Принципы ямы и ниямы йога

Самое главное по теме: "принципы ямы и ниямы йога" с полным пояснением от профессионалов.

Сущность Ямы и Ниямы

П ринципы Ямы и Ниямы при их глубокой проработке по сути являются истинны ми качества ми реализованной в Боге души – теми качествами, которые должна проявлять душа, освобождённая от космической иллюзии .

Ахимса – Божественная Любовь

Сатья – Божественная Истина и Божественный Свет

Астея – Божественная Безграничность

Брахмачарья – Божественное Совершенство

Апариграха – Божественная Свобода и Вездесущность

Шауча – Божественная Чистота и Гармония

Сантоша – Божественная Радость и Блаженство

Тапас – Божественное Всемогущество

Свдхъяя – Божественное Сознание и Всеведение

Ишварапранидхана – Божественное Единство

В Боге все эти качества сливаются воедино . Н о чем дальше душа от Бога , тем больше между ними дистанция и человек мож ет иметь силу без любви, любовь без чистоты, чистоту без свободы, свободу без радости и т.д.

Чтобы не сбиться с Пути, своё духовное продвижение на каждом уровне н еобходимо постоянно сверять с этими десятью качествами , которыми должна обладать пробуждённая душа. По аналогии с трёхмерным пространством материального мира, где цель определяется тремя координатами, принципы Ямы и Ниямы – это десять координат духовного мира, точно указывающих конечную цель самореализации.
Медитация по зволяет осознать принципы Ямы и Ниямы на более глубоких уровнях и следовать им естественным образом.

Варианты аффирмаций для глубокой проработки Ям и Ниям:

Ахимса: Я – Божественный Мир, Божественная Доброта, Божественное Милосердие, Божественная Любовь!

Сатья: Я – Божественная Правда, Божественная Истина, Божественный Свет!

Астея: Я – Божественное Великодушие, Божественная Щедрость, Божественное Благополучие, Божественное Изобилие, Божественная Безграничность!

Брахмачарья: Я – Божественный Самоконтроль, Божественное Самообладание, Божественная Воздержанность, Божественная Умеренность, Божественное Совершенство, Безграничная Божественная Энергия!

Апариграха: Я – Божественная Свобода, Божественная Отречённость, Божественная Вездесущность!

Шауча: Я – Божественная Чистота, Божественная Ясность, Божественная Красота, Божественная Гармония!

Сантоша: Я – Божественная Радость, Божественная Удовлетворённость, Божественное Блаженство!

Тапас: Я – Божественна Устремлённость, Божественная Дисциплинированность, Божественное Всемогущество!

Свдхъяя: Я – Божественная Мудрость, Божественная Сосредоточенность, Божественная Самоуглублённость, Божественное Сознание, Божественное Всеведение!

Ишварапранидхана: Я – Божественное Смирение, Безграничная Искренняя Преданность Всевышнему, Божественное Единство!

(Или, например – Меня окружает Божественная Любовь, Божественная радость, Божественное Изобилие, Божественное Великодушие, Божественная Щедрость, Божественная Гармония и т.д.)

Таким образом Ямы и Ниямы хорошо запомина ю тся, глубоко осознаются и становятся естественными качествами практикующего.

Принципы ямы и ниямы йога

Классическая восьмиступенчатая йога, выглядит так:

1 Яма
2 Нияма
3 Асана
4 Пранаяма
5 Пратьяхара
6 Дхарана
7 Дхьяна
8 Самадхи

Как мы видим, первыми ступеньками классической йоги являются Яма и Нияма. На них и заострим свое внимание в данной статье. Это этическо-нравственные основы, это фундамент всевозможных духовных практик, фундамент Настоящей Йоги.

К сожалению, большинство современных йога — студий не говорят на данную тему. Некоторые учителя упоминают про это лишь вскользь, и только немногие заостряют на этой теме особое внимание.
Казалось бы «Подумаешь, пропустили пару ступенек, что с того?» Однако, пренебрегая этими ступеньками можно очень сильно испортить себе всю оставшуюся жизнь и даже попасть в психбольницу.

Существует 10 принципов Ямы и 10 принципов Ниямы, но мы рассмотрим основные 5 Ям и 5 Ниям, так как остальные естественным образом вытекают из первых.

Ахимса – не насилие (не причинение вреда)
Сатья – правдивость (не ложь)
Астея – не воровство (не присвоение)
Апариграха – не принятие (не накопление)
Брахмачарья – воздержанность чувственных наслаждений (не похоть)

Шауча – внешняя и внутренняя чистота
Сантоша – довольство, умиротворение
Тапас – контроль органов тела и состояний ума
Свадхьяя – изучение священных писаний
Ишвара Пранидхана – посвящение себя и своих дел Богу

Итак, начинаем разбираться. Вот мы посмотрели на принципы Ямы и Ниямы, запомнили, записали, но вот незадача – прочитали не значит прошли. И вообще, как это, практиковать яму и нияму? Что это такое? Ведь, например один из принципов ямы это ахимса (не насилие), «ну, так я никого не насилую». Значит, я прошел эту яму. Дальше сатья (правдивость), «я и так говорю всегда правду», астея (не воровство) «да, вы смеетесь, что конкретно я украл?», апариграха (не накопительство) «я не коллекционер, не Плюшкин, ничего я не накапливаю» и т.д. Поэтому я, по крайней мере, с Ямой уже справился. Проставил на листе галочки и пошел с чистой совестью практиковать асаны и пранаяму. «А что, имею полное право».
Хотя, конечно же, я никакую ступеньку не прошел. А как ее пройти? Где критерии? Непонятно. Очевидно же, что «чего-то тут не хватает».

2. Действия и мысли

Давайте разбираться. Наши тонкие тела постоянно пропускают через себя энергию — прану (рисунок 1).
Действия и мысли

Эта энергия необходима для жизни. В данном тексте будем называть ее «деятельность», ведь благодаря ей мы действуем в этом материальном мире.

