Йога рамачарака о дыхании

Самое главное по теме: "йога рамачарака о дыхании" с полным пояснением от профессионалов.

Йога рамачарака о дыхании

На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют – это правда, но называть их «йогами» – это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» – уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука – йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название «йоги» – от санскритского слова «юг» – что значит «соединять».

Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, – восточный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подготовлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад растут, вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения югов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхании» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «Науки о дыхании», далее её физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние её на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности, эти учения будут приняты, как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое, таинственное и непонятное». Однако, западный ум – чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

Йога рамачарака о дыхании

НАУКА О ДЫХАНИИ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ

Дыхание по восточным методам,

как средство физического, умственного,

душевного и духовного развития

На Западе обычно весьма смутно представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибаются, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Подобные люди существуют – это правда, но называть их «йогами» – это звучит для настоящего йога такой же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» – уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука – «йога», т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придало название «йоги» – от санскритского слова «йуг» – что значить «соединять».

«Йога» делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области «йоги», и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы «йоги», соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения «йоги», однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, – восточный обычай в этом отношении не походит на то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто достаточно подготовлен для их восприятия. Восток и Запад растут вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения йогов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхания» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «науки о дыхании», далее ее физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние ее на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности эти учения будут приняты как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое», таинственное и непонятное. Однако западный ум – чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

Глава 2. Дыхание ради жизни

Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в терминологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах.

Дышать значит жить, и без дыхания нет жизни. Не только высшие животные зависят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь сколько-нибудь продолжительная для них невозможна.

Читайте так же:  Как установить гамак для йоги дома

Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части; и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхания его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходит долгая череда постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий.

Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие его деятельности зависят от дыхания.

Человек может прожить некоторое время без еды, труднее ему быть без воды, но лишь несколько минут он может прожить без обновления воздуха в легких посредством дыхания.

И не только жизнь для человека связана с его дыханием, но от правильности дыхания всецело зависит и продолжительность жизни его и свобода от болезней. Разумное управление дыханием продолжает наши дни на земле, повышая наши жизненные силы и способность сопротивления, с другой же стороны, дыхание неполное и небрежное укорачивает нашу жизнь, понижая нашу жизнеспособность и предрасполагая к болезням.

Человек в своем нормальном состоянии не нуждается в особых наставлениях для дыхания. Как животные и как ребенок, он дышит полной и свободной грудью, как природа ему это и указала. Но цивилизация в нем многое изменила. Она дала ему неправильные и вредные манеры ходить, стоять и сидеть, которые лишили его естественного и правильного дыхания, дарованного ему природой. Он дорогой ценой заплатил за цивилизацию.

Нынешний дикарь дышит правильно – пока его не коснется влияние цивилизованной жизни. Лишь очень немногие среди людей цивилизованного мира дышат правильно, отчего и происходят эти впалые груди и вогнутые плечи, а также это ужасающее возрастание болезней дыхательных путей, и среди них – страшное чудовище – чахотка, эта «белая чума». Выдающиеся авторитеты гигиены утверждают, что одно поколение людей, дышащих правильно, возродило бы расу и сделало бы чахотку редкостью, о которой все говорили бы, как о чем-то необычайном. Для европейца и человека Востока одинаково ясна и несомненна тесная зависимость между здоровьем и правильным дыханием.

Наука Запада подтверждает, что физическое здоровье человека очень зависит от правильного дыхания. Учителя Востока, соглашаясь с этим мнением своих западных братьев, признают, что вдобавок к выигрышу физического здоровья, получаемому от правильного дыхания, весьма увеличивается от него и умственная сила человека, довольство жизнью, самообладание, проницательность, нравственная твердость и вообще сила духовная. Целые философские школы основаны были на Востоке на этой науке, и когда западные народы познакомятся о ней и введут ее в практику, она произведет чудеса между ними. Теория, созданная Востоком и примененная к практике Западом, даст достойные плоды.

