Раджа йога классическая методика для начинающих

Содержание

  • Раджа йога классическая методика для начинающих

    Раджа-йога – это йога работы исключительно с сознанием, т.е. медитация (и самоанализ). В раджа-йоге нет асан, и в ней всего несколько популярных пранаям (как и в буддизме). Считается, что раджа-йога – это в первую очередь последние 4 ступени восьмиступенчатой аштанга-йоги Патанджали, хотя в целом она связана со всеми 8 ступенями. В буквальном переводе «раджа-йога» означает «царица среди йог», что указывает на её исключительный наивысший статус среди всех видов йоги, а не на то, что она предназначена только для раджей (царей).

    В древности в состав раджа-йоги входили также практики визуализации, но в настоящее время они присутствуют только в тантре (шактийском учении), отделённом догматиками от йоги более 2 тысяч лет назад. Именно раджа-йога считается классической йогой. Сам термин «раджа-йога» – это ретроним, появившийся в XIV веке в связи с появлением учения физкультурной хатха-йоги (в тексте «Хатха-йога-прадипика»). До этого под йогой понималось то, что сейчас называется раджа-йогой.

    Главным инструментом раджа-йоги служит самьяма (санъяма), для применения которой вначале необходимо овладеть медитацией. Также крайне важен этический момент личностного (духовного) роста, выражаемый в развитии виджнянамайя-коши до выстраивания анандамайя-коши, на чём делается большой акцент в буддизме (развитие сострадания). Рамана Махарши, можно сказать, произвёл революцию в индуизме, указав на огромное значение самоанализа (в далёкой перспективе личностной эволюции).

    • Свами Вивекананда «Раджа-йога», главы: 12345678.
    • Йог Рамачарака «Раджа-йога», чтения: 23456789101112.

  • Свами Шивананда «Четырнадцать уроков раджа-йоги»
  • Свами Шивананда, глава пятидесятая «Раджа-йога» – отрывок из книги «Золотая книга йоги»
  • Йог Рамачарака «Основы миросозерцания индийских йогов», 123456789101112131415.
  • Ниже приведена подборка текстов, которые могут помочь в освоении учения раджа-йоги:

  • Описание духовной медитативной практики в одной из ветвей (виджняна-вада) буддизма махаяны. Предельно практичное и полезное описание медитативной садханы.
  • «Йога-сутры» Патанджали – наиболее авторитетный текст по йоге.
  • «Йога-рахасья», или «Мистерия йоги» Даттатреи.
  • «Йога-шастра», или «Учение йоги» Даттатреи.
  • «Йога Васиштха Сара Санграхах» – компиляция 86 шлок из 32000 шлок «Йоги Васиштхи».
  • Шандилья-упанишада
  • Йога-кундалини-упанишада
  • Йога-таттва-упанишада
  • Прем Нирмал «Наука медитации» – что такое медитация и чем она не является.
  • «Зоизм» – учение раджа-йоги и самореализации для людей Запада. Опубликовано по изданию 1907 г.
  • «Медитации» Дж. Кришнамурти – подборка высказываний о медитации; совершенно непрактичные, но бесподобные по своей эстетической красоте и точности передавания действительного состояния медитации.
  • «Индийская философия», Сарвепалли Радхакришнан, том I, том II.
    • Интересные книги, не связанные с йогой непосредственно:
  • «Трипура-рахасья» – диалог Даттатреи и Парашурамы.
  • «Авадхута-гита» – монолог Даттатреи, самая адвайтичная книга индуизма.
  • Тексты книг и статей, находящиеся на этом сайте, предназначены только для ознакомительного чтения.
    Запрещено любое использование этих текстов в коммерческих целях сторонними лицами, все права на книги принадлежат издателям и авторам.

    Игра будущего – MindBall! Игра-медитация

    Ссылки:

    – сайт посвящён выдающемуся Учителю Йоги Владимиру Ивановичу ОрловуШкола классической йоги . Программы. Расписание занятий. О традиции и основных принципах йоги.Официальный сайт по крия-йоге традиции Лахири Махасая – Шри Шайлендры ШармаМата Амританандамайи (Амма) – обнимающая святая из Кералы, Индия

    «Веды – это самое прекрасное из всего. Проведение всяческих яджн – ещё лучше. Повторение мантр ( джапа ) – ещё лучше, чем яджны . Путь Знания ( джняна-марга ) – лучше джапы . Но ещё лучше Знания (самоисследования) медитация, в которой исчезают всяческие совокупные окрашивающие её примеси ( рага , т.е. дуализм и привязанности) . [Именно] в такой [медитации] следует достигать извечное Достижение-Осознание».

    Даттатрея, «Йога-рахасья» («Мистерия йоги») 3.25 .

    «Главные процессы хатха-йоги – это асана и пранаяма. Физические результаты – увеличенная живость, продлённая молодость, здоровье и долголетие – приносят малую пользу, если они рассматриваются нами как мизерная часть нас самих отдельно от обычной жизни, ради них самих, не используемые, не направленные на общее благо всемирной деятельности. Хатха-йога достигает больших результатов, но непомерной ценой и практически безуспешно с точки зрения достижения окончательной цели».

    Пандит, «Словарь Йоги Шри Ауробиндо»

    ‘The chief processes of Hatha Yoga are asana and pranayama . The physical results – increased vitality, prolonged youth, health, longevity – are of small avail if they must be held by us as misers of ourselves apart from the common life for their own sake, not utilized, not thrown into the common sum of the world’s activity. Hatha yoga attains large results, but at an exorbitant price and to very little purpose’.

    Pandit’s ‘Dictionary of Sri Aurobindo’s Yoga’

    Вы когда-либо пробовали, в течение дня, быть наблюдающими без исправления, осознающими без выбора, наблюдая свою мысль, свои мотивы, произносимое вами, манеру сидеть, манеру использования вами слов, ваши жесты – наблюдая?

