятии (подготовка пространства, приветствие и прощание, чтение сказки в завершении занятия, маленькие подарки в конце занятия и другие).

● Использовать на занятиях то, чем малыши с удовольствием занимаются дома!

В следующих материалах мы рассмотрим составляющие части занятий, примеры шаблонов занятий, очередности и видов упражнений, советы и рекомендации по конкретным упражнениям.

Игры-упражнения для детей от 1,5 до Зх лет по хатха йоге

Основной метод – соединить игру, характерную для малыша 1,5-2,5 лет с йогой

Короткие стишки-зарисовки, под которые можно показывать движения (хатха-йога, крия йога), разучивать звуки (мантра йога) и тренировать дыхание (например,«ветер дул-дул», «заяц вздохнул» — пранаяма йога)

№ Название игры Слова Движения

1 Осень

Добрый день! Добрый день!

Осень к нам пришла.

Ладошками вниз машем.

Ладошки делаем лодочкой (дождик принесла)

2 Мы листики осенние (с кленовыми листочками делаем)

Мы листики осенние.

Читайте так же:  Детская йога обучение для инструкторов

На дереве сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Он вертел нас и кружил.

Бах – на землю опустил.

Стоим в позе дерева – ручки с листочками поднимаем вверх. Ладошки поднимаем-опускаем.

На листочки дуем.

Тихонечко опускаем листочки на землю.

Просто сильно дуем.

Встаем вместе с листочками.

Отпускаем листочки на землю.

3 Пузыри (логопедическое упражнение)

Мы намылим наши ручки.

Раз, два, три. Раз, два, три.

А над ручками как тучки.

Далее мылим, что хотим – шейку, голову, животик и .т.п.

Ладошками машем вверх – вниз (как движение пока-пока)

4 Дождик

Дождик, дождик, кап да кап.

Нам нельзя идти гулять.

Мы промочим ножки.

Дождик, дождик, ты не лей!

Погулять пусти скорей.

Ладошками машем вверх – вниз (как движение пока-пока)

Движения руками как будто метем дорожки (машем из стороны в сторону)

Опять грозим пальцем.

Делаем ладошками движения топ-топ (по очереди ладошки опускаем вниз)

5 Солнце

Солнце светит нам в окошко.

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши.

Очень рады солнцу мы.

Просто гуляем (или делаем руками круговые движения – солнышко светит)

Хлопаем в ладоши.

Ручки раскрываем (навстречу солнышку)

6 Дерево, сова

В поле дерево стоит.

А над деревом сова летит. «Ух,ух,ух» говорит.

И дальше полетела.

4-ая вводная крия (мельница). Разучиваем звук У (подготовка к мантре АОУМ), можно играть с этим звуком, растягивать, сжимать и т.д.

Поза на корточках.

7 Мишка

Мишка по лесу идет.

Мишка хочет вкусных ягод.

Но нигде их не найдет.

Вдруг увидел много ягод.

Мишка даже зарычал.

Переваливаемся с ноги на ногу.

Наклоняемся вперед и козырек ладошкой делаем.

8 Зайки

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли зайцы погулять.

Зайцы спрятались за елку.

Нет ли где лисы иль волка.

Один, два, три, четыре, пять.

Зайцы могут поиграть (или поскакать)

Загибаем пальчики на ладошке.

Показываем уши зайчи двумя ладошками.

Ручки за спину убираем.

Поворачиваемся корпусом вправо и влево (ищем)

9 Львенок

Будет грива, как у папы,

И с когтями будут лапы.

Львенок — он ведь тоже кошка,

Только покрупней немножко.

Садимся на пятки, положив ручки на колени. Делаем полный вдох, втягиваем животики, как можно шире растопорим пальцы рук, выпрямляем ручки в локтях, вытаращиваем глазики, сводя их внутрь, высовываем язычок и стараемся достать до подбородка.

Йога для детей

Расписание дня у современного ребенка, порой, даже более плотное, чем режим дня взрослого трудящегося человека. Уже в 3-4-летнем возрасте родители стараются привить чаду максимальное количество умений. Подобного рода стремления, разумеется, оправдывают родительские надежды в будущем, вот только медики, психологи и другие специалисты продолжают спорить о том, необходима ли детям такая разноплановая нагрузка? Пожалуй, если кружки и секции подбирать для любимого чада с умом и не нагружать малыша, то они окажут исключительно пользу на детский организм. Особенно похвально стремление родителей сохранить, восстановить и укрепить здоровье ребенка. Поэтому если вы выбрали для своего ребенка занятия йогой – вы проявили настоящую заботу!

