Последовательности виньясы аштанга йоги

Самое главное по теме: "последовательности виньясы аштанга йоги" с полным пояснением от профессионалов.

Последовательности виньясы аштанга йоги

Йога как система психофизического развития человека появилась давно: последние открытия археологов показывают, что этой науке не мене 5000 лет. По одной из версий, она возникла в долине реки Инд на северо-западе Индии во времена ариев. Йога упоминается в ранних сборниках индоарийских священных гимнов — «Яджурведе», «Ригведе», «Самаведе».

Йога — одна из 6 основных философских систем (школ) Индии. Мировоззрение йоги близко мировоззрению школы санкхьи, однако йога носит более практический характер, более полагаясь на непосредственный опыт, чем на размышления и анализ. Основная задача йоги — полное раскрытие потенциала человеческого сознания, постижение истинной природы вещей.

Учения йоги до последнего времени передавались исключительно от учителя к ученику, поэтому до нас дошло совсем немного текстов о йоге, да и эти книги невозможно читать без глубокого комментария (желательно — личного). Ниже представлена линия преемственности учителей (санскр. парампара), благодаря которым традиция йоги сохранилась и стала доступной современным людям.

Риши Патанджали

Риши (великого мудреца) Патанджали считают систематизатором йоги. В тексте «Йога-сутры», сборнике кратких афоризмов, он описал методы восьмиступенчатого пути йоги, получившего название Аштанга йога (санскр. «аштау» — «восемь»). Цель этого пути — постижение человеком своей истинной природы. Патанджали разбил систему на 8 ступеней, каждая из которых содержит определенные техники для развития тела и сознания. Среди них — всем известные асаны, устраняющие загрязнения на уровне физической оболочки.

Изучать «Йога-сутры» самостоятельно очень трудно, так как каждая сутра — это поучения в закодированном виде, и, чтобы разобраться в них, нужен ключ, который можете передать только опытный и сведущий наставник. Во времена Патанджали знания передавались напрямую от учителя к ученику, и система «кодировки» информации позволяла избежать ее попадания к несведущим людям, которые могли неправильно понять услышанное и использовать во вред себе или другим.

О Патанджали известно немного. Время жизни датируется весьма приблизительно — начало нашей эры. Патанджали был великим ученым, и написал фундаментальные труды по математике и санскриту. Перед каждой практикой мы благодарим его за оставленное нам учение.

Риши Вамана

Ваманариши — автор знаменитого текста «Йога-корунта». Говорят, что трактат был создан 2000 лет назад. Копию, написанную на пальмовых листьях, передал Кришнамачарье его учитель, Рамамохан Брахмачари. Тот впоследствии обучил этой системе Паттабхи Джойса.

В первой части текста описывались асаны и принципы практики йоги, а вторая содержала комментарии на «Йога-сутры» Патанджали. Асаны были представлены в определенной последовательности, и выполнять их следовало обязательно в комбинации с особым дыханием, виньясасми, бандхами и дришти. Представленная в книге практика содержала в себе все восемь ступеней йоги, о которых говорится в «Сутрах» Патанджали, и поэтому называть ее стали «Аштанга йога».

Наиболее известным постулатом из трактата Ваманы стали слова «О йогин! Не делай асану без виньясы». По утверждению Риши, виньяса геренрирует внутреннее тепло, запускает процессы очищения внутренних органов и нервной системы, переводит ум в медитативное состояние.

К сожалению, манускрипт не сохранился: его съели муравьи и термиты. Однако благодаря Паттабхи Джойсу и его ученикам эта практика сохранилась и продолжает приносить пользу многим.

Шри Тирумалай Кришнамачарья (18.11.1888-28.02.1989)

Шри Кришнамачарья родился в Южной Индии, в деревне Мучукунда, в браминской семье. В юности изучил много индийских языков и санскрит, получил полную браминскую подготовку. Некоторое время провел в Варанаси, где брамины традиционно повышали свое образование. Затем у Кришнамачарьи пробудился интерес к хатха-йоге и энергетическим практикам, и учитель посоветовал ему поехать в Тибет, к гуруджи Рамамохану Брахмачари, который жил в пещере на берегу тибетского озера Манасаровар. Кришнамачарья провел у него 7 лет, изучая практику и теорию хатха-йоги, получил знания о йогатерапии. Вообще, его интересы были столь разносторонними, что его нередко называют «Леонардо от йоги».

По прошествии времени учитель отправил Кришнамачарью назад в Индию — распространять и преподавать йогу. Наказал ему жениться и завести семью, чтобы показать, что йога – не только для отшельников, практиковать может любой. Для того времени это, прямо скажем, была непростая задача, так как интерес к йоге в Индии угас, и практикующих можно было пересчитать по пальцам. Кришнамачарья выполнил пожелание гуру: женился, вернулся в Калькутту, где ещё 2 года изучал аюрведу, а затем начал учить на юге Индии: давал уроки йоги, устраивал публичные демонстрации, и лечил методами аюрведы и йогатерапии. Однажды к нему за помощью обратился правитель города Майсора — махараджа Водияр, страдавший от серьезной болезни. Кришнамачарья полностью восстановил его здоровье, и в благодарность махараджа подарил ему зал, где Кришнамачарья учил и лечил в 30-е годы. Так появилась майсорская школа йоги.

