Мотивационные аспекты обучения взрослых йоге

Самое главное по теме: "мотивационные аспекты обучения взрослых йоге" с полным пояснением от профессионалов.

Йога и здоровье человека

Существует поразительный факт. Все мы знаем о пользе занятий йогой и спортом, выражающейся в улучшении и поддержании здоровья, самочувствия, жизненного тонуса и качества жизни, однако иногда наша мотивация для тренировок близка к нулевой отметке.

Почему происходит такой удивительный парадокс?

Причины спада мотивации к тренировкам

1. Пожалуй, основной причиной, по которой происходит снижение мотивации – это нежелание нашего человеческого ума выходить из привычной зоны комфорта, а также те трудности, с которыми приходится сталкиваться каждому, кто ставит себе целью выхода из собственных ограничений и рамок.

Гораздо проще плыть по течению жизни и отыгрывать знакомые стереотипы, нежели основательно заняться пересмотром и изменением привычек, касающихся питания, распорядка дня, времени, выделяемого на сон, физическую активность, здоровый отдых и т.д.

2. Второй причиной спада мотивации для тренировок является отсутствие быстрого эффекта.

Для того, чтобы увидеть и оценить изменения, которые происходят с телом и сознанием в ходе тренировочного процесса, необходимо некоторое время. Многие люди просто не доходят до того момента, когда можно «пощупать» положительные результаты своих усилий.

3. Следующая причина снижения мотивации заключается в том, что если вы всерьёз решили осуществить качественные изменения, то окружение, в котором вы находитесь, в большинстве случаев, будет всеми силами препятствовать вашему росту и развитию. Это естественный природный механизм, вшитый в ум каждого человека, который имеет под собой глубокое психологическое обоснование, которое не обнаруживается с первого взгляда

Дело в том, что, когда «обычный» человек из вашего окружения видит, что с вами происходят реальные позитивные изменения, он, пусть хотя бы и частично, но осознаёт, что он ничем не отличается от вас и имеет те же возможность, чтобы быть здоровым, полным сил и счастливым.

Однако, вместе с этим также осознаются и трудности, встающие на данном пути, поэтому такой человек выбирает посмеяться над вашими достижениями или вовсе обесценить их, отрабатывая тем самым один из тысячи защитных механизмов, которые помогают остаться в привычных жизненных рамках и комфортных условиях.

4. Ещё одной причиной, почему возникает уменьшение мотивации к занятиям йогой или спортом – это не оптимальный характер питания и распорядка дня.

Если вы постоянно недосыпаете или питаетесь продуктами, которые шлакуют и засоряют тело, то все силы организма будут уходить на расшлаковку и восстановление.

5. Очередная психологическая сложность, которая может привести к спаду мотивации для тренировок заключается в том, что бывают периоды, когда ваши мысли о собственной неполноценности могут взять вверх над вашим рассудком.

В такие моменты, смотря на человека, который находится по отношению к вам на следующей ступени развития, вам в голову могут приходить следующие мысли:
— «Ну он/она же занимается долго (с детства)»
— «Ему/ей от природы дано более лучшее тело»
— «Я никогда так не смогу»
— и так далее…

Не поддавайтесь этим мыслям. Переключитесь в момент их возникновения на то, что может порадовать вас.

Например, купите себе новую тренировочную форму, красивый спортивный шейкер, который можно найти на befirst.info или качественные кроссовки. Это будет способствовать укреплению вашей мотивации и веры в себя.

Повышение мотивации для тренировок

1. Первым шагом для повышения мотивации к тренировкам является осознание того, что мы сами устанавливаем себе границы комфорта.

Не бойтесь сложностей, смело идите вперёд и, преодолевая ограничения своего ума, открывайте новые горизонты собственного тела и сознания.

2. Найдите для себя людей, которые будут для Вас примером и источником вдохновения. В данной роли может выступать как реальный живой человек, к которому вы можете иметь доступ (ваш тренер, опытный эксперт в вашей нише), так и виртуальный учитель из роликов на You Tube или из книг.

Например, посмотрев несколько мотивирующий роликов по йоге на канале slavyoga на You Tube, вы получите хорошую порцию вдохновения.

3. Замеряйте свои промежуточные успехи. Вы можете делать фотографии или снимать себя на камеру, чтобы через несколько месяцев сделать ещё один контрольный замер с целью объективной оценки ваших успехов.

Данная техника очень хорошо помогает при отработке сложных навыков, для освоения которых требуется большое количество времени и прикладываемых усилий.

4. Важным моментом на пути повышения мотивации для регулярных тренировок служит работа над вашим окружением. Стремитесь привести свою жизнь в такое состояние, когда вас будут окружать люди, способствующие вашему росту и развитию. Без сожаления разрывайте связи, которые тянут вас вниз и крадут вашу жизненную силу.

5. Чтобы Ваша мотивация для тренировок всегда была на высоте – ведите чистую жизнь: правильно питайтесь, качественного отдыхайте, взаимодействуйте с природой, следуйте этическим и нравственным принципам. Все эти вещи являются фундаментом и гарантом вашего стабильного развития и эволюции.

БОДХИ-ЙОГА: ИСКУССТВО ПРОСВЕТЛЕНИЯ

МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ЙОГОЙ

«Если собираешься отложить практику на завтра, то внезапно можешь обнаружить, что жизнь ускользнула!»
Миларепа Шепа Дордже, сентябрь 1117 г.н.э.