Эта книжка имеет задачей дать «науку о дыхании» в полном объеме – не только то, что известно западным физиологам и гигиенистам, но и оккультную сторону вопроса. Она не только открывает дорогу к общему укреплению здоровья человека посредством известного и западным специалистам глубокого дыхания, но показывает, как индусские йоги достигают обладания силами своего физического тела, расширяют способности своего ума и развивают духовную сторону своей природы – посредством «науки о дыхании».

Йоги делают упражнения, которыми они приобретают власть над своим телом и становятся способными посылать в любой орган его напряженную струю жизненной силы – «праны», укрепляющей и оздоровляющей этот орган. Они знают все, что известно их западным собратьям о физиологическом воздействии правильного дыхания, но они знают также, что воздух содержит в себе не только кислород, водород и азот, и что при дыхании происходит не одно окисление крови. Они знают о «пране», о которой их западные собратья вовсе не знают, и они подробно осведомлены о природе и способах управления этим великим проявлением энергии, а также о воздействии его на человеческое тело и ум. Они знают, что ритмическим дыханием можно привести себя в гармоническую вибрацию со всей природой и помочь развитию своих скрытых сил. Они знают также, что дыханием, управляемым должным образом, можно не только излечивать болезни свои и чужие, но и удалять от себя страх, мучения и низшие страсти.

Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака)

Книга известного популяризатора учения индийских йогов в простой и доступной форме рассказывает об основных взглядах последних на природу человека и методах физического и духовного развития посредством дыхательных упражнений, разработанных в рамках так называемой «науки о дыхании», являющейся составной частью учения йогов. Рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

  • Глава 1. Йоги
  • Глава 2. Дыхание ради жизни
  • Глава 3. Эзотерическая теория дыхания
  • Глава 4. Эзотерическая форма дыхания
  • Глава 5. Нервная система и оккультное учение йогов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 4. Эзотерическая форма дыхания

Наука о дыхании, как и многие другие учения, имеет свою эзотерическую, или внутреннюю, сторону, как и свою сторону экзотерическую, или внешнюю. Оккультисты всех времен и стран всегда учили, обыкновенно однако в среде лишь избранных учеников, что в воздухе находится некая субстанция или начало, которая и дает всему движение и жизнь. Они расходились в выражениях и названиях, которыми определяли эту силу, так же как и в подробностях самой теории, но основной взгляд, общий всем оккультным учениям и философским школам, составляет часть учения йогов Востока.

Под «праной» мы разумеем всеобщее начало, которое составляет сущность всякого движения, силы или энергии, как бы и в чем бы оно ни проявлялось – в силе ли притяжения, в электричестве, во вращении планет или в других формах жизни, от самой низкой до самой высокой. Прана есть душа силы и энергии во всех их проявлениях, – начало, которое, действуя известным образом, вызывает проявления, называемые «жизнью».

Это начало присутствуют во всех формах материи, но оно не материя. Оно есть и в воздухе, но оно не воздух и не какой-либо из составляющих его химических элементов. Животные и растения вдыхают его из воздуха, и если бы его в воздухе не было, то они умерли бы, хотя были бы переполнены воздухом. Оно воспринимается организмом вместе с кислородом, однако оно не есть кислород. Еврейские авторы Книги Бытия знают разницу между атмосферическим воздухом и таинственным и могущественным началом, разлитым в нем. Они говорят о «neshemet ruach chayim», что в переводе означает – «дыхание духа жизни». По-еврейски «neshemet» значит обыкновенное дыхание атмосферическим воздухом, «chayim» означает «жизнь» или «жизни» и слово «ruach» означает «дух жизни». По мнению оккультистов, это выражение указывает на то же начало, которое ими разумеется под словом «прана».

Прана находится в атмосферном воздухе, но она находится повсюду и там, куда воздух проникнуть не может. Кислород играет важную роль в ходе животной жизни, углерод имеет подобное же значение для жизни растительной, но прана имеет свою совершенно особую роль в проявлениях жизни, независимо от их физиологической стороны.

