Раджа йога упражнения для начинающих

Самое главное по теме: "раджа йога упражнения для начинающих" с полным пояснением от профессионалов.

Раджа йога упражнения для начинающих

Раджа-йога – это йога работы исключительно с сознанием, т.е. медитация (и самоанализ). В раджа-йоге нет асан, и в ней всего несколько популярных пранаям (как и в буддизме). Считается, что раджа-йога – это в первую очередь последние 4 ступени восьмиступенчатой аштанга-йоги Патанджали, хотя в целом она связана со всеми 8 ступенями. В буквальном переводе «раджа-йога» означает «царица среди йог», что указывает на её исключительный наивысший статус среди всех видов йоги, а не на то, что она предназначена только для раджей (царей).

В древности в состав раджа-йоги входили также практики визуализации, но в настоящее время они присутствуют только в тантре (шактийском учении), отделённом догматиками от йоги более 2 тысяч лет назад. Именно раджа-йога считается классической йогой. Сам термин «раджа-йога» – это ретроним, появившийся в XIV веке в связи с появлением учения физкультурной хатха-йоги (в тексте «Хатха-йога-прадипика»). До этого под йогой понималось то, что сейчас называется раджа-йогой.

Главным инструментом раджа-йоги служит самьяма (санъяма), для применения которой вначале необходимо овладеть медитацией. Также крайне важен этический момент личностного (духовного) роста, выражаемый в развитии виджнянамайя-коши до выстраивания анандамайя-коши, на чём делается большой акцент в буддизме (развитие сострадания). Рамана Махарши, можно сказать, произвёл революцию в индуизме, указав на огромное значение самоанализа (в далёкой перспективе личностной эволюции).

  • Свами Вивекананда «Раджа-йога», главы: 12345678.
  • Йог Рамачарака «Раджа-йога», чтения: 23456789101112.

  • Свами Шивананда «Четырнадцать уроков раджа-йоги»
  • Свами Шивананда, глава пятидесятая «Раджа-йога» – отрывок из книги «Золотая книга йоги»
  • Йог Рамачарака «Основы миросозерцания индийских йогов», 123456789101112131415.
  • Ниже приведена подборка текстов, которые могут помочь в освоении учения раджа-йоги:

  • Описание духовной медитативной практики в одной из ветвей (виджняна-вада) буддизма махаяны. Предельно практичное и полезное описание медитативной садханы.
  • «Йога-сутры» Патанджали – наиболее авторитетный текст по йоге.
  • «Йога-рахасья», или «Мистерия йоги» Даттатреи.
  • «Йога-шастра», или «Учение йоги» Даттатреи.
  • «Йога Васиштха Сара Санграхах» – компиляция 86 шлок из 32000 шлок «Йоги Васиштхи».
  • Шандилья-упанишада
  • Йога-кундалини-упанишада
  • Йога-таттва-упанишада
  • Прем Нирмал «Наука медитации» – что такое медитация и чем она не является.
  • «Зоизм» – учение раджа-йоги и самореализации для людей Запада. Опубликовано по изданию 1907 г.
  • «Медитации» Дж. Кришнамурти – подборка высказываний о медитации; совершенно непрактичные, но бесподобные по своей эстетической красоте и точности передавания действительного состояния медитации.
  • «Индийская философия», Сарвепалли Радхакришнан, том I, том II.
    • Интересные книги, не связанные с йогой непосредственно:
  • «Трипура-рахасья» – диалог Даттатреи и Парашурамы.
  • «Авадхута-гита» – монолог Даттатреи, самая адвайтичная книга индуизма.
  • Тексты книг и статей, находящиеся на этом сайте, предназначены только для ознакомительного чтения.
    Запрещено любое использование этих текстов в коммерческих целях сторонними лицами, все права на книги принадлежат издателям и авторам.

    Игра будущего – MindBall! Игра-медитация

    Ссылки:

    – сайт посвящён выдающемуся Учителю Йоги Владимиру Ивановичу ОрловуШкола классической йоги . Программы. Расписание занятий. О традиции и основных принципах йоги.Официальный сайт по крия-йоге традиции Лахири Махасая – Шри Шайлендры ШармаМата Амританандамайи (Амма) – обнимающая святая из Кералы, Индия

    «Веды – это самое прекрасное из всего. Проведение всяческих яджн – ещё лучше. Повторение мантр ( джапа ) – ещё лучше, чем яджны . Путь Знания ( джняна-марга ) – лучше джапы . Но ещё лучше Знания (самоисследования) медитация, в которой исчезают всяческие совокупные окрашивающие её примеси ( рага , т.е. дуализм и привязанности) . [Именно] в такой [медитации] следует достигать извечное Достижение-Осознание».

    Даттатрея, «Йога-рахасья» («Мистерия йоги») 3.25 .

    «Главные процессы хатха-йоги – это асана и пранаяма. Физические результаты – увеличенная живость, продлённая молодость, здоровье и долголетие – приносят малую пользу, если они рассматриваются нами как мизерная часть нас самих отдельно от обычной жизни, ради них самих, не используемые, не направленные на общее благо всемирной деятельности. Хатха-йога достигает больших результатов, но непомерной ценой и практически безуспешно с точки зрения достижения окончательной цели».

