Название асан в йоге с изображениями таблица

Самое главное по теме: "название асан в йоге с изображениями таблица" с полным пояснением от профессионалов.

В каком порядке выполнять асаны йоги

Энциклопедия Йоги. Йога — способ жизни на земле. > Вопросы > В каком порядке выполнять асаны йоги

Важен ли порядок (последовательность) в котором мы выполняем асаны? Несомненно! Ниже мы приведем основные причины, из-за которых асаны выполненные в правильной последовательности дают положительный эффект, а в другой последовательности могут быть либо практически бесполезны, либо даже вредны и опасны. Так, например, выполнение Сиршасаны после Сарвангасаны может привести к травме шеи.

Для того, чтобы научиться составлять правильные последовательности асан, необходимо осознать механизм воздействия каждой асаны на:

  1. мышцы и скелет
  2. внутренние органы
  3. сердечно-сосудистую систему
  4. эндокринную систему
  5. тонкую энергию

Такое осознание являеся результатом многолетней практики, а до тех пор мы настоятельно рекомендуем использовать готовые комплексы для авторитетных Учителей Йоги. (Подробнее можно прочитать здесь А. Сафронов Механизмы влияния асан Йоги. )

Главное, что Вы должны понять: комплекс асан — это не совокупность отдельных упражнений, независимо тренирующих разные мышцы и связки, а единая система, оказывающая комплексное воздействие на разные уровни нашего существа.

Два примера.

Триконасана — Планка. В первой асане прана накапливается в анахате, Вторая (силовая) асана позволяет уплотнить собранную энергию. Обратная последовательность с энергетической точки зрения не имеет никакого смысла.

Ширшасана — Матсиасана. Вторая асана приводит в норму внутричерепное давление после перевернутой асаны. обратная последовательность смысла не имеет.

Энергетический механизм работы асан

Пока вы не научились непосредственно ощущать движение энергии можно пользоваться простым правилом: энергия движется из сжатых областей тела в растянутые и из расслабленных — в напряженные. При этом не стоит относиться к понятию «тонкая (эфирная) энергия» как к абсолютной абстракции или мистике.

Отличить «фантазийную» работу с эфирной энергией от реальной в действительности несложно. Эфирная энергия оказывает сильное воздействие на физическое тело, и любые ее перемещения вызывают выраженные соматические эффекты: изменение температуры в отдельных частях тела, появление внутренней вибрации (такое случается при «переборе» энергии в некоторую зону), исчезновение болей. Если перечисленных эффектов не наблюдается — нет и реальной работы с энергией.

Несколько важных правил составления последовательностей асан

  1. Последовательность перевернутых асан должна быть только такой: 1) Ширшасана (стойка на голове), 2) Сарвангасана (березка) или Випарита-карани, 3) Халасана (плуг). Не обязательно делать все асаны, но менять их порядок нельзя — возрастает вероятность травмировать шею.
  2. После Сиршасаны необходимо какое-то время полежать на спине (сделать шавасану).
  3. После перевернутых асан необходимо выполнять Матсиасану, которая приводит в норму внутричерепное давление.
  4. Любой комплекс йоги должен заканчиваться Шавасаной. Без Шавасаны ваше занятие превращаеся в комплекс утренней гимнастики — что тоже полезно, но к йоге отношения не имеет.

Вернуться к списку: Йога — вопросы начинающих

Единая справочная
+7 926 0000 108

квалификационного практического экзамена по технике выполнения асан и сопутствующих динамических техник, необходимых для сдачи экзамена на сертификат преподавателя йоги курса Московского Аштанга Йога Центра

(названия асан даются по книгам Гуруджи Б.К,С. Айенгара «Йога дипика»
и Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойса «Йога мала»)

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ГРУППЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОСНОВНОЙ ГРУППЫ

(асаны дополняются к списку асан предыдущей серии и не заменяют их выполнения)

—> мы в социальных сетях:

Как научиться понимать названия асан на санскрите

Большинству людей, приходящих на занятия йогой, довольно сложно запомнить индийские названия асан. Для новичков названия йогических поз я всегда произношу по-русски, потом дублирую на санскрите, но, как оказалось, в большинстве случаев это не дает никакого эффекта — длинные не понятные названия асан на санскрите запоминать очень сложно. Значит, нужно разложить их по полочкам и сделать понятными! Чем и займемся.

Паривритта Триконасана — повернутый треугольник

Эка – один (Эка Пада Ширшасана);
Дви – два (Дви Пада Каундинасана);
Три – три (Уттхита Триконасана);
Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана);
Панча – пять (Панча Карма);
Шат – шесть (Шат Карма);
Сапта – семь;
Ашта – восемь (Аштавакрасана);
Нава – девять;
Даша – десять.