Данные по заболеваниям детей в России будоражат воображение. Согласно статистике, более 70% детей в стране страдают хроническими заболеваниями, 1/3 часть выпускников школ и гимназий имеет ограничения в выборе будущей профессии в связи с плохим состоянием здоровья, а среди дошкольников все увеличивается число детей, которые имеют недостаточный уровень развития для обучения в школе. Конечно, в этом виноваты разнообразные экономические и социальные факторы, поэтому главной задачей каждого родителя является забота о здоровье своего ребенка, а также выбор физических занятий, которые оказывали бы настоящий терапевтический и лечебный эффект. И в связи с этим, йога для детей – лучшие упражнения, которые так необходимы современного ребенку!

Йога для детей – это особый, неповторимый и такой интересный мир! Знакомя малыша с теорией и практикой этого древнего искусства, а значит, и с новым стилем жизни, вы даете ему отличный старт. Детская йога – это далеко не банальное копирование асан (поз) йоги для взрослых. Никто не будет заставлять детей подолгу находиться в одной и той же позе или усиленно медитировать. Йога для детей представляет собой адаптированное соединение обычной йоги с веселыми физическими упражнениями. Каждое движение в детской йоге разработано с учетом их анатомических, психологических и возрастных особенностей. Помните, что успех занятий зависит от нескольких условий: регулярного посещения, заинтересованности ребенка и доверительных отношений между ребенком и преподавателем.

В чем заключаются особенности детской йоги?

Йога для детей создана не для состязаний, поэтому при выполнении различных упражнений от ребенка не стоит требовать идеального повторения асан. В появлении любви к этому древнему искусству крайне важно, чтобы ребенок с удовольствием выполнял упражнения, именно тогда йога принесет пользу и желаемый оздоровительный эффект. Первые занятия йогой для детей лучше проводить не раньше 5 лет. Малыш должен повторять асаны в меру своих возможностей. Лучше организовать первое знакомство с йогой в виде занимательной игры, в которую захочется снова поиграть позже. Крайне нежелательно совмещать занятия йогой с другими физическими нагрузками в этот же день. Мастера йоги советуют детям не задерживать надолго дыхание, лучше дышать глубоко и произвольно.

Какие упражнения входят в комплексы йоги для детей?

Начальный комплекс йоги – это смесь разноплановых упражнений из йоги разных видов. Например, серия непрерывающихся упражнений Приветствие Солнцу (или Сурья Намаскар) – начальный комплекс йоги Аштанга Виньяса. Но большинство поз позаимствовано из классической йоги Хатха. Дети выполняют асаны Саранчи, Полусаранчи, Кобры, Лука, Йога-Мудра, Плуга, Рыбы, Касания головой колена, Мертвую Позу, Стойку на плечах, Наклон вперед сидя – 9 основных поз глубокого расслабления. Йога для детей станет действительно занимательной и интересной, если родитель будет не только помогать запоминать старые асаны, но и знакомить с новыми.

Разучивая асаны, стоит особе внимание уделить Сарвангасане (Стойке на плечах), ведь это королевская поза, полезная для всех систем и органов детского организма. Ее значение особенно подчеркивается для желез внутренней секреции: надпочечников, гипофиза, околощитовидной железы, половых желез, поджелудочной и вилочковой железы. Последняя железа имеет особое значение для формирования иммунитета у ребенка. Йога для детей включает также асану Матсьясана (Рыбы), которая раскрывает грудную клетку и растягивает мышцы шеи. А выполняемая в конце упражнений Мертвая поза позволяет закрепить полученный эффект, расслабиться и успокоиться.

Для того чтобы занятия йогой для детей приносили исключительно пользу, позволяли укрепить здоровье и улучшали настроение, необходимо наблюдение опытного инструктора. Если же у вас нет подходящего мастера, не позволяйте ребенку самостоятельно выполнять асаны, присутствуйте при каждом занятии, направляйте его и помогайте достичь необходимых результатов. Но помните, что лучшим способом обучения всегда был просто хороший пример!

Детская йога — основные принципы построения групповой практики. Д.Пивцова

Я хотела бы описать принципы построения и ведения занятий йогой в группе для начинающих практиков младшего возраста. Являясь мамой двух детей, которых мне также очень хотелось приобщить к миру йоги, мне стало интересно попробовать себя в качестве преподавателя йоги для детей. Вооружившись книгами, одобрением своего преподавателя и опытом мамы — я начала свою преподавательскую деятельность. Так как про йогу для детей нам на курсах не рассказывали, здесь я хотела поделиться своими знаниями и приобретённым опытом. Вполне возможно, что для кого-то это окажется полезным и пойдет на благо.

Читайте так же:  Йога для беременных савеловский

Наши дети вовлечены в гонку достижений в различных сферах жизни: конкуренция, желание и обязанность быть лучшими во всём — порождают нестабильную самооценку. Йога приветствует подход к жизни, в котором нет места конкуренции. Она обеспечивает достижение эмоционального равновесия через физическое развитие, даёт ребенку чувство заботы и внимания, ощущение самоконтроля и душевного комфорта. Тело становится сильным и гибким, разум — сосредоточенным и спокойным. На своих занятиях я объясняю детям, что им нет необходимости сравнивать друг друга, каждый обладает индивидуальными способностями. Так как занятия йогой разительно отличаются от всевозможных спортивных секций, которые посещают дети, мне нравится наблюдать, как на моих занятиях, они начинают расслабляться и самовыражаться, не боясь суждений и критики. Эта свобода помогает развивать чувство уверенности и желание прислушиваться к себе, заниматься самоизучением.

