Йога это не асаны и пранаямы

Самое главное по теме: "йога это не асаны и пранаямы" с полным пояснением от профессионалов.

Йога — это не только асаны

Многие сталкивались с тем, что йогу на Западе преподают прежде всего как систему физических упражнений, упуская внутренние аспекты практики. Порой это доходит до абсурда, так наша привычка к соревновательности и перфекционизму заставляет без конца оттачивать внешнюю форму асан, забывая о цели йоги, о том, зачем мы вообще этим занимаемся. Недавно мне встретилась хорошая статья на эту тему, чем и рада поделиться.

Без сомнения, асаны йоги следует осваивать и выполнять так, чтобы не причинять вреда своему телу. И, конечно, поза должна быть похожа на «оригинал» (если Вирабхадрасана 2 больше напоминает Веселого пьяницу 1, практикующий явно сбился с пути).

Асаны (физические упражнения, которые большинство западных людей называют йогой) — не цель йоги. Это не более чем инструмент. Согласно «Йога-Сутрам» Патанджали, единственный критерий правильно выполняемой позы — это ощущение удобства, стабильности и расслабленности.

В наше время многие преподаватели фокусируются только на асанах и физическом теле. Конечно, этому аспекту практики нужно уделять внимание. Так как я давно обучаю йоге, то понимаю необходимость изучения анатомии и физиологии. В конце концов, асаны — это физическая работа. Знание человеческого тела, его возможностей и ограничений, позволяет учителям давать точные рекомендации студентам, создавать сбалансированные последовательности и менять асану в зависимости от состояния конкретного человека. Ну и вооружает инструкторов терминологией, благодаря которой они выглядят умными и образованными ))

Однако сосредотачиваясь только на теле, мы упускаем из виду глубокое воздействие йоги на сознание. Если поза сделана верно, дыхание сопряжено с движением, а внимание сконцентрировано и зафиксировано в определенных точках, тогда асана становится формой медитации.

Йога подобна драгоценности, она многогранна. Эти грани отражают свет практики, простирающийся далеко за пределы асан. Дыхание, медитация и другие техники направляют человека к глубинной трансформации. Одержимость же совершенной отстройкой удерживает наше внимание только на позах и теле, и при этом никак не способствует безопасному и красивому выполнению асаны.

Я лично видела преподавателей, которые на протяжении 15 минут объясняли важность идеального выравнивания в Тадасане: средний палец ноги следовало направлять точно вперед от лодыжки. Разве это поможет кому-то избежать травм, или сделает занятие более интересным? Это просто пустая трата 15 минут урока.

Помимо всего вышесказанного, есть еще несколько причин, почему я считаю, что отстройка асан не должна превалировать над другими аспектами йоги.

На чьей анатомии базируется эта отстройка?

Все мы устроены по-разному. В мире не найти двух одинаковых тел: у всех свои слабые и сильные стороны, свои особенности. Тогда почему некоторые инструкторы пытаются применять ко всем одинаковые методы? Это ограничивает одних студентов и смущает других. Игнорировать различия в строении тел безответственно, и это приводит к травмам.

Почти каждую асану можно видоизменить в соответствие с потребностями и возможностями конкретного человека. Цепляние за единственный «правильный» вариант оставляет «за бортом» тех, кто еще не развил достаточную гибкость или силу, и чья костная структура от природы не очень подвижна.

Это превращает людей в перфекционистов

Излишняя сосредоточенность на отстройке ведет к провалу. Если в классе установлены стандарты совершенства, студенты обречены на неудачу. У многих это вызывает стресс и чувство неуверенности. Ни то, ни другое не способствует практике йоги.

В некоторых школах утверждают, что асана должна быть идеальной, в противном случае ее вообще не стоит делать. Возможно, это имеет смысл, если вы — участник Олимпийских игр, но тогда это гимнастика, а не йога.

Йога — это не представление, практику не оценивают и не осуждают. Лучший способ научиться йоге — заниматься ею, даже если вы будете выполнять все позы в упрощенном варианте.

«Идеальное выполнение асан» не должно трактоваться как «идеальная отстройка асан». Совершенная асана случается, когда практикующий делает все, на что способен, и поддерживает устойчивость и расслабленность, предписанные Патанджали. Это достигается соединением дыхания с движением, и поддержанием медитативного состояния (то есть спокойного, устойчивого состояния ума).

Это делает учеников зависимыми от преподавателя

Однажды я была на занятии, где о каждой асане преподаватель говорил мне, что я выполняю ее неправильно. Однако он не объяснил, что именно было не так и как это исправить. Когда я спросила его об этом, он меня проигнорировал. Больше я на его уроки не ходила.

Если ваш инструктор ведет себя похожим образом, оставьте его. Он просто развивает ваше ощущение неуверенности и незащищенности, пытаясь привязать вас к себе. Это аморально.

Хороший учитель хочет, чтобы ученики превзошли себя, и не стремится сделать их зависимыми. Единственная причина пойти на занятие — это работа над собственной практикой. Ваш йога-тичер — не просветленный Гуру. Так что сосредоточьтесь на развитии своей практики, над своим внутренним ростом. Не цепляйтесь за преподавателей, они — наставники, а не цель.

