Йога наука о дыхании

Самое главное по теме: "йога наука о дыхании" с полным пояснением от профессионалов.

Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака)

Книга известного популяризатора учения индийских йогов в простой и доступной форме рассказывает об основных взглядах последних на природу человека и методах физического и духовного развития посредством дыхательных упражнений, разработанных в рамках так называемой «науки о дыхании», являющейся составной частью учения йогов. Рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

  • Глава 1. Йоги
  • Глава 2. Дыхание ради жизни
  • Глава 3. Эзотерическая теория дыхания
  • Глава 4. Эзотерическая форма дыхания
  • Глава 5. Нервная система и оккультное учение йогов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

На Западе обычно весьма смутно представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибаются, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Подобные люди существуют – это правда, но называть их «йогами» – это звучит для настоящего йога такой же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» – уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука – «йога», т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придало название «йоги» – от санскритского слова «йуг» – что значить «соединять».

«Йога» делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области «йоги», и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы «йоги», соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения «йоги», однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, – восточный обычай в этом отношении не походит на то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто достаточно подготовлен для их восприятия. Восток и Запад растут вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения йогов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхания» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «науки о дыхании», далее ее физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние ее на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности эти учения будут приняты как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое», таинственное и непонятное. Однако западный ум – чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

Оглавление

  • Глава 1. Йоги
  • Глава 2. Дыхание ради жизни
  • Глава 3. Эзотерическая теория дыхания
  • Глава 4. Эзотерическая форма дыхания
  • Глава 5. Нервная система и оккультное учение йогов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Наука о дыхании

Предложение

Автор Йог Рамачарака Издательство Медков Год 2015 Страниц 224 Обложка Твердая Вес 400 г.

Книги йога Рамачараки «Наука о дыхании» и «Хатха-йога» были написаны на рубеже XIX и XX веков. Теории и практические занятия, изложенные в них, прошли испытание временем и зарекомендовали себя с лучшей стороны. В «Науке о дыхании» в ясной и сжатой форме представлены основные методы йогов и лучшие их упражнения.

Первая часть посвящена физической стороне изучаемого аспекта, далее физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и, наконец, излагается влияние её на духовное развитие человека.

«Хатха-йога» рассказывает о той части философской системы йогов, которая говорит о физической стороне человека. Предметом ее является забота о физическом теле, о его благосостоянии, здоровье и крепости, а также — все то, что способствует поддержанию в человеке естественного и нормального состояния его здоровья. Текст печатается по изданию 1901 года.

Наука о дыхании индийских йогов

Рамачарака Наука о дыхании индийских йогов

Дыхание по восточным методам,как средство физического, умственного и духовного развития

Глава I «ЙОГИ»

На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют – это правда, но называть их «йогами» – это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» – уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука – йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название «йоги» – от санскритского слова «юг» – что значит «соединять».

Читайте так же:  Йога от сколиоза и кифоза

Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, – восточный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подготовлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад растут, вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения югов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхании» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «Науки о дыхании», далее её физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние её на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности, эти учения будут приняты, как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое, таинственное и непонятное». Однако, западный ум – чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

Глава II ДЫХАНИЕ РАДИ ЖИЗНИ

Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в терминологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах.

Дышать значить жить и без дыхания нет жизни. Не только высшие животные зависят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь сколько-нибудь продолжительная для них невозможна.

Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий.

Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие его деятельности зависят от дыхания.

Человек может прожить некоторое время без еды, труднее ему быть без воды, но лишь несколько минут он может прожить без обновления воздуха в легких посредством дыхания.

И не только жизнь для человека связана с его дыханием, но от правильности дыхания всецело зависит и продолжительность жизни его и свобода от болезней. Разумное управление дыханием продолжает наши дни на земле, повышая наши жизненные силы и способность сопротивления, с другой же стороны дыхание, неполное и небрежное, укорачивает нашу жизнь, понижая нашу жизнеспособность и предрасполагая к болезням.

