Йога для детей с овз

Самое главное по теме: "йога для детей с овз" с полным пояснением от профессионалов.

Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих, страница 2

Показаны публикации 11-20 из 130 .
Все разделы | Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих

Консультация для родителей «О пользе детской йоги» Йога – древнее учение, созданное для очищения, оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.Детская йога – это.

Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, нарушение зрения, задержку.

Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих — Конспект занятия физкультурно-оздоровительного кружка «Страна здоровья» с элементами йоги

Публикация «Конспект занятия физкультурно-оздоровительного кружка «Страна. »

Конспект занятия физкультурно-оздоровительного кружка «Страна здоровья» с элементами йоги и использованием спортивных тренажеров. (старший возраст) Цель: 1.Формировать правильную осанку. 2.Сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов. 3.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Пример структуры занятия детской оздоровительной йоги для детей 3–6 лет План занятия составлен на основе опыта работы с данной аудиторией и в соответствии с физиологическими параметрами этого возраста, с учетом работоспособности и порога утомляемости организма ребенка при физических нагрузках. Общая цель – активизировать физиологические функции.

Конспект занятия НОД «Хатха йога» Конспект открытого занятия по ритмике с элементами Хатха-Йоги для детей 6-7лет. Хатха-Йога для детей – это оригинальный, творческий подход к всестороннему оздоровлению, обучению и развитию ребенка. Это комплекс упражнений, который способствует нормальному физическому и.

Программа «Йога для дошкольников» Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании», Стандартом дошкольного образования, Уставом образовательного учреждения. Основной целью программы является сохранение и укрепление здоровья, улучшение.

Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих — Гимнастика после сна с элементами йоги (ранний возраст)

Статья «Гимнастика после сна с элементами йоги (ранний. » Задачи: Формирование привычки к ЗОЖ. Развитие мелкой моторики ,воздействовать на биологически активные точки находящиеся на поверхности ладоней ,профилактика плоскостопия ,развитие чувства координации и равновесия. Профилактика и нарушение внимания, усидчивости, гибкости.

«Беби йога». Сценарий развлечения детско-родительского клуба «Здоровей-ка» (средняя группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №106» Сценарий развлечения детско-родительского клуба «Здоровей-ка». Тема: «Беби йога» (средняя группа) Воспитатель: Мельникова Н.В. Инструктор по физической культуре: Удовенко Ю.А. Музыкальный руководитель.

Конспект фрагмента нетрадиционного физкультурного занятия с элементами хатха-йоги

Цель: Цель: приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через использование нетрадиционных видов гимнастик. Задачи: 1. Развивать опорно-двигательный аппарат; 2. Развивать мышцы плечевого пояса, рук, кистей, благотворно воздействующих на все органы ребёнка.

Кружок по хатха-йоге для детей дошкольного возраста Вступительное слово Все лучшее, что есть в нашем обществе, оно стремится отдать детям. Сегодня забота об их будущем является одной из основных задач государства. Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять.

Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих — перейти на главную страницу рубрики.

Институт Йоги

Осознав непостоянство этого мира, мы встаём на путь духовного развития. Практикуя различные виды йоги, сначала тренируем тело и контролируем дыхание. Медитации вводят наше сознание в покой, и войдя в Самади (Samadhi), мы обретаем Истинного Себя

Курсы инструкторов йоги

Обучение йоге для особых детей

Йога для особых детей

Программа курса йоги для особых детей

1. Методики работы с нарушенным моторным развитием у детей. Совместное выполнение упражнений ребенка с родителем или инструктором. Закрепление упражнений двигательными навыками через запоминание названий техник.

2. Гипертонус мышц или чрезмерно расслабленные мышцы, гипотонус. Техники расслабления, удлинения и укрепления мышц. Пост-изометрия при выполнении асан из хатха-йоги.

3. Принципы развития тела через обучения моторным навыкам – асаны на растягивание тела, силовые упражнения на укрепление мышц, суставная гимнастика направленная на раскрытие суставно-связочного аппарата.

4. Восстановление координации тела при помощи стоячих балансирующих техник. Применение тренажеров для закрепления устойчивости тела в положении стоя.

5. Замкнутые и открытые кинетические цепи мышц и методики их активизации в работе с детьми. Упражнения, направленные на координированную работу мышц.

6. Психофизическая реабилитация для детей с отставанием в развитии. Сказкотерапия с применением йоги, как методика разучивания и запоминания упражнений в игровой форме.