Западные ученые неясно сознавали присутствие в воздух этой великой силы, но так как она не оставляет никакого следа в их аппаратах химического исследования, то они по большей части с пренебрежением отнеслись к этой «выдумке» Востока. Так как они не могут определить сущности этой силы, то стремятся ее отрицать. Однако они все-таки признают, что в некоторых местностях воздух обладает большим количеством «чего-то» оживляющего, и больные люди направляются докторам именно в эти места в поисках утраченного здоровья.

Кислород усваивается из воздуха кровью и обращается на удовлетворение потребностей организма системой кровообращения. Прана же извлекается из воздуха нервной системой и употребляется ею для своей работы. И, как насыщенная кислородом кровь проводится системой кровообращения по всему телу, строя его и возрождая, так и прана проходит по всем частям нервной системы, наполняя ее новой жизненностью и силой.

Если мы назовем праной действующее начало в нашей так называемой жизненности, то мы сформируем в себе более ясное представление о той важной роли, которую она играет в наших жизнях. Так же точно, как кислород крови расходуется кровеносной системой для потребностей тела, так и прана нашей нервной системой расходуется на наши мысли, желания и другие виды душевной деятельности, вследствие чего необходимо постоянное возобновление ее запасов. Каждая мысль, каждое действие, каждое усилие воли, каждое движение мускулов употребляет на себя некоторое количество того, что мы называем нервной силой и что в действительности есть одна из форм праны. Чтобы двинуть мускул, мозг посылает волевой ток по нервной системе, мускул сжимается, и вот часть праны израсходована. Если вы вспомните, что наибольшая часть праны, получаемой человеком, им усваивается из вдыхаемого воздуха, вам станет вполне ясной вся важность для вас правильного дыхания.

Читайте так же:  Учебник по йоге для начинающих

Прана – это универсальное начало энергии, проявляющейся в самых разнообразных видах, включая жизненную силу.

Пранаяма – это контроль над праной, особенно над праной, принявшей форму жизненной энергии. Йоги утверждают, что этот контроль, если он доведен до достаточно высокой степени, дает человеку господство над всеми другими проявлениями праны в природе и есть секрет власти и могущества.

Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака)

Книга известного популяризатора учения индийских йогов в простой и доступной форме рассказывает об основных взглядах последних на природу человека и методах физического и духовного развития посредством дыхательных упражнений, разработанных в рамках так называемой «науки о дыхании», являющейся составной частью учения йогов. Рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

  • Глава 1. Йоги
  • Глава 2. Дыхание ради жизни
  • Глава 3. Эзотерическая теория дыхания
  • Глава 4. Эзотерическая форма дыхания
  • Глава 5. Нервная система и оккультное учение йогов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

На Западе обычно весьма смутно представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибаются, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Подобные люди существуют – это правда, но называть их «йогами» – это звучит для настоящего йога такой же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» – уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука – «йога», т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придало название «йоги» – от санскритского слова «йуг» – что значить «соединять».

«Йога» делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области «йоги», и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы «йоги», соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения «йоги», однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, – восточный обычай в этом отношении не походит на то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто достаточно подготовлен для их восприятия. Восток и Запад растут вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения йогов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхания» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «науки о дыхании», далее ее физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние ее на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности эти учения будут приняты как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое», таинственное и непонятное. Однако западный ум – чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

Оглавление

  • Глава 1. Йоги
  • Глава 2. Дыхание ради жизни
  • Глава 3. Эзотерическая теория дыхания
  • Глава 4. Эзотерическая форма дыхания
  • Глава 5. Нервная система и оккультное учение йогов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака)

Книга известного популяризатора учения индийских йогов в простой и доступной форме рассказывает об основных взглядах последних на природу человека и методах физического и духовного развития посредством дыхательных упражнений, разработанных в рамках так называемой «науки о дыхании», являющейся составной частью учения йогов. Рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

  • Глава 1. Йоги
  • Глава 2. Дыхание ради жизни
  • Глава 3. Эзотерическая теория дыхания
  • Глава 4. Эзотерическая форма дыхания
  • Глава 5. Нервная система и оккультное учение йогов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Дыхание ради жизни

Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в терминологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах.

