Шивананда йога и здоровье

Самое главное по теме: "шивананда йога и здоровье" с полным пояснением от профессионалов.

Шивананда йога и здоровье

Что значит классическая йога? Это значит, что практика йоги в этом русле предполагает соблюдение неких правил и устоев, продиктованных мудростью древних индийских риши и проверенных многовековым опытом. В классическом подходе есть существенные различия от тех новомодных течений йоги, так распространенных сегодня (фитнес йога, динамическая йога, силовая йоги и т.д.)

Главная особенность Шивананда йоги в том, что занятие проводится в режиме расслабления. Расслабление – это главное условие для того, чтобы асаны выполнялись в состоянии внутреннего безмолвия и естественной сосредоточенности ума. Только тогда практику асан можно назвать йогой.

Целью Шивананда йоги не является развитие силы или гибкости. Прирост этих качеств происходит естественно, как результат правильно поставленной практики. Очень часто динамика, упор на развитие силы мышц предполагают некое (порой очень большое!) напряжение и усилие, что, конечно, несовместимо и противоречит практике в состоянии релаксации. К тому же, когда человек «давит» на себя при выполнении асан, ему трудно соразмерить реальные возможности своего организма и «услышать» свое тело, отсюда и травмы, и боли в мышцах, не говоря уже о невозможности сосредоточиться на внутренней тишине.

Наше занятие проходит в русле «ненапряжения». Мы советуем своим студентам всегда соразмерять возможности своего тела и исходить из реальных ощущений «здесь и сейчас». Постепенно человек учится «слышать» свое тело, «стараться не стараться», то есть дать возможность своему телу работать, а сознание при этом оставлять абсолютно безмятежным. Стоит заметить, что это совсем не просто! Ведь мы привыкли добиваться чего-то в жизни через борьбу, часто преодолевая себя. В йоге (на самом деле и в жизни) все наоборот: научитесь правильно расслабляться – и все, что нужно, придет.

Мы делаем Шавасану (поза для расслабления) несколько раз за занятие – после некоторых асан или комплекса асан. Немногие знают, что эффект асаны работает не только и не столько во время ее выполнения, сколько после выхода из нее! – когда мы лежим в Шавасане после проделанной асаны, мы даем пране свободно течь по нашим тонким психическим каналам – нади и «чистить» их. Как результат снимаются психо-эмоциональные блоки и внутренние зажимы.

Правильному расслаблению, конечно же, сопутствует ровное и глубокое дыхание – этому в Шивананда йоге уделяется огромное внимание. Когда человек к нам приходит в первый раз, прежде всего мы смотрим, как он дышит. Правильно поставленный механизм дыхания важен как в повседневной жизни, так и при выполнении асан. Если дышать неправильно, человек не только не получит пользы от асаны, но может и навредить своему организму.

Еще одна особенность Шивананда йоги в том, что на занятии асаны мы всегда выполняем в определенном порядке. Последовательность асан ориентирована прежде всего на правильную работу позвоночника и построена таким образом, что за каждой асаной следует другая, обеспечивающая сбалансированное растяжение мышц в обратном направлении. Практика базируется на двенадцати основных асанах, обеспечивающих оптимальное здоровое функционирование всех систем организма человека. И, конечно же, асаны выполняются медленно и осознанно, становясь также ментальными упражнениями в концентрации и медитации. Один час практики в таком ключе приравнивается к одному часу физической нагрузки, одному часу релаксации, и одному часу медитации!

Итак, в процессе и как результат полной релаксации и глубокого, медленного дыхания возникает состояние собранности ума, душевного покоя и общей гармонии. Но главное преимущество традиционной йоги в том, что это особое состояние душевного равновесия, ясности ума и внутренней гармонии, испытываемое на занятии, плавно, постепенно перетекает в повседневную жизнь, затрагивает каждую сферу ежедневной деятельности и становится средством достижения духовного и физического благополучия.

Шивананда йога проста и понятна всем. Любой может практиковать её. Для этого не нужны дополнительные вспомогательные средства или специальное оборудование – лишь немного места, и огромное желание жить более полной, здоровой и гармоничной жизнью.

Шивананда йога основана на пяти основных принципах:

• правильная тренировка тела (выполнение упражнений)
• правильное дыхание (пранаяма)
• правильное расслабление (шавасана)
• правильное питание (вегетарианство)
• правильное понимание (мантры, изучение священных писаний и медитации)

Мы все на каком-то этапе размышляем о том «Кто я?» и «Какова цель моей жизни?». Йога говорит, что Истину можно познать путем опытным, а не интеллектуальным. Занятия йогой помогут вам исследовать себя, путем погружения в себя.

Какую пользу приносят занятия Шивананда йога:

— глубокое расслабление (в современном мире люди совсем забыли, как это на самом деле «расслабиться»)
— сбалансированная работа ума и тела
— физическое и ментальное омоложение
— здоровье позвоночника
— правильное дыхание

Шивананда йога и здоровье

2. Здоровье и йога

Что такое здоровье? Это состояние равновесия трех веществ в теле, а именно вата, пита и капха (ветер, желчь и флегма), в котором ум и все органы тела работают гармонично и согласованно, а человек наслаждается покоем и счастьем и исполняет свои обязанности с готовностью и легкостью. В этом состоянии у человека хорошее усвоение, хороший аппетит, нормальное дыхание и пульс, хорошее количество и качество крови, крепкие нервы и спокойный ум, здоровый ум в здоровом теле, хорошая работа кишечника, нормальное состояние урины, розовые щеки, сияющее лицо и светящиеся глаза. Это состояние, в котором человек скачет, поет, улыбается, насвистывает и появляется там и тут в радости и экстазе. В этом состоянии он надлежащим образом думает, говорит и действует с готовностью, легкостью и вниманием.