Это ограничивает ваше развитие

В моей линии преемственности не стремятся выравнивать позы сверх того, что требуется для безопасной практики. При этом я могу выполнять сложные асаны, и уже научила этому многих студентов. В чем секрет? Просто делайте все настолько хорошо, насколько можете. Иногда для этого вам потребуются пропсы, иногда — больше времени. Изучить асаны можно единственным способом — делая их.

Если потребуется разобраться с одной позой, прежде чем переходить к другой, ждите, пока тело наберет достаточно гибкости и силы. Кстати, как долго вы собираетесь трудиться над тадасаной?))

Лучший способ научиться сложным (и любым) позам, — пробовать снова и снова. Учитель нужен для того, чтобы объяснить вам принципы выполнения асан и развить достаточно силы и гибкости. И, кстати, то, что он может выполнить асаны сам, не значит, что он в состоянии научить этому вас.

Это заставляет людей слишком много думать, вместо того чтобы чувствовать асаны

Самая мощная часть практики асан не в том, чтобы выполнить их «внешнюю» сторону, а в тонком течении энергий в теле. Когда преподаватель без конца болтает, описывает слишком много деталей, выравнивает и отстраивает, это «вытаскивает» студента из тела и ума. Вместо того чтобы ощущать, они думают, и обычно они думают «Правильно ли я делаю?» (и смотрят в зеркало или на других студентов).

Читайте так же:  Гамак для йоги какой выбрать

Асана тоже может стать формой медитации, а медитация в йоге — это, прежде всего, концентрация. Излишние объяснения, инструкции и исправления только отвлекают учеников от сосредоточения на своей практике.

Асана — это не вся йога

Чрезмерная увлеченность физическими аспектами йоги очень ограничивает. Йога — это огромное поле для изучения, и у нее много форм. Хатха-йога, помимо асан, также включает пранаяму, медитацию, и многое другое.

Школы, которые полагаются в основном на отстройку, почти не занимаются пранаямой и медитацией (это не критика, просто наблюдение). В основном так происходит потому, что эти аспекты сложно объяснить исключительно на уровне физиологии. Конечно, анатомия дыхательной системы весьма увлекательна, а у медитации есть заметные проявления на уровне тела. Однако трансформирующая сила медитации и пранаямы неизмеримы и превосходят материальные эффекты.

Йога — это нечто большее, чем просто фитнес. Если мы фокусируемся только на теле, мы теряем истинную ценность йоги как целого. Лучше воспринимать тело как транспортное средство, а не как финальную цель. Поклонение телу лишь разочаровывает, ведь мы все равно — неизбежно — старимся, болеем и умираем. Вместо того чтобы выравнивать кости и мышцы, давайте приводить ум и сознание в соответствие с истинными ценностями.

Давайте заниматься йогой, а не только асанами.

Патанджали йога и ее восемь ступеней

Йога сутра Патанджали – это библия йоги, она подразделяется на четыре пады (главы), которые охватывают все сферы жизнедеятельности человека (искусство, науку, философию жизни). Но объяснения сутр академическими учеными не могут служить практическим пособием практикующим йогу, их компасом или картой. Перевод, сделанный Б.К.С. Айенгаром, базируется на его более чем 50-летней преданности йоге и практике, уникален своей ясностью и пригодностью для современных адептов.

Метафизические аспекты йоги

Йога намного старше, чем текст Патанджали, но более ранние правила никогда не были написаны (или текст не сохранился). Не было ни одного текста, который мог бы послужить учебником для практикующих. Только Патанджали подготовил сутры, и это значительно облегчило поиск духовной свободы.

Йога сутры – классическая работа индийской философии. Написанная в глубокой древности, она до сих пор поражает. Это руководство ко всем состоянием нашего сознания, подробно описывающее, как работает ум во время занятий йоги, медитации или других духовных практик.

Благодаря способности распознавать различие интеллекта, сознания, эго и пуруша, йоги достигают всезнания, вездесущности и всемогущества. Сутры с необычной убедительностью вникают в познание человеческого тела и разума. Включают размышления о том, как мы учимся, как думаем, как и откуда возникают страдания и как мы можем положить этому конец. Четкие комментарии Айенгара являются отличным дополнением к сутрам, подчеркивая их обоснованность и усиливая их значение.

Айенгар сказал: «Йога – друг того, кто подходит к ней искренне и с полной преданностью».

Практикующие освобождаются от мук боли и страдания, живут в радости. Практика помогает ленивому телу стать активным и эффективным, изменяет ум, делая его устойчивым. Помогает гармонизировать тело и ум с душой, чтобы все три состояли в единстве».

Свет Патанджали

Учитель Патанджали жил между 500 и 200 годами до н.э. О нем существует больше легенд, чем исторической правды, но известно, что он является автором 196 сутр, которые до сих пор являются основой всей системы йоги и называются библией йоги. До сих пор «Патанджали Йога сутры» – самая известная книга нашего времени, написанная самым выдающимся учителем йоги.