    Пандит, «Словарь Йоги Шри Ауробиндо»

    ‘The chief processes of Hatha Yoga are asana and pranayama . The physical results – increased vitality, prolonged youth, health, longevity – are of small avail if they must be held by us as misers of ourselves apart from the common life for their own sake, not utilized, not thrown into the common sum of the world’s activity. Hatha yoga attains large results, but at an exorbitant price and to very little purpose’.

    Pandit’s ‘Dictionary of Sri Aurobindo’s Yoga’

    Медитация – это полное высвобождение энергии.

    Что такое Раджа-Йога?

    В современной литературе, посвященной йоге, описывается множество практик. В реальности существуют не меньше школ, каждая из которых предлагает собственный путь достижения физического и психического равновесия. Человек, который бы хотел заняться практикой, становится перед проблемой выбора той, что поможет ему раскрыть способности наиболее полной. Одной из таких систем является раджа-йога.

    Раджа-йога, аштанга-йога, восьмиступенчатая или царская йога берет за основу утверждение, что человек является собственным повелителем. Он знает и управляет своими духовными и телесными силами.

    Цель данной практики — полная независимость от внешних факторов, влияния среды, достижение очищения и совершенства ума. На промежуточных этапах ставятся тактические цели: развитие позитивных качеств, устранение негатива, накопление и усовершенствование праны, достижение различных состояний сознания, самадхи.

    Книга о Раджа-Йоге

    Посвященная раджа-йоге книга содержит всю необходимую информацию об одной из шести ортодоксальных школ индуизма. В ней детально описываются все восемь этапов духовной практики, используемые мантры и редкие асаны для медитации.

    Внимание уделяется и пранаяме — особой технике дыхания при выполнении упражнений. В книге рассматриваются фундаментальные принципы царской йоги: правильный и праведный образ жизни, включающий отказ от насилия и лжи. Человек любой религии найдет здесь идеи, созвучные его учению: о мире, благодетели, духовной чистоте.

    Раджа-йога — упражнения

    Решив уделить время изучению упражнений по раджа-йоге которой на первый взгляд просты, не поддайтесь этому обманчивому впечатлению. Как и все остальные индуистские практики, огромное внимание в царской йоге уделяется дыханию. Умение контролировать его приходит с опытом. После занятий вы должны чувствовать усталость, когда выходите из состояния полного расслабления.

    Читайте так же:  Йога вдвоем для начинающих

    Основное упражнение на контроль дыхания заключается в том, чтобы задержка была в 4 раза дольше вдоха и 2 раза дольше выдоха.

    Следующее упражнение — замедление течения своих мыслей, вплоть до способности не думать. Это дает полный отдых психике, но при этом держит ее под контролем. В итоге вы подчините бессознательные мысли своей воле.

    Третье упражнение — медитация, искусство полного сосредоточения, погружения в вопрос. Медитация помогает практику царской йоги получать новую информацию о событиях, вещах и явлениях, познать их глубину и достичь нового типа сознания.

    Прежде чем научиться контролировать свой разум, подчинить себе его глубины, следует научиться контролировать свое тело. Сядьте или лягте в любую удобную для вас позу и проследите за ощущениями. Запоминайте и анализируете любые неудобства, например, когда захочется почесаться или сменить позу. После нарастания дискомфорта, напряжения, появления зуда придет стадия полного расслабления.

    Контролируйте мышцы конечностей. Сядьте и вытяните руку в сторону, на уровне плеча, направьте ладонь вниз. Смотрите на средний палец и не допускайте его малейшего движения. Повторяйте в течение 1 минуты.

    Научитесь контролировать произвольные движения: медленно, сосредоточено вращайте большие пальцы на руках вокруг друг друга от 50 до 100 раз.

    Видео о сущности Раджа-Йоги

    По пути самопознания комфортнее идти с чутким и знающим проводником. У вас есть возможность увидеть своими глазами все упражнения, которые включает в себя видео по раджа-йоге включает в себя как практические упражнения пранаямы, так и теоретические основы древних знаний, учение о сознании и контроле над ним.

    Вы узнаете, что для практики царской йоги не обязательно иметь богатырское здоровье, а техника доступна в любое время: на работе, отдыхе, днем и ночью, в движении или лежа.

    Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

    Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

    Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

    нулевой цикл — урок 1 * урок 2 * урок 3 * урок 4 *

    урок 5 * урок 6 * урок 7 * урок 8 *

    Раджа-йога: урок 1-й

    Мы постоянно рассказываем, как поддерживать физическое и духовное здоровье с помощью различных безлекарственных методик. Сейчас мы решили познакомить аудиторию с учением Раджа-йоги, которое направлено на стойкое формирование позитивного мышления и укрепление здоровья в целом.

    Автором этой методики, рассчитанной на начинающих, является Виллис Слейтер. Перевод его книги с английского на русский язык сделал доктор технических наук О.И.Горошин. Он и будет давать в журнале уроки Раджа-йоги

    Стань господином своего ума

    Слово «йога» в переводе с санскрита означает «соединение», «связь». А слово «раджа» – это «высший», «король», «господин» В совокупности эти два слова как раз и отражают основное содержание учения Раджа-йоги. Оно учит, как стать господином своего ума и подняться на более высокий духовный уровень.

    Первое условие для этого – нравственное самовоспитание , нацеленное на выработку лучших человеческих качеств, таких как доброта и отзывчивость, правдивость в мыслях, словах и делах, сдержанность и мягкость в отношениях с людьми, чистота чувств и преданность высоким идеалам. Раджа-йога учит, как их достичь.