Расшифровки названий асан, приведенные ниже, взяты из книги Б.К.С. Айенгара «Йога Дипика». В скобках приводятся пример асаны, названия которой образованно посредством данного слова.
Итак, начнем со слов, которые обычно используются в качестве приставок к основному названию асаны. Чаще всего они имеют отношение к частям тела человека и его ориентации в пространстве. Перечисляю в алфавитном порядке:

Дальше в алфавитном порядке перечислю названия животных, растений и предметов, имена известных йогов и мудрецов древности, которые часто служат словообразующими компонентами для названий асан йоги.

Уф. Довольно длинный перечень. Кажется, если все эти слова выучить наизусть, то все асаны станут понятными. Но нет! Я по-прежнему не знаю как перевести части этой сложно произносимой позы йоги:

Девадуутапаннаасана — поза падшего ангела, но что именно в названии переводится как «падший», а что — как «ангел» по-прежнему не понятно.

Пашимоттанасана (Полный наклон вперед )

Падмасана (Поза Лотоса )

В 48-ом стихе первой главы «/>Хатха Йога Прадипики

» так описывается управление дыханием в этой позе: » Приняв Падмасану и положив ладони одна на другую, твердо прижать подбородок к груди и, сосредоточившись на Брахмане, часто сокращать анальное отверстие и поднимать апану; подобными же сокращениями горла продвигать вниз прану. Этим достигается непревзойденное знание благодаря Кундалини, пробуждаемой этим процессом «.

Кундалини — это Божественная Космическая Энергия в теле человека. Ее изображают в виде спящей свернувшейся змеи в нижнем из телесных центров, в основании позвоночного столба. Эту дремлющую энергию надо пробудить и направить по позвоночнику вверх к головному мозгу через Сушумна Нади — канал, по которому проходит нервная энергия, и через шесть чакр, телесных центров, маховиков нервной системы механизма нашего тела.Падмасана — одна из основных поз, она часто используется в вариациях Ширшасаны и Сарвангасаны.

Читайте так же:  Ольга шейнина йога для женщин

Одним из специфических свойств падмасаны является создание равновесного состояния праны во всей системе. Поза лотоса стимулирует меридианы почек, печени, селезенки, желудка и желчного пузыря. Осуществляет тонизацию нервных окончаний в крестцовой области. Ввиду сдавливания сосудов ног, поток крови устремляется в брюшную область.

Шанк Пракшалана (Полное промывание Желудочно-кишечного Тракта )

В литературе по йоге утверждается, что благотворные воздействия Шанк Пракшаланы не обнаруживаются на следующий день, непосредственные благодеяния не будут бросаться в глаза, но они не замедлят сказаться посредством свежести дыхания, лучшего сна, исчезновения сыпи на лице и теле. При условии правильного соотношения продуктов ощелачивающих и окисляющих организм, т.е. без избытка животной пищи, исчезнут телесные запахи, которые иногда могут быть довольно сильными, свет лица прояснится. Это упражнение не является только отрицательным, т.е. только удаляющим , оно является также тонизирующим. Оно стимулирует печень – это заметно по цвету первых испражнений – и другие железы, соединенные с пищеварительным каналом, в особенности поджелудочную железу.

Муладхара Бандха (Корневой Замок )

Упражнение оказывает положительное воздействие на предстательную и половую железы, имеет мощнейшее воздействие на всю праническую систему. Позволяет контролировать сексуальную энергию. Также практикуется при импотенции.

Мула-бандха воздействует на так называемую Апану – подвид праны, это поток энергии, который течет вниз и отвечает за восприятие «нижних» центров, которые стимулируют человека развиваться на материальном плане: зарабатывать деньги, продолжать свой род и строить семью, обустраивать дом, обезопасить себя от всевозможных напастей, беречь здоровье, а также за склонность апатии, лени.

Одной из граней воздействия Мула-бандхи является то, что она снимает блоки, мешающие нашей реализации в этих областях, гармонизирует все эти сферы жизни. Также Мула-бандха «запечатывает» нижний конец Сушумна нади (Центрального канала), предотвращая утечку энергии через нижние центры. На продвинутом уровне практики Мула-бандха пробуждает Муладхара-чакру, и пробуждает мощную спящую энергию Кундалини.

Наули III (Перекатывание мышц живота )

Джаландхара-бандха (Подбородочный замок )

Сиддхасана (Поза Cовершенства )

Классическая мужская медитативная поза, в которой левая пятка, прижимаемая к промежности, оказывает постоянное давление на муладхара чакру.

В ряде источников по йоге сиддхасана считается самой лучшей из всех возможных асан.

Это наиболее важная асана для контроля над дыханием, дисциплины ощущений, концентрации, медитации и самореализации.

Кровь хорошо циркулирует в области поясницы и лобка. Поза хороша для устранения тугоподвижности в коленях и лодыжках. Вертикально поднятый позвоночник придает уму устойчивость, внимательность и живость.

Сиддхасана практикуется мужчинами. Ее эквивалентом для женщин является сиддха йони асана.

Сиддхасана известна как поза совершенного человека или совершенная поза.

Тщательное выполнение пранаямы в этой асане делает излишней практику любых других асан и наступает кевала-кумбхака (непроизвольная остановка дыхания).