Для того,чтобы начать меняться, нужно желание, а не понедельники!

ЙОГА В ЧЕЛЯБИНСКЕ

7 уровней мотивации для занятий йогой:
1 уровень (здоровье) — муладхара. На этом уровне человек выбирает практику йоги для того, чтобы поправить свое здоровье, вылечить больную спину, улучшить состояние сосудов, избавиться от головных болей, выйти из состояния апатии и низкой энергетики. Мотивацией достижения на этом уровне будет являться достижение состояния гармоничного функционирования всех органов и систем физического тела, а также крепкого иммунитета.
В классическом труде Патанджали «Йога-сутрах» сказано, что практика йоги должна быть длительной, непрерывной и внимательной. Йога — сильное лекарство, которое, однако, действует медленно. Поэтому, не ждите быстрых результатов (хотя кому-то может стать легче уже после первого занятия). При этом положительные результаты от таких занятий будут намного долговечнее.

2 уровень (энергия) — свадхистхана. На этом уровне человек мотивирован заниматься йогой прежде всего для достижения высокого уровня жизненной энергии, получения удовольствия от практики. Йога на этом уровне заряжает человека оптимизмом и активно высвобождает эндорфины — гормоны счастья и удовлетворенности жизнью.

3 уровень (трансформация) — манипура. На этом уровне человек ощущает, что практика йоги серьезно и бесповоротно начала менять его не только снаружи, но и изнутри, переплавляя любые омрачения и лень в уверенность в собственных силах и действия! Помогите себе мотивироваться к действиям — обклейте картинками с фотографиями асан домашнюю комнату и рабочее место. Самые лучшие изображения: это фотографии людей в идеальной спортивной форме, фотографии известных гуру, святых и божеств, а также йогов в сложных асанах.
На этом уровне также действуют жесткие волевые правила в стиле «буду заниматься каждое утро в течение 2-х часов». К тренировке активно подключаются элементы «на длительную статическую фиксацию».

Читайте так же:  Жк йога лидер групп официальный сайт

4 уровень (радостные эмоции) — анахата. На этом уровне человек после практики йоги ясно ощущает свежесть восприятия, четко контролирует свои эмоции и пребывает в состоянии позитивных радостных эмоций. Ещё добавим закон магнетизма (если человек изучает сильную энергию успеха, счастья и благодарности, то к нему неминуемо притянется то, что поможет процветать и в дальнейшем, а так же энергия, излучаемая в настоящем, сформирует ситуации, вызывающие ещё больше поводов для радости. Опять же, всё начинается с относительно внутренних переменных — качества мыслей и чувств внутри человека.
Наука йоги, не зря утверждает, что радость внутри нас. Как я уже упоминала в других статьях – человек кроме физического тела, обладает ещё и энергетическим (следствием, которого физическое и является). Йога — это наука по работе с энергией, с помощью которой самоосознание всё более и более уходит от твёрдой привычки считать себя физическим телом, к пониманию, что всё в этом мире — энергия, и наше тело — так же энергия, и все происходящие процессы мышления и чувств так же являются энергией, которая в свою очередь влияет через энергетическое тело на физическое.

5 уровень (творчество) — вишудха. При увеличении энергетического потенциала соизмеримо возрастает и контроль над новыми качествами появившейся энергии. Для закрепления этого качества необходимо помнить о постоянной структуризации энергии полученной в результате практики йоги. Любая практика йоги связана с преобразованием плотной энергии в энергию боле высокого качества, как правило, это преобразование базовой сексуальной энергии в творческую, духовную. Необходимо давать творческой энергии выход вовне, в пространство. Это может выражаться самыми разными способами – в виде углубления в практику медитативных техник, познания своей бесконечной природы, либо – карма-йоги (заботе о ближних, когда все силы мы направляем на служение близким людям, своему мастеру, благому делу), либо – творчески относится к работе, социальному проявлению, либо проявлять свою природу в музыке, в изобразительном искусстве и т.д.

6 уровень (знание, мудрость) — аджна. На этом уровне к выбору способа заниматься йогой полностью подключается разум. Человек начинает анализировать ту систему, по которой занимается, появляется элемент понимания системности, комбинаторики и выстраивания собственных комплексов. С одной стороны появляются четкие «ментальные» критерии того, что хорошо, а что — плохо, а с другой — видит во всём одно и то же начало, и перестаёт жестко классифицировать «хорошо — плохо». Человек начинает видеть вокруг множество разнообразных методов и прекрасных людей, преподающих эти методы. По сути, всё — хорошо, но просто предназначено для разных целей и для разных людей. В практике появляется мудрость и четкое понимание, что, в каких количествах и для чего нужно.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ФИНСКИХ СЛУШАТЕЛЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ ФИНСКИХ СЛУШАТЕЛЕЙ

Методика преподавания иностранного языка имеет теснейшую связь с психологией, что очень важно для преподавателей, обучающих русскому языку финнов на краткосрочных курсах в системе Летних университетов Финляндии. Не нужно объяснять, насколько необходимо педагогу знать, как воспринимается материал учащимися (а ведь обучение на краткосрочных курсах ведется интенсивными методами!), как слушатели запоминают его.

