Йога для начинающих теория и философия

Самое главное по теме: "йога для начинающих теория и философия" с полным пояснением от профессионалов.

Теория и философия йоги

В этом разделе собраны разнообразные книги с лекциями и очерками о йоге. Также вы найдете несколько классических трактатов.

В лекциях, помимо различных упражнений и асан, описана история йоги, даны основные философские принципы и постулаты. Объяснены особенности системы мышления и техники, помогающие контролировать поток сознания, – это необходимое условие для медитаций.Все лекции по йоге можно скачать совершенно бесплатно в текстовом формате, нажав на интересующие вас ссылки.

Реклама: Фотосессии от Алексея Эвейкина — фотограф в ГОА

Вивекананда Свами «Шесть наставлений по Раджа-Йоге»

«Шесть наставлений по Раджа-Йоге» — это учебные беседы выдающегося индийского мыслителя, общественного и религиозного деятеля Свами Вивекананды (1863- 1902), проводившиеся для узкого круга лиц в доме Сары Булл, Читать полностью »

Дасгупта Сурендранатх «Очерк философии Патанджали»

В этой книге автор исследует йогическую систему мышления, которая изложена в «Йога-Сутрах» Патанджали. Читать полностью »

Йога сутры Свами Сатьянанды Сарасвати

Свами Сатьянанда Сарасвати — автор более восьмидесяти авторитетных книг по йоге. Читать полностью »

Йога Таттва Упанишада

«Йога Таттва Упанишада» — это один из древнейших текстов о йоге. Является одной из 108 основных Упанишад, и входит в «Кришна Яджур-веду», которая содержит мантры, необходимые для проведения ведических ритуалов.

«Йога Таттве» содержится множество наставлений и поучений о йоге.

Йога-сутры Патанджали в комментариях Б.К.С. Айенгара

Данный текст составлен известным учителем йоги Б.К.С. Айенгаром. В нем он предлагает комментарии к йога сутрам Патанджали — основному философскому тексту йоги. Читать полностью »

Мартынов Б.В. «Упанишады йоги и тантры»

В книге содержатся 11 упанишад йоги, среди которых — впервые переведенные упанишады тантрийской йоги. Читать полностью »

Открывающая и закрывающая мантра аштанга виньяса йоги

Каждая практика аштанга виньяса йоги начинается с пения открывающей мантры и заканчивается закрывающей. Далее вы найдете видео, аудиозапись и текст этой мантры.

Патанджали «Йога-сутры» (5 переводов)

В этой книге собрано 5 различных переводов основной книги всех йогов — «Йога-сутр» Патанджали.

Приведены следующие переводы: Читать полностью »

Сарасвати Свами Муктибодхананда «Хатха-йога Прадипика. Прояснение хатха-йоги»

Это уникальное издание содержит перевод классического йоговского трактата, включающего руководство по асанам, шаткарме, пранаяме, мудрам, бандхам и самадхи, шлоки которого подробно и исчерпывающе прокомментированы ведущими наставниками Бихарской школы йоги с практической точки зрения. Читать полностью »

Сатгуру Свами Вишну Дэв «Сияние драгоценных тайн Лайя-йоги. Том 2. Шакти-янтра»

В этой книге описываются фундаментальная практика и теория Кундалини-йоги и Шат-чакра-йоги в традиции сиддхов. Читать полностью »

Ямуна Деви «Индийская вегетарианская кухня»

Перед вами — одна из лучших книг о вегетарианской кухне, написанная последовательницей Шрилы Прабхупады. Читать полностью »

Вопрос 1. Йога-определение самой дисциплины. История и основы философии

С точки зрения философского содержания в йоге нет ничего принципиально нового по сравнению с философией санкхьи. Йога лишь только привносит углубленное понимание психологии и механизма процесса освобождения. Так что вряд ли правомерно рассматривать йогу в качестве самостоятельной философской системы, но точнее будет считать ее практикой теории санкхьи.

Йога — Буквально: «Единение». Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа.