Другая энергия называется манас (ум) или мысли.
ум

Эта энергия тоже подвижная, благодаря ей мы думаем/мыслим.
Энергия деятельности движется снизу вверх, через все энергетические вихри (чакры). Мысли же бывают хаотичными.
Важно понять тот факт, что эти две энергии очень сильно связаны друг с другом, если одна энергия находится в неспокойном состоянии, в такое же состояние приходит и другая. И наоборот. Доказательством тому, могут послужить известные фразы/изречения: «Куда мысль, туда и энергия (прана)» и «Успокоив дыхание, мы успокоим свой ум (мысли)». Таким образом, становится понятно, что прежде чем переходить к более сложным ступенькам йоги, необходимо научиться контролировать состояния ума и деятельность своего тела (органов своего тела).

Первые ступеньки йоги направлены на работу с энергией деятельности и энергией ума. Принципы Ямы говорят, о контроле мыслей в своей голове, а принципы Ниямы говорят, какие действия необходимо регулярно/периодически выполнять, чтобы убирать невежественные блокировки на пути движения энергии – праны.

4. Невежественные блокировки

«Для того чтобы победить врага, нужно узнать врага». Природа в нас заложила определенные механизмы, помогающие нам выживать и совершенствоваться. Но на определенной ступеньке эволюции эти механизмы становятся злейшими врагами, которые мешают нам развиваться дальше. Эти механизмы мы назовем невежественными блокировками, они располагаются на уровне первых пяти энергетических вихрей (чакр).
Главная невежественная блокировка это Незнание, из него произрастают остальные блокировки: отторжение и страсть, привязанность к материальности и эгоизм.

Рассмотрим невежественные блокировки немного подробнее. Что под ними подразумевается.

Отторжение3 Отторжение. Человек внутренне не принимает: какие-либо обстоятельства, ситуацию, другого человека или что-либо в этом материальном мире (и даже весь этот мир целиком). Он считает, что те или иные обстоятельства не должны с ним происходить (образно он отодвигает/отталкивает от себя руками то, что ему не нравится).
Если мы будем отталкивать от себя ситуацию — она по принципу маятника будет возвращаться обратно с еще большей силой, вызывая в нас еще больше непринятия/отторжения и, в конечном счете, может вылиться в гнев, злость, агрессию и т.д. Что мы и видим повсеместно… То есть, отталкивая от себя ситуацию – мы никогда не сможем ее решить.

4 Эгоизм. Человек не понимая свою природу, не понимая того, что все в этом мире принадлежит природе или Богу начинает присваивать/воровать (у природы) какие-либо достижения и т.д. Думая, что «Я достиг вот этого!», «Это принадлежит мне!», «Ведь Я этого достиг!», «Это Я такой хороший!» человек развивает в себе ложное эго (эгоизм), отдаляется от истинного себя, от своей истинной природы. Эгоизм развивает в человеке зависть, критику и ревность. Поэтому и с этой невежественной блокировкой необходимо разобраться.
Эгоизм

Читайте так же:  Йога для тазобедренных суставов асаны для раскрытия

5 Незнание. Подразумевается незнание и невежество в различном понимании. Человек не зная объективных законов природы, законов этого мира, естественным образом будет допускать ошибки в этом мире. Поэтому некоторые люди, замечая, что-либо нехорошее в жизни говорят «Все от незнания».

Теперь, когда мы рассмотрели невежественные блокировки, можно продолжать.

Когда ум или прана подвержены невежественным блокировкам, энергия начинает застаиваться/скапливаться на том или ином уровне (рисунок 2)
ум
Это ведет к приостановке нормального потока энергии в тонких телах, зацикленности на каких-то мыслях или действиях, и приостановке эволюции сознания. Поэтому, при помощи Ямы необходимо навести порядок в голове (не допускать определенные мысли), а при помощи Ниямы совершать благоприятные действия для правильного движения энергии, для ускорения эволюции.

… И Кришна сказал: “Для стремящихся к йоге
Я прежде уже указал две дороги:
Для жаждущих с Сущностью Вечной слиянья
Есть йога познанья и йога деянья…
«Бхагават-Гита» (перевод. С. Липкин)

Перейдём непосредственно к основным принципам Ямы, Ниямы.

Давайте рассмотрим (рисунок 3), какие мысли вредны для нашей эволюции? Накопление, похоть, вред, присвоение, ложь.
Чакры (Яма Нияма)
Мысли относящиеся к перечисленным темам необходимо стараться пресекать на корню. К сожалению, не знаю кому принадлежит следующее изречение «Вы не можете запретить птицам летать над вашей головой, но можете по крайней мере не дать им свить на вашей голове гнездо». То есть, мысли будут появляться, главное не давать им развития, не продолжать думать на эти, запрещенные принципами Яма, темы.
Апариграха
Апариграха — Если мы будем в мыслях накапливать привязанности к материальным вещам, людям, нашим достижениям, различной ненужной информации, то мы будем привязываться к этому материальному миру, а энергия будет застаиваться на Манипура чакре. Это будет вызывать в нас чувство жадности, скупости и т.д. Поэтому необходимо в мыслях не привязываться в этом мире ни к чему. Так же следствием жадности является болезнь – рак тех или иных органов.


Брахмачарья — Если мы будем допускать мысли о сексе, похоти, разврате, то мы будем поддерживать в себе качества страстей и желаний. Энергия будет скапливаться на уровне Свадхистана чакры, и через нее же выходить.
Энергия будет тратиться на похоть, или же (другая сторона этой чакры) на различные страхи. Поэтому необходимо не допускать таких мыслей. И энергия будет спокойно подниматься выше.
Действовать необходимо всегда по совести, но мысли пошлые допускать нельзя

Первые ступени Аштанга-йоги в практике асан. Яма и Нияма.