Достичь этого состояния желают все. Действительно, жизнь с хорошим здоровьем — это великое благословение. Что проку в земном богатстве и владениях, если человек не может нормально есть из-за болезни желудка, если он не может ходить вследствие ревматизма или паралича, если он не может насладиться прекрасным пейзажем из-за катаракты или нарушения зрения, если он не может совокупляться из-за импотенции? Один великий мыслитель сказал: «Дайте мне здоровье и время, и я подниму на смех королевскую пышность». Жизнь без хорошего здоровья — это страдание, даже если человек господствует над всей землей.

Для чего нам хорошее здоровье? Мы должны иметь хорошее здоровье, чтобы обрести четыре вида пурушартхи (цели человеческой жизни — — праведность, богатство, наслаждение и освобождение). Совершая добродетельные поступки, вы заслужите богатство и сможете удовлетворить свои мирские желания. Затем вы сможете подойти к самопознанию. Без хорошего здоровья вы не сможете добиться ничего. Без хорошего здоровья вы не сможете совершать никакого общественного служения. Без хорошего здоровья вы не сможете молиться и медитировать. Без хорошего здоровья вы не сможете делать никаких асан и пранаям. Вот почему писания называют это тело лодкой для пересечения океана рождений и смертей, инструментом для совершения благих дел и достижения освобождения. Вот почему в «Чарака — самхите» вы прочтете «Здоровье-лучшая вещь в этом мире».

Читайте так же:  Хатха йога для начинающих асаны

Человек получает хорошее здоровье в соответствии с хорошей кармой, совершаемой им в предыдущих рождениях. Тот, кто занимался в прежней инкарнации благочестивым служением, кто делился тем, что имел, с другими, кто помогал бедным и нуждающимся, кто совершал поклонение, медитацию, йогические практики и пранаяму, тот в этом рождении наслаждается крепким здоровьем. Закон причин и следствий неумолим и непреложен.

Хорошее физическое здоровье можно получить и поддерживать, строго соблюдая законы здоровья и правила гигиены, принимая здоровую, легкую, естественную, легко усваиваемую, питательную, умеренную, саттвичную пищу, дыша чистым воздухом, регулярно выполняя физические упражнения, ежедневно принимая холодные омовения, соблюдая умеренность в еде, питье и т.п. Хорошее ментальное здоровье можно получить и поддерживать повторением мантр, медитацией, целомудрием, практикой дисциплины и самообуздания и соблюдением распорядка, правильным мышлением, правильным чувством, правильной речью и правильным действием, релаксацией ума в состоянии жизнерадостности.

Что для человека может быть самым высоким достижением в этом мире? Самореализация. Какие преимущества или блага приносит эта самореализация? Почему мы вообще должны стремиться к самореализации, самопознанию? Только обретение осознания тождества души и Брахмана может положить конец череде рождений и смертей и таких сопутствующих им несчастий, как болезни, старость, страдания, беспокойства и различного рода проблемы. Только знание Духа способно принести неомраченное вечное блаженство, высший покой, высшее знание и бессмертие.

Если вы хотите обрести умственный покой и знание «Я», вы должны освободиться от болезней ума и тела. Согласно науке йоги, все физические болезни проистекают из болезней ума, из нездорового состояния ума. Западные психологи также признают этот факт. Они говорят, что болезни тела развиваются с появлением ненависти, гнева, беспокойств, депрессии и т.п., которые разлагают ум и приводят к различного рода физическим заболеваниям, разрушающим клетки тела.

Вы должны иметь элементарные знания раджа-йоги, психологии, Аюрведы, физиологии, семейной медицины, гигиены, санкхьи и философии Веданты. Тогда вы сможете прекрасно поддерживать свое здоровье. Вы должны обладать знанием законов природы, привычек и наклонностей ума. Только тогда ваш ум может быть всегда спокойным и здоровым. Никто не может спокойно работать с раздраженным умом. Такова теория Аюрведы, прекрасно согласующаяся с теорией западных психологов и с теорией раджа — йоги.

Разного рода вибрации от разных объектов внешней физической вселенной каждую секунду входят в ум человека и производят различные влияния. Тело является частью Вселенной. Также и ум. То, что называют миром — это просто ум. На ум человека влияют мысли и мнения других. Существует давление мысли извне. Вы должны обладать огромной силой для противодействия этим внешним потокам мыслей. Имейте мужество, смирение и упорство. Благодаря смирению, непреклонной воле, решимости и упорству вы добьетесь успеха во всех своих начинаниях.

Изучение философии санкхьи даст вам знание законов Вселенной, мировых процессов, сотворения Вселенной, знание о том, как формировался ум, как строились органы действия и восприятия, о том, что такое танматры, или рудиментарные причинные элементы, что такое махат таттва, что такое пуруша и пракрити, что такое три гуны, как они оперируют и воздействуют на человека, как они влияют на здоровье и менталитет человека, и о том, как получить знание о Пуруше. Изучение санкхьи и йоги Патанджали Махариши похвально. Веданта является только расширением и обобщением санкхьи.