    Раджа-йога также даёт наставления по здоровому образу жизни : рекомендует поддерживать психоэмоциональное спокойствие, соблюдать гигиену тела, выполнять дыхательные упражнения, правильно питаться. В отличие от известной многим Хатха-йоги Раджа-йога не требует освоения сложных физических упражнений и практически не имеет никаких возрастных ограничений .

    Цель начальных уроков Раджа-йоги – достижение гармонии души и тела . А последующие уроки научат человека подчинять себе свой разум, управлять мыслями по собственной воле . Почему это так важно?

    Человечество сейчас переживает переломный этап своего развития. Он характеризуется глубинным познанием законов Вселенной. Один из них – вселенский закон притяжения . Под действие этого закона подпадают и человеческие мысли . Они несут в себе информацию и энергию в виде высокочастотных излучений. Излучая мысли во Вселенную, человек притягивает к себе воплощение этих мыслей в реальность, то есть мысль притягивает свою материальную реализацию.

    Согласно закону притяжения человек сознательно или бессознательно «программирует» свою будущую жизнь собственными мыслями. Позитивные мысли привлекают в его жизнь хорошее: здоровье, благополучие, любовь, дружбу, успех, а негативные – плохое, и именно то, чего человек не хочет, опасается, на что жалуется. Поняв, как действует закон притяжения и как его применять, человек обретает возможность целенаправленно творить свою судьбу и конструктивно воздействовать на окружающий мир. Поэтому закон притяжения называют также законом творения. Современная квантовая физика приближается к научному объяснению механизма действия этого закона.

    В течение дня в голове человека рождается множество разных мыслей. Они могут быть и позитивными, и негативными. Понятно, что невозможно контролировать каждую свою мысль. Но существует прекрасный индикатор, позволяющий чётко различать их характер. Это чувства, эмоции. Негативные мысли вызывают эмоции страха, тревоги, обиды, раздражения, а позитивные – чувства благодарности, любви, спокойствия.

    Чем старше становится человек, тем больше он нуждается в надёжном внутреннем стержне – психологической установке, которая помогает противостоять трудностям и сохранять активную жизненную позицию, оптимизм, любовь к жизни. Позитивное мышление может стать таким жизненным стержнем. Раджа-йога учит, как управлять мышлением и сделать его позитивным.

    Одна из основных концепций Раджа-йоги состоит в том, что все жизненные органы, группы клеток и даже отдельные клетки человеческого тела обладают способностью элементарного мышления и поддаются мысленному воздействию. Раджа-йога учит человека умению направлять умственный взор во внутренний мир, подчинять своей воле процессы жизнедеятельности организма, оказывать на него оздоровительное воздействие и тормозить процесс старения.

    В общем, Раджа-йога – это эффективный инструмент управления силой мысли, которая способна творить чудеса в самых разных сферах бытия и может помочь человеку стать лучше во всех отношениях, жить дольше и счастливее.

    Предлагаемый курс Раджа-йоги состоит из 10 уроков, каждый из которых рассчитан на изучение в течение месяца, для чего достаточно ежедневно выделять на занятие 20-30 минут. Такая нагрузка не обременительна и вместе с тем позволяет достаточно глубоко освоить этот курс, с тем чтобы в последующем уверенно шагать по жизни с несомненной пользой.

    Начнём 1-й урок с рассмотрения двух аспектов поведения – самоограничения и самодисциплины. По существу, эти аспекты ещё не являются собственно йогой, но они служат предварительной подготовкой к практике йоги.

    Читайте так же:  Йога для повышения потенции у мужчин

    Традиционно йога устанавливает для человека пять ограничений, которые сводятся к отказу от насилия, лжи, воровства, невоздержанности, чувственности, стяжательства. В позитивном плане это выражается в доброте и готовности оказать помощь другому человеку, в правдивости, честности, умеренности, щедрости.

    Самодисциплина также имеет пять аспектов: чистоплотность, удовлетворённость, воздержанность, самоизучение, преданность идеалу.

    В каждом из пяти первых уроков вы будете осваивать последовательно только один вид самоограничения и самодисциплины. Такой метод обеспечивает постепенное достижение результата, который закрепляется на всю жизнь в виде естественных жизненных привычек .

    Это первое из самоограничений, элементарной формой которого является заповедь «не убий». Его более широкое толкование подразумевает также требование не покушаться на жизнь животных и никому не приносить вреда.

    Человек должен начать анализировать своё поведение, исходя из морального требования к себе, не причинять боль ни одному существу. Требование это должно выполняться и в мыслях, и в действиях.

    Таким образом, осваивая первый урок, начинайте каждый день с вопроса самому себе, не причиняют ли ваши мысли или дела вред или боль кому-нибудь, физическую или душевную травму. А закончив день, спросите себя: «Сделал ли я что-либо во вред другому?», «Был ли я добрым и отзывчивым?»

    Думайте таким образом о членах своей семьи, друзьях, знакомых, а затем о людях, которых встречаете, но не знаете: прохожих на улицах, продавцах, пассажирах в транспорте… Работайте над собой не спеша, день за днём, пока позиция ненасилия, доброжелательного отношения к людям станет столь привычной, что вам больше не нужно будет об этом думать. К примеру, вы не будете недобро сплетничать о людях, осуждать других и т.п.