Лишь одной этой асаной спонтанно порождается унмани-кала.

Если совершенство в сиддхасане достигнуто, три замка выполняются автоматически и без напряжения».

12 основных асан Шивананда-йоги (часть 1)

Этот комплекс ведет к улучшению здоровья, пробуждению тонкой энергии и готовит к медитации и пранаяме.

В древних индийских писаниях по Хатха-Йоге (Хатха-йога Прадипика, Герандха Самхита, Шива Самхита) подробно описываются практики пранаямы и медитации, но мало уделяется внимание практике асан. Похоже, что известная нам на сегодняшний день последовательность классических асан основана на общих традициях, сложившихся в практике классической йоги. Комплекс из 12-ти основных асан, которым учили Свами Шивананда и Свами Вишнудевананда, ведет к улучшению здоровья и пробуждению тонкой энергии, что готовит ученика к дальнейшей практике пранаямы и медитации.

12 асан: польза, особенности воздействия на организм человека, противопоказания.

Ширшасана – стойка на голове

Противопоказания: травмы шейного отдела, заболевание глаз (отслоение сетчатки и глаукома), повышенное кровяное давление, простуда.

  • увеличивает приток венозной крови к сердцу, тем самым укрепляя сердечную мышцу и предотвращая появление варикоза;
  • укрепляет мышцы плечевого отдела;
  • улучшает функцию эндокринной системы (стимулируя работу гипофиза);
  • предотвращает появление гастроптоза (опущение желудка);
  • способствует регулированию вегетативной нервной системы благодаря повышенному притоку крови к мозгу;
  • улучшается чувство равновесия, благодаря напряжению мышц рук и расслаблению ног;
  • поток праны (жизненной жнергии) направляется в голову, энергией заряжается Аджна чакра (область третьего глаза) и солнечное сплетение.

Сарвангасана – Стойка на плечах

Противопоказания – повышенное кровяное давление.

  • увеличивает приток венозной крови к сердцу, тем самым укрепляя сердечную мышцу и предотвращая появление варикоза;
  • растягивает мышц шеи и плечевого отдела, благодаря чему снижается стрессовое напряжение в этих областях;
  • укрепляются мышцы нижней части спины;
  • происходит стимуляция щитовидной и паращитовидной железы;
  • снимаются энергетических блоков в области шеи;
  • накапливается прана (энергия, которая движется вверх) и апана (энергия, которая движется вниз) в области солнечного сплетения;
  • происходит стимуляция Вишудха чакры (область горла и шеи).

Халасана – Плуг

  • профилактика лордоза (чрезмерный изгиб в пояснице);
  • растяжение всей задней поверхности тела, от пальчиков ног до шейного отдела;
  • оказание легкого массажа брюшным органам;
  • длительная фиксация позы стимулирует парасимпатическую нервную систему;
  • снимаются энергетические блоков в области шеи;
  • происходит массаж в зоне солнечного сплетения, способствуя соединению праны и апаны.

Матсиасана – Рыба

  • профилактика кифоза (чрезмерное скривление верхней части спины);
  • укрепление мышц рук и грудной клетки;
  • стимуляция щитовидной и паращитовидной железы;
  • оказывается лёгкое давление на вилочковую железу (тимус), отвечающий за иммунную систему;
  • профилактика при хроническом бронхите и астме;
  • за счет вытяжения грудной клетки, шеи и живота, происходит стимуляция парасимпатической нервной системы, отвечающей за расслабление организма;
  • снимает энергетические блоки в зоне горла и шеи;
  • происходит массаж в зоне солнечного сплетения, способствуя соединению праны и апаны;
  • стимулирует Анахата чакру (область сердца).

Матсиасана – контрпоза для стойки на плечах и плуга. Оказывает уравновешивающий и расслабляющий эффект на всю спину.

Читайте так же:  Йога правильная осанка 30 минут

Пашчимотанасана – наклон вперед сидя

  • профилактика кифоза;
  • вытяжение всей поверхности тела, от стоп до верхней части спины;
  • происходит самомассаж поджелудочной железы (предотвращает развитие сахарного диабета);
  • мягкий массаж органов брюшной полости;
  • происходит стимуляция парасимпатической нервной системы, то есть происходит полное расслабление ума и тела;
  • стимулируется движение мощного потока энергии по главному энергетическому каналу (нади) вдоль позвоночника;
  • происходит накопление праны и апаны в области солнечного сплетения;
  • стимулируются три чакры (Муладхара, Свадхистана, Манипура).

После асаны тело испытывает естественное, глубокое расслабление.

В следующей статье я расскажу о 6-ти других асанах из классической последовательности Шавананда-йоги.

Анастасия Лукина, преподаватель Шивананда-йоги.

Йога и здоровье человека

Аштанга виньяса йога – один из наиболее распространённых современных стилей практики не только в саомой Индии, но и в западных странах.