Очень полезно элементарное знание астрологии. Движение Земли вокруг Солнца вызывает смену сезонов. Атмосферные условия воздействуют на тело. Различные сезоны имеют определенное влияние на здоровье человека. Планеты непосредственно влияют на ум и тело человека. Они оказывают благоприятное или неблагоприятное влияние на человека в соответствии со своим расположением в различных домах (грахах). Тот, кто обладает некоторым знанием астрологии, может предотвратить дурные последствия влияния неблагоприятных планет.

Да насладятся все совершенным здоровьем, силой и долголетием!

Шивананда йога и здоровье

2. Здоровье и йога

Что такое здоровье? Это состояние равновесия трех веществ в теле, а именно вата, пита и капха (ветер, желчь и флегма), в котором ум и все органы тела работают гармонично и согласованно, а человек наслаждается покоем и счастьем и исполняет свои обязанности с готовностью и легкостью. В этом состоянии у человека хорошее усвоение, хороший аппетит, нормальное дыхание и пульс, хорошее количество и качество крови, крепкие нервы и спокойный ум, здоровый ум в здоровом теле, хорошая работа кишечника, нормальное состояние урины, розовые щеки, сияющее лицо и светящиеся глаза. Это состояние, в котором человек скачет, поет, улыбается, насвистывает и появляется там и тут в радости и экстазе. В этом состоянии он надлежащим образом думает, говорит и действует с готовностью, легкостью и вниманием.

Достичь этого состояния желают все. Действительно, жизнь с хорошим здоровьем — это великое благословение. Что проку в земном богатстве и владениях, если человек не может нормально есть из-за болезни желудка, если он не может ходить вследствие ревматизма или паралича, если он не может насладиться прекрасным пейзажем из-за катаракты или нарушения зрения, если он не может совокупляться из-за импотенции? Один великий мыслитель сказал: «Дайте мне здоровье и время, и я подниму на смех королевскую пышность». Жизнь без хорошего здоровья — это страдание, даже если человек господствует над всей землей.

Для чего нам хорошее здоровье? Мы должны иметь хорошее здоровье, чтобы обрести четыре вида пурушартхи (цели человеческой жизни — — праведность, богатство, наслаждение и освобождение). Совершая добродетельные поступки, вы заслужите богатство и сможете удовлетворить свои мирские желания. Затем вы сможете подойти к самопознанию. Без хорошего здоровья вы не сможете добиться ничего. Без хорошего здоровья вы не сможете совершать никакого общественного служения. Без хорошего здоровья вы не сможете молиться и медитировать. Без хорошего здоровья вы не сможете делать никаких асан и пранаям. Вот почему писания называют это тело лодкой для пересечения океана рождений и смертей, инструментом для совершения благих дел и достижения освобождения. Вот почему в «Чарака — самхите» вы прочтете «Здоровье-лучшая вещь в этом мире».

Человек получает хорошее здоровье в соответствии с хорошей кармой, совершаемой им в предыдущих рождениях. Тот, кто занимался в прежней инкарнации благочестивым служением, кто делился тем, что имел, с другими, кто помогал бедным и нуждающимся, кто совершал поклонение, медитацию, йогические практики и пранаяму, тот в этом рождении наслаждается крепким здоровьем. Закон причин и следствий неумолим и непреложен.

Читайте так же:  Можно ли заниматься йогой православному человеку

Хорошее физическое здоровье можно получить и поддерживать, строго соблюдая законы здоровья и правила гигиены, принимая здоровую, легкую, естественную, легко усваиваемую, питательную, умеренную, саттвичную пищу, дыша чистым воздухом, регулярно выполняя физические упражнения, ежедневно принимая холодные омовения, соблюдая умеренность в еде, питье и т.п. Хорошее ментальное здоровье можно получить и поддерживать повторением мантр, медитацией, целомудрием, практикой дисциплины и самообуздания и соблюдением распорядка, правильным мышлением, правильным чувством, правильной речью и правильным действием, релаксацией ума в состоянии жизнерадостности.

Что для человека может быть самым высоким достижением в этом мире? Самореализация. Какие преимущества или блага приносит эта самореализация? Почему мы вообще должны стремиться к самореализации, самопознанию? Только обретение осознания тождества души и Брахмана может положить конец череде рождений и смертей и таких сопутствующих им несчастий, как болезни, старость, страдания, беспокойства и различного рода проблемы. Только знание Духа способно принести неомраченное вечное блаженство, высший покой, высшее знание и бессмертие.

Если вы хотите обрести умственный покой и знание «Я», вы должны освободиться от болезней ума и тела. Согласно науке йоги, все физические болезни проистекают из болезней ума, из нездорового состояния ума. Западные психологи также признают этот факт. Они говорят, что болезни тела развиваются с появлением ненависти, гнева, беспокойств, депрессии и т.п., которые разлагают ум и приводят к различного рода физическим заболеваниям, разрушающим клетки тела.

Вы должны иметь элементарные знания раджа-йоги, психологии, Аюрведы, физиологии, семейной медицины, гигиены, санкхьи и философии Веданты. Тогда вы сможете прекрасно поддерживать свое здоровье. Вы должны обладать знанием законов природы, привычек и наклонностей ума. Только тогда ваш ум может быть всегда спокойным и здоровым. Никто не может спокойно работать с раздраженным умом. Такова теория Аюрведы, прекрасно согласующаяся с теорией западных психологов и с теорией раджа — йоги.

