Йога сутры патанджали вьяса

Самое главное по теме: "йога сутры патанджали вьяса" с полным пояснением от профессионалов.

КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА «ИОГА-СУТРЫ» ПАТАНДЖАЛИ И «ВЬЯСА-БХАШЬЯ»

0 Comments

«Йога-сутры» получили известность как самый старый и авторитетный учебник йоги — традиционной системы психофизической регуляции сознания. Именно такая интерпретация целевого назна¬чения текста Патанджали и пробудила к нему широкий интерес, выходящий далеко за пределы круга академической индологии.

Post navigation

Добавить комментарий Отменить ответ

  • Асаны (63)
    • Оздоровительные комплексы (5)
    • Перевернутые (5)
    • Равновесные (8)
    • Растягивающие (15)
    • Релаксационные (5)
    • Сдавливающие (3)
    • Силовые (10)
    • Скручивающие (12)
  • Без рубрики (5)
  • Божества и религии (34)
    • Буддизм (3)
    • Вайшнавизм (1)
    • Верховные Божества и их жены (7)
    • Джайнизм (1)
    • Индуизм (3)
    • Кришнаизм (2)
    • Общее (2)
    • Почитаемые Боги (14)
    • Шиваизм (2)
  • Видео о Йоге (48)
  • Йога Гуру (51)
    • 10-11 столетие (1)
    • 13-е столетие (1)
    • 14-е столетие (1)
    • 15-е столетие (2)
    • 19-е столетие (20)
    • 20-е столетие (20)
    • Цитаты великих людей (6)
  • Йога Практика (46)
    • Йога для беременных (1)
    • Йога для начинающих (2)
    • Йога для похудения (1)
    • Йога и здоровье (10)
    • Медитация (7)
    • Основные понятия (12)
    • Пранаяма (1)
    • Различные практики (8)
    • Чакры (4)
  • Йога фото (16)
  • Как всё устроено (6)
  • Скачать книги (293)
    • Биографии учителей (12)
    • Женская тематика (9)
    • Йога для начинающих (29)
    • Йога и здоровье (23)
    • Книги — общее (169)
    • Религии (4)
    • Секс и практика (4)
    • Школы и пути (43)
  • Школы йоги (20)

Свежие комментарии

  • Владимир к записи Саи Баба из Ширди
  • Владимир к записи Парвати
  • МИРОСЛАВА к записи Ранняя смерть известных йогов. Возможные причины.
  • Владимир к записи Иванов Ю. М. — Йога и психотренинг. Путь к космическому сознанию. ( Библиотека йога и экстрасенса ) — 1990
  • Анастасия к записи Супта Баддха Конасана
  • Дан к записи Про культ денег от Павла Дурова
  • Роман к записи Игорь Исаев Овладение жизненной силой. Путь могущества и бессмертия
  • МИРОСЛАВА к записи Ранняя смерть известных йогов. Возможные причины.
  • georgje к записи Шри Рамана Махарши
  • Гульнара к записи Парвати
  • Тримурти Даттатрейя к записи Даттатрейя
  • Роман к записи Свами Сатьянанда Сарасвати «СВАРА ЙОГА»

Copyright © 2019 Мир Йоги. All Rights Reserved.

Йога-сутры Патанджали. 11 синхронных переводов

Что такое «Йога-сутры Патанджали»

Й ога-сутры Патанджали — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги. Они были систематизированы и написаны Патанджали, поэтому иногда они называются «йога-сутры Патанджали». Стоит отметить, что эти знания не были придуманы или изобретены автором, он всего лишь облёк их в форму, доступную для понимания практика в эпоху Кали-юги.

Можно по-разному переводить слова «йога» и «сутры», но чаще всего слово «йога» переводиться как «связь» или как «контроль», «сутра» — как «нить». То есть йога-сутры — это знания о связи с Абсолютом, нанизанные на нить повествования, или знания о контроле ума, что больше соответствует смыслу самого произведения. Сутры намекают, в свою очередь, на то, что эти знания представляют собой единую цепочку в виде бус с нанизанными на нить бусинами, в то время как без неё — это всего лишь набор бусин.

Книга в основном ориентирована на продвинутых практиков йоги, которая призвана помочь им сохранять достигнутый высокий уровень энергии и ума. Но не менее полезной она будет и для тех, кто только делает первые шаги в этом направлении. Это обусловлено структурой текста, мудро раскрывающего суть йоги: сначала засеваются в практика семена нравственности и дхармы; затем описываются системы, направленные на помощь в очищении от омрачений; в третьей главе раскрывается потенциал и даются глубинные наставления для обретших сиддхи (сверхспособностей, являющихся и одним из искушений на пути); завершается книга вызревшим плодом йоги — повествованием об освобождении.

В данной статье представлено 11 различных переводов на русский язык «йога-сутр Патанджали», выполненных с санскрита или с английского языка, и оригинальное написание сутр, а также приведена транскрипция для чтения. В текст внесены исправления орфографических и пунктуационных ошибок , в остальном же строфы остались авторские . Каждый из переводов имеет свой отпечаток субъективизма переводчика и комментатора, поэтому, собрав все доступные переводы, вам предлагается возможность сформировать собственное видение сути и смысла «йога-сутр Патанджали», отметив для себя острые углы различных переводов и их особенности .