Книга впечатляет во всех отношениях. Все сутры в ней сначала разобраны на элементы и сложены вновь, а затем объяснены. Текст обширный и не слишком легкий для чтения, но необходимый для всех, кто интересуется йогой и даже для тех, кто хочет только ориентироваться в духовных системах.

Как пишет Б.К.С. Айенгар: «Йога — это искусство, наука и философия. Это касается каждого уровня человеческой жизни — физического, умственного и духовного. Это практический способ придать своей жизни смысл, полноту и благородство».

Исходный текст «Патанджали Йога сутры» написан на санскрите, самом сложном восточном языке, поэтому он очень тяжелый из-за лаконичной формы и трудностей в поиске эквивалентов конкретной психологии и теории познания сутр в европейской терминологии. Существует много переводов сутр и каждый переводчик несколько иначе интерпретирует текст и семантические комплексы. Но Б.К.С Айенгар и его перевод Патанджали йога сутр — это полный и правильный текст, который позволяет читателю более полно понять смысл Йога сутр Патанджали. А также дает более полное понимание загадочных слов мудреца.

Сутры – это живое наследие мира знаменитого Патанджали. Здесь каждая сутра – это житейская мудрость, кладезь знаний и мыслей, которые приводят к пониманию истинной природы человека. Работа Патанджали является замечательным достижением и данью постоянным усилиям человека в достижении совершенства в понимании свободы без ограничений. Это одно из самых важных и просвещенных исследований человеческой природы и поиска духовной свободы. Практик (садхака) изучая сутры и понимая их, получает полное просветление. Знание дарует ему радость жизни, гармонию и полный покой.

В различных школах и различных переводах сутры трактуются по-разному, каждый накладывает на них свое собственное мнение и толкование. Более полно раскрыл значение и понятие, а также особенный путь к самопостижению, не уходя от традиций, Айенгар.

Исследование сутр Патанджали

Айенгар смог, используя множество практических ссылок, объяснить текст Патанджали. Глубина его практики и понимания видна в строгой точности, с которой он подходит к телу в йогической позиции. Однако, его практика намного глубже. В своих уникальных исследованиях Патанджали, растяжения и симметрии Айенгар обнаруживает не только терапевтическую необходимость сохранения структурной целостности тела, но тонкое не менее важное влияние асан на поток энергии и сознание.

Айенгар показал, что любое разделение на материю и дух, тело и душу, физическое и духовное — ложно.

Подчеркивая структурную целостность тела, он открыл врата духовности миллионам людей, для которых тонкость ума оставалась неизвестной территорией. С разъяснениями сутр Айенгаром эти двери широко открыты для всех. Особенно это верно для адептов, чья академическая подготовка не самая лучшая — например, их неправильная практическая интерпретация сутр, асан и пранаямы. Гений Айенгара — необычайный дар ясности, интуиции и поддержки тех, кто искренне практикует.

Непревзойденный опыт Айенгара, как индийского учителя для людей Запада, в сочетании с его опытом брахмана и учителя и правильной линией пересказа, придает переводу сутр аутентичность и авторитет, которых не хватает в других публикациях йога сутр Патанджали. Он предлагает понятную и прагматичную, полную интуитивного понимания интерпретацию истинного гуру йоги.

Читайте так же:  Чем полезны занятия йогой для женщин

Практика без глубоких и панорамных знаний внутренних карт Йога сутр похожа на дрейф через сложный и опасный океан. Но чтобы использовать эту карту без помех, необходим компас в форме глубокого и полного авторитетного опыта Айенгара. Каждый адепт должен руководствоваться этой классической и чрезвычайно ценной работой.

Йога сутры в переводе Б.К.С. Айенгара – это новый перевод классического текста с древнего санскрита, богатый практикой, а не только философскими комментариями. Автор указывает, как благодаря правильной, сознательной практике самосовершенствоваться, преодолеть различные препятствия на пути развития для достижения своей цели.

Йога сутры чрезвычайно полезны для тех, кто интересуется йогой с точки зрения практики или философии.

Этапы прохождения йогического пути

Существует восемь элементов йоги, ведущих к просветлению, описанных мудрецом Патанджали в классическом тексте Йога-сутры. Это:

  • яма (запреты);
  • нияма (заповеди);
  • асаны (позы тела);
  • пранаяма (контроль дыхания);
  • пратьяхара (чувства);
  • дхарана (концентрация ума);
  • дхьяна (медитация);
  • самадхи (состояние сверхсознания).

Мы знаем из физики законы ньютоновской динамики – если одно тело воздействует на другое с определенной силой и энергией, то другое тело воздействует на первое с той же силой и энергией, но сила меняет направление. Признавая правоту этого закона, должны признать, что каждая мысль, задуманная в нашем уме, каждое слово, сказанное нами, и каждое из наших действий вернется к нам. Это принцип кармического возмездия или причинно-следственных связей.

Иногда эффекты наших действий проявляются очень быстро, но чаще они возвращаются к нам после столь длительного времени, что нам трудно найти связь между причиной и следствием. И отсутствие восприятия этих зависимостей часто является причиной нашего незнания этого закона. Йога Патанджали предоставляет возможность перестать жить слепо, стать более внимательными в жизни, игнорируя незнание, а соблюдение божественного закона появляется спонтанно.