Человек в своем нормальном состоянии не нуждается в особых наставлениях для дыхания. Как животные и как ребенок, он дышит полной и свободной грудью, как природа ему это и указала. Но цивилизация в нем многое изменила. Она дала ему неправильную и вредную манеру ходить, стоять и сидеть, которые лишили его естественного и правильного дыхания, дарованного ему природой. Он дорогой ценой заплатил за цивилизацию.

Нынешний дикарь дышит правильно – пока его не коснется влияние цивилизованной жизни. Лишь очень немногие среди людей цивилизованного мира дышат правильно, отчего и происходят эти впалые груди и вогнутые плечи, а также это ужасающее возрастание болезней дыхательных путей и среди них – страшное чудовище – чахотка, эта «белая чума». Выдающиеся авторитеты гигиены утверждают, что одно поколение людей, дышащих правильно, возродило бы расу и сделало бы чахотку редкостью, о которой все говорили бы, как о чем-то необычайном. Для европейца и человека Востока одинаково ясна и несомненна тесная зависимость между здоровьем и правильным дыханием.

Наука Запада подтверждает, что физическое здоровье человека очень зависит от правильного дыхания. Учителя Востока, соглашаясь с этим мнением своих западных братьев, признают, что вдобавок к выигрышу физического здоровья, получаемому от правильного дыхания, весьма увеличивается от него и умственная сила человека, довольство жизнью, самообладание, проницательность, нравственная твердость и вообще сила духовная. Целые философские школы основаны были на Востоке на этой науке, и когда западные народы познакомятся с нею и введут ее в практику, она произведет чудеса между ними. Теория, созданная Востоком и примененная к практике Западом, даст достойные плоды.

Эта книжка имеет задачей дать «Науку о дыхании» в полном объеме – не только то, что известно западным физиологам и гигиенистам, но и оккультную сторону вопроса. Она не только открывает дорогу к общему укреплению здоровья человека посредством известного и западным специалистам глубокого дыхания, но показывает, как индусские йоги достигают обладания силами своего физического тела, расширяют способности своего ума и развивают духовную сторону своей природы – посредством «науки о дыхании».

Йоги ведут упражнения, которыми они приобретают власть над своим телом и становятся способными посылать в любой орган его напряженную струю жизненной силы – «праны», укрепляющей и оздоровляющей этот орган. Они знают всё, что известно их западным собратьям о физиологическом воздействии правильного дыхания, но они знают также, что воздух содержит в себе не только кислород, водород и азот, и что при дыхании происходить не одно окисление крови. Они знают о «пране», о которой их западные собратья вовсе не знают, и они подробно осведомлены о природе и способах управления этим великим проявлением энергии, а также о воздействии его на человеческое тело и ум. Они знают, что ритмическим дыханием можно привести себя в гармоническую вибрацию со всей природой и помочь развитию своих скрытых сил. Они знают также, что дыханием, управляемым должным образом, можно не только излечивать болезни свои и чужие, но и удалять от себя страх, мучения и низшие страсти.

Йога наука о дыхании

Наука о дыхании

Наука «йога» со своими различными отраслями стремится раскрыть, как мы указывали, тайны жизни и смерти. Некоторые из передовых мыслителей запада начинают понимать важность этой удивительной науки и начинают объяснять при её помощи проблемы существования. Но современные физиологи, анатомы, биологи и медики еще слишком неуверенны относительно правильных путей к разрешению этих проблем, и, чем больше они пишут и исследуют, тем больше сомнений является в их умах. В течение последних пятидесяти лет разнообразные изыскания в различных областях науки, в физике, химии, физиологии, биологии, по-видимому, привели к заключению, что жизнь, как таковая, не существует, что те явления, которые мы называем жизнью, есть результаты физических и механических процессов в органической природе, и что такая вещь, как жизненная сила, отдельно и отлично от физических и химических сил, изучаемых и наблюдаемых в лабораториях, не существует.