Кришнамачарья всеми силами стремился сделать йогу доступной для всех, вывести ее за ворота закрытых ашрамов и монастырей. Он первым стал учить женщин асанам и мантрам, хотя многие брамины были против. (Одной из первых известных западных учениц Кришнамачарьи стала Индра Деви, русская жена шведского посла, которая потом много лет сама преподавала йогу).

Кришнамачарья прожил 101 год и оставил после себя грандиозное наследие, из которого выросла современная хатха-йога, ставшая, благодаря его усилиям, доступной каждому.

У Кришнамачарьи было два широко известных ныне ученика: Паттабхи Джойс и Б. К. С. Айенгар. Поскольку мы рассказываем об Аштанга йоге, здесь мы поговорим только о первом, ведь именно Паттабхи Джойсу Кришнамачарья передал эту методику.

Паттабхи Джойс (26.07.1915-18.05.2009)

Гуру Аштанга йоги был родом из браминской семьи, жившей в Карнатаке (штат на юге Индии). В молодости он приехал в Майсор поступать в колледж санскрита, и случайно увидел на улице Кришнамачарью, который демонстрировал возможности йоги. Это произвело на него огромное впечатление, и он стал учеником гуруджи. 30 лет Паттабхи Джойс был студентом, а затем и учителем в его школе.

Паттабхи Джойс, следуя наставлениям учителя, всю жизнь преподавал Аштанга йогу в той форме, которую прлучил от Кришнамачарьи. Основы стиля он описал в своей книге «Йога Мала». До конца 60-х годов учеников у него было совсем немного, однако в начале семидесятых в Индию хлынул поток американских дауншифтеров, уставших от идеологии массового потребления. Некоторые из них очень заинтересовались йогой, которой учил Паттабхи Джойс. Среди наиболее известных его учеников — Дэвид Свенссон, Андре ван Лисбет, Ричард Фримен, Дэвид Уильямс. Последний организовал поездку Паттабхи Джойса по США в 1975 году, и с этих пор эта драгоценная методика стала доступна и открыта для всех.

Читайте так же:  Батарея на планшет леново йога

Последовательности виньясы аштанга йоги

Асаны Аштанга йоги образуют единую последовательность, разбитую на три серии (третья, в свою очередь, еще на четыре) по характеру воздействия поз на организм.

Первая (начальная, или основная) серия называется йога-чикитса или рога-чикитса (roga — недомогание, болезнь; cikitsa — терапия). Сюда входят асаны, помогающие оптимизировать работу тела, избавиться от имеющихся болезней и предотвратить новые. Уходит лишний вес, исчезают хронические боли, улучшается кровообращение, очищаются внутренние органы, развивается способность концентрировать и удерживать внимание. Человек становится здоровым, гибким, сильным и уравновешенным.

Вторая (промежуточная) серия — нади-шодхана (nadi — энергетические каналы в теле; sodhana — очищение), предназначена для очищения нади, или нервной системы.

Третья (продвинутая) серия получила название стхира-бхага (sthira — устойчивый, неизменный; bhaga — часть, место), что переводят как «достижение внешней и внутренней силы и гармонии». Чтобы практиковать Третью серию, требуется большая сила и гибкость, контроль дыхания и бандх, стабильность ума. Тело становится необычайно легким и крепким, сознание — устойчивым и восприимчивым.

Каждую серию необходимо осваивать планомерно, шаг за шагом. Нужно научиться выполнять каждое движение и удерживать асаны, не испытывая дискомфорта и сохраняя спокойное равномерное дыхание. Только после этого можно двигаться дальше. В противном случае неподготовленные тело и сознание будут расходовать энергию вместо того, чтобы накапливать. Йога бесполезна, если пропускать сложные элементы, пренебрежительно относиться к очередности асан и виньяс, технике и дыхания и другим элементам. Все это негативно отразится на мышцах, нервной системе и сознании, и может сильно замедлить движение по пути.

Как устроены серии

  1. Любая серия начинается с Сурья-Намаскара A и В. Это идеальная техника для разогрева и пробуждения тела. Обычно выполняют 5 первых и 3-5 вторых — в зависимости от климата и состояния тела.
  2. Асаны стоя. Этот блок есть во всех сериях. Это фундамент всего, что делается далее, и пренебрегать им ни в коем случае нельзя.
  3. Асаны сидя. Эта часть в каждой серии меняется.
  4. Завершающая часть — перевернутые асаны (начиная с Саламба Сарвангасаны).

В каждой серии асаны расположены таким образом, что предшествующая поза подготавливает тело к следующей. Поэтому пропускать позы или заменять одни на другие нельзя. Если человек не в состоянии выполнить полный вариант асаны, можно сделать подготовительный или упрощенный.

Кроме того, как было сказано выше, серии Аштанга йоги оказывают на тело и сознание определенный эффект. Однако он достигается, только если мы сохраняем последовательность в целостности, не меняя ее по своей прихоти.

Хатха-йога с элементами аштанга-виньясы

Занятия по видеозаписи

Занятия завершены

Занятие начнётся через

Длительность

Занятие по видеозаписи

С элементами стилей

Что нужно для занятия

«О, Йогин! Не делай асану без виньясы!» – повествует древний индийский трактат «Йога Корунта».