Философские основы Йоги. Система йоги тесно связана с философской системой санкхьи и, по сути, является ее применением в повседневной жизни. Санкхья считает, что в мире действует два начала: материя (пракрити) и дух (пуруша).

Пуруша и Пракрити – это две основные категории, в которых заключается все существующее.

Пракрити – это материя, это все, что человек может ощутить или прочувствовать любым другим способом. Это все физические объекты материального мира и его энергетические поля.

Пуруша – это духовная субстанция, вечный Дух. Иными словами, это высшая часть бытия, которую человек не может себе представить. Пуруша, в отличие от Пракрити, обладает сознанием. Кроме того, он не подвержен изменениям. Начинающие йогины иногда путают понятие Пуруши с Богом. Однако эти термины различны по своей природе. Пуруша не имеет никаких личностных атрибутов.

До того, как Пуруша и Пракрити соединились, последняя находится в не проявленном состоянии. Пуруша в человеке представляет собой истинное «Я», его чистое сознание. При этом истинное «Я» неизменно.

Антахкарана – разум, состоит из четырех подразделений:

Аханкара –то, что идентифицирует как индивидуальные и принадлежащие данной личности все мысли и идеи, возникающие в разуме, в том числе идею собственной «персональности». Является препятствием для соединения с пурушей.

Буддхи: то, что дает оценку идеям и мыслям и содержанию тех фактов, которые они содержат.

Манас: то, что сравнивает и классифицирует идеи и образы объектов в разуме; то, что размышляет о них.

читта – та часть разума, которая погружена во внешний мир, накапливает и сохраняет ментальные образы и факты; также называется низшим разумом.

Вивека — Различение, распознание; восприятие отличности истинного Я, чистого сознания от того образа самого себя, своей личности, которым обладает каждый человек.
Путь к вивеке облегчается семистадийным пониманием и связан с отделением Наблюдающего от четырех телесных и трех умственных обусловленностей (страдание, удовольствие, влечение или привязанность, неприятие или отвращение, мышление, восприятие и воля).

Ка́рма (санскр.— «причина-следствие, воздаяние) —вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

Самскара — означает зачатки наклонностей и импульсов из прошлого жизненного опыта и предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих реинкарнациях.

Главная цель Йоги — освободиться от отождествления себя с телом, прервав бесконечную цепь кармических перерождений (сансару), ведущую к страданиям. Слиться с Брахманом, вечной надфизической реальностью, в единое целое. Именно к переживанию этой реальности (состоянию Самадхи) стремятся йогины, пытаясь достичь этого с помощью разных практик, объединённых одним словом «Йога». При этом происходит осознание своего собственного «Я» как чистого сознания, свободного от привязанностей и влияния иллюзорной реальности. Истинное «Я» едино с источником всех вещей и явлений и находится в состоянии вечного блаженства. Состояние Самадхи также называют просветлением.

Читайте так же:  Йога для детей перово

Таким образом, Йога — это движение, направленное от иллюзии к истинной реальности, от преходящего к вечному.

Веды. Неподвластная времени мудрость Индии нашла свое выражение в Ведах — древних санскритских текстах, охватывающих все области человеческого знания. Санскритское слово «веда» означает»знать». Первоначально существовала одна Веда, «Йаджур-веда», и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна-Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-Юги. Он разделил Веды на четыре части: «Риг», «Сама», «Йаджур», «Атхарва веда».

После этого Вйасадева составил 18 Пуран и эпос «Махабхарату», историю Индии. Всё это: Пураны, «Махабхарата», состоящая из 110000 шлок (стихов), четыре Веды и 108 Упанишад — составляет ведическую литературу. В Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории. В Упанишадах главным образом описывают безличный аспект Абсолютной Истины. Упанишады — это философская часть Вед, древнейших священных текстов индуизма. В Упанишадах говорится о природе человека и вселенной, о союзе индивидуальной души, или Я, со Вселенской Душой.