Читайте так же:  Упражнение из йоги крокодил для спины

После этого многие стали ждать и надеяться, что не сегодня завтра они услышат об открытии нового вещества, искусственно образованного в лаборатории, которое будет жить, расти, двигаться, размножаться и умирать, подобно живой материи. Очень многие из современных мыслителей и ученых действительно считают это возможным. Они думают, что жизненность есть просто результат механической деятельности органов, что жизнь возникает прямо в мертвой материи и повинуется механическим, физическим и химическим законам, что живое существо есть ни что иное, как машина, и что все его действия, как внутренние, так и внешние, есть только комбинация известных химических реакций, подчиненных обычным химическим законам. Они утверждают, что живая материя ничем не отличается от мертвой, и что живое вещество создается из неживого.

Согласно мнению этих ученых, человеческое существо есть ни что иное, как результат известных изменений и соединений, управляемых общими законами физической природы. Но если спросить их, какой силой обладают эти химические и механические видоизменения, создающие человека, что за сила заставляет все химические комбинации образовываться в нужных количествах и по нужным линиям и при этом в таком бесконечном разнообразии, — то они ответят, что они не знают.

Всякая неправильная деятельность ума создает физико-химические изменения в нервных центрах, в органах и даже во всем теле. Это можно доказать, производя химический анализ выделений различных органов и в особенности анализом дыхания, т. е. выдыхаемого воздуха. При анализе воздуха, выдыхаемого лицом, находящимся под влиянием гнева или какой-нибудь другой сильной страсти, мы найдем, что вся его система в течение этого времени была как бы отравлена. Пропуская выдыхаемый воздух через известный раствор в стеклянной трубке, мы ясно увидим изменение, производимое этим дыханием в растворе, но это изменение будет только внешним признаком внутренних видоизменений, происходящих во всей нервной системе. На самом деле должны быть чисто органические изменения, создающие такие свойства выдыхаемого воздуха. При нормальном здоровом состоянии ума и тела химический раствор в стеклянной трубке будет оставаться неизменным, дыхание тогда правильно, глубоко и сильно. Каждый импульс страсти, овладевающей умом, отражается на дыхательных функциях, создавая в них значительные изменения. Гнев, ненависть или ревность сразу создают короткое быстрое дыхание, в то время как мысль о мире, о счастье, о божественной любви производят долгое, глубокое дыхание.

Существует много различных способов изучения отношений к жизни, к душевной деятельности. Йоги утверждают, что прямой причиной ненормальных и болезненных состояний тела является слабое проявление в нем жизненной энергии, а косвенно на то же самое влияет неправильная душевная деятельность. Поэтому излечение болезней означает удаление препятствий, которые мешают правильно работать пране. Это может быть совершено при помощи физических средств или путем регулирования умственных и душевных процессов. Йоги излечивают болезни, увеличивая жизненную силу организма, пробуждая скрытую энергию праны, являющейся источником всех сил. Они знают способы, при помощи которых можно наполнить все тело и каждую клеточку тела жизненностью.

Регулируя колебания клеточек при помощи высоких вибраций праны, йоги создают сильный ток праны, производящей вибрации, и, направляя его течение через расстроенные и дезорганизованные клеточки больных органов, они восстанавливают структуру этих клеточек. «Лечение» производится быстрой циркуляцией крови, насыщенной праной, обладающей целительными свойствами и посылаемой к больным местам. Этим способом клеточки восстанавливаются в своем нормальном состоянии, и болезнь излечивается. Йоги делают это сознательно и строго научным образом при помощи дыхательных упражнений; сопровождаемых концентрацией мысли. Согласно науке «йоги», все токи и все молекулярное движение в мозговых и нервных клеточках производится праной или жизненной силой. Если молекулы наполнить сильным током праны или жизненной силой, их вибрации бесконечно усилятся, и это поможет им выбросить из себя ненужные вещества, отработанные материалы, которые задерживают их естественную деятельность. Это освобождение от ненужного балласта восстанавливает здоровое состояние организма.