Аштанга-йога – это классическая йога, описанная мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах»- первой книге о Йоге, как о науке достижения просветления. До этой великой книги все знания передавались в устной форме от учителя к ученику, из поколения в поколение.

Начальные азы йоги Патанджали

Путь Аштанга-йоги состоит из восьми ступеней, которые и дали название системе: «аштау» на санскрите – восемь, «нга» — часть, опора. Восемь столпов, на которые опирается вся система йоги в целом. Первых две ступени: Яма и Нияма являются основой для дальнейшего продвижения вперед и вверх по лестнице саморазвития, без них дальше асан практик не пройдет и надолго застрянет на месте.

Принципы Ямы: моральные, общечеловеческие

Ахимса – отказ от насилия любого вида: над людьми, животными. Также важно не совершать насилия над своим телом и сознанием

Сатья – Правдивость: йогин всегда говорит правду, а если она принесет вред, то он просто промолчит

Астейя – Неприсвоение чужого или как трактует Библия: не укради

Брахмачарья – воздержание от излишеств, будь то еда, секс или материальные вещи

Апариграха – непривязанность в любом виде: ни к вещи, ни к человеку, ни к результату своего труда

Принципы Ниямы — личностные ограничения:

Шауча – чистота тела, мыслей, слов и поступков

Сантоша – удовлетворенность тем, что имеешь

Тапас— сознательные ограничения, аскезы

Свадхьхяя – самопознание, самообучение

Ишварапранидхана – действия во благо Вселенной (Бога, высшего разума)

Как применяются принципы Ямы в практике асан?

Если глубоко копнуть в практику асан, то и в ней явственно можно проследить присутствие первых двух ступеней, которые делают третью ступень (это и есть асаны – позы) не просто физкультурой или гимнастическими упражнениями с элементами акробатики, но мощной системой, направленной на познание тела, работы ума и сознания.

Первый аспект – Ахимса: учит уважительно относится к телу и не требовать от него невозможного, боль в процессе практики — это учитель, но не нужно доводить организм до крайностей, растягивая и скручивая тело в битве за новую асану.

Второе – Сатья: не обманываться насчет возможностей тела, дикими усилиями заставляя его скручиваться в желаемый жгут. Не обманывать себя в процессе ментальной работы: нужно набраться смелости и честно себе сказать: «Ты слабая, потому что ленивая», «ты толстый, потому, что много ешь», ты не можешь сделать Навасану, потому что у тебя слабая спина». Именно с таких мелких правдивых диалогов с собой начинается истинная Правдивость. Держать Сатью по отношению к другим легко, но вот быть честным с собой на все 100% намного сложнее.

Третий пункт Ямы – это Астейя: не укради плоды чужого труда (будь то присвоение авторства книги или слов песен, деньги за оплату работы или готовое изделие ремесла). Относительно асан это применить просто: не нужно завидовать чужой гибкости в Капотасане или силе в Чатуранге. Ведь это заслуга того, кто ими владеет, и желать себе без вложения в это своей энергии неэтично.

Брахмачарья – четвертый аспект моральных принципов подразумевает собой воздержанность в практике: жажда новой асаны делает человека слепым к истинным ощущениям и может навредить телу. Излишества в еде перегружают все системы организма, а потакание вредным привычкам, будь то алкоголь, курение или откровенно вредная пища является следствием неумения себя контролировать, что очень ярко отразится на асанах буквально с первых дней обучения.

Пятая Яма – это Апариграха. Практикующий йогу не должен привязываться к результату практики. То, ради чего он делает асаны: для устранения болей в спине или достижения благостного состояния души, ради «шпагата» или просветления. Каждому свое, но эта цель не должна быть светом в окошке. Ведь если поза Скорпиона никогда не будет освоена, разве жизнь на этом закончится или это будет последний день практики? Вряд ли. Практика йогина делается ради познания себя, а не лихо закрученной ноги за правым ухом.

Нияма, как часть личной практики

Вторая ступень йоги более доступна, как по мнению новичков, но это только на первый взгляд. Конечно, понятие чистоты тела Шауча — это просто. Но не все придерживаются чистоты мыслей, завидуя соседу по коврику, сделавшему Супта Курмасану.

Все ли придерживаются Сантоши — удовлетворенности настоящим, когда учитель ведет отсчет дыханий и неосознанно (так ли?) замедляет ритм или замолкает, подправляя ученика? В такие моменты у некоторых накатывает раздражение или вздох отчаяния на фразу «еще раз», а в правке асаны, когда учитель своей силой дотягивает Маричиасану Д хочется расплакаться от давления в груди и невозможности свободно вздохнуть.

Сознательно ли сохраняется Тапас в асане, когда ум слезно умоляет упасть на колени в неизвестно какой по счету Чатуранге или в Мостике, когда пот застилает глаза, а ноги предательски дрожат от напряжения? Важность самоограничений в йоге первична: так тренируется и закаляется дух, накапливается и очищается энергия.

Читайте так же:  Дыхание огня в йоге

Не менее важным в практике асан является процесс самопознания: отслеживание ощущений в теле, реакций ума на происходящее и его же уловки в попытке отвлечься или не делать практику вовсе. Также необходимо осознавать всплески эмоций, которые иногда бывают в процессе занятий йогой и анализировать, почему они возникают, что провоцирует их появление. Таким образом, йогин постигает свою суть, учится быть лучше, а недостатки обратить в достоинства.

Последний пункт Ниямы – это Ишварапранидхана: посвящение своих действий Богу. То есть каждая асана – это проявление божественной искры в человеке. То, насколько старательно человек подходит к практике, указывает на то, как духовен и предан Высшим силам.
Вся практика совершается во благо человечества, ведь совершенствуя себя – мы делаем мир лучше, а не тешим свое самолюбие удачно выполненной позой.

Возможно ли соблюдать принципы ямы и ниямы в современном мире?