Дышать значит жить, и без дыхания нет жизни. Не только высшие животные зависят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь сколько-нибудь продолжительная для них невозможна.

Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части; и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхания его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходит долгая череда постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий.

Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие его деятельности зависят от дыхания.

Человек может прожить некоторое время без еды, труднее ему быть без воды, но лишь несколько минут он может прожить без обновления воздуха в легких посредством дыхания.

И не только жизнь для человека связана с его дыханием, но от правильности дыхания всецело зависит и продолжительность жизни его и свобода от болезней. Разумное управление дыханием продолжает наши дни на земле, повышая наши жизненные силы и способность сопротивления, с другой же стороны, дыхание неполное и небрежное укорачивает нашу жизнь, понижая нашу жизнеспособность и предрасполагая к болезням.

Человек в своем нормальном состоянии не нуждается в особых наставлениях для дыхания. Как животные и как ребенок, он дышит полной и свободной грудью, как природа ему это и указала. Но цивилизация в нем многое изменила. Она дала ему неправильные и вредные манеры ходить, стоять и сидеть, которые лишили его естественного и правильного дыхания, дарованного ему природой. Он дорогой ценой заплатил за цивилизацию.

Читайте так же:  Мудры йога для пальцев

Нынешний дикарь дышит правильно – пока его не коснется влияние цивилизованной жизни. Лишь очень немногие среди людей цивилизованного мира дышат правильно, отчего и происходят эти впалые груди и вогнутые плечи, а также это ужасающее возрастание болезней дыхательных путей, и среди них – страшное чудовище – чахотка, эта «белая чума». Выдающиеся авторитеты гигиены утверждают, что одно поколение людей, дышащих правильно, возродило бы расу и сделало бы чахотку редкостью, о которой все говорили бы, как о чем-то необычайном. Для европейца и человека Востока одинаково ясна и несомненна тесная зависимость между здоровьем и правильным дыханием.

Наука Запада подтверждает, что физическое здоровье человека очень зависит от правильного дыхания. Учителя Востока, соглашаясь с этим мнением своих западных братьев, признают, что вдобавок к выигрышу физического здоровья, получаемому от правильного дыхания, весьма увеличивается от него и умственная сила человека, довольство жизнью, самообладание, проницательность, нравственная твердость и вообще сила духовная. Целые философские школы основаны были на Востоке на этой науке, и когда западные народы познакомятся о ней и введут ее в практику, она произведет чудеса между ними. Теория, созданная Востоком и примененная к практике Западом, даст достойные плоды.

Эта книжка имеет задачей дать «науку о дыхании» в полном объеме – не только то, что известно западным физиологам и гигиенистам, но и оккультную сторону вопроса. Она не только открывает дорогу к общему укреплению здоровья человека посредством известного и западным специалистам глубокого дыхания, но показывает, как индусские йоги достигают обладания силами своего физического тела, расширяют способности своего ума и развивают духовную сторону своей природы – посредством «науки о дыхании».

Йоги делают упражнения, которыми они приобретают власть над своим телом и становятся способными посылать в любой орган его напряженную струю жизненной силы – «праны», укрепляющей и оздоровляющей этот орган. Они знают все, что известно их западным собратьям о физиологическом воздействии правильного дыхания, но они знают также, что воздух содержит в себе не только кислород, водород и азот, и что при дыхании происходит не одно окисление крови. Они знают о «пране», о которой их западные собратья вовсе не знают, и они подробно осведомлены о природе и способах управления этим великим проявлением энергии, а также о воздействии его на человеческое тело и ум. Они знают, что ритмическим дыханием можно привести себя в гармоническую вибрацию со всей природой и помочь развитию своих скрытых сил. Они знают также, что дыханием, управляемым должным образом, можно не только излечивать болезни свои и чужие, но и удалять от себя страх, мучения и низшие страсти.

Научить всему этому – задача этой книги. Мы хотим в нескольких главах дать точные объяснения и указания, которые можно было бы распространить на целые тома. Мы хотим этим пробудить в умах Запада внимание к «науке о дыхании» йогов.