Бхагавад-Гита в переводе с санскрита — «Песня Бога» является одним из самых почитаемых священных текстов и приравнивается к таким писаниям как Библия и Коран. Бхагавад-Гита представляет собой часть великого санскритского эпоса «Махабхарата», заключая в себе всю основную мудрость данного произведения. В восемнадцати главах Бхагавад Гиты сконцентрированы базовые положения всех основных направлений индийской философии, поэтому данный текст одинаково почитается в разливных традициях. В Бхагавад-Гите систематизируются основные пути йоги и кратко описываются их принципы: карма-йога (путь действия), джняна-йоги (путь Знания), бхакти-йога (путь преданности). Гита считается лучшим трактатом по карма-йоге.

Йога Сутры были написаны мудрецом Патанджали незадолго до рождения Христа (IV-II в. до н.э.) до сих пор считаются одним из самых авторитетных текстов по раджа-йоге.

Патанджали удалось собрать все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединить их во всестороннюю и гармоничную систему. Всего в ста девяносто шести шлоках рассмотрены основы философии, предыстория, методы и достижения раджа йоги. Слово сутра означает «нить» — строфы текста подобно бусинкам нанизаны на единую нить повествования, каждая занимает строго свое место и преследует свою цель. Текст представляет собой шедевр краткости. Тем не менее, понимание текста без комментариев крайне сложно.

Йогу, описанную Патанджали стали называть Йогой Патанджали или Аштанга йогой — йогой восьми ступеней. Эти восемь ступеней следующие:

Яма (правила социального поведения)

Нияма (личная самодисциплина)

Пранаяма (регулирование праны посредством управления дыханием)

Пратьяхара (отключение сознания от внешнего мира)

Хатха-йога Прадипика, «Прояснение Хатха-йоги» — является одним из самых авторитетных трактатов по хатха-йоге. Текст написан на санскрите Свами Сватмарамой, приблизительно в XV в. В тексте изложены такие техники как шаткарма, асаны, мудры и бандхи, а также пранаяма. В первой же шлоке трактата подчеркивается, что хатха-йога предназначена для подготовки к раджа-йоге.

Гхеранда Самхита, «Собрание Гхеранды» — является довольно поздним классическим текстом по хатха-йоге (датируется XVII в.). Мудрец Гхеранда последовательно описывает семь ступеней для достижения самадхи, составляющие соответственно семь глав:

В результате миссионерской деятельности Вивекананды, ученика Рамакришны, в конце XIX века йога становится популярной в США и развивается по новым направлениям. Отметим общество Трансцендентальной медитации”, которое основал в б0-х годах Махариши Махем Йоги, использующий специфическую психотехнику медитации. В результате просветительской деятельности Вивекананды и Аткинсона (йог Рамачарака), учение йоги в начале XX века приобретает широкую известность в России. На последующее распространение йоги в нашей стране значительное влияние оказала агни-йога, учение, открытое для России Еленой Рерих.

Требование восстановления первоначальной целостности учения привело к возникновению в Индии, уже в наше время, интегральной йоги Ауробиндо Гхоша — системы, утверждающей необходимость синтетического использования методов йоги в условиях динамичной социальной жизни. За последнее время стали известны и другие интегральные системы, пытающиеся восстановить и развить некогда единое учение йоги. При синтезе таких систем существует опасность механического объединения элементов из различных направлений, например, карма-, хатха- и раджа-йоги.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9243 —

| 7274 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Философия Йоги

Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога — это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджалиучил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Читайте так же:  Леново йога отзывы ультрабук

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я — физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. — относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Йога — это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

Практична, т.е.предлагает способы управления телом.

Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

В шестой главе «Бхагавад Гиты» (переводится с санскрита как «Песня Бога»), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: «Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания — он тогда именуется «йогин». Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, — ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, — пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает». Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово «йога» отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В «Бхагавад Гите» есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): «Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой». Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: «Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении — так обретешь ты уносящую скорби йогу». В Катха Упанишаде йога поясняется так: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений».

Йога — это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Читайте так же:  Кундалини йога бесплатное занятие

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности — я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия — освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины.