Асаны аштанга йоги и составленные из них фиксированные последовательности практики предоставляют вызов для любого уровня тренированности.

Несмотря на высокий уровень требований базовой последовательности, в аштанга виньяса йоге существует также большое количество облегчённых и подводящих асан, которые постепенно готовят тело и ум практикующего к освоению более сложных элементов.

В данной статье представлены наиболее распространённые асаны аштанга йоги.

Данная информация является сугубо ознакомительной и ни в коем случае не может расцениваться как руководство к самостоятельному освоению. Ввиду высокой травмоопасности некоторых асан аштанга йоги, осваивать данное направление (как впрочем, и любое другое) настоятельно рекомендуется под пристальным руководством компетентного человека, имеющего хороший багаж опыта личной практики.

Любая фиксированная последовательность асан аштанга йоги начинается с динамического комплекса « Сурья Намаскар » (приветствие Солнцу).

Данный комплект асан может практиковаться и отдельно, но как составной элемент выполнения длинных связок асан, служит хорошим методом прогревания тканей физического тела и «разгона дыхания» для последующей практики.

Наибольшее распространение получили комплексы:

• Surya Namaskara A

• и Surya Namaskara B

Дальнейшая практика включает в себя базовую последовательность асан аштанга йоги,

первую серию (Yoga Chikitsa, или йога-терапию)

и завершающую последовательность асан аштанга йоги

Все асаны аштанга йоги на данной ступени выглядят следующим образом

В аштанга виньяса йоге практикующему рекомендуется качественное и последовательное освоение фиксированных комплексов. По мере роста уровня тренированности, в практику вводятся новые связки из асан аштанга йоги:

• промежуточная последовательность (нади шодхана)

• «продвинутая серия» (стхира бхага)

Выполнение описанных выше тренировочных последовательностей в зависимости от уровня практикующего может занимать несколько часов.

С целью сделать практику аштанга виньяса йоги более адаптированной для современного темпа жизни, опытным мастером Дэвидом Свенсоном были разработаны сокращённые последовательности асан аштанга йоги.

В завершении данного поста Вашему вниманию предлагаются демонстрационные видео асан аштанга йоги и последовательностей различного уровня практики.

Название асан в йоге с изображениями таблица

+7 495 664 99 51

Скидка %

на первое групповое занятие

Асана йоги — это положение тела, в котором, с позиции индийской философии и религии, управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счет перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле.
Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода, однако обязательно статическое пребывание в позе в течение некоторого времени.

Ниже школа йоги на Ленинском проспекте Yogasutra продемонстрирует рабочий эффект некоторых асан из йоги.

Занятия йогой состоят из упражнений, или асан йоги. Будьте аккуратны, если вы ранее не занимались йогой, самостоятельно не повторяйте асаны повышенной сложности!

Для йоги качественное выполнение асан (поза) очень важное значение играет.

Позы в йоге носят множественные названия.

Асаны йоги — это азбука йогов, хотя для занятия йогой названия всех знать не обязательно, это только отягощает практику.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комплексы асан в йоге

могут быть направлены как на стимулирование пранической энергии, так и совершенствование физического тела.

Ниже перечислены основные позы йоги и их названия.

Расшифровка названий асан

Изучение и практика асан станет гораздо результативнее и полезней при понимании того, что делаешь. С этой целью названия наиболее известных асан были разобраны на составные части.

Числа в названиях асан

Эка – один (Эка Пада Ширшасана);
Дви – два (Дви Пада Каундинасана);
Три – три (Уттхита Триконасана);
Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана);
Панча – пять (Панча Карма);
Шат – шесть (Шат Карма);
Сапта – семь;
Ашта – восемь (Аштавакрасана);
Нава – девять;
Даша – десять.

Тело и положение в пространстве

Описательные имена и названия

Сколько асан в йоге и про Путаницу в названиях йогических поз

Однажды муж задал мне этот вопрос — сколько асан в йоге? Я сказала, что асан столько, сколько живых существ на Земле, но что это меняет, если мы практикуем из них что-то около ста? Вик решил подробнее разобраться в этом вопросе. Его исследование на данную тему, которое потом вылилось в моё путешествие по названиям асан, оказалось более чем любопытным.

В англоязычной Википедии нашлась чудесная статья под названием «Asana». Оказалось, что вопрос о количестве асан в йоге уже вставал неоднократно. В 1975 году йог по имени Шри Дхарма Миттра заявил, что количество асан бесконечно, но задался целью перечислить все возможные асаны и их варианты, какие только ему доступны. Он перерыл все трактаты, призвал к помощи известных йогов Индии, и в итоге у него получилось 908 асан, а вместе с вариациями — 1300.