Особую значимость для преподавателя имеют такие вопросы: какую роль играет мотивация в запоминании учебных материалов, каковы усилия, затрачиваемые учащимися на запоминание материала, как влияет состав лексики на запоминание и прочность создаваемых ассоциаций, какое время необходимо слушателю курсов для отдыха, для повторения, каково необходимое количество повторений? Учителю важно знать количество лексических единиц, которое средний учащийся в состоянии запомнить за определенный отрезок времени, а при изучении фонетики педагог должен уделять внимание законам адаптации. Естественно, что, владея этой информацией, учитель может более рационально планировать учебную работу.

В последнее время у филологов Мурманска наладились плодотворные связи с системой Летних университетов Финляндии, благодаря этим связям к нам в Заполярье приезжают изучать русский язык бизнесмены, учителя, журналисты, рабочие, работники лесной промышленности, развивающейся в Лапландии. Естественно, что специалист не может оторваться от основной работы на долгое время, тем не менее в знании русского языка он нуждается для установления связей и совместной работы с коллегами из России, поэтому и выбирают курсанты краткосрочную форму обучения. В результате перед словесником стоит сложная задача: максимально интенсифицируя курс русского языка, не перегрузить его, а дать оптимальный объем актуальной для слушателей лексики и речевых формул. Чтобы лучше организовать учебный процесс, дифференцировать и индивидуализировать работу, учителя проводят диагностику приезжающих на курсы слушателей. Основная часть студентов занята в лесном хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности; конечно, эта группа учащихся заинтересована в освоении специфичной для этой отрасли производства лексики, делового языка.

Не менее важным психологопедагогическим аспектом учебного процесса мы считаем влияние состава лексики и тематики разговорных тем на запоминание и прочность создаваемых ассоциаций. Работая дифференцированно с группами финнов, преподаватели всегда понимают, что лексический минимум и тематикоситуативный материал для учащихся, начинающих изучать русский язык и совершенствующих

свой уровень знаний будет разным. Такие дидактические принципы, как доступность, с одной стороны, и развивающее обучение — с другой, создают рабочую, заинтересованную атмосферу на занятиях, повышают интерес и, как следствие, положительно влияют на запоминание и прочность создаваемых ассоциаций.

Связь методики преподавания иностранных языков с психологией носит не только общий характер, она имеет и свои специфические особенности, ведь, например, психология занимается исследованием речи (ее видов, структуры и т.д.), методика же преподавания языка дает возможность решить вопрос, как развить речь иностранцев, изучающих русский язык. Поэтому словесники Мурманска, занимающиеся преподаванием на краткосрочных курсах, стараются совершенствовать и свои учебные программы с точки зрения развития речи курсантов, включая в содержание учебных материалов наиболее актуальные темы, лексику, связанную с менеджментом, маркетингом, — это актуально для слушателей, а следовательно, повышает мотивацию к обучению.

Работа по обобщению опыта преподавания русского языка в системе Летних университетов Финляндии показала, что учет психологического аспекта в обучении иностранным языкам очень важен, поэтому, что вполне логично, в курсе общей психологии выделяются специальные направления психологии языка и психологии обучения иностранным языкам.

Изучая методическую литературу последних лет, можно сделать вывод о том, что для современного обучения иностранным языкам становится характерным обращение к психологически ориентированной методике, и оно не случайно, так как дает оптимальные результаты в учебном процессе.

Йога-мотивация. Что заставляет меня вставать на коврик

Возможно, это странно, но мотивация к йоге у меня была с самого детства. Причем, когда я еще не знала ничего про йогу, мне всегда хотелось чего-то такого, что расширит границы восприятия, увеличит возможности организма и сознания, и сделает меня сверхчеловеком. Ну, а потом классический сценарий: порабощение мира и безграничное могущество (шутка).

Читайте так же:  С чего начинать йогу неподготовленному человеку дома

О порабощении мечт не было. А о сверхспособностях были, правда-правда! И заметьте, тогда еще не было никаких Marvel, а фантазия у девочки зашкаливала!

Думаю, что источником этих желаний был инсайт, который я поймала в три года. Когда-то давно я здесь у же писала об этом. Но повторюсь. В ту зиму меня единственный раз в жизни отправили к бабушке в деревню. Погоды стояли снежные, холодные и вьюжные. Тетка моя зашла в избу, а за ней стелится поземка. И я смотрю на нее, и жалею: вот ей надо на улицу выходить. А я тут сижу, и мне тепло, уютно, и никуда не надо. Такой классный момент! Вот бы он замер. Не знаю, может быть боженька сбывает все такие детские желания, но этот момент действительно замер. Я провалилась в волшебное состояние «здесь и сейчас». Вот тогда я каким-то внутренним недетским пониманием осознала, что все возможно!

Когда мне было лет 5-7, у нас в доме был сосед, который по утрам прямо на улице делал йогу. Ну, не совсем у всех на виду, но я видела его иногда в роще, и мне было интересно что это за странная зарядка. Я не знала еще слова «йога», однако чувствовала, что вот то, что он делает, мне тоже очень надо! Но подойти стеснялась. А потом папа увлекся стоянием на голове и сообщил мне, что вот это вот йога. Так я узнала как называется то, что сделает меня сверхчеловеком. С тех пор я каждый день прыгала на диван с разбегу на голову. Родители смотрели спокойно. Если б мой сын так делал, я б испугалась, наверное. Кстати, когда я в 24 года наконец начала практиковать асаны, сиршасана была первой сложной позой, которая легко поддалась. А вставать на руки к стене с замаха я вообще могла всегда без всяких страхов. Видимо, детское увлечение не прошло даром.

