Йога сутры патанджали свами сатьянанда

Самое главное по теме: "йога сутры патанджали свами сатьянанда" с полным пояснением от профессионалов.

Йога сутры Свами Сатьянанды Сарасвати

Свами Сатьянанда Сарасвати — автор более восьмидесяти авторитетных книг по йоге. Его комментарии к основополагающему тексту «Йога сутры» Патанджали пользуются заслуженным авторитетом и рекомендуются к прочтению преподавателями, учениками и просто интересующимися йогой.

Два пандита пришли в ашрам, чтобы присутствовать на сатсанге. Был прохладный, освежающий вечер, и на лужайке постелили большую циновку. Пандиты были первыми из прибывших и сели на циновку прямо напротив места гуру. Вскоре пришло много других людей и, когда гуру занял своеместо, сатсанг начался.

Сначала участники сатсанга занимались асанами, пранаямой и другими йогическими практиками. После некоторого времени пандиты сказали гуру: «Мы пришли сюда обсудить более важные вещи, мы пришли спросить Вас о философском смысле самадхи, согласно Патанджали». Началась дискуссия. Один пандит настаивал: «Асампраджнята самадхи и нирбиджа самадхи несомненно одно и то же». Другой не соглашался: «Нет, сегодня ты не прав, они различны». Каждый начал обширно цитировать различные священные писания, чтобы подтвердить свою точку зрения, и вскоре в своей аргументации они дошли до неистовства. Гуру не мог вставить и слова и так и сидел в молчании. Пандиты забыли про него, однако в какой то момент один из них повернулся к нему и спросил: «Что Вы думаете? Отличается асампраджнята от нирбиджа самадхи, или нет?» Но прежде, чем гуру смог ответить, тот же пандит продолжал: «Книги, которые я прочел, говорят, что они определенно отличаются». Гуру сохранял молчание, а пандиты продолжали свою дискуссию. В конце концов, они стали кричать друг на друга и почти дошли до драки.

Горячая дискуссия продолжалась в течение около получаса. В это время большая толстая довольная корова небрежно забрела на циновку, поскольку та занимала всю лужайку. Всех забавляло прибытие нового посетителя… всех, кроме пандитов, которые были так вовлечены в свои дебаты, что не замечали корову. Люди уступили ей дорогу, и она спокойно села позади пандитов. По всему было видно, что корова внимательно интересуется дискуссией и серьезно размышляет над каждым произнесенным словом. Вдруг корова замычала: «Мууу», как бы полностью одобряя сказанное. Оба пандита подпрыгнули от испуга. Впервые за вечер они сохраняли молчание и даже спустя полчаса не могли вымолвить ни слова. Все смеялись, а корова медленно поднялась и неуклюже удалилась, возможно, чтобы гденибудь еще найти другой интересный сатсанг.

Корова произнесла самое мудрое из сказанного на сатсанге слово. Не намеренно, а может быть и сознательно, она сказала всем, включая пандитов, что Йогасутра Патанджали написана не для интеллектуальных дискуссий и размышлений. Она написана, чтобы объяснить процесс и практические методы повышения уровня сознания, достижения более глубокой мудрости, исследования потенциала разума и в конечном итоге выхода за его пределы. Текст ориентирован главным образом на практику, он не предназначен служить руководством для интеллектуальных упражнений по самадхи. Несомненно, сам Патанджали посмеялся бы над подходящей [в той ситуации] мудрой речью обычной коровы.

Многие строфы показывают вещи, которые находятся за пределами обычного мирского опыта и постижения. Но это сделано не для того, чтобы внести некое интеллектуальное понимание, а для того, чтобы садхака (последователь), который практикует йогу Патанджали или какую-либо другую систему, продвигаясь, достиг проникновения в суть и понимания более глубоких аспектов своего бытия. Постепенно он поймет сокровенные строфы посредством своего собственного опыта. Строфы говорят ему, в правильном ли направлении он идет или нет, а также помогают ему следовать дальше. Строфы никогда не могут быть поняты интеллектуально, они не предназначены, чтобы их понимали таким образом. Строфы написаны, чтобы служить некоей картой, руководством для путешествия от мирского уровня к более высоким уровням сознания и при определенных условиях — к освобождению. Текст показывает путь к совершенной свободе через настойчивую йогическую практику.

Все, что требовалось сказать, содержится в тексте строф и комментариях к ним. Целью данного введения является следующее.

  1. Дать основную подготовительную информацию.
  2. Сделать акцент на невероятной последовательности и совершенстве строф, чтобы читатель смог более просто и ясно увидеть йогические, психологические и научные истины, содержащиеся в основном тексте.
  3. Обратить внимание на вещи, которые, если этого не сделать, можно из-за простоты строф просто пропустить.

Йога-сутры Патанджали — (5 переводов)

В этой книге собрано 5 различных переводов основной книги всех йогов — «Йога-сутр» Патанджали.

Приведены следующие переводы:

  • ПАТАНДЖАЛА-ДАРШАНА. «ЙОГА-СУТРЫ» ПАТАНДЖАЛИ (ПЕРЕВОД С САНСКРИТА Е.П. ОСТРОВСКОЙ и В.И. РУДОГО)
  • АФОРИЗМЫ ПАТАНДЖАЛИ (ПЕРЕВОД С САНСКРИТА СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ)
  • ЙОГА-СУТРА МАХАРИШИ ПАТАНЖЕЛЕ (ПЕРЕВОД С САНСКРИТА А. ФАЛЬКОВА)
  • ЙОГА-СУТРА ШРИМАД ПАТАНДЖАЛИ (ПЕРЕВОД С САНСКРИТА К. СВЕНССОН)
  • ЙОГА-СУТРА ШРИМАД ПАТАНДЖАЛИ (ИЗ КНИГИ «СВЕТ ДУШИ» А. А. БЕЙЛИ)

После прочтения этих пяти переводов, мы решили, что лучший из них — Фалькова, поэтому этот перевод мы выделили в самостоятельный файл удобный для чтения — скачать йога сутры в переводе Фалькова >>

Дополнительно, если кому интересно, можно почитать еще переводы и комментарии:

Йога-сутры Патанджали

Йога-сутры – основополагающий источник, в котором изложена вся суть индуистской философии йоги, это самый популярный из классических текстов по йоге, оказавший огромное влияние на распространение йоги не только в Индии, но и в остальном мире.