    Комплекс упражнений для начинающих заниматься раджа йогой

    • Комплекс упражнений для начинающих заниматься раджа йогой
    • Для чего нужны занятия йогой
    • Физические упражнения при бикрам-йоге
    • Йога и похудение: асаны для начинающих

    Практика этого пути йоги предполагает восемь ступеней или уровней, причем к каждому следующему можно переходить только тогда, когда полностью освоен предыдущий. Естественно, для новичка упражнения будут самыми простыми – ступень Яма. Практика заключается в отказе от плохих поступков, ограничении себя. Направлена на борьбу с алчностью, ленью и другими пороками. Постепенно, проходя все ступени, вы дойдете до пятого – здесь начинается непосредственная работа с разумом.

    Раджа йога предполагает ограничение самого себя, отказ от плохих поступков и слов, то есть полностью направлена на создание «чистого человека».

    Упражнения в йоге называются асанами. Они схожи по сути и технике выполнения с буддийскими пранаямами, включают в себя телесные упражнения и дыхательную практику. Считается, что в прошлом система йоги была намного более сложной, однако знания к нашему времени частично утеряны. Собственно, раджа йога относится к заключительной ступени познания человека. Тот, кто прошел этот путь, обладает пониманием мира и навыками глубокого анализа себя и других. Конечно, главная часть Раджа йоги — это медитации, но это не означает, что в ней не используются асаны. Первый шаг на пути духовного развития – обучение специальным практикам ума и медитативным техникам.

    Каждое упражнение раджа йоги представляет собой своеобразное переосмысление мира и анализ самого себя.

    Йога проста для понимания, начинающему следует осмысливать себя и освобождать ум от лишних мыслей. Первое упражнение проводится в максимальном комфорте, в тишине дома. Расслабьтесь и сосредотачивайте внимание внутри себя. Постепенно замедляйте движение мыслей, пытайтесь осязать каждую мысль и останавливать её. В идеале мыслей вообще не останется. В практике йоги считается, что контроль собственных мыслей – один из способов влияния на бессознательное.

    Следующее упражнение – сосредоточение. Когда вы научитесь контролировать мысли, настает пора вызывать положительные мысли и думать о важных вещах, а не о тех, которые приходят сами собой. Садхан должен избавиться от ненужной памяти и ассоциаций, он подчиняет мысль себе, а не наоборот. Тот, кто постигнет эту технику, не нуждается в контроле тела. Никакие окружающие воздействия не повлияют на него, в том числе – жар или холод. Такой человек может называться властелином собственного сознания.

    Читайте так же:  Блок для йоги отзывы

    Третье упражнение для практикующих раджа-йогу — это медитация. Новичкам лучше всего подходит дза-дзен, но это не стопроцентное правило. К примеру, мастер может указать на совершенно другую технику. В простейшем варианте – выпрямите спину и сядьте в позу лотоса, если можете. Руки складывают космическую мудру. Практикующий постепенно избавляется от мыслей, следит за дыханием и погружается во вдох и выдох. Связь с реальностью постепенно ослабевает, медитирующий не помнит времени и забывает себя. Практика медитации – одна из главных в йоге. Именно с её помощью можно добиться вершины постижения себя и принятия бессмертного «я».

    Глава пятидесятая – Раджа-йога
    из книги
    «Золотая книга йоги»

    Свами Шивананда

    Глубокое устремление и проникновение в таинства жизни, поиск окончательной Реальности, интенсивное желание познать истину и эволюция практических методов для ее реализации составляют главные особенности наследия Бхаратаварши (Бхаратаварша – древнее название Индии и прилегающих областей). Этот поиск истины и совершенные средства для ее успешного достижения – даршаны (философская система) и йога садхана (практическая духовная методология) – являются вкладом Индии в сокровищницу всего человечества. Йога предлагает средства освобождения человека из когтей материи, возносит его над несовершенствами и ограничениями этого болезненного мирского тленного существования и дарует ему высшее переживание жизни, преисполненной блаженства, света, знания и совершенства, являющегося его сущностной природой. Йога – это наука, дающая человеку власть над его телом, умом, и, в конечном счете, над всей природой.

    Искусство йоги дошло до нас с незапамятных времен. Упоминания о йоге можно найти в самых древних писаниях, таких, как Веды, упанишады и великие эпосы. В Рамайяне Тулсидаса и «Йога-Васиштхе» упоминается йог Кака Бхушунда, мастер йоги и самьямы, который, благодаря своей особой способности, продолжал жить в течение последовательных циклов и юг. Здесь мы видим указание на то, что совершенство в йоге может дать способность победить ограниченность и рабство времени, пространства и причинности. Целый раздел Махабхараты из семисот стихов, составляющий Бхагавад-гиту, подробно освещает разнообразие практики тоги для переживания Истины.

    Предыстория санкхьи и йоги

    Системы санкхья и йога построены на единой метафизической основе. Йога – это практическая сторона санкхьи, акцентирующей в основном теоретический аспект философского анализа и исследования. Косвенные указания на санкхью и йогу можно найти в Ригведе. В Сукте Х.121 высказана мысль о том, что Бог творил из уже существующей материи. Нарадейя Сукта (Х.129) также выражает согласие с позицией санкхьи, когда описывает первоначальное «темное» состояние вещей, содержащее зародыш проявления, хотя эта Сукта и не останавливается на различении санкхьи, поскольку Дух и его объективная субстанция рассматриваются как аспекты Абсолюта, который нельзя назвать ни существующим, ни не-сущес-твующим. Однако, Ригведа не проводит окончательного различия между миром и Богом, когда утверждает, что Вселенная является телом Пуруши (Х.90). Эта Веда рассматривает Пракрити и Пурушу как две фазы единого Высшего, которое «дышит без дыхания». В Ригведе есть ссылки на посты, аскетические практики и экстатические состояния транса. В Гайятри-мантре мы находим упоминание о медитации на высший Свет.