Видео (кликните для воспроизведения).

Потом появились первые книжки, но мне в руки в основном попадалась всяческая медитативная литература — она-то, впрочем, и нужна была мне. И я активно занималась медитацией и пением мантр. Мне важно было не религиозное значение мантры, а именно ее сакральное воздействие на психофизику. Сейчас, впрочем, то же самое.

Что касается именно асан, то я из тех самых деревянных и больных людей, которые пришли в йогу лечиться. Мотивация возникла сама собой, когда заболела спина после беременности. Никогда не беременейте без подготовки! Сначала вас сложит пополам назад, когда будете носить живот, а потом сложит пополам вперед, когда будете носить на руках ребенка. На этом здоровье вашей спины и закончится. Если, конечно, вы заранее не подготовите себя к этому. Сначала тренировать организм — потом рожать! Я не пугаю и не шучу. Я серьезно. Помню, в институте мы все время прогуливали физкультуру, а нас выловили и заставили сдавать 2 км. Одна девочка так возмущалась: «Мы что, дети? Нам рожать скоро, а мы тут по стадиону бегать должны». Я тогда согласно кивала. И только когда действительно родила, поняла всю абсурдность ее слов.

Сейчас я черпаю вдохновение из тех самых «сверхспособностей«. Нет, я не умею левитировать и пока еще не научилась питаться исключительно праной. Но у меня есть другие ценные приобретения. Я научилась лучше чувствовать что можно есть моему организму, что а нельзя. Это так классно, когда то, что вредно, ты просто не хочешь! И знаете, мы очень глупо живем. Ведь когда мы впервые попробовали алкоголь, нам ведь не понравилось! Тело знало, что это яд, ! Так зачем мы совершаем такие идиотские насилия над собой? Чтоб произвести на кого-то впечатление? Что за абсурдная круговая порука? В итоге чувствительность притупляется и человек уже способен забросить себе в желудок что угодно.

Я активно использую методы йоги, продлевающие молодость, и меня очень вдохновляет на дальнейшую практику, когда люди удивляются, узнав мой возраст. В последнее время появилась еще одна фишка – мне стало легко просыпаться по утрам. Раньше я очень страдала от того, что уже надо вставать. Надеюсь, зимой эта фича никуда не денется. Еще я вылечила себе хронический пиелонефрит, который официальной медициной не лечится. Это было лет 8 назад, наверное. С тех пор, ттт, ни разу почки не болели! Все эти результаты очень мотивируют.

А еще меня вдохновляет наше йоговское сообщество в инстаграм. Особенно, когда девчонки выкладывают асану, которую я не могу, а у них получилось впервые! Я тогда думаю: скоро и у меня получится! До инстаграма у меня не было особого желания осваивать какие-то сложные позы. Мне и в голову не приходило, что я такое когда-нибудь смогу. Та же аштавакрасана, например, казалась каким-то нереальным циркачеством. А сейчас я делаю то, что казалось мне тогда нереальным! Больше результата — больше мотивации, и это как снежный ком! Так что, читатель, если ты еще в раздумьях, просто расстели коврик и просто практикуй.

Понравился текст? Подпишись на обновления и поделись с другом:

Как и почему обучаются взрослые

Профессиональное обучение – процесс улучшения потенциального качества выполнения людьми рабочих действий.

В идеале такие действия должны продолжаться на протяжении всей профессиональной жизни, так сотрудник сможет всегда соответствовать всё повышающимся требованиям бизнес — среды и полностью реализовать свой потенциал.

Со временем возникла потребность в появлении методологии обучения взрослых – андрогогика.

Особенности обучения взрослого человека

В последние несколько десятилетий постепенно набирают популярность активные методы обучения. В чём секрет такой популярности? Как утверждают пользователи этих методов — в высокой результативности. Если поверить им тогда не ясно, что же конкретно обеспечивает эту результативность, по сравнению с академическим подходом. Давайте подробно разберёмся с этим.

Итак, при организации бизнес – обучения (где собственно основным является активный формат обучения) следует обратить внимание на психологию обучаемых — взрослых:

  • заинтересованность в результатах своего обучения;
  • самостоятельное принятие решения о необходимости того или иного блока;
  • мотивация на практичность результатов обучения;
  • жизненный опыт — осознанный и нет;
  • большая подверженность влиянию внеучебных факторов.

Кроме этого необходимо учесть и предпосылки к обучению описанные психологом Карлом Роджерсом (Carl Rogers ):

  • человек уже как биологический вид от природы обладает большим потенциалом к обучению;
  • безопасность как физическая так и психологическая необходим для эффективного обучения;
  • в результате обучения происходят изменения в самоорганизации и самовосприятии личности;
  • открытость к новому опыту и переосмысление старого обеспечивают эффективность обучения;
  • способность личности к самооценке в процессе обучения обеспечивает независимость и уверенность в себе.
Читайте так же:  Йога айенгара на пролетарской расписание

Опираясь на выше приведенное при проектировании обучения в активных формах, уже можно говорить о значительном повышении результативности обучения.