7. Задержка психического развития (ЗПР) у детей. Методика интервального запоминания упражнений для создания устойчивых нейронных связей. Налаживание основных двигательных функций физического тела.

8. Обретение коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения Когнитивно-Коммуникационной Физкультуры для развития координации тела у детей. Совместное выполнение ККФ в группе для развития контактности у детей с РАС.

9. Энергетический канал Ида и её связь с аутизмом у детей. Дыхательные техники для очищения и улучшения проводимости канала Ида. Лунная пранаяма.

10. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей, с нарушенным протоком энергетического канала Пингала. Сурья бхеда пранаяма для очищения и устранения забитостей канала Пингала.

11. Психолого-педагогическое изучение детей «особенных детей» и выработка к ним правильного отношения со стороны педагога.

12. Основные понятия педагогики. Речь, темпоритм речи, тональность голоса при работе с детьми. Разные методы коммуникации с детьми аутистами и с гиперактивными детьми.

Особые переводы

Йога-терапия для детей с аутизмом

Автор: Мириам Бихар
Перевод: Мария Дзюба
Редактор: Анна Нуруллина
Оригинал: http://www.iayt.org/Publications_Vx2/ytip/may06/Behar0506.pdf

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

В отличие от других терапевтических методов, йога-терапия помогает аутичным детям научиться расслабляться и успокаиваться самостоятельно,без посторонней помощи.

Аутизм — это нарушение развития, для которого характерно странное поведение, склонность к ритуалам, а также нарушения в области коммуникации и недостаток социальных навыков. Это расстройство чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. По статистике в США аутизмом страдает 1 человек из 300.

По данным, которые приводит Linda Brzustowicz, доктор медицинских наук, профессор генетики Рутгерского университета, с конца 1980-х— начала 1990-х гг. наблюдается рост числа диагностированных аутистов. Я 20 лет проработала в школе педиатором, специализировалась в области эрготерапии, и также наблюдала стремительный рост числа аутистов среди моих учеников.

Читайте так же:  Барби йога сколько стоит

Йога как метод терапевтического вмешательства

Многие дети с расстройствами аутистического спектра имеют трудности с обработкой и организацией сенсорных сигналов. Стандартная методика для лечения аутизма у детей как правило основывается на использовании различных внешних средств сенсорной интеграции, предусматривающих стимуляцию проприоцептивной (отвечающей за ощущение положения тела в пространстве), тактильной (осязание) и вестибулярной (отвечающей за организацию движений и ощущение центра тяжести) систем. Каждое действие разработано специально для оптимизации работы какой-то одной из систем, баланс которой нарушен. Среди такого рода методов можно привести глубокий массаж или использование специального оборудования — такого как качели, — которое благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата. Эффект от таких занятий весьма ограничен, так как ребенок в них вынужден каждый раз обращаться к посторонней помощи.

Йога — перспективное средство терапии для детей с аутизмом

Йога улучшает сенсорное восприятие и развивает ощущение личного пространства, она способствует совершенствованию навыков крупной моторики и способности к смене видов деятельности, также йога повышает самооценку и способствует развитию навыков общения и социального взаимодействия. В отличие от других методов терапии для детей с аутизмом, йога-терапия помогает им расслабиться и успокоиться без посторонней помощи. После того, как ребенок изучил различные позы, техники дыхания и визуализацию, он может продолжать совершенствовать полученные навыки сам или с одним из родителей.

Пилотная программа

Пилотная программа занятий йогой для аутичных детей была разработана с целью узнать, способна ли йога оказать положительное влияние на детей с расстройствами аутистического спектра. Эта девятинедельная программа включала в себя совместные занятия для родителей и детей. В ней приняли участие шесть детей вместе с их родителями. После девяти недель занятий родителям был выдан длинный опросник, где требовалось указать то, на что их ребенок реагирует с особой чувствительностью, его диету, язык, оценить его способность сосредотачиваться и поддерживать зрительный контакт, его социальные навыки, способность к смене вида деятельности, моторные навыки, степень его эмоционального благополучия, а также охарактеризовать то, как поведение этих детей влияет на их семью.

Результаты

Экспериментальное исследование дало обнадеживающие результаты. В том что касается внимания, по сообщению родителей, их дети приобрели способность дольше концентрироваться на каком-то виде деятельности. Некоторые из родителей также заметили, что их детям стало проще переключаться с одного вида деятельности на другой, подобно тому, как они переходить из одной позы в другую на занятиях по йоге. Эти дети стали больше общаться, те, которые не говорили, стали активнее использовать невербальную коммуникацию.