Хорошо известно, что, как правило, у обыкновенного человека работает не больше одной шестой части вместимости всех легких. Если же воспользоваться не работающими пятью шестыми, — то, кто знает, какие удивительные результаты могут быть получены. Природа ни одному органу не дала его полной силы без цели. Мы уверены, что если бы человек научился извлекать пользу из всей силы и вместимости своих легких, то больные или расстроенные легкие стали бы совершенно невозможными. Если мы поймем науку о дыхании, мы сможем развить свою легочную силу до её крайней степени. Затем правильно регулированными дыхательными упражнениями мы можем очистить каждую частичку материи в клеточках наших органов и с помощью тока праны можем в заключение изгнать из тела всю физическую слабость.

Различные сектанты, которых так много развилось в Америке и в Европе, уверяющие, что они могут лечить болезни верой, своим дыханием или ментальными токами действительно иногда излечивают больных без помощи лекарств. То же самое делают индийские йоги, но гораздо более правильным способом. Западные целители требуют, чтобы их пациенты верили в известные вещи, прежде всего, чтобы они поверили, что больше не страдают. Йоги утверждают, что мы можем достигнуть реальных результатов без помощи всякой веры, если мы при помощи дыхательных упражнений научимся контролировать прану, усилять жизненный ток и наполнять всю систему целительными силами жизненной энергии. Гармонизируя деятельность клеточек и удаляя препятствия, мешающие правильному проявлению в клеточках жизненного тока, мы освобождаемся от болезней. Западные целители смутно знают секрет управления праной; если бы они знали больше, они без сомнения достигли бы гораздо более сильных результатов. Некоторые из них, следуя примеру йогов, берутся за дыхательные упражнения, и, быть может, уже недалеко то время, когда на западе научатся пользоваться дыханием и поймут истину, заключающуюся в удивительной «науке о дыхании».

Цель йогов заключается в том, чтобы установить абсолютную гармонию между своими жизненными свойствами и духовными функциями, превзойти все законы, которым обыкновенно подчинены тело и ум, подняться выше влияния окружающих условий и стать верховным властителем своего ума и тела. Согласно йогам, это полное господство над собой и вытекающее из него освобождение приходит только к тому, кто изучил все тайны регулирования жизненной энергии, и кто прибрел силу направлять эту жизненную энергию туда, где она нужна. Прежде чем человек выучится контролировать эту неведомую жизненную силу, он должен знать, где найти ее в своем теле, он должен узнать, где находится трон этого неведомого царя физической деятельности, где его помощники, и каким образом он управляет своим царством.

Йоги говорят, что этот царь организма или прана со своими помощниками имеет пребывание в нервных центрах, расположенных вдоль спинного мозга. Эта центры являются главными станциями или аккумуляторами жизненной силы организма. В спинном мозгу много таких центров, из которых идут моторные и сенсорные нервы, проникающие через все тело, включая его внутренние органы. Все чувства и движения человека зависят от его нервных центров в спинном мозгу. Существуют два тока, которые идут в головной мозг и из мозга через спинно-мозговую колонну и нервы, они называются приносящим и уносящим током; по санскритски «ида» и «пингала». Эти токи проходят через передние и задние каналы мозга, представляющие собою как бы две дороги, по которым ходят токи праны. Нервная энергия рассеяна во всем теле, и единственный способ регулировать ее заключается в том, чтобы контролировать деятельность главных центров спинного мозга. Поэтому, если кто-нибудь хочет контролировать свою прану, тот должен прежде всего научиться управлять центральными станциями, при помощи которых она распространяется по организму и производит свою работу. Изучив взаимные отношения этих различных центров, йоги находят, что в организме таких наиболее важных центров — шесть.