Полную версию вы можете скачать с ftp-сервера

Блог им. SadaaShiwa → Йога-сутра Патанджали Вьяса Бхашья 1:2-4

yogasgcitta vrttinirodhah ||2||

Йога есть прекращение деятельности сознания.

tada drastub svarupe ‘vasthanam ||3||

Тогда Зритель пребывает в собственной форме.

В этом случае энергия сознания, или Пуруша, пребывает в своей собственной форме как в состоянии абсолютной обособленности. Однако при актуализированном сознании она не представляется таковой, хотя в действительности это так.
— Почему же тогда это происходит?
— В силу того, что объекты показывают себя Зрителю

Перевод:
В других случаях — сходство с деятельностью сознания.

Комментарий:
Пуруше в актуализированном состоянии свойственна деятельность, которая не отличается от деятельности сознания. Так, в сутре сказано: «Существует лишь одно проявление для обоих, и это проявление есть знание».
Сознание — словно магнит, действующий одним лишь фактом своей близости; благодаря свойству быть наблюдаемым оно становится собственностью Пуруши, своего господина. Поэтому безначальная связь Пуруши с сознанием и есть причина постижения им содержаний деятельности сознания.
Тем не менее эта деятельность сознания, будучи многообразной, должна быть прекращена.

Сделай мир лучше!
Расскажи об этом ВСЕМ!

Вот, для сравнения, перевод первых двух сутр Бенгали Бабой (точнее, перевод на русский его английского перевода). Этот йог жил в Индии в XIX- 1й половине XX веков.

Теперь – завершающее учение Йоги.

Слово «теперь» а использовано в смысле достижения. Смысл «завершающего б учения йоги» следует понимать как: «первая часть науки йоги была реализована». Йога – это Духовное Поглощение (Самадхи). Это – характеристика ума, пронизывающего все свои уровни в . (1) Буйный (Кшипта), (2) Забывчивый (Мудха) г , (3) Колеблющийся (Викшипта) д (4) Однонаправленный (Экагра) и (5) Сдержанный (Нируддха) – эти (пять) – уровни ума.

Читайте так же:  Грудной остеохондроз снять напряжение мышц йога

Там, в колеблющемся уме е , размышление, будучи подчиненным определенному занятию, не находится на стороне Йоги. С другой стороны, это (размышление), которое, присутствуя в однонаправленном уме, освещает существующую реальность, разрушает болезненности, ослабляет узы действий и производит Сдержанность, называется Познающее Духовное Поглощение. Более того, оно сопровождается Размышлением (Витарка), Ясным Видением (Вичара), Радостью (Ананда) и Эгоизмом (Асмита). Мы объясним все это позднее. Но Сверх-Познавательное Духовное Поглощение возникает по прекращении всех процессов.

Примечания Бенгали Бабы

а Слово «Йога» означает весь Ход Действия, от своего Начала в Материальном Действии до Завершающего Конца в Духовном Поглощении. Дхарма-Сутра предшествует Йога-Сутре. Поэтому, слово «теперь» использовано в афоризме с целью показать стандарт подготовленности к получению прибежища в Духовном Действии, т.е. осуществление Опыта делает человека подготовленным к стадии Освобождения. Другими словами, исполнение обязанностей, предписанных Дхарма-Сутрой, привносит необходимые совершенства в ум, стремящийся к Духовному Поглощению.

б Из этого ясно, что Патанджали не является автором йоги. Йога снизошла от Владыки Сотворения; Патанджали просто разъяснил ее систематическим образом.

в Это указывает на царскую природу йоги; она может проходить через все уровни ума. Царь может ходить повсюду в своем царстве, но обычный человек не может войти во дворец. Аналогично, однонаправленный ум может путешествовать через все три низших уровня.

г Состояние ума во сне или в обмороке и т.п., где есть нехватка познавательной способности – второй уровень.

д Викшипта означает специфически задействованный, т.е. служебный ум; он работает между двумя концами – неудача или успех, и, как в случае математика или ученого, его ум не однонаправлен. Это называется Колеблющийся ум.

е Отсюда ясно, что два предыдущих уровня были включены в третий.

(Конечная цель) йоги – сдерживание (ограничение) процессов ума.

Этот афоризм начинается с целью дать определение Йоги: Йога –сдерживание ( ограничение) процессов ума. При неиспользовании слова «всех», Познавательно-Духовное Поглощение (самадхи с семенем) также называется Йогой а . Ум, фактически, обладает тремя Энергиями, поскольку он имеет качества светимости, активности и инерции. Сущность ума (интеллект), которая имеет вид светимости, будучи смешанной с активной и инертной Энергиями (Раджас и Тамас), приобретает пристрастие к силе и объектам чувств (1). Она же, будучи смешана с только инертной энергией (Тамас) приходит в состояние нехватки своей добродетели, отсутствия своего знания, отсутствия своей непривязанности и силы (2). Она же, под покровом невежества, разрушенная и освещенная со всех сторон, будучи смешанной с активной энергией (Раджас), следует своей добродетели, знанию, непривязанности и силе (3). Она же, будучи свободной от последнего загрязнения Активной Энергии (Раджас), становится утвержденной в себе и, будучи единственным раскрытием различия между Сущностью (интеллектом) и Пурушей, достигает состояния медитации, известного как Облако Добродетели (Дхарма Мегха) (4). Созерцающие называют это уплатой Последнего Долга (Парама Прасанкхйана) б .