Дословно с санскрита слово «виньяса» переводится как ‘укладывать в определённом порядке’.

Ключевое правило «виньясы»: движение следует за дыханием. Движение стартует с началом дыхания и длится столько, сколько длиться вдох (или выдох). За счёт синхронизации движения с дыханием набор асан превращается в единый поток, практика становится медитацией в движении.

Аштанга-виньяса йога является одной из самых эффективных и мощных практик Хатха-йоги, известной в настоящее время, действие которой проверено годами.

Целительная сила йоги многократно доказана опытом. Болезни, которые современная медицина признаёт неизлечимыми, поддаются лечению йогой. Кроме внешнего воздействия на тело, такого, как тонус и вытяжение мышц, а также развитие физической силы, каждая асана имеет определённое положительное воздействие на внутренние органы, а ровное и спокойное дыхание в асанах позволяет нормализовать обменные процессы в организме. После очищения и оздоровления физического тела происходит очищение сознания и ума. Однако первоначальные процессы, связанные с физической подготовкой тела, требуют регулярной практики и соблюдения дисциплины.

Практикуя ради практики, а не для достижения какого-либо результата, занимающийся заново открывает свой полный потенциал на всех уровнях человеческого сознания: физическом, психологическом и духовном. Благодаря практике правильного дыхания (уджджайя пранаяма), позы (асаны) и фокусирования взгляда (дришти), мы обретаем контроль над чувствами, глубокое самосознание, устойчивое тело и стабильный ум.

На наших занятиях по вторникам мы будем делать упор на классическую Хатха-йогу, направленную на специализированную проработку и раскрепощение различных отделов тела, а по четвергам мы будем практиковать Аштанга-виньяса Йогу по традиции Ш.К. Паттабхи Джойса.

Данные практики подойдут как для новичков, которые ещё никогда не занимались йогой, так и для опытных практиков, т.к. на занятиях даются разные уровни сложности.

Во время практики вы всегда можете задать интересующие вас вопросы в режиме реального времени.

Бикрам йога, видеоуроки по йоге, техники медитации

Видеоуроки по аштанга-виньяса йоге

Добрый день, друзья!

Продолжаю публиковать для вас качественные видеоуроки по различным стилям йоги. Сегодняшняя статья посвящена аштанга-виньяса йоге в традиции Шри Кришна Паттабхи Джойса.

Дело в том, что пару месяцев назад я сама заинтересовалась этим направлениям и начала регулярно заниматься дома, используя видеоуроки, которыми спешу поделиться с вами. Мне очень нравится совмещать бикрам йогу и аштанга-виньяса йогу, эти два направления прекрасно дополняют друг друга и делают мою практику более завершенной.

Я занимаюсь по первой последовательности аштанга-виньяса йоги (всего их шесть), но стараюсь выполнять асаны в более продвинутом виде. Не забывая про дыхание (по-моему мнению, самый важный аспект в этом стиле йоги), удержание бандх (сокращение определенных мышц) и фиксации внимания на правильных точках (дришти). Что довольно не просто для новичков.

Итак, первое видео, которое я стала использовать, это урок для начинающих с Михаилом Константиновым, который меня очень вдохновил на практику аштанга-виньяса йоги. Доступное изложение теоретического материала, отличный темп урока, практические рекомендации Михаила предоставляют возможность начать заниматься даже неподготовленной публике.

Данное занятие хорошо подходить именно для новичков, потому что Михаил сначала предлагает более простые варианты выполнения асан, и если получается выполнить их без затруднений, показывает более сложные продвинутые варианты.

Позанимавшись более месяца по этому видеоуроку, я начала искать в интернете другие видео, чтобы внести некоторое разнообразие в свою практику. Нужно отметить, что качественных видеоуроков именно по аштанга-виньяса йоге не так много.

Читайте так же:  Йога на таганке для начинающих

Следующее видео, на которое я обратила внимание — это курс аштанга-виньяса йоги с Павлом Романовым. Бесплатно доступен только урок для продолжающих, более опытных практикующих, вы можете его видеть ниже. По-моему мнению, он прекрасно подойдет тем людям, которые отлично освоил предыдущий урок с Михаилом Константиновым.

То есть если вы с легкостью выполняете урок Михаила, при этом правильно дышите, удерживаете бандхи, соблюдаете концентрацию на дришти, чувствуете себя уверенно и готовы идти дальше, то переходите к уроку с Павлом. Здесь вы не найдете объяснений и комментариев, занятие проходит динамично, все асаны выполняются в более сложных вариантах.

И уже для опытных практикующих рекомендую видео с самим Шри Кришна Паттабхи Джойсом. Они на английском языке, но на них вы можете наглядно увидеть, как правильно выполнять асаны, потому что в съемках участвуют его ученики с прекрасной практикой.

Я думаю, эти видеоуроки помогут вам на первом этапе ознакомления и освоения стиля аштанга-виньяса йоги. После чего, я, например, планирую сделать распечатку всей первой последовательности и, используя ее в качестве шпаргалки, заниматься сама в своем темпе под хорошую музыку.

Аштанга-виньяса йога 1 последовательность в картинках.