    Шветашватара Упанишад говорит, что санкхья и йога – это методы достижения вечного Существа. Катха Упанишад утверждает, что Пуруша превосходит Авьякту, из чего мы можем заключить, что Авьякта вечна, как и Пракрити санкхьи. Но изначальное представление санкхьи о творении можно рассмотреть в Катха Упанишад (III. 10-11). Катха Упанишад рекомендует практиковать йогу через контроль чувств, ума и интеллекта. II глава Шветашватара Упанишад описывает методологию йоги. Мундака Упанишад упоминает составные части практик ямы и ниямы (правдивость, аскеза и т.д.). В ней приводится такая иллюстрация: Пранава (ОМ) – это лук, индивид – это стрела, йогическая медитация – цель.

    Описание творения в первой главе Манусмрити аналогично описанию санкхьи. В шестой главе есть ссылки на метод йоги. В Ятидхармапракаране Яджнавалкья-смрити отреченному человеку предписывается практика йоги.

    Мокшадхарма Махабхараты (главы 306, 307, 320, 321) описывает методы санкхьи и йоги. В 321-ой главе сказано, что нет более великого знания, чем санкхья, и нет более великой силы, чем йога. Эта два вечных пути. В 321-ой главе Мокшадхармы есть описание йоги, благодаря которой каждое следствие растворяется в его непосредственной причине, и в конечном итоге созерцается чистый Пуруша. Этот Пуруша тождественен с Брахманом. Бхишма обсуждает дхарму, аскезы и другие составляющие йоги. В 193-ей главе Бхишма касается процесса дхьяна-йоги. Анугита также обращается к различению санкхьи между Пурушей и Пракрити и упоминает о йогической медитации. Махабхарата в целом содержит очень детальные описания как санкхьи, так и йоги, которых слишком много для того, чтобы здесь их перечислить. Описания санкхьи и йоги из Бхагавад Гиты не нуждаются в представлении, они очень хорогло известны. Йогавасиштха подробно разбирает практику йоги. Истории Уддалаки и Какабхушунды объясняют процесс йогической медитации через контроль праны. История Бали поясняет метод достижения глубокого осознания без сомнений (нирвикальпа самад-хи).

    Санкхья, описанная в эпосе и Пуранах, не атеистична, все свои тайны она представляет как грани высшей Сущности (Бхагавад Гита XV. 16,17). Веданта принимает практическую сторону йоги, и можно сказать, что Веданта есть обновленное и усовершенствованное приложение санкхьи. Буддизм также принимает йогический метод практики. Сам Будда практиковал йогу в обеих ее аспектах, то есть аскетизм и медитацию. Буддийские тексты предписывают методы очищения и сосредоточения. Буддийская система йогача-рана названа так, поскольку йога является ее составной частью. Говорится, что первоначальным создателем классической йоги был сам Хираньягарбха.

    Патанджали Махариши представил эту науку в определенной системе, названной аштанга-йога или раджа-йога. Она формирует одну из шести классических систем философии. Вьяса объяснил первоначальные афоризмы Йога-сутр Патанджали, и в дальнейшем они были разработаны в комментариях мудрого Вачаспати Мишры и в прославленных писаниях Виджананы Бхикшу.

    Йога, согласуясь с санкхьей, говорит о существовании вездесущей инертной Пракрити и множественности вездесущего сознательного Пуруши. Йога признает и третий принцип, Ишвару. Контакт Пуруши с Пракрити побуждает последнюю развиваться в различных следствиях. Пуруша из-за отождествления с Пракрити и ством своей изначальной природы и всегда остается независимым и блаженным. В глубоком осознании без сомнений все мысли растворяются раз и навсегда. Семена желаний и впечатлений уничтожаются полностью – это нирбидж самадхи. Йог в этом высшем состоянии утрачивает все внешнее сознание, все осознава-ние двойственности и множественности, он утрачивает даже представление о »я» (асмита), сохраняющееся в осознании без различения (асампраджната самадхи). Таково высшее состояние, когда наблюдатель (Пуруша) утверждается в своей изначальной природе.

    Концепция рабства и освобождения у Патанджали

    Теория Патанджали Махариши о рабстве так же научна, как и его метод освобождения из него. Пуруша, безмолвный и необеспокоенный зритель игры Пракрити, который, пребывая в своей изначальной форме, независим и однороден, представляет себя находящимся в отношениях с Пракрити и получающим удовольствие от игры Пракрити. Это неведение. Трансцендентальное осознание единства нарушается, и возникают представления «я» и «ок». Это представление о «я». Сознание Пуруши течет теперь вовне, к Пракрити, через ум и разум. Появляется эго, отделяющее одно от другого, и разум начинает классифицировать переживания как приятные и неприятные. Так возникают симпатии и антипатии. Это рага-двеша, привязанность и отвращение. Они укрепляют отделенное существование человека, и он цепляется за жизнь отдельного индивида. Это абхинивеша. Порочный круг завершен. Это происходит и дальше, до тех пор, пока индивид не освободит себя от переживания игры пракрити. Это переживание естественно проявляется в форме вритти, возникающих в озере ума индивида. Когда эти колебания подавляются, тогда цепь, связывающая Пурушу с Пракрити, разрывается, и Пуруша осознает свою независимость.

    Читайте так же:  Ксения власова йога для беременных

    Соответствие между этой классификацией и восемью составляющими очевидно. Яма и нияма прокладывают путь. Асана и пранаяма дают индивиду возможность осознать истину о жизни. Он может подняться над парами противоположностей. Он не цепляется за индивидуалистичное существование. Ограниченное сознание искореняется. Пратьяхара и дхарана выводят искателя за пределы привязанности и отвращения. Дхьяна разрушает эго, или чувство «мое». Наконец, в глубоком осознании без сомнений покров неведения разрывается, и индивид освобождается.