История йоги

В качестве самостоятельной системы йога возникла в Индии еще в древние времена. Об этом указано в письменных памятниках, которые смогли дойти до нас, а именно, в ведах. Данные источники были созданы примерно две с половиной тысячи лет назад. В них есть упоминание о йоге, которая выступает в роли сведения законов, касающихся самых разных сторон общественной жизни.

Если же обращаться к историческим корням и истокам непосредственно учения йоги, то ее разрабатывал индийский мудрец Патанджали. Он сделал йогу самостоятельной системой на основе опыта и знаний, накопленного его учениками. В его труде изложена философия и практика того вида йоги, которая сейчас считается классической и стандартной. Как и многие другие древние мудрецы, Патанджали не претендовал на авторство философской концепции системы. Он лишь собрал важные устные сведения, которым удалось дойти до него, а также прокомментировал их как единое учение. Что касается философской терминологии и интерпретации практики йоги, то она согласована с древнейшими материалами Вед.

Более того, ранее в Индии существовала традиция, согласной которой йогу можно передавать от учителя ученику следуя ее строжайшим правилам. Благодаря такой непосредственной передачи знаний получалось сделать учение неприкосновенным и не искажать его. Учитель, на личном опыте испытавший множество методик йоги, постоянно наблюдал за своими учениками, по мере того как они осваивали учения, а также анализировал их нравственное саморазвитие совершенствование. Приходилось пройти невероятно сложный и длительный путь, который позволял не только укрепить здоровье в физическом плане, но и воспитать морально-этическую чистоту.

Философия и особенности йоги

На сегодняшний день йогу можно назвать наукой, позволяющей человеку постичь истину. Основная цель данной системы – достичь истины, а именно, такого состояния, когда душа способна позиционировать себя в качестве чего-то божественного. Чтобы достичь подобного состояния, нужно перейти за границы индивидуального сознания.

Что касается философии йоги, то она как и медитация считается духовной и нацелена на то, чтобы раскрыть и постичь бытие благодаря осознанию духа личности. Также она является этичной и не терпит проявления насилия. Эмоциональность – еще одна составляющая философии йоги, поскольку она учит тому, как любить, быть добрым и так далее. Практичность философии заключается в способах управления тела, а интеллектуальность в использовании сил разума.

Аштанга-йога представляет собой современную синкретичную систему йоги. Ее основатель – это Паттабхи Джойс, являющийся главной института данной йоги в Индии. После его смерти дело перешло внуку. Как утверждал Джйос, йога не должна быть приспособлена к несовершенству практиканта, а наоборот, практикант должен постепенно развиваться и становиться ближе к идеалам йоги.

В Айенгар-йоге особое внимание уделяют правильному телесному положению, чтобы оно развивалось в гармонии и постепенно становилось безупречным с анатомической точки зрения. Одна из особенностей метода – это выполнение асан с конкретными опорами. Вторая особенность заключается в подробном, детальном объяснении каждой позы и индивидуальном подходе ко всем практикующим.

Бикрам-йогой занимаются в теплых помещениях, где температура воздуха равна примерно 37-40 градусам по Цельсию. Традиционное занятие включает в себя 26 асан, которые нужно выполнять в быстром ритма на протяжении полутора часов. На занятия рекомендуется брать как можно больше воды и полотенце, ведь спустя 15 минут одежда станет очень мокрой.

Читайте так же:  Йога для женщин 60 лет

Для Вини-йоги характерен индивидуальный подход ко всем ученикам и комплексный подход к обучению. Именно эти правила создан Кришнамачарья в старости, когда практиковал йога-терапию. Методы йоги должны быть адаптированы к практикующему. Помимо традиционных поз йоги, нужно уделить внимание осознанному дыханию, философии и медитации.

Кундалини-йога является очередным направлением йоги, системой упражнений, созданной для поднятия энергии из позвоночника благодаря регулярным медитационным практикам, комплексам асан и так далее. Важно, чтобы энергия кундалини прошла абсолютно по каждой чакре и задержалась в высшей, где она должна соединиться с божеством.