Методы обучения

Теперь обратимся к самим активным методам обучения, как они образуют эффективность обучения. Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine ) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Были получены следующие данные:

  • Лекция 5%
  • Чтение 10%
  • Использование видео и ауди материалов 20%
  • Демонстрация 30%
  • Дискуссионные группы 50%
  • Практические действия 70%
  • Обучение других, немедленное применение знаний 90%

Обратите внимание на нижние три пункта, они явно относятся к активным методам обучения, то есть вовлеченность обучаемых в формировании у себя знаний, умений, навыков. Необходимо выделить все критерии (в виде дихотомий) по которым активные методы обучения отличны от академических:

Такова дифференциация академического (традиционного) и активного (бизнес – обучение) подходов.

Цикл научения

Из всех теорий, описывающий процесс результативного обучения, наиболее успешной является модель Колба (Experiential Learning Model, David A. Kolb). Согласно модели Колба люди предпочитают обучаются с помощью одного четырех способов:

  • опыт
  • рефлексия
  • концептуализации
  • экспериментирование

Несмотря на то, что каждый обучаемый отдаёт предпочтение одному из четырех названных способов, он не может обучаться, минуя остальные три. Прохождение этих трех способов обучения как этапов, собственно и составили модель Колба. Главная идея модели Колба заключается в том, что обучающийся перемещается из этапов «мыслительных» в «действующие» из обратно по кругу. Модель Колба в тренинге состоит из четырех этапов:

  • Работа с опытом обучаемых – совершенно не принципиально получили они опыт в результате действий, или только тренер вызвал воспоминание о каких-то событиях
  • Рефлексия — разложение опыта на элементарные составляющие и их оценка. (Анализ)
  • Создание концепции – создание более успешной модели поведения в ситуации, которая рассматривалась в качестве опыта. (Синтез)
  • Эксперимент — опробование вновь созданной концепции на практике.

Нетрудно заметить, что второй и третий этап являются соответственно процессами анализа и синтеза.

Индивидуальные особенности познания мира

Оттолкнувшись от идеи Колба, об индивидуальном предпочтении способов обучения, английские исследователи Мамфорд и Хоней (A. Mumford & P . Honey) описали четыре типа обучающихся:

  • Деятели
  • Аналитики
  • Концептуалисты
  • Экспериментаторы

С практической точки зрения обнаружить эти типы в чистом виде невозможно. Однако существенный индивидуальный перекос присутствует всегда. Это позволяет нам в тренинговой группе, выделить представителей всех четырёх типов, и управлять группой в процессе прохождения микро и макро циклов Колба опираясь, прежде всего на реакции участников соответствующего типа. Естественно речь идёт о высочайшей квалификации тренера, тренеров с подобной компетенцией на рынке единицы. Это еще один источник эффективности обучения активным методом. Кроме этого можно выделить ещё один фактор эффективности связанный с моделью Колба – разные типы обучаемых позволяют, объединяя их в тренинговую группу разделять дефицитный личностный ресурс. Например: деятели компенсируют своей энергетикой нерасторопность аналитиков, концептуалисты подытоживают работу аналитиков, экспериментаторы придают практическую направленность концептуалистам, и т.п.

Итак, мы обнаружили еще два фактора эффективности активного обучения:

  • Использование типов обучаемых как движущей силы на соответствующем этапе обучения
  • Синергизм различных типов обучаемых

Необходимо заметить, что когда мы говорим высококачественном тренинговом продукте, (тренинге или тренинговых модулях) мы имеем в виду полноценное использование всех вышеперечисленных факторов. На этапе создания высококачесвенного тренинга необходимо учесть цикл Колба в микродизайне и макродизайне. О квалификации ведущего тренера способного использовать типы обучаемых и синергизм этих типов, приходится говорить только в превосходной форме.

Групповая динамика

В предыдущих частях статьи мы рассмотрели источники эффективности краткосрочного корпоративного обучения:

  1. Особенности взрослых как обучаемых
  2. Степень вовлеченности обучаемых в процесс
  3. Эксплуатация цикла самостоятельного естественного процесса обучения взрослых

В этой части статьи мы рассмотрим источник эффективности активных форматов обучения обусловленный групповой динамикой.

Групповая динамика – естественные изменения происходящие с участниками и их взаимоотношениями после объединения в группу.

Групповая динамика, идентична в любых группах и в любых случаях. Это естественный (природный) процесс, происходящий всегда, имеющий всегда одни и те же закономерности. Различия появляются в связи с численностью (3 варианта: до 5-7 человек, от 5-7 до 15- 20, от 15 – 20) и культурой участников (не культурности, а именно культуры).

У разных исследователей названия этапов которые проходит группа различны, но суть процесса во всех источниках одинакова.

  1. Знакомство. В большинстве источников используют это название. Суть процесса ясна из названия — участники группы знакомятся между собой.
  2. Этап распределения ролей (Конфликтный этап; Активное напряжение; тому подобное). Этап установление взаимного статуса и зон влияния, заявление притязаний и отстаивание лидерства, установление неформальной иерархии.
  3. Этап устойчивой работы (Деятельность; Этап устойчивой работоспособности; Этап продуктивной деятельности и тому подобное). Суть этапа в том, что группа естественным способом сложилась и ей требуются задачи, которые она бы решала — работоспособная стадия развития группы.
  4. Завершение (Смерть группы, Распад группы, и тому подобное). Естественный процесс, наступающий при достижении группой целей или истощения ресурсов группы.