Оглавление

  • Глава 1. Йоги
  • Глава 2. Дыхание ради жизни
  • Глава 3. Эзотерическая теория дыхания
  • Глава 4. Эзотерическая форма дыхания
  • Глава 5. Нервная система и оккультное учение йогов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наука о дыхании индийских йогов (Йог Рамачарака) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Рамачарака. Книги онлайн

Йог Рамачарака — это псевдоним американского писателя Вильяма Аткинсона, который на рубеже 19-20 вв. занимался популяризацией индийской философии на западе.

В частности, он одним из первых описывал различные виды йоги и аспекты индуизма. Спустя много лет после его кончины в 1932 году, книги Йога Рамачараки продолжают оставаться источником полезной информации для всех, кто начинает изучать философию и практику йоги.

Рассказывают также, что Он рано стал проявлять нетерпение при угрюмом изложении иудейских учителей, стремясь подлинно разобраться в тексте, чтобы постичь дух, его оживляющий. Этим Он часто навлекал на себя выговоры со стороны учителей, которые в своем усердии передать точные слова учения пренебрегали его духом.

Джняна йога
Религии и тайные учения Востока
Наука о дыхании индийских йогов
Оккультное лечение
Основы миросозерцания индийских йогов
Раджа-йога

Комментарии к «Свету на пути»
Что такое йога?
Свет на пути
Пути достижения индийских йогов
Мистическое христианство
Хатха-йога. Йогийская философия физического благосостояния человека

Книга представляет собой перевод на русский язык одного из основных трактатов эзотерической философии, представляющего собой наиболее краткое и емкое руководство по системе оккультно-мистического развития.

Издание трактата впервые включает в себя собрание основных комментариев, принадлежащих самой М.Коллинз, а также Е.П.Блаватской и Рамачараке.

В книге изложены основные постулаты здорового образа жизни, который принесет пользу каждому из нас. Используя приведенные здесь упражнения и методики, вы не только оздоровите организм, но и обретете гармонию с природой.

Хатха-йога — начальная ступень в изучении йоги, но и самая важная. При вашем внимательном отношении к хатхе-йоге она одарит вас безмятежностью, мужеством, здоровьем и новым, естественным взглядом на жизнь.

разное рамачарака. наука о дыхании индийских йогов

НАУКА О ДЫХАНИИ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ

Дыхание по восточным методам,

как средство физического, умственного и духовного развития

На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют — это правда, но называть их «йогами» — это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» — уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука — йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название «йоги» — от санскритского слова «юг» — что значит «соединять».

Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, — восточный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подготовлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад растут, вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения югов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхании» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «Науки о дыхании», далее её физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние её на духовное развитие человека.

Читайте так же:  Йога для детей и подростков бирмингем

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности, эти учения будут приняты, как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое, таинственное и непонятное». Однако, западный ум — чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

ДЫХАНИЕ РАДИ ЖИЗНИ

Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в терминологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах.

Дышать значить жить и без дыхания нет жизни. Не только высшие животные зависят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь сколько-нибудь продолжительная для них невозможна.

Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий.

Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие его деятельности зависят от

Видео (кликните для воспроизведения).

Для добавления комментария необходимо зарегистрироваться на сайте.

Наука о дыхании Йогов — Рамачарака

На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «йогами». Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют — это правда, но называть их «йогами» — это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» — уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука — йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название «йоги» — от санскритского слова «юг» — что значит «соединять».

Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, — восточный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подготовлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад растут, вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание «науке о дыхании» по причинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения югов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала «Науки о дыхании» йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруднять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне «Науки о дыхании», далее её физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние её на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности, эти учения будут приняты, как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то «глубокое, таинственное и непонятное». Однако, западный ум — чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность изложения этой книги будет вполне признана.

При перепечатке, или любом другом использовании материалов с сайта, ссылка на сайт Чакры и Дыхание желательна!