Сила Со-Знания (Пуруша) в неизменен, неподвижен, имеет сферу объектов, представленную ему, чист и бесконечен; а сила Субстанции (Буддхи) состоит из Энергий и, таким образом, противоположна Тому (Пуруше), – это распознавание различия является «Интеллектуальным Откровением» (Вивека кхйати). После этого, ум, будучи недовольным этим (состоянием), сдерживает даже это Откровение. В этой ситуации ум становится соединенным с последней привычной потенциальностью (Самскарой). Это – Духовное Поглощение Без-семени (5) г . «Сверх-Познавательное» означает «там ничего не познается». Эта Йога, сдерживание процессов ума, – двойная.

Примечания Бенгали Бабы

а Если слово «всех» будет поставлено перед «процессами ума», то Познающе-Духовное Поглощение не будет находиться на стороне Йоги, потому что в этом Духовном Поглощении ум отказывается от своих демонстративных процессов и действует через сдерживающие функции (Й.С. Ill 9-12).

б Это – последний предел Действия, известного как состояние Садханачатуштайа-сампанна (завершенное четырьмя типами практик) Господа Шанкары и называемое по-другому Материальная Свобода (карйа-вимукти). Дхира, Брахма-бхута, Стхита-праджна, Брахми-стхити, Санкхйа – только различные синонимы, используемые в Бхагавад Гите.

в Cit =Чистое Со-Знание: Citiḥ = Со-Знание; Caitanya =Сознание; Cetana = Сознательный; эти термины будут технически использоваться здесь.

г Они являются пятью соответствующими уровнями, как было описано в предыдущем афоризме. В описании второго уровня ума, мы должны заметить, что в этом случае ум достигает состояния неактивности, которое не имеет связи с приобретением добродетели, порока и т.п., поскольку они приобретаются только с помощью Активной Энергии. Последний уровень ума известен как Брахма-нирвана, Конечное Освобождение, Высшая Цель, Бессмертие и т.п. в Гите. Это – предмет Брахма-Сутры, называемый «Духовная Свобода» (читта-вимукти). Он самопроявлен и не зависит ни от какого действия.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.

Внимание! Материалы, размещённые на сайте, получены из открытых источников и опубликованы обитателями Вайкунтхи по тем или иным причинам. Если Вы претендуете на авторство и хотите, чтобы под материалом была проставлена ссылка на ПЕРВОисточник, Вы можете зарегистрироваться на сайте и проставить ссылку на свой ресурс в комментариях к публикации самостоятельно. Все исходящие ссылки в комментариях индексируются ПС.

Елена Островская, Валерий Рудой. Йога Патанджали

«Йога-сутры» патанджали и «Вьяса-бхашья». О средоточении

Ом, поклонение Ганеше! Да защитит вас тот, кто, оставив свою извечную форму, владычествует над миром живых существ, различными способами выказывая ему свое благорасположение, уничтоживший всю совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита которого направляет к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении .

1. Итак1, наставление йоге.

«Итак» — здесь в значении начала систематического изложения предмета, что следует понимать как начало авторитетного учения, дающего изложение йоги2.

Йога есть сосредоточение3, которое выступает свойством сознания на всех его ступенях4. Ступени сознания: блуждающее5, тупое6, произвольно направленное (викшипта)7, собранное в точку8, остановленное9. Из них сосредоточение при сознании, произвольно направленном, не относится к области собственно йоги, ибо оно размывается рассеянностью.

Но то сосредоточение, которое при сознании, собранном в точку, высвечивает объект как он есть в реальности, уничтожает аффекты10, ослабляет путы кармы11 и ставит целью прекращение развертывания сознания, оно-то и получает название йоги сознания12. Эта йога связана с возделыванием избирательности и рефлексии13, блаженства14 и самости15. Эти четыре модуса мы объясним в дальнейшем.

Читайте так же:  Виктор бойко йога искусство

Однако при прекращении всякого функционирования сознания возникает бессознательное сосредоточение16, [то есть йога собственно бессознательного].

Желая дать ее определение, [Патанджали] избрал следующую формулировку сутры:

2. Йога есть прекращение деятельности сознания1.

Йога-сутры Патанджали. Основные идеи и концепции этого текста Д. Зубаерова

«Йога-сутры» Патанджали — это базовый текст философии йоги.

Дата написания текста неизвестна, но предполагается, что написаны сутры были от 500 года до н.э. до 400 года н.э. Автор документа — Патанджали, который был великим систематизатором, и о жизни которого мало известно.

Йога-сутры сложны для понимания и чтения, поскольку, во-первых, форма сутр предполагает донесение смысла минимальным количеством слов, а, во-вторых, некоторые понятия специально не раскрываются (предполагается, что читатель уже должен кое-что знать).

Изучение сутр позволяет понять, правильным ли путём мы идем в йоге.

Первые четыре сутры раскрывают все учение.

Так, сутра 1 говорит о том, что текст предназначен для тех, кто уже занимается йогой, кто уже находится на пути самосовершенствования, т.е. не для всех.