    Универсальность метода раджа-йоги

    Согласно другой классификации, освобождение индивида достигается благодаря разрушению нечистоты ума (малы), устранению волнений ума (викшепа) и разрыву покрова неведения (аварана). Раджа-йога помогает практикующему достичь и этого. Яма и нияма устраняют нечистоту ума. Асана, пранаяма и пратьяхара укрепляют ум и делают его однонаправленным. Дхарана, дхъяна и самадхи устраняют покров неведения и приводят к освобождению.

    Все системы духовной практики, все йоги и школы йогического самовоспитания сходятся в том, что для стремящегося к самопознанию существенно необходимым качеством является бесстрастие. Он должен отказаться от наслаждения объектами. Желание должно быть разрушено, ибо именно желание вскармливает и питает ум. Именно желание ежеминутно вызывает появление на поверхности озера-ума бесчисленных волнений. Именно желание поддерживает индивидуальное существование. Именно желание толкает Пурушу к наслаждению игрой Пракрити, и через это – к порабощению. Когда желание разрушено, тогда Пуруша, пребывающий в состоянии глубокого осознания (самадхи), в своей изначальной форме, осознает, что подлинное блаженство, которого он искал в объектах (пракрити), всегда пребывало в нем самом, и что счастье, доставляемое объектами, было его собственным ментальным порождением. Таким образом, когда ум перестает представлять ему объекты, он перестает существовать. Ибо что есть ум без колебаний (вритти)»! Ум без мысли – это вообще не ум. Оковы разрушаются благодаря бесстрастию (вайрагъе).

    Следующим существенным условием для освобождения является абхьяса – интенсивная и продолжительная духовная практика. Благодаря своевременной практике успокоения ума достигается совершенное умственное равновесие. Сознание слой за слоем очищается от волн. И по мере того, как слои становятся спокойными, они открывают человеку свое подлинное содержание. Тот, кто искренне практикует, получает различные способности, божественные видения и т.д. Патанджали Махариши предостерегает садхаков (то есть тех, кто следует духовной практике) от блужданий в лабиринтах сверхспособностей. Они могут потерять цель. Садхака должен следовать к цели без отклонений. Цель – кайвалья, или абсолютная независимость. Практика должна продолжаться до тех пор, пока не останется никого, кто мог бы практиковать; иными словами, пока не исчезнет эго, не рассеется неведение, и не закончится восприятие двойственности и множественности.

    Кроме того, даже фундаментальные принципы раджа-йоги, а именно правильный образ жизни и созерцание, являются фундаментальными принципами почти всех великих религий мира, а не только различных индусских систем астика и настика. Буддисты и джайны большое значение придают практике ненасилия, правдивости и т.д., правильному образу жизни, правильному мышлению и правильному пониманию. Подобные каноны, существующие в других религиях, например, в христианстве и исламе, слишком хорошо известны, и нет необходимости цитировать их здесь. Фактически, ни одна религия и секта в мире не станет одобрять неправедность и умственное или моральное беспутство. Патанджали Махариши строил свою йогу не на каких-то выдуманных положениях или аксиомах. Он просто утвердил фундаментальные принципы, которые применимы ко всем, независимо от религии или вероисповедания стремящегося. Даже восприятие двойственности и множественности как реального допустимо для стремящегося, которому рекомендуется начать практику йоги независимо от его представлений о Боге, душе и мире. Шаг за шагом он идет к цели, подтверждая свой путь опытом. Таким образом, практический аспект йоги универсален.

    Согласование различных концепций освобождения

    Оппонент может возразить: «Если освобожденный йог не воспринимает мир, значит ли это, что мир рассеивается в воздухе?» Патанджали отвечает: «Нет. Мир существует для других душ, которым еще предстоит познать духовную независимость». Патанджали – идеальный реалист. Он утверждает, что воспринимаемый мир не является абсолютно реальным, ибо мировосприятие исчезает, когда Пуруша осознает себя. Однако, в то же время он не отрицает относительной реальности мира. Он допускает относительную реальность мира, существующую для душ, которым еще предстоит достичь духовных освобождения и независимости. Прямо или косвенно это принято всеми системами философии, признающими относительную реальность рабства, хотя некоторые идеалисты и пытаются вообще отрицать реальность мира. Что такое рабство, как не временное восприятие мира? Это необъяснимое восприятие мира индивидом может фигурировать в различных религиях под разными именами, но оно формирует основу всех систем философии и йоги. Сама концепция освобождения и метода его достижения основана на признании этого необъяснимого рабства. Это рабство безначально, но оно завершается в освобождении.

    В освобожденном состоянии исчезает даже представление об Ишваре, отделенном от «Я», а вместе с ним и представление о Пракрити и ее таттвах. Ишвара был необходим практикующему для того, чтобы ощутить свою изначальную природу. Ишвару йоги можно уподобить растению нирмали, который заставляет грязь оседать в воде, а затем и сам выпадает в осадок на дно сосуда. Ишвара помогает практикующему искоренить все идеи двойственности и множественности, и сам остается свободным от всякого контакта с Пурушей, покуда практикующий наконец не воспримет свое изначальное «Я». Практически это означает, что Ишвара исчезает из восприятия Пуруши. Ишвара системы йоги не является органически связанным ни с Пурушей, ни с Пракрити.