Читайте так же:  Майя файнс йога для красоты

Йоги говорят, что большая часть людей дышит совершенно неправильно, и что существует большая разница в дыхании различных людей. Причины этого неправильного дыхания очень разнообразны и многочисленны. Ненормальная пища, возбуждающие напитки, страх, болезненное состояние, горе, печаль, нервное возбуждение, страсти, беспокойство — все это расстраивает и нарушает правильность дыхания. Эмоции не действуют непосредственно на дыхание, но они влияют на него косвенным образом, создавая ненормальную деятельность праны, отражаясь сначала на нервных центрах, затем на движении грудной клетки, которое, становясь неправильным, создает неправильное дыхание. Таким образом, неправильное дыхание всегда является внешним знаком ненормальной деятельности нервных центров спинного мозга.

Йоги утверждают, что практика дыхания приносит те результаты, какие человеку желательны: физические, психические или духовные. Кто может приобрести полный контроль над своим дыханием, тот может останавливать его на целые часы и при помощи этого развивать в организме такую силу, которая может поднимать тело на воздух, как бы вступая в борьбу со всеми силами притяжения. Йоги утверждают, что можно даже победить смерть, приобретя контроль над праной. В Индии есть много йогов, которые заранее знают тот момент, когда они освободятся от своего тела. За большое время вперед они говорят, что в такой-то день и в такой-то час оставят свое тело, и в назначенное время совершенно сознательно и в присутствии многих людей уходят из жизни совершенно естественным образом. Есть другие, которые могут на необыкновенно долгое время продолжать жизнь и могут долгий период времени жить совершенно без всякой пищи.

Когда такие удивительные вещи совершаются при помощи контроля над жизненной энергией праны, нисколько не является странным то, что учителя йоги говорят миру: —

«О, смертные, изучайте науку о дыхании, изучайте тайну управления праной или жизненной силой, прилежно работайте для того, чтобы управлять своим дыханием; власть над праной принесет вам счастье земное и духовное; с этой властью придет полное здоровье, господство над телом и тот внутренний свет, который будет длиться вечно».

Глава I «ЙОГИ»

На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют – это правда, но называть их «йогами» – это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» – уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука – йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название «йоги» – от санскритского слова «юг» – что значит «соединять».

Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, – восточный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подготовлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад растут, вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения югов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхании» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «Науки о дыхании», далее её физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние её на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности, эти учения будут приняты, как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое, таинственное и непонятное». Однако, западный ум – чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

Йога – наука о дыхании. Очистительное дыхание йогов

Полное дыхание создает ритм, который является могучим средством обновления и оживления организма, имеющимся в руках природы.

Идеал йога, это — тело здоровое во всех своих частях, находящееся под управлением сильной и развитой воли, оживленной высокими идеалами. При практике полного дыхания, во время вдыхания диафрагма сокращается и производит легкое давление на печень, на желудок и на другие внутренние органы.

Это размеренное нажимание вместе с ритмическим движением легких действует на внутренние органы как легкий массаж, возбуждая их действие и поддерживая нормальное функционирование. Каждый вдох производит свое действие в этом внутреннем упражнении и содействует установлению нормального притока крови к органам пищеварения и выделения. При верхнем и нижнем дыхании внутренние органы не пользуются результатами этого массажа.

Очистительное дыхание йогов

2. Удержать дыхание на несколько секунд.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем, со значительной силой выдохнуть немного воздуха. Затем на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т. д., пока воздух не будет выдохнут весь. Очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой. Это упражнение будет действовать необыкновенно освежающим образом на всякого усталого, утомленного человека. Небольшой опыт убедит вас в достоинствах этого упражнения. С этим упражнением необходимо практиковаться до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и естест­венно. Оно предназначено для того, чтобы им заканчивать другие упражнения, и поэтому должно быть хорошо усвоено.

Читайте так же:  Сидерский хатха йога для начинающих

Йога наука о дыхании

На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое » йоги «, какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют — это правда, но называть их » йогами » — это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или » профессором » — уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука — йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название » йоги » — от санскритского слова » юг » — что значит » соединять «.

Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

» Наука о дыхании » часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, — восточный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подготовлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад растут, вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание » науке о дыхании » по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения югов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала » Науки о дыхании » йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне » Науки о дыхании «, далее её физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние её на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности, эти учения будут приняты, как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то » глубокое, таинственное и непонятное «. Однако, западный ум — чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

Йога – наука о дыхании. Экзотерическая форма дыхания

Наука о дыхании, как и многие другие учения, имеет свою эзотерическую или внутреннюю сторону, как и свою сторону экзотерическую или внешнюю. Оккультисты всех времен и стран всегда учили, что в воздухе находится некая субстанция или начало, которая и дает всему движение и жизнь.

Многие авторитеты оккультизма учат, что существует всеобщее начало энергии и силы, называемое ими санскритским сло­вом «Прана», что значит «Абсолютная энергия». Вся энергия или сила во вселенной исходит из этого начала или скорее является частичной формой проявления его. Прана все проникает собою. Она находится во всем, имеющем жизнь. Так как по учению оккультной философии жизнь есть во всем, во всех вещах, в каждом атоме — видимая безжизненность вещи есть лишь низшая степень проявления жизни — то по этому учению прана разлита в природе везде, находится во всем.

Тот, кто овладел наукой накопления праны, сознательно или бессознательно, часто оказывается способным излучать из себя ее, как жизненную силу и воздействовать ею на других, давая им новую жизненность и здоровье.

Кислород усваивается из воздуха кровью и обращается на удовлетворение потребностей организма системою кровообращения. Прана же извлекается из воздуха нервною системой и употребляется ее для своей работы.

Прана, это — универсальное начало энергии, проявляющейся в самых разнообразных видах, включая жизненную силу.

Пранаяма, это — контроль над праной, особенно над праной, принявшей форму жизненной энергии. Йоги утверждают, что этот контроль, если он доведен до достаточно высокой степени, дает человеку господство над всеми другими проявлениями праны в природе и есть секрет власти и могущества.

Необходимо заметить, что ученик, желающий постигнуть науку Пранайямы и ее метод, должен изучать практически «сидение йогов», т. е. позу, которую принимают и сохраняют йоги во время своих упражне­ний. Это — сидение на полу или на земле в слегка наклоненном вперед положении, так, чтобы голова, шея и грудь находились на прямой линии, идущей вниз, а спинной хребет лежал бы свободно и без всякого напряжения в естественном положении.

Первый шаг к управлению по своей во­ле действиями праны, разлитой в природе, есть приобретение способности управлять той частью праны, которая проявляется в наших телах и умах. Поэтому естественнее всего начинать с себя, говорят йоги. Прана, заключенная в человеке, есть маленький залив и великого океана всеобщей праны, и здесь нужно начинать, желая приобрести власть над океаном.

Часть V. Дыхание и йога. Пранаяма – наука о дыхании

Глава 16. Введение в йоготерапию

Роль дыхания в терапевтической йоге

Дыхание можно рассматривать как некий биологический барометр, измеряющий наше физическое и психическое состояние. Когда мы спокойны и счастливы, наше дыхание ритмично и нормально. Но как только мы раздражаемся и злимся, дыхание становится более быстрым и аритмичным, и мы теряем ощущение хорошего самочувствия. Это замечено уже давно, и люди обычно говорят человеку, который находится в сильном волнении: «Дышите глубже!» Имеется и научное обоснование этого явления. Когда человек сердит, находится в крайнем раздражении, в его организме вырабатывается адреналин, гормон коры надпочечников, который подготавливает его к борьбе. Это отражается на состоянии не только нервной, но и мышечной системы. Мышцы напрягаются, и если не дать этим «реакциям бегства» реализоваться, произвести значительную мышечную работу, то в организме произойдет дисбаланс: избыток в крови гормонов, глюкозы и других веществ. Это вызовет состояние дискомфорта и еще больше усилит раздражение.

