Результаты от йоги для ребенка

Самое главное по теме: "результаты от йоги для ребенка" с полным пояснением от профессионалов.

Детская йога – это модное веяние или наука?

Наталья Сандер, журнал «Йога», №3 2007

Об особенностях занятий для детей рассказывает Вика Занкина – профессиональный педагог, первый и пока единственный в нашей стране сертифицированный преподаватель йоги для детей по методу «YogaKids».

— Существует мнение, что йогой детям заниматься вредно.Что ты об этом думаешь?

— Йогой детям заниматься очень даже полезно. В Индии я познакомилась с детскими преподавателями, несколько десятков лет успешно работающими с детьми. В традиции Свами Шивананды, например, дети от 5 лет выполняют весьма сложные асаны. В традиции БКС Айенгара существует мнение, что до 8 лет дети должны «играть в йогу», однако после восьми начинается весьма насыщенная практика. В Москве также – и от родителей, и от детей я вижу только позитив. Дети очень естественно реагируют на свои ощущения: как только они устают, они просто перестают делать упражнения. Они прекрасно чувствуют свои пределы, в отличие от взрослых.

— В чем особенности детской йоги?

— В форме подачи материала. Обычно наше занятие посвящено какой-то одной теме или истории, которая объединяет набор асан. Академически последовательность асан та же самая, что и у взрослых. Но используется максимальное количество сенсорных зацепок: визуальные – игрушки, картинки; аудиальные – музыка, счёт, пение; т.е. своеобразные «крючочки», помогающие запечатлеть асану в памяти ребенка не только как некое непонятное физическое положение, а как целый образ. Например, занятие сегодня было посвящено геометрической форме – кругу и его проекции – шару. В начале занятия мы делали различные круговые движения – разминали суставы. Параллельно мы вспоминали знакомые нам предметы или природные явления, связанные с этой формой: солнце, луну, каплю воды, с расходящимися от неё кругами. Затем мы выполнили Cурья намаскар – приветствовали солнце и, когда делался прогиб в спине, я подчеркнула, что он является частью круга. Комплекс включал в себя большое количество прогибов в разных вариантах. Т.е. круговая линия шла общей темой через всё занятие. И закончили мы, расстелив свои коврики по кругу, и эта непрерывная линия означала, что то, что мы отдаём, к нам и вернется по этому кругу рано или поздно.

— Чем вы еще занимаетесь помимо асан?

— Ещё раз повторюсь, что академическое наполнение наших занятий слабо отличается от взрослых. Кроме асан мы делаем те же базовые дыхательные упражнения: нади-шодхану, бхастрику, капалабхати.

Постепенно дети учатся выполнять их и испытывают то же самое воздействие от упражнений, что и взрослые.

— Почему именно детская йога?

— Я — преподаватель по своей натуре и образованию. Вся моя деятельность связана с детьми: какое-то время проработала в школе, затем в британской организации, консультировала родителей и детей, решивших получать образование в школах и университетах Великобритании.

В 2005 я попала на огромную ежегодную выставку йоги – Yoga Show – в Лондоне, где были представлены йога-школы Европы и Америки, проходили мастер-классы и т.д. Там моё внимание привлёк яркий сиреневый стенд с фотографиями малышей, делающих асаны. Я была потрясена! Как же мне раньше это не пришло в голову!

Оказалось, в мире существует несколько школ, специализирующихся на детской йога-практике, я сравнивала их подходы, сроки обучения, стоимость и выбрала «YogaKids». Школа родилась в Штатах порядка 20 лет назад, активно развивается и хорошо себя зарекомендовала. Автор метода – Марша Вениг – выпустила свою книгу. Мне понравилось то, что «YogaKids» не причисляет себя к какой-то одной йогической традиции, а наоборот объединяет преподавателей с разным опытом личной практики. Кроме того, в своей британской магистратуре я изучала психологию творчества и творческие процессы, и методы школы были мне близки.

После первого семинара я еще полтора года занималась дистанционно, у меня была чудесная научная руководительница из Мексики – опытная йогиня и детский психолог, общение с которой шло по электронной почте и телефону. Закончилось все финальным 10-дневным семинаром, дипломным проектом и, собственно, дипломом.

Было много практики и много теории, посвященной именно работе с детьми и форме подачи информации им: как объяснять асаны, откуда брать легенды, как делать визуализации и медитации. Я узнала много нового.

— Какова мотивация родителей, приводящих детей на занятия?

— У большинства родителей основная мотивация – это здоровье. Хотя, есть несколько человек, у которых «долгосрочные планы» на практику – и у родителей, и у детей. Процентов 30 детей приходит на занятия с мотивацией «просто нравится». Родители привели в первый раз из любопытства, и ребенок «бежит на занятия». Но зачем он бежит, они не знают.

Одна православная бабушка, приводящая внука, как-то сказала, что после занятий у неё возникает ощущение «как в церкви побывала».