    Нужно стремиться не только к физической чистоплотности, но и к полному очищению личности, прежде всего к очищению мыслей и чувств, воспитанию широкого спектра добродетелей. Что касается чистоты тела, то она означает не только умывание, но также выведение отходов из внутренних органов: пищеварительного тракта, почек, носовых полостей и т.д. Этому вопросу посвящен в данном уроке раздел «Личная гигиена».

    Занимаясь нравственным аспектом очищения, при утреннем умывании произносите: «чистые мысли, чистые чувства», тем самым связывая очищение тела с очищением ума и чувств. Старайтесь, чтобы ваши мысли, слова и чувства в течение дня были чистыми, возвышенными. Это проявится в вашем облике и поведении – вы будете излучать доброжелательность, спокойствие, умиротворённость. Нравственная чистота означает освобождение от низменных мыслей и чувств – злобных, завистливых, унижающих.

    Йоги трактуют очищение широко, включая в него удаление продуктов жизнедеятельности организма. Например, регулярное обмывание всего тела они считают необходимым не только для удаления грязи, но и для открытия пор кожи, через которые из организма выводятся токсины. Поэтому рекомендуется ежедневная ванна. Если ванна принимается вечером, то предпочтительна тёплая или горячая с температурой воды 32-36°С или выше. Такая температура способствует расслаблению. Если ванна принимается утром, то вода должна быть прохладнее – 23-28°С. Вода такой температуры оказывает мягкое стимулирующее воздействие. Вместо ванны можно делать влажное обтирание тела полотенцем.

    Необходимо следить за своими зубами, так как плохие зубы могут нанести вред всему организму. Для поддержания здоровья зубов рекомендуется есть меньше мягкой, сладкой пищи, не требующей жевания, и чистить их утром и после еды.

    Носовые полости следует очищать, втягивая тёплую воду через ноздри и выплёвывая её через рот. Это нужно делать осторожно, без сильного сморкания, чтобы не занести инфекцию в уши. При боли в горле хорошо помогает полоскание слабым раствором соли (1 ч. ложка на 1 л тёплой воды). Такой раствор можно использовать и для очищения носа.

    Регулярная работа кишечника должна обеспечиваться выработанной привычкой, а не слабительными средствами. Чтобы избежать запоров, рекомендуется употреблять содержащую клетчатку пищу, отруби, чернослив, курагу, финики. Для очистки лёгких следует практиковать дыхательные упражнения и ежедневно совершать пешеходные прогулки.

    Здесь приведены лишь общие рекомендации, помогающие каждому выработать индивидуальную программу личной гигиены.

    Наше тело нуждается в периодической релаксации (расслаблении). В йоге п рактикуется такое упражнение для расслабления. Лягте на спину на пол, слегка раздвинув ноги. Сделайте несколько медленных вдохов и выдохов. Затем расслабьтесь. Почувствуйте расслабление каждой группы мышц – от головы до ног. Затем в таком же порядке напрягите каждую группу. В заключение потянитесь всем телом. Выполняйте это упражнение каждое утро.

    Ежедневно, сразу после релаксации, выполняйте специальное дыхательное упражнение, так называемое базовое дыхание .

    Лягте на спину на пол, положите руки на диафрагму чуть ниже рёбер. Вдохните через нос медленно и так глубоко, как только можете, последовательно наполняя воздухом нижнюю, среднюю и верхнюю часть лёгких. Когда лёгкие наполнятся, надавите слегка на диафрагму, чтобы приподнять лёгкие. Выдыхайте медленно. Плавно втяните живот после завершения выдоха. Повторите это упражнение 6 раз и в заключение сделайте быстрый вдох-выдох.

    Каждое утро выделяйте 5-10 минут для размышлений о ненасилии, поддержании чистоты мыслей и чувств, первом самоограничении и первой самодисциплине, релаксации и выполнении базового дыхательного упражнения. А в течение дня следуйте правилам личной гигиены.

    Олег ГОРОШИН Журнал «60 лет – не возраст»

    Управление разумом и Раджа йога

    Раджа йога – это один из четырех основных путей йоги. Она направлена на работу с человеческим разумом – основным источником материального мира. Вся наша жизнь, с ее радостями и разочарованиями – это не что иное, как результат умственной деятельности. Разум является королем этого мира. Он контролирует все человеческие желания и действия, и именно от него зависит истинное счастье. Если разум находится в шатком, нестабильном положении, личность становится очень уязвимой. В таком состояние любая неудача может стать непреодолимой преградой на пути к счастью. И только если человек достигнет абсолютной чистоты сознания и научится контролировать свой разум, он сможет добиться гармонии и успеха. Как это сделать знает Раджа йога.

    Ступени упражнений Раджа йоги

    Практика Раджа йоги предполагает прохождение восьми основных ступеней или уровней, каждый последующий из которых может быть преодолен только после того, как полностью освоен предыдущий. Первая ступень – Яма – заключается в самоограничении и отказе от плохих поступков. Она направлена на борьбу с проявлениями насилия, лжи, алчности, воровства и лености. Второй уровень носит название Нияма. Он заключается в том, чтобы посвятить себя духовным практикам. На третьей и четвертой ступени раджа йога (Асане и Пранаяме) происходит объединение разума с телом, которое становится возможным благодаря специальным тренировкам и дыхательным упражнениям. С пятого уровня, Пратьяхара, начинается Раджи йога. Этот этап направлен на непосредственную работу с разумом. Главная его цель – увеличить силу воли и достичь умственного сосредоточения.