В переводе с санскрита слово «сутра» означает «нить». Здесь подразумевается, что в основу текста положена одна непрерывная мысль. Подобно бусинам на нитке, различные идеи соединены в месте в единую философию.

Писание также называется «Йога даршана», что часто переводится как «Философия йоги», но в действительности слово «даршана» имеет более глубокое значение. Оно происходит от санскритского «дриш» — «видеть» и соотносится со словом «драшта» — «видящий».

Автором йога-сутр считается Патанджали. Он систематизировал и записал в сжатом виде знания и опыт тех, кто прошел по пути йоги в прошлом Широко распространено мнение, что Патанджали жил около 400 г до н.э., по другим источникам период его жизни датируется между II веком до н.э. и II веком нашей эры. Поэтому точное время написания Йога-сутр определить невозможно.

Структура текста

Йога-сутры Патанджали состоят из 194 сутр, которые в совокупности разделены на четыре главы (части). Они охватывают искусство, науку и философию жизни. Каждая сутра — кладезь мыслей и мудрости, призванный провести ученика (садхаку) к полному постижению его истинной природы. Знание ведет к переживанию совершенной свободы вне границ обычного понимания.

Четыре главы

  1. Самадхи-пада (о созерцании).
  2. Садхана-пада (о практике).
  3. Вибхути-пада (о свойствах и способностях).
  4. Кайвалья-пада (об освобождении и свободе).

Четыре главы соотносятся с четырьмя варнами (разделениями труда); четырьмя ашрамами (ступенями жизни); тремя гунами (свойствами природы: саттва, раджас, тамас) и четвертым свойством, которое им не подвластно (гунатита); четырьмя пурушартхами (жизненными целями).

Читайте так же:  Йога для зрелой женщины

В заключительной сутре четвертой главы Патанджали говорит о кульминации пурушартх и гун как высшей цели йогической практики. Предположительно, эти представления во времена Патанджали были абсолютно понятными, поэтому в первых главах он не говорит о них прямо, разъясняя их лишь в самом конце книги. Конечный результат следования по пути, проложенному Патанджали, — это переживание не требующего усилий, неделимого состояния видящего.

Переводы на русский

В настоящее время существует несколько вариантов перевода Йога-сутр на русский. Предлагаем изучить 4 наиболее популярных перевода этого текста, для более полного понимания первоисточника. Самая древняя редакция получена при переводе с английского текста Вивекананды, который перевел его с санскрита. Три более современных перевода Йога-сутр выполненны с санскрита.

Йога-сутры с комментариями

Среди учителей и гуру, неизменно от поколения к поколению, всегда стоит в почете оставить свой комментарий на Йога-сутры. Самые популярные и известные комментаторы на данный момент это Вивекананда и Свами Сатьянанда Сарасвати.

Йога-сутра Патанджали. Комментарии (fb2)

Добавлена: 12.08.2013 Версия: 1.0.
Кодировка файла: UTF-8

[url=https://coollib.com/b/250659]
[b]Йога-сутра Патанджали. Комментарии (fb2)[/b]
[img]https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fcoollib.com%2Fi%2F59%2F250659%2F_0.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*[/img][/url]

QR-код книги

Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 301 страниц — немного выше среднего (235)
Средняя длина предложения: 94.73 знаков — близко к среднему (85)
Активный словарный запас: близко к среднему 1340.94 уникальных слова на 3000 слов текста
Доля диалогов в тексте: 0.00% — очень мало (26%)
Подробный анализ текста >>

Йога-сутра Патанджали (Йога-сутры Патанджали). Четыре главы об освобождении.С комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати

Примечание: по содержанию эта книга полностью совпадает с предыдущим изданием, которое было выпущено под названием «Йога-сутра Патанджали» (мягкий переплет, обложка красного цвета — см. вторую картинку на этой странице).

Личность автора Йога-сутры легендарна, а по мнению многих последователей учения — божественна. Всего в 196 кратких фразах мудрец по имени Патанджали вложил то, что вот уже около двух тысяч лет стараются постичь пытливые умы человечества. Данная книга — это комментарий к Йога-сутре, а точнее сказать, — наставления по практическому постижению учения одного из наиболее компетентных современных мастеров йоги, основателя всемирно известной Бихарской школы. Это поистине настольная книга для всех всерьез увлеченных йогой. Если Йога-сутра — это ключ, открывающий ворота, за которыми начинается путь познания истины и карта, которой должен пользоваться искатель, то «Комментарии» — это подробный путеводитель, составленный опытным проводником.