Заниматься йогой дети могут начинать в 3-4 летнем возрасте. Однако следует помнить, что все дети разные и что родителям виднее, когда ребёнок в состоянии приступить к занятиям йогой. Дети младшего возраста особенно восприимчивы к йоге, если её преподносят в форме игры.

Мои занятия рассчитаны на один час. Выстраиваются они в следующем соотношении:

1 блок — настройка на практику — 10%

2 блок — разминка — 30%

3 блок — основной — 50%

4 блок — перевёрнутые асаны — 5%

5 блок — шавасана — 5%

Нашу практику мы начинаем с обсуждения притчи (заранее приготовленной и рассказанной мной). Вот, например, одна из таких:

Далее, прикрыв глаза, мы учимся «проходиться» по своему телу и «собирать» обиды, тревоги, злость в комок ( у кого-то он очень маленький, а кто-то его буквально катит по полу к двери, где у нас находится воображаемая корзина с мусором, в которую мы выкидываем все ненужные и отрицательные эмоции). После этого я наблюдаю, легкость в движениях, улыбки на лицах — так, словно дети только и ждали этого момента, чтобы скинуть груз с плеч. Тем самым мы стараемся освободиться от мыслей, с которыми пришли и настроиться на практику.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сначала возникали сомнения по поводу мантры «ОМ», давать её или нет. Но как обычно именно детский интерес развеял все мои сомнения, дети первым делом стали интересоваться символикой мантры, изображенной на покрывале в зале. Теперь наша практика начинается и заканчивается мантрой. Дети с удовольствием её поют.

Далее идут разминочные упражнения для подготовки тела к выполнению поз. Для детей особенно важно хорошо размять всё тело, проработать суставы, так как во время дальнейшего выполнения асан, многие достаточно энергично и шустро занимают те или иные позы. Практически в каждую практику я включаю комплекс «Сурья намаскар», дети легко его осваивают и им нравится возможность самостоятельно продемонстрировать столь длинную последовательность. Обычно, перед выполнением этой практики, мы при помощи ковриков образуем круг — символизирующий солнце.

Затем идёт блок с основными позами. Всегда нужно помнить об игровом аспекте и подключив воображение «превращать» асаны в занимательные позы, при этом давать им необычные названия.

Во избежание перенапряжения хрупких суставов советуйте детям удерживать позы не более одного-двух вдохов-выдохов. Восьмилетним ребятишкам можно начинать с удержания позы на один вдох-выдох, постепенно увеличивая до трёх. Детям старше восьми лет можно позволять увеличивать этот время (что зависит от регулярности занятий и способности ребёнка).

Вплоть до возраста семи-восьми лет занятия йогой заключаются в непринужденных играх и упражнениях на растягивание под музыку. Йога с детьми должна включать много «давайте представим» и занимательных рассказов.

От простых поз постепенно переходите к сложным. Используйте комбинации из поз различных групп (например, позы с наклоном вперёд, а затем позы с наклоном назад, стоячие и сидячие позы и т.д.). Предлагайте новые позы, чтобы никто не заскучал.

Чтобы естественным образом удлинять выдохи, во время асан, приносящие огромную пользу телу и разуму, мы на выдохе издаём жужжащие, шипящие звуки и тянем их как можно дольше.

Целесообразно рядом с ковриком размещать сложенное одеяло, так как во многих позах оно может послужить опорой для более простого варианта асаны, а также одеяло может быть использовано для безопасности ребёнка во время выполнения балансовых асан.

Не забывайте про игры, которые помогают отвлечься и передохнуть от сложных практик. Например, игра в позе дерева: один ребёнок принимает позу дерева, а другой бегает — летает вокруг него, как птичка. Его задача — заставить «дерево» утратить равновесие, но при этом, не толкая и не прикасаясь к нему. Затем поменяться ролями.

В этот блок я включаю также упражнения пранаямы. «Дыхание йогов» (где мы представляем как наш живот надувается и сдувается словно воздушный шарик), брамри (или «пчела»), ситкари-шиткари («свистящий воздушный шарик»). Детям до восьми лет можно предлагать лишь самые простые дыхательные техники, они заложат надежную основу для развития контролируемого дыхания впоследствии.