    Окончательное Переживание по самой своей природе трансцен-дентно и пребывает за пределами мысли и выражения. Мы можем только сказать, что это субъективное бесконечное осознание своей изначальной сущностной природы. Это единое неделимое сознанке, не противопоставленное сознанию двух, но сознание как оно есть в самом себе. Поэтому мы можем сказать также, что трансцендентное переживание – это переживание «ничто», ибо в этом состоянии ничего не воспринимается, никакого объекта. Санкхья и йсга называет это знанием о различии Пуруши и Пракрити, Веданта -знанием абсолютности «Я», теизм – достижением Бога, буддизм – переживанием нирваны. Все концепции освобождения сходятся в том, что это – состояние души, свободное от ограничений, боли и переселений. Это высшая Свобода, и потому это должно быть высшим Блаженством.

    Читайте так же:  Йога для женщин после 55 лет упражнения

    Упражнения медитации раджи и буддхи йоги для начинающих

    Как достичь спокойствия, концентрации, избавиться от гнева с помощью раджа йоги. Какие упражнения раджа йоги подходят начинающим, разбирался «Советский спорт».

    Раджа йога и буддхи йога. Что это такое

    Раджа йога, которую еще называют «интеллектуальной йогой» — нацелена на работу с умом и сознанием человека. В отличие от других школ йоги здесь онсновную часть практики занимает медитация.

    Основатель йоги, философ Патанджали (II век до н.э.) в своем трактате «Йога-сутры», утверждал, что посредством медитации и самоограничения, человек может достичь спокойствия, духовного равновесия и четкости мыслей. Финалом личной эволюции человека становится буддхи-йога – высшая йога, состояние, которое сам Патанджали определял, как полное слияние и гармонию с миром и свободу от всех волнений ума.

    Один из популяризаторов раджа йоги – мыслитель 19-20 века Свами Вивекананда. Благодаря его лекциям раджа йога вышла за пределы Индии и стала известна во всем мире.

    Раджа йога. Медитация

    Через практику медитации раджа йога предлагает человеку пройти через восемь ступеней развития:

    яма – начальный уровень: включает самоограничение, избавление от вредных привычек, которые мешают достичь ясности ума, отказ от накопительства, отказ от обжорства, привычка к честности и телесной чистоте;

    нияма – второй уровень, который призван еще больше развить в человеке самодисциплину, но вместе с ней – оптимизм и веру в собственные силы;

    асана – этот уровень раджа-йоги учит контролю ума над телом и установлению лучшей связи между ними;

    пранаяма – включение дыхательных практик раджа йоги;

    пратьяхара – практика раджа йоги, которая учит контролю над чувствами;

    дхарана – на этом этапе раджа йога учит концентрации ума;

    дхьяна – техника глубокой медитации, которая, как считали основатели раджа йоги, способна успокоить сознание, «отключить» его от всех внешних раздражителей;

    самадхи – высшее состояние в раджа йоге, просветление, понимание настоящей природы мира и соединение с ним.

    Раджа йога. Упражнения

    Как правило перед началом занятий раджа-йогой начинающим советуют некоторое время практиковать другие аспекты йоги, основанные на асанах – специальных положениях тела. Эти занятия помогут начинающему обрести более крепкое здоровье, мышечный тонус и начальную привычку к концентрации – все это поможет в освоении методик раджа-йоги.

    Новички начинают практиковать раджа-йогу с упражнений на расслабление и сосредоточение. Для их освоения нужно принять комфортную позу (рекомендуют позу лотоса, если вы уже умеете ее выполнять и чувствуете себя в ней комфортно). Дышите глубоко и свободно. В упражнении на расслабление постарайтесь остановить внутренний поток мыслей и освободиться от них. В упражнении на сосредоточение – постарайтесь вернуть в «эфир» те мысли, которые действительно важны, и сосредоточиться на них: любовь к миру и людям, понимание своего единства с ними, незначительность и пагубность негативных эмоции. Считают, что в упражнение на сосредоточение также помогает концентрация взгляда на каком-то предмете – это может быть цветок в вазе или пламя свечи.

    Расслабление и сосредоточение – подводящие упражнения для полноценной медитации раджа йоги, которую нужно осваивать под руководством инструктора. Но даже они способны внести в вашу жизнь положительные коррективы. Уделяйте практикам расслабления и сосредоточения 15-20 минут в день. Для достижения глубокого расслабления помогает мысленное проговаривание фраз, своеобразное программирование себя: «Я спокоен, покой вокруг меня, я чувствую себя легко и спокойно».

    Раджа йога. Эффект упражнений

    Считается, что раджа йогой может заниматься любой человек вне зависимости от возраста – ведь упражнения раджа йоги не требуют физической подготовки, гибкости, силы мышц (хотя, безусловно, все это пойдет только на пользу освоению техник раджа йоги).

    Эффект даже от начальных упражнений раджа йоги проявляется в том, что человек становится более спокойным, дружелюбным, оптимистичным. Его сон становится лучше, появляется больше энергии. Человек учится держать эмоции под контролем, управлять гневом и раздражительностью, излечиваться от депрессии и хандры.

    Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

    Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

    Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

    нулевой цикл — урок 1 * урок 2 * урок 3 * урок 4 *

    урок 5 * урок 6 * урок 7 * урок 8 *

    Раджа йога: что это такое и зачем она необходима

    Раджа-Йога в переводе обозначает «царскую йогу». Главная цель Раджа-Йоги – достичь состояния чистого сознания и научиться полностью контролировать свою внутреннюю энергию, то есть достичь глубокой осознанности, овладеть самим собой и стать тем, кем мы являемся в действительности.

    Что такое Раджа-Йога

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В мировой сети интернет вы можете найти много статей, в которых Раджа-Йогу называют практикой царей, королевской йогой и чуть ли не способом достичь абсолютной власти на миром. В действительности подобный подход абсолютно неверен. На самом деле любая разновидность йоги направлена не вовне, на окружающую реальность, а вглубь и призвана обеспечивать внутреннее равновесие и гармонию с самим собой, соединяться с верховным Абсолютом Души.