До сих пор существует много стереотипов о йоге и йогах как о голодных аскетах, спящих на гвоздях, хотелось бы развенчать их и донести, что йога это не только упражнения два раза в неделю на коврике в зале…

Часть родителей под впечатлением от рассказов и показов детей начали сами заниматься йогой. Кто кого приводит на занятия?

— Какова мотивация детей?

— На мой взгляд, они не анализируют. Основной критерий «нравится-не нравится».

Нравится – делают, не нравится – не делают. Старшие дети уже могут описать словами свою мотивацию, например: хочу успокоиться после занятий в школе. А младшим просто нравится пообниматься, поиграть, порисовать, потискать друг друга, поболтать.

— Какие возрастные группы существуют?

— 4-5-6-7 лет, 8-9-10-11 и старшие. Такие возрастные диапазоны, на мой взгляд, наиболее оптимальны. Младшие смотрят на старших и тянутся за ними. Иногда бывают исключения, и малыши попадают в старшую группу или наоборот.

Статья «Детская йога: польза и значение»

Людмила Сотникова
Статья «Детская йога: польза и значение»

Йога — древнее искусство, позволяющее раскрыть и познать физические и психические возможности человека и раскрыть его потенциал. Принято считать, что вопросами познания себя и своего тела интересуются только взрослые. Но детям она не менее интересна. Польза йоги для физического и психического здоровья ребенка Многие элементы йоги — физические упражнения (асаны) и дыхательные (праны) широко используются и на обычных уроках физкультуры и в лечебной гимнастике. Маленьким детям может быть интересно стоять на голове или выполнять позу кобры, а философию лучше постигать лет с 12. Дети подвержены стрессам и проблемам со здоровьем ничуть не меньше взрослых. Постоянное сидение за партой провоцирует заболевания позвоночника и проблемы со зрением. Но их можно успешно избежать, если ваш ребенок откроет для себя мир йоги.

Читайте так же:  Йога для успокоения нервной системы

Практика йоги помогает ребенку:

Развить гибкость, силу и выносливость;

Решить проблемы с осанкой;

Улучшить координацию движений;

Научиться справляться со стрессами.

У тренеров нет единого мнения по поводу возраста, подходящего для начала занятий. Но в современных центрах есть детские группы для разных возрастов — и для самых маленьких, и для подростков. Занятия ведут опытные специалисты в области медицины, физкультуры и детской психологии.

Как проходят уроки йоги для детей. Как правило, уроки йоги для детей проходят в игровой форме. Детям нравится играть в животных, поэтому они легко повторяют позу лягушки или собаки. В процессе ребенок запоминает основные позы и может повторять их дома. Йога для самых маленьких больше напоминает массаж, для детей постарше — основные асаны хатхи.

Перед тем, как приступить к урокам йоги, дети и родители должны принять во внимание следующее:

Правильное знание о пользе телесных практик;

Правильный подбор возрастной группы и тренера.

По мнению тренеров, родители водят детей на уроки йоги, потому что это полезно для здоровья. Некоторые из них сами постигают это искусство и философию, и хотят, чтобы дети с самых ранних лет также духовно развивались. В силу возрастных особенностей, дети не имеют четкой мотивации к занятиям. Но если им нравится практика йоги, то они с нетерпением ждут каждого урока.

Основные задачи детских тренировок:

Укрепление силы воли;

Укрепление навыков расслабления и снятия стресса;

Формирование правильной осанки.

В процессе занятий ребенок не только укрепит свое тело физически, но и получит представление о духовном развитии и здоровом образе жизни. Практика йоги и ее значение для детей и взрослых Родители и дети часто занимаются вместе. Если вы когда-то считали, что йога скучная и нединамичная, то с детьми точно не будет скучно. Ведь они так любят стоять на голове и кувыркаться. Расскажите ребенку сказку про животных и продемонстрируйте соответствующие асаны. Если вы не обладаете достаточным воображением, то вам поможет инструктор.

Самые любимые асаны детей:

• Собака мордой вниз;

Детская йога в работе с дошкольниками В современном беспокойном мире многие взрослые люди регулярно практикуют йогу, чтобы поддержать тонус организма, снять стресс, укрепить.

Фотоотчёт «Польза конструирования» .

Хатха-йога для детей Йога – древнее индийское учение, одной из составных частей которого является хатха-йога. Элементы этой полезной, проверенной многолетним.

Фотоотчет «Йога пробуждает творчество в каждом!» ТВОРЧЕСТВО! Знаете, что я открыла для себя после 21 дня йоги? Что я — ведущий экономист, финансист и вообще человек далекий от фольклора,.

Фотоотчет «Йога — здоровью детей подмога!» Забота о здоровье детей – не только и не столько задача медицины, сколько педагогики. Кроме того, приобщение детей к началам здорового образа.

Конспект сюжетного занятия «Прогулка по лесу» с использованием восточной гимнастики «беби-йога» в старшей группе Задачи Формировать умение у детей делать самомассаж стоп; разучить новые позы из Беби- йоги: «Дерево», «Зайчик», «Берёза», «Кузнечик», «Дуб»,.