Я желаю вам прекрасной практики!

Что такое аштанга виньяса йога?

Аштанга-виньяса йога – это динамичная практика йоги, представляющая собой определенную последовательность асан йоги (упражнений хатха-йоги), соединенных виньясами, сопровождаемая удержанием бандх и дришти.

Особенности и определения

В данном определении даны все отличительные черты данного метода:

Практика представляет собой строго определенную последовательность асан, объединенных в серии. Серии содержат в себе асаны по возрастающей сложности и имеют определенную направленность по воздействию на организм.

Переход от одной последовательности к другой возможен только после полного овладения предыдущей серией, в противном случае неподготовленный организм может быстро истощиться и вместо накопления энергии и здоровья вы получите травмы, плохое настроение и общее самочувствие.

Первая серия называется йога чикитса (йога исцеления от болезней), которая считается йогой для начинающих и содержит базовые позы, овладение которым позволит оздоровить тело и организм.

Практически все, кто начинают регулярно практиковать первую серию, отмечают постепенное снижение веса, улучшение общего самочувствия и настроения, бесперебойное функционирования органов ЖКТ. Многие асаны носят стимулирующий эффект, разгоняется кровь, что также ведет к избавлению от токсинов.

Вторая серия – нади шодхана (очищение энергетических каналов) предназначена для исцеления нервной системы, но также представляет собой последовательность асан.

Первые две серии считаются базовыми, и овладение ими дарует гармоничную жизнь, крепкое здоровье и нервы, устойчивое эмоциональное состояние.

Третья и последующие последовательности (всего их 5, по некоторым источникам – 6), считаются продвинутыми и их рассмотрение имеет смысл только после полного освоения первых двух серий (на усвоение которых уходят годы, и даже десятки лет).

Виньяса – это движение, синхронизированное с дыханием. Каждую асану удерживают, как правило, от 5 до 25 дыханий. Виньясы помогают распределить в организме энергию, сгенерированную во время выполнения определённой асаны, и обеспечивают поток – непрерывное и плавное перемещение тела из одной асаны в другую.

Считается, что приставка «виньяса» стала употребляться только на западе, для более явного различения и обозначения метода аштанга йоги (в узком смысле), распространявшегося гуру Ш.К. Паттабхи Джойсом.

Шри Кришна Паттабхи Джойс – ученик Ш.Т. Кришнамачарьи (также учеником Кришнамачарьи и автором отдельного авторского направления йоги был Б.К.С. Айенгар). В настоящее время традиция аштанга-йоги поддерживается сыном Паттабхи Джойса – Р. Шратом Джойсом, проживающих и преподающим йогу в Индии. Каждый год сотни студентов стремятся попасть на классы к Шарату Джойсу для получения или поддержания квалификации (права называться) преподавателя йоги.

Бандхи – это действие, связанное с давлением или напряжением определенных мышц, олицетворяющих энергетические замки в теле человека. Другими словами, удержание бандх означает направлять блокировку и перемещение праны в определенные области. Удержание бандх позволяет сохранять устойчивость асан и направлять движение праны (энергии) в нужном направлении.

Дришти – это техника концентрации внимания и взгляда в определенной точке.

Удержание бандх и дришти является залогом успеха выполнения не только сложных асан, но и начальных.

Основополагающей мыслью практики аштанга йоги для начинающих является необходимость доведения до совершенства начальных асан, после чего можно приступить к практике более сложных упражнений.

Такой метод воспитывает решимость практиковать и терпение. Известно, что многие продвинутые йоги в начале пути могли повторять начальную последовательность упражнений годами, прежде чем получили благословение гуру практиковать более сложные последовательности.

Шарат Джойс в своих трудах всегда уточняет, что главное встать на коврик и практиковать столько, сколько на сегодняшний день может организм, и нужно быть благодарными за то, что сегодня вы в принципе смогли практиковать.

Форматы для начинающих

Аштанга-виньяса йога практикуется в двух стилях: майсор-классы и led-классы.

Майсор-классы

Майсор-классы – это самостоятельная практика каждого ученика, учитель выступает наблюдателем и может корректировать асаны во время практики; такая практика возможно не только в йога-студиях и школах, но и самостоятельно дома – без учителя. Это уникальный формат практики, характерный только для аштанга йоги.

Преимущества и особенности практики в стиле «майсор-класса»:

личное внимание со стороны учителя (если практика проходит не самостоятельно): индивидуальная помощь учитывает персональные потребности и особенности студентов, что практически невозможно в классах, где все занимаются под общие инструкции. Учитель уделяет вам столько времени, сколько нужно.

Видео (кликните для воспроизведения).

движение в своем ритме: вы можете тратите больше времени на асаны, которые даются сложнее, у вас есть возможность углубить практику тех асан, которые требуют больше времени с учетом текущего состояния организма;

повышенная концентрация на собственной практике, а не пассивное слушание учителя и автоматическое выполнение асан;

каждый практикует в своем темпе и свою последовательность асан (например, в рамках одного класса могут практиковать и начинающие, и продвинутые йоги – ограничений нет), поэтому, психологически новичкам может быть комфортнее в таком классе — меньше сравнения «с соседом» и никакой «спортивной конкуренции»;

групповая динамика: есть что-то особенное в практике в классе, полном людей. В таких классах есть ощущение «энергии»: дыхание практикующих, движение их тел дает ощущение тепла. Эта волшебная «энергия» проходит через всю практику и заряжает всех присутствующих.