Также я использую упражнение «Зоркость орла» — адаптация дисциплины из хатха-йоги, называемой тратака, предназначенной для развития дхараны — направленной сосредоточенности. Оно особенно полезно, чтобы выйти из несфокусированного душевного состояния, в котором внимание рассеяно. Это упражнение также полезно для мышц глаз. Помогите ребёнку освоить его с помощью следующих указаний. Выставьте указательный палец левой руки на расстоянии 10 см. от вашего носа. Вытяните правую руку на уровне плеча, поднимите указательный палец правой руки. Делая выдох, пристально посмотрите на кончик пальца левой руки, находящейся перед вашим носом. Делая вдох, смещайте взгляд на палец вытянутой правой руки. Продолжайте тоже самое, пока не сделаете 5-10 вдохов и выдохов. При ощущении дискомфорта, остановитесь.

Дети обожают такую технику, как симха крийя (зевок льва). Эта поза полезна для миндалин и горла, её включают даже в комплексное лечение заикания. Кроме того, это прекрасный способ сбросить напряжение!

4 блок — перевёрнутые асаны. На этот блок отводится немного времени, т.к. детям рекомендуется удерживаться в этих позах непродолжительное время. Для начала вполне достаточно несколько секунд для одной из асан (например сарвангасаны). Стойки на голове небезопасны для детей младше 12ти лет, т.к. кости черепа и шейный отдел позвоночника ребёнка ещё недостаточно крепки для подобной нагрузки.

5 блок — шавасана. Впервые выполняя это упражнение, посвятите ему поменьше времени — в полне достаточно двух минут. Позднее продолжительность упражнения можно увеличить, дополняя визуализацию. На протяжении всего времени разговаривайте с детьми, ваш голос не даст уснуть. Не заставляйте ребёнка закрывать глаза во время медитации, если он не хочет. Медитируя с закрытыми глазами, некоторые дети нервничают.

После шавасаны дети обычно ощущают прилив творческой энергии. Приготовьте бумагу и карандаши, предложите ребёнку записывать или рисовать всё, что приходит в голову.

В заключение хотела призвать вас заниматься йогой со своими детьми, это поможет вам установить глубокую связь с ребёнком и помочь постичь ему божественное, заключенное внутри. Дети — одни из самых благодарных практиков йоги.

Хатха-йога для детей

Лариса Суслова
Хатха-йога для детей

Йога – древнее индийское учение, одной из составных частей которого является хатха-йога. Элементы этой полезной, проверенной многолетним опытом системы физической культуры индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, и используются как нетрадиционные приёмы оздоровления.

Хатха-йога – это специальная йога для детей, основанная на позах животных и окружающих предметах, доступных дошкольникам.

Читайте так же:  Йога для беременных измайлово

«Ха» — обозначает солнце, символ тепла, активности и энергии.

«Тха» — луна, холод, пассивность и торможение.

Занятия хатха-йогой физически совершенствуют и укрепляют детский организм, помогая сбалансировать процессы возбуждения и торможения в нём

• Профилактика простудных заболеваний, закаливание и общее оздоровление детей.

• Учить детей чувствовать свое тело, выполнять движения осознано, легко и красиво;

• Развивать гибкость и эластичность позвоночника, формируя правильную осанку;

• Закрепить навыки правильного дыхания;

• Воспитывать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость.

Для занятий не требуется особых приспособлений и сложный инвентарь. Достаточно иметь индивидуальный коврик, массажные дорожки и музыкальное сопровождение.

У малышей очень нежный скелет, слабые связки и мышцы. С ними можно лишь использовать игровую гимнастику для укрепления стоп, спины, развития координации, ритмичности, равновесия, а также дыхательные упражнения для развития диафрагмального (брюшного) дыхания, расслабляющие упражнения. И большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.

Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия детской йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя животного или предмета, на который похожа поза — «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.

— индийское приветствие и прощание, произошло от слов «намах» — поклон, «те» — тебе. Как жест представляет собой соединение двух ладоней перед собой.

Поза Лотоса. Это одна из основных асан в йоге. Оказывает самое разностороннее воздействие. Успокаиваются нервная система, внутренние органы, восстанавливается динамическое равновесие всех сил организма. Если не хватает гибкости для того, чтобы сидеть в лотосе, можно сидеть по-турецки (в лёгкой позе… Остальные позы…

Каждый комплекс заканчивается мертвой позой — поза полного расслабления под музыкальное сопровождение. Йоги считают, что кратковременный отдых после каждого упражнения и длительный отдых в конце комплекса очень важны. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных для восстановления и укрепления, как физической формы, так и психического состояния.

Несколько рекомендаций по проведению гимнастики

• Коврик для занятий должен быть удобным и иметь приятный цвет.

• Тренировочный костюм не должен стеснять движений.

• Не рекомендуется проводить занятия на полный желудок.

• Первый прием пищи — не ранее чем через полчаса после занятий.

• Соблюдать принцип постепенности, регулярности, длительность занятий не более 30 мин, два раза в неделю.

• Занятие полезно начинать с разминки.

• Затем целесообразно перейти к асанам.

• Асаны и пранаямы адаптируются и предлагаются детям в виде образных упражнений.

• Весь комплекс целесообразно сопровождать специально подобранной музыкой.

Таким образом, йога – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Также йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях йогой невозможно заскучать.