Разного рода вибрации от разных объектов внешней физической вселенной каждую секунду входят в ум человека и производят различные влияния. Тело является частью Вселенной. Также и ум. То, что называют миром — это просто ум. На ум человека влияют мысли и мнения других. Существует давление мысли извне. Вы должны обладать огромной силой для противодействия этим внешним потокам мыслей. Имейте мужество, смирение и упорство. Благодаря смирению, непреклонной воле, решимости и упорству вы добьетесь успеха во всех своих начинаниях.

Изучение философии санкхьи даст вам знание законов Вселенной, мировых процессов, сотворения Вселенной, знание о том, как формировался ум, как строились органы действия и восприятия, о том, что такое танматры, или рудиментарные причинные элементы, что такое махат таттва, что такое пуруша и пракрити, что такое три гуны, как они оперируют и воздействуют на человека, как они влияют на здоровье и менталитет человека, и о том, как получить знание о Пуруше. Изучение санкхьи и йоги Патанджали Махариши похвально. Веданта является только расширением и обобщением санкхьи.

Очень полезно элементарное знание астрологии. Движение Земли вокруг Солнца вызывает смену сезонов. Атмосферные условия воздействуют на тело. Различные сезоны имеют определенное влияние на здоровье человека. Планеты непосредственно влияют на ум и тело человека. Они оказывают благоприятное или неблагоприятное влияние на человека в соответствии со своим расположением в различных домах (грахах). Тот, кто обладает некоторым знанием астрологии, может предотвратить дурные последствия влияния неблагоприятных планет.

Да насладятся все совершенным здоровьем, силой и долголетием!

Свами Шивананда (1887 – 1963)

Его миссия: служение человечеству

Свами Шивананда (1887–1963) был одним из великих мастеров йоги в Индии. На протяжении своей жизни он развивался в двух видах деятельности – как успешный врач, а также йог и мудрец. В центре его работы всегда было служение другим: “Любая работа, которая служит исцелению и облегчению страданий людей, доставляет мне истинную радость.” Для него служение было “выражением любви”. После того, как он начал работать доктором в Индии, он отправился в Малазию, где в тяжелейших условиях жили тысячи индийских рабочих. Будучи руководителем местного госпиталя, он проводил много времени, ухаживая за бедняками, которым больше всего нужна была его помощь. Он не только лечил бесплатно, он также был известен тем, что отправлял пациентов домой с суммой карманных денег, достаточной для компенсации утраченной ими прибыли.

Поиск нескончаемого счастья

В глубине души молодой доктор всегда чувствовал, что у него есть «высшее призвание» в жизни. Посреди мимолетных и сомнительных удовольствий жизни, он постоянно стремился к более совершенной форме постоянного счастья и покоя. Физическое и психическое страдание, которое он наблюдал у встречавшихся ему людей, было для него источником глубокой печали. Из учений Веданты он постепенно понял истинную цель жизни. Следование по пути мудрецов в помощи людям, не только их физическим телам, но также их умам – стало его сокровенным желанием. Для того чтобы полностью посвятить свою жизнь йоге, он оставил мир и провел много месяцев как бедный странствующий монах в поисках пути к уединению в Гималаях. Там он интенсивно практиковал йогу и медитацию и постиг самореализацию.

Синтез йоги

В своем ашраме, в Обществе божественной жизни в Ришикеше, Свами Шивананда обучал такой форме йоги, которая объединяет все известные системы йоги. Этот синтез йоги – основа современной практики йоги на Западе. В Ришикеше он подготовил множество выдающихся учеников, которые будут играть важную роль в становлении хорошей репутации классической йоги во всем мире и по сей день. В 1957 году он напутствовал одного из своих ближайших последователей, Свами Вишнудевананду: «Иди на Запад. Люди ждут» и отправил его сначала в Америку, затем в Европу распространять учение йоги.

Знание – великий дар

Писательство стало следующей миссией Свами Шивананды. Оно позволило ему дать людям более длительную пользу. Его целью было посеять столько духовного знания, сколько возможно. Для него, дар знания был величайшим из всех даров. Печатный станок был для него более важен чем трибуна проповедника потому что услышанные слова быстро забываются, а написанное слово продолжает существовать. До конца своей жизни он следовал этой миссии, издав более чем 200 книг обо всех аспектах йоги.

Ученики по всему миру

Свами Шивананда писал все свои книги на английском языке: это позволило ему охватить максимально большую аудиторию слушателей в мире. Он также поддерживал постоянную переписку с тысячами учеников йоги по всему миру, обращавшихся к нему в поисках ответов и совета. Таким образом, из своего простого дома на берегах Ганги в Гималайях, Свами Шивананда распространял свет божественного знания во все четыре конца света.

Читайте так же:  Йога на каждый день

Мощная сила его мысли

Этот великий мудрец двадцатого века, Свами Шивананда, продолжает жить. Он живет в своих книгах, в его последователях, в атмосфере его центров и ашрамов. Свами Шивананда был принцем среди людей, жемчужиной среди святых. Служение и любовь были оружием, которое он использовал для покорения людских сердец. Свами Шивананда не открыл новую религию, не разработал новые правила этики и морали. Напротив, он помог индусу стать лучшим индусом, христианину лучшим христианином, а мусульманину лучшим мусульманином. В Свами Шивананде была мощная сила – в его мыслях, его словах, его поступках. Он был божественной силой правды, чистоты, любви и служения.