На самом деле, принципы ямы и ниямы очень просты. когда читаешь их в книге; но могут быть неимоверно сложны в ежедневном применении. Итак, что это за принципы? Мы встречаем их в текстах индийского мудреца Патанджали, в «Йога сутрах», это лишь первые 2 ступени Йоги, которые должен соблюдать каждый человек, идущий по этому пути. В наши дни йога начинается с третьей ступени йоги – с асан – через приход человека в йога-клуб за красивым телом; научившись сворачиваться в бублик на коврике, некоторые люди идут дальше, а, вернее сказать, идут назад к первым 2м ступеням йоги.

Эти принципы были описаны более 2000 лет назад, но их актуальность в наши дни не меньше, чем у наших предков. За эти 2000 лет общество стало более образованным и развитым: нам доступна любая информация по клику мышки, мы можем за 12 часов перелететь на другой конец света, мы даже можем подняться в Тибетские горы и пообщаться с оставшимися еще там просветленными. Но нам требуются бОльшие усилия, чтобы соблюдать всего 10 норм поведения по отношению к себе и окружающим. Эти правила не носят религиозного подтекста, хотя суть этих правил есть и в Библии и в Коране, выраженная другим языком, но исходящая из той же цели, что и Йога – идти по пути к Богу.

Начнём с первой ступени – Ямы – это небольшой свод правил (всего 5), которые позволяют иметь чистое сознание.

  • Ахимса – не причинение вреда другим. Аспектов в современном мире у этого правила множество:

грубое физическое насилие в отношение людей и животных. С ростом доли негативных новостей, фильмов, стрессовых ситуаций, информационной перегруженности количество агрессивных людей растёт. Такие люди выплескивают свою агрессию на тех, кто рядом и кто слабей – детей, близких людей, животных. Ахимса в этом аспекте означает сдерживание себя, умение сублимировать агрессию и выводить такой поток негатива через другие каналы. Отлично в управлении гневом и агрессией могут помочь занятия спортом или выполнение асан, медитации, изменение реакции на стресс через йогу.

питание животным мясом – это тоже проявление физического насилия, когда человек поедает того, кто слабей. При чем в наше время – это не способ выживания, это культура питания, которую можно и нужно менять, но компании мясной индустрии потеряют большие деньги, а люди, отказавшиеся от мяса, начнут думать не удобные для правительства мысли; управлять таким «стадом» станет сложней, поэтому культура питания массово изменится ещё очень не скоро.

психологическое насилие. Эта форма может быть даже хуже физического насилия, так как синяки могут зажить довольной быстро, а подорванная психика может не вылечиться никогда. Опять-таки, из-за современного темпа жизни часть людей сбрасывает свой стресс и негатив, тираня близких людей либо случайных людей (сотрудники сферы обслуживания в публичных местах, например).

  • Сатья – правдивость.

Этот принцип в социуме нарушается на всех уровнях, начиная с управленцев нашей страны, заканчивая сотрудником магазина. Видимо, это отголоски времён перестройки и родовая память заставляют людей хитрить и обманывать, чтобы получить в итоге желаемое. Но, по моему личному опыту, получить желаемое легче и быстрей, говоря правду, рассказывая о вещах и делах, как есть.

Все люди очень тесно связаны между собой невидимыми нитями энергетики и обмена сознания, и не осознанно мы понимаем и реагируем, когда нам говорят правду, даже если она не та, которую хочется слышать. Реагируя на правдивость, мы подсознательно более доверяем такому человека и с бОльшей долей вероятности дадим ему то, что он просит.

  • Астея – не присвоение чужого или отсутствие к стремлению владеть тем, что нам не принадлежит.

У человека все есть : внутри каждого человека есть большой потенциал и богатый мир, но люди, ленясь трудиться над саморазвитием и раскрытием потенциала, склонны взять желаемое извне – у других людей. Астея в современном мире – это развитие внутреннего потенциала, получение через него всех желаемых материальных благ, каждый человек способен на это, но очень мало тех, кто готов трудиться для достижения этого. Наша гордыня, эго затмевают нам видение пути получения любого блага самостоятельно.

  • Брахмачарья – воздержание, не распущенность.

В современном мире не нужно для этого уходить в монастыри, достаточно лишь перестать примерять на себя каждого человека через секс. Настоящее удовольствие достижимо только при симбиозе душевной близости и физической совместимости. При подходе «секс не повод для знакомства» получить компонент душевной близости не возможно. Не получая удовлетворения от секса с одним человек, ищущий пробует с другим, третьим и т.д, все отдаляясь от возможности достижения истинной близости. По моему мнению, отношения должны начинаться с дружбы, далее переходя в интимную близость, тогда и будет соблюдаться принцип воздержания.

  • Апариграха – не привязанность, не накопительство.

Каждый человек стремиться к счастью; люди ошибочно полагают, что какая-то новая вещь может принести счастье, вернее, новая покупка приносит счастье, но это кратковременный эффект, после которого наступает разочарование, и человек приобретает следующую вещь, стараясь получить то ощущение счастья, которое было от приобретения предыдущей вещи. Правило апариграхи в современном мире не говорит о том, чтобы от всего отказаться и жить на улице в коробке. Оно говорит о том, что «человеку не нужно много, а, главное, не нужно лишнего»; у человека источник счастья внутри, а внешние материальные блага нужны для того, чтобы жить в социуме и развиваться. Например, женский гардероб: я уверена, что каждая женщина знакома с ощущением, что «шкаф полный, а надеть нечего»; это и есть нарушение апариграхи, мы приобретаем столько ненужных вещей, от которых ломятся шкафы, но носим лишь парочку, и нам этого достаточно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вторая ступень Йоги – это нияма: если яма была о моральных принципах в общении человека с окружающими, то нияма – это правила по самодисциплине (точнее, 5 правил).

  • Шауча – чистота тела и сознания.