    Читайте так же:  Эра водолея студия йоги
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Вторая ступень Раджи йоги (и шестая в целом) – это Дхарана. На ней человек учится сосредотачивать ум и распоряжаться своим вниманием. Очередной этап Раджи йоги – Дхиана – это медитация. Между ним и предыдущим уровнем – очень малозначимая грань. Дхарана плавно перетекает в Дхиана и заканчивается Самадхой, последней степенью Раджи йоги, ведущей к просветлению и достижению абсолютной гармонии.

    Раджа йога — упражнения для начинающих

    С учетом особенностей раджи йоги, упражнения для начинающих направлены на освобождение от посторонних мыслей и осмысление себя. Они должны выполняться в тихой, комфортной обстановке. Первое, предлагаемое нами для освоения Раджи йоги упражнение для начинающих, выглядит следующим образом:

    • расслабитесь и попытайтесь сосредоточится на своих внутренних ощущениях;
    • замедлите ход собственных мыслей, постарайтесь осознать каждую из них;
    • остановите мысли вовсе.

    Второе, входящее в комплекс Раджи йоги упражнение для начинающих, выполняется после освоения первого. По своей сути оно заключается в начале медитации. Для нее лучше использовать технику дза-дзен. Необходимо принять позу лотоса, распрямить спину и избавиться от мыслей. Далее необходимо сосредоточиться на дыхании, погружаясь во вдох и выдох. Постепенно нужно отключиться от внешнего мира, погрузившись в себя. &1

    Раджа-йога: четвёртый урок

    Четвёртый урок посвящён изучению таких аспектов Раджа-йоги, как умеренность и самоизучение. Вы также освоите воздуходувное дыхание, усиливающее энергетику человека, и, кроме того, разучите упражнения, которые развивают способность к умствен­ной концентрации

    Четвёртый аспект самоограничения Раджа-йоги – соблюдение умеренности во всём: в мыслях и эмоциях, труде и отдыхе, сне и бодрствовании, еде и воздержании от еды, сексе и т.д. Избегайте любых излишеств. Контролируйте себя, стараясь оставаться спокойным, уравновешенным, сдержанным при общении с людьми. Такой настрой поддерживайте в себе постоянно. Это создаст вокруг вас атмосферу спокойствия и умиротворённости, а вас подготовит к последующей практике медитации.

    Самоизучение – это четвёртый аспект самодисциплины Раджа-йоги. Он предполагает постижение подлинной сути собственной личности и самоанализ, чтобы узнать собственный характер, его силу и слабость.

    Каждое утро некоторое время посвящайте самоизучению. Задавайте себе вопросы: «Кто я? Каковы мои достоинства? В чём состоят мои недостатки и как их исправить? Каково моё место в окружающем мире и чего этот мир ожидает от меня?» Самоизучение ускорит ваш прогресс в физическом и духовном самосовершенствовании.

    Тем, кто сохраняет достаточную эластичность связок и подвижность суставов, прежде всего молодым людям, можно рекомендовать для медитации садиться в позу лотоса . Вытяните ноги вперёд. Согните левую ногу в колене и, взяв левую ступню руками, положите её на правое бедро, выворачивая подошву вверх. Затем согните правую ногу в колене и, взяв правую ступню, положите её на левое бедро, также выворачивая подошву вверх. Держите прямо спину, шею и голову. Руки покоятся на коленях. Эта поза успокаивает нервную систему и гармонизирует работу всех жизненных систем организма.

    Продолжим тему питания, начатую во втором уроке. Надо сказать, что большинство йогов – вегетарианцы, т.е. они не употребляют мясо, рыбу и птицу. Тем, кто готов придерживаться такого питания, можно дать несколько практических советов.

    Употребляйте натуральные продукты. Овощи и фрукты послужат вам основным источником витаминов, минеральных веществ и клетчатки. Они обеспечивают разнообразие пищи, придают ей привлекательный вид, приятный вкус и аромат. Поэтому старайтесь включать в свой рацион всевозможные салаты из сырых овощей и фруктов.

    Организму необходимо также адекват­ное количество белков. В тарелку овощного салата можно добавить яйцо, тёртый сыр, молотые орехи или семечки. Ценными источниками растительного белка являются также бобовые (горох, фасоль, соевые бобы), гречка, проросшая пшеница. В рацион следует включать и разнообразные молочные продукты.

    Потребность организма в жирах можно удовлетворить, употребляя растительные масла (оливковое, соевое, кукурузное и др.). А основными натуральными сладостями послужат мёд и сухофрукты.

    В кулинарных книгах, а также в литературе по Аюрведе вы найдёте рецепты вегетарианских блюд, используя которые можно сделать ваше питание сбалансированным и разнообразным.

    Если вы не готовы придерживаться строго вегетарианского питания, то хотя бы попытайтесь отказаться от красного мяса, ограничившись рыбой и птицей, а лучше только рыбой.

    В начале учебного курса было рекомендовано базовое дыхание, способствующее увеличению и более полному использованию жизненного объёма лёгких (первый урок). Затем было рассказано о том, как в процессе дыхания вбирать в себя космическую энергию и воспринимать космическую информацию (второй урок). В третьем уроке было описано, как освоить размеренное, ритмичное дыхание и постепенно снизить его частоту.