Данная книга представляет собой комментарии к Йога-сутрам – тексту из ста девяноста шести строк (сутр), созданному риши (мудрецом) Патанджали. На русский это название можно перевести как «Строки о йоге», но на самом деле слово «сутра» означает «нить», указывая на то, что в основе текст содержит непрерывно длящуюся мысль. Различные идеи соединяются, подобно бусинам в чётках, формируя завершенную философскую систему.
Этот текст считается наиболее фундаментальным и адекватным из всего, когда-либо написанного о йоге. Он состоит из четырёх частей: Самадхи-пада (глава о самадхи), Садхана-пада (глава о практике), Вибхути-пада (глава о сверхъестественных способностях) и Кайвалья-пада (глава об окончательном освобождении).
Для данного издания был выполнен новый перевод оригинального текста.
Книга будет полезна для всех людей, занимающихся йогой.

Вес 350 г
Тематика Йога, Классические тексты

Йога-сутра Патанджали (Йога-сутры Патанджали). Четыре главы об освобождении.С комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати отзывы

Средняя оценка покупателей: (1)

без оценки
    Представление

    Посмотрите 1 отзыв о Йога-сутра Патанджали (Йога-сутры Патанджали). Четыре главы об освобождении.С комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати

    Йога-сутры Патанджали комментарии Свами Сатьянанда Сарасвати

    Йога-сутры — базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший, зачастую опосредованно, огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире.

    Их автором традиционно считается Патанджали, отождествляемый некоторыми исследователями с известным лингвистом. Если принять такое тождество (как делает Сурендранат Дасгупта), то создание текста нужно датировать II веком до н. э. Однако чаще текст датируют позднее, вплоть до IV века н. э. (на основании текста IV 16, где находят полемику с виджнянавадой, сутры либо датируют не ранее V века, либо считают этот стих интерполяцией).

    Текст сутр носит монологический характер, но в комментарии иногда появляются диалоги с условным учеником.

    Йога-сутры Патанджали с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати.

    Аудио формат книги Йога-сутры Патанджали в переводе Т.К.В. Десикачара

    Структура текста

    Состоит из четырёх разделов (глав) и 196 сутр.

    «Йога-сутры» Патанджали – путеводитель по счастью

    Смысл в том, чтобы избежать поведения, которое заставляет страдать, предпочтя ему такой образ жизни, который приведет к счастью.

    В жизни каждого из нас наступает момент, когда мы начинаем глубоко задумываться над тем, кто мы есть и каково наше место в жизни. Ответы на эти вопросы помогут найти «Йога-сутры» Патанджали.

    Более двух тысяч лет назад мудрец Патанджали создал нечто вроде путеводителя по закоулкам жизни, в том числе правила поведения, следуя которым можно наметить курс, ведущий к состоянию полной удовлетворенности.

    На первый взгляд «Йога-сутры» Патанджали кажутся замысловатыми и непонятными. Однако стоит присмотреться к ним, и понимаешь, что они содержат наставления, касающиеся повседневной жизни. «Йога-сутры» сформулированы для того, чтобы привести всех и каждого к счастью и внутренней полноте.

    Подобная духовная трансформация предполагает целый процесс, который известен как восьмиступенчатая йога (Аштанга-йога). Первые две ступени — это соблюдение этических предписаний (ям), а также предписаний, касающихся образа жизни (ниям). Следующие за ними ступени — позы (асаны), контроль над дыханием (пранаяма), отвлечение чувств от объектов (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и погружение в Божественное (самадхи).

    «Ямы призваны регулировать наше поведение, с тем чтобы оно не диктовалось ни заблуждениями, ни соображениями жадности, ревности, зависти или ненависти, — говорит Стивен Коуп, старший преподаватель центра йоги Kripalu, автор книги «Мудрость йоги». — Смысл в том, чтобы избежать поведения, которое заставляет страдать, предпочтя ему такой образ жизни, который приведет к счастью».

    Ямы и ниямы лучше рассматривать как путеводную нить на пути к гармонии с самим собой и своим окружением.

    Патанджали не объясняет, как конкретно практиковать принципы ямы и ниямы, оставляя это на наше усмотрение. Однако он обещает, что, если пропитать ими свою жизнь, можно достичь самого главного: мира, истины, изобилия, гармонии взаимоотношений, удовлетворенности, чистоты, принятия самого себя, любви и связи с Божественным, исполненной великого смысла. Всего того, что и составляет счастье.

    Ахимса: непричинение вреда

    В философии йоги ахимса, ненасилие, рассматривается как возможность избавиться от враждебности и раздражительности. Освобождая место в сознании, мы даем себе шанс наполнить его покоем.

    Чтобы сделать ахимсу частью жизни, задумайтесь о своем отношении к миру и к себе и постарайтесь понять, что выводит вас из равновесия. «Я предлагаю своим ученикам обращать внимание на то, как часто они воспринимают кого-то или что-то в качестве врага — неважно, соседа, сотрудника или даже правительство», — говорит Джудит Хэнсон Лазатер, известный учитель йоги, автор Yoga Journal. «Запишите шесть самых негативных мыслей, — призывает она. — Сами эти мысли уже представляют собой особого рода насилие». Отдавая себе отчет в негативности своего мышления, вы уже перестаете подкармливать нехорошие мысли и делаете большой шаг на пути обретения внутреннего покоя.

    Читайте так же:  Практика йоги для женщин штайнберг

    Согласно «Йога-сутрам», правдивость — одна из высочайших добродетелей. Если верить большинству толкований, как только вы утвердитесь в правдивости, все, что бы вы ни говорили, будет воплощаться в жизнь. Но не стоит принимать за правдивость свою точку зрения. «Вы должны обладать цельностью и смирением, чтобы понять, что истина может быть больше, чем вы», — говорит Нисчала Джой Деви, автор одного из переводов «Йога-сутр» на английский язык. Мы должны задаваться вопросом: правду ли я говорю? Или это лишь мнение, пропущенное через фильтр ума и предрассудков? Сатья относится как к сказанному, так и к не сказанному. Не надо вводить человека в заблуждение недомолвками, но и говорить все, что у вас на уме, тоже не стоит, особенно если этим можно кого-то обидеть. «Не сплетничайте, даже если ваши слова правда, — советует Крафтсоу. — Пусть ваши слова возвышают и вас, и собеседника».