Прикреплённые файлы:

hatha-ioga_o9rg8.pptx | 7251,84 Кб | Скачан: 91

Детская йога. Консультация для родителей Детская йога Консультация для родителей Человек, находящийся в абсолютном равновесии, не подвержен вредным влияниям извне, и следовательно,.

Детская йога: польза для здоровья и развития детей Детская йога – уникальные упражнения, регулярное выполнение которых помогает развивать координацию, выносливость и гибкость. Также развиваются.

Йога как система оздоровления дошкольников ЙОГА – КАК СИСТЕМА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 1 слайд В последнее время было проведено немало научных исследований влияния йоги на здоровье детей.

Мастер-класс для педагогов «Йога для детей» Цели: 1. Познакомить педагогов с методикой преподавания практики йоги в детских группах. Асаны и корригирующая гимнастика. 2. Создать у.

Хатха-йога. Оздоровительное занятие с детьми подготовительной группы «Путешествие к одинокому тополю» Конспект сюжетно – игрового занятия по хатха – йоге «Путешествие к одинокому тополю» — оздоровительное занятие с детьми подготовительной.

Применение элементов хатха-йоги для детей старшего дошкольного возраста ВВЕЕНИЕ Дети уже рождаются йогами… Они йоги по своей природе. И то, на что взрослый человек, практикуя йогу тратит годы усилий, семилетнему.

Консультация для родителей «Что такое йога» Консультация для родителей. «Что такое йога?» Выполнила инструктор ФИЗО Сарваева Айса Витальевна Йога для детей – это скорее комплекс упражнений,.

Презентация «Саламба — познавательная йога для детей. Открытый урок» 10 июня, состоялся открытый урок познавательной йоги «Саламба» для детей и их родителей в игровой комнате «Осьминожки». Вместе с тренером.

Сказка-йога для детей 6–7 лет «Путешествие по джунглям» Цель: -продолжать совершенствовать психические процессы: укрепление воли; развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения,.

Сказка-йога «Путешествие смелой Черепашки». Занятие кружка «Хатха Йога» Инструктор по физической культуре Бабинцева Н. А. Цель: Способствовать воспитанию правильной осанки, совершенствовать психические процессы:.

Йога для детей

Приглашаем детей в возрасте от 4 лет и подростков на занятия йогой в нашу студию!

Однажды на занятии в группе дети делились своими чувствами и ощущениями, которые они испытывают во время занятий. И один семилетний мальчик сформулировал свои чувства так: «Когда занимаюсь йогой — я живу». От многих учителей детской йоги вы можете услышать эту фразу: «Дети рождаются йогами». Ведь йога — это связь, соединение, гармония, союз. И дети действительно рождаются способными видеть, слышать, чувствовать себя, они правильно дышат от рождения, их ум чист и свеж, они не способны лгать и притворяться, они с радостью и любовью познают себя и этот мир. Понаблюдайте за маленькими детьми. Вы увидите, что у них правильная осанка, они правильно дышат, играют сидя на полу в положениях, на которые взрослые уже не способны. Дети часто принимают положения тела, в которых вы можете увидеть позы (асаны) йоги. И было бы здорово найти инструменты, помогающие нашим детям не терять с возрастом этих качеств. Одним из таких инструментов может стать йога.

При поступлении в школу дети вынуждены долго сидеть на стульях в неудобных позах, постепенно они перестают играть, сидя и лежа на полу (а часто и вовсе им некогда играть), меньше двигаются. Снижается природная гибкость, нарушается осанка, падает иммунитет, начинаются проблемы со зрением. Занятия йогой – прекрасный способ избежать всего этого. Они учат детей следить за своим телом, правильно сидеть, ходить, наклоняться. Именно поэтому современным детям лучше начинать занятия йогой до школы, чтобы не пришлось избавляться от плохих привычек. Ведь неправильная осанка — это плохая привычка. Кроме того, между осанкой и настроением существует прямая взаимосвязь. Люди спокойные и уверенные в себе стоят прямо, расправив плечи. Йога дает возможность научиться управлять своими чувствами и эмоциями. Например, наклоны вперед успокаивают, приносят в наш ум покой и умиротворение, прогибы назад открывают сердце, абдоминальные позы освобождают наше сердце от обид, дают ощущение счастья.

Изменения, приходящие с взрослением ребенка

С возрастом у детей повышается уровень стресса — школа, электронные игрушки, телевидение, компьютерные и видеоигры. В результате хронической гиперстимуляции детям бывает трудно сосредоточиться на чем-либо одном дольше пяти минут. Крайние проявления таких состояний — синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С помощью дыхания и движений йога помогает укрепить нервную систему ребенка, воздействует успокаивающе на психическое и эмоциональное состояние, учит быть внимательным и сконцентрированным.