Хатха-йога. Оздоровительное занятие с детьми подготовительной группы «Путешествие к одинокому тополю» Конспект сюжетно – игрового занятия по хатха – йоге «Путешествие к одинокому тополю» — оздоровительное занятие с детьми подготовительной.

Презентация «Саламба — познавательная йога для детей. Открытый урок» 10 июня, состоялся открытый урок познавательной йоги «Саламба» для детей и их родителей в игровой комнате «Осьминожки». Вместе с тренером.

Сказка-йога для детей 6–7 лет «Путешествие по джунглям» Цель: -продолжать совершенствовать психические процессы: укрепление воли; развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения,.

Упражнения из системы хатха-йога для формирования правильной осанки у дошкольников При выполнении упражнений необходимо концентрировать внимание на дыхании. Оно должно быть равномерным, глубоким. Все движения выполняются.

Детская йога – каждому своё

Йогов много – йога одна

Детская йога, женская йога, парная йога. Есть даже – смешно сказать! – собачья йога… йогом нынче может стать любой! Судя по растущему количеству занятий, предлагаемых как в центрах йоги, так и в фитнес- и прочих -центрах, получается, что «йоги всякие нужны, йоги всякие важны». А как понять, что хорошо, что плохо, если даже в такой, казалось бы, узкой области, как детская йога, есть масса вариаций.

Если посмотреть на это разнообразие поближе, быстро выяснится, что йога, как наука и практика, на самом деле, одна и та же. А вот те, кто её изучают и преподают – разные. Задачи, которые ставят родители практикующих йогу детей, варьируются от лечения сколиоза до развития высших моральных качеств. Личный опыт изучения йоги у детских преподавателей также колоссально разнится – кто-то практикует динамический метод, кто-то любит скрупулёзно выстроить позы, кто-то вовсю дышит пранаяму, кто-то изучает на санскрите философские тексты. Есть и такие, которые сами не практикуют йогу, а преподают на основе знаний из краткосрочных обучающих программ, а то и после прочтения пары книг по теме.

«Хотелось бы поинтересоваться, а чем различаются детская йога от взрослой, кроме как игровой формы? Ведь даже в книгах по детской йоге в принципе те же упражнения» – такой вопрос задаёт девушка – начинающий детский преподаватель йоги. То же часто спрашивают журналисты, собирающие материал по теме и совершенно запутавшиеся в многочисленных растиражированных сентенциях, вроде «дети – прирождённые йоги» или «детская йога – это игровой подход», а то и «йога детям вредна». Давайте возьмём эти три крылатых фразы за отправную точку и попробуем разобраться.

Дети – прирождённые йоги

Есть люди, которые считают, что дети уже владеют тем, чему учит йога: например, гибкостью, или особым умением жить в настоящем и ни о чём не переживать. Поэтому некоторые считают, что все дети обожают занятия йогой, а другие верят, что йога детям неактуальна – ведь они уже гибкие и счастливые!

Однако, те, кто долгое время наблюдают за детьми, осознают простую истину – все дети разные. В том числе и в своих вышеупомянутых «йогических» проявлениях. Возьмём гибкость: моя племянница, например, в 2 года садилась в позу бабочки и не могла опустить колени на пол, в то время как некоторые сутулые подростки, приходя впервые на занятие, берут и садятся в сложнейший лотос. Четыре с лишним года наблюдений за ребятами от 4-х до 15-ти лет в моих российских группах скорее говорят об обратном – гибких детей подавляющее меньшинство, и многие асаны даются им нелегко – это к вопросу о «повальной» детской гибкости.

Жизнь в настоящем у ребёнка неизбежно заканчивается, как только начинает развиваться такая психическая функция, как рефлексия – сознательная оценка себя и своих поступков. Это происходит, по мнению выдающихся русских психологов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, в возрасте 7-8 лет, а по моим наблюдениям намного раньше. Современные дети далеки от невинного и радостного порхания из песочницы на качели – они пытаются осознавать и решать такие взрослые проблемы, как развод родителей, учебные перегрузки, социальное расслоение. Такие аспекты практики йоги как сосредоточение и расслабление для многих ребят сложнее, но актуальнее, чем развитие пресловутой гибкости.

Читайте так же:  Что дает йога женщине если ее заниматься

Напрашивается вывод – занятия нужны большинству детей, и каждый ребёнок с их помощью будет решать свои собственные задачи. Процесс внутренних изменений, как физических, так и более тонких, будет долгим и не всегда лёгким и приятным – усилий и дисциплины никто не отменял.