Восемь принципов йоги

Первые три ступени – это внешние практики, они помогают овладеть эмоциями, жить в гармонии с обществом.

Асаны делают его тело здоровым и сильным. Следующие три шага – это внутренний поиск. Они учат контролировать дыхание и ум. Последние, дают гармонию с самим собой и Его Создателем.

Хотя сутры родились более тысячи лет назад, они не потеряли своего импульса и восьмиэтапный путь по-прежнему остается ценным ориентиром для современных учеников этой благородной дисциплины. Нет необходимости каждый раз выполнять все шаги, чтобы перейти к следующему. Вы можете попытаться жить принципами Ямы (Ахимса, Сатья, Астейя, Брахмачарья, Апариграха) и Ниямы (Шауча, Сантоша, Тапас, Свахайя, Ишвара пранидханана), практиковать асаны, научиться контролировать свое дыхание. Дальнейший поиск будет следствием предыдущих. Даже без практики всех восьми путей стремление к самадхи сделает жизнь красивее.

Первый шаг на пути йоги. Универсальная моральная заповедь, этическая дисциплина, проповедующая ненасилие, правду, принцип «не укради», умеренность во всем. Это правила, которые должны применяться к обществу и отдельным лицам. Это этические дисциплины, универсальное руководство, чтобы избежать хаоса в жизни. Не Бог наказывает нас, как мы привыкли считать во время неудачи, мы обречены страдать, не соблюдая законы, действующие в материи.

Индивидуальная дисциплина. Чистота, удовлетворенность, энтузиазм, самореализация, преданность делу.

Соблюдение Ямы и Ниямы помогает совладать с эмоциями, страстями. Делает более терпимыми, помогает искоренить неприятности. Она является основой для дальнейшего развития на пути йоги.

Положение тела, оно воздействует на многие уровни человеческого тела. Поддерживает суставы в работоспособном состоянии, что позволит сохранять движение до конца своей жизни. Для того, чтобы суставы работали систематически, без перегрузки, мышцы должны быть надлежащим образом развиты — усилены и растянуты в правильном направлении. Гармоничная практика поддерживает функционирование внутренних органов, которые подвержены растяжению, укреплению и массажу. Асаны дают стабильность, здоровье, легкость, снимают усталость и успокаивают нервы. Правильное и неподвижное положение тела способствует достижению душевного равновесия.

Слово прана переводится как дыхание, жизнь, энергия, а яма означает растяжение, распространение, удлинение. Пранаяма работает с дыханием, контролируя все его стадии: вдох, выдох, задержку дыхания. Выдох вытесняет загрязненный воздух и токсины, вдох насыщает кислородом, распределяет энергию по всему телу. Благодаря использованию правильных техник дыхания обильно поглощается кислород и в теле происходят тонкие химические изменения, приводящие к улучшению здоровья, равновесию тела и разума в организме.

Пратьяхара

Управление чувствами. Благодаря непрерывной работе по самообучению мы учимся различать объекты, которые привлекают наше внимание, наши чувства. Пратьяхара успокаивает чувства, направляет их внутрь, ведет к понятию, ясности и спокойствию.

Концентрация, полное сосредоточение внимания на действии, выполняемом в данную минуту. Состояние концентрации может быть достигнуто благодаря предварительному изучению тела в асане, разума в пранаяме и чувств в пратьяхаре. Дхарана стимулирует внутреннюю осознанность и освобождает от напряжения.

Медитация – седьмая ступень. Это непрерывное состояние концентрации в течение длительного времени. Тело, дыхание, ум, чувства, интеллект и эго интегрированы в объект медитации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последняя восьмая ступень йоги Патанджали – цель поиска йогов. В самадхи практикующий достигает состояния вечного спокойствия, превосходя сознание тела, дыхание, ум, разум, эго.

Ступени Йоги

1. Существуют восемь ступеней йоги: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Все они связаны между собой, но ради удобства представлены как независимые компоненты.

2. У дерева имеются корни, ствол, ветви, листья, кора, сок, цветы и плоды. Каждая из этих частей обладает определенностью, но ни одна из них не может считаться деревом. Так же и йога. Как все части, соединенные вместе, составляют дерево, так и восемь ступеней, соединившись, составляют йогу. Универсальные принципы Ямы есть корни, а индивидуальные законы Ниямы образуют ствол. Асаны похожи на многочисленные ветви, расположенные в различных направлениях. Пранаяма, проводящая энергию в тело, подобна листьям, которые дают воздух всему дереву Пратьяхара препятствует истечению энергии через органы чувств, как кора защищает дерево от загнивания. Дхарана — сок дерева, который поддерживает тело и интеллектуальную устойчивость. Дхьяна — это цветы, созревающие в плод самадхи. Как плод есть высочайшая точка развития дерева, так реализация истинной самости (ат-мадаршана) есть кульминация практики йоги.