Тренер профессионал не только умеет различать эти этапы на практике ведя и наблюдая группу, но и использует (утилизирует) особенности каждого из этапов с целью повышения эффективности обучения. Вот некоторые подходы:

  1. Этап знакомства форсируется специальными групповыми активностями, что позволяет:
    • быстро пройти непродуктивный этап
    • закрепить уровень доверия

    Важная вспомогательная задача тренинга – перейти от формальной группы к неформальной – это открывает группу и участников к опыту и позволяет тренеру быстрее запустить макроцикл Колба (смотри часть 3 этой же статьи).

  2. На конфликтном этапе задачей тренера является:
    • заявить и удержать лидерство
    • оседлать конфликтную энергию группы и канализировать её в макроцикл Колба (смотри часть 3 этой же статьи) с помощью специальных групповых активностей
    • привести группу к продуктивному поведению в групповых активностях
  3. На этапе деятельности задача тренера обеспечить с помощью высокопродуктивных активностей высокое усвоение материала участниками.
  4. На этапе распада группы тренер не может ограничиться наблюдением, на этом этапе продолжается работа над эффективностью обучения. Разработаны приёмы для присвоения, полученного на тренинге участниками, то есть принятия окончательного вида нового знания и поведения участниками. Этот этап используется нами для соединения жизни вне тренинга с новым тренинговым опытом участников.

Таким образом, мы рассмотрели ещё один источник кратковременного обучения – групповая динамика.

В этой статье мы рассмотрели основные закономерности и некоторые способы их использования для повышения эффективности обучения. В настоящий момент они реализованы далеко не во всех тренинговых курсах, которые я наблюдаю на рынке. В последнее время появилось направление развития рынка в сторону измерения результатов обучения. Надеюсь, в связи с этим явлением появятся стандарты качества краткосрочного обучения взрослых и мы увидим больше программ с использованием рассмотренных источников эффективности.

Рекомендации начинающим преподавателям йоги

Меня зовут Павел Коноровский. В 2012 году курс-интенсив для преподавателей йоги. Так как после учёбы осталось много времени, и я мог остаться в Москве, то благодаря помощи Андрея Верба смог начать практиковать полученные знания сразу в качестве преподавателя. Написать эту статью меня вдохновила сокурсница, так как поначалу мне казалось, что эти очевидные истины не имеет смысла высказывать, и сказать-то мне особо нечего. Но после её вопросов и рассказа, как прошла её первая практика, мне стало понятно, что нужно написать о своём опыте. Данная статья написана исключительно из личного опыта, и ни в коей мере не претендует на окончательную истину. Если у вас есть какие-либо замечания или уточнения, буду рад обсудить и скорректировать. Ориентирована она на начинающих преподавателей, так как со временем многое из сказанного будет глупостью или абсурдом. Но до этого нужно прожить скорее всего не один год преподавания.

Читайте так же:  Йога для беременных савеловский

Видео которое поможет вам стать преподавателем и получить сертификат:

Первая часть статьи будет посвящена асанам и логике построения занятий.