мобильность: можно практиковать в любом месте, в любое время. Вам не нужен специальный инвентарь (ремни, блоки и т.п.) или даже коврик. Вам нужно только пространство. Это символичное напоминание о том, что йога не связана материальным миром. Вы не зависите ни от чего и ни от кого, кроме себя — вашего тела и дыхания.

Читайте так же:  Что полезнее цигун или йога

Кому подходят занятия в стиле майсор-класса?

Новичкам, а также продвинутым практикам – то есть всем, кто занимается йогой.

Led-классы – это практика последовательности под руководством учителя, который ведет счет виньяс и задает ритм дыхания.

Особенности практики в стиле «led-класса».

практика ведется под счет учителя (как правило, счет ведется на санскрите, для динамики может также использоваться метроном);

учитель может напоминать во время практики о точках дришти и какие нужно удерживать бандхи, но никаких инструкций по вхождению или удержанию позы не следует;

такой стиль практики представляет собой своеобразный эталон – если вы можете выполнять последовательность в заданном ритме, то считается, что вы можете осваивать дальнейшие последовательности.

Кому подходят занятия в стиле led-класса?

Студентам, имеющим навыки выполнения асан практикуемой последовательности, а также продвинутым практикам.

Общая структура асан

обычно практика начинается с мантры – благодарности учителям йоги. Мантры в начале и в конце практики позволяют настроиться на практику, поблагодарить учителей и весь мир; произносятся на санскрите самостоятельно либо повторением после учителя.

любая из серий начинается с последовательности Сурья Намаскар А (5 повторений) и Сурья Намаскар Б (три-пять повторений);

после второго шага практикующий начинает одну из серий, которая всегда включает:

a. асаны стоя – основа любой последовательности, пропускать которую нельзя;

b. асаны сидя – меняются в зависимости от последовательности;

c. перевернутые асаны (заключительная последовательность).

заканчивается практика мантрой, закрывающей практику;

в конце практики обязательно выполняется Шавасана (поза мертвеца).

Подытожим: аштанга йога – это философская система йоги, включающая в себя помимо физических упражнений и дыхания, также регуляторы других сфер жизнедеятельности человека. Аштанга-виньяса йога – метод (совокупность инструментов и правил их применения) практики аштанга йоги, которые мы применяем непосредственно встав на коврик.

Первый шаг к Аштанга-виньяса йоге: что нужно знать?

Уровни практики и советы по безопасному вхождению в нее.

Практикуя йогу более 4 лет, я вдруг захотела попробовать новое для себя направление, которое раньше упорно избегала в силу его жесткого характера – аштанга виньясу. Согласно философии этой школы, йогу не надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги.

Не то что бы я полюбила аскезу и работу на пределе своих возможностей, просто очень уж привлекательными показались мне результаты, которые обещает эта практика: идеальная форма тела, гибкость и сила, покой в уме, а главное, умение управлять своим вниманием, которого мне очень не хватает. Впрочем, более подробно обо всех бонусах аштанга виньясы я расскажу чуть позже…

Итак, будучи наслышанной о суровости метода, я решила получить максимально подробную информацию. В качестве эксперта я выбрала учителя йоги и знатока писаний из центра «Керала», Арья Мурти. Возможно, то, что мне удалось узнать в ходе нашей беседы будет полезно еще кому-то для успешного начала практики Аштанга виньяса йоги.

О традиции

На Западе многие считают, что стиль был создан учителем йоги Паттабхи Джойсом, среди учеников которого было немало известных личностей – Мадонна, Стинг и многие другие. Однако это не совсем так. Действительно, Шри Паттабхи Джойс сформулировал и систематизировал Аштанга-виньясу как отдельное направление, но знания он получил от своего прославленного гуру, пожалуй, самого известного йога 20 столетия Шри Кришнамачарьи, который в с свою очередь взял его из древнего первоисточника, священного текста Йога Корунта, автором которого является мудрец Шри Вамана. Сегодня благодаря Паттабхи Джойсу миллионы людей по всему миру практикуют этот стиль, трансформирующий тело и сознание.

Элементы практики аштанга виньясы

  • Асаны – позы. Являются базисом Аштанга виньяса йоги, как и всех остальных видов Хатха-йоги.
  • Виньясы – движения, соединяющие асаны в единый поток.
  • Уджаи – особый вид дыхания со звуком, задействующий горловую область.
  • Дришти – фиксация взгляда на одной точке, основной метод управления вниманием.
  • Бандхи – «замки». Всего их три: мула бандха (корневой замок), удьяна бандха (замок в области живота) и джаландхара бандха (горловой замок).

Уровни практики

Аштанга виньяса йога имеет три серии, различающиеся уровнем сложности. Пожалуйста, не думайте, что имея базу в йоге или просто хорошую физическую подготовку, вы сможете пропустить один из них, сразу перескочив на средний, или тем более продвинутый уровень. Залог успеха в аштанга йоге – системный подход.