Человек должен соблюдать чистоту тела, чистоту помыслов и сознания; чистота на всех этих уровнях – это и будет соблюдение шаучи. С чистотой тела проблем у современного человека не возникает – водопровод есть в каждой квартире, одежду стирают машины-автоматы. А вот чистота помыслов и сознания не так очевидна, поэтому наиболее сложна; современному человеку действительно нужно прилагать много усилий, чтобы, например, не проклинать мысленно человека, наступающего в метро на ногу, или не думать плохо о начальнике, дающем трудно выполнимые задачи.

  • Сантоша – удовлетворенность тем, что имеешь в данный момент времени.
Читайте так же:  Простая йога для начинающих

Человеку свойственно хотеть бОльшего и стремиться это получить; и это нормально, иначе мы бы с рождения лежали пузиком кверху и созерцали потолок, потому что и так все хорошо. Сантоша в наши дни – это об отношении человека к тому, что он имеет, как в материальной сфере, так и в остальных сферах жизни. Нам со школы внушают быть отличниками, стремиться быть лидерами, но правда жизни в том, что истинных лидеров по своей духовной природе менее 1% от всего населения земного шара. Остальным 99% не стоит сходить с ума и впадать депрессию, нужно лишь открыть глаза пошире, понять и принять, что то, что они имеют, не хуже и не лучше того, что имеет сосед. Каждому по карме и по линии судьбы дается в жизни то, что он заслужил, зарабатывая плюсики в прошлом. Осознание того, что это не мир не справедлив, а это твоя душа в прошлом наработала на то, что есть сегодня, и приносит смирение, принятие и удовлетворенность от того, что ты имеешь.

  • Тапас – аскетизм, самоограничение.

Это воля человека, которая закаляет характер через дисциплину и ограничения. Начинать каждое утро с практики йоги – это дисциплина и ограничение. Могу подтвердить из личного опыта, что у меня ушло несколько месяцев, чтобы каждое утро начинать с коврика, а не с чашки кофе. Для человека, который любил спать до 12 часов дня по выходным, перейти в режим подъёма и практики в 6 утра – это действительно аскеза.

  • Свадхьяя – самообразование.

Это правило о том, что человек должен читать великие писания мудрецов. В моем образе сразу возникает древняя книга, написанная на аз-буки-веди, которую нужно освоить, борясь со сном. Все немного по-другому. Спасибо человечеству за интернет, странички в социальных сетях и прочее, сами мудрейшие люди нашей современности, а также комментарии и трактования, написанные на современном русском (или иностранном) языке доступны в просторах сети. Все, что требуется от человека – ввести запрос: хоть голосом спросить у Гугла, хоть отправить мысленный запрос во Вселенную, но именно искать и читать. Только ищущему человеку откроются знания.

  • Ишвара Пранидхана – преданность Господу.

Здесь имеется в виду посвящение себя и своих благих дел Богу, через это можно прийти к состоянию Самадхи. Для меня Бог проявляется в каждом человеке, делая добрые дела в отношении своей семьи – это уже проявление Ишвары Пранидхана. Безусловно, адепты в монастырях способны выполнять это правило в его изначальном понимании, но для современного человека достаточно будет начать с благих дел в отношении окружающих. Когда я хочу принять какое-то решение, которое вызывает у меня внутреннее несогласие, я думаю, а как бы я себя вела, если бы сейчас Бог смотрел на мой поступок. В такой момент возрастает градус ответственности, и решение рассматривается с позиции оценки Наивысшего Учителя; уверена, что не то решение с таким принципом принять будет просто не возможно.

Таким образом, данные принципы и правила, созданные несколько тысяч лет назад, актуальны и по сей день. Как и несколько тысяч лет назад, соблюдают их не все, а лишь те, кто ведет осознанный образ жизни. Эти правила больше не применимы в таком же формате, как у наших предков; эпоха глобализации, диджитализации, увеличившегося темпа жизни вносит свои коррективы, но применять их можно и в данных реалиях.

Для тех, кто идет по пути Йоги, эти принципы очень важны, потому что Йога многогранна, и, начинаясь, с отстройки асан йогин все равно в дальнейшем приходит к выполнению остальных ступеней Йоги.

Предположу, что путь Йогина был бы более эффективным и правильным, если бы начинался с 1 ступени, а не с 3. Но современный мир диктует свои правила, в данный временной отрезок существования человечества Йога пока начинается с 3 ступени, но, возможно, несколько десятилетий спустя, школы Йоги и ищущие люди изменят свой подход.

Работа студентки Московского Университета Йоги Евгении Ткачевой

Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги

Принципы ямы и ниямы йога

Йога простыми словами. Карта Пути

Посвящаю эту книгу моим Учителям, моим родителям, любимой жене Ирине, любимым детям Антону,

Анастасии, Мире, Светлане-Анне, внуку Ярославу

Благодарю за помощь в творческой работе над книгой

Марину Антонову, Фёдора Пинегу, Вадима Швайко и Елену Ададурову. Спасибо, родные.

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2019

Радэ! Радэ! Дорогие практикующие.

Часто на пути движения в своих практиках нам не хватает Карты Пути, которая покажет нам место, где мы сейчас находимся, и «высветит» перспективу – куда идти.

Данная книга – мой скромный опыт в этом направлении. Основные темы этой книги и есть ступени Пути:

• Эмоциональные программы поведения (Сказки).

• Экстрасенсорика в йоге.

Ступень Ямы и Ниямы помогает нам увидеть деструктивные черты характера, которые забирают львиную долю нашей энергии. Идеальная матрица Ямы и Ниямы – это как эталон Безупречности.

Ступень «Законы Дао» помогает наработать более гармоничные модели поведения, гармонизировать свою Карму.

Ступень «Три гуны» помогает дифференцировать приложение своей Силы. Один из моих Учителей говорил: «Чем больше саттвы в твоей жизни, тем правильней ты идешь».