  1. Разминка, особенно в группах, ориентированных на начинающих в йоге, желательна от 20-ти минут до 40. Включать в неё можно всё что угодно, начиная от Сурья Намаскар, до различных вариаций сукшма-вьяямы. Из собственных и необъяснимых ощущений, стараюсь привносить что-либо новое в разминку каждый раз. Также пронаблюдайте за тем, чтобы были размяты все части тела, даже те, на которые вы не планируете проводить практику сегодня.
  2. Продумайте основу для каждой практики. По сути она очень даже консервативная и не подлежит особому изменению. Вариабельность для меня состоит в том, что в часовое занятие она просто не влезает по времени. Классическая последовательность: Разминка → Балансы → Асаны стоя → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Шавасана. В коротком варианте у меня получается так: Разминка → Балансы → Асаны на раскрытие чего-либо → Компенсации с этого «чего-либо» → Перевёрнутые → Шавасана. Также видел другую классическую схему, но она мне лично по ощущениям не сильно согласуется с моей практикой, хотя при этом из классической школы хатха-йоги: Разминка → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Асаны стоя (в основном балансовые) → Шавасана. Но выбирайте и пробуйте сами.
  3. Напиши два плана на практику, а лучше даже три. Особенно если это первая неделя. Подумайте, насколько они сбалансированы, есть ли в них компенсации, не содержат ли они ошибки. Почему три, объяснение в пятом пункте.
  4. Сделайте заготовки на любой отдел. То есть желательно иметь шпаргалки (небольшие листы с рисунками асан, которые можно аккуратно положить рядом с ковриком) с заготовками практики минут на тридцать с проработкой, к примеру, грудного отдела или усиление мышечного корсета рук. Но с другой стороны, не увлекайтесь сильно этим, в том смысле, что гармоничное развитие предпочтительнее быстрого удовлетворения острых недовольств. Эти шпаргалки принесут вам две пользы. Вы станете более уверенными в том, что вы способны быть компетентными, а также, в случае необходимости, будет чем занять занимающихся в форс-мажорных ситуация.
  5. Подумайте над вариантами практики, когда к вам придёт человек, который что-либо не может. Например, что вы будете делать, если занимающийся ломал позвоночник, с грыжами, с операциями на внутренних органах, с гипертонией, с ДЦП (ну это, конечно, жёстко, но мало ли)? В качестве примера, я на первое занятие всё прописал, спросил нет ли каких противопоказаний, болезней и переломов, получил ответ — Нет. И начал практику. И остаются законные сорок минут, где запланирована работа с областью пресса и перевёрнутые, и тут девушка говорит: «А мне сегодня перевёрнутые нельзя». И понятно, что на пресс ей тоже нежелательно выполнять асаны. Выручило только знание, чем такое заменять и умение быстро в голове рисовать комплексы. А у кого-то этого может и не быть. Также сразу посмотрите, как выполнять перевёрнутые для полных людей, не способных самим оторвать таз от пола.
  6. Свой первый комплекс я писал с таймингом, что и вам советую. То есть вы должны хотя бы примерно представлять, с какой по какую минуту проходят асаны по тематикам. Особо стоит отметить, что асаны на вторую сторону (К примеру, вначале мы делаем асаны на разогрев и вытяжение правой стороны тела, а потом идут асаны на левую сторону. Она здесь и называется второй) обычно короче, и в них нет определённого «клея», который был на первую сторону. Хотя смотря как напишите и планируете проводить.
  7. Старайтесь написать несколько коротких серий. Почему именно короткие? Потому что длинные серии хоть и предпочтительнее и более красиво ложатся в комплексы, но память, особенно в сочетании с волнением, очень короткая становится. Зачастую, пока сделаете одну сторону, начинаете другую, и тут понимаешь, что уже не помнишь, что давал в самом начале минут пять назад. Только поэтому предпочтительнее короткие серии с очень жёсткой логикой — почему и что за чем следует. Это позволит даже в случае забывчивость быстро восстановить последовательность.
  8. Делайте серии с виньясами. То есть переход из одной асаны в другую должен быть очень логичным и простым и с минимумом движений конечностями.
  9. Смотрите ролики других преподавателей с комплексами. Рассмотрите их логику. Я почти уверен, что у любого человека можно многому научится. Как минимум тому, что делать не стоит.
  10. Ходите на практику к другим преподавателям. Особенно это будет хорошо, если это будут люди продвинувшиеся больше вас в йоге. Но тут проявите здравомыслие. Как говорит Андрей Верба: «Задайтесь вопросом, хочется ли вам жить их жизнью?» Идите и учитесь у тех, на кого вам хотелось бы быть похожими.

Вторую часть хотелось бы посвятить самим методикам преподавания, настройке на преподавание.

Третья часть самая важная. Она, на мой взгляд, никогда не утратит своей актуальности, пока вы остаётесь в стезе преподавания.

  1. Введите для себя золотое правило, которое нарушать можно только при угрозе жизни. Личная практика обязательна после занятия до момента, пока вы уснули. Если у вас гости, родственники, наводнение, цунами, то дождитесь, пока они не улягутся, уснут или успокоятся. Чем дальше ваше состояние от спокойствия и равновесия в любую из сторон, тем больше личной практики перед сном.
  2. В конце практики, посмотрите на практикующих. Подумайте и прочувствуйте с чем вы придёте домой, и если требуются шаткармы, то решите сразу, что вам нужно. К примеру, если у вас почти все пришли с насморком или кашлем, то обычно делаю промывание носа, капалабхати, и если тяжело в груди, то симхасану с максимально резким и громким выдохом, и задержкой дыхания. Если же много энергии из свадхистаны получаю, то делаю длительные перевёрнутые с пранаямой. Но практикуйте только то, что знаете и умеете.
  3. Читайте духовную литературу в слух и с интонацией.
  4. Не взращивайте своё эго в ментальном плане. Давайте людям то, что им нужно, а не что у вас хорошо получается или вам жуть как хочется дать. Будьте скромнее в своих заслугах. Если у вас есть авторитет, то рассказывайте, что и у вас были и есть сложности, не стесняйтесь давать асаны, которые вы делаете хуже них, особенно если они важны для всех остальных.
  5. Не взращивайте эго в физическом плане. Но мой взгляд, преподавателю желательно быть на полшага впереди, чтобы помочь решить проблемы, и чтобы вы могли помнить, что эти проблемы бывают. Важно какая у вас энергия, а не куда вы можете засунуть ногу.
  6. Следите за своим питанием. Для меня сложно здесь в столице почему-то не есть много. Но очень хорошо помогает вспоминать слова сказанные Александром Степановым на эту тему: «Если я сейчас съем эту гадость, то потом с этой энергией пойду к Андрею, и потом ему будет ещё хуже». Вы уже на пути йоги, и вы должны помнить о своей связи со всеми окружающими. Будьте максимально ответственны.
  7. Знайте, что эта жизнь, грубо говоря, больше вам не принадлежит. Вам в любой момент будут задавать вопросы о любых сферах вашей жизни. Будьте готовы ответить на эти вопросы, или правильно объяснить, почему вы в них не компетентны.
Читайте так же:  Анна колмакова йога для начинающих

Хотелось бы закончить эту статью словами мной уважаемого человека: «Квалификация преподавателя йоги — это прежде всего личная практика, генерирующая состояние единения и удовлетворенности. Это состояние возникает от комбинации: информация + практика + практика + практика в своё удовольствие. Гимнастические навыки и способность донести информацию второстепенны относительно качества (частотности) состояния преподавателя, потому что в конечном итоге, именно внутреннее состояние создаёт пространство вокруг.»