В 2007 году произошло прелюбопытнейшее событие. Индусам стало известно, что, оказывается, американские йоги, не будь дураки, начали изобретать собственные асаны и… патентовать их! За этот год было выдано 130 патентов на асаны йоги. В 2008 правительство Индии создало специальную комиссию, в которую вошли не только йоги, но и ученые-исследователи. Члены комиссии изучили 35 древних трактатов йоги и собрали список из 900 асан, которые являются не подлежащими патентированию. Однако список этот не удалось найти в свободном доступе, он доступен лишь патентной комиссии. Есть только в той же англоязычной Википедии статья под названием «List of asanas», в которой приведен список из асан, употребляемых в различных традициях йоги с тем, чтобы как-то разрешить противоречия в названиях поз йоги. И тут становится ещё интереснее.
Читайте так же:  Йога видное для начинающих

Существует мнение, что необходимо знать индийские названия асан, чтобы избежать разночтений и путаницы. А оказалось, что и это от путаницы не спасает — индусы сами ещё не договорились! Я решила обратиться к древним трактатам.

Самая богатая на описания асан Гхеранда Самхита. Она упоминает, что всего асан 8 400 000, однако всего на 84 из них Шива дал описание, но людям можно практиковать только 32 из них, смутное описание которых как раз и дается в данном трактате. Возьмем, например, Уштрасану (позу верблюда). Цитата:

«Лёжа лицом вниз, раздвинь ноги и положи их на спину; держи ступни руками. Подтяни живот и сильно втяни рот. Эту позу аскеты называют Уштрасана.»

Чем-то напоминает бхекасану (позу лягушки), не так ли? Вот она:

Теперь обратимся к более современным индийским йогам. Например, к труду Б.К.С. Айенгара «Йога Дипика». Вот фото из книги:

Как видите, Айенгар подразумевает под верблюдом нечто иное, нежели Гхеранда (к слову сказать, я тоже привыкла к тому, что уштрасана выглядит именно так). У меня на столе лежит труд Свами Вишнудевананды «Йога. Полное иллюстрированное руководство» (традиция Шивананда-йоги). Находим в книге асану с картинки выше, вот она в исполнении Вишнудевананды:

Чакрасна в книге Свами Вишнудэвананда

И подписи к картинке видим, что в Шивананда-йоге это никакой не верблюд, а пятый вариант Чакрасаны! Возникает вопрос: что ж такое тогда Чакрасана у Айенгара? А вот вам и ответ:

Мораль сей басни такова: не верьте никому, все сочиняют.

UPD: Если вводить названия асан в поиске по картинкам Яндекса или Гугла (лучше Гугла, Яндекс асаны ищет из рук вон плохо), то в общем-то все эти разночтения в некоторых асанах видны явно, хотя в некоторых случаях поисковик всё же выдает достаточно однозначный ответ. И ещё заметила, что мы (западные, неаутентичные йоги) всё же в своих представлениях о том как называть ту или иную асану чаще всего опираемся на версию Айенгара.

Смысл асан

Какой смысл в выполнении асан, для чего же мы их выполняем? Согласно классическому подходу к йоге, известному как Восьмиступенчатая йога Патанджали (II в до н.э.), асана – есть устойчивое и удобное положение тела.

Вместе с ямой, ниямой, пранаямой, асана входит в так называемую внешнюю ветвь раджа-йоги. Раджа-йога в свою очередь направлена на контролирование ума посредством медитации, осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения.

То есть после усвоения обетов ямы и ниямы асана помогает человеку подготовить тело и вместе с пранаямой сделать первый шаг к глубоким медитативным практикам, в которых он сможет постигать свой внутренний мир и продвигаться по ступеням саморазвития вплоть до самадхи. Поэтому в йога-сутрах Патанджали из многочисленных асан хатха-йоги внимание уделено лишь медитативным положениям, таким как падмасана и сиддхасана.

Древний текст «Хатха йога прадипика», записанный в XV веке Свами Сватмарама, представляет асану как первую часть хатха-йоги. В шлоке 17 записано, что «практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и лёгкость тела». Асана рассматривается здесь как специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры.

То есть во время занятий хатха-йогой происходит очищение тела и приобретение контроля над ним за счёт изменения потоков праны. Практика асаны представлена как наиболее важная часть в хатха-йоге, поскольку наращивание контроля над телом в конечном итоге позволяет приобрести контроль над умом.

Несмотря на подробное описание и детальное изучение асан, Сватварама в шлоке 67 напоминает, что «асаны и другие просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги пока не будет достигнут результат в раджа-йоге». Тем самым хатха-йога представляет собой динамичный и подготовительный базис для кульминационной раджа-йоги.

Изучая первоисточники мы видим, что хатха-йога и совершенствование асан рассматривается не как самоцель, не как оздоровительная практика, а как ступень самосовершенствования, которая предшествует длительному путешествию человека в свой внутренний мир и осмысленное восприятие реальности. Практика асан позволяет испытать три уровня саморазвития – внешний, который делает тело более сильным, внутренний, позволяющий уму быть устойчивым, и наконец, более глубинный, укрепляющий и преобразующий дух человека.