Читайте так же:  Массаж спины йога в кишиневе

Таким образом, человек попадает в замкнутый порочный круг. Чтобы выйти из него, надо произвести физическую работу, что не всегда возможно. Но есть и другой способ установить в организме равновесие. Это глубокое дыхание. Когда мы делаем глубокий вдох, в кровь поступает большое количество кислорода, который и нейтрализует действие адреналина.

Итак, учимся правильно дышать.

Сядьте на коврик со скрещенными ногами, выпрямите спину, не напрягайтесь. Сейчас мы измерим число дыхательных циклов в минуту. Этот показатель очень важный. Он характеризует эффективность работы вашей дыхательной системы.

Вдох и выдох – это один дыхательный цикл. Считается, что в норме у человека должно быть 14–18 дыхательных циклов в минуту. Дыхание считается более правильным, если дыхательных циклов немного. Так, геронтологи – ученые, которые занимаются проблемами старения организма и долголетия, – выяснили, что долгожители дышат неглубоко и редко.

У йогов, например, 4–6 дыхательных циклов в минуту. Это происходит за счет того, что в процессе дыхания участвует весь объем легких. Вся легочная ткань, состоящая из маленьких полых мешочков – альвеол, активно задействована во время вдоха и поглощает максимальный объем кислорода. Потребление кислорода тканями организма является не только главным показателем здоровья, но и эволюционной видовой характеристикой. Чем более высокую эволюционную ступень занимает биологический вид, тем больше потребление кислорода.

Чтобы повысить этот важнейший показатель, нужно тренировать дыхательную систему. В Индии есть специальная наука пранаяма, обучающая искусству управлять дыханием.

Система йоги зарекомендовала себя как одно из эффективных оздоровительных средств уже на протяжении нескольких тысячелетий. Она является методом воспитания самодисциплины, умения владеть собой, тем методом, который необходим на пути к максимальной реализации личности в плане как физического развития, повышения функциональных резервов организма, так и духовного самосовершенствования. Эта система особенно полезна на данном этапе развития человечества, когда люди уже осознали ценность здорового образа жизни, оздоровления духовно-нравственной и физической среды.

Терапевтическая йога – это, по существу, система самолечения, которая основывается на правильном дыхании. Согласно представлениям учителей йоги, болезни – это результат нарушений функций систем организма, вызванных внутренним дисбалансом, который возникает вследствие определенных ошибок, совершаемых человеком. Следовательно, избавление от болезней состоит в самостоятельном исправлении этих ошибок.

Таким образом, человек ответственен как за возникновение, так и за лечение болезней. Полнота исцеления зависит от усилий самого больного, а специалист по йоге указывает только путь и является не более чем советником для пациента.

Йоготерапия – это специализированный раздел йоги. Различные центры йоготерапии в Индии развивают свои собственные системы лечения, основываясь на накопленном опыте и проводимых исследованиях. В связи с отсутствием какой-либо стандартизации в Индии и других странах существуют разные варианты методов терапевтической йоги.

Йоговский метод лечения включает три основных компонента: правильное питание, правильные практические занятия йогой и правильные представления о вещах, которые имеют значение в жизни человека.

Правильное питание

Пищевой рацион должен соответствовать природе заболевания и состоянию пациента. Основной принцип подбора продуктов – поддержание в организме равновесия и исключение тех ингредиентов, которые являются вредными при данном заболевании. Основными компонентами пищевого рациона почти для всех пациентов являются следующие продукты: фрукты, салат, листья огородных растений, овощи, пшеничный хлеб, стручковые овощи. Для невегетарианцев допускается употребление рыбы и печени, но мясо и птица полностью исключаются. Все пациенты должны соблюдать определенные принципы питания: есть медленно, не переедать, не употреблять горячую, острую, жареную пищу, уменьшить прием чая или кофе до 1–2 чашек в день, избегать употребления алкоголя.