Йога рамачарака о дыхании

Ниже мы приводим три формы дыхания йогов. Первая форма — хорошо известное «очищающее дыхание» Йогов, которому они обязаны особой выносливостью своих легких. Обыкновенно всякое упражнение в дыхании йоги заканчивают этим очищающим дыханием, и в этой книге мы придерживаемся их системы. Мы приводим также «оживляющее нервы» дыхание йогов, которое из века в век передавалось йогами друг другу. Кроме того, мы даем «развивающее голос» дыхание йогов, способствующее мелодичности и сильному вибрированию голосов.

ОЧИЩАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ ЙОГОВ

У йогов существует любимая форма дыхания, практикуемая ими тогда, когда они чувствуют необходимость провентилировать и прочистить свои легкие. Очищающее дыхание вентилирует и прочищает легкие, возбуждает деятельность клеточек, сообщает силу всем дыхательным органам, способствуя сохранению их здорового состояния, кроме того, замечательно освежает весь организм. Ораторы, певцы и т. д. увидят, что это дыхание особенно освежает дыхательные органы, когда они утомлены работой.

1. Вберите воздух полным вдохом.

2. Удержите его в себе в течение нескольких секунд.

3. Сложите губы, как бы собираясь свистеть (но не надувайте при этом щек). Затем выдувайте с силой не много воздуха через отверстие в губах. Остановитесь на мгновение, задержав воздух, и опять выдыхайте понемногу. Повторяйте это, пока весь воздух не выйдет из легких. Помните, что выдыхать воздух через отверстие в губах нужно с порядочной силой.

Когда человек устал и «измотался», это упражнение необыкновенно освежит его. Первая же проба убедит ученика в этом. Практиковаться в этом упражнении следует до тех пор, пока оно не будет казаться совершенно легким и естественным; им заканчивается целая серия других упражнений, приведенных в этой книге, а потому оно должно быть усвоено в совершенстве.

ОЖИВЛЯЮЩЕЕ НЕРВЫ ДЫХАНИЕ ЙОГОВ

Это упражнение хорошо известно йогам, которые считают его одним из самых сильных возбуждающих и укрепляющих нервы средств. Оно рассчитано на то, чтобы поднимать деятельность нервной системы, развивать нервную силу, энергию и жизненность организма. Оно производит возбуждающее давление на важные нервные центры, которые, в свою очередь, поднимают энергию всей нервной системы и посылают усиленную волну силы во все части тела.

1. Станьте прямо.

2. Вберите в себя воздух полным вдохом и задержите его в легких.

3. Вытяните руки прямо перед собой, не напрягая мускулов, так чтобы их только слегка поддерживала нервная сила.

4. Медленно отводите руки назад к плечам, посте пенно напрягая мускулы и сообщая им силу, так чтобы в тот момент, когда рука будет у плеча, кулаки были крепко сжаты и в них чувствовалось бы дрожание.

5. Затем, держа мускулы в напряжении, нужно мед ленно вытянуть кулаки и быстро отвести руки назад, к плечам (все еще напряженными). Повторите это не сколько раз.

6. С силой выпустите воздух через рот.

Читайте так же:  Упражнения йоги для пожилых женщин

7. Сделайте очищающее дыхание.

Действие этого упражнения сильно зависит от быстроты, с которой руки отводятся назад, и от напряжения мускулов, а также, конечно, от степени наполнения легких воздухом.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ГОЛОС ДЫХАНИЕ ЙОГОВ

Для развития голоса у йогов есть особая форма дыхания. Йоги славятся своими чудными, сильными, мелодичными и ясными голосами, изумительно резонирующими наподобие трубы. Йоги вырабатывают их особой формой упражнений дыхания, делающей голос мягким, прекрасным и гибким и сообщающей ему невыразимую звучность и силу. Конечно, эта форма дыхания должна быть принята только в качестве случайного упражнения, а не в качестве постоянного способа дышать.

1. Очень медленно, но с силой вберите в себя воздух полным дыханием через нос, продолжая вдыхать как можно дольше.

2. Задержите дыхание на несколько секунд.