Читайте так же:  Упражнения для рук йога

В школе, а зачастую уже и в детском саду, детей начинают сравнивать друг с другом, начинают оценивать, осуждать и критиковать. На йоговском коврике нет слабых и сильных, победителей и проигравших, нам не приходится соперничать друг с другом. Здесь человек соревнуется лишь с самим собой — вчера я смог продержаться в позе на раз-два-три, а завтра на раз-два-…-десять. И это моя победа! Это повышает самооценку и развивает чувство уверенности в себе, дает силы и возможности идти дальше. Когда дети не заботятся об оценках и результатах, они начинают радоваться своим занятиям и себе. Благодаря занятиям йогой каждый ребенок открывает в себе свои лучшие качества и способности.

В суматошном современном мире дети нуждаются в нашей самой крепкой поддержке, которая создаст прочную основу для их благополучия на всю жизнь. Специально разработанные программы для мам, пап и малышей с рождения до 4 лет включают йогу для младенцев, а также детский массаж для выравнивания мышечного тонуса и оптимального развития. Комбинация несложных движений и прикосновений – самый лучший стимулятор развития из тех, что можно предложить детям с самого рождения. Такая стимуляция встречается через взаимное вовлечение родителя и ребенка в процесс занятия в том ритме, который малыш может воспринять. Аналогично тому, как асаны йоги способствуют глубокой релаксации у взрослых, у малышей занятия вызывают чувство глубокого удовлетворения и улучшают сон. Практика парной йоги поможет и мамам восстановиться после родов и, конечно, это будет приятным и полезным времяпрепровождением с малышом!

Йога для детей – лучший способ вырасти здоровыми и счастливыми. Можно с уверенностью сказать, что йогой нужно заниматься абсолютно всем детям без исключения. У каждого ребенка есть свои особенности, свои индивидуальные потребности, свои проблемы. Их можно успешно решать с помощью йоги. От родителей можно часто слышать от вопрос: «У моего ребенка получается?» Дорогие родители: нет ни одного человека, у которого бы не получалось заниматься йогой. У каждого человека свой уровень физического развития, это правда. Однако целью занятий йогой вовсе не является принятие телом каких-то немыслимых положений. Любой человек может найти свою практику йоги и при регулярных занятиях совершенствовать ее.

Занятия йогой для детей

Заниматься йогой лучше каждый день, утром до завтрака. Конечно, каждый день невозможно заниматься с учителем, но в практике йоги неоодимы регулярные самостоятельные занятия. Йога учит также самодисциплине и трудолюбию. Мы бы хотелия, чтобы наши ученики точно также полюбили йогу, как мы сами, чтобы они не занимались йогой, а жили с ней, и чтобы этот процесс продолжался не только в детстве, но и всю жизнь, и, в сущности, он не должен к чему-то приводить. Йога дает нам инструменты, помогающие жить в гармонии с собой и окружающими. Если дети научатся пользоваться этими инструментами и применять их в жизни, мир станет более светлым и добрым.

В йоге для детей есть комплекс Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу), с которого ваш ребенок может попробовать начинать свое утро. Выполняется он обычно от трех до 108 раз (кратно трем). В первый раз выполняйте медленно, потягиваясь, переходите из одного положения в другое шагом. Далее можно переходить из позы 3 в позу 4, из позы 8 в позу 9 прыжком. Вдохи и выдохи должны быть ровными и спокойными, без напряжения. После выполнения комплекса необходимо просто полежать на коврике с закрытыми глазами, чтобы успокоить дыхание и отдохнуть.

Хорошей вам практики! Здоровья Вашим детям. Приходите к нам в центр – Вашего ребенка будут обучать технике йоги лучшие мастера.

Йога мама + малыш (1-4 года)

После рождения малыша у всех женщин возникает нормальное желание привести себя в прежнюю форму. Но где найти время на занятия, если мама постоянно находится рядом с ребенком, а возможности или желания оставить его с няней или родственниками нет, даже на время тренировки. Теперь вы сможете ходить на занятия вместе с малышом!

У нас функционирует специальная группа «мама +малыш». Тренировка предоставляет прекрасную возможность заняться собой и приобрести желаемую форму. Программа рассчитана на активных мам, которые будут заниматься оздоровительной гимнастикой, помогающей привести организм в порядок после родов, снять напряжение и растянуть тело.

Женщина во время занятий наполняется энергией и восстанавливает свою фигуру: повышается тонус мышц, появляется гибкость, контуры тела становятся более четкими, увеличивается выносливость организма, исчезает депрессия. Главное — ваш ребенок с вами, беспокоиться не о чем и можно сосредоточиться на себе. Во время такого класса ваш малыш может присоединиться к вам, став утяжелителем в некоторых упражнениях или выполнять их, повторяя за вами или тренером. Занятия проводятся малыми группами, что даёт возможность индивидуального подхода к каждой женщине. К тому же тренировка в группе с другими мамами — это всегда хороший повод найти новых подруг, а детям-будущих друзей!