    Многие духовные искатели обнаруживают, что молчание помогает установить разницу между мнением и истиной. Замедляя свою внутреннюю болтовню, вы утверждаетесь в сатье. «Молчание — это обуздывающее ограничение, — говорит Коуп. — В тишине можно отследить истоки наших слов, что позволит контролировать словесное взаимодействие с окружающим миром».

    В «Йога-сутрах» сказано: не занимайтесь воровством, и вы обретете все блага мира. Астейю обычно понимают как неприсвоение чего-то, что не дается бесплатно, будь то деньги, одежда, еда или другие ощутимые вещи. Однако этот термин охватывает и более тонкие моменты.

    «Можно украсть многое, — говорит Деви. — Например, чье-то время, если вы опаздываете. Чью-то энергию. Чье-то счастье. Чьи-то идеи, если выдаете их за свои». Астейя затрагивает то, как и что вы потребляете. «Если вы берете что-то, нужно думать, как вернуть соответствующее количество, — говорит Френд. — В мире все взаимосвязано, поэтому, если вы получаете что-то, это берется у кого-то другого. Вы создаете мощный энергетический и кармический дисбаланс, если берете и не отдаете ничего взамен».

    Чтобы следовать астейе, постарайтесь понять, в чем вы на самом деле нуждаетесь. Уважайте время и энергию остальных и посмотрите, удастся ли вам создать мировые запасы доброты, отдавая больше, чем вы берете.

    Брахмачарья: контроль над энергией

    Бытует мнение, что брахмачарья — это обыкновенный целибат. Однако ее можно понимать гораздо шире. «Буквальный перевод этого слова — «идти по стопам Бога», — говорит Харриган. — Главное здесь — не растратить свою энергию, обращаясь с собственными чувствами во вред себе. Практикуя брахмачарью, вы не позволяете чувствам определять свое поведение».

    Все, что вызывает вихри в сознании, можно рассматривать как нарушение брахмачарьи: чревоугодие, громкую музыку, жестокое кино, ненадлежащее сексуальное поведение. «Все, что возбуждает тело и ум, возбуждает и духа, ведь речь идет об одной и той же энергии, — говорит Деви. — Вопрос, как вы ее распределяете».

    Брахмачарья выражается и в практике асан. «Работая в позе, необходимо научиться распределять свои усилия таким образом, чтобы не было напряжения или лишних рывков, иначе вы иссушите потоки своих жизненных сил, — говорит Белл. — Я могу попросить учеников встать в позу и подумать, что нужно сделать или чего следует избежать, чтобы простоять в ней один час. Практически у каждого мышцы лица расслабляются, плечи опускаются вниз, и они внезапно понимают, что прикладывают усилия к тому, что делать вовсе не обязательно. Асана должна наполнять энергией, а не лишать ее».

    Можете сами поэкспериментировать в том же духе — не только во время занятия, но и в повседневной жизни. Что бы ни происходило — опоздали на встречу или нервничаете из-за первого свидания, — не поленитесь и спросите себя: могу ли я отпустить напряжение, расслабиться и идти в ногу с настоящим?

    Обратите внимание, что не реагируя энергетически на значимые для вас моменты и тем самым не разбазаривая жизненную силу, вы пребываете в спокойствии и сохраняете присутствие духа, что бы ни случилось.

    Свобода от того, чтобы желать больше и больше, и есть самая настоящая свобода.

    «Апариграха — это намерение не аккумулировать различные блага из соображений жадности, а вместо этого разумно строить свои отношения с миром, — говорит Харриган.— Прежде чем принести что-то в дом, задайтесь вопросом: нужно ли мне это? Как родителю? Как духовному искателю? Или я просто собираю хлам из страха и жадности?» Если не размышлять над этим, вы можете стать рабом своих вещей.

    Мысль проста: взять и отпустить. «Если дом забит старым хламом, к которому мы не прикасались десятилетиями, места для новой энергии не остается», — говорит Белл. То же касается и нематериальных вещей, будь то идеи или отношения, за которые мы цепляемся.

    Чтобы сделать апариграху частью своей жизни, попробуйте простой прием. «Старайтесь быть благодарными за все, что приходит в вашу жизнь, — говорит Деви. — Если вы чувствуете удовлетворенность от того, что имеете здесь и сейчас, желание хотеть все больше и больше само собой отпадает».

    Шауча — первая из ниям, предписаний, касающихся отношений с самим собой. Она предполагает соблюдение чистоты как снаружи, так и внутри. «Для меня шауча — это не только физическая, но и психическая гигиена, — говорит Коуп. — Если вы хотите содержать свои мысли в порядке и не чувствовать, что вас одолевают навязчивые эмоции, необходимо соблюдать порядок в окружающем вас мире, а также чистоту тела». Ум, натренерованный в процессе медитации, становится более организованным. Физическая аккуратность также воздействует на ум. Так что избавьтесь от ненужных вещей, помойте полы и сделайте свою жизнь проще — все это и будет соблюдением шаучи.

    Однако не стоит утрировать и создавать вокруг себя стерильную чистоту. «Патанджали призывает обратить внимание на природу тела: чем больше его очищаешь, тем больше осознаешь, что оно не вечно и подвержено распаду, — говорит Крафтсоу. — Соблюдая шаучу, вы избавляетесь от нездоровой фиксации на теле».