Ступень «Сказки» поможет вам разобраться с эмоциональными реакциями на многое происходящее в этой жизни.

Ступень «Экстрасенсорика» поможет выйти на ощущения «тонкого», проявит ещё одно измерение в жизни. А «измерение праны» является основой движения в Мире Духа.

Эти ступени – часть Карты Пути.

Остальные части попробую осветить в своих следующих книгах. Данный текст – это сатсанги (духовные беседы) семинаров разных лет. Текст не претендует на звание литературного произведения, это живое общение учителя и учеников, практиков, в котором много инструкций и рекомендаций, которые надо пробовать и делать.

Радэ! Радэ! На Благо Всех Живых Существ.

Этические принципы в йоге Яма и Нияма

Мы потихонечку погрузимся в теорию. Хотя в йоге теории как таковой нет, в йоге теория – она же и практика. То есть теория – это некое целеуказание, вехи на пути, которые позволяют минимизировать ошибки, избежать ловушек, цикличности (постоянного повтора похожих ситуаций). Это как бы «столбовые вехи», которые помогают нам двигаться. И чтобы погрузиться в первые ступени Ямы и Ниямы, нужно буквально чуть-чуть вспомнить об основном стержне йоги – куда йога ведёт.

Йога как система ведёт человека к познанию своего истинного божественного Я: к открытию этой вибрации, к открытию этих пространств. Здесь наиболее качественно и ёмко сказал Патанджали в своих «Йога-сутрах» (буквально своим первым стихом, первой шлокой): «Йога есть читта-вритти-ниродха», то есть «Йога есть успокоение ума». Существует бесчисленное количество трактовок этой короткой фразы, но все они в большей степени сводятся к тому, что йога есть успокоение ума. Почему это так важно? Потому что все мистики говорят: «Всё, что нас окружает, – это наш ум». Ничего, кроме своего ума, мы не видим. Мы – это субъективное пространство, которое на внешнем экране объективного мира рисует то, что мы называем своим миром.

Вспомним хотя бы «Иллюзии» Ричарда Баха, где он говорил, что «шесть миллиардов людей живёт не в одном мире, а каждый из них живёт в своём мире». То есть вокруг мы имеем шесть миллиардов миров, и каждый из нас есть одновременно творец этого мира своими мыслями и эмоциями.

Читайте так же:  Курс йоги для мужчин

Тем, что называют флуктуациями (внутренними вибрациями), мы буквально рисуем мир вокруг нас. Нас окружает только наш ум. Соответственно, если мы успокаиваем свой ум, гармонизируем его, то автоматически успокаиваем мир вокруг нас. Потому что всё, что мы видим, – это проекция нас – наше отражение на экране мира. И это путь к счастью.

Каждое живое существо ищет счастье. И у каждого рисунок счастья немного другой. К чему ведёт йога? Найти то счастье, которое не подвержено внешним изменениям, которое будет всегда с нами и никуда от нас не денется. Это и есть истинное состояние человека, когда ум успокоен, когда энергия Саттвагуны становится доминирующей и сквозь выровненный свет оболочек пробивается свет души. И это состояние Ананды, состояние сатчитананды (состояние блаженства), состояние бытия, бесконечности или, как говорится, бессмертия, просто переполняет нас. В какой-то момент мы просто начинаем ощущать, что мы этим и являемся. Тот же Патанджали говорил, что в состоянии йоги видящий находится в своей природе. Как только мы из состояния йоги выпадаем (то есть из состояния спокойствия ума), мы входим во все свои видоизменения: во всё то, что мы ложно называем «собой», хотя этим не являемся. Входим в свою память, в ощущение себя отделённым от мира существом, в свои страсти, страдания, в своё напряжение – и это проецируем на экран мира, в результате чего получаем тот мир, который мы сами излучаем. Всё, что вокруг нас, то и снаружи.

Вот йога как система ведёт человека к состоянию истинного Я, к состоянию внутреннего Света, к тройному состоянию сатчитананды. Эта система выстроена из восьми шагов. Первые две ступени называются Яма и Нияма. Мы пройдём их буквально обзорно, контурно, потому что мы не сможем полностью погрузиться в эти структуры: они очень объёмные. Гуруджи только об Ахимсе (первой заповеди Ямы) рассказывал три часа, а их здесь десять. Мы сейчас буквально контурно пройдём их все, чтобы почувствовать пространство и понять, как дальше выстроена система. Яма и Нияма – это фундамент йоги.

Яма – это система заповедей взаимоотношения йога с внешним миром.

Нияма – это система законов, принципов взаимоотношения йога с внутренними пространствами.

Яма состоит из пяти основных заповедей и пяти вспомогательных. Пройдём пока по основным, вспомогательные мы трогать не будем.

Первая – Ахимса, в переводе буквально «ненасилие, непричинение вреда». И здесь множество школ дают очень обзорную трактовку этой заповеди. Она считается главенствующей: она доминирует над всеми остальными заповедями Ямы и Ниямы. Если у нас есть выбор: нарушить Ахимсу или нарушить другую заповедь, то рекомендуется нарушать другую, не нарушая Ахимсу, поскольку она считается основной. Разные школы дают немного разные трактовки, вплоть до жёсткого определения, которое гласит, что «ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать Ахимсу: нельзя причинять вред всем живым существам словом, мыслью и действием». Школы, которые более умеренны к этой заповеди, говорят, что «данная структура, данный принцип является гибким и его нельзя жёстко, огульно, трафаретно накладывать на всех людей». Мы возьмём умеренную систему, потому что жёсткая, ортодоксальная трактовка более консервативна.