Йогалатес – это не обычные тренировки мышц. Речь идет об упражнениях, с помощью которых гармонично сочетаются силовые нагрузки и духовное развитие, самопознание. Помимо всего прочего, присутствуют ключевые преимущества. Например, такая йога идеальна для людей любого возраста и разной комплектации. Более того, она считается отличным вариантом для похудения, если сочетать ее с правильным питанием.

Йогабит – это чередование энергичных и медленных движений в стиле йоги. Упражнения должны выполняться под определенные музыкальные ритмы. Занятия состоят из медленной часто разогрева, после которой идет интенсивная нагрузка. А завершается все медитацией. Основная задача йогабита заключается в получении удовольствия от физических упражнений. В принципе, речь идет виде фитнеса с элементами йоги.

Парная йога подразумевает выполнение упражнений вместе с партнером. Данный вид йоги напоминает тайский или йога-массаж и был создан для пробуждения и трансформации сексуальной энергии.

Йога для беременных убивает сразу двух зайцев. Во-первых, получается пройти физическую и психологическую подготовку к родам. Во-вторых, можно избежать депрессий или разрывов промежностей, которые порой происходят после родов.

Йога для начинающих, какую выбрать?

Достаточно популярным стилем среди новичков является Аштанга-йога. Динамичная практика такой йоги станет идеальным выбором для целеустремленных людей, а также тех, кто желает как можно скорее развить данные качества. Люди, практикующие данное направление, говорят о том, что любой современный человек, живущий в мегаполисе, должен обязательно попробовать позаниматься Аштанга-йогой. Она позволяет избавиться от стресса, подарить исключительно положительные эмоции и укрепить здоровье.

Более того, нередко новичкам советуют Йогу 23. Да, подобную практику можно назвать достаточно мощной, когда речь идет о воздействии на организм, но при этом практически отсутствует шанс получить травму. Для нее характерен последовательный вход в практику, когда сначала происходит укрепление мышц тела, а затем начинаются более серьезные нагрузки. Также вам станут известны все нюансы данное направления, вероятные ошибки и способы их избегания.
Наконец, новички могут попробовать Кундалини-йогу. Это направление было создано, чтобы освободить энергию Кундалини. Подобная методика является невероятно эффективной и мощной, а главное – позволяет ощутить энергетическое пробуждение всего после парочки занятий.

От здоровья к духовности

Мы рады приветствовать все тех, кто небезразличен к йоге и ее учению, тех кто старается в наше непростое время, посвятить себя и свою жизнь духовным поискам, желая как можно глубже познать себяи окружающий мир, тех, кто стремиться стать ближе к Природе.

При создании сайта мы старались сделать его всесторонним и оригинальным. Надеемся, что он будет интересен и полезен как новичкам, так и людям, давно занимающимся йогой и другими духовными практиками, тем более что большинство статей написано учениками нашей Школы.

ЗАНЯТИЯ ПО ЙОГЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ — старт в октябре 2017 г, индивидуальные занятия.

Как выбрать «свое» направление в йоге

Йога — древнейшее из всех существующих на Земле учений о гармоничном самосовершенствовании человека. Менялись поколения, условия жизни, климат, общественно-экономические формации, мораль, ценности, а йога осталась. Истинная йога — это законченное, совершенное знание, включающее в себя духовный, интеллектуальный, морально-нравственный и физический аспекты жизни человека. Она относится к тем немногим областям человеческого знания, которые являются законченными. В качестве примера других таких областей можно привести арифметику, евклидову геометрию, механику Ньютона, неорганическую химию, сопромат.

Что же такое йога? Если мы заглянем в самую простую книгу по индийской философии, там мы найдем ясный и четкий ответ: йога — это практическая система и способ достижения состояния освобождения, «…Йога – есть неоценимый дар людям, стремящимся к осознанию духа» (Чаттерджи, Датта. Введение в индийскую философию. Изд-во И-Л. М. 1955 г.)