Сутра 2 говорит, что такое йога. Йога — это состояние прекращения колебаний (вритти) в поле читты. Читта — это сознание, оно состоит из манаса (ум и органы восприятия), ахамкары (эго), буддхи (разум, а также распознавание, воля, суждение, любопытство), самскар (память). Сутры говорят, что надо развивать буддхи, так как именно буддхи наиболее близок к истинному я. Буддхи можно развить двумя путями: аскезой и знаниями.

Сутра 3 говорит, что когда мы достигаем состояния прекращения вритти в читте, тогда наблюдатель пребывает в своей истинной форме. Т.е. когда мы достигнем состояния йоги, наша истинная природа отразится с максимальной возможностью.

Сутры выделяют два безначальных начала: пуруша — чистое сознание, дух, и пракрити — материя, не обладающая сознанием. Пуруша постоянен, пракрити изменяется. Два безначальных начала есть в каждом живом существе. Мы должны научиться различать дух и материю, тогда свет отразится в читте.

Сутра 4 говорит, что если этого не будет, то мы будем ложно отождествлять себя с меняющимися вритти, событиями.

Сутры говорят о восьми частях йоги (аштанга-йога):

1. Яма, или отношения с внешним миром,

2. Нияма, или отношения с собой,

3. Асана, или упражнения с телом, 4. Пранаяма, или дыхательная практика, 5. Пратьяхара, или ограничение ощущений, 6. Дхарана, или способность направлять разум, 7. Дхьяна, или медитация, 8. Самадхи, или созерцание.

Сутры выделяют следующие пять ям:

— ахимса, или непричинение вреда,

— сатья, или правдивость,

— астея, или неприсвоение себе чужого,

— брахмачарья, или контроль чувственных удовольствий,

— апариграха, или ненакопление лишних материальных объектов. Самая важная яма — ахимса — это непричинение вреда всем живым существам каким-либо способом и во все времена. Ахимса у йога должна быть совершенной. Из ахимсы следует вегетарианство. Необходимо отслеживать ахимсу на всех уровнях, не только в поступках, но и в мыслях и словах. Сутры говорят, что в присутствии человека, практикующего ахимсу, исчезает враждебность. Вторая яма — сатья — правдивость. Следует говорить только правду. Если же мы не можем произнести правду мягко, то лучше ее не произносить. Сутры говорят, что слова того, кто практикует сатью, приобретают большую силу.

Третья яма — астея — неприсвоение себе чужого, неворовство. Сутры говорят, что все драгоценности стекаются к тому, кто придерживается астеи, включая людей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Четвертая яма — брахмачарья — это контроль чувственных удовольствий. Сутры говорят, что у того, кто придерживается брахмачарьи, будет много энергии. Пятая яма — апариграха — ненакопление лишних материальных объектов. Практикующий апариграху получит знание о своих прошлых и будущих жизнях. Сутра 31 говорит, что практика ямы — это великий обет. Обет, который возможно, дали когда-то все, кто сейчас занимается йогой. Далее сутры выделяют пять ниям — правил внутри себя:

Шауча — поддержание чистоты. Практика шаучи поможет осознать, что мы не являемся телом, и поможет контролировать чувства. Сантоша — удовлетворённость. Это понимание того, что «мне достаточно», состояние внутреннего спокойствия. Практика сантоши приносит состояние счастья, которое больше, чем радость от обладания какими-либо материальными объектами.

Тапас, или самодисциплина, или аскетизм. Практика тапаса позволяет достичь совершенства тела и чувств.

Свадхья, или изучение йоги. Практика свадхьи позволяет приобщиться к божественному.

Преданность Богу: только так можно достичь самадхи. Далее следует третья часть аштанга-йоги — Асана — упражнения с телом. Сутра 46 говорит о том, что асана должна быть устойчивой и удобной. Это достигается устранением напряжения и размышлении о бесконечном (сутра 47). Практика асан позволяет избежать беспокойства от двойственности.

Далее идет пранаяма — регулирование дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания и четвертая пранаяма). Сутра 51 говорит, что четвертая пранаяма выходит за пределы внешнего и внутреннего, и тогда свет читты не заслоняется (сутра 52).

Следующая часть аштанга-йоги — это пратьяхара. Сутра 54 говорит, что пратьяхара — это состояние, когда чувства следуют естественной природе читты без соединения со своими объектами. Тогда достигается полный контроль над чувствами.

Следующие 3 части аштанга-йоги описываются третьей главой текста и относятся к внутренней йоге. Шестая часть аштанга-йоги — это дхарана, способность направлять ум. Седьмая — это дхьяна, или медитация. И заключительная восьмая часть — это самадхи — созерцание, полная интеграция с постигаемым объектом. Эти три части аштанга-йоги образуют самьяму. Результат самьямы — сияние света, просветление.

Таким образом, йога — это работа с сознанием на пути просветления.

Практика ям, ниям, хатха-йоги, медитации и пранаям поможет прийти к этому состоянию.

Читать онлайн «Йога-сутры» автора Патанджали — RuLit — Страница 28

27. Разрушаются они тем же способом, как неведение и проч., как сказано раньше.

28. Только достигший правильно различающего знания сущностей и отрекшийся от плодов его, приходит, вследствие совершенного распознавания, к Самадхи, называемой облаком добродетели.