Детская йога – это игровой подход

Предположим, что по каким бы то ни было причинам, родители решат привести ребёнка на детскую йогу. Предполагая забавные игры в собачек-кошечек, черепашек-слоников во главе с развесёлым преподавателем. Можно сказать, что с большой вероятностью так и будет, особенно если ребёнок младше 8 лет. А вот из чего будет состоять занятие с ребятами старше 8 – тут всё зависит от преподавателя и от его или её видения йоги как предмета. Кто-то и с подростками будет «превращаться» в черепашек и собачек, а кто-то будет учить санскритским названиям поз, объяснять угол разворота стопы или расположение энергетических точек в теле. Степень «развесёлости» тоже может быть разной – кто-то будет держать строгую дисциплину, кто-то махнёт рукой и просто даст детям «оторваться» – не раз слышала от родителей, что на некоторых занятиях дети просто носятся по залу, время от времени выполняя просьбы преподавателя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тут мы возвращаемся к такой переменной как личность, жизненный и профессиональный опыт преподавателя. Ведь каждый делится тем, что имеет – нельзя отдать то, чего у тебя нет. Логично предположить, что преподаватель-педагог или психолог по образованию, имея соответствующий интерес и опыт, будет больше уделять внимания вопросам поведения и развития личности ребёнка. В то время как, например, специалист по ЛФК и физической реабилитации, скорее всего, будет больше внимания обращать на решение с помощью занятий йогой таких детских проблем, как нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз. Разумеется, возможны разные варианты, но факт сопоставления опыта преподавателя и акцентов, которые он или она делают в детской практике йоги, имеет место быть.

Методы же, которыми преподаватель пользуется в рамках занятия детской йогой, напрямую соотносятся с тем, как именно он или она строят свои личные занятия. Широта осведомлённости имеет значение и влияет на гибкость, но не тела, а ума. Известно, как будущие родители рассуждают о том, что они «никогда» не будут поступать со своим ребёнком вот так, зато «всегда» будут делать этак. А когда ребёнок уже появился – вот он, смотрит и видит каждое твоё микродвижение и слышит каждое случайно оброненное слово – выясняется, что в основном родитель поступает не так как хочет, а так как уже умеет. И в случае преподавателей детской йоги происходит то же самое – мы делимся с детьми тем, что умеем и понимаем сами, тем, что уже внутри. А внутри, благодаря гибкости ума, могут оказаться многие полезные вещи – есть примеры, когда преподаватели из разных традиций йоги успешно учатся друг у друга. Хуже с теми, кто не учится ни у кого.

Йога детям вредна

Выше уже прояснилось, что йога – это собирательное понятие для самых разнообразных методов развития тела, ума, духа. А дети – это люди разного возраста, в каждом из которых решаются разные задачи. Если дошкольникам актуально развитие крупной и мелкой моторики, то подростки этот этап уже прошли – теперь им важно совладать с гормональной бурей. Младшим необходимо научиться вести себя в обществе, адекватно общаться с другими детьми и со взрослыми, а у старших на первый план выходит вопрос самости – кто я такой и зачем я здесь?

Исходя из этого понимания детской природы и знания об эффектах разных практик, можно говорить о том, что некоторые из них более или менее актуальны в разных возрастах. Также, если ребёнок развивается по особому сценарию, вызванному генетическими, психическими, неврологическими и другими диагнозами, например, синдром Дауна, аутизм, ДЦП и прочие, некоторые практики могут быть нужнее других, а некоторые не нужны совсем. Есть и однозначные противопоказания для всех детей – к ним относятся сложные дыхательные и некоторые глубокие внутренние практики.

Конечно же, не обладая достаточными знаниями в какой-то области, лучше перестраховаться и предостеречь родителей – что и делают многие врачи и детские специалисты. Однако, предостережения не значат абсолютный запрет на йогу как таковую, скорее, речь идёт о том, чтобы подобрать практику, соответствующую возрасту и актуальным задачам развития ребёнка. Поэтому главный вопрос – что и как преподаётся в классе йоги для детей разных возрастов. Тут вся ответственность лежит на преподавателе.

Думайте сами, решайте сами

Давайте попробуем подвести итоги вышесказанного. То, что йога ярко присутствует в современной культурной реальности больших и малых городов – неоспоримо. Растущее число центров йоги – это результат растущего интереса, основанного на положительном опыте, накопленном многими поколениями практикующих. Доступ к информации обеспечивает Интернет, специализированные журналы по йоге, различные конференции, курсы и семинары по многим аспектам практики и теории йоги. Для тех, кому этого мало, есть авиарейсы в Индию – можно поехать и попробовать отыскать первоисточники.

Выбор занятий детской йогой тоже за последние пять лет увеличился в разы, информации много. Нет-нет, да и в СМИ появляется сюжет или статья на эту тему – а там, в силу дефицита эфирного времени или бумажных полос, журналист по-быстрому выпаливает то, что уже было сказано много раз, сваливая в одну кучу гибкие детские суставы, развитие лёгких, игры в зверюшек и медитацию на гвоздях в позе лотоса. В итоге есть такое облако под названием «детская йога», из которого родителям нужно умудриться провести своих детей к свету, причём каждого ребёнка – своим путём, согласно поставленным задачам.