Йога для детей (4-7 лет)

Йога для детей — это специальная практика йоги, адаптированная для малышей. Тренировки включают в себя занятия, которые помогут ребенку развиваться в гармонии, быть сконцентрированным и внимательным, более спокойным и выносливым.

Позы йоги идеально подходят детям разных возрастов. У малышей развивается воображение, так как многие асаны имеют названия животных и различных предметов.

Также хочется отметить несомненную пользу от занятий для здоровья вашего ребенка. Нарушение осанки, снижение остроты зрения, избыточный вес, повышенная возбудимость, нервозность, плоскостопие — всех этих неприятных вещей можно избежать, если вовремя начать заниматься йогой. Подумайте о здоровье своего сына или дочери сегодня! Ведь только мы, мамы, папы, бабушки, дедушки, можем подарить своему ребенку радость движения, пользу не только для тела, но и для души и ума и указать ему правильное направление в жизни. Мы — взрослые — можем обеспечить детям счастливую здоровую жизнь.

В нашей йога — студии в занятия по детской йоге также включено изучение английских слов — названия асан, действия, счет.

Bookitut.ru

Шаг 7 Особенности психофизического развития детей 4-6 лет

Особенности психофизического развития детей 4-6 лет

Возраст ребенка 4-6 лет – очень важный период для его дальнейшего развития. В этом возрасте закладываются привычки здорового образа жизни, формируются взаимоотношения с родителями и со сверстниками. Кроме того в этом возрасте дети готовятся к школе, их впереди ожидает серьезная нагрузка. И нужно потрудиться над физическим и психическим здоровьем наших дошкольников. Конечно, необходимо учитывать особенности их психофизического развития.

В первые три года жизни физическое развитие и прогресс ребенка очевидны и хорошо заметны. Возраст 4-6 лет характеризуется снижением темпов роста, но не развития.

Многие особенности строения и функционирования органов и систем организма приближаются к таковым у взрослых людей.

Например, в этот период значительно увеличивается масса и объем сердца. К 7-8 годам оно становится похоже на сердце взрослого человека. Уменьшается количество сердечных сокращений (младший дошкольник имеет более высокую частоту сердцебиения, чем старший), но увеличивается эффективность его работы. Растет жизненная емкость легких (в 3 раза), начинается смена зубов, завершается созревание клеток головного мозга.

Часто родителей волнует, что их ребенок «плохо растет», «стал каким-то худым». Не стоит забывать, что дошкольный возраст — период неравномерного роста и прибавки в весе.

Костно-мышечная система:

Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, неменее 3,5—4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5—2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.

Читайте так же:  Самый старый тренер по йоге

У дошкольников характерно преобладание тонуса мышц-сгибателей, что приводит к невозможности придлительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений.

Органы зрения:

После 4-х лет органы зрения развиваются на столько, что ребенок уже может начинать читать и писать.

Головной мозг:

Головной мозг к 6 годам по размеру и массе почти равен мозгу взрослого человека. Процесс развития извилин и борозд головного мозга идет очень интенсивно. Однако, следует учесть: у ребенка доминирует правое полушарие, отвечающее за образное восприятие, эмоциональную сферу и т.д., тогда как левое, отвечающее за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Малыш находится во власти эмоций, у него пока не уравновешены основные нервные процессы. Возбуждение преобладает над торможением, которое обычно дается струдом. Это проявляется в том, что дети этого возраста очень непосредственные и искренние, легко возбудимые, им не удается долго удерживать свое внимание на чем-либо. Правда, ближе к шести годам дети становятся более усидчивыми – могут удерживать внимание на интересующем предмете до 20 мин.

Дети 5-6 лет очень любят общаться. У них обнаруживается чувство юмора, они сами придумывают незамысловатые шутки и с удовольствием повторяют их вновь и вновь. Любят поиграть словами и не упускают возможности сделать это. В этом возрасте дети уже способны соотносить часовое время с распорядком дня. Их восприятие времени теперь включает прошлое, настоящее и будущее. Им нравится рассказывать истории из того времени, «Когда я был маленьким».

Ребенок 4-6 лет осознает себя как уникальную личность, он способен давать положительную оценку своим способностям и поступкам. Иногда он демонстрирует уступчивость и великодушие, но порой может выражать явное и категоричное неприятие чего-либо.

Меры предосторожности

Многие количественные показатели организма становятся схожими со»взрослыми», но при этом и родители и педагоги, должны понимать, что и младший, и старший дошкольник – это все еще дети. И они имеют характерные особенности анатомии, и ограниченные функциональные возможности. Поэтому «взросление» организма совсем не повод давать организму ребенка интенсивные нагрузки.

Дошкольный возраст требует от родителей особой заботы: обмен веществ у дошкольников высокий, поэтому ни в коем случае нельзя забывать о правильном питании и достаточном времени пребывания на воздухе, следить за осанкой, оберегать неокрепшую нервную систему малыша, создавая дружественную благоприятную атмосферу в семье.