Когда йог достиг такого распознавания, являются все упомянутые в последней главе силы; но настоящий йог отвергает их все. В него входит особенное знание, особенный свет, называемый Дхарма Мегха, облако добродетели. Все великие пророки мира, о которых упоминает история, обладали им. Они нашли все основания знания внутри себя. Истина для них стала реальной. Мир, и спокойствие, и совершенная чистота стали их собственной природой после того, как они отказались от тщеславия обладания силами.

Читайте так же:  Йоги бхаджан о женщине

29. Отсюда получается прекращение страданий и труда.

Когда это облако добродетели пришло, тогда нечего больше бояться падения: ничто не в состоянии увлечь йога вниз. Ничто более не причинит ему зла: для него нет больше страданий.

30. Тогда знание, лишенное покрывала и нечистоты, становится бесконечным, подлежащее же познанию – ничтожным.

Само знание налицо; его покрывало снято. Одно из буддийских писаний дает определение слова Буддха (которое есть название некоторого состояния). Оно определяет его как бесконечное знание, бесконечное, как небо.

Иисус достиг его и сделался Христом. Каждый из вас достигнет этого состояния, и тогда ваше знание станет бесконечным, познаваемое же ничтожным. Вся Вселенная со всем познаваемым в ней станет ничем перед Пурушей. Обыкновенный человек считает себя очень маленьким, потому что познаваемое кажется ему бесконечным.

31. Тогда окончены последовательные превращения качеств, так как цель их достигнута.

Тогда все различные превращения качеств, которые изменяются при переходе от вида к виду, прекратятся навсегда.

32. Перемены, существующие по отношению к моментам времени и воспринимаемые на другом конце (в конце ряда), составляют последовательность.

Патанджали здесь определяет слово последовательность как изменения, существующие в отношении моментов времени. Пока я думаю, проходит много моментов, и с каждым моментом происходит перемена мысли; но мы замечаем эти перемены только в конце ряда. Восприятие времени всегда имеет место в памяти. Это называется последовательностью; но для сознания, которое достигло вездесущия, все это окончено. Для него все стало настоящим, – существует одно настоящее, прошедшее же и будущее утрачено. Все становится подчиненным, и всякое знание является в одну секунду. Все узнается мгновенно, подобно вспышке.

33. Устранение в обратном порядке качеств, лишенных для Пуруши всякого побуждения к действию, есть Кайвалья, или утверждение силы знания в его собственной природе.

Задача природы окончена, эта бескорыстная задача, которую наша нежная кормилица – природа возложила на себя. Она как будто взяла ласково за руку забывшую себя душу и, показывая ей все, что происходит во Вселенной, все ее проявления, ведет ее все выше через различные тела до тех пор, пока она не вернет себе потерянный ею свет и не вспомнит свою природу. Тогда любящая мать уходит назад той же дорогой, какой пришла, за другими, также затерявшимися в безбрежной пустыне жизни, где ничто не оставляет следа. Так она трудится без начала и конца, и путем наслаждений и страданий, путем добра и зла бесконечная река душ течет в океан совершенства, самопознавания.

Слава тем, кто вызвал к бытию свою собственную природу; да будет их благословение над всеми нами!

КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА («ЙОГА-СУТРЫ» ПАТАНДЖАЛИ И «ВЬЯСА-БХАШЬЯ»)

перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого

М.: Центр исследований традиционных идеологий Востока «Asiatica», 1992

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена двум основополагающим текстам индийской религиозно-философской системы (даршаны) санкхья-йога, сложившейся в эпоху древности и раннего средневековья: «Йога-сутрам» Патанджали и комментарию к ним Вьясы («Вьяса-бхашья»).

«Йога-сутры» получили известность как самый старый и авторитетный учебник йоги – традиционной системы психофизической регуляции сознания. Именно такая интерпретация целевого назначения текста Патанджали и пробудила к нему широкий интерес, выходящий далеко за пределы круга академической индологии.

Сведения о существовании некоего набора традиционных методик позволяющих укрепить здоровье, надолго сохранить физическую красоту и обрести сверхнормальные психические способности – методик, именуемых йогой, проникли в Европу значительно раньше, нежели профессиональные индологи осознали необходимость изучения индийской религиозно-философской мысли. Интерес к йоге развивался отнюдь не в прямой связи с научными культурологическими изысканиями и историко-философскими исследованиями. Сделавшись со временем самостоятельным элементом европейской и американской массовой культуры, йога породила ряд мистифицированных представлений о ее роли в духовной культуре Индии, о ее назначении и возможностях прикладного использования.

Вместе с тем попытки рассматривать «Йога-сутры» в качестве инструктивного пособия, своего рода наставления в том, как «освоить йогу», неизбежно приводят к разочарованию, поскольку текст Патанджали не есть передача технологии. А йога, в свою очередь, как метод работы с сознанием не выступает некой отдельной областью индийской культуры или уникальным достижением какой-либо одной из религиозно-философских школ. В истории формирования индийской мысли она занимала устойчивое и вполне определенное место и принималась как ортодоксальными брахманистскими системами, признававшими абсолютный авторитет вед, так и системами неортодоксальными, что известно прежде всего благодаря письменным источникам буддийских школ и направлений.