Кроме того, эти дети продемонстрировали успехи в самостоятельном расслаблении при помощи дыхательных техник, которым они обучились на этих курсах. По словам родителей, в течение дня их дети теперь нередко используют ту или иную технику дыхания сами или же после напоминания со стороны родителя. Родители, участвовавшие в программе, рассказали, что их дети стали выглядеть счастливее после того, как разучили некоторые асаны, а также стали выражать удовлетворение своими достижениями. Многие из них с гордостью показывают выученные ими позы йоги своим одноклассникам. По мнению родителей, данная программа йога-терапии благоприятно повлияла на семью в целом.

Описание занятия йогой

Так как дети-аутисты легко отвлекаются, коврики следует разложить заранее, а само помещение оформить так, чтобы детали интерьера как можно меньше отвлекали занимающихся. Занятия следует проводить в комнате с приглушенным светом, под спокойную музыку. Большинство родителей занимаются с детьми на протяжении всего занятия. Некоторые предпочитают наблюдать со стороны, так как их ребенок чувствует себя более комфортно, осваивая курс йоги самостоятельно. Потребность ребенка всегда стоит на первом месте, для него создается самая комфортная и мотивирующая обстановка.

Занятия начинаются с расслабляющей позы лёжа. Преподаватель говорит спокойным и мягким голосом, ненадолго погружая детей в визуализацию. Следующая часть занятия включает очистительное, успокаивающее дыхание (см. «Успокаивающее дыхание» далее) и растяжки. Для этого дети принимают одну из несложных поз сидя и начинают практику пранаямы. За этим следует серия других асан: различные позы на коленях, перевернутые позы, такие как ардха сарвангасана, позы лежа, наклоны, позы стоя, такие как тадасана и врикшасана. Принимая каждую новую позу, учитель обязательно повторяет, что дыхание должно быть медленным и глубоким.

Так как дети с аутизмом хорошо воспринимают учебный материал визуально, учитель демонстрирует каждую асану самостоятельно, но также показывает детям карточку с её изображением. Во время занятия учитель не забывает о том, что у всех детей разные особенности и разная способность к концентрации, и старается проводить занятие так, чтобы всем детям было комфортно. Чтобы удержать их внимание и интерес, он может предлагать различные йога-игры, в которые входят отдельные позы йоги. Одна из таких игр происходит под популярную детскую песню: «Если ты счастлив и знаешь это, изобрази дерево», причем каждой строке соответствует своя асана.

Умиротворяющее Дыхание

Умиротворяющее Дыхание — это упражнение, которое регулярно повторяется на протяжении всего занятия, иногда между позами, чтобы успокоить детей и помочь им сосредоточиться.

Примите одну из несложных поз сидя: позвоночник должен быть абсолютно прямым. Спокойно положите руки на бедра ладонями вверх, по направлению к солнцу, закройте глаза.Попытайтесь сфокусироваться на точке между бровями, немного выше уровня бровей. Представьте себе прекрасный свет, исходящий оттуда. Медленно вдыхайте через нос, ощущая как ваше дыхание плавно поднимается по телу, пока не достигает макушки. Затем медленно, мягко выдыхайте через рот, чувствуя, как по всему телу разливаются мир и спокойствие.

Анализ конкретного случая

Трехлетний Стивен принимал участие в пилотной программе на протяжении семи из девяти недель. К концу занятий Стивен продемонстрировал значительные успехи по сравнению с началом курса.

На протяжении первых двух занятий он кричал, цепляясь за свою маму. На третьем занятии он стал более спокоен и пытался выполнить некоторые асаны. К нашему изумлению, на тот момент, когда Стивен перестал участвовать в программе, он мог выполнять уже не менее двадцати поз. Как и большинство детей с аутизмом, Стивен воспринимает информацию визуально, поэтому учитель показывал ему каждую асану как на своем примере, так и при помощи карточки с её изображением.

Йога помогла Стивену научиться планировать свои движения, координировать и интегрировать движение обеих половин своего тела, дольше концентрировать внимание и улучшить процессы сенсорного восприятия, а также Стивен научился успокаиваться самостоятельно. Умение выполнять определенные позы повысило его самооценку.

Мама Стивена утверждает, что он занимается йога-терапией дома и выполняет дыхательные упражнения. Она считает, что для ее сына йога является хорошим способ унять тревогу и сосредоточиться. Прогресс, который продемонстрировал Стивен, был также отмечен и у многих других детей, принимавших участие в пилотной программе, то же можно сказать и о других подобных программах, которые мы предлагаем в Центре для Детей с Особыми Потребностями и в школе Celebrate the Children (США).