Шивананда йога и здоровье

Глава двенадцатая. Йога для здоровья

1. Веданта — здоровью

Атма, или Высшее «Я», пребывающее в палатах вашего сердца, является хранилищем здоровья, силы, бодрости и жизненности. На него не могут воздействовать микробы и вирусы. Его не коснется холера, цинга, чума и т.п. В нем нет места слабости, депрессии, утомленности, унынию и болезненности. Если человек просто помнит Атму, или свое «Я», эпидемии и болезни уберутся восвояси.

Благородный врач — это тот, кто говорит с симпатией и милосердием пациенту, даже если тот при смерти: «Друг, не беспокойся. Эта болезнь — ничто. Скоро вы будете в порядке. Это лекарство придаст вам силу, жизнеспособность и приведет вас в норму». Простые добрые слова ободрения из уст врача или любого другого человека — великое утешение для больного. Они вселяют новые силы, бодрость и жизненность. Благодаря силе этих добрых слов больной исцеляется даже без лекарств.

Врач может возразить: «Свамиджи, если я буду так говорить, у меня не будет практики. Я не смогу поддержать себя. Я буду вынужден закрыть свою аптеку и клинику. Вы не правы в своем утверждении, я не могу подписаться под ним». Я отвечу: «Если врач действует согласно вышеизложенному и следует моим инструкциям, У него будет громадная практика. Он будет самым знаменитым и лучшим доктором в городе. Тысячи людей потянутся к доброму, сочувственному доктору. Они саму жизнь свою принесут к его стопам и всем пожертвуют ради него. Он обретет благосостояние пациентов и плоды их благой воли. Он накопит огромное богатство. Они будут платить ему щедро, добровольно, с чистым чувством любви, исходящей из глубины их сердец. Эй, врачи! Практикуйте этот метод и посмотрите, будут ли у вас деньги или нет».

Врач, не знающий «науку предположения», не сможет принести большого блага пациентам. Врач, дающий деструктивные негативные предположения больным, причиняет большой фатальный ущерб. Врач, не имеющий ни сочувствия, ни терпимости, не обладающий духовным сознанием, не способный видеть Высшее «Я» во всех живых существах, который просто использует свое знание для накопления богатства, живет впустую. Его жребий воистину печален! Он имеет глаза, но не видит. Осмелится ли врач выписывать огромные счета, если однажды он ясно осознал, что Атма, пребывающая в его сердце, пребывает и во всех его пациентах?

В прежние времена обычный врач мог излечить болезнь с помощью лекарств, купленных на базаре всего за пару пайсов. В эпоху нынешней современной цивилизации и научного прогресса, аллопатическое медицинское лечение стало очень дорогостоящим. Бедные люди не могут себе его позволить. Пациент должен получить анализ своей крови, мочи, кала и слюны. Он должен посетить «сапта-риши» (семь мудрецов) медицины. Для этого он должен пойти сначала к бактериологу, чтобы тот заполнил какие-то таблицы. Затем бактериолог направляет пациента к дантисту, чтобы удалить тартар и обработать пиофею, которая представляется ему причиной всех болезней. Он должен заплатить дантисту 10 рупий. Затем ему нужно пойти к кардиологу, чтобы сделать флюорографию. Ему нужно заплатить 25 рупий. Иногда он платит консилиуму докторов за квалифицированный диагноз. Он не ощущает облегчения, даже пройдя нескольких специалистов, и теряет при этом большие деньги.

Несколько раз в день мысленно повторяйте нижеприведенную формулу. Медитируйте на ее значение. Благодаря этому методу можно избавиться от хронических неизлечимых болезней, объявленных компетентными врачами безнадежными. Это безотказное божественное средство. Иногда вам потребуется терпеливо ожидать результатов. Самовнушение — это одна из методик Веданты. Формула этой школы, а именно, «день за днем, по милости Бога, я становлюсь лучше и лучше» — это важнейшее ведическое утверждение.

Поэтому воспевайте, ощущайте и утверждайте:

Ананда сварупохам (Моя истинная природа — высшее блаженство). Ом Ом Ом

Я — воплощение счастья. Ом Ом Ом

В своей сущности я — блаженство. Ом Ом Ом

Анамайохам (я здоров). Ом Ом Ом

Я — свободный от болезней Дух. Ом Ом Ом

Я — здоровье. Ом Ом Ом

Я — не тело и не ум. Ом Ом Ом

Я — воплощение бесстрастия. Ом Ом Ом

Никакая болезнь не может войти в мое тело. Ом Ом Ом

Моя воля чиста и непреодолима. Ом Ом Ом

Люди говорят: «Ешь каждый день по яблоку — и обойдешься без врача». Это, скорее, блажь. Это сомнительно. Я скажу: «Живите в духе вышеприведенных формул. Только так вы сможете обойтись без врача. Это абсолютно ненакладно. Это верное действенное средство, последняя надежда и панацея. Деньги на оплату медицинских счетов могут быть сэкономлены. А кроме того, это принесет вам самопознание». Вы — не это преходящее тело. Вы — бессмертная всепроникающая душа. «Тат твам аси — ты есть То». Возрадуйтесь в вечности, сознании и блаженстве Духа и станьте освобожденными уже в этом рождении.