Внешний уровень. Физический аспект асаны

Современный человек отделил тело от разума, а душу выбросил из повседневной жизни, забыв, что только единство этой троицы обеспечивает ему здоровье и возможность развиваться. Хатха-йога позволяет вернуть пристальное внимание к телу. Во время занятий человек понимает, что здоровье не купишь и не обретёшь, выпив таблетки, — оно зарабатывается потом, трудом, уважением и дисциплиной. Здоровье через практику асан предстает в новом свете – не как готовый результат, а как постоянный и непрерывный процесс.

Интерес к асанам ради здоровья, поддержания формы и развития гибкости – извечные поводы заняться йогой. Но это благотворное воздействие не ограничивается лишь анатомическим и внешним эффектом. Крепкое тело — лишь достойное основание йоги, но не конец пути. Здоровье в йоге рассматривается как возможность свободно заниматься духовным поиском. Тело предстаёт как инструмент и ресурс, которым нас снабдили на пути к достижению внутренней свободы. Ведь пока человек не обрёл здоровья, его сознание будет обречено пребывать во власти тела, и тем самым, он не сможет развить и успокоить ум. Будда говорил: «В неукрощённом теле – неукрощённый ум, власть над телом даёт власть над умом».

Однако укрощение тела — непростая задача. Практикуя асаны и укрепляя тело, человек неизбежно сталкивается с болью. Боль причиняет не йога сама по себе. Боль всегда присутствует в теле, просто она скрыта. Человек годами существует, практически не осознавая тело. Когда начинаются занятия, болевые ощущения одномоментно всплывают на поверхность. Атрофированные мышцы, которые мы пытаемся разрабатывать, вдруг начинают громко заявлять о себе. Важно понять, что в йоге боль – это учитель. Асаны помогают развивать терпимость в теле и уме, чтобы в жизни нам было легче переносить напряжение. Прогибы назад позволяют вырабатывать мужество и стойкость, балансы воспитывают терпение, вытяжения развивают гибкость, скручивания и перевернутые асаны учат смотреть на мир под другим углом.

Читайте так же:  Цоган йога для лица влада коваленко

На внешнем уровне развития знание добывается через практику асан только в борьбе, терпении и дисциплине. Преодоление боли, умение находить удобство в дискомфорте, двигаться сквозь напряжение приближает человека к духовному смыслу йоги – обретению внутренней свободы через страдание. Через практику асан и преодоление боли виднеется свет самопознания.

Внутренний уровень. Асана как рычаг к преобразованию ума.

В нынешнем мире человек использует своё тело так, что перестает его чувствовать. Передвигаясь от кровати к машине, к столу, снова к машине и кровати, он перестает воспринимать тело осознанно. Хатха-йога учит наделять наши движения интеллектом, превращая их в действие. Во время выполнения асан мы развиваем острую чувствительность, учимся находить тонкую грань между эгоистическими порывами и реальными возможностями тела.

Каждая клетка во время занятия словно становится осязаемой. Постепенно развивается внутреннее видение, отличное от обычного наблюдения глазами. Например, сгибаясь в Пашчимоттанасане, человек не просто видит колени и пытается дотянуться до них лбом, он чувствует натяжение мельчайших мышц в ногах, руках и спине. Внимательно отслеживая работу в асане, у йога появляется возможность наблюдения не через зрительное восприятие, а именно через осознанность, подключение интеллекта к пониманию собственной плоти.

Только наличие разума и чувствительности во время выполнения асаны позволяет телу развиваться. Ведь как только теряется невидимый контакт ума и тела, асана становится безжизненной, вялой и поток осознанности гаснет.

Развитие осознанности в асане – это не просто концентрация и острота наблюдения за руками и ногами, это, прежде всего, стремление к гармоничному взаимодействию тела и ума. Осознанность в асане – это состояние, когда понятия объект и субъект исчезает, а действие и внутренняя тишина идут рука об руку. Только в случае, когда тело осознается во внутреннем безмолвии от предплечий до кончиков пальцев, от бедер до подошв ступней, от основания позвоночника до макушки головы ум становится пассивным и учится расслабляться. Состояние бдительного покоя в асане останавливает и преобразует ум, превращая йогу из физической в духовную практику. Свобода тела порождает естественный эволюционный переход к свободе ума, а далее – к наивысшему освобождению духа.

Именно через развитие осознанности в асане, через умение останавливать вихрь мыслей и эмоций, мы подготавливаем тело к медитации и самосозерцанию. Асанами мы раскрепощаем суставы, укрепляем мышцы и, тем самым, готовимся, чтобы сесть в стабильную позу и посидеть хотя бы час с закрытыми глазами». Развитие осознанности на базе тела служит якорем для концентрации: во время медитативной практики для остановки возбужденного и беспокойного ума, преследуемого воспоминаниями, суждениями и фантазиями, мы всегда можем обратиться к физическому опыту и перенести внимание на телесные ощущения и дыхание, возвращаясь в настоящий момент. Через практику асан мы развиваем умение перенаправлять внимание, погружаться в себя и стопроцентно пребывать в ощущении «здесь и сейчас».