Центр для Детей с Особыми Потребностями (The Center for Special Needs, Inc.)
Центр для Детей с Особыми Потребностями — это некоммерческая организация, основанная международной школой School of Complete Yoga, которая находится в канадском городе Онтарио. Наша школа проводит занятия для детей с аутизмом и особыми потребностями в йога-студии, а также в общеобразовательных школах и в школах для детей с особыми потребностями. Эффективность этих занятий позволила многим школам заинтересоваться ими и обеспечить их проведение на своей территории. Мириам Бихар — сертифицированный инструктор классической хатха-йоги. Она проводит занятия в школе School of Complete Yoga и в Центре для Детей с Особыми Потребностями в Нью-Джерси. Также Мириам является сертифицириванным специалистом по эрготерапии и сенсорной интеграции и имеет 25-летний опыт работы в области детской эрготерапии. Её основная сфера интересов: школьная система образования и раннее терапевтическое вмешательство для детей в возрасте от 0 до 3 лет, чье поведение указывает на наличие расстройств аутистического спектра.

Читайте так же:  Питание при занятиях йогой для женщин

Время работы

Понедельник — Пятница:
6.00-21.30

«Все счастье,которое есть в мире, происходит от желания счастья другим.
Всё страдание, которое есть в мире, происходит от желания счастья себе.»
Шантидева.

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Телефоны:
89192506456 | 89192565395

Адреса:
г.Липецк, ул. Шубина, 2б
г.Липецк, Универсальный пр., д.14, стр.1

Как применять методы йогатерапии при ДЦП. Практические занятия

В этой статье представлены простые и очень эффективные методы применения йогатерапии при ДЦП (детском церебральном параличе)

К нам часто обращаются с вопросами, чем может помочь йогатерапия при ДЦП (детский церебральный паралич)?

Под ДЦП понимается целая группа хронических заболеваний, которые характеризуются нарушением двигательных функций и в 30% случаев — и интеллекта.

Причина любого паралича — патологии в коре, подкорке, в капсуле и стволе головного мозга.

В России принята классификация по К.А. Семеновой от G80.0 Спастическая тетраплегия до G80.9 Неуточнённая форма.

Причины ДЦП и способы лечения

Причинами могут быть целый ряд факторов: наличие внутриутробной инфекции, хроническая гипоксия плода, нарушение развитие мозга, недоношенность, травматические поражения мозга, и некоторые другие.

К основным методам лечения относятся: лечебный массаж, лечебная гимнастика, работа с логопедом, психологом, медицинские препараты по показаниям, санаторно-курортное лечение — плавание, анималотерапия (общение с животными — лошадьми, дельфинами).

Йогатерапия ДЦП

Составной частью йогатерапии является Аюрведа, которая рассматривает заболевания человека с точки зрения нарушения базовых элементов тела и сознания, которые называются Доши.

Доши (или архетипы) составлены попарно из двух базовых первоэлементов:

  • Доша Вата = Воздух + Эфир
  • Доша Питта = Огонь + Вода
  • Доша Капха = Земля + Вода

Каждая из дош определяет не только особенности функционирования организма, но и заболевания, которые вызывает дисбаланс Доши.

Дисбаланс дош — основная причина болезней

ДЦП относятся к заболеваниям Доши Ваты, которая отвечает вообще за нервную систему, за метаболизм, за перенос питательных веществ и за «движение вообще» в организме.

Поэтому основной задачей в Йогатерапии ДЦП является балансировка Ваты, а в более широком смысле — активизация движения Праны по энергетическим каналам — нади.

Прежде всего надо .

Прежде чем приступать к йогатерапии ДЦП, необходимо собрать тщательный анамнез (изучить историю рождения, жизни и болезни пациента), чтобы понять, какие методы йогатерапии подойдут для лечения вашего пациента, а какие — нет.

Также, важно получить направление от лечащего невропатолога, что пациенту показаны занятия ЛФК!

На видео внизу, йогатерапевт Елена Прокунина проводит дистанционное исследование, на предмет возможности применения йогатерапии с конкретным пациентом. В беседе, при сборе анамнеза, проясняется вопрос, что в данном конкретном случае ДЦП сопровождается редкими приступами эпилепсии до 4х раз в год.

Поэтому необходимо было выяснить — провоцируют ли физические нагрузки эпилептические приступы у ребенка или нет. Что именно провоцирует приступы (в данном случае провоцирующим фактором является повышенная температура, например, при ОРВИ).