3. Проходя через восемь ступеней йоги, садхака развивает понимание собственной самости. Он шаг за шагом движется от известного — своего тела — к неизвестному. Он движется от наружной оболочки тела — кожи — к уму. От ума (манаса) он идет к разуму (буддхи), воле (самкальпа), различающему осознанию (ви-века-кхьяти или праджня), сознанию (сат-асат-вивека) и, в конечном итоге — к Самости (Атману).

ЯМА

Читайте так же:  Йога во время месячных можно ли заниматься

4. Яма — собирательное название для всеобщих моральных заповедей. Эти заповеди вечны, независимы от социального класса, времени и места. Вот эти великие обеты (махаврата): ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), неприсвоение чужого, нестяжание (астейя), воздержание (брахмачарья) и независтливость (апариг-раха). Ненасилие означает необходимость избегать причинение какого бы то ни было вреда на физическом или ментальном плане, в мыслях или действием Когда отброшены ненависть и злоба, остается всеобъемлющая любовь. Йогин беспощадно правдив и честен с собой, и все, что он говорит или думает, оказывается истинным. Он контролирует свои желания и уменьшает потребности и поэтому становится богаче без всякого воровства, а веши переходят к нему без его просьбы. Воздержание (брахмачарья) есть прекращение всяких сексуальных отношений, воображаемых или фактических Эта дисциплина приносит пробуждение зрелости и способность видеть божественное во всех формах без сексуального возбуждения. Йогин не должен желать того, что не является необходимым для поддержания жизни, ибо за желанием следует жадность, которая ведет к страданию, если человек не может понять, чего он хочет. Когда желаний слишком много, нарушается и правильность поведения

НИЯМА

5. Нияма — это правила, предназначенные для самоочищения: чистота (санха), удовлетворенность (сантоша), аскетизм (та-пас), изучение текстов писания (свадхьяя) и посвящение Господу всех своих действий (Ишвара пранидхана). Йогин знает, что его тело и чувства подвержены желаниям, которые обусловливают ум, поэтому он соблюдает эти правила. Чистота бывает двух видов — внешняя и внутренняя, и культивироваться должны оба эти вида. Внешняя чистота подразумевает чистоту поведения и привычек, опрятность человека и его окружения. Внутренняя чистота обозначает искоренение шести зол: страсти (кама), гнева (кродха), жадности (лобха), слепой страсти (моха), гордости (мала), злобы и зависти (матсарья). Искоренение этих зол достигается заполнением ума благими, творческими мыслями, ведущими к божественному.

Аскетизм создает условия для дисциплины тела, позволяет терпеть лишения и проходить тяжелые испытания, направляя ум к Самости внутри нас Довольствование уменьшает количество желаний, делает человека бодрым и дает равновесие уму. Изучение текстов означает воспитание себя путем поиска истины и самореализации.

Венец всего — это посвящение всех наших действий Господу и постоянное исполнение его воли. Так что правила Ниямы — это благие качества, которые успокаивают волнующийся ум, ведут к миру внутри и вокруг садхаки.

АСАНА

7. Жизнь есть комбинация тела, органов восприятия и действия, ума, интеллекта, эго и души. Ум действует как .мост между

телом и душой. Ум незаметен и неуловим. Личность реализует свои стремления и наслаждения посредством ума, действующего как зеркало, и тела — инструмента удовольствия и приобретения.

8. Согласно Индийской системе медицины (Аюрведа) тело составлено из семи элементов (дхату) и трех склонностей нравов (доша). Семь элементов называются так потому, что они поддерживают тело. Это: хилус (раса), кровь (ракта), плоть (манса), жир (медас), кости (астхи), костный мозг (мадджа) и семя (шукра). Они защищают тело от инфекции и болезней.

9. Хилус формируется под воздействием желудочных соков на пищу. Кровь производит плоть и освежает внутренние органы. Плоть защищает кости и производит жир. Жир смазывает и приносит прочность телу. Кости поддерживают тело и производят костный мозг. Костный мозг дает крепость телу и производят семя. Семя не только производит потомство, но и, согласно древним текстам, в своем тонком состоянии протекает через тонкое тело в виде определенной жизненной энергии.

10. Три склонности (доша) — ветер (вата), желчь (питта) и флегма (шлесма) в уравновешенном состоянии дают совершенное здоровье. Дисбаланс их порождает болезни. Тонкая или витальная энергия, называемая ветром, вызывает дыхание, движение, действие, напряжение и произведение потомства. Она координирует функции разных частей тела и человеческих способностей. Желчь порождает жажду и голод. Она переваривает пищу и превращает ее в кровь, поддерживающую постоянную температуру тела. Флегма смазывает суставы и помогает излечивать раны. Мала — это пустой незаполненный предмет, вещество — жидкое, твердое или газообразное. Если оно не выделяется, начинаются болезни, нарушается равновесие трех склонностей.

КОШИ

11. Согласно философии Веданты, существуют три типа, или структуры, тела (шарира), в которое облечена душа. Они состоят из пяти взаимопроникающих и взаимозависимых оболочек (коша)

Эти три шарира следующие: а) стхула, грубая структура или анатомическая оболочка, б) сукшма, тонкая структура, состоящая из психологической, физиологической и интеллектуальной оболочек, и в) карана, так называемая причинная структура — духовная оболочка.