Первая серия называется Кайя Чикитса, или Йога Чикитса. Чикитса в переводе с санскрита означает «исцеление». Йога Чикитса – это «лечение йогой», последовательности асан начального уровня, направленные на очищение и оздоровление физического тела. Эта серия cчитается самой главной, ведь на ней строится понимание всех последующих серий.

Второй серия – Надишодана, состоит из асан и виньяс среднего уровня для очищения неосязаемых энергетических каналов тела.

Третья серия, Стхира Бхага, предназначена для продвинутых пользователей и в свою очередь так же имеет свою градацию – подуровни А, B, C, D. Но о них мы не будем говорить в суе.)))

Советы по безопасному вхождению в практику от Арья Мурти:

Эффект практики

Как и обещала, подробно описываю эффект от практики аштанга виньясы, оперируя теперь уже всеми необходимыми терминами:

Я описала лишь некоторые из бонусов практики, которые показались лично мне наиболее ценными, на самом же деле, по словам Арья Мурти, они бесчисленны.

В общем, если по прочтению моей скромной заметки вы вдохновитесь начать практиковать аштанга виньясу, пожалуйста, отнеситесь внимательно к финальным советам:

  • определите свои физический, психологический и духовный уровень – не пытайтесь перескочить сразу на более высокий уровень без достаточной базы;
  • будьте серьезны и осознанны в своей практике;
  • найдите квалифицированного учителя, поскольку любое знание передается без искажений только в цепи ученической преемственности;
  • будьте упорны в работе над собой;
  • ставьте цели и прилагайте усилия в их достижении;
  • получите максимум пользы;
  • наслаждайтесь процессом практики и внутренним спокойствием, которое она вам непременно принесет.

Аштанга Виньяса йога

Термин «аштанга» означает «восемь основ» и восходит к восьми основным принципам этого вида йоги. Это динамическая практика, состоящая из последовательностей асан, которые плавно переходят одна в другую через виньясы (последовательности движений, сопровождаемые дыханием). Для всех поз установлено определенное количество виньяс. Виньясы сильно разогревают тело, заставляют кровь бурлить, что способствует очищению внутренних органов и самой субстанции от загрязнений и токсинов. Благодаря тому, что значительно усиливается приток крови к тканям и суставам, выполнение асан становится более комфортным и безболезненным. Одновременно выполняются пранаяма (специальное дыхание) и бандхи («энергетические замки», то есть напряжение и сжатие определенных частей тела). Кроме того, параллельно нужно концентрировать взгляд на различных зонах тела (эта техника называется «дришти»). Во время практики следует стремиться к спокойному, медитативному состоянию ума. Таким образом, упражнения аштанга йоги связывают воедино тело, дыхание и внимание.

Читайте так же:  Пробуждение тела йога с нуля каруна рам

Занятия Аштанга Виньяса йогой помогут набрать отличную спортивную форму, направить в нужное русло избыточную энергию, что чрезвычайно важно в подростковом возрасте. Вместе с тем Аштанга Виньяса йога привносит успокоение ума, разрешение внутреннего конфликта и, соответственно, возможность услышать себя и окружающих. Аштанга Виньяса йога предполагает очищение нервной системы и органов восприятия. Органы чувств не обучены концентрации, внимание хаотично, а тело находится во власти дурных привычек и лени. Однако благодаря постоянной практике Аштанга Виньяса йоги можно научиться их контролировать.

Правильно подобранная программа обучения основана на поэтапном внедрении в личную практику всех составляющих и тонких нюансов стиля. Это позволяет постепенно расширять диапазон асан, а новичкам избежать травм и сильных физических нагрузок. Традиционно занятие начинается с пения мантры, затем ученики выполняют комплекс Сурья Намаскар. В продолжение всей практики поддерживается Уджайи (победоносное дыхание) вместе с легкой уддияна-бандхой. Класс для начинающих отличается несколько замедленным темпом и более подробными объяснениями. Новички не выполняют полностью первую серию, которая состоит из 90 поз. Они доходят только до Навасаны, после которой приступают к заключительному блоку. В заключительный блок входит стойка на голове (Ширшасана).

Кто может практиковать Аштанга Виньяса йогу: поскольку в аштанга виньяса йоге асаны выполняются в довольно высоком темпе, этот метод больше подходит для молодых и здоровых людей.

Последовательности виньясы аштанга йоги

В переводе с древнего санскрита «восемь основ дыхания и движения»

Основателем этой школы являлся Паттабхи Джойс, возглавлявший институт этой йоги в Майсуре, Индия. После его смерти в 2009 году, дела перешли его внуку Шарату Рангасвами. Согласно Джойсу, йогу не надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги.

Аштанга-виньяса является динамической практикой йоги, которая включает в себя строгие последовательности асан, связанных между собой комплексами движений — виньясами, и выполняемых совместно с особой дыхательной техникой – «уджайи», мышечными замками – «бандхами» и концентрации внимания, взора – «дришти». В идеале, во время выполнения всей практики сохраняется полная концентрация «дхьяна».

Тренировки проходят по шести базовым уровням, начиная с первой последовательности. Каждая следующая последовательность сложнее предыдущей. Когда определенная последовательность в идеале освоена, ученик может переходить ко освоению следующей и так далее. Первые два уровня сложности называются Йога Чикитса и Нади Шодханаили, на их изучение у учеников уходит несколько лет. Остальные четыре последовательности смогут освоить далеко не все.