Благодарим пациентов за согласие выложить наше занятие в открытый доступ.

Какие упражнения полезны?

Полезны очень мягкие упражнения (вьяямы), которые помогают пране двигаться по тонким каналам, «оживляя» более плотные структуры — клетки, мышцы, налаживая новые связи в мозгу.

Но, чтобы прана поступала в тело, необходимо дышать специальным йоговским дыханием — пранаямой. Пранаяма поможет вашему ребенку быстро наполнится «жизненным воздухом», ведь именно так переводится слово «прана».

На видео внизу Елена Прокунина показывает, как выполнять правильно пранаяму и вьяямы.

Что еще может дать быстрый эффект?

Полезны все методы, которые направлены на усиление праны и ее балансировку в теле и в уме. Наиболее действенным здесь являются массаж.

Массаж, мощно задействует тактильные рецепторы. За тактильные ощущения отвечает первоэлемент воздуха, который является носителем праны.

Поэтому, воздействуя тактильно на пациента, вы усиливаете движение праны в его теле у уме.

Что и требовалось, не так ли?

Теперь послушайте внимательно!

В отличие от обычного лечебного массажа, который сам по себе хорош, есть специальный марма-массаж, который задействует особые энергетические точки — мармы (вармы).

Правильно прорабатывая определенные точки-мармы вы стимулируете движение праны по тонким каналам, которые способствуют восстановлению более плотных структур — нервных клеток, и нервных сплетений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому, смотрим видео, где Николай Прокунин проводит мастер-класс по марма-терапии при ДЦП

Йога в школе

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Йога создана для детей, которые еще хранят в памяти тайны
внутреннего мира, а также для всех, жаждущих вновь его открыть.
М.Смитуяйт

Йога – древнейшее индийское учение, систематизированное мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. и признанное практически всеми последователями йоги.

Йога – это соединение, гармония трех начал человека – физического, психического и духовного.

Одной из составных частей йоги является Хатха – йога. Элементы этой древнейшей, полезной для каждого человека системы индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, а теперь и в урок физической культуры.

Один из лучших способов помочь детям достичь эмоциональной гармонии, чтобы тело, разум и дух развивались в единстве, — это обучить их йоге.

Регулярная практика йоги поможет детям улучшить:

  • силу, выносливость, координацию движений, равновесие;
  • осанку, кровообращение, работу внутренних органов;
  • поведение;
  • школьную успеваемость.

С регулярной практикой йоги .

  • отношения детей с родителями, учителями и друзьями станут более мягкими и теплыми.
  • гиперактивные и проблемные дети будут вести себя более сдержанно.
  • скованные и застенчивые дети обретут уверенность в себе и перестанут уклоняться от общения со сверстниками.
  • дети будут лучше усваивать информацию в школе.

Для учащихся от 7 – 13 лет используют тематические уроки, истории и разнообразные игры. Детей 14 – 17 лет привлекают усложненные позы, нередко изобретают собственные комбинации. Они способны дольше находиться в состоянии концентрации.

Игры, истории, изобразительное искусство и музыка – именно это делают уроки йоги занимательными и интерактивными. Игры без элемента состязательности увлекательны и учат ребятишек сотрудничеству и взаимопомощи. Они дают детям возможность “выпустить пар”, успокоиться и подготовиться к уроку йоги. Урок йоги представляет собой чередование подвижных и спокойных моментов.

Читайте так же:  Йога практика расписание занятий

Планирование урока

  • всегда начинать с разминки
  • от простых поз постепенно переходить к сложным, при выборе поз учитывать физические способности учеников
  • выбирайте энергичные позы, если дети вялые и им нужно взбодриться, и расслабляющие позы, когда вы хотите их успокоить
  • используйте комбинации из поз различных групп (например, позы
  • с наклоном вперед, а затем позы с наклоном назад и т. д.)

Шитвина Ирина Александровна 269-469-486

  • постоянно предлагайте новые позы, чтобы никто не заскучал
  • дыхательные упражнения
  • заканчивайте каждый урок релаксацией

Прежде чем приступить к разучиванию поз (асан), необходимо сделать несколько упражнений в качестве разминки, чтобы подготовить связки и сделать более, подвижными суставы и позвоночник. Разминку можно пополнять и разнообразить любыми динамическими упражнениями. После разминки посидите в удобной позе, простое скрещивание ног (сукхасана), успокойте дыхание и только после этого приступайте к выполнению поз.