Физиологическая (пранамайя), психологическая (маномайя) и интеллектуальная (виджнянамайя) оболочки составляют сукш-ма шарира — тонкое тело.

Пранамайя коша включает дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную, выделительную и половую системы. Маномайя коша воздействует на функции сознания, чувств и побуждений, не происходящих от субъективного опыта. Виджнянамайя коша влияет на интеллектуальные процессы размышления и формирования суждений на основе собственного опыта.

Карана шарира — оболочка блаженства (анандамайя копта) Опыт осознания ее ощущается садхакой, когда он пробуждается после глубокого освежающего сна и когда тотально погружается в объект своей медитации.

Кожа облекает все оболочки и тела. Она должна быть прочной и чувствительной к малейшему движению. Все оболочки взаимопроникают на различных уровнях — от кожи до Самости.

ЦЕЛИ В ЖИЗНИ (ПУРУШАРТХАС)

12. Человек имеет четыре цели в своей жизни: дхарма, артха, кама и мокша. Дхарма — это долг. Без нее и этической дисциплины невозможен духовный прогресс. Артха — это приобретение богатства в целях независимости и возможности более возвышенных занятий в жизни. Она не может дать постоянную радость, но в то же время плохо питаемое тело является благодатной почвой для страданий и болезней.

Кама означает удовольствия жизни, которые в значительной степени зависят от здорового тела. Как гласит Катхо Упанишада, «самость» не может быть достигнута слабым.

Мокша есть освобождение. Просветленный человек осознает, что власть, удовольствия, богатство и знания преходящи и не несут свободы. Он пытается подняться над своими качествами сат-ты, раджаса и тамаса и так избежать власти гун

13. Тело — это местопребывание Брахмана Оно играет жизненную роль в достижении четырех целей жизни. Мудрецы знают, что хотя тело старится и изнашивается, оно служит инструментом для достижения реализации и, как таковое, должно поддерживаться в хорошем состоянии

Читайте так же:  Йога для начинающих утром на 15 мин

14. Асаны очищают тело и ум и имеют защитное и лечебное воздействие. Их — огромное количество, они служат различным потребностям мышечной, кровеносной, пищеварительной, эндокринной, нервной и других систем тела.

Они вызывают изменения на всех уровнях — от физического до духовного. Здоровье есть тонкое равновесие тела, ума и духа. Практикой асан устраняются физические и умственные нарушения и открываются врата духа.

Асаны приносят здоровье, красоту, силу, крепость, легкость, ясность речи и выражения, спокойствие нервной системы и счастливый характер. Практику асан можно сравнить с ростом мангового дерева. Если дерево выросло здоровым и крепким, то такая же основа будет заложена в его плоде. Подобно этому, из практики асан вырастает духовное пробуждение садхаки. Он становится свободен от всякой двойственности.

15. Широко распространено неверное представление о том, что асаны и пранаямы должны практиковаться вместе с самого начала занятий йогой. Опыт автора говорит о том, что если начинающий следит за совершенством позы, он не может сконцентрироваться на дыхании. Он теряет равновесие и глубину исполнения («сущность») асаны. Достигните устойчивости (стхирата) и спокойствия (ачалата) в исполнении асан перед введением в практику техник ритмического дыхания. Диапазон движений тела изменяется от позы к позе. Чем меньше диапазон движений, тем меньше будет объем легких и дыхательные упражнения будут короче. Чем больше диапазон движений тела в асанах, тем больше будут возможности легких и глубже — дыхательные упражнения. Когда пранаямы и асаны практикуются вместе, следите за тем, чтобы не нарушалось совершенство позы. До тех пор, пока поза не будет совершенной, не делайте попыток в пранаяме.

Каждый может убедиться в том, что, когда асаны выполняются хорошо, дыхание пранаямы устанавливается автоматически.

ПРАНАЯМА

16. Пранаяма — это сознательное продление вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вдох — это акт получения-первичной энергии в виде дыхания, а задержка — это процесс, когда дыхание задерживается, чтобы вкусить, почувствовать эту энергию. При выдохе все мысли и эмоции опустошаются дыханием: в то время, когда легкие пусты, человек подчиняется индивидуальной энергии, «я», первичной энергии, Атману

Практика Пранаямы развивает устойчивый ум, сильную во лю и способность правильного суждения.

ПРАТЬЯХАРА

17. Эта дисциплина служит для установления контроля над умом и чувствами. Ум играет двойную роль. С одной стороны, он стремится потворствовать чувствам, а с другой стороны — воссоединиться с Самостью. Пратьяхара успокаивает чувства и вовлекает их вовнутрь, ведя ученика к Божественному.

ДХАРАНА, ДХЬЯНА и САМАДХИ

18. Дхарана — это концентрация в одной точке или тотальное внимание, сосредоточенное на процессе деятельности, когда ум неподвижен и спокоен. Она стимулирует внутреннее осознавание, с тем чтобы интегрировать вечно цветущий разум и избавиться от всяких напряжений. Когда дхарана длится в течение долгого времени, она становится медитацией (дхьяна), невыразимым состоянием, которое нужно испытать, чтобы понять.