3. С силой выпустите воздух одним духом, широко открыв рот.

4. Сделайте одно очищающее дыхание, чтобы дать легким отдых.

Не вдаваясь подробно в теории йогов относительно того, как создавать звук при разговоре и пении, скажем только, что они на опыте убедились, что тембр, качество и сила голоса зависят не только от голосовых органов, помещающихся в горле, но в значительной степени и от лицевых мускулов и т. п. Многие люди, обладающие широкой грудью, имеют очень слабый звук голоса, тогда как относительно узкогрудые субъекты обладают хорошими голосами поразительной силы. Попробуйте сделать следующий интересный эксперимент. Станьте перед зеркалом, вытяните губы и посвистите, заметив при этом форму вашего рта и общее выражение вашего лица. Затем начните говорить или петь, как вы это делаете обыкновенно, и заметьте получающуюся в лице перемену. Потом опять посвистите в течение нескольких секунд и, не изменяя положения ваших губ и лица, пропойте несколько нот; посмотрите, какой получится вибрирующий, резонирующий, чистый и прекрасный тон.

Приводим семь любимых упражнений йогов, служащих развитию легких, мускулов, связок, клеток и т. п. Они весьма просты, но чрезвычайно действенны. И пусть их простота не заставит вас утратить интерес к ним; они являются результатом тщательных опытов и долгой практики йогов.

1) ЗАДЕРЖАННОЕ ДЫХАНИЕ

Это очень важное упражнение для укрепления и развития дыхательных мускулов легких; частое повторение его будет также способствовать и расширению груди. Йоги убедились, что задерживание по временам дыхания, после того как легкие были хорошо наполнены воздухом, чрезвычайно полезно не только для дыхательных органов, но и для органов пищеварения, нервной системы и самой крови. Это временное задерживание дыхания очищает воздух, оставшийся в легких от прежних вдыханий, и сильнее окисляет кровь кислородом. Йогам известно также, что задержанное таким образом дыхание забирает все разрушенные вещества, и когда воздух снова выдыхается из легких, он уносит из них вместе с собой все ненужные материалы и прочищает легкие. Йоги рекомендуют это упражнение при различных нарушениях деятельности желудка, печени и крови, часто происходящих от недостаточной вентиляции легких. Мы советуем ученикам обратить серьезное внимание на это упражнение,

1. Станьте прямо.

2. Сделайте полное вдыхание.

3. Задержите дыхание как можно дольше, пока это не станет вам трудно.

4. Выдыхайте с силой воздух через открытый рот.

5. Сделайте очищающее дыхание.

Сначала вы будете в состоянии удержать воздух лишь очень недолго, но вскоре вы напрактикуетесь и сделаете большие успехи. Можете ваши успехи отмечать по часам.

2) ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕГОЧНЫХ КЛЕТОК

Это упражнение предназначено для возбуждения клеточек легких. Начинающие должны стараться не переусердствовать, и вообще его никогда не следует проделывать со слишком большой энергией. На первых порах у некоторых может появиться головокружение; в таком случае следует немного, пройтись и некоторое время не повторять упражнения.

1. Станьте прямо, руки опустите вдоль боков.

2. Медленно и постепенно вдохните воздух.

3. Во время дыхания слегка постукивайте грудь концами пальцев, все время меняя место.

4. Когда легкие наполнятся, задержите дыхание и слегка потрите грудь ладонями рук.

5. Сделайте очищающее дыхание.

Это упражнение очень укрепляет и возбуждает все тело и хорошо известно в практике йогов. Многие клеточки легких становятся бездеятельными вследствие неполного дыхания и часто почти атрофируются. Тому, кто в течение многих лет дышал неправильно, нелегко будет сразу заставить работать при полном дыхании все эти плохо действовавшие клеточки, но это упражнение сильно поможет достигнуть желаемых результатов и достойно того, чтобы им заняться.