До наших дней дошло множество легенд, в которых называется количество существующих асан. По одним – их 84 тысячи, по другим – 30 миллионов.

Также можно использовать позы с партнером такие, как дерево дружбы, плывущая лодка, комета, рыба под мостом и т.д. Йога с партнером имеет некоторые преимущества перед индивидуальными занятиями йогой. Не все упражнения можно выполнить самостоятельно и помощь партнёра оказывается неоценимой. Во время совместной работы между партнёрами возникает доверие, дающее каждому из них дополнительную возможность отрабатывать многие свои качества, как физические, так и эмоциональные: испытывать ощущение энергии, чувство взаимодействия и равновесия, чувства ответственности, чуткости и благодарности друг к другу. Всё это приводит к установлению между партнерами тёплых, дружеских отношений.

Звуки (музыкальный ряд)

Попробуйте включить в уроки (1-5 класс) техники, развивающие умение детей слушать, а также их способность к концентрации. Это поможет тем, которые легко отвлекаются и не способны сидеть спокойно.

Попросите детей сесть или лечь в удобную позу, закрыв глаза. Они будут наслаждаться интересными звуками, которые вы издаете. Попросите одного из них после прослушивания нескольких звуков рассказать, при помощи чего, по его мнению, извлекались звуки, и в какой очередности. Можно повторить те же звуки, но в другом порядке, побуждая детей слушать и запоминать. Это упражнение хорошо развивает память. Используйте любые детские инструменты

(колокольчики, бубенчики и т.д.), но добавьте и свои изобретения! Например: крошите сухие листья, комкайте бумагу или полиэтиленовые пакеты, медленно сыпьте рис в металлический контейнер.

Дыхательные упражнения (пранаяма)

Йоги особое внимание уделяют дыханию. Они считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабляться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Помните: при любом дыхании старайтесь, чтобы продолжительность выдоха была в два раза больше вдоха.

Полное дыхание — соединение трех дыханий в один процесс. Все движения выполняются волнообразно, плавно, свободно, без напряжения. Избегайте прерывистого вдоха.

Детям начальных классов можно предложить самые простые дыхательные техники, такие как:

  • Сдувание перьев (или мячиков для пинг-понга) – сделать глубокий вдох и, выдыхая через соломинку, попробуйте двигать перышко по полу или гонять его по воздуху.
  • Дыхание жужжащей пчелы – когда это упражнение выполняет вся группа, кажется, что проснулся целый рой пчел! Сесть в позу полулотоса. Сделать глубокий вдох через нос и зажать уши пальцами. Медленно выдыхая воздух, и не открывая рта, издавать сильный гудящий звук, похожий на гудение пчел (“м-м-м”). Это упражнение обладает сильным успокаивающим действием.

Детям постарше, можно предложить:

  • Дыхание “ха” — оно помогает избавиться от застоявшегося воздуха, накопившегося вследствие поверхностного дыхания. Лечь на спину, вытянуть руки над головой. Сделать глубокий медленный вдох. Резко выпустить воздух через рот созвукам “ха”, прижав колени к грудной клетке и обхватив их руками. Медленно вдохнуть и снова растянуться на полу. Дышать свободно несколько секунд, затем повторить все снова три раза.

Завершаем урок йоги релаксационной позой (савасана). Детям необходимо расслабляться. Релаксация дает детям время и возможность переработать впечатления дня, помогает отстраниться от забот и по-новому взглянуть на вещи. Она может стать решением многих проблем.

И в заключение, подарив “Урок йоги”, вы подарите каждому ребенку возможность познать себя. Вы откроете ему дверь в новый удивительный мир, где он обретет гармонию с собой, окружающими, прекрасное настроение и здоровый дух.

Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ

Евгения Краснова
Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ

Йога-терапия как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ОВЗ

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, нарушение зрения, задержку в психическом развитии, нарушения опорно- двигательного аппарата. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально — волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, негативизме, раздражительности или, наоборот, апатичности.

Нарушение зрения у детей затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Большинство детей с неглубокими расстройствами зрения имеют нарушения осанки.

Для детей, имеющих нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Кроме этого у детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук.

У детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. При этом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с большим опозданием идет формирование функции удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности, нарушение мышечного тонуса.

В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики. Так мною было предпринято разработать программу и организовать кружок по оздоровительной гимнастики с элементами детской йоги.

Цель: использование элементов детской йоги, как эффективного средства оздоровления детейс ОВЗ дошкольного возраста.

1. Сохранение и укрепление здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ.