Главный эффект от занятий Аштанга Виньяса йогой — очищение. Внутри человека «вспыхивает огонь» и при обильном потоотделении выводятся из организма все вредные вещества. Следом за телом приходит в норму нервная система и органы чувств.

Паттабхи Джойс считал, что человек должен отчистить себя от 6 ядов: зависть, гнев, желание, жадность, обман, лень. Согласно учению тот, кто будет усердно практиковать йогу, сможет внутренним огнем вытопить из своего тела эти негативные элементы и стать открытым для Бога.

isoul пространство

В современном мире есть все для удовлетворения запросов тела и ума, а есть ли место для души? Мы приглашаем вас в пространство, где для каждой души есть уникальное пространство. Йога (основные виды), йогатерапия, цигун, тайцзицюань, мастер-классы, боевые искусства, танцы. Выбирайте!

Последовательности виньясы аштанга йоги

Среди всех систем Хатха йоги, Аштанга Виньяса йога является, пожалуй, самой систематизированной и строгой. Появившись как самостоятельная дисциплина лишь в начале двадцатого века, Аштанга йога берет свое начало в древнем знании, передаваемом из уст в уста по цепи преемственности учителей.

Статья, представленная вашему вниманию ниже, объясняет важнейшую санскритскую терминологию и систему, по которой выстроена практика Аштанга йоги, а также причину, по которой йога, ведущая ученика от развития своего тела к просветлению, согласно учению Аштанга Виньяса должна быть дисциплиной строгой и последовательной.

Основные принципы Аштанга йоги сформулированы мудрецом Вамана Риши в «Йога Корунте» – древнем писании, где наряду с философией содержатся и описания различных групп физических упражнений – асан, и исключительные наставления к выполнению более тяжёлых техник: виньясы, дришти, бандхи и мудры. В начале 1900х годов духовный учитель Рама Мохан Брахмачари передал знание «Йога Корунты» одному из своих наиболее одарённых учеников — Шри Т. Кришнамачарье, который впоследствии стал учителем Паттабхи Джойса – всемирно известного мастера, «отца» Аштанга йоги. Так, получив в 1927 году сокровенное знание, Паттабхи Джойс с 1948 года обучал мастерству Аштанга йоги в своём Йога Шала – исследовательском институте Аштанга йоги, расположенном в Индийском Штате Майсор, строго сохраняя священные традиции практики, установленные в данной Гуру Парампаре (Цепи преемственности духовных наставников).

«Аштанга йога» дословно переводится, как «восьмиступенчатая йога». Связано такое название с тем, что по определению мудреца Патанджали, написавшего Йога Сутры, путь внутреннего очищения, увенчивающийся раскрытием своего истинного «Я», состоит из восьми духовных практик. Аштанга Йога

Восемь ступеней – основополагающий принцип развития любой практики йоги, однако следует понимать, что йога многогранна, и нет одного единого понимания, одной единственной истины, одного учения. Различные направления йоги расставляют акценты на тех или иных аспектах практики согласно своим философским воззрениям и целям. Так, Кундалини йога акцентирует внимание на поднятии энергии, Враджа йога уделяет особое внимание вытяжению и расслаблению, а практика Йога Нидры основана на глубокой медитации.

Согласно учению Аштанга йоги, первые четыре ступени – яма, нияма, асана и пранаяма – считаются внешними очистительными практиками. Паттабхи Джойс наставляет: ошибки во внешней практике исправимы, тогда как ошибки во внутренних очистительных практиках – пратьяхаре, дхаране и дхьяне – неисправимы, и если ученик не следует оригинальному методу Аштанги йоги, то они способны нанести вред неокрепшим телу и уму ученика. Именно поэтому необходимо понимать тонкости внешних практик и доводить до совершенство свое владение ими, прежде чем переходить к более тонким и сложным ступеням йоги.

Читайте так же:  Йога для повышения потенции у мужчин

Методологической основой Аштанга йоги непременно являются принципы классической йоги Патанджали, но Аштанга предлагает строго систематизированный подход к учению. Практикующему необходимо знать, что «йога» в первую очередь означает «управление умом». Первые два шага на пути управления умом – беспрекословное следование нравственным предписаниям, Ямам и Ниямам (подробнее, Вы можете прочитать тут: http://isoulclub.ru/blog/printsip-ahimsy-absolyutnoe-nenasilie-ili-otreshyonnost/). Однако следует понимать, что следование первым ступеням неосуществимо до тех пор, пока тело и органы чувств слабы и подвержены влиянию внешних раздражителей. В этом отношении Аштанга йога бескомпромиссна: ученику необходимо начать путь практики с развития своего тела – практики асан, чтобы сделать тело сильным и здоровым. В здоровом теле органы чувств находятся в состоянии покоя, и благодаря этому практикующему легче контролировать и успокаивать ум. Лишь обретя контроль над умом, ученик может перейти к постижению двух «первых ступеней» – Ямы и Ниямы.