    Некоторые школы Раджа-йоги рекомендуют ещё одно дыхательное упражнение. Его можно выполнять в египетской позе, в позе со скрещёнными ногами, а также в позе лотоса.

    Левая рука должна лежать на коленях ладонью вверх. Правая рука используется для нажатия на ноздри. Большой палец ле­жит на правой ноздре, а средний палец на левой ноздре. В ыдохните через правую ноздрю, лёгким нажатием среднего пальца прикрывая левую ноздрю. Затем вдохните через правую ноздрю, а выдохните через левую , прикрывая большим пальцем правую ноздрю. Следом за этим вдохните через левую ноздрю, прикрывая большим пальцем правую, а выдохните через правую ноздрю, прикрывая средним пальцем левую ноздрю. Повторите трижды в достаточно быстром темпе чередование вдохов-выдохов то правой, то левой ноздрёй. Выдох должен быть вдвое продолжительнее вдоха.

    Это упражнение называют воздуходувным дыханием . Оно усиливает энергетику человека, очищает носовые ходы, предупреждает гайморит и фронтит, укрепляет диафрагму, способствует улучшению настроения и усиливает блеск глаз. В данном учебном курсе это упражнение является дополнительным.

    Отвлечение от окружающего мира

    В обычной жизни человек погружён в окружаю­щий мир, воздействующий на его органы чувств, и воспринимает этот мир во всём его многообразии. Но когда человек поглощён размышлениями или интересным чтением, занят каким-то важным делом и т.п., он отвлекается от внешних воздействий, перестаёт воспринимать информацию из окружающего мира: зрительные образы, звуки, запахи и т.д. Способность к подобному отвлечению можно развить и поставить под контроль воли. Именно этому учит Раджа-йога в порядке подготовки к освоению концентрации и медитации.

    Читайте так же:  Можно ли заниматься йогой при месячных отзывы

    На этом уроке мы начнём со зрения, обоняния и вкуса.

    Посмотрите вокруг и изумитесь тому, что даёт вам зрение. Через глаза вы как бы выходите из тела и путешествуете до самого горизонта. В ночном небе перед вами открывается пространство до самых звёзд.

    Теперь отвлекитесь от зрительного восприятия окружающего мира. Введите себя в состоя­ние грёз. Держите глаза открытыми, но перестаньте обращать внимание на то, что доступно вашему взору. Например, кто-то делает уборку в вашей комнате или даже передвинул предмет на столе перед вашими глазами, но вы этого не замечаете.

    Теперь закройте глаза и погрузитесь в мир мыслей. Вы живёте в этом мире. Ваш мысленный взор видит только то, что присутствует в ваших мыслях. Постарайтесь думать о чём-то прекрасном, например мысленно представлять улыбки ваших детей. Затем откройте глаза и снова посмотрите вокруг.

    Это упражнение продемонстрирует вам, как отвлечение от внешнего зрительного восприятия позволяет образно воспринимать внутренний мир мыслей.

    Начнём теперь экспериментировать с обонятельными ощущениями. Возьмите, например, духи или благовония, запах которых вам приятен. Можно активизировать одновременно обоня­ние и вкус, нюхая и пробуя пищу, которая доставляет вам удовольствие.

    Затем в присутствии этих источников запаха и вкуса направьте ваши мысли в совер­шенно другую сферу жизнедеятельности. Например, вспомните о каком-то незабываемом, радостном событии в вашей жизни: счастливой поре отпуска, встрече с любимой женщиной, рождении ребёнка и др. Тогда вы полностью отвлечётесь от вкусовых и обонятельных ощущений и окажетесь в мире мыслей.

    Варьируя это упражнение, вы можете заблокировать восприятие запаха и вкуса, реально воспринимаемых вашими органами чувств, мысленно сосредоточившись на совершенно других запахе и вкусе. Можно придумать ещё много вариаций подобных упражнений. Все они служат подготовкой к умствен­ной концентрации, которой вам предстоит заняться на следующем уроке.

    Сосредоточьтесь на развитии таких качеств как умеренность, сдержан­ность. Займитесь самоизучением в свете тех поведенческих рекомендаций, которые даны на предыдущих уроках.

    Выполняйте упражнение на релаксацию и базовое дыхание (первый урок). Продолжайте осваивать замедленное ритмическое дыхание, описанное в третьем уроке, сопровождая его мысленными визуализациями (второй урок). По желанию практикуйте также воздуходувное дыхание, описанное в этом уроке.

    Практикуйте упражнения на отвлечение от зрительных, обонятельных и вкусовых ощущений.

    Следуйте правилам личной гигиены.

    Олег ГОРОШИН Журнал «60 лет – не возраст»

    Ведите себя хорошо: полезно для здоровья

    Занятия Раджа-йогой направлены на укрепление воли, развитие альтруизма, избавление от эгоистических наклонностей. Нравственная дисциплина воспитывается путём самоограничения и самодисциплины, с новыми аспектами которых вы познакомитесь на этом уроке

    Воля человека, которую развивает и укрепляет Раджа-йога, в принципе, может быть направлена на достижение не только альтруистических, но и эгоистических целей. Поэтому учителя Раджа-йоги стремятся к тому, чтобы в процессе обучения первичным было подчинение ученика нравственной дисциплине. В результате у него развиваются альтруистические качества характера, подавляется его эгоизм, гармонизируется личность и тренируется воля. Таким же образом построен и данный учебный курс: сначала осваиваются самоограничение и самодисциплина, а затем уже высшие ступени Раджа-йоги.