Все знают, что для того, чтобы жить хорошо надо жить гармонично. Но как достичь гармонии между внешней и внутренней жизнью, между душой и телом? Ответ на этот и многие другие вопросы дает йога. Йога дает ответы на основные вопросы философии: есть ли бог, что такое душа, какое место занимает человек в этом мире, отчего люди болеют и как самостоятельно избавиться даже от возможности заболеть.

На протяжении тысячелетий из поколения в поколение передавались знание по йоге, чтобы в неискаженном, истинном виде дойти до нашего времени. Сами же древние йоги прекрасно знали, что: «Ни сидение в позе лотоса, ни созерцание кончика своего носа не являются йогой. Йога – есть единство бытия Индивидуальной души с мировой душой».

Йога: философия, школы, особенности

М ногие из нас не имеют четкого представления о йоге. Пропагандированный с помощью фильмов образ йога – старца, обладающего способностью без малейших колебаний ступать на битое стекло либо лежать на гвоздях, давно внедрился в наше сознание. Но он является лишь стереотипом и не раскрывает полной сути йоги. Йога – это не просто набор физический упражнений для поддержания формы. Йога – это стиль жизни и образ мысли. Он не так прост для понимания, но мы постараемся максимально расширить ваше представление о йоге – об ее философии, школах, особенностях.

Философия йоги

Для начала, давайте разберемся, что означает понятие «йога». Йога – это одна из шести ортодоксальных даршан – философских школ Индии. Она имеет многовековую историю существования. Основной целью йоги является познание своей души, ее собственной тайны, нахождение ответов на вопросы, которые возникают в сознании каждого человека, вопросы, касающиеся собственного сознания, обретение просветления. Тем самым происходит освобождение души человека.

Читайте так же:  Как правильно делать упражнения йоги

В философском смысле, йога – это единение индивидуального «я» (души) и вселенского «Я» (Сверхдуши), результатом чего является просветленное и чистое сознание. Йога – это опыт, который связывает в единое целое тело, ум, разум и чувства с вашим внутренним «Я».

Основные понятия, с которыми сталкивается человек, заинтересовавшийся йогой, включают в себя:

  • Асаны (позы) – помогают сохранить тело здоровым, красивым, гибким;
  • Пранаямы (дыхательные упражнения) – регулируют дыхание и контролируют эмоции;
  • Медитация (расслабление, релаксация) – дает возможность услышать себя и познать свое «Я».

Основные принципы и теории йоги изложены в «Йогах-сутрах» Патанджали – философа религиозной школы Индии. Он не был человеком, который придумал это учение. Он стал скорее систематизатором полученных из священных текстов знаний.

Считается, что йога работает со всеми аспектами жизни:

  • умственным;
  • физическим;
  • эмоциональным;
  • духовным;
  • психическим.

Она необходима для завершения жизненного пути. Йога — это наука, влияющая не только на сознание, но и на подсознание.

Один из основополагающих постулатов, которые включает в себя философия йоги, выражается в том, что границы нашего знания определяются ограниченностью психического и телесного опыта. Так как наше интеллектуальное знание – это только малая часть истины, внешнее знание. Поэтому целью йоги является превзойти ограниченность грубого физического «Я» и прийти к пониманию своего тонкого «Я».

Основные школы Йоги

1. Хатха-йога — учение, базирующееся на обретении физической гармонии, уравновешивание энергии инь и ян, которое осуществляется с помощью физических и психологических (медитации) средств. Это нижняя, но, тем не менее, очень важная ступень, являющаяся базовой для других видов йоги. Хатха-йога является частью раджа-йоги, готовит тело к духовной стороне раджа-йоги. Это одна из самых популярных на Западе разновидностей йоги. Включает в себя:

  • физические упражнения;
  • очищение внутренних органов;
  • дыхательные упражнения;
  • правильное питание;
  • умение расслабляться.

2. Раджа-йога — буквальный перевод «Царица среди йог». Это не значит, что она предназначена только для царей, а просто подчеркивает её исключительный статус. Основная цель – контроль ума посредством медитации, а также осознание разницы между иллюзией и реальностью, достижение освобождения. Для начала практики более возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь наиболее высокого психологического и физического здоровья. Различные привычки не дают достичь духовного равновесия. Практики, которые позволяют достичь такого состояния, можно отнести к раджа-йоге.