Глубинный уровень. Асана как стадия духовного развития

Упорная практика асан и пранаямы позволяет нам приблизиться к глубинному уровню йоги, когда приходит понимание – развитие материальной оболочки не есть самоцель. Тело необходимо познавать и усмирять не ради удовольствия и самолюбования. Достижение спокойствия в каждом суставе, в каждой мышце необходимо лишь для того, чтобы приблизиться к освобождению души из оков материальности. Когда мы способны осознавать своё тело и контролировать ум, наконец, появляется возможность обратиться к внутреннему миру. Через практику асан мы постепенно приближаемся от периферии к центру, от поверхности тела к уровню сердца. На глубинном уровне человек прорабатывает асаны не из эгоистических побуждений: ради здоровья, красоты или остроты ощущений, а ради достижения Самости и близости к божественной сути. Претерпевая страдания в асане и сопротивление Эго, мы растем духовно, развиваем сознание от простого к сложному, эволюционируем, тем самым, гармонизируем организм с природой и выражаем глубокую преданность Богу. Внимательная работа с телом помогает нам постепенно двигаться от грубого телесного уровня к ментальному и духовному, шаг за шагом постигая своё изначальное «Я».

Самые сложные позы йоги

Частый вопрос тех, кто занимается йогой: «Как научиться делать сложные позы?». Ответ на него прост: «Для начала идеально освоить базовые асаны». Ведь даже самые сложные позы йоги строятся на основе простых. И если вы выполняете последние правильно, то рано или поздно даже экстремальные упражнения йогов станут для вас посильной задачей.

От простого к сложному

Сейчас мы рассмотрим 10 асан для продвинутых и покажем, какие позы можно использовать для подготовки к ним.

Важно: перечисленные ниже подводящие асаны не являются достаточной подготовкой к сложным позам. Перед выполнением последних необходимо выполнить разогревающий комплекс, состоящий из подготавливающих простых асан. Чтобы избежать травм, практикуйте усложнённые позы под присмотром опытного инструктора.

Сложные позы йоги для одного

На представленных ниже фото изображены сложные асаны для одного, а также более простые позы для подготовки к ним.

Хануманасана, известная также как продольный шпагат – это весьма трудная поза. Особенно для тех, кто не имел гимнастического прошлого. Однако выполнить её будет намного легче после того, как вы освите Анджанеясану (Позу Молодой Луны). Работа таза и сзадистоящей ноги в этих позах похожа. Именно поэтому Анджанеясану нужно тренировать всем, кто мечтает сесть на шпагат.

Анджанеясана является отличной подготовкой к Хануманасане

Эта красивая поза известна всем последователям Аштанга Виньяса йоги, ведь именно она встречается уже в 1 серии.

Читайте так же:  Инструкторы по йоге айенгара

Перед тем, как осваивать Куккутасану, добейтесь идеального исполнения Падмасаны и Лоласаны.

Перед тем, как выполнять Куккутасану, необходимо освоить Падмасану (Позу Лотоса) и Лоласану (Позу Колебания). Следующим шагом будет освоение баланса на руках в Позе Лотоса. Когда эти асаны перестанут вызывать сложности, можно осваивать Куккутасану.

Вришчикасана – это баланс силы, гибкости и равновесия. Для выполнения этой позы важны сильные руки, крепкая и гибкая спина, а также прекрасное чувство баланса.

Какие позы помогут приблизить вас к выполнению Позы Скорпиона?

Во-первых, это Пинча Маюрасана (Поза Павлина). Выполнение стойки на руках укрепит мышцы рук и спины. Эту позу нельзя отнести к асанам для начинающих. Поэтому если её выполнение пока не даётся, необходимо выполнять Позу Планки и Чатурангу Дандасану.

Во-вторых, это различные вариации глубоких прогибов – Дханурасана (Поза Лука), Урдхва Дханурасана (Поза Моста), Капотасана (Поза Голубя). Эти асаны позволяют сделать спину гибкой и сильной.

Осваивая Вришчикасану, идите от простого к сложному. Пинча Майюрасана поможет вам найти баланс и укрепить мышцы рук. Дханурасана, Урдхва Дханурасана и Капотасана укрепят спину сделают её гибкой.

Ещё одна поза, где важны сила и гибкость – это Вишвамитрасана.

Вишвамитрасана – это баланс силы и гибкости.

Для выполнения этой асаны вам необходимо уметь выполнять Поперечный Шпагат и Боковую Планку. Для выхода в асану обычно используют Уттхита Паршвоттанасану (Позу Интенсивного Бокового Вытяжения), которая служит прекрасной подготовкой к Вишвамитрасане.

Подготовкой к Вишвамитрасане являются такие позы как Самаконасана (Поза Прямого Угла) и Уттхита Паршвоттанасана (Поза Интенсивного Бокового Вытяжения).