Занятия йогой

Пациенту подбирают практический курс йоги, в который входят асаны, пранаямы, крийи, бандхи, мудры.

Асаны – это позы, при выполнении которых достигается управление физическим телом, перераспределение энергии в организме.

Пранаямы – дыхательные упражнения, выполнение которых помогает научиться управлять праной (жизненной энергией, внутренними жизненными токами).

Крийи – очистительные упражнения.

Бандхи – фиксации частей тела в фазе прекращения дыхания в таких положениях, при которых облегчается продвижение энергии по определенным каналам.

Мудры – положения тела, обеспечивающие циркуляцию энергии по замкнутым каналам, что исключает ее потери и направляет ее в определенные структуры.

Кроме перечисленных методов лечения при некоторых состояниях необходимо также заниматься концентрацией и медитацией.

Следует отметить, что многие асаны и пранаямы, которые используются в йоге в целях укрепления здоровья и самосовершенствования, в лечебных целях выполняются несколько иначе. В данной книге я смогу познакомить вас только с самыми распространенными и простыми дыхательными упражнениями, которые обязательно надо включать в терапевтические комплексы.

Правильные жизненные установки

Хотя большинство больных излечивается с помощью правильного питания и йоговских упражнений, иногда все же возникают затруднения. Развитие болезней и нарушений у многих пациентов обусловлено в первую очередь их неправильными установками, нездоровыми привычками и отсутствием правильных представлений о жизни, природе и обществе. В этих случаях, беседуя с пациентом, специалист пытается изменить его сознание, расширить его кругозор, помочь понять известные истины, усвоить необходимые теоретические и философские представления. Это длительная и трудная работа, требующая усилий и времени.

Правила занятия йогой

Чтобы получить полный эффект от терапевтической йоги, необходимо усвоить следующие правила и принципы занятий.

Время. Утренние часы перед завтраком считаются наилучшим временем для занятий, но можно заниматься и в любое другое время. Необходимым условием является свободный желудок, то есть начинать занятия следует не ранее чем через 3–4 часа после еды. Нужно стараться практиковать йогу в одно и то же время каждый день или 5–6 раз в неделю.

Место. Выполнять упражнения следует на полу, застелив его ковром или одеялом. Не рекомендуется делать упражнения на кровати или другой мягкой поверхности. Место занятий должно быть сухим, чистым и хорошо проветриваемым. В помещении должно быть тихо, но допустимо, если звучит спокойная мелодичная музыка.

Отдых, или релаксация. Существует два вида отдыха в йоге: короткий и длительный. Продолжительность короткого отдыха – 6–7 секунд. Он необходим в интервалах между исполнением одной и той же асаны или между двумя различными асанами. Короткий отдых после завершения асаны предполагает выполнение двух дыхательных циклов.

Длительный отдых необходим после окончания комплекса. Продолжительность его равна четверти длительности всего занятия.

Лучше всего отдыхать в Шавасане – позе полного расслабления.

Одежда. Заниматься следует в самой легкой спортивной одежде из натуральных тканей.

Методика занятий. Для достижения лучших результатов заниматься йогой следует по правильной методике. Так как йога – это научная система, ее следует практиковать определенным образом. Если выполнять асаны, пранаямы, бандхи и мудры бессистемно, они станут просто обычными упражнениями, и занятия не приведут к удовлетворительным результатам.

Основным принципом является отсутствие напряжения и чрезмерных усилий. Чтобы не испытывать боли при выполнении тех или иных упражнений, следует пользоваться приспособлениями в виде валиков, подушек и т. п. Позу удерживайте до тех пор, пока можете это делать без усилий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Осваивать асаны следует постепенно – 2–3 позы в неделю. Продолжительность занятий йогой может быть от 30 до 45 минут; занятия длительностью менее 15 минут не принесут результата.

Йога наука о дыхании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here