    Переставая отождествлять себя с телом, вы даете себе шанс соприкоснуться с сердцевиной своего существа — той частью, которая чиста и не подвержена старению, болезни или распаду. Как только вы осознаете свою истинную природу, вы с легкостью перестанете стремиться к физическому совершенству и начнете радоваться жизни.

    Патанджали говорит о сантоше в сутре II.42. Обычно под ней понимают большое счастье, основополагающее чувство радости, которое не в состоянии нарушить ни невзгоды, ни нужда.

    Лазатер сравнивает сантошу с глубокой релаксацией в Шавасане (позе Мертвеца). «Нельзя гнаться за удовлетворенностью, — говорит она. — Сантоша должна снизойти на вас. Единственное, что в ваших руках, — освободить для нее место».

    Читайте так же:  Помогает ли йога похудеть

    Если вы перестанете постоянно думать о том, чего хотите, вы станете спокойнее и ваша жизнь изменится. «Мы говорим не о фатализме, — объясняет Коуп. — Речь о том, что прямо здесь и сейчас вы можете отказаться от борьбы с окружающей действительностью. Если вам это удастся, вы сможете мыслить более четко и лучше поймете разницу». Как же радоваться, если на душе кошки скребут? Улыбайтесь! Вы не представляете, как изменится настроение, если вы просто слегка приподнимите уголки губ.

    Тапас: нужное усилие

    Тапас переводится как «самодисциплина», «усилие», «внутренний огонь». Согласно «Йога-сутрам», когда тапас пронизывает действие, жар, который он генерирует, сжигает загрязнения и зажигает внутри нас искры божественности.

    «Тапас — это желание совершать свои дела. Для этого необходимы дисциплина, энтузиазм и горячее желание учиться, — говорит Белл. — Тапасом можно пронизать все, чем бы вы ни занимались. Применительно к йоге тапас обозначает приверженность практике. Вы определяетесь с делами и совершаете их регулярно. Пусть для начала это будет всего 10 минут, но это время становится священным».

    Возьмите себе в союзники решимость и волю. «Стоять в позе — это уже проявление тапаса, — говорит Коуп. — Вы не позволяете себе выйти из асаны раньше времени и смотрите, что происходит. Так вы даете себе возможность примириться с сильными ощущениями, и вам приходится искать ответ на вопрос: когда наступит предел моих возможностей? Вы развиваете в себе умение наблюдать, а это одно из главных умений в йоге».

    Усилие, которое вы прикладываете, направлено на то, чтобы отказаться от нездоровых привычек и развить новые. Используя волю, чтобы преодолеть пределы своих возможностей, вы избавляетесь от множества бездумных действий. Да, дисциплина — это и в самом деле путь к счастью.

    Счастье — это наша природа, поэтому в стремлении к нему нет ничего плохого. Ошибка в том, что мы ищем его снаружи, а не внутри. Чтобы ощутить его нескончаемый источник внутри собственного существа, прибегните к свадхьяйе: искусству самоизучения, обращения внутрь себя, чтобы отыскать ответ на единственный вопрос: кто я? Согласно «Йога-сутрам», изучение своего «Я» ведет к единению с божественным. Это возвышенная цель, однако свадхьяйю можно практиковать и в повседневной жизни. «Для большинства наиболее плодотворной окажется практика наблюдения за своим «Я», — объясняет Коуп. — Соблюдаете ли вы порядок и бережете ли время? Может, вы неряшливы и вечно опаздываете? Что выводит вас из себя, а что дарит радость?»

    Учитесь находить ответы на эти вопросы без самоосуждения или восхваления. Основоположник Крипалу-йоги Свами Крипалу говорил, что высший пилотаж в духовной практике — умение наблюдать за собой, не вынося оценок. Обращая внимание на то, что вы делаете и как реагируете на каждый момент жизни, вы учитесь эмпатии к самому себе и обретаете внутреннюю устойчивость, необходимую для того, чтобы распространить эмпатию на других.

    Белл обращает внимание и на другой аспект свадхьяйи: изучение священных текстов, будь то «Йога-сутры», «Бхагавад-гита» или Библия. В процессе чтения вы осознаете универсальность жизненного опыта, и возрастает сострадание как к себе, так и к окружающим.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ишвара Пранидхана: посвящение высшему

    Мало кто поспорит, что последняя нияма, ишвара пранидхана, — это апогей духовной практики. В сутре II.45 сказано, что свобода — высшее счастье для всех и каждого — есть результат любви к Богу, единения с ним и сдачи себя на его милость.

    Здесь очень важно понимать, что подразумевается под Богом. «Не нужно верить в антропоморф­ную форму Бога, чтобы признать как факт божественный замысел, — говорит Харриган. — Суть в том, чтобы отдать себя на милость божественной воле. Это позволяет нашей священной сущности направлять наши поступки и показать нам священную силу жизни. И это доступно каждому».

    Усмотреть ишвара пранидхану можно в любой момент. «Всегда можно остановиться и увидеть высший смысл в любой ситуации, — объясняет Харриган. — Вообразите, что внутри вас обитает мудрый советник и спросите его: «Если я откажусь от своих желаний и пристрастий, если забуду о стремлении к удобству, куда бы ты меня направил?».

    Интерпретация сутр — Шри Б.К.С. Айенгар, перевод с английского Карины Курановой (цит. по Б.К.С. Айенгару «Йога-сутры» Патанджали. Прояснение, М., 2007 г.)