Желаю вам освободиться от болезней, смерти и рождения!

Подготовка преподавателей хатха йоги. Курс

Шивананда Йога

Свами Шивананда Сарасвати (1887-1963)

Видео (кликните для воспроизведения).

Свами Шивананда Сарасвати родился 8 сентября 1887 года в брахманской семье. При рождении его звали Купптусвами. Семья была религиозной, однако в молодости он получил медицинское образование по западному образцу.

После обучения он сначала работал в Малайзии и вернулся в Индию в 1924 г. В Индии вначале он продолжил работу медиком в Варанаси, но потом один из его пациентов заинтересовал его йогой, дав почитать один древний трактат на эту тему.

Купптусвами пешком прошёл от Варанаси до Ришикеша. Там он встречает своего духовного учителя по имени Свами Вишвананда Сарасвати. От него он принимает монашеские обеты и вступает в орден Сарасвати.

Читайте так же:  Чакры на руках сахаджа йога

В 1948 году Свами Шиванадна Сарасвати основывает свой Ашрам и называет его «Лесная Академия Йоги и Веданты». В этой Академии Шиванада начал развивать своё виденье йоги. Он объединил философию Веданты (древнее индийское знание) и Йогу, а так же использовал свое знание западной анатомии и физиологии. Из их соединения получилось его направление йоги — Шивананда Йога.

Шивананда сделал довольно много нововведений. В частности, именно он ввел такое понятие, как «Полное Йоговское Дыхание». Если посмотреть, что написано о дыхание в «Хатха Йога Прадипике» или в «Гхеранда Самхите», то про ПЙД там ничего найти нельзя. То же самое касается Чандра Бхеданы Пранаямы. В средневековых трактатах описывается Сурья Бхедана Пранаяма, но Чандра Бхеданы там нет.

В рамках своей системы Свами Шивананда разрабатывал простые терапевтические последовательности асан. Его направлению йоги присущи методы постепенного освоения асан. На начальном этапе практики дается большое количество промежуточных расслаблений между позами (как правило, в Шавасане).

Общая схема занятия следующая:

  • Начальные мантры
  • Пранаямы
  • Сурья Намаскар
  • Упражнения и асаны в положении лежа на вытяжение ног
  • Ширшасана или Дельфин
  • Сарвангасана (+варианты)
  • Матсиасана (варианты)
  • Позы с наклоном
  • Прогибы
  • Скрутки
  • Позы равновесия
  • Позы для ног сидя
  • Позы стоя
  • Шавасана
  • Завершающие мантры

Существует базовая последовательность асан, состоящая из 12-ти асан. Она используется, как пример, который легко запомнить. Она включает в себя следующие асаны:

  • Ширшасана
  • Сарвангасана
  • Халасана
  • Матсиасана
  • Пашчимоттанасана
  • Бхуджангасана
  • Шалабхасана
  • Дханурасана
  • Ардха Матсиендрасана
  • Бакасана
  • Пада Хасатасана
  • Триконасана.

В системе Йоги Шивананды большое количество времени уделяется освоению Пранаям и мантра пению, а так же работе с Бандхами и Мудрами.

Свами Шивананда Сарасвати написал очень много книг, посвященных практики йоги. Вот некоторые из них:

  • «Наука Пранаямы»
  • «Золотая книга Йоги»
  • «Йога и сила мысли»
  • «Йога и здоровье»
  • «Джапа Йога. Метидация на Ом»
  • «Концетрация и медитация»

В 50-е годы совершил множество поездок по Индии, читал лекции по йоге. После этих поездок в его Ашрам стали приезжать люди со всей страны. В 1953 году в Лесной Академии Йоги был проведен Всемирный Парламент Религий. После этого в Ашрам стали приезжать и иностранцы.

Умер Шивананда в 1963 году.

Сертификационные курсы по системе Шиванада йоги в России не проводятся. Ближайшая страна, где можно получить сертификат для преподавания по этой системе — Литва. В Москве есть филиал Международного Центра Шивананда Йоги: http://yamunastudio.ru . Владимир Карпинский — один из самых опытных преподавателей по этой системе в Москве.

Свами Вишну Девананда Сарасвати (1927-1993)

Свами Вишну Девананда, настоящее имя которого Куттан Наир, родился 31 декабря 1927 года в штате Керала, расположенном на юге Индии. После окончания школы он был взят на службу в инженерные войска индийской армии. Однажды, находясь на дежурстве, он нашел в мусорной корзине брошюру — в ней говорилось об истине духовной практики, а ее автором был Свами Шивананда. Эта брошюра произвела на Куттана Наира такое впечатление, что он отправился в ашрам к Свами Шивананде.

После увольнения из армии он стал школьным учителем, но через некоторое время, в 1947 году он оставил прежнюю жизнь, чтобы следовать своему призванию, и отправился в ашрам Шивананды в Ришикеше. В течение года он стал монахом и получил новое имя — Свами Вишну Девананда.

Он прожил в ашраме Шивананды десять лет и за это время освоил множество асан хатха йоги. Именно с его помощью Свами Шивананда разработал комплекс из 12 асан, которые давались на первых порах освоения йоги.