В функциональном отношении индийские религиозно-философские системы древности и раннего средневековья характеризуются довольно отчетливым полиморфизмом. Как правило, школьная традиция опиралась на совокупность догматических положений (религиозную доктрину), выдвигавших в качестве цели духовное преображение человека (освобождение, просветление). Традиция предписывала и путь обретения этого состояния – последовательную практику психофизических методик регуляции сознания, и эта практика варьировала от школы к школе. И, наконец, каждая школа располагала более или менее обширной литературой логико-дискурсивного характера (трактаты и комментарии к ним), т.е. такой литературой, которая в теоретически-доказательной форме излагала концептуальное осмысление исходных идей и опыта преобразования сознания 1>.

Йога сутры патанджали вьяса

Настоящая работа (Классическая Йога. Йога-Сутры Патанджали и Вьяса-Бхашья — перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудного) посвящена двум основополагающим текстам индийской религиозно-философской системы (даршаны) санкхья-йога, сложившейся в эпоху древности и раннего средневековья: Йога-сутрам Патанджали и комментарию к ним Вьясы ( Вьяса-бхашья ).

Йога-сутры получили известность как самый старый и авторитетный учебник йоги — традиционной системы психофизической регуляции сознания. Именно такая интерпретация целевого назначения текста Патанджали и пробудила к нему широкий интерес, выходящий далеко за пределы круга академической индологии.

Сведения о существовании некоего набора традиционных методик позволяющих укрепить здоровье, надолго сохранить физическую красоту и обрести сверхнормальные психические способности — методик, именуемых йогой, проникли в Европу значительно раньше, нежели профессиональные индологи осознали необходимость изучения индийской религиозно-философской мысли. Интеpec к йоге развивался отнюдь не в прямой связи с научными культурологическими изысканиями и историко-философскими исследованиями. Сделавшись со временем самостоятельным элементом европейской и американской массовой культуры, йога породила ряд мистифицированных представлений о ее роли в духовной культуре Индии, о ее назначении и возможностях прикладного использования.

Читайте так же:  Йога в гамаках польза и вред

Вместе с тем попытки рассматривать «Йога-сутры» в качестве инструктивного пособия, своего рода наставления в том, как «освоить йогу», неизбежно приводят к разочарованию, поскольку текст Патанджали не есть передача технологии. А йога, в свою очередь, как метод работы с сознанием не выступает некой отдельной областью индийской культуры или уникальным достижением какой-либо одной из религиозно-философских школ. В истории формирования индийской мысли она занимала устойчивое и вполне определенное место и принималась как ортодоксальными брахманистскими системами, признававшими абсолютный авторитет вед, так и системами неортодоксальными, что известно прежде всего благодаря письменным источникам буддийских школ и направлений.

В функциональном отношении индийские религиозно-философские системы древности и раннего средневековья характеризуются довольно отчетливым полиморфизмом. Как правило, школьная традиция опиралась на совокупность догматических положений (религиозную доктрину), выдвигавших в качестве цели духовное преображение человека (освобождение, просветление). Традиция предписывала и путь обретения этого состояния — последовательную практику психофизических методик регуляции сознания, и эта практика варьировала от школы к школе. И, наконец, каждая школа располагала более или менее обширной литературой логико-дискурсивного характера (трактаты и комментарии к ним), т. е. такой литературой, которая в теоретически-доказательной форме излагала концептуальное осмысление исходных идей и опыта преобразования сознания.

В этом смысле санкхья-йога не представляла собой исключения, и было бы неправомерно усматривать в авторе «Йога-сутр» создателя практики йоги или ее единственного теоретика. Виднейший историк классической индийской философии С. Дасгупта характеризовал Патанджали как теоретика именно санкхьяистского направления в йоге. Он, подчеркивал Дасгупта, «не только собрал различные формы йогических практик и отделил разнообразные идеи, которые были или могли быть связаны с йогой, но и пересадил их на метафизику санкхьи и придал им тот вид, в котором они и дошли до нас» 2.

Сразу отметим, что, говоря о роли «метафизики санкхьи» в процессе оформления санкхья-йоги, необходимо иметь в виду известные ограничения и не отождествлять систему, закрепленную в «Йога-сутрах» Патанджали и «Вьяса-бхашье», с религиозно-философской школой, нашедшей свое выражение в «Санкхья-кариках» Ишваракришны (V в. н. э.) и известной как классическая санкхья 3. Безусловно, здесь следует говорить о двух ветвях дерева, имевшего один корень — древнюю санкхью, дидактическое изложение которой обнаруживается в некоторых разделах эпоса «Махабхараты» (например, в «Беседах Маркандеи», в «Анугите»). Все же санкхья-йога и классическая санкхья — это две несовпадающие школьные традиции, каждая из которых сформировала свой угол зрения, свой разворот исходных идей.

Перед исследователем, таким образом, возникает весьма существенный вопрос: какие письменные памятники образуют тот логически связный смысловой контекст, на фоне которого можно было бы приступить к проблеме историко-философского истолкования «Йога-сутр» Патанджали? Насколько трактат Вьясы способен выполнить данную функцию?

В этой связи необходимо коснуться вопроса о датировке текста Патанджали и некоторых комментариев к нему, прежде всего «Вьяса-бхашьи». Вопрос, что важно подчеркнуть, имеет статус отдельной, самостоятельной индологической проблемы, но для настоящей работы является факультативным. Мы затронем его лишь постольку, поскольку того требует наша концепция исследуемых памятников.