    Йога-сутры Патанджали. 11 синхронных переводов

    Что такое «Йога-сутры Патанджали»

    Й ога-сутры Патанджали — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги. Они были систематизированы и написаны Патанджали, поэтому иногда они называются «йога-сутры Патанджали». Стоит отметить, что эти знания не были придуманы или изобретены автором, он всего лишь облёк их в форму, доступную для понимания практика в эпоху Кали-юги.

    Можно по-разному переводить слова «йога» и «сутры», но чаще всего слово «йога» переводиться как «связь» или как «контроль», «сутра» — как «нить». То есть йога-сутры — это знания о связи с Абсолютом, нанизанные на нить повествования, или знания о контроле ума, что больше соответствует смыслу самого произведения. Сутры намекают, в свою очередь, на то, что эти знания представляют собой единую цепочку в виде бус с нанизанными на нить бусинами, в то время как без неё — это всего лишь набор бусин.

    Книга в основном ориентирована на продвинутых практиков йоги, которая призвана помочь им сохранять достигнутый высокий уровень энергии и ума. Но не менее полезной она будет и для тех, кто только делает первые шаги в этом направлении. Это обусловлено структурой текста, мудро раскрывающего суть йоги: сначала засеваются в практика семена нравственности и дхармы; затем описываются системы, направленные на помощь в очищении от омрачений; в третьей главе раскрывается потенциал и даются глубинные наставления для обретших сиддхи (сверхспособностей, являющихся и одним из искушений на пути); завершается книга вызревшим плодом йоги — повествованием об освобождении.

    В данной статье представлено 11 различных переводов на русский язык «йога-сутр Патанджали», выполненных с санскрита или с английского языка, и оригинальное написание сутр, а также приведена транскрипция для чтения. В текст внесены исправления орфографических и пунктуационных ошибок , в остальном же строфы остались авторские . Каждый из переводов имеет свой отпечаток субъективизма переводчика и комментатора, поэтому, собрав все доступные переводы, вам предлагается возможность сформировать собственное видение сути и смысла «йога-сутр Патанджали», отметив для себя острые углы различных переводов и их особенности .

    Полную версию вы можете скачать с ftp-сервера

    Йога и здоровье человека

    Йога Сутры Патанджали являются шедевром йогической литературы, который признан авторитетным источником по хатха-йоге всеми школами и направлениями.

    196 сутр, написанных риши Патанджали очень кратки, лаконичны, точны и наполнены глубинной мудростью понимания законов, которыми управляется человек и Вселенная.

    Читайте так же:  Упражнения йога для беременных 2 триместр

    Книга имеет четыре части, называемых пады — четверти.

    Каждая отдельная сутра содержит в себе выжимку одного из глубинных понятий, и одаривает садхаку (практикующего йогу) совершенным знанием его подлинной природы. Оно является фундаментом рождения свободы, лежащей за пределами нашего обычного понимания. Рвение и глубокое изучение Йога Сутр разжигают в ученике внутренний свет духовного знания. Благодаря внедрению в жизнь изученных принципов, садхака начинает источать дружелюбие, сострадание и доброжелательность.

    Йога сутры Патанджали. Структура текста

    1. Часть, посвященная созерцанию (Самадхи пада)

    2. Часть, раскрывающая алгоритм и секреты йогической практики (Садхана пада)

    3. Часть, посвященная силам или свойствам (Вибхути пада)

    4. Часть об обретении свободы (Кайвалья пада)

    Конечной целью следования по восьмеричному пути, изложенному Патанджали, становится постижение Пуруши – неделимого и необусловленного ничем созерцателя.

    1. Самадхи пада

    Первая часть сутр дает определение понятию « йога », а также раскрывает природу колебаний сознания – читта вритти. Данная глава адресована тем практикам, кто уже имеет определенное состояние духовной зрелости и помогает им прочно утвердится в высшем состоянии сознания, обретя ничем не обусловленную мудрость. Патанджали утверждает, что очень редко можно встретить душу, достигшую такого уровня развития, т.к. самадхи является последней стадией развития на восьмеричном пути йоги.

    Самадхи – это обретение целостного состояния бытия, в котором не существует границ между душой, умом и телом. Достижение данного состояния свидетельствует о том, что искатель вернулся к источнику сознания – пуруше (созерцателю).

    Существует небезосновательное предположение, что начиная свой труд сразу с объяснения понятия самадхи, Патанджали старался привлечь тех духовных искателей, которые уже находятся на высоком уровне эволюционного роста и пытался подтолкнуть их к постижению целостного бытия. Для остальных же душ, такое понятие, как самадхи становится своеобразным «маяком» на пути духовного развития в йоге.

    2. Садхана пада

    Вторая часть сутр нацелена на людей, находящихся в начале своего духовного развития и раскрывает им алгоритм обретения окончательной свободы. Здесь Патанджали вводит и объясняет понятие крийя йоги. Крийя переводится с санскрита как «действие». Этот подход основан на постоянном усилии, которое должен осуществлять садхака для достижения высшего состояния.

    Крийя йога состоит из восьми ступеней:

    Данные ступени объединяются на 3 уровня. Первый уровень – это яма и нияма, асана и пранаяма, которые скрепляются тапасом – постоянным усилием, пропитывающем практику. Второй уровень – это пратьяхара и дхарана, он основан на свадхьяе (самоизучении). Третий уровень составляют дхьяна и самадхи, которые базируются на Ишвара пранидхане – полной капитуляции перед Всевышним (Ишварой)

    Также данных три уровня отражают три основных пути, которыми пронизана вся индийская философия:

    • Карма-марга – путь, основанный на действии и предполагающий наличие тапаса
    • Джняна-марга – путь, основанный на постижении себя – свадхьяе – путь знания
    • Бхакти -марга – путь сдачи своего индивидуального самосознания на милость Всевышнего, основанный на Ишвара пранидхане

    Также в данном разделе Патанджали раскрывает понятие авидьи — духовного невежества, и на наглядном примере показывает, что это и есть источник всевозможных страданий человеческого существа. Авидья является «матерью» всех остальных клеш – духовных болезней: эгоизма, привязанности, неприязни и желания цепляться за жизнь. Данные клеши в дальнейшем формируют желания, которые являются источником последующих страданий.