    Практика Раджа-Йоги направлена на работу с человеческим разумом и представляет собой достаточно важное направление йоги. Тело и разум человека постоянно и неразрывно связаны друг с другом и если вы хотите оказать влияние на ум, то должны уметь идеально контролировать собственное тело. На эту стадию у новичков, решивших заняться йогой, припадает больше всего основных ошибок.

    Они начинают чересчур много внимания уделять физическим упражнениям, при этом страдают духовные, к примеру, медитативные практики или упражнения на дыхание. А в Раджа-йоге важны все стадии. Ведь лишь тогда, когда человек научится полностью контролировать своё тело и психоэмоциональное состояние, сможет начать брать под контроль и свой разум. С помощью этого постижения разработали классическую методику для новичков.

    В ней все занятия выполняются по системе, образованной восьмью этапами (или уровнями). По этой причине вы можете встретить варианты названия Раджа-йоги «Аштанга-йога» (ведь «аштанга» — переводится как 8 ступенек).

    • Яма – рассказывает о правилах поведения.
    • Нияма – погружает в состояние духовных практик.
    • Асана – на этой стадии выполняются специальные упражнения, призванные гармонизировать дух и тело.
    • Пранаяма – данная практика позволяет контролировать своё дыхание, благодаря чему соединяются духовная и телесная сущность.
    • Пратьяхара – отвлекает внимание от внешних факторов.
    • Дхарана – концентрирует внимание на умственных способностях.
    • Дхьяна – погружает в медитативное состояние.
    • Самадхи – позволяет достичь полного умиротворения, внутреннего созерцания своего единения с Высшим разумом.

    Лишь прошествие всех этих восьми ступенек позволяет полноценно осваивать Раджа йогу. Ни в коем случае нельзя пренебрегать ни одним этапом практики или исключать его, ведь совместно они представляют собой единое целое, основное условие освоения йоги разума. Также рекомендуется найти себе опытного учителя, хотя есть много упражнений для новичков, по которым можно работать и самостоятельно.

    Книга В. Слейтер – помощник начинающим йогам и йогиням

    Указанное издание поможет значительно облегчить процесс постижения практик йоги, ведь оно содержит методы, за основу которых автор взял свой собственный опыт. Техники будут понятны и доступны для наших соотечественников, учитывая наш специфический менталитет. Курс очень упрощён и вполне подойдёт даже для тех, кто никогда в жизни не практиковал йогу.

    Читайте так же:  Галамарт блок для йоги

    Так в книге описываются практики для новичков, рассчитанные на 10 месяцев занятий. В общей сложности в издании десять уроков, а значит, на освоение каждой практики отводится всего тридцать календарных дней.

    Обучение по этой книге поможет вам освоить упрощённую версию Раджа йоги значительно быстрее, чем если вы бы делали это, отталкиваясь от прочих внешних источников. Помимо этого, грамотный и правильно сформулированный «учебник» поможет гораздо быстрее и в более лёгкой форме освоить эту систему, а ещё – убережёт себя от серьёзных ошибок.

    Институт Брахма Кумарис

    На сегодняшний день практика царской йоги или Раджа-йоги обретает всё большую популярность. Поэтому совершенно не удивляет тот факт, что возникают всё новые и новые её версии и варианты.

    Пожалуй, самый знаменитый центр, в котором пропагандируется именно это направление, — это Брахма Кумарис (является Всемирным Духовным Университетом Брахма Кумарис). Он выступает современным религиозным течением, основу которого составляет Раджа йога, как медитативная практика.

    В Брахма Кумарисе предлагается весьма упрощённая и адаптированная для понимания и усвоения современным человечеством практика Раджа-йоги. При этом Брахма Кумарис заимствует часть своих положений из знаменитой «Йоги-Сутр», написанной Пантаджали.

    • Так приверженцам течения Брахма Кумарис запрещено вступать в интимные связи и употреблять мясо – они становятся вегетарианцами.
    • Кроме того, сторонники Брахма Кумарис должны отказаться употреблять спиртные напитки, курить или использовать наркотические вещества.

    Основная цель данного течения – попасть в блаженное состояние полного счастья и благополучия.

    Для этого учение базируется на четырёх главных принципах:

    • знании;
    • соединении в мыслях;
    • положительных качествах;
    • служении.

    Число приверженцев Брахма Кумарис постоянно растёт, что указывает на высокую популярность данной разновидности йоги.

    Царь царей

    Если переводить слово «раджадхираджа» с санскрита, то оно будет обозначать «царь царей». Поэтому выходит, что Раджа йога выступает практикой, которая даёт возможность йогину перестать чувствовать себя исключительно как физическое тело и ощущать себя больше как душа – часть всемирного разума.

    Тогда если считать, что разум – это царь человеческого тела, то душа превращается в царя царей – руководителя разума. Именно про это и говорит название данной системы.

    Раджа йога обладает глубокими корнями и очень древней традицией. Она по факту исходит из самых лучших проявлений тантры, а в прошлом столетии её упражнения восстановили, расширили и развили, плюс адаптировали к потребностям современного населения.

    Предлагающаяся на сегодня Раджа йога основана на деликатно выполняемых асанах, призванных гармонизировать телесное и духовное. Учитель индивидуально подбирает подходящие асаны для каждого конкретного человека, также как и мантры, которые в мыслях повторяются совместно с выполняемыми упражнениями.

    Благодаря такому сбалансированному комплексу становится возможным гармонизировать гормональный фон, за счёт чего происходит улучшение общего состояния организма и обеспечивается дальнейший процесс очищения ума.

    Упражнения, которые используются в Раджа йоге

    Необходимо всегда помнить про то, что физический аспект всех практик, упражнений на дыхание и медитативных практик не находится в приоритете, это всего лишь средство, которое призвано достичь духовное совершенство.