Эта балансовая поза выполняется после того, как занимающийся уже освоил такие асаны как Чатуранга Дандасана, Бхуджапидасана (Поза Давления На Плечи) и Эка Хаста Бхуджасана (Поза Хобота).

Прежде чем выполнять Аштавакрасану убедитесь, что вы достаточно хорошо освоили такие позы как Чатуранга Дандасана, Бхуджапидасана и Эка Хаста Бхуджасана.

Эта балансовая асана отлично тренирует равновесие, а также укрепляет и растягивает мышцы ног.

Уттхита Падангуштхасана – это балансовая асана, которая имеет несколько вариаций. Супта Падангуштхасана подготовит тело к Уттхита Падангуштхасане.

В Уттхита Падангуштхасана I таз открыт и нога, которая находится вверху, направлена в сторону.

В Уттхита Падангуштхасана II верхняя нога направлена чётко вперёд, а таз расположен нейтрально, как в Тадасане и Уткатасане.

В Уттхита Падангуштхасана III таз «закрыт», а корпус находится в скручивании.

В 1-ой серии Аштанга Виньяса Йоге выполняется вариант Уттхита Падангуштхасаны 1, когда верхняя нога удерживается на весу без помощи рук.

Для того, чтобы освоить Уттхита Падангуштхасану, необходимо во-первых выполнять Врикшасану (Позу Дерева). Эта простая балансовая поза научит вас удерживать равновесие.

Также для освоения Уттхита Падангуштхасаны вам необходимо выполнять Супта Падангуштхасану I, II и III (Поза с Захватом Стопы Лёжа 1,2 и 3). Вариации этой асаны выполняются лёжа на спине, однако положение тела в них идентично с Уттхита Падангуштхасаной.

Вариации Эка Пада Каундиниасаны по новому откроют для вас балансы и подарят ни с чем не сравнимое ощущение полёта.

Эка Пада Каундиниасана 1 (слева) и Эка Пада Каундиниасана 2 (справа).

Для выполнения этой позы нужны сильные руки и хорошая растяжка. Эка Пада Каундиниасана 2 укрепляет мышцы спины, рук и бедер. Эка Пада Каундиниасана 1 обладает аналогичным действием, а также массирует органы брюшной полости.

Для освоения Эка Пада Каундиниасаны I необходимо в совершенстве освоить такие позы как Планка, Чатуранга Дандасана и Супта Падангуштхасана III. Для освоения Эка Пада Каундиниасаны II нужно научиться выполнять Позу Планки, Чатуранга Дандасану и Супта Падангуштхасану I.

Осваивая вариации Эка Пада Каундиниасаны не торопитесь «ловить баланс». Сначала отстройте правильное положение тела (при этом можно касаться головой пола) и лишь потом начните искать баланс.

Курмасана сочетает в себе несколько элементов: раскрытие таза, вытяжение спины и раскрытие грудной клетки. Супта Кумасана представляет собой более сложный вариант, где нужно скрестить ноги за головой и захватиться руками в закон за спиной.

Курмасана (слева) и Супта Курмасана (справа).

Для освоения Курмасаны необходимо научиться выполнять следующие асаны Упавишта Конасану (Позу Вытянутого Угла), так как мышцы ног растягиваются в этих асанах аналогичным образом. Перед выполнением Супта Курмасаны проверьте, что вы можете выполнять Эка Пада Ширшасану (Одна Нога за Головой), ведь в этих позах тазобедренные суставы работают одинаково.

Для выполнения Курмасаны должна быть освоена Упавишта Конасана, а для выполнения Супта Курмасаны – Эка Пада Ширшасана.

Поза Моста (Чакрасана) может быть более сложной, если в процессе её выполнения увести одну ногу наверх. Такая модификация позы называется Эка Пада Урдхва Дханурасана.

Поза Лука, направленного вверх, с одной поднятой ногой.

Перед выполнением этой позы убедитесь, что вы уверенно выполняете Чакрасану. Только после этого пробуйте выпрямлять сначала согнутую, а затем и прямую ногу.

Перед освоением Эка Пада Урдхва Дханурасаны убедитес, что вы уверенно выполняете Позу Моста.

Поза Кобры требует отличного раскрытия грудного отдела, особенно её полный вариант – Пурна Бхуджангасана.

Поэтому перед тем, как пробовать выполнять Полную Позу Кобры, убедитесь, что вам легко даётся её базовый вариант.

Только когда вы сможете без труда выполнять Позу Кобры, переходите к освоению Пурга Бхуджангасаны.

Терпение и труд всё перетрут

Мы очень надеемся, что после этой статьи вам стало более понятно, как выполнять некоторые сложные асан. Если эта тема вам интересна, напишите об этом в комментариях. Расскажите о каких позах йоги вам хочется почитать. И мы постараемся осветить их в будущих статьях.

Видео (кликните для воспроизведения).

И в завершении мы предлагаем к вашему просмотру вдохновляющее йога видео с, пожалуй, самыми сложными позами йоги.

Название асан в йоге с изображениями таблица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here