Признаки отставания в психомотрном развитии:

1. Комплекс«Сгорбленность – приниженность — подавленность»

2. Напряженность: втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты вкулаки.

3. Походка: нацыпочках, вялая, спотыкающаяся. Или как у маникена.

4. Позы застывшие, скованные и однообразные.

5. Движения бесцельные, непродуктивные, при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность.

6. Жестикуляция и мимика вялые, бедные, маловыразительные. Возможно гримасничанье или неподвижное лицо.

7. Речь невнятная, невыразительная, монотонная, возможно заикание.

Если налицо хотя бы полвина описанных признаков, есть повод бить тревогу. Вашемуребенку явно тяжело. Побольше играйте с ним в подвижные игры. Подарите ему заботу, внимание и любовь, он ждет их от вас. Прекрасный способ раскрепостить ребенка и сблизиться с ним – совместные занятия йогой. Мы надеемся, что современем вашего ребенка станут отличать:

2. Правильная,прямая осанка: не напряженная, расправленные плечи, прямой корпус, втянутыйживот.

3. Походкаупругая, жесты и позы разнообразные.

4. Взглядоткрытый, прямой, заинтересованный.

5. Выражение лицаосмысленное и радостное.

6. Мимикаестественная, живая, выразительная.

7. Речьвыразительная и мелодичная.

На что следует обращать внимание, формируязанятие по йоге для детей 4-6:

1. В дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными и не боятся отрываться от родителей. Но по-прежнему, важна физическая близость с мамой и папой. Поэтому очень полезно использовать элементы парной йоги.

2. Дети лучше координируют движения и очень подвижны. Но все же довольно быстро утомляются. Поэтому формируя занятие по йоге для детей 4-6 лет, нужно чередовать актив и пассив (метод сознания и энергии)

3. Статические позы детки еще не могут выдерживать долго. Только если обосновать при помощи игры («Ночь-день», «море волнуется раз», «магический лес» и др.)

4. Для детей 4-6 лет хорошо использовать фантазийные программы, т.к. дети такого возраста легко и с удовольствием погружаются в предлагаемые обстоятельства и искренне верят в них. Например, путешествие в мир знакомой сказки или мультика.

1. Злойволшебник сделал что-то гадкое. И, чтобы развеялись злые чары, нам нужно увеличить количество добра: радости, сообразительности, ловкости и т.д.

2. Волшебный паровозик. Путешествуем по волшебному лесу. На каждой станции встречаем зверей,бабочек, фантастических существ. И играем в йога игры.

Темы, которые интересуют деток сейчас: вулканы, жуки, космос, устройство организма, механизмы, химические эксперименты, рисование, музицирование, перевоплощение…

Пример занятия йогой для детей 4-6 лет.

Прежде, чем начать занятия с детьми дома, лучше всего, обозначить условия игры: кто мама(или папа), а кто дети. К примеру, мама – учительница, дети – ученики; мама – волшебница и превращает детей то в одних зверушек и явления, то в других. И так далее. Все зависит от вашего общего настроения и фантазии. Не нужно заставлять ребенка заниматься, так можно надолго отбить желание заниматься йогой. Самое главное сейчас привить ему интерес и любовь к йоге.

Проводя занятие для детей 3-4 лет помните, что они еще малыши и не вполне осознанно выполняют упражнения. Они вообще могут «зависнуть» и рассматривать какую-нибудь картинку на стене. Детки также, как и взрослые имеют свои предпочтения, какие-то асаны они выполняют с большим удовольствием, а какие-то с меньшим. Упражнения, во время которых можно попрыгать, покричать, побегать любят все, поэтому почаще делайте такие «активные паузы». Они, как раз и помогают переключить внимание тех, кто отвлекся, а также встряхнуться, передохнуть тем, кто немного устал. Ведь для малышей возможность свободно выплескивать энергию, как раз и является отдыхом. А контролировать свои руки, ноги и вообще проявления — тяжкий труд.

Они на вас смотрят, повторяют за вами, и стоит вам остановиться, как детки поступят также. Особенно ярко это проявляется во время Крия йоги. Даже если вы предупредите, что упражнения нужно выполнять в любом приятном для себя ритме и совсем не обязательно также быстро или медленно как преподаватель, тем не менее, ребята склонны повторять за вами. Поэтому основной ритм должен быть подходящим для них: и не слишком быстрым, и не слишком медленным. И хотя, некоторым деткам больше нравится Крия йога именно из-за наличия повторяющихся движений, крий, которые можно выполнять под музыку, довольно быстро, но опыт показывает, что и в хатха йогу они постепенно втягиваются и начинают чувствовать к ней вкус, если проводить занятия регулярно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вот пример занятия. Вы можете пробовать проводить йога игры в предложенном порядке или формировать занятие, исходя из предпочтения ваших детей. Занятие состоит из трех блоков и дополнительный после мантра йоги, которые можно комбинировать и использовать независимо друг от друга.

Йога для 4 лет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here