    Пятый аспект самоограничения Раджа-йоги заключается в том, чтобы отказаться стяжательства, избавиться от алчности и жадности . Раджа-йог не привязан к вещам. Ему чуждо накопительство. Он никогда не досадует из-за отсутствия или потери чего-либо и всегда готов поделиться с другими тем, что имеет: вещами, знаниями, умениями, жизненным опытом или просто одарить человека добрым словом, улыбкой, не ожидая благодарности.

    Теистическая философия Раджа-йоги основана на вере в существование Бога или Высшего Разума , который является всеобъемлющим, созидающим и организующим началом во Вселенной . Пятый аспект самодисциплины Раджа-йоги заключается в том, чтобы, следуя этой философии, сохранять преданность нравственным и духовным идеалам , таким как любовь ко всему сущему, самоотдача в интересах всеобщего блага.

    Во время ваших утренних размышлений подумайте о том, какие добрые дела вы готовы совершить. А вечером проанализируйте, какую пользу принесли людям.

    Отвлечение от окружающего мира

    Рассмотрев в предыдущем уроке, как можно отвлечься от поступающей из окружающего мира информации, воспринимаемой с помощью зрения, обоняния и вкуса, перейдём теперь к слуху и осязанию.

    Слух отключить не так легко. Вы можете, ко­нечно, заткнуть уши. Но это искусственная мера. Другое дело, когда вы полностью отвлекаете своё внимание от сигналов, которые посылает в мозг тот или иной орган чувств, в то время как этот орган нормально функционирует, взаимодейс­твуя с окружающим миром.

    Прислушайтесь к звукам вокруг вас. Это могут быть голоса людей, шум ветра, гул автомобилей и т.д. По мере успокоения и сосредоточения эти звуки будут казаться вам всё более отчётливыми. Вы начнёте слышать и другие звуки, которые вначале не воспринимали. Искренне изумитесь этому.

    Затем настройтесь так, чтобы реальные звуки, как говорится, «пропускать мимо ушей». Вспомните и мысленно воспроизведите звуки, которые доставляют вам удовольствие, например звуки любимой музыки, шум морского прибоя, смех ребёнка и т.п. И тогда вы перестанете слышать реальные звуки. Они окажутся вытесненными из вашего сознания. Через короткое время снова вернитесь в мир реальных звуков.

    А вот другое эффективное упражнение со звуками: учитесь различать звучание отдельных музыкальных инструментов оркестра: фортепиано, скрипки, кларнета и т.д. Попробуйте также в людской многоголосице различать и слушать голоса отдельных людей. Часто можно наблюдать, как школьники, полностью отвлекаясь от семейных разговоров, которые ведутся рядом с ними, целиком сосредотачиваются на выполнении домашних заданий. Научитесь и вы подобному отвлечению и сосредоточению.

    Но труднее всего отвлечься от чувства осязания . Не су­ществует никаких средств его подавления, кроме местной анестезии. Тем не менее, от этого чувства можно отвлечься. Попробуйте сделать это, выполняя описанное ниже упражнение.

    Примите египетс­кую позу или позу со скрещеннными ногами. Кресло, на которое вы усядетесь, или коврик вызовет в вашем теле определённые тактильные ощущения. Очень скоро вам захочется подвигать руками и ногами, принять более удобную позу, осла­бить давление на ягодицы. Вы можете почувствовать зуд на лице, и у вас возникнет желание прикоснуться к этому месту. То же самое может произойти с шеей, и тогда вам захочется повертеть ею. Всё это проявления чувства осязания. Дело в том, что возбуждающие сигналы, поступающие от кожных рецепторов, отвечающих за осязательные ощущения, передаются нервам, управляющим мышечными движениями. В результате возникает естественное желание подвигаться. Если вы будете противиться этому же­ланию, то оно ещё больше усилится. Лучше позволить себе пошевелиться, чтобы занять более удобную позу. В этой позе расслабьтесь и посидите спокойно пять минут. Старайтесь не об­ращать внимания на те лёгкие покалывания и зуд, которые возни­кают в теле. Отвлекитесь от них, думая о чём-нибудь интересном и значимом для вас.

    Читайте так же:  Скамья для йоги своими руками

    Это упражнение служит подготовкой к медитации. Поэтому включайте его в ежедневную практику до полного освоения.

    Теперь можно приступить к медитации – основному упражнению Раджа-йоги. Если вы усвоили рекомендации первых четырёх уроков и ежедневно практиковались, то медитация не покажется вам трудновыполнимой. В противном случае лучше вернуться к началу учебного курса и повторить пройденный материал.

    Известны три последовательных стадии, составляющие в целом медитацию, – это концентрация, медитация и созерцание. Термин «медитация» используется применительно как к совокупности всех трёх стадий, так и отдельно ко второй ста­дии. В последующем будет понятно, когда речь идёт только о второй стадии.

    Выберите время, когда вы ежедневно можете в уединении заняться меди­тацией. Для начала достаточно медитировать в течение 5 минут. В это время вам необходимо полностью отвлечься от тех житейских проблем, которые в обычном состоянии занимают ваш мозг.