    3. Вибхути пада

    Третья часть Йога Сутр Патанджали – Вибхуди пада рассказывает о свойствах и силах, которые обретает садхака в результате йогической садханы.

    Преданный практике йогин, открывает в себе знание прошлого, настоящего и будущего, постигает принципы Солнечной системы, обучается читать умы других существ, обретает 8 сиддх – сверх способностей. Ими являются: умение принимать большие или малые размеры, становиться тяжелым или легким, получать всё что угодно, реализовывать любое свое желание…

    Однако Патанджали очень чётко предупреждает, что данные сверх способности таят в себе опасность поддаться искушению злоупотребления ими в корыстных целях. Прельщаясь сиддхами, садхака становится похожим на того, кто, пытаясь найти укрытие от маленького ветра, попадает в ураган.

    Искоренив в себе искушение и устремляясь по выбранному пути, духовный искатель приходит к неделимому состоянию – кайвалье.

    4. Кайвалья пада

    Кайвалья пада является заключительной частью «Йога Сутр» Патанджали

    В ней он объясняет различие между самадхи и кайвальей.

    Находясь в самадхи, практик йоги находится в пассивном состоянии единения с созерцателем. Кайвалья же принципиально отличается тем, что в ней садхака находится в позитивном состоянии. Он полностью нейтрализует влияние тамаса, раджаса и саттвы со стороны природы (пракрити). Находясь в этом мире и совершая свои ежедневные обязанности, он остается не вовлечённым свидетелем происходящего.

    Патанджали также открывает знание, что обрести состояние кайвальи можно несколькими путями:

    • Благодаря своему происхождению и результатам усилий в прошлых воплощениях
    • Путем употребление специфических трав
    • В результате пропевания мантр
    • Посредством тапаса (интенсивного и продолжительного по времени усилия)
    • При помощи самадхи
    Из всех вышеперечисленных вариантов лишь последние два помогают обрести зрелость разума и являются гарантом стабильного роста осознанности.

    Существует достаточно большое количество комментариев к Йога Сутрам Патанджали

    Очень рекомендую Вам ознакомиться со следующими доступными печатными вариантами

    Если Вы житель Белоруссии, смотрите книгу на оz.by

    Также можно скачать Йога сутры Патанджали в электронном виде

    Книга «Патанджали йога сутра»

    Книга «Патанджали йога сутры» — свод бесценных знаний йогов, который обобщен в одном учении. Ее автором считается рикша Патанджали, который при жизни был великим йогом. Однако он не имел последователей и не преподавал свои знания, поэтому высшая мудрость нашла свое отображение в книге. Сегодня учения признано всеми школами мира, оно доступно к пониманию и простому обывателю, который ранее не сталкивался с йогой.

    Книга «Патанджали йога сутра» написана на санскрите. Сегодня есть возможность прочесть ее в переводе с английского, который был выполнен в конце 19-века или изучить более современные издания, выполненные непосредственно с санскрита.

    Несмотря на небольшой объем текста, в книге сосредоточена вся мудрость йоги, ее основоположные принципы. Учение считается родоначальником всех последующих течений йоги. Текст изложен простым понятным языком. Всего в учении находится 196 сутр – законов Вселенной, после прочтения которых, йог наполняется дружелюбием к окружающему миру, стремится познать его природу.

    Сутры разделены на 4 части, которые в учении называются пады:

    • Самадхи пада – 51 сутра;
    • Садхана пада – 55 сутр;
    • Вибхуди пада – 56 сутр;
    • Кайвалья пада – 34 сутры.

    Изучив все пады, йог приблизится к собственному самопознанию, научиться управлять своим телом и сознанием.

    Самадхи пада

    Первая часть учения осуществляет ввод читателя в мир йоги. Для людей, который избрали для себя путь йогического просветления, эта глава поможет убедиться в верности своих помыслов, получить вдохновение для дальнейшего пути. Для тех, кто только начал интересоваться высокими познаниями, эта глава выступит маяком в царстве невежества, который поможет осознать свою суть.

    Читайте так же:  Леново йога 8 планшет

    Самадхи — высшее состояние бытия, в котором духовный и материальный мир сливаются воедино, в котором нет границ между предметами и явлениями. К такому положению вещей стремится каждый йог, поскольку это путь является ступенью к познанию Создателя.

    Садхана пада

    В этой части учения автор дает основные способы познания своей сути, а также ведет повествование о крийя йоге. Этот вид самопознания основан на постоянном действие, как способе обретения Высшего знания. Крийя йога состоит из восьми этапов, на которых практик проходит несколько ступеней развития:

    1. Постоянная практика, направленная на избавление от грехов и осознание себя не как центра мира, а как части Великого замысла. В практику входят совершение асан, мантр, свершение аскез;
    2. Самопознание – изучение собственного разума и телесной оболочки, осознание духовного и материального как единого целого;
    3. Полная передача себя в руки Создателя, позиционирование себя как слуги, который выполняет волю Господа.

    Также в этой части учения, Патанджали вводит определение авидьи. Это состояние духовного невежества, когда человек живет ради получения удовольствий, удовлетворения своих желаний, поверхностно осознает суть вещей, не вникая в их истинную природу. Автор утверждает, что авидья является причиной большинства пороков человека, влечет множество заболеваний и проблем в жизни.