У каждого ребёнка этот путь к свету будет особенным: будут и радости, и трудности. Придётся пройти через «нравится-не нравится», «устал-надоело», «это хочу-то не хочу». Форсировать процесс не стоит – пусть занятия будут наградой, а не обязанностью. Будет замечательно, если у ребёнка появится опыт учёбы у разных преподавателей – в этом случае полезно спросить, что нового ребёнок узнал, чем отличаются разные занятия. И, поскольку йога – это знание, традиционно передающееся от учителя к ученику, отличным закреплением материала будет возможность самому стать учителем и научить младших. А если старшие проявят должный интерес и внимание, то им тоже можно раскрыть некоторые секреты йоги! И пусть это ценное знание принесёт здоровье и радость всей семье и окружающим.

Читайте так же:  Твоя йога лунный день сегодня

Детская йога. Что это и нужна ли?

Детская йога – это сбалансированный комплекс уроков (упражнений, занятий) для укрепления детского эмоционального равновесия и здоровья. В индийской практике – йога позы называются «АСАНА». Главным образом, йога для детей отличается от «взрослой» тем, что грамотный инструктор (тренер, учитель) преподносит занятия в качестве игры. Все действия выполняются без резких рывков и лишнего напряжения в совмещении с дыханием.

Детская йога, как стиль жизни.

Специализированная программа детская йога направлена на нормализацию физического и психоэмоционального состояния ребенка. Проблема современных детей – малоподвижный образ жизни. Ведь практически 90% ребятни разного возраста проводят все свое свободное время с гаджетами (компьютер, планшет, смартфон и др.). Это до минимума снижает физическую активность, в связи, с чем возникают разные заболевания (искривление позвоночника, расстройства зрения, нервной и сосудистой систем). И даже при жестком ограничении доступа к компьютерным девайсам – подобная проблема не разрешится сама собой.

В данном случае детская йога помогает «мягко, непринужденно» направить гиперактивность ребенка в положительное русло. Причем ограничения здесь исключены, поскольку малыш будет физически развиваться независимо от времяпрепровождения после йоги. В качестве стиля жизни йога позволяет самоутвердиться в новом социуме. Кроме того, индийская практика самопознания может кардинально изменить не только ритм, но и восприятие окружающего мира. С помощью йоги можно сбалансировать жизнь своего чада, научить концентрировать внимание, а также, что немаловажно правильно отдыхать.

Комплексы или курсы детской йоги позволяют заглянуть внутрь себя и познать свое тело изнутри. На детей йога действует по-разному, например, худой становится физически крепче, т.к. ускоряется набор мышечной массы, а ребенок с лишним весом стремительно худеет, поскольку упражнения йоги нормализуют обмен веществ. Таким образом, йога помогает укрепить маленьким йогинам здоровье и заодно повысить самооценку.

Какая детям польза от занятий йогой?

Прежде всего, обучение детской йоге направлено непосредственно на развитие физической и психоэмоциональной гармонии. Например, когда у ребенка чрезмерная гиперактивность упражнения йоги концентрируют ее в правильном направлении, а детям-флегматикам занятия помогут наоборот раскрепоститься. Основные факторы пользы от детской йоги:

  • Укрепление вестибулярного аппарата, мышц, развитие гибкости.
  • Формирование осанки.
  • Оптимизация всех обменных процессов и укрепление иммунной системы.
  • Улучшение тонуса организма, нормализация кровообращения, насыщение сосудов кислородом.
  • Увеличение физической выносливости.
  • Детская йога занятия, которой предназначены для шеи, приводят в норму кровообращение мозга, что снимает нагрузку на зрительный орган, способствует улучшению концентрации внимания и запоминанию информации.
  • Дыхательные техники разрабатывают легкие ребенка, увеличивая их рабочую функциональность (очень полезно астматикам).
  • Упражнения для области живота способствуют нормализации ЖКТ: усвоению пищи, а также выведению токсинов из организма и шлаков.

У ребенка вырабатывается стойкий психоэмоциональной баланс: терпение, усидчивость, душевное равновесие. Формируется положительное восприятие окружающего мира. Крайне важно чтоб ребенок самостоятельно оценил пользу здорового образа жизни, а йога дает правильное направление мысли и призыв к действию.

На что обратить внимание?

Безусловно, упражнения йоги для детей имеют много преимуществ, но здесь требуется комплексный и грамотный подход. Существует масса направлений йоги, среди которых детская йога наиболее ответственное, поэтому заслуживает особого внимания. Прежде чем отправить ребенка заниматься практикой йоги, надо ознакомиться с некоторыми особенностями, рекомендациями и предостережениями.

1. К выбору учителя (тренера) надо подходить с максимальным вниманием, ведь именно от его (ее) навыков напрямую зависит, как малыш воспримет йогу. Инструктор должен обладать опытом и соответствующей квалификацией.

2. Обратить внимание непосредственно на особенности тренировок.

3. Важно, чтобы детские позы йоги практиковались с абсолютным учетом анатомических, физиологических и психологических особенностей детского организма.