    Постарайтесь выполнить следующее вводное упражнение. Сядьте в позу со скрещёнными ногами или в египетскую позу, закройте глаза, дышите размеренно, спокойно. Произнесите в уме: «Моё тело – это не Я ». Осмыслите это утверждение и осознайте, что ваше тело – только некая материальная оболочка, в которой живёт и которой управляет ваше истинное Я .

    Затем скажите себе: « Я – это не мои чувства, эмоции, страсти, желания». Проникнетесь справедливостью этой фразы. Ведь ваше истинное Я находится как бы выше собственной эмоциональной сферы и управляет ею.

    Продолжайте рассуждать в уме: «Я контролирую свои мысли. Мой разум подчиняется моей воле. Значит, моё истинное Я выше разума». Согласитесь с логикой и этого рассуждения.

    А теперь сделайте мысленно обобщающий вывод: «Существует моё истинное Я , высшее Я , которое управляет и телом, и чувствами, и разумом».

    Завершая упражнение, несколько раз глубоко вдохните и выдохните, почувствуйте, как истинное Я оживает в вашем уме, в ваших чувствах, в вашем теле. Проникнетесь мыслью о единении вашего высшего Я с Высшим Разумом Вселенной .

    Описанное упражнение применимо в качестве вступительной или заключительной части любого сеанса медитации.

    Концентрация на внешнем объекте. Выберите для концентрации простой и наглядный объект, например треугольник, квадрат, куб, орнамент, чашку, яблоко, цветок и т.д. Сядьте в позу со скрещёнными ногами или в египетскую позу. Убедитесь, что вам удобно сидеть, расслабьтесь и отвлекитесь от любых ощуще­ний. С закрытыми глазами спокойно подышите. Затем откройте глаза и внимательно посмотрите на выбранный вами объект. Пусть это будет яблоко. Отключив все другие мысли, не думайте ни о чём, кроме яблока, в течение 1-3 минут. Для начала это достаточный промежуток времени, но освоив упражнение, вы сможете удлинить его до 5-10 минут.

    Сосредоточенно смотрите на яблоко, обращая внимание на его форму, цвет, ножку. Если ваше внимание переключается на стол, где оно лежит, или на другие фрукты, лежащие в вазе вместе с яблоком, возвращайтесь снова к яблоку. Только оно вас интересует. Глядя на яблоко, не напрягайтесь, но и не впадайте в дремотное состояние. Затем закройте глаза и теперь уже мысленно наблюдайте за яблоком. Ваши мысли могут начать переноситься от яблока к фруктам, саду, розам и т.д. Возвращайтесь снова к яблоку.

    Прекратите упражнение при первых признаках умственной усталости. Завершая его, несколько раз глубоко вдохните-выдохните, откройте глаза, взбодритесь и осмотритесь. Теперь вы снова готовы заняться обычными делами.

    Концентрация на частях тела. В этом упражнении объектами концентрации могут быть любые части вашего тела, например кончик языка или носа, макушка головы, об­ласть между бровями, мизинец и т.д.

    Подготовившись, как обычно, к упражнению, сосредоточьте внимание, скажем, на мизинце. Согните его так, чтобы почувствовать его движение. Держа мизинец в согнутом состоянии, думайте о трёх фалангах этого пальца, соединениях между ними и ногте на нём, почувствуйте кончик мизинца. Вообразите, что ваше сознание целиком переселилось в мизинец, так что вы оказались просто мизинцем и больше ничем. Но не затягивайте пребывание в таком состоянии. Завершая упражнение, вернитесь к обычному состоянию.

    Концентрация на идее. В этом упражнении объектами концентрации служат идеи. Это могут быть, например, научная или социальная идея, эмоция, положительное качество человека и т.д. Выберем такое человеческое качество как способность вызывать симпатию окружающих.

    Как известно, легче сосредоточиться на чувствах, чем на мыслях. Поэтому, начиная упражнение, постарайтесь живо почувствовать, что вы симпатичны. Пусть ваши мысли следует за чувс­твами. Внушайте себе мысленно, что вы обаятельны и привлекательны. Регулярно практикуя это упражнение, вы со временем убедитесь в том, что внушения становятся реальностью: вы обретёте способность вызывать искренние симпатии окружающих.

    Описанные упражнения, тренируя ум и чувства, служат подготовительным этапом на пути освоения следующих ступеней Раджа-йоги – медитации и созерцания.

    Напомним, что лучшее время для ежедневной практики – раннее утро, сразу после подъёма и личной гигиены. Но вы сами можете выбрать удобное время для упражнений. Не следует только выполнять их сразу после еды и поздно ночью.

    Культивируйте в себе отказ от стяжательства и преданность идеалам, как рекомендуется в этом уроке.

    Выполняйте упражнение на релаксацию и базовое дыхание ( урок первый ). Продолжайте осваивать замедленное ритмическое дыхание ( урок третий ), сопровождая его мысленными визуализациями ( урок второй ). По желанию практикуйте воздуходувное дыхание ( урок четвёртый ). Практикуйте упражнения, тренирующие способность отвлекаться от слуховых и осязательных ощущений и способность концентрироваться на различных материальных объектах и идеях.

    Следуйте правилам личной гигиены.

    Олег ГОРОШИН

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Журнал «60 лет – не возраст»

    Раджа йога упражнения для начинающих
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here