    Вибхуди пада

    Эти сутры посвящены знаниям о явлениях и их свойствам. Познавший смысл предметов и событий во время прохождения прошлых ступеней, может открыть в себе восемь сверх сил, благодаря которым он может парить над своей физической оболочкой, делать материальными свои желания.

    Автор предупреждает, что обрести эти умения можно только достигнув высшего уровня развития, обучившись управлять своими желаниями. В противном случае священные знания могут быть применены для зла.

    Кайвалья пада

    Кайвалья пада – учение о высшем состоянии человеческого сознания, в котором он может не только стать совершенным, но и наблюдать за всеми событиями своей жизни как-бы со стороны, не вовлекаясь в суть происходящего. Эта часть учения также содержит несколько ступеней, восходя по которым йог способен получить прояснение.

    Общие положения йоги Патанджали

    Это течение йоги полностью основывается на учение Патанджали, беря за основу сутры, которые в нем изложены. Принципиальное отличие этого направления состоит в том, что оно не содержит конкретных указаний и руководств к активным действиям для практикующих.

    На основании йоги Патанджали были созданы большинство учений и течений в йоге, афоризмы, которые упомянуты в книге, приравниваются к законам мироздания. Патанджали обучает правильному и осознанному выполнению мудр и асан, концентрации во время медитации. Сутры, путем определения ступеней развития, помогают практикующим понять свою суть, основные принципы процессов, которые протекают в мире. Также на основании йога сутр Патанджали и Аюрведы разработаны рекомендации по питанию йогов, методы исцеления от недугов.

    Основное отличие йоги Патанджали от других течений состоит в том, что она до сих пор существует в классическом варианте. Учения не допускает поверхностного и быстрого обучения, не стремится экстерном передать знания практику. В отличие от многих течений сутры не приравниваются к занятиям спортом, только для развития физической оболочки человека.

    Йога Патанджали требует от практикующего осознания своих действий, их внутренней оценки. Каждая асана выполняется только тогда, когда ее выполнение необходимо. Это значит, что не допускается только выполнение упражнений, но обязательна духовная практика. Каждый последующий урок дается только после надлежащего изучения предыдущего. Новые знания ученик получает только когда, по мнению учителя, он готов к ним.

    Патанджали требует от учеников полной отдачи и не может использоваться как развлечение или отдых от тяжелого рабочего дня. Это скорее стиль жизни и полная готовность отрешения от мирских благ. Перед началом обучения, ученик проходит посвящение, после которого обязан выполнять все требования своего наставника.

    Самостоятельное изучение Патанджали йоги довольно сложное, так как требует высокого уровня знания и умения самодисциплинироваться. Поэтому все чаще, последователи ищут для себя наставника, который поможет в саморазвитии. Все школы сегодня исходят из того, что при изучении сутр Патанджали, ученик и его наставник неразрывно связаны, между ними образуется тонкая материя знания, как между родителями и ребенком.

    На первых занятиях, наставник предлагает пройти курс очищающих асан, которые помогут избавиться от накопленного негативного жизненного опыта, обрести веру в себя и свои силы. Уже после нескольких недель занятий практикующие ощущают небывалую легкость не только в теле, но и в своем разуме. Они отмечают новую для себя способность принимать решения, не реагировать на окружающие раздражители.

    Занятия включают в себя изучение сутр и комментариев к ним, ведение бесед о смысле законов, которые изложены Патанджали. Кроме того во время практики выполняются различные асаны и мудры, сложность которых изначально зависит от уровня подготовки ученика. Обычно в один день выполняются асаны определенной группы, постепенно увеличивая их сложность.

    Во время выполнения асан и мудр важно следить за взаимодействием сознания и телесной оболочки.

    Польза йоги Патанджали для последователей

    Для последователей Патанджали не существует возрастных ограничений. Все упражнения йоги рекомендуются наставником с учетом возможностей ученика, никто не требует изначально выполнять сверхсложные асаны. Йога Патанджали оказывает плодотворное влияние, как на физическое состояние, так и на духовное прояснение.

    Во время выполнения асан и мудр, позвоночник занимает правильное положение, благодаря чему корректируется осанка, улучшается фигура. Устранение заболеваний позвоночника положительно сказывается на работе всех систем и органов в организме. Также благодаря йогической практике, нормализуются процессы, которые связаны с обменом энергии в организме, что позволяет излечить множество недугов.

    Систематическое выполнение поз йоги дает возможность развить гибкость во всем теле, улучшить координацию. Многие отмечают, что через месяц занятий их врачи были удивлены отсутствием хронических заболеваний. Йог, который осознал свое тело, как оболочку, на которую накладывается отпечаток всех его помыслов, может самостоятельно избавиться от «неизлечимых» заболеваний, вылечить врожденные недуги, удалить дефекты тела.

    С точки зрения духовного развития, следование принципам йоги Патанджали помогает избавиться от внутренних конфликтов человека, осознать себя как целостную личность. Йог практикуясь, налаживает связь между своим телом и душой, что позволяет ему контролировать не только свои поступки, но и оказывать влияние на карму.

    Путь йога ведет к Всевышнему, что позволит получить прояснение и Благословение своих деяний и помыслов. Это поможет добить успехов в карьере, личной жизни и финансовой сфере.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Йога Патанджали до сегодняшнего дня сохранила свои традиции и учения такими, как они были тысячи лет назад. Такое положение вещей поможет на занятии окунуться в Древний мир знания, откроет для последователей новые неизведанные сферы мудрости.

    Йога сутры патанджали свами сатьянанда
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here