Кроме того, он разработал еще 8 последовательностей для начинающих, которые готовят учеников к выполнению базовой последовательности из 12 асан.

Сам Свами Девананда достиг очень высокого мастерства в асанах. Сложные асаны в его исполнении можно увидеть в «Полной иллюстрированной книге йоги», которая была издана в 1960 году. В этой книге можно найти много интересных асан. Многие из них выполняются не так, как предлагается в книге Айенгара «Йога Дипика». У некоторых асан отличаются названия от аналогичных асан Айенгара.

В 1957 году Свами Вишну Девананда был послан своим учителем на Запад со словами: «Люди ждут». Однако сначала Свами Вишну Девананда поехал в Сингапур, потом в Малайзию и Гонконг. После чего попадает в Австралию, и там его ученики помогли ему организовать поездку в Сан Франциско.

Он проводил занятия по йоге в разных городах Соединенных Штатах, затем в 1959 году поселился в Канаде в Монреале и основал там штаб-квартиру Шивананда Йога Веданта.

В 1962 году Свами Вишну Девананда разработал концепцию «Ashram Yoga Camp». Это были летние лагеря, где пропагандировалась йога и здоровый образ жизни. Вначале они организовывались в США и в Канаде. В 1967 году основал Ашрам на Багамах. Позже еще несколько Ашрамов по всему миру.

В 1969 году начал проводить курсы по подготовке преподавателей йоги. Основной задачей этих курсов было широкое распространение знаний по Йоге и Веданты и, как следствие, гармонизация мира во всем мире.

Выделял 5 аспектов, на которые надо обратить внимание для гармоничного развития личности:

  • Правильные физические упражнения (асана)
  • Правильное дыхание (пранаяма).
  • Правильное питание (вегетарианство).
  • Правильное расслабление.
  • Позитивное мышление и медитация.

В 80-е годы Свами Вишну Девананда активно борется за мир во всем мире, летая на двухместном самолете над очагами военных конфликтов, разбрасывая листовки с призывами к миру.

В зимой 1986 года совершил аскезу в горной пещере в поселке Ганготри. Умер в 1993 году в Керале (Южная Индия). Тело его перевезли в Уттаркаши (Северная Индия) и погрузили в воды Ганги.

Книги, написанные Свами Вишну Деванандой:

  • «Полная иллюстрированная книга йоги» (1965 г.)
  • «Медитация и мантры»
  • «Йога. Ум и тело»

Ссылка на видео со Свами Шиванандой и молодым Свами Вишнудеванандой: https://youtu.be/PWa9Z-kGgLY

Ссылка на видео с молодым Свами Вишнудеванандой Сарасвати: https://youtu.be/jZaen82ZdiE

Свами Сатьянанда Сарасвати (1923-2009)

Ученик Шивананды Свами Сатьянанда Сарасвати родился 26 июля 1923 года в небольшом городке у подножия Гималаев, неподалеку от Алморы.

О ранних годах его жизни не очень много написано. По одним сведениям он в 19 лет ушел из дома и искал Гуру, пока вскоре не нашел Свами Шивананду Сарасвати в 1942 году. По другим — работал журналистом и встретился с Шиванандой, когда брал у него интервью.

Живя в Ашраме Шивананды много внимания уделял Карма Йоги, то есть труду во благо общества, следуя наставлению учителя: «Усердно трудись, и ты очистишься». Провел в Ашраме 12 лет своей жизни, потом в течении 8 лет вел жизнь странствующего монаха. Он совершил паломничество по святым местам Индии, Афганистана, Бирмы, Непалы и Цейлона. Во время своего путешествия интересовался не только йогическими, но и тантрическими техниками.

Читайте так же:  Йога в древней индии объединяла в себе

В 1963 году основал в Мунгере Бихарскую Школу Йоги. Начиная с 1968 года ездил по миру, распространяя Йогу и Тантру. В 1983 году передал свои полномочия в Бихарской Школе своему ученику Свами Ниранджананде Сарасвати.

В 1988 году по покинул Мунгер и путешествовал инкогнито, взяв на себя обеты странствующего монаха. В 1990 году в городе Рикхия, где основал Шри Панчдашнам Парамахамса Алякх Бара — бесприбыльную организацию, предназначенную для жизни отшельников и аскетов. С 2001 года иногда в Ракхие проводил богослужения в виде огненных жертвоприношений, но большую часть времени находился в уединении. В 2009 году умер в Ракхие.

В Бихарской Школе Йоге при жизни Свами Сатьянадны Сарасвати можно было обучаться йоге по системе, похожей на ту, которая предлагается в Ашраме Шивананды в Ришикеше. Кроме того, давались тантрические техники.

Сейчас в Бихарской Школе Йоги проходит грамотно построенное обучение йоге под руководством Свами Ниранджананды Сарасвати. Есть 4-х месячные курсы. После прохождения основного курса можно остаться на дополнительное обучение, где есть возможность обучаться тантрическим техникам.

Вот книги Свами Сатьянанды Сарасвати, по тантре, которые переведены на русский язык:

  • «Тантрические практики преображения»;
  • «Древние тантрические техники йоги и крийи».
  • «Тантрические медитации».
  • «Кундалини Тантра».

Свами Сатьянанда разработал технику Йога Нидры (йогический сон). Суть этой техники в расслаблении тела и ума и снятии внутренний напряжений.