2. Стимулирование позитивных сдвигов в организме, коррекция двигательных нарушений путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма.

3. Формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Гимнастика с элементами йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер. Основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

Читайте так же:  Полный комплекс упражнений йоги

Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Необходимость использования элементов йоги с детьми вызвана тем, что данная методика предполагает комплексное воздействие на физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, а так же коррекцию ранних отклонений в состоянии здоровья детей. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей.

На основе асан создаются специальные комплексы, оказывающие целенаправленный оздоровительный эффект на организм ребёнка с учётом патологического процесса. Использовать эту нетрадиционную методику в физическом развитии можно так же с детьми без отклонений и с ранними отклонениями в состоянии здоровья: часто болеющих; с нарушениями осанки, вегетативными дисфункциями, отклонениями в нервно-психологическом развитии.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.

Подражание – один из методов обучения детей. Названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме.

Например: «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т. д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность ребенка. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми.

При условии регулярных занятий прогресс в развитии ребёнка будет обязательно, но предсказать, что именно произойдет в каждом конкретном случае, мы не можем. Самое очевидное — это улучшение работы внутренних органов, сна, координации движений, речи, внимательности.

Когда ребенок учится управлять собой через асаны, развивающие гибкость, ловкость, баланс, силу и творчество, он приходит к гармонии с собой и миром. На этом фоне все коррекционные и реабилитационные процессы протекают быстрее и без какого-либо насилия.

Как говорят преподаватели йоги, посадив зернышко в землю, раскапывать ежедневно ямку, проверяя наличие ростка, нет никакого смысла. Намного полезнее ухаживать за ним, поливать, удобрять. И тогда, через неделю, месяц или год оно прорастет, потому что забота всегда приносит свои плоды. Так и в йоге — каждый шаг приближает к цели, становится базой для нового рывка, и нет неважных результатов. Поэтому ожидать немедленного прогресса от любой терапии невозможно. Дети с некоторыми особенностями в опорно-двигательном аппарате после регулярных занятий лучше справляются со своим телом, кто-то начинает «держать» спину, кто-то — выпрямлять колени, кто-то благодаря занятиям исправляет осанку, кто-то — умение радоваться мелочам, у кого-то получается улучшить зрение. Но это все заслуга детей! Для меня же каждый день — как результат. Что могу точно сказать: дети очень любят детскую йогу!

1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. Лекции 4-5. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

2. Буц Л. М. О формировании правильной осанки. М.: 2008.

3. Галанов А. С. Игры, которые лечат. М.: Т. Ц. сфера, 2004.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.

5. Красикова И. С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

6. Коровкин М. А. Почему дети болеют: Системная физиология ребенка / М. А. Коровкин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

7. Милюкова И. В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005. 8. Харитонова Н. Лечебная физкультура / Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2010 г.

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Введение.

Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в развитии, а проблемы их обучаемости не вполне разрешимы.

Современные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления. Первое – собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей в усвоении школьных знаний и формирование ВПФ. Например: целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление – методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно- ориентированные методы. Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления чаще всего сводятся к обычной суммации (например, в обычную коррекционную программу вводятся и когнитивные и двигательные методы). Но опыт показывает, что желаемые результаты часто не достигаются.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребёнка. Данное направление исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, внимание, память, процессы саморегуляции и т.д. Это доказывает необходимость проведения специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию базисных составляющих психической и двигательной сферы.

Поэтому передо мной встал вопрос о необходимости создания комплекса занятий танцами, с использованием метода танцевальной терапии. С давних пор танцевально-двигательная терапия применялась к людям с проблемами в развитии и в здоровье. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступали как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность танцевальной терапии.

Считаю, что использование данного метода позволит не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшать психодинамические функции, таким образом воздействовать на продуктивность их учебной деятельности.

Подходы к организации танцевальных занятий.

Танцевально-двигательная терапия-это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология (наука о двигательных возможностях человека), нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., – т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции человека. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий.

Читайте так же:  Комплекс упражнений йоги для позвоночника

Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Существует ряд различных методик применения танцетерапии. На мой взгляд интересными являются: эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудольфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапии разработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческий потенциал.

Разработка комплекса танцевальных занятий.

Наличие трудностей в современных методах коррекции психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья можно объяснить как особенностями развития аномального ребёнка, так и, по моему мнению, отсутствием системного подхода к организации коррекционной работы с такими детьми.