С благодарностью всем учителям настоящего, прошлого и будущего! ОМ!

Мотивация к регулярной практике хатха-йоги

Хотим ли мы, как преподаватели, чтобы наши ученики занимались регулярно? Да, безусловно, причем не только в наших группах. Я уверена, что человек, который осознает себя преподавателем йоги, понимает, что его знания и опыт не всеобъемлющи и будет приветствовать тягу ученика к более глубоким и полным знаниям. Поговорка гласит, что, чтобы найти глубоко спрятанное сокровище, надо копать в одном месте поля, но в начале хорошо бы понять, где оно, то место, где зарыто сокровище, предназначенное именно для тебя. Ученики, которые учатся у разных преподавателей, возможно, занимаются именно этим — пытаются понять, где именно их место, и это стремление к поиску надо поддерживать. И нет большей радости для преподавателя, когда ученик начинает заниматься дома, работает над сложными для себя асанами, реже приходит на занятия, но при этом в его практике виден стойкий прогресс.

Понятие регулярности практики очень индивидуально. Для опытного практикующего регулярностью может считаться посещение групповых занятий 4-5 раз в неделю, я знаю учеников, которые ежедневно приходят в группы, а иногда и утром, и вечером. Ученик среднего уровня регулярными обычно считает занятия 2-3 раза в неделю, для новичка 1-2 групповых занятия в неделю — это хорошая регулярная практика. Как правило, ученики, много занимающиеся в группах, уже не занимаются дома, так как организму нужно время на восстановление. Для преподавателей желательна ежедневная практика йоги, утренняя и вечерняя, не считая занятий, которые он проводит, и подготовки к ним. Если преподаватель не посещает каких-либо интенсивных групповых занятий, его домашняя практика должна быть продолжительной и строиться по принципу прогрессирующей тренировки.

Мотивация к регулярной хатха-йоги является одной из главных задач преподавателя. Как же это сделать? Попробуем разобраться, что заставляет учеников и нас, преподавателей, расстилать коврик для йоги снова и снова.

Главным мотиватором к регулярной практике, я считаю, является интерес к ней, а вот способы его пробуждения и поддержания могут быть разными. Для кого-то это будет улучшение физического состояния тела и психоэмоционального состояния. Когда есть положительные изменения, конечно, хочется продолжать практиковать дальше и глубже.

Интерес к практике проявится сильнее, если ученик с помощью практики йоги смог вылечить болезнь, сделать свой организм более здоровым в целом, отказаться от вредных привычек (курение, употребление релаксантов, стимуляторов, алкоголя).Снижение и нормализация веса на начальных этапах практики также является отличным мотиватором к продолжению.

Интерес к занятиям пробуждается, когда ученик видит в практике некий вызов своим возможностям и видит, куда ему можно двигаться дальше. Поэтому преподаватели дают в группах асаны не только соответствующие уровню данной группы, но и чуть (или даже гораздо) сложнее, и прекрасно, если кто-то из учеников дерзнет их выполнить и у него даже что-то получится. Это явится прекрасным мотиватором и и для конкретного дерзнувшего ученика, и для всей группы, увидевшей, что один из них, такой же, как они, смог выполнить эту сложную асану. Прогресс соседа по коврику — один из лучших мотиваторов. Конечно, здесь учениками управляет эго, но на начальных этапах практики позволим ему послужить на пользу ученика. В моей практике как ученика был случай, когда сложную виньясу я выполнила, чтобы поддержать преподавателя. В зале зазвучали комментарии «это невозможно», а я уже понимала, как это демотивирует группу, и в итоге выполнила свой первый прыжок из планки в Бакасану. И это тоже мотивация к регулярной практике хатха-йоги!

Привычка к занятиям является, с одной стороны, следствием регулярных занятий, а с другой стороны, хорошим мотиватором продолжать их (например «я всегда делаю утром Сурья Намаскар»). Поэтому стоит приложить усилия, чтобы выработать эту привычку, она будет служить нам долгое-долгое время верой и правдой. Лично у меня бывали дни, когда заниматься утром и не хотелось, и не было времени, а потом я уже стояла на коврике, сама не заметив, как я там оказалась.

И наконец, одним из лучших мотиваторов является одобрение преподавателя. Оно может быть и личным, и общим. Персонифицированное, конечно, предпочтительнее — отметить прогресс, похвалить ученика в конкретной асане, просто одобрительно кивнуть — вариантов множество. Одобрение нужно и детям, и взрослым. Дети прямо ловят его взглядом и не стесняются позвать и показать, как у них получается асана. Взрослые обычно скрывают эмоции, но личный подход к каждому прямо раскрывает их. И, конечно, банальное, но незаменимое «Молодцы!»

Работа студентки Московского Университета Йоги Гуковской Марины

Видео (кликните для воспроизведения).

Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги.

Мотивационные аспекты обучения взрослых йоге
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here