4. Не каждый учитель йоги может одинаково безупречно вести занятия и для детей и для взрослых. Бывает, что у одних в группе это по-настоящему профессионал высокого уровня, а с другими не может найти общее понимание.

5. Расспросить родителей, дети которых посещают данную студию, ознакомиться с отзывами в социальных сетях. Ведь хороший инструктор для каждого ребенка в первую очередь должен быть надежным другом и товарищем, чтобы малыш мог полностью доверять ему.

6. При посещении школы йоги родителям должны предоставить перечень противопоказаний. Кроме того, инструктор детской йоги должен поинтересоваться о наличии хронических заболеваний у ребенка.

Чтобы взрослеющему организму не навредить, важно пройти обследование и проконсультироваться по поводу йоги с врачами, потому что необходимо учесть индивидуальные особенности здоровья малыша. При этом потребно заключение не только педиатра, но и детского невролога и ортопеда, т.к. при удовлетворительном общем состоянии здоровья, ребенку все же могут быть противопоказаны некоторые физические нагрузки.

С какого возраста можно заниматься детской йогой?

Главный фактор – уроки детской йоги должны быть разработаны согласно возрастному соответствию. Категорически нельзя от детей требовать «невозможного»! Постепенно к физ. занятиям добавляется и духовная составляющая, т.е. обучение техникам медитации. На самом деле, по поводу возраста существует много разногласий. К примеру, индусы начинают воспитывать маленьких йогинов с 3 лет, англичане приобщают детей с 10 лет. Наиболее частые рекомендации школ/студий йоги заниматься индийской практикой с 7 лет.

Трех/четырехлетние детки должны посещать подготовительные занятия. Система занятий проходит в таком алгоритме:

2. Выполняются асаны, тонизирующие и улучшающие детский организм и работу ЦНС.

3. Далее выполняются «упражнения дружбы». Парные и/или групповые асаны, направленные на прививание детям дружбы, т.е. эти уроки, учат взаимопомощи, доверию, уважению.

Сегодня огромной популярностью пользуется бэби-йога для новорожденных. Эта программа представляет собой специальные гимнастические упражнения, укрепляющие суставы и позвоночник младенца. Такие занятия родители начинают проводить с 6-ти месячного возраста. При прохождении родовых путей ребенок испытывает тяжелейшие нагрузки на позвоночник и грудной отдел. Вследствие чего нередко образуются микротрещины, которые в дальнейшем могут быть причиной остеохондроза в детском, юношеском или взрослом возрасте. Поэтому младенцам часто медики прописывают массаж. Одни родители предпочитают массаж, а другие бэби-йогу.

Главный принцип йоги – не навреди! Особенно это касается детей! Никакого насилия, ребенок своими действиями подскажет, когда пора заниматься йогой: чрезмерная гиперактивность или частые проявления агрессии, ребенок не может найти контакт с ровесниками в саду/школе, малыш замкнут или другое несвойственное детям поведение. Как и куда направить неугомонную энергию ребенка подскажет студия детской йоги, конечно, если выбрать квалифицированного инструктора.

Заключение.

Дети знакомятся с главными основами йоги: дисциплине, уважению и другим полезным для человека качествам, которые очень помогут в жизни. Йога – это, безусловно, наука и учит она сохранить Любовь, Естественность, справляться с внутренним страхом, злобой. Если привить ребенку еще в детском возрасте все эти качества, то в дальнейшем он будет легко шагать по жизни, поскольку научится быстро анализировать и избегать сложных ситуаций.

Йога – означает гармония. Причем гармония на уровне ума, тела и души. Ведь дети по сути это живая природа. А природа все знает сама: кому, сколько, когда и что нужно – у нее нет рано либо поздно. Как правило, каждый человек уникален и у каждого в этом мире своя собственная миссия. Внимательные и любящие родители поймут, когда для йоги пришло время.

Читайте так же:  Какие сегодня лунные сутки по твоя йога

Можно сделать вывод, что понятие детский йог достаточно многогранно и непредсказуемо, для одних это грудной возраст, другие становятся йогинами в 3-хлетнем возрасте, а третьи в 12 лет. Здесь важно правильно и грамотно подобрать школу и инструктора, но самое главное – не давить на ребенка!

О пользе детской йоги

Йога – древнее учение, созданное для очищения, оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, способствует отличному функционированию всех органов и систем организма, повышает тонус, улучшает пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. Это далеко не все достижения, которых можно добиться с помощью регулярной практики этой системы, охватывающей все аспекты нашего существования

Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.

Детская йога – это не очередное модное веяние. О благотворном воздействии йоги на организм ребенка говорят многие врачи и специалисты, как в России, так и за рубежом. Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста.

Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, от физических до мировоззренческих, то и подход, применяемый на занятиях йоги, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста. До сих пор специалисты не пришли к единому мнению о том, в каком возрасте следует начинать заниматься йогой. Некоторые советуют приступать к упражнениям не ранее 11-12 лет, другие утверждают, что йога полезна даже малышам в возрасте от трех лет. Дело в том, что йога представляет собой многоуровневую систему, включающую такие высшие элементы как медитация, пранаяма (контроль дыхания), бандхи и шаткрия (шесть крий), которые входят в противоречие с природой детского сознания, а поэтому не должны входить в рамки занятий. Если теория йоги может быть интересна и познавательна для детей старшего возраста, то для детей младшего школьного возраста основы этих знаний могут преподаваться только в самой облегченной форме.