Здесь нужно вспомнить, что социум людей неоднородный: мы имеем множество варн. Есть люди, которые находятся на уровне развития шудр (работников), а также люди на уровне вайшью (купцов), кшатриев (воинов), брахманов (мудрецов, йогов). И здесь если мы отступим от такой как бы религиозной трактовки этих варн, а возьмём варны просто как проявление сознания, то мы имеем дело со зрелостью ума (зрелостью сознания). Чем более зрелая личность, тем более высокочастотные пространства она чувствует и тем более она ближе к состоянию единства с миром. И соответственно, Ахимса начинает просто проступать в человеке.

Сиддхи – приятное дополнение к выполнению принципов Ямы Ниямы.

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

Сегодня чуть больше поведаю о самой моей любимой теме – о Ямах Ниямах, которой была посвящена статья: «Яма и Нияма – десять ключей йоги к изобилию вашей энергии».

Ведь именно понимание этих принципов (Яма Нияма – это принципы устройства мироздания, следование которым помогает жить в гармонии с собой самим, чувствовать счастье и радость, а нарушение приводит к дисгармонии: страданиям, болезням и всевозможным сложностям).

Так же в этой статье затрону тему сиддхов – сверхспособностей, которые автоматически открываются для человека выполняющего принципы Ямы Ниямы.

Универсальные принципы Ямы Ниямы.

Говорят, что в каждой религии, в каждом духовном направлении есть свои предписания, советы и запреты, отличия действительно есть, но есть и общие черты, которые и показывают, что данный путь – истинен.

Чем меня с самого начала привлекла йога – в ней крупицы истины собраны в такую приличную горку, что дай Бог сил забраться. Конечно после Кали Юги искажений и заблуждений тоже скопилось порядочно, но на то йога и призывает развивать интуицию, чтобы можно было отделить зёрна от плевел. Так или иначе, наука йоги не имеет монополии на универсальные знания и принципы, которые в ней называются Яма Нияма, они так или иначе указываются во всех истинных духовных направлениях и религиях. Да и любой действительно обладающий мудростью человек даже без книг и внешних примеров на основе имеющейся интуиции (без интуиции мудрым человек всё равно не будет), откроет эти принципы и будет им следовать.

В общем, есть в этом мире не относительные субъективные величины, а объективные, во все времена работающие, вечные законы…и для всех работающие.

И являются они универсальными, для всех работающими потому, что все мы по сути являемся прекрасными духовными созданиями, истинный дом которых Сат Чит Ананда (Вечное Сознание, Вечное Существование, Вечно-новое Блаженство). И Ямы Ниямы – просто характеристики нас же самих, когда мы очищены от всего наносного, тем чем испачкались или утяжелились за время своей долгой жизни на материальном плане.

Святые идеально следуют Ямам Ниямам

Святые всех духовных путей очень явно демонстрируют следование Ямам Ниямам, даже если никогда о йоге не слышали:

  1. они любящие (даже если внешние их действия суровы, внутри они всегда любят);
  2. они правдивы (говорят то, что поможет их слушателям приблизиться к истине и Богу);
  3. они не желают материальных вещей, которых у них нет;
  4. они не привязаны к тем вещам которыми обладают и легко могут с ними расстаться (даже к своему телу не привязаны);
  5. они очень бережно относятся к энергии и не придаются сладострастию.
  1. на сердце у них легко, свело и чисто, они не таят зла и недоброжелательности на кого либо;
  2. они всегда довольны и благодарны за всё что имеют;
  3. они прилежно выполняют те каждодневные обязанности, которые приняли на себя (это могут быть и физические действия, и молитвы, и медитация)
  4. они внимательны к своим мыслям и чувствам, всегда помнят о своей Божественной Природе и ориентируются на неё;
  5. Они всегда доверяю Богу – Своей Божественной Природе, всегда помнят о нём, всегда с любовью действуют для Него и прибывают в общении с Ним.Такие их качества и склонности естественным образом приводят к тому, что они всегда – любящие, доброжелательные, искренние, правдивые, бесстрашные, наполненные энергией, оптимистичные, самодостаточные, всем довольные, доверяющие жизни – в общем – счастливые во всех отношениях.

И этого уже вполне достаточно чтобы любой хоть сколько-нибудь желающий себе добра человек постарался следовать их примеру, ведь все мы хотим быть счастливыми.

Читайте так же:  Прана йога войковская адрес

Но помимо общих характеристик преимуществ следования Ямам Ниямам, их выполнение приносит дополнительный очень приятный эффект.

Сиддхи (сверхспособности) от выполнения Ям Ниям

По Ямам:

1)Так, если человек преуспел в Ахимсе: ко всем искренне, даже на уровне подсознания доброжелателен, то рядом с ним успокаиваются даже враждебно настроенные существа и люди. Таким образом святые находили общий язык с медведями, тиграми и кобрами, которые не особо дружат с обычными людьми.2) Человек преуспевший в выполнении Сатьи – говорящий только конструктивную правду, приобретает сиддху-сверхспособнсоть благодаря которой все его слова материализуются (сказал что завтра будет солнце – завтра солнце, сказал что завтра выпадет снег, выпадет снег, даже если в он там где снега обычно не бывает).

3) Астея, которая часто переводится как не стяжение (человек не жаждет чего-то, что у него нет будь то деньги, вещи, другие люди, а просто живёт тем что есть, со спокойствием и благодарностью на сердце) при выполнении эта Яма гарантирует человеку то, что всё, что ему действительно будет нужно появится в его жизни без всяких усилий, придёт совершенно естественно.4) Аппариграха – не привязанность к тому что имеем, будь то вещи, другие люди или даже наше собственное тело, позволяет человеку осознать, что мы — это не только наше тело, а вечные прекрасные души и как следствие такая не привязанность позволяет вспомнить прошлые жизни.

5) Брахмачарья – контроль энергии, естественно приводит к тому, что у человека возмростает имеющаяся у него энергия…а так как всё в нашем мире – энергия, то «творить чудеса» становится очень просто. Любое жизнеописание христианского святого или великого йога переполнено примерами таких проявлений (и материализация, и изменение веса, и скалы двигают, и воду вспять поворачивают, и летают…в общем, на что воображения и Божественного соизволения хватило, то и творят).