В Бихарской Школе Йоги всегда огромное внимание уделялось Карма Йоге. Многие кто был в этом месте, отмечают, что асаны и пранаямы занимают в расписании намного меньше места, чем уборка территории и работа на благо общества.

В Бихарской Школе Йоги есть своя типография, в которой было напечатано большое количество книг Свами Сарасвати Сатьянанды, а позже его учеников и переемников.

Книги по йоге, написанные Свами Сатьянанда Сарасвати:

  • «Мула Бандха. Ключ к мастерству».
  • «Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха»
  • «Йога Нидра»
  • «Сурья Намаскар. Техника оживления солнцем»
  • и другие.

Шивананда йога и здоровье

Шри Свами Шивананда. Йога и здоровье.

Перев. с англ. А. Соломарский. —К.: «София», Ltd., 2000. —256 с.

Имя Свами Шивананды (1887—1963) знакомо каждому, кого интересуют оздоровительные аспекты йоги. Классическая «Полная иллюстрированная книга йоги», многократно издававшаяся на всех западных языках (в том числе на русском), — написана его учеником, Свами Вишнудеванандой. Но и сам Учитель прекрасно разбирался в вопросах здоровья. Еще когда его знали под мирским именем Куппусвами, он много лет проработал врачом и издавал популярный медицинский журнал. Став саннъясином, Свами Шивананда досконально изучил хатха-йогу и всегда заботился об оздоровлении своих учеников.

Система Шивананды очень проста и действенна, и не случайно уже несколько лет устойчивым спросом пользуется его работа «Йога-терапия», переведенная на русский язык издательством «София». Книга «Здоровье и йога» является ценным дополнением к ней. Она составлена из книг и устных поучений Мастера его любящими учениками. Благодаря им читатель имеет возможность не только получить массу ценной и аутентичной информации по йоге, но и в полной мере ощутить неповторимый дух Шивананды — мощный, светлый и чистый.

Издатель публикует эту книгу как исторический документ, а не как пособие, предназначенное для самостоятельного лечения. Терапевтические и профилактические методики, описываемые в настоящем издании, должны применяться только после консультации с дипломированным врачом и под руководством квалифицированного и опытного учителя йоги.

Йога и здоровье человека

Свами Шивананда родился в 1887, умер в 1963. Известный современный учитель йоги , мудрец, признанный святым, родился в семье, относящейся к роду прославленным риши и садху, один из которых — Аппаи Дикшита. У Свами рано сформировалось желание служить на благо людям, что определило его выбор медицинского образования.

Недолго работая в Малайзии, где он также пропагандировал йогу и аюрведу, Свами Шивананда организовывал большое количество клиник для неимущих слоев общества. В 1924 году, по возвращению в Индию, он остается в городе йогов – Ришикеше, находящемся на берегу Священной Ганги. Позднее он отправляется странствовать, ведет образ жизни аскета. После принятия посвящения в мистический орден Сарасвати, совершает путешествия по Гималаям и Южной Индии.

Шивананда (букв. «блаженство всевышнего») понимает свою миссию в служении человеку, самоотречение и аскетизм. В 1932г. он открывает Ашрам, в 1936 основывает Общество Божественной Жизни.

В 1940-х годах основывает «Лесную академию Йоги и Веданты» в городе Ришикеше. В США это учение было привезено его учеником и преемником Свами Вишнудевананда (род. 1927), написавшего всемирно известную книгу «Полное иллюстрированное руководство йоги», описавшее более 140 асан . Практика асан в школе статическая, разминкой же выступает динамический комплекс «Сурья Намаскар» (приветствие солнца), хотя такой строгой «отстройки» асан нет. Как в Индии, так и в США, в школах с направлением Свами Шивананды изучают «Пурна Йогу» (полная йога) — сочетание из карма (бескорыстного труда), хатха (асаны и пранаямы ), джняна (изучения священных текстов) и бхакти (поклонения Богу) йоги.

Шивананда создал «Всемирный парламент религий» в 1950 г., после долгого странствования по Индии и Шри-Ланке.

14 июля 1963г. Свами Шивананда вошел в мегасамахди . После себя он оставил не менее 300 книг. Его книги, посвященные философии йоги, объединяют сотни учеников разных национальностей, исповедующих разные религии.

Вот некоторые книги Свами Шивананды которые действительно стоит прочитать.

Во всем многообразии систем физической подготовки человека йога занимает лидирующее положение. Особенностью данной книги, которую написал Свами Шивананда является то, что все эти комплексы он разрабатывал самостоятельно для западного человека, обремененного постоянной нехваткой времени.

Особое внимание в данном труде Свами Шивананда уделил вопросам диеты, сна, голодания, полового воздержания ( брахмачарьи ).

В этом классическом труде собраны простые и очень эффективные упражнения для оздоровления тела, контроля над дыханием, принципы питания.

Книга Шивананды по йогатерапии предназначена для всех, кто интересуется не только йогой, но и методиками самоисцеления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эта книга познакомит вас с учением о мысли в философии Адвайта-веданты — о причинах, сущности и последствиях мыслительной деятельности. Вы узнаете, почему так важно контролировать собственные мысли на всем протяжении духовного пути; поймете, зачем нужно бороться с мыслями деструктивными и суетными и культивировать мысли достойные и благие; прочтете о конкретных способах и методиках, воспитывающих дисциплину ума.

Шивананда йога и здоровье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here