3. Кундалини-йога — это мантры и медитации, физические упражнения, дыхательная практика, релаксация. Слово «кундалини» означает осознание и скрытые возможности этого самого осознания. Целью практики является пробуждение божественной энергии Кундалини. Эта энергия символически представлена змеей, свернувшейся и спящей в основании позвоночника. Постепенно, благодаря практике, она поднимается вверх, по центральному энергетическому каналу, открывая и пробуждая одну чакру за другой. Конечный результат – наступление просветления.

Регулярные занятия кундалина-йогой принесут вам:

  • улучшение физической формы;
  • чувство бодрости и счастья;
  • повышение сознания и расширение осознанности.

4. Аштанга-йога – дисциплина, состоящая из восьми ступеней (этапов). Можно сказать, что это – быстрая серия последовательных поз, техники дыхания и сосредоточения внимания. Аштанга-йога прекрасно подойдет тем, кто обладает сильным телом и неугомонным разумом. Ступени представляют своего рода руководство к тому, как прожить наполненную счастьем жизнь. Первые четыре ступени – помощь в совершенствовании личности, обретении покоя над телом. Это подготовка ко второму этапу – знакомство со своими чувствами и умом, и как результат – достижение высшего состояния сознания.

8 ступеней Аштанга-йоги

  • Йама – соблюдение моральных заповедей;
  • Нийама – внутренняя дисциплина, контроль, культура;
  • Асана – достижения здоровья путем с помощью физических упражнений (поз);
  • Пранаяма –дыхательные упражнения, обеспечивающие контроль над дыханием;
  • Пратьяхара – управление чувствами;
  • Дхарана – сосредоточивание мыслей;
  • Дьяхна – медитации;
  • Самадхи – нирвана, просветление (слияние с духом Вселенной).

5. Айенгара-йога — основное внимание в данном виде йоги уделяется положению тела, для гармоничного развития и обретения анатомического совершенства. Отличительной чертой является принятие определенных поз (асан), используя необходимые опоры. Для айенгара-йоги характерен индивидуальный подход к каждому практикующему, особое внимание и объяснения каждой позы.

6. Сахаджа–йога – это метод медитации, с целью внутреннего баланса эмоционального, ментального и физического состояния человека. Сахаджа- йога основана на опыте самореализации (проявления своего духа), доступному каждому с рождения. Что дает сахаджа-йога:

  • развитие человека;
  • самоизлечение;
  • развитие общества.

7. Прана-йога – вид йоги, основанный на дыхательных упражнениях, которые позволяют управлять жизненной энергией Ци. Пранаяма — четвертая ступень йоги.

8. Агни-йога или Живая Этика. Религиозно-философское учение о жизни, являющееся синтезом древних учений, научных достижений, а также духовно-практического опыта человека. Это учение основанное русским художником Н.Рерихом и его супругой. Основной силой, на которой построена жизнь, они рассматривают духовный огонь сердца и душевную энергию.

Интересные факты о йоге

  • Йогой занимаются фридайверы. Уже через несколько занятий время, на которое они могут задерживать дыхание, увеличивается до 3 минут.
  • Встречаются доказательства о том, что йогой занимались не только в Древней Индии, но и на местах древних цивилизаций Латинской Америки.
  • Йоги обнаружили, что многие болезни человека происходят из-за неправильного дыхания и с ними можно справиться с помощью пранаяма-йоги.
  • Движения, дающие релаксацию в йоге, помогают наладить работу нервной и сердечно-сосудистой систем, пищеварительного тракта и органов дыхания.
  • Занятия йогой помогают сконцентрировать ум и внимание.

В этой статье мы рассмотрели основные понятия йоги, ее принципы и виды. Как видите, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Но если вы действительно заинтересовались данной темой, то ее более глубокое изучение раскроет для вас удивительный мир. Мир просветления и душевной гармонии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Желаем вам совершенствования и познания своих возможностей!

Йога для начинающих теория и философия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here