19. Если состояние дхьяны сохраняется долгое время без перерыва, оно вливается в самадхи, когда садхака теряет свою индивидуальность в объекте медитации.

20. В самадхи садхака теряет осознавание своего тела, дыхания, ума, разума и эго. Он пребывает в бесконечном покое. В этом состоянии его мудрость и чистота, сочетаясь с простотой и скромностью, окружают его сиянием. Не только он сам просветлен, но он освещает путь всем, кто приходит к нему в поисках истины.

21. Яма, Нияма, Асана и Пранаяма составляют основу йоги действия (карма). Они поддерживают здоровье тела и ума для того, чтобы доставить удовольствие Богу. Пранаяма, Пратьяхара и Дхарана — составляющие йоги знания (джнана). Дхьяна и Самадхи помогают садхаке влить свое тело, ум и интеллект в Океан Самости. Это — йога преданности и любви (бхакти).

22. Эти три потока — джнана, карма и бхакти текут в реку йоги и теряют свою индивидуальность. Таким образом, один лишь путь йоги ведет любой тип садхаки от неразвитых (мудха) до обретших контроль над собой (нируддха), к свободе и блаженству.

Наши рекомендации

Уникальность нашей системы в том, что занятия Йогой не требуют специальной физической подготовки, не существует ограничений по возрасту, комплекции и гибкости тела. Например, комплекс асан «Крокодил» был перенят у 95-летнего Мастера Йоги из Индии, который выполняет его ежедневно на протяжении десятков лет, оставаясь в свои годы бодрым и энергичным. При выполнении этого уникального комплекса происходит скручивание позвоночника и массаж внутренних органов, улучшается работа желудочно-кишечного тракта, уходят застойные явления в органах брюшной полости и кишечника (комплекс «Крокодил»).

При выполнении асан и пранаям с задержкой дыхания задержку не рекомендуется делать беременным женщинам, а также тем, у кого есть такие проблемы по здоровью, как:
– астма;
– перенесённый инсульт, опухоли в головном мозге;
– сахарный диабет;
– сердечные заболевания;
– повышенное артериальное давление (гипертония);
– эпилепсия;
– психические расстройства.

Ограничения по асанам:

Этим категориям людей следует выполнять асаны очень медленно в том же порядке и без задержки дыхания.

Если у вас есть серьёзные заболевания позвоночника (грыжа, смещение позвоночных дисков) старайтесь воздержаться от асан с наклонами вперёд, а прогибы назад выполняйте бережно. При выполнении асан с прокатом на спине пусть ваш коврик будет помягче. Людям, имеющим в желчевыводящих путях отложения камней предельных размеров, следует воздержаться от асан и пранаям, связанных с резкими движениями и давлением в области живота.

В любом случае все наши рекомендации носят сугубо общий характер, учитесь слушать своё тело, то, что оно говорит вам, и постепенно вы сможете раздвинуть границы своих физических возможностей. Иначе говоря, делайте всё на «сегодняшние» 100 %, не пытайтесь сделать всё и сразу, наберитесь терпения, ведь ваши проблемы копились годами и даже десятилетиями, дайте себе время, и результат не заставит ждать.

Особое значение в жизни и практике имеет дыхание. Оно сопровождает нас от самого рождения на протяжении всей жизни, но мы мало уделяем ему внимания.

При выполнении асан ваше внимание направляйте и на дыхание, это поможет оставаться осознанным на протяжении всего занятия.

Откройте для себя волшебную силу дыхания, это поможет очиститься от негативного мусора, который хотим мы того или нет собираем в течение жизни. Наблюдение за дыханием помогает успокоить ум, расслабить тело, это своеобразный соединительный мост между умом и телом. Как только вы начинаете наблюдать за дыханием, то сразу оказываетесь в настоящем моменте, и мысли перестают вас одолевать.

Читайте так же:  Брат и сестра занимающаяся йогой

Если вы оказались на природе, и нет возможности заниматься на коврике, можете делать асаны и пранаямы стоя. Хорошо, если перед занятием вы совершите легкую пробежку или прогулку быстрым шагом в течение 20-30 минут с осознанностью на дыхание (например, на три шага – вдох, на три шага – выдох). Ощутите эффект практики на природе.

Наши рекомендации:

– Если вы достаточно уверенно изучили практику в центре Йоги (или за время посещения благотворительных семинаров по Йоге) и чувствуете, что готовы заниматься самостоятельно, составьте программу на 30–120 минут, исходя из своих возможностей, и выполняйте её ежедневно. Все вопросы, которые возникают по практике, лучше обсудить с инструктором Йоги.

– Заниматься желательно в одной и той же специальной одежде и на одном одеяле, они имеют способность накапливать и сохранять энергию, которая не теряется даже после стирки.

Последовательность выполнения комплекса:
Сначала выполняются асаны, затем – пранаямы, далее – медитация и Йога–Нидра.
Мастер говорит об обязательном соблюдении такой последовательности, так как асаны готовят тело к пранаямам, а пранаямы, в свою очередь, – к медитации и Йога-Нидре.