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ

перевод с санскрита, предисловие и комментарии Б.Загуменнова

ПРЕДИСЛОВИЕ

Классическая йога (йога Патанджали, йога-даршана) – одна из религиозно-философских систем индуизма; имеющая высшей целью освобождение духа (пуруша) от оков материи (пракрити), от самсары. Основателем считается Патанджали, (живший, вероятно, в первые века н.э.), автор «Йога-сутры». Он не является создателем йоги вообще, поскольку йогический праксис был распространен на территории Индии задолго до нашей эры. Термин «йога» имеет у Патанджали (но не всегда у его комментаторов) два значения: высшее духовное состояние (1, 2) и «духовная практика» (садхана), процесс самосовершенствования, ведущий к реализации этого состояния (11, 1; 2 7-28).

Йога принимает три существующих первоначала: пурушу, пракрити и ишвару. Пуруша (букв, «человек», «мужчина») вечное высшее сознание, запредельное пространству-времени, пассивное, лишенное частей, чистое, «самосветящееся» и неизменное, в отличие от пракрити (букв, «природа», «первоисточник», «женщина»), которая также безначальна и вечна, но подвержена постоянным изменениям, с которыми пуруша в результате авидьи (неведения), присущего нашей психике, обычно как бы отождествляет себя. Ишвара («владыка», «господь») – «особый пуруша», не ограниченный временем, свободный от несовершенств (клеша), закона кармы, обладающий всезнанием, вечно свободный и органически связанный со своим звуковым символом «ОМ» (I, 23-27). Ишвара не тождественен Богу в христианстве – он не является творцом мира:

Она существует на четырех уровнях, отличающихся степенью субтильности. Тончайшее, «ноуменальное» состояние пракрити – пракрити как таковая, или прадхана («праматерия», букв, «главное»); на этой стадии гуны находятся в «равновесий»; мир непроявлен; это аналогично сну без сновидений. Первая модификация пракрити, возникающая при ее эволюции в результате Нарушения равновесия гун, – махат, или буддхи («разум»). В ходе дальнейшей дифференциации пракрити проявляется в виде «эго» (асмита, ахамкара) и пяти «потенций» («танматра»). Из этих шести образований возникают десять индрий (органы познания и действия) и манас (ум), как интегратор (координатор) деятельности индрий, а также пять «стихий» или «грубых элементов» («земля», «вода» и т.д.), образующих внешний, «видимый» мир.

Психика-в-целом обозначается в йоге термином «читта». Она проявляется в виде пяти основных модификаций (вритти): достоверное познание, заблуждение, фантазия, глубокий сон и память. Заблуждение, наряду с памятью, – глубинная психическая структура, существующая в виде пяти клеш («недугов»): авидьи, т.е. ложного отождествления невечного с вечным, эгоцентризма, страсти, ненависти и инстинктивного страха смерти. Клеши существуют на четырех уровнях. Они могут быть латентными (глубоко скрытыми, «спящими»), тонкими (т.е., ослабленными благодаря духовной практике), подавленными (например, ненависть, вытесненная из сознания страстью) и открыто проявленными (например, аффект гнева). Авидья – коренная клеша, остальные – ее модификации.

По степени сосредоточенности и интроверсии комментарий Вьясы на «Йогу-сутру» выделяет пять «ступеней психики» (читта-бхуми): состояние несосредоточенности, тупости-инертности, относительной сосредоточенности, глубокой сосредоточенности на одном объекте и состояние прекращения модификаций психики. К духовному развитию имеют отношение лишь два последних состояния.

Читайте так же:  Татьяна бородаенко йога для начинающих женщин

Но достижение совершенного знания невозможно без духовной практики (садхана), она – самый существенный аспект йоги. «Йога познается через йогу, и йога ведет к йоге», – говорит комментарий. В зависимости от степени совершенства ученика йогический праксис совершается на трех уровнях, и структура «Йога-сутры» отражает эту иерархичность.

Йога есть высшее духовное состояние и определяется как «прекращение функций психики» (читта-вритти-ниродха) (I, 2). Это достигается (в случае ученика с врожденно сосредоточенным умом) с помощью взаимосвязанных средств: упражнения и бесстрастия. Упражнение – постоянное усилие в удержании внимания на одном пункте, постоянное произвольное возвращение ума к этому пункту в случае его отвлечения. Бесстрастие (вайрагья) – отсутствие страсти, привязанности (рага) к благам земного и небесных миров и (на высшей его стадии) – к любым проявлениям пракрити. Благодаря упражнению и бесстрастию реализуется самадхи, т.е. сверхсознательное состояние.

Средством его реализации может быть и «преданность ишваре» (ишвара-пранидхана), т.е. отречение от привязанности к плодам своих дел и посвящение их высшему началу. Практика мантры, символизирующей ишвару, ведет к глубокой интроверсии (пратьяк-четана), самопознанию и устранению препятствий. Существует также много других альтернативных средств достижения самадхи.

Духовная практика для менее совершенных учеников есть «йога действия» (крия-йога), включающая три элемента: подвижничество (тапас), повторение-мантры-и-изучение-священных-писаний и «преданность ишваре». Эти элементы включаются также и в практику учеников с наименее сосредоточенным умом. Последняя известна как «восьмичленная йога» (аштанга-йога).