Историй о том, как йоги играют с материей хватает, достаточно одну «Автобиографию йога» Парамахансы Йогананды прочитать.

По Ниямам:

3) Тапасья – самоограничение, дисциплина. Это Нияма очнеь связана с Ямой Брахмачарья – контролем над энергией. И вместе они позволяют невероятным образом увеличить свой энергопотенциал и мудро направлять энергию на то, что действительно принесёт пользу. Тапасья часто ассоциаируется с аскезами. Аскезы – это добровольно наложенные на себя ограничения, через выполнения которых человек хочет получить какую-то вещь или способность. Очень часто именно через аскезы люди получают сверспособности (летать, по стенам ходить, мысли читать…любые необычные таланты и способности можно отнести к этим сверхспособнсотям, например история о царе Мидасе, от прикосновения которого всё превращалось в золото). В общем сверхсопособности могут быть любыми, но грамотные Мастера и Святые чётко предупреждают — пока человек сильно отождествлён со своим телом-умом, пока эго сильное и много желаний, лучше не иметь никаких сиддх, иначе они обернуться против самого человека и его же немудрыми действиями замедлят путь эволюции души, принесут много проблем и страданий, что в том числе и с вышеупомянутым Мидасом и приключилось.

4) Свадхьяя — Самоизучение. Внимательное наблюдение за своими мыслями, чувствами, стремлениями позволяет всё глубже и глубже осознать, что мы — это не наши мысли, и чувства, не наше тело, что мы это…кто Мы? Можно дать ответ, что мы души, что мы сотворены по образу и подобию Бога, можно много что сказать, но пока эти слова не будут осознаны каждой клеточкой нашего существа, не трансформируют наше подсознание, они останутся просто словами. Настоящее Самоизучение позволяет осознать истину всецело, оно трансформирует и даёт возможность ответить на самые важные в жизни вопросы. Но это будут уже не слова, это будет глубинный опыт превышающий уровень слов.

Считается что тот человек который преуспел в Самоизлучении начинает видеть Бога в том аспекте, который более всего ему нравится. Поклоняющийся Христу будет видеть Бога, как Иисуса Христа, поклоняющийся Кришне – как Кришну, поклоняющийся Будде – как Будду, поклоняющийся Божественной Матери в форме Кали, как богиню Кали…и тд.

5) Ишвара Пранидхана – полное доверие Всевышнем, преданность. Что даёт выполнение этой Ниямы, кроме спокойного сердца полного уверенности, что всё всегда происходит наилучшим образом? Ведь Бог всех нас так любит и всегда действует наилучшим образом для каждого… можно сказать что приходящий от этой мысли покой сердца углубляется на столько, что автоматически приводит к высочайшему состоянию блаженства и осознания истины, какое только возможно. В йоге это состояние называется Самадхи. И всеми признанный классификатор йоги Патанджали поставил его восьмой, последней ступенью на которую практикующий йогу должен подняться.

Что такое самадхи сказать словами тоже нельзя (всё изреченное уже ложь), но составить определённые представление можно, вот в этой статье я много на эту тему написала — Йога суфиев на примере поэмы «Большая касыда».

В завершения темы Сверхспособностей, достигаемых через выполнение Ям Ниям, скажу только, что можно их развивать как самоцель. Допустим, я захотела научиться летать, или мысли читать, для этого, развивая свою концентрацию, выполняя определённую дисциплину (тапасью), соблюдая брахмачарью (не расходуя попусту энергию на удовольствия), и ещё желательно молясь об исполнении этого желания выбранному мною Божеству, получаю желаемое.

Получила желаемое и что дальше? Будет новое желание…а потом ещё одно…

Если Астея не проработана захочется больше и больше..и так до тех пор, пока человек не устанет от разочарований и ненужной беготни и не возжелает Единства с Богом – Самадхи.

Лучший способ достижениям прогресса в Ямах Ниямах — это медитация, ведь Ямы Ниямы отражают естественные склонности и качества нашей Высшей Природы, когда мы не находимся под влиянием нашего эго, а правильная медитация, как раз-таки и ускоряет процесс очищения эго.

В следующем видео Свами Криянанда рассказывает в том числе историю напрямую показывающую отношение реализованных йогов к сверхспособностям. Кроме всего прочего в этом видео упоминается тема внутреннего света, который многим практикующим начинает быть виден в медитации, на тему внутреннего света можно почитать в статье Аспекты Сверхсознания

Опасность сиддхов-сверхспособностей, ещё и в том, что пока у человека мало энергии и нет особых талантов он мало кому интересен, а вот если человек становится сильным, то им начинают активно интересоваться не самые светлые силы, все святые проходили определённые искушения. Иисусу Христу и Будде, Сатана – Майя – Глобальная Иллюзия, предлагала власть над всем миром, они прошли испытания, многие святые тоже прошли, но возможно о многих, которые-таки не устояли мы даже не знаем. Люди часто не представляют какие проблемы могут быть у тех, кто стал сильнее и могущественнее.

Йога очень убедительно советует не искать сверхспособностей ради них самих. Работайте над чистотой сердца, над не привязанностью к вещам, над самоконтролем и устремленностью к Сверхсознанию, к Богу – это будет лучшее ускорение и защита на духовном пути жизни (все здесь стоят на духовном пути) и лучшая гарантия счастья. И пусть сверхсопособности останутся для вас тем, чем они и являются — приятным дополнением к всё возрастающей внутренней чистоте и бескорыстию.

Счастья вам мой дорогой читатель, пишите комментарии до встречи в реальности йоги.

Статьи, которые ещё полнее раскрывают тему Ямы Ниямы здесь:

Видео (кликните для воспроизведения).

И ещё видео в которых так же рассказывается про сиддхи:

Принципы ямы и ниямы йога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here