В связи с этим мною был разработан танцевальный проект «Движение- танец», включающий в себя метод танцевальной терапии, для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель проекта: развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии средствами танцевального искусства.

  1. Последовательно знакомить аномального школьника с различными видами танца.
  2. Воспитывать устойчивый интерес к танцевальной деятельности.
  3. Совершенствовать артистические навыки и умения в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях в танцевальных постановках.
  4. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения ребёнка с проблемами в развитии.
  5. Формировать коммуникативные навыки, тем самым повышая уровень социальной адаптации учащихся в обществе.

Проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации.

Обучению танцам и пляскам детей с ограниченными возможностями здоровья предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего- с озорной плясовой. Задания должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку, Такой танец с детства повышает стрессоустойчивость. Кроме того, ленивым подросткам полезны энергичные танцы, как встряска для всего организма.

Проект состоит из трёх разделов: (сентябрь – ноябрь, декабрь – февраль, март – май).

С целью выявления результативности данного проекта, возможно, не только проводить мониторинг эмоциональной, двигательной (моторной), когнитивной сферы учащихся, но и наблюдать динамику развития через показательные выступления детей на праздниках, школьных мероприятиях. Данный вид исследования помогает выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы, процессов саморегуляции, памяти, пространственного восприятия. К тому же участие детей в праздниках, школьных мероприятиях благотворно влияет на развитие чувств прекрасного, а положительное эмоциональное состояние – на продуктивность учебной деятельности учащихся.

Успешность реализации данного проекта, по моему мнению, положительно сказывается на развитии творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта, повышает уровень психодинамических функций детей и благотворно влияет на продуктивность их учебной деятельности.

Над данной темой я работаю с 2008года, опыт моей работы подтвердил значимость применения метода танцевальной терапии на занятиях проектной деятельности, помог более успешно развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В течение этого времени наблюдалась стабильно положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы учащихся. Результатом чего явились показательные выступления на школьных мероприятиях, где дети проявляли дисциплинированность, выдержку. Это наглядно можно проследить по мониторингу, представленному в приложении (Таблица 1).

Систематическая работа по данной теме показывает, что в течение 3-х лет обучения неизменно повышался уровень двигательной (моторной) сферы, включающей в себя такие необходимые качества как: развитие общей моторики, умение повторять ритмический рисунок, точность координации движений, согласованность движений всех частей тела, синхронность выполнения движений в группе (Таблица 2).

Наблюдая динамику развития некоторых видов памяти на протяжении с 2 по 4 класс, можно убедиться, уровень незначительно, но повышается (Таблица 3).

Таким образом, по результатам мониторинга, можно сделать вывод, что в развитии творческих способностей, повышении уровня психодинамических функций и продуктивности учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, немаловажную роль сыграло создание комплекса занятий танцами, с использованием метода танцевальной терапии.

Заключение.

Работа по теме: «Метод танцевальной терапии как средство для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья», помогла выявить ряд трудностей в современных методах коррекции психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это можно объяснить как особенностями развития аномального ребёнка, так и, по моему мнению, отсутствием системного подхода к организации коррекционной работы с такими детьми.

Проверка эффективности использования предложенной мной методики показала, что создание комплекса танцевальных занятий, способствовало не только успешному развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшению психодинамических функций.

В рамках актуальности этой темы мною был обобщён имеющийся опыт использования метода танцевальной терапии и разработан танцевальный проект «Движение – танец», для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Считаю, что моя работа в этом направлении в условиях Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, помогает в решении ряда актуальных задач:

  • повышение уровня развития психических процессов,
  • развитие творческих способностей учащихся,
  • повышение уровня эмоционально-волевой сферы,
  • повышение уровня социальной адаптации учащихся к жизни.
Видео (кликните для воспроизведения).

Список литературы:

  1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: “Просвещение”, 1986.
  2. Кольцова М.М. двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: “Просвещение”, 1973.
  3. Курис. И. Биоэнергетика йоги и танца. – М.: 1994.
  4. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: “Академия”, 2002.
  5. Психотерапевтическая энциклопедия. (п./р. Б. Д. Карвасарского). – М.: 1998.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
  7. Танцевально-двигательная терапия (сборник). – Ярославль: 1994.
  8. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика “СА-ФИ-ДАНС”. – СПб.: “Детство-пресс”, 2003.
  9. Шварц И. Искусство эвритмии в воспитании человека. – Журнал “Музыкальная палитра” №2 – 2000.
  10. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. – М.: “Гном и Д”, 2001.
Йога для детей с овз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here