Идеальное время для практики Йоги – с 4:00 до 6:00 утра или с 16:00 до 18:00 вечера. Если совсем не получатся практиковать в эти часы, занимайтесь в удобное для вас время.

– Для того, чтобы заниматься Йогой дома регулярно, а не от случая к случаю, старайтесь проводить практику в одно и то же время дня и отведите для нее определенное место в квартире.
Например, если у вас есть на практику около одного часа, распределите его в следующем соотношении 20-25 минут – асаны, 20-25 минут – пранаямы, 5-10 минут – медитация и 7- 10 минут – Йога-Нидра.

– Перед занятием рекомендуется принять душ.

– Практика проводится на пустой желудок. В вечернее время за 2-3 часа до занятия возможен лёгкий ужин.

– Утром выполняйте комплекс полностью. Выполняя асаны, старайтесь осознавать каждое движение, каждое положение тела. Не превращайте практику в механическую физкультуру. Если отвлекают мысли, всегда возвращайте внимание в настоящий момент. Учитесь наблюдать действие, расслабление и эффект при выполнении техник.

–Перед пранаямами не пейте много воды, после практики рекомендуется пить воды больше.

Вечером (после 20:00 ч., за 2-3 часа до сна) желательно исключить асаны и пранаямы, дающие много энергии, такие как: комплекс «Сурья Намаскар», бхастрика, капалабхати, агнисар и т.п.

– Практика Йоги перед сном: глубокое дыхание, альтернативное дыхание, брамари, пропевание мантры ОМ – 11-21 раз, медитация и Йога-Нидра. Отход ко сну.

– До вечерней практики хорошо почитать духовную литературу и поразмышлять о прочитанном.

– Возьмите за привычку несколько раз в день посвящать время медитации. Достаточно даже по 5-10 минут погружаться в себя, приучать ум успокаиваться и получать при этом дополнительную энергию при отдыхе. Махарадж Шри в своих лекциях советует тем людям, у которых активный ум, практиковать наблюдение за дыханием.

– Прежде чем начать самостоятельную практику, убедитесь в том, что вы все правильно поняли. Не стесняйтесь с любыми вопросами подходить к инструктору, с которым вы занимаетесь в группе. Вопросы по практике лучше всего разрешать по мере их возникновения, чем потом искать ответы в книгах или Интернете. Книг много, они разные, Интернет еще богаче в плане информации, но если вы заинтересованы в эффективной практике, советуйтесь со знающими людьми, которые сами занимаются по той программе, которую вам передают.

В последние годы появилось много псевдо-инструкторов, которые самостоятельно научились Йоге по интернету или по книгам и стали преподавать это людям. Спрашивайте у инструктора, где он обучался, так как неквалифицированный инструктор может своими действиями нанести вред не только себе, но и вам. Например, пранаямы очень эффективны, но если их выполнять неправильно, они могут нанести серьёзный вред вашему организму.

Настоящая Йога – это когда после занятия вы чувствуете прилив энергии, бодрость, ясность ума. Но если вы устаёте – это не Йога!

В нашем центре работают квалифицированные инструкторы, которые постоянно повышают свою квалификацию на специальных семинарах в Индии и сами практикуют то, что преподают людям.

В некоторых случаях у людей, только начавших практику либо практикующих более длительное время, обостряются хронические заболевания, как в физическом теле, так и на ментальном уровне. Люди пугаются, кто-то по незнанию может решить, что Йога ему не подходит.

Обострения на физическом уровне:
Мы же из своего опыта можем вам сказать, что, как и в медицине, при лечении застарелых заболеваний порой происходят обострения, но это показатель того, что лечение эффективно. Так же в Йоге не пугайтесь, если заболело физическое тело, значит, на время снизьте нагрузки на занятиях или на какое-то время сделайте перерыв, уменьшите периодичность посещения занятий, можно даже получить консультацию у врача. Пройдёт какое-то время, обострение спадёт, и вы сможете продолжить практику Йоги. Следует помнить, что если при выполнении каких-то асан в теле появилась острая боль, не старайтесь её форсировать, просто тело пока не готово на большее, наберитесь терпения, и со временем вы сможете сделать всё это.

Йога и вегетарианство
Если вы более серьёзно подходите к практике и задумываетесь о постепенном исключении из вашего рациона продуктов животного происхождения, рекомендуем вам отказ от них в такой последовательности: говядина → свинина → курица → морепродукты → яйца . У разных людей этот процесс занимает разное время (от нескольких месяцев до нескольких лет).
Не следует насильственно отказывать себе в употреблении перечисленных продуктов, всё зависит, во-первых, от степени вашего понимания для чего вы идёте на этот шаг, во-вторых, всё должно происходить естественно, следует посоветоваться с врачами-диетологами или инструкторами Йоги, которые уже следуют этому пути. Они смогут порекомендовать вам, какими продуктами вы сможете заменить недостающие в организме белки и микроэлементы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поразмышляйте, за счёт чего живут крупные травоядные животные: слоны, лошади, коровы, буйволы и т.д. В чём источник их жизненной силы?

Йога это не асаны и пранаямы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here