3) РАСТЯГИВАНИЕ РЕБЕР

Мы говорили, что ребра прикреплены хрящами, которые допускают значительное расширение. При правильном дыхании ребра играют большую роль и время от времени им бывает полезно дать маленькое специальное упражнение, чтобы сохранить в них эластичность. Стояние или сидение в неестественном положении, к чему так многие привыкают на Западе, может сделать ребра малоэластичными; приводимое упражнение сильно способствует устранению этих недостатков.

1. Станьте прямо.

2. Положите руки на бока, высоко под мышки, так чтобы большие пальцы были обращены к спине, ладони лежали на боках грудной клетки, а остальные пальцы были обращены к переду.

3. Сделайте полное вдыхание.

4. Задержите ненадолго воздух.

5. Слегка сдавливайте бока руками и медленно выдыхайте.

6. Сделайте очищающее дыхание.

Будьте умеренны в этом упражнении и не переутомляйтесь.

4) РАСШИРЕНИЕ ГРУДИ

Грудь легко может стать впалой, если человек постоянно сидит согнувшись над работой. Следующее упражнение очень полезно для восстановления естественных условий и развития грудной клетки.

1. Станьте прямо.

2. Сделайте полное вдыхание.

3. Задержите воздух в легких.

4. Вытяните вперед руки и соедините сжатые кулаки один с другим, так чтобы они находились на одной линии с плечами.

5. Разведите с силой кулаки в стороны, чтобы руки были по бокам туловища, на одном уровне с плечами.

6. Снова сведите кулаки спереди (положение 4) и снова отведите их в стороны (положение 5). Повторите это несколько раз.

7. С силой выпустите воздух из легких через открытый рот.

8. Сделайте очищающее дыхание.

Соблюдайте умеренность, делая это упражнение, и не переутомляйтесь.

5) ДЫХАНИЕ В СОЕДИНЕНИИ С ДВИЖЕНИЕМ

1. Идите ровным шагом, держа голову вверх и слегка подняв подбородок, плечи назад.

2. Вдыхайте полным дыханием, считая (мысленно): 1,2, 3, 4,5,6,7, 8 — по одному на каждый шаг — и заканчивая вдыхание, когда дойдете до 8.

3. Медленно выдыхайте через нос, отсчитывая, как раньше, шаги: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

4. Сделайте промежуток между вдохами, продолжая ходить и отсчитывая шаги до 8.

5. Повторяйте упражнение с начала, пока не по чувствуете усталость. Отдохните и проделывайте упражнение, пока это вам доставляет удовольствие. Это упражнение следует повторять несколько раз в день.

Некоторые из йогов варьируют это упражнение, удерживая дыхание со счетом только до 4, и выдыхают воздух при счете до 8. Делайте так, как вам больше нравится.

6) УТРЕННЕЕ УПРАЖНЕНИЕ

1. Станьте прямо, в «военную позицию», голову вверх, глаза прямо, плечи назад, колени сжаты, руки по швам.

2. Медленно приподнимайтесь на пальцах ног, медленно и ровно вдыхая воздух полным дыханием.

3. Задержите дыхание на несколько секунд, оставаясь в том же положении.

4. Медленно опуститесь на пятки, выдыхая воздух через нос.

5. Сделайте очищающее дыхание.

6. Повторите упражнение несколько раз, поднимаясь то на одной правой, то на одной левой ноге.

7) ВОЗБУЖДЕНИЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. Станьте прямо.

2. Сделайте полное вдыхание и задержите воздух.

3. Медленно нагнитесь вперед и твердо и покойно возьмите в руку палку или трость; постепенно напрягая всю вашу силу, сжимайте палку все крепче.

4. Отпустите палку, вернитесь к прежнему положению и медленно выдохните воздух.

5. Повторите это несколько раз.

6. Закончите очищающим дыханием.

Видео (кликните для воспроизведения).

Это упражнение можно проделывать и без палки, сжимая лишь воображаемый предмет и силой воли увеличивая сжимание. Это любимое упражнение йогов для возбуждения кровообращения; артериальная кровь приливает при этом к конечностям, а венозная отливает назад, к сердцу и легким, где она снова может окисляться кислородом втянутого в легкие воздуха.

Йога рамачарака о дыхании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here