Из всех разнообразных аспектов йоги для детского восприятия наиболее подходят принцип Ямы-Ниямы и асаны. Понятие «Яма» означает комплекс этических норм: правдивость, ненасилие, неворовство, воздержание, нежелание чужого. Нияма устанавливает основы личного поведения: чистота, удовлетворённость, сдержанность и т.д. Таким образом, закрепляя в сознании детей общечеловеческие ценности, развивая их физически и эмоционально, йога помогает ребенку стать гармонически развитой, творческой личностью. В этом смысле занятия йогой можно рассматривать как средство воспитания и необходимое дополнение к общему образованию.

Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.

Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как, сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому она особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают. Детям в подростковом возрасте свойственно активное развитие на фоне общей неуравновешенности, поэтому на данном этапе йога поможет им преодолеть неуверенность в себе и обрести физическое и душевное равновесие. Занятия будут способствовать развитию спокойствия и концентрации, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать форму и одновременно повысить самооценку и справиться со стрессами повседневной жизни.

Несмотря на то, что в раннем возрасте все дети очень пластичны и с легкостью выполняют асаны, упражнения следует делать осторожно. Занятие не должно длиться более 15 минут, упражнения должны выполняться без напряжения, а в конце необходимо выполнить несколько упражнений на расслабление.

На занятиях детской йогой асаны комбинируются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии. Детям нравится, когда на занятии происходит развитие какого-либо сюжета. Это может быть поиск сокровищ, путешествие по джунглям или полет на другие планеты. Дети могут сами создавать свои сюжеты, реализовывая свою фантазию и творческий потенциал.

В процессе обучения йоге важная роль отводится наставнику, который непременно должен разбираться во всех особенностях детского восприятия и хорошо чувствовать настроения и потребности растущего ребенка. Дети от природы непосредственны, искренни и откровенны. Они очень подвижны и любят новизну во всем. Они обладают отвагой, любознательностью, а кроме того, неистощимой энергией. Задача опытного инструктора – направить эту энергию на созидание, на укрепление здоровья, следования здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру. В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.

Йога – это полноценная система, развивающая тело и дух, дающая детям возможность вырасти здоровыми, счастливыми и гармонично развитыми людьми.

Асаны и пранаямы для детей.

Многие асаны йоги можно осваивать, уже начиная с 5-6 лет (а в некоторых случаях и раньше). Главное внимание при этом уделяется не времени, проведенному в той или иной асане, а прочувствованию ребенком того состояния, которое дает асана. Для того чтобы ребенку было легче войти в это состояние, желательно для каждой асаны (техника выполнения асан будет приведена ниже) иметь небольшой рассказик, наподобие приведенных ниже. Не останавливайтесь на этом, старайтесь придумать свои рассказы, свои подходы.

Читайте так же:  Йога с кариной харчинской отзывы

«Дерево» (Пранаяма 1). Вы дуб. Огромный, старый, мудрый. В ваших зеленых ветвях чирикают воробьи, по ним стучит дятел и прыгают белки. Ваши корни далеко проросли в глубь земли, закрепившись в ней. Ваши руки – это ветви, они тянутся к небу и солнцу. Вы ощущаете аромат чистого и свежего воздуха, ваши корни соединяют вас с землей. Руки-ветви тянутся вверх. Постарайтесь почувствовать, как вы растете.
«Аист». Вы стоите на ярко-зеленой лужайке, лучи солнца падают на ваше лицо, солнце словно зовет вас поиграть с ним. Вы поднимаете руки и отвечаете ему: «Привет, Солнышко!» У вас белое оперенье и длинный красный клюв. Вы наклоняетесь к траве и видите, как многообразна жизнь. Вокруг вас бесчисленное множество цветов, ползают муравьи, разные жучки.

«Собака». Вы собака, которая стоит на краю обрыва. Перед вами простираются леса, поля, реки. Вы видите отражение солнца в реке, а когда поднимаете голову вверх, то свет, исходящий от солнца, радует вас, немного ослепляя.

«Кошка». Вы кошка, ваше тело, покрытое шерстью, блестит. Оно гладкое и упругое. Каждое ваше движенье наполнено грациозностью и красотой, и все вокруг это замечают.

Вы недавно проснулись и, чтобы размяться, прогибаетесь.

«Корова». Вы любите, когда вас окружает красивая сочная трава, вокруг жужжат пчелы и чирикают воробьи. Вам нравится полюбоваться этой красотой. Вы забываете про время и обязанности, вас никто не гонит и никто не ищет. Вы просто сидите и наблюдаете за всем этим со стороны.