Поза

Очищение и укрепление тела начинается с правильного выполнения асан. В Аштанга йоге асаны разделены на шесть серий: Начальная серия – Йога Чикитса -– обезвреживает и выравнивает тело. Средняя серия – Нади Шодхана – очищает нервную систему через открытие и очищение энергетических каналов. Продвинутая Серия – Нади Содхана состоит из четырёх ступеней, где все четыре направлены на объединение физической силы и отточенности взаимодействия тела, дыхания и мысли, что требует высшей степени смирения ума и гибкости тела.

Важно понимать, что в практике йоги, чтобы перейти на следующий уровень, необходимо достичь мастерства на предыдущем. Без серьезных усилий и почтения к практике Ямы и Ниямы, практика асан не принесёт должных плодов. Что же касается ежедневной практики асан, очень важно точно следовать порядку, так как каждая поза является приготовлением к следующей, создавая и развивая необходимые для следующей позиции силу и баланс.

Дыхание

Дыхание, основанное на Виньясе, называется Уджая – «дыхание победителя». Вдох – пурака – и выдох – речака – должны оставаться размеренными и спокойными, не превышая друг друга по длительности и интенсивности. С течением времени как длина, так и интенсивность вдоха и выдоха должны возрастать наряду с растяжением и силой мышц и гибкостью суставов. Длительность дыхания разжигает внутренний огонь и очищает нервную систему, успокаивая органы чувств.

Бандхи – самые важные составляющие дыхательный техники уджая. Бандха означает «замок» или «печать». Цель практики удержания бандхи – открыть энергию праны и направить её в 72 000 энергетических канала тонкого тела — нади. Мула Бандха – первый и важнейший из замков. Создаётся он «удержанием» или «сжатием» мышца тазового дна. Замок Удьяна Бандха – напряжение и сжатие нижних мышц живота. Оба замка «запечатывают» и сохраняют энергию, дают телу лёгкость, силу и здоровье, которые необходимы для поддержания в теле внутреннего огня. Мула бандха – «корневой замок» – удерживает прану внутри, а удьянабандха направляет энергию к верхним центрам тела по каналам нади. Следующий по важности «замок» – Джаладхара Бандха – горловой замок, который, благодаря позиции головы и дришти (пристального взгляда, сфокусированного на одной точке), может возникать сам по себе во время выполнения различных асан. Этот замок удерживает энергию праны и противостоит нарастанию давления в голове, возникающего во время задержек дыхания. Без контроля над замками, дыхательные практики не будут правильными и асаны не принесут никакой пользы.

Внимание

Дришти – взгляд в одну точку, когда внимание сфокусировано на каком-то объекте, – необходим для правильного выполнения асан. Существует девять различных точек концентрации внимания, например, концентрация на кончике собственного носа, взгляд в межбровье, на пупок или большой палец руки. Практика дришти успокаивает и очищает ум от волнения. Во время удержания асаны, ум должен быть сфокусирован на дыхании и соблюдении дришти, тогда получится достичь состояния глубокого сосредоточения, которое прокладывает путь для практик Дхараны и Дхьяны – шестой и седьмой ступени Аштанги йоги.

Обучение пранямам (последним из четырёх внешних очистительных практик: яма, нияма, асана и пранаяма) можно начать после того, как ученик освоил асаны и с лёгкостью их выполняет согласно всем предписаниям. Пранаяма означает «принимать силу жизненного ветра» путем правильного выполнения речаки (выдох), пураки (вдох) и кумбхаки (задержка дыхания). Только эти кирьи, практикуемые в сочетании с тремя бандхами (напряжениями мышц, замками) согласно всем предписаниям, приведут к правильной практике пранаямы. Практикуя асаны на протяжении многих лет с правильным исполнением виньясы (дыхание) и триштаны (концентрация внимания), ученик достигает необходимых ясность ума, спокойствия тела и чистоты нервной системы, для того, чтобы начать предписанную практику пранаямы. Благодаря пранаяме, ум удерживается в одном направлении и следует за дыханием. Пранаяма создаёт основу для внутренних очистительных практик Аштанга йоги.

Четыре внутренние очистительные практики Аштенги – Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи – приводят ум в полностью подконтрольное состояние. Когда очищение заканчивается и Вы обладаете исключительной властью над своим умом, шесть видов яда, окружающих Ваше сердце – кама (желание), кродха (гнев), моха (наваждение), лобха (жадность), матсарья (лень) и мада (зависть) – уйдут один за другим, открыв взору природу Вашего истинного, неотличного от вселенной «Я». Правильная и прилежная практика Аштанга йоги под руководством учителя «с приглушенным умом, освобождённым от влияния внешних и внутренних чувств» приводит практикующего, в конечном счете, к полной реализации восьми ступеней йоги Патанджали. Аштанга Йога

Данную статью можно рассматривать как руководство к практике Аштанга Виньяса йоги. Автор объясняет основные аспекты и правила практики первых ступеней йоги, освоение которых приводит ученика на путь к просветления. Аштанга предполагает самодисциплину и не дюжее усердие, ибо лишь путем стараний мы можем обрести высшее из благ, которые доступны практикующему йогу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо понимать, что тело, чувства и ум есть инструменты в руках практикующего, и надлежащее обращение с ними – основа для дальнейших, духовных практик, последних ступеней йоги Патанджали.

Последовательности виньясы аштанга йоги
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here