    В «царской йоге» нет целей насильно постигать все знания. Чтобы достичь нужную цель, весь процесс разбит на стадии:

    1. устранить негативные чувства и проявления;
    2. развить в себе положительные свойства, умения и чувства;
    3. накопить прану;
    4. пройти разные состояния сознания;
    5. самадхи.

    Совместно с обыкновенными видами упражнений, которые, возможно, вы найдёте, как слишком простые, известна также техника по правильному дыханию. Она выступает очень важным этапом, который требует достаточного внимания. Умение брать своё дыхание под контроль появляется не только с опытом, но также для этого потребуется приложение больших усилий.

    • Изначальное упражнение – задержать дыхание. Задержка дыхания по времени должна в два раза превышать выдох и в четыре – вдох.
    • Вторая стадия – максимально замедлить мыслительные процессы до такой стадии, чтобы все лишние мысли просто исчезли из вашей головы. При этом психика сможет отдохнуть, но будет постоянно контролироваться вами. В будущем благодаря этому вы научитесь контролю и своего бессознательного.
    • Третья ступенька – медитативная практика. Выступает глубинным погружением в недры себя и поможет с ходом времени освоить искусство осознания своей духовной сущности.

    Чтобы уметь контролировать разум от вас понадобится освоение способов контролировать собственное тело. Например, в Раджа йоге достаточно популярна Эка Пада Раджакапотасана (известная также как «поза царя голубей»). При её выполнении необходимо сильно выдвинуть вперёд грудную клетку, что очень схоже с горделивым поведением данной птички.

    Указанная поза может выполняться в разных вариациях, при этом ноги оказываются в том либо ином положении. Для выполнения асаны следует сесть на пол, как правило, одну ногу поджимают под себя, а вторую отводят назад, сгибая в районе колена, и поднимают наверх.

    Верхнюю часть тела вытягивают наверх и подтягивают к приподнятой стопе, выгибаясь вперёд, как дуга. Подобное упражнение улучшает снабжение мозга кровью и позволяет «вытянуть» позвоночник, что в свою очередь нормализует умственные процессы.

    Теперь вы знаете, чем в действительности является Раджа йога. В завершение данной темы рекомендуем вам просмотреть интересное тематическое видео:

    Пять путей йоги

    Слово «йога» в переводе с санскрита означает «единство», «союз», «связь». Союз мужского и женского начала, солнечной и лунной энергии, Человека и Творца. Мы, люди, все содержим в себе частичку Божественного начала, Создателя Вселенной. Цель нашей жизни – прекратить страдания, вырваться из вереницы перерождений, реализовать единство с Создателем. Каждый из путей йоги предлагают людям эту возможность, в зависимости от чаяний и способностей индивидуума.

    Обычно рассматривают 5 путей йоги:

    Хатха-йога – путь очищения нашего тела и сознания, стабилизации психики и обретения контроля над деятельностью ума. При этом используются как методы работы с физическим телом (диета, очистительные практики, специальные положения тела и отдельных его частей – асаны, мудры, бандхи), так и дыхательные практики (пранаяма), а также концентрация во время выполнения практик и медитация.

    Раджа-йога – это путь постепенного развития духовных способностей. Он подходит людям эзотерической направленности, которым интересно исследование психической деятельности своего существа, расширение сознания, выход за пределы обычного ограниченного восприятия действительности.

    Бхакти-йога – путь любви и молитвы, путь растворения в Высшем божественном проявлении, поклонения Богу. Подходит для религиозно-направленных людей.

    Карма-йога – путь действия, путь отрешения от нашего «эго», всегда ожидающего благодарности за сделанное. Это – путь удовлетворенности не вознаграждением за сделанное, но самим процессом служения высшей цели.

    Джняна-йога – путь воспитания знанием. Подходит для людей интеллектуального склада. Направляет ум на познание основных законов Вселенной, получение истинного знания, не засоренного нашими обычными представлениями о мире и нашем месте в нем.

    В своем эссе я рассмотрю два из пяти названных путей йоги — Раджа-йогу и Хатха-йогу.

    Читайте так же:  Йога после кесарева сечения когда можно

    Раджа -йога в переводе с санскрита означает «Царская йога». Человек, который движется в таком направлении, в первую очередь получает «царскую власть» над теми мыслями, которые порождаются в его уме. В «Йога-сутрах» Патанджали достижение цели йоги определяется как прекращение колебаний ума, т. е. прекращение неконтролируемой работы ума, состоящей в бесконечном порождении мыслей. Есть красивое сравнение, что проще покорить весь мир, получить контроль над движением планет, можно даже владеть Вселенной, но намного труднее и нужнее обрести контроль над своим умом, своими мыслями.

    Основу Раджа-йоги составляют медитации. В медитации человек вплотную обращается к содержанию своих мыслей. Мысли обуславливают все наши действия. Любое человеческое действие в мире порождено мыслью, даже если мы этого не осознаем в силу привычного отвлечения нашего ума. Тексты йоги говоря о том, что все, что проявляется в нашем мире является энергией в различных ее состояниях. Материальный мир – самая грубая форма этой энергии, самая плотная. Мысли — одни из наиболее тонких вибраций в тонком мире. Мысли материальны и порождают действия. Закон кармы является законом причины и следствия. И он применим к нашим мыслям. Контролируя наши мысли мы влияем на все наши проявления, в том числе, на действия в материальном мире. Наша личность слагается из наших мыслей. Управляя ними, мы можем менять структуру нашей личности, избавляясь от не нужных качеств и взращивая в себе нужные нам. Раджа-йога — наука, воспитывающая осознанность при выборе мыслей. Это искусство сохранять нужный мысленный настрой и устранять ненужный.