«Свеча». Руки – словно подсвечник, а ноги и тело – это пламя и сама госпожа свеча. Вас несут в совершенно темную комнату. И вы как проводник и осветитель показываете дорогу. Вам и самому интересно, что это за любопытные вещи встречаются на вашем пути. Вы так ярко светите, пламя так горячо, что можно обжечься.

«Рыба». Вы один из немногих, кто посвящен в тайну подводного мира. Вы таите в себе голубые краски воды и оттенки разных цветов морских растений. Когда вы плывете, вам навстречу попадаются ваши друзья и подружки – такие же рыбы. Дно усыпано ракушками различных оттенков. Вы все плывете и плывете, каждый раз открывая для себя новые тайны подводного мира.

«Кобра». Вы лежите на камне, раскаленном от полуденного зноя. Вокруг вас шумит горячий ветер, который переносит море песка. Вы мудры, вы не делаете ни одного лишнего движения. Вы поднимаете голову и грудь, осматривая окрестности, но вокруг вас никого нет, и вы лишь смотрите вдаль, наблюдая скрытую жизнь пустыни.

«Йога – мудра». Сейчас вы не кто иной, как человек. Посмотрите на то, что так редко замечаете: на луга, усеянные цветами, на леса, наполненные животными и птицами, на реки с их бурными водами. Перед вами растет цветок. Улыбнитесь ему, не трогая это нежное создание, спрячьте руки за спину, наклонитесь к нему и почувствуйте его запах и красоту, разогнитесь и почувствуйте себя цветком очень красивым, но только большим.

«Лев». Вы царь зверей с огромной гривой и длинным хвостом. В вашей походке столько силы и мужества, сколько может быть лишь у льва. Один ваш рык – рык царя зверей – заставляет всех прислушиваться к нему. Вы мотаете головой, словно играя со всей планетой. Постарайтесь издать утробный львиный рык.

«Плуг». Вы самый надежный помощник человека, с вашей помощью земля дышит, а зерно прорастает. Сами же вы прочны и остры. В вас нет ничего лишнего, и каждая ваша часть для чего-нибудь нужна. Вы красиво и гармонично врезаетесь в землю, проходите сквозь нее и, переворачивая, показываете ее свету.

«Саранча». Вы сидите на длинной зеленой травинке. С высоты вы следите, как протекает жизнь внизу, у ваших ног. Ах, ваши ноги. Есть ли у кого-нибудь еще такие сильные и большие ноги? Вы чрезвычайно чувствительны – при малейшем шуме вы так легко прыгаете, что вас невозможно найти.

Суптаваджрасана. Почему вы так мало любуетесь тем, что вас окружает? Ложитесь на спину, руки под голову. Перед вами небо, чистое и голубое, по которому изредка пробегают облачка, похожие на сбитые сливки. Яркое солнце, на которое всегда трудно смотреть не мигая, похоже на яркий, сияющий блин. Вы слышите нескончаемое количество звуков, все вокруг умеет петь- прислушайтесь и вы услышите песню каждого.

«Лук». Вы лук. Ваша тетива натянута и всегда готова к выстрелу. Ручка из дерева тяжела и гладка. Вы всегда смотрите вперед, потому что знаете, что вам нужно, а сейчас вы это ищите. Вы самая надежная защита, но и самое опасное оружие, в зависимости от того, в каких руках вы находитесь. Помните, что вы принадлежите себе и вы единственный, и смотрите туда, куда вам захочется.

«Ласточка». Вы любите летать в воздухе друг с дружкой. У вас такой нежный голосок и перышки такие чудные. Вы наблюдаете за всем с высоты. Ваш дом на глиняном желтом овраге, в маленькой норке. Но для вас главное – полет, когда вы ощущаете ветер, бьющий в лицо, а чаще скорость, скорость и еще раз скорость.

«Верблюд». Вы корабль пустыни, вы пересекаете холмы песка, ваши шаги медленны и расчетливы. В горбах на вашей спине находится запас еды и воды. Вы очень много дней можете не пить и не есть. Вы всем своим видом показываете, как вы горды, что вы такой один на свете. На вас падают лучи солнца, а вам все равно, потому что ваша шуба оберегает от жары днем и от холода ночью, пока вы бредете по пустыне.

«Полупоза царя рыб». Вы верховный царь во всем морском царстве. У вас есть богатства, но вы на них не обращаете внимания, они вас просто не интересуют. А как вы сидите? Ваша осанка говорит о вашей мудрости, о вашей ответственности за весь подводный мир. Вокруг вас плавает множество рыб-секретарей. Вы отдаете им мудрые распоряжения. Это очень сложно быть царем подводного мира.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как видите, родители, желающие обучить своих детей йоге, кроме всего прочего, могут проявить и собственное творчество, выдумывая рассказ для той или иной асаны. Очень важно, чтобы ребенок получал удовлетворение от занятий йогой. Ни в коем случае нельзя заставлять его практиковать упражнения йоги насильно, это может нанести вред детскому организму.

Результаты от йоги для ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here