Восемь компонентов этой формы практики суть яма (воздержание от неблагих действий), нияма (активизация благой деятельности), асаны, пранаяма (дыхательные упражнения, контроль «жизненной энергии»), пратьяхара («отключение» органов чувств), дхарана (сосредоточенность на одном объекте), дхьяна (медитация, т.е. неотвлекаемый поток психики, направленный на объект сосредоточения) и достигаемое в результате всего этого самадхи.

Наиболее подробно «Йога-сутра» описывает первые два компонента йоги. Яма включает ахимсу (непричинение вреда), правдивость, не-воровство, контроль полового влечения и нестяжательство. Эти предписания называются великими заповедями, и им рекомендуется следовать независимо от социального статуса, места, времени и обстоятельств. Нияма включает очищение (телесное и морально-психологическое), удовлетворенность при любых обстоятельствах и три элемента «йоги действия» (см. выше).

Признаки совершенства в этих элементах духовного праксиса – развитие особых сил: при упрочении йогина в ахимсе исчезает вражда в его присутствии, и он может приручать диких зверей, при упрочении в правдивости легко достигается желаемое, появляется способность предсказывать будущее и т. п.

Ахимса – основа духовной практики; она, как и другие моральные принципы, должна соблюдаться в мыслях, словах и делах относительно всего окружающего. Метод соблюдения предписаний ямы и ниямы – «созерцание противоположного»: при побуждении нарушить ахимсу и т. д. необходимо вызвать в уме представление о последствиях, а ими будут «бесконечное неведение и страдание» (II, 33, 34).

Первые пять компонентов йоги называются внешней практикой, а последние три – внутренней, или самьямой. Применение самьямы к различным объектам дает сверхъестественные результаты (сиддхи, вибхути): знание прошлого и будущего, мгновенное перемещение в пространстве и т. д., а суммарно – всемогущество и всезнание (III, 49). Освобождение, однако, реализуется лишь при полном бесстрастии даже относительно всезнания и всемогущества (III, 50). Самьяму следует применять постепенно – с переходом от грубых к более тонким объектам. Важнейший результат совершенствования в самьяме – «свет мудрости», различающее знание; оно – «спасающе», «всеохватывающе», не ограничено временем (ему доступны все объекты трех времен) и интуитивно, т.е. непосредственно и мгновенно. В результате этого знания достигается высший вид самадхи «самадхи-без-семени». Самый высокий уровень этого самадхи называется «облако добродетели» (дхарма-мегха). Его результат – полное искоренение клеш и независимость от закона кармы. Это означает освобождение-уже-в-этой-жизни (дживан-мукти).

Освобождение в классической йоге понимается не как единение с ишварой, с абсолютом и т. п., а наоборот: йога есть разъединение (ви-йога) пуруши и пракрити; вся практика йоги направлена на достижение этого разъединения, обособления, «изоляции» пуруши. Но в то же время это разъединение является и освобождением от самсары, с присущим ей неведением и страданием. Пракрити, выполнившая свое назначение, возвращается в свое исходное состояние, а пуруша пребывает в своей истинной природе (сварупа) (IV, 34). Это есть высшее состояние, конечная цель йоги.

Классическая йога наиболее тесно связана с санкхьей, принимая ее основные категории. Поздние комментаторы (Виджняна-бхикшу, Свами Шивананда) сближают йогу с другими индуистскими учениями, особенно с ведантой, при этом йога понимается уже не как «разъединение», а как единение индивидуальной души с абсолютом.

Нельзя не заметить также поразительного совпадения (в очень многих случаях) йогической и буддийской терминологии. Из всех индуистских систем йога в аспекте духовной практики наиболее близка к буддизму.

Первоисточник классической йоги – «Йога-сутра» Шри Патанджали – включает четыре главы, описывающие: самадхи («сверхсознание») и основные средства его реализации; садхану, или духовный праксис; необычные способности (сиддхи), обретаемые в результате садханы; «природу освобождения» (кайвалья).

Первая глава предназначена для учеников высшего уровня; вторая начинается описанием садханы для учеников среднего разряда, а с двадцать девятого афоризма описываются средства духовной практики для тех, кто обладает более скромными задатками и находится в неблагоприятных условиях. Важнейшие комментарии на «Йога-сутру»: «Йога-бхашья», или «Санкхья-правачана-бхашья» Вьясы (ок. 4-8 вв. н.э.), «Таттвавайша-ради» Вачаспати Мишры (9 в.), «Раджамартанда» Бходжараджи (ок. 10-11 вв.), «Йога-варттика» и «Йога-сара-санграха» Виджняна Бхикшу (ок. 16-17 вв.), «Мани-прабха» Рамананды Сарасвати (16 в.), комментарий Свами Харихарананды (20 в.) и др. Из них первый и основной – комментарий Вьясы. Насколько нам известно, «Йога-сутра» в переводе с санскрита на русский никогда не публиковалась, поэтому данный перевод не претендует на совершенство, последнее возможно лишь при условии существования переводческой традиции. Перевод и комментарий, сохраняющий традиционную форму и являющийся зачастую почти буквальным переводом комментария Вьясы, выполнены по изданиям, важнейшие из которых следующие:

  1. Patanjali’s Yoga Sutras with the Commentary of Vyasa. Allahabad, 1924.
  2. Swami Hariharananda Aranya. Yoga Philosophy of Patanjali. Calcutta, 1963.
Видео (кликните для воспроизведения).

ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)
Йога сутры патанджали вьяса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here