    Деятельность нашего ума основана на познаваемых законах. Мы можем не понимать их до конца, но можем применять на практике. Например, наш ум является только инструментом в порождении мыслей. Ум их создает и осознает. Йогические источники описывают единственное пространство ума, в котором порождаются и осознаются мысли.

    Другим таким законом является преемственность. Одна мысль порождает другую, похожую. Страх порождает чреду параноидальных мыслей. Доброта, любовь направляют наш ум в другую сторону и формируют совершенно иной настрой. В Раджа-йоге мы конкретно применяем это. Если регулярно включать позитив, то постепенно мы обнаружим, что постепенно радостные и добрые мысли занимают все больше места в пространстве нашего ума.

    Раджа-йога также учит нас умению концентрироваться, разрывать наши привычные умственные шаблоны и паттерны. Постепенно мы становимся не рабами собственных мыслей, а «царями». Изменяя привычные тенденции наших мыслей, мир вокруг нас начинает изменяться.

    Но контроль над мыслительной деятельностью является не целью, а скорее методом в Раджа-йоге. Истинная цель – самопознание. В классическом тексте «Йога-сутры» говорится о том, что практикующий, используя медитацию, учится контролировать свои мысли, после чего он способен испытать самадхи — состояние, где в уме нет никаких мыслей. Это глубинное состояние самопознания и единения с любым существом во Вселенной.

    Поэтому настоящая йога начинается с признания и выполнения правил по взаимоотношению с самим собой и окружающим миром («Яма»).

    «Ахимса» – нельзя применять, убивать, причинять вред;

    «Брахмачарья» – умеренность во всем, особенно в плотских удовольствиях.

    «Астея» – нельзя брать чужое.

    «Сатья» – быть правдивым к себе и к другим людям.

    «Апариграха» – не брать дары, быть умеренным.

    Это простые и разумные правила. Большинство людей интуитивно понимают их и чувствуют, что нарушение этих правил несет в себе какую-то опасность, нарушает нравственные законы.

    Нияма – вторая ступень йоги. Это то, что следует включить человеку в свою жизнь, как построить внутренний фундамент отношений с миром.

    «Шауча» – поддержание чистоты внешней и внутренней.

    «Сантоша» – способность быть удовлетворенным имеющейся ситуацией.

    «Тапас» – самодисциплина, направление внутренней энергии к высшему.

    «Свадхиайя» – непрерывное самообучение; развитие интеллекта, обретение новых знаний.

    «Ишвара Пранидхана» – целиком и полностью положиться на Творца, посвятить ему себя и свои дела.

    Если человек осознал, для чего нужно соблюдать яму, он сам интуитивно приступает к осуществлению ниямы, которая является самодисциплиной. И построив такую основу, мы можем двигаться к следующим ступеням.

    Хатха-йога является основой Раджа-йоги. Ведь работать с мыслями мы можем только после обретения контроля над телом. Поэтому говорят, что Раджа-йога включает Хатха-йогу. Но по сути, второе объединено с первым.

    Асаны Хатха-йоги не сопоставимы по силе воздействия с обычными физическими упражнениями.

    Во-первых, отличается цель занятий. Мы не только приводим физическое тело в порядок, добиваемся красивой формы, здоровья и привлекательности, но совершенствуем тело через мысленное осознание асан, использование нашего дыхания и контроля потоков праны для улучшения здоровья физического тела.

    Во-вторых, физическая культура обычно воздействует на тело через движение и включение всех его возможностей. Хатха-йога основной упор делает на позициях, в которых значительное внимание уделяется силе и здоровью позвоночника, как основе нашего здоровья.

    И, наконец, хатха-йога способна действовать на внутренние органы через потоки энергии и дыхания, при этом оказывая действие на железы внутренней секреции, что улучшает здоровье нашего организма изнутри. Это невозможно в случае с физической культурой.

    Результаты занятий Хатха-йогой не заканчиваются обретением благополучия физического тела. Мы развиваем не только физическую выносливость, силу, гибкость, но улучшаем способность ума к концентрации, улучшаем память, что делает более «сильными» создаваемые нами мыслеобразы.

    Итак, работа с физическим телом в Хатха-йоге укрепляет его, прорабатывает каналы, по которым течет наша внутренняя энергия и уравновешивает движения праны, что является основой для покоя ума и успешной медитации.

    Основным упражнением Раджа-йоги является медитация. Патанджали называет три ступени медитации – дхарана, дхьяна и самадхи.

    Вначале практикующий отстраняет свои чувства от объектов, располагающихся вне нас, и концентрируется на каком-то одном образе. Это дхарана — концентрация. Здесь нужно усиленно направлять внимание на непрерывное сосредоточение на нужной мысли. Если долго это практиковать, наступает следующий этап — дхьяна (сосредоточение). Ум все больше интегрируется в объект медитации и все мысли постепенно связываются с этим объектом. Дхьяна — ничем не прерывающийся поток осознавания мыслей, связанных с объектом. В состоянии самадхи практикующий может осознавать не внешний поток мыслей, связанных с объектом, но его истинную суть, которая скрыта внутри. Ум полностью объединен с объектом. Когда объект исчезает, остается только состояние самадхи вне объекта — состояние, где нет того, кто медитирует, нет процесса медитации и нет объекта медитации. Практикующий познает сам себя.

    Таким образом, практика йоги включает работу на всех основных уровнях: от физического тела и морально-нравственного воспитания, до глубочайшего пробуждения истинных духовных возможностей человека.

    Работа студентки Московского Университета Йоги Новиковой Ирины

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Углубить свои знания о йоге вы можете на Годовом курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги ТТС 208 и ТТС 250/280.

    Раджа йога классическая методика для начинающихОценка 5 проголосовавших: 1

    Образование: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК).

    Профессия: Частный тренер.

    Специализация: Йога.

    Стаж работы: 7 лет.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Йога